Роль научной коммуникации в развитии образовательных программ российских университетов с учетом требований рынка труда
Гаврилюк Е.С.1, Дубинина П.М.1, Жукова А.Е.1
1 Национальный Исследовательский Университет «ИТМО»
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Гаврилюк Е.С., Дубинина П.М., Жукова А.Е. Роль научной коммуникации в развитии образовательных программ российских университетов с учетом требований рынка труда // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 5. – С. 695-708. – doi: 10.18334/et.11.5.120984.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67897668
Аннотация:
В связи с возросшей потребностью в специалистах области научной коммуникации и модернизацией потребностей рынка труда в данной статье авторами анализируются актуальные вопросы, связанные с сущностью и ролью научной коммуникации в высших образовательных учреждениях, описываются отечественные и зарубежные примеры реализации новых образовательных программ и мероприятий, методы и компетенции, приобретаемые по итогам освоения данных программ. выявлены несколько ключевых видов интеграции образовательных программ научной коммуникации в университеты, это: обучающие тренинги, продолжительные практико ориентированные школы, программы магистратуры и внутреннее медиа сопровождение. выяснено, что интеграция практики научной коммуникации в университетах повышает качество образования, создает возможность для выпускников вузов обрести компетенции, необходимые для взаимодействия с различными институтами в современной наукоемкой экономике.
Ключевые слова: научная коммуникация, популяризация науки, компетенции, рынок труда, образовательные программы университетов, высшее образование
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке НИУ «ИТМО» в рамках научного проекта № 623109.
JEL-классификация: J21, J23, J24, I23, I26
Введение
В современном мире динамичного развития информационных технологий, изменяющихся социально-экономических условий и конкурентного рынка труда роль высшего образования и формат его образовательных программ претерпевают существенные трансформации. В этом контексте в рамках учебного и научного процесса в российских университетах растет популярность развития научной коммуникации. Она направлена на интеграцию академических знаний, потребностей рынка труда и представление научных результатов общественности.
Объектом исследования является научная коммуникация в российских университетах. Предметом выступает взаимосвязь научной коммуникации и образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда. Цель исследования состоит в том, чтобы изучить роль научной коммуникации в развитии образовательных программ университетов с учетом актуальных требований и ожиданий рынка труда.
В рамках данного исследования были выделены следующие задачи: изучить сущность научной коммуникации и ее характеристики; рассмотреть примеры внедрения элементов научной коммуникации в университетах России; дать рекомендации по развитию компетенций научной коммуникации среди студентов для успешной подготовки к профессиональной деятельности.
Научной проблемой является недостаточная интеграция элементов научной коммуникации в образовательные программы университетов.
Авторская научная гипотеза предполагает, что внедрение научной коммуникации в образовательные программы университетов с учетом потребностей рынка труда обеспечивает улучшение качества образования и более эффективную подготовку студентов к профессиональной деятельности.
Научная новизна данного исследования заключается в определении роли научной коммуникации в развитии образовательных программ университетов с учетом требований рынка труда, что позволит углубить понимание механизмов взаимодействия образования и профессиональной деятельности. Обзор текущего состояния данной проблематики выявляет пробелы в научном знании и может послужить основой для дальнейших исследований.
В методологию исследования легли теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов представлены такие, как: анализ, синтез, сравнение, конкретизация и обобщение. Использованы следующие эмпирические методы: наблюдение, кейс-анализ, сравнительный анализ, изучение прикладной литературы и результатов деятельности по изучаемой теме. Информационной базой исследования выступили научные статьи зарубежных и отечественных авторов в периодических изданиях, отчеты со статистическими данными, доступные в открытых источниках сети «Интернет», открытая документация и отчетность российских университетов.
Актуальность изучения роли научной коммуникации в развитии образовательных программ университетов неоспорима, поскольку это направление способствует привлечению студентов к активному участию в научных исследованиях с учетом потребностей и ожиданий работодателей, формирует конкурентоспособных специалистов, способных развиваться в научном обществе, получать как академические, так и практические навыки и успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда. В данной статье рассматривается сущность научной коммуникации, ее влияние на структуру и содержание образовательных программ, а также примеры развития данного направления в российских высших образовательных учреждениях.
Говоря о существующих исследованиях, нужно сказать, что публикаций, рассматривающих именно вопрос влияния научной коммуникации на развитие образовательных программ университетов, на русском языке нет. Исследованием схожих аспектов занимались Сорина Г. В. и Грифцова И. Н. В своей работе они установили формы научной коммуникации [1]. Евсеева Е. В. в своей статье искала место научной коммуникации в современном мире и установила проблемы и вызовы, с которыми сталкивается рассматриваемое явление, и выявила ее связь с демократией [2]. Самым близким к исследуемым вопросам данной работы можно назвать труд Кузьминской Е. Г., в котором автор изучает инструменты электронной научной коммуникации и их использование в процессе подготовки магистров в одном из университетов Украины [3].
За рубежом этот вопрос изучается также не очень активно. Дж. Р. Крокетт, рассматривает данные и делает выводы о наиболее релевантном для административного научного персонала образовательного опыта [4]. Х. А. Дж. Мудлер, Н. Лонгнекер и Л. С. Девис, резюмирует и описывает опыт проведения подобных обучающих программ/мероприятий некоторых университетов со всего мира [5].
Теоретический анализ
Определение «научная коммуникация» до сих пор имеет расхождение в интерпретации, многие идентифицируют его с «популяризацией науки». Об этом свидетельствует монография авторов из Китая «Введение в индустрию популяризации науки» [6].
Однако термин «научная коммуникация» имеет более широкое значение, так как связь науки и общества проявляется не только в популяризации науки. Тосс Гаскойн из Австралийского национального университета в Швейцарии выделяют три основные ментальные модели, определяющие отношение ученых к взаимодействию науки и общества: общественное понимание науки (public understanding of science), вовлеченность общества в науку (public engagement with science) и стратегическая научная коммуникация (strategic science communication) [7].
Так, научная коммуникация - профессиональная деятельность по передаче научных знаний, методов и практик широкому кругу неспециалистов. В отличие от внутри академической коммуникации (англ. scientific communication), т. е. от взаимодействия учёных в пределах научной среды, научная коммуникация рассматривается как сфера общения ученых с остальной частью общества. Целями научной коммуникации могут быть как распространение научной информации и повышение осведомленности о конкретной научной проблеме или работе науки в целом, так и влияние на мнения, убеждения и поведение. Профессиональные посредники между учеными и их внешними аудиториями называются научными коммуникаторами. В их числе, например, сотрудники пресс-служб научных и образовательных организаций, научные журналисты, кураторы научных музеев, организаторы научно-популярных мероприятий, социологи научной коммуникации [8].
Данное определение включает в себя более широкий спектр составляющих, среди них: стратегия, маркетинг, вовлеченность и восприятие, и общественное понимание науки, популяризация в том числе и другое. Роль научной коммуникации в рамках университетов может быть классифицирована на внутреннее и внешнее взаимодействие.
Внутреннее взаимодействие обеспечивает развитие студентов среди научного сообщества, где происходит обмен предыдущего опыта и приращение к нему новых идей. Такая форма взаимодействия раскрывает потенциал обучающихся и вносит вклад в интеллектуальный капитал, а воплощение идей способствует развитию научных центров университетов и нередко трансформируется в открытия и инновации.
Внешнее взаимодействие проявляется через работу с различными аудиториями, которым представляются научные результаты. Этот процесс формирует способность выражать свои идеи, адаптировать научные знания для восприятия разнообразными слушателями и развивает навыки публичных выступлений. Более подробно рассмотренные формы взаимодействия представлены далее в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация роли научной коммуникации в университетах по формам взаимодействия [9, с.13].
Метод научной
коммуникации
|
Внутреннее
взаимодействие
|
Внешнее
взаимодействие
|
Конференции/лекции/семинары
|
Участие во внутренних
научных мероприятиях, обмен идеями и результатами исследований.
|
Участие во внешних
мероприятиях (в т. ч. международных), приглашение внешних спикеров.
|
Партнерства
|
Совместные научные проекты
с различными факультетами и дисциплинами внутри университета.
|
Взаимодействие с внешними исследовательскими
центрами, компаниями и промышленными предприятиями для решения комплексных
задач.
|
Учебные программы
|
Интеграция научных методов
в учебные курсы и программы. Организация менторских программ для поддержки
научной карьеры студентов.
|
Сотрудничество с
представителями бизнеса и государства для адаптации образовательных программ
к требованиям рынка труда.
|
Таблица 2 - Взаимосвязь компетенций, приобретаемых в результате участия в научной коммуникации в университетах, и рынка труда [1, c. 14-15]
Компетенции
|
Связь с рынком труда
|
Критическое мышление
|
Умение решать
нестандартные задачи в организациях, способность рассматривать ситуацию с
разных сторон, разрабатывать собственные методы решения проблем. Способность
анализировать информацию, верифицировать ее на надежность.
|
Навык письменной и устной
коммуникации
|
Владение академическим
слогом позволяет занимать высокие должности, требующие понимание сложных
процессов, которые часто описываются именно на таком языке. Устная
коммуникация повышает способность взаимодействовать с коллегами и
работодателями, доносить нетривиальные знания неподготовленным слушателям и
умение вести переговоры, создавать партнерские программы.
|
Интеграция современных
технологий
|
Развитие вебинаров,
онлайн-курсов и создание цифровых ресурсов для более эффективной коммуникации
с работодателями.
|
Междисциплинарное взаимодействие
|
Участие студентов в
проектах, связанных с реальными вызовами отраслей экономики конкретных
бизнес-сфер.
|
Публичные выступления
|
Участие
студентов в профессиональных выставках, презентациях проектов перед
предприятиями, работодателями и инвесторами.
|
Кроме того, научная коммуникация — пространство, аккумулирующее новые технологии и знания. Развитие научных центров внутри университетов неразрывно связано с внедрением новых технологий. Например, использование виртуальной и дополненной реальности в представлении своих результатов не только увеличит ценность исследования, но и позволит студентам лучше понимать сложные концепции.
Научная коммуникация, как правило, подкреплена междисциплинарным взаимодействием. Это создает почву для проведения исследований на стыке научных знаний. В профессиональной деятельности существуют такие задачи, которые требуют комплексного подхода, задействующего различные научные области. А обмен опытом позволяет создавать коммуникационные мосты между ними.
Сравнительный анализ
Был проведен сравнительной анализ примеров реализации точек роста научной коммуникации в университетах России.
В Первом Московском Государственном Медицинском Университете имени И. М. Сеченова представлена школа по научной коммуникации. Это проект Института лингвистики и межкультурной коммуникации, который реализуется с 2021 г. в рамках университета. На февраль 2024 г. было реализовано три смены – две летних и одна зимняя. Данный формат обеспечивает погружение участников и предполагает по итогам создание проекта, применимого на практике. Поучаствовать в проекте можно как очно, так и онлайн. Следовательно, присоединиться можно из любого города или страны. Например, программа зимней школы в 2022 г. предполагала [10]:
1. Погружение в медиасреду, ее устройство и способы распространения информации;
2. Интенсивный тренинг по написанию научной новости и лонгрида, созданию интервью;
3. Знакомство с принципами и приемами создания и редактирования научно-популярного текста на медицинскую тематику.
В РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева существует Центр межвузовской научной коммуникации. Цель деятельности центра – методическое и консалтинговое обеспечение и организации планомерной и системной работы среди всех аграрных вузов по мониторингу и повышению наукометрических показателей аграрных вузов на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Минсельхозу России; развитие публикационной активности аграрных вузов РФ, ознакомление широкого круга общественности с последними достижениями сельскохозяйственной науки. Среди задач представители центра отмечают [11]:
1. Разработку алгоритмов экспертной и консалтинговой деятельности;
2. Внедрение информационно-аналитических наукометрических инструментов управления научно-исследовательской деятельностью аграрных вузов;
3. Проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для аграрных вузов по соблюдению действующего законодательства РФ в области СМИ, по открытию новых журналов, по формированию навыков академического письма, написанию статей в авторитетные отечественные журналы, по этическим принципам при проведении научно-исследовательских работ и публикации результатов, в том числе по открытию/развитию этических комитетов на базе аграрных вузов;
4. Обучение работе с библиографическими системами, в том числе помощь в администрировании профиля вуза и авторских профилей в базах научного цитирования;
5. Сбор и анализ сведений о наукометрических показателях аграрных вузов;
6. Бенчмаркинг журналов, издаваемых аграрными вузами, продвижение журналов в наукометрические базы данных; взаимодействие с Ассоциацией научных редакторов и издателей;
7. Развитие региональной научной и академической коммуникации.
Например, 8 декабря 2023 г. прошел семинар, посвященный технологии и инструментам продвижения сельскохозяйственных журналов, вопросам повышения качества контента, редакционно-издательским стратегиям, политике процессам подготовки научных журналов и публикаций [11].
В университете СПбГЭТУ «ЛЭТИ» представлен Центр научных коммуникаций, деятельность которого реализуется с помощью продвижения научных достижений ученых Университета в информационном и академическом пространстве, формирования и продвижения имиджа университета как конкурентоспособного научно-образовательного центра мирового уровня. Например, 15–16 февраля 2024 г. в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» состоится очный этап Окружного молодежного научного медиафестиваля «Освети науку». Конкурсная программа меропрития направлена на выявление лучших медиаработ, которые популяризируют профессиональную научную деятельность и привлекают внимание к достижениям российской науки на уровне Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Данный медиафестиваль также был реализован 12–13 декабря 2023 г. [12].
В НИУ ВШЭ существует отдел научных коммуникаций, деятельность которого представлена через развитие собственного научно-популярного медиа, подготовку и дистрибуцию научных пресс-релизов, создание спецпроектов с ведущими СМИ, помощь научным журналистам в организации интервью и получении комментариев от ученых из университета, организацию образовательных и просветительских программ, практических семинаров в сфере научных коммуникации для сотрудников и студентов университета. Работа отдела реализуется как на русском, так и на английском языке для международной аудитории [13].
В СПбПУ представлен сектор научной коммуникации, деятельность которого направлена на:
1. Расширение информационного поля СПбПУ, охват высокорейтинговых, цитируемых и федеральных СМИ;
2. Популяризацию результатов деятельности ученых СПбПУ;
3. Развитие академической репутации университета;
4. Формирование лояльности внешней и внутренней аудитории университета;
5. Формирование стойкой ассоциации с университетом научно-исследовательского по своей сути, университета как передового центра создания инноваций и технологий;
6. Продвижение ключевых научно-исследовательских центров СПбПУ (ИППТ, ИФНиТ, ЦПИ, лаборатории, инжиниринговые центры) и огласки их деятельности.
Еще в 2016 г. 19 ноября в сотрудничестве с университетом был реализован проект «Школа научной коммуникации РВК» [14].
В результате было выявлено несколько форм реализации внедрения научной коммуникации в структуру университета. Она может быть представлена следующими видами:
1) Обучающие тренинги и семинары;
2) Продолжительные практикоориентированные школы;
3) Программы магистратуры;
4) Внутреннее медиа сопровождение университета и популяризация его исследований.
Рассмотренные представительства университетов, занимающиеся популяризацией науки и продвижением научных результатов, имеют пересечения и сходства в реализации. Однако обучение в рамках образовательных программ подготовки специалистов в данных сферах представлено только в ИТМО, что представляет интерес для более детального анализа.
Данный университет выявил потребность в узкопрофильных специалистах, востребованных на современном рынке труда, что можно подтвердить данными, представленными российским сервисом интернет-рекрутмента «hh.ru». Для анализа, проведенного в таблице 3, взяты данные о резюме и вакансиях со специализацией «научный специалист, исследователь».
Таблица 3 – Баланс количества открытых вакансий и активных соискателей в сфере научной коммуникации России на 02.2024 г. [16]
Профиль
|
Количество открытых
вакансий в России на 02.2024, шт.
|
Количество резюме в
России со статусом «активно ищет работу» на 02.2024, шт.
|
Баланс, шт.
|
Научный коммуникатор
|
9
|
0
|
-9
|
Менеджер по развитию
|
68
|
13
|
-55
|
Менеджер проектов
|
45
|
76
|
31
|
Пресс-секретарь
|
1
|
3
|
2
|
Event-менеджер
|
2
|
30
|
28
|
ВСЕГО
|
125
|
122
|
-3
|
Таблица 4 – Компетенции программы магистратуры 27.04.05 Инноватика [17]
Универсальные
компетенции
|
Общепрофессиональные
компетенции
|
Системное и критическое
мышление
|
Анализ задач управления
|
Разработка и реализация
проектов
|
Формулирование задач и
обоснование методов решения
|
Командная работа и
лидерство
|
Совершенствование
профессиональной деятельности
|
Коммуникация
|
Оценка эффективности
результатов профессиональной деятельности
|
Межкультурное
взаимодействие
|
Интеллектуальная
собственность
|
Самоорганизация и
саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
|
Анализ научно-технической
информации
|
Обоснование решений
| |
Выполнение экспериментов
| |
Решение профессиональных
задач
|
В мае-июле 2023 года НИУ ИТМО проводил опрос об удовлетворенности условиями, содержанием, организацией и качеством образовательного процесса отдельных дисциплин (модулей) и практик за 2022/2023 учебный год. Опрос проводился для студентов 2023 года выпуска программы «Научная коммуникация». Общее количество студентов составляло 32 человека, но анкеты заполнили 23 человека (71,9%), которые и попали в выборку исследования. По его результатам, средний балл удовлетворенности дисциплинами в осеннем семестре составил 1,75 баллов, в весеннем – 2,24 (min 1, max 3) [20]. Также было выявлено, что выпускники 2023 года в целом удовлетворены обучением на образовательной программе Университета ИТМО на 2,57 балла (min 1, max 3) [20]. Респонденты отмечают, что преддипломная практика привнесла в их жизнь: профессиональные компетенции (47,83%), универсальные/надпредметные компетенции (21.74%), профессиональные связи/контакты (8,7%), цифровые компетенции (4,35%), ничего (8,7%), затруднились ответить 4,35% респондентов [20].
На данный момент в ходе реализации данной программы было обучено более 500 выпускников [15]. Некоторые компании, в которых они трудоустроены: АО «Биокад», ООО «Яндекс», ФГАОУ НИУ «Высшая Школа Экономики», ООО «Нетология», ООО «Герофарм», ООО "Севергрупп Медицина", АГОППНИ «Сайнс слэм», НУО «Не напрасно», ФГБУ НМИЦ Онкологии [19]. Распределение по профессиональным сферам: Фармакология, медицина (33%); Образование (22%); Информационные технологии (11%).
Исходя из представленных данных и анализа, можно сделать следующие выводы. Программа «Научная коммуникация» в НИУ ИТМО ориентирована на формирование широкого спектра профессиональных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, что позволяет выпускникам успешно интегрироваться в различные отрасли и сферы деятельности. Опрос студентов 2023 года выпуска показал, что в целом они удовлетворены качеством образования, однако есть потребность в дальнейшем улучшении некоторых аспектов учебного процесса. Преддипломная практика играет значительную роль в формировании профессиональных навыков у студентов, что подтверждается их отзывами. Уже более 500 выпускников программы успешно трудоустроены в различных компаниях и организациях, что свидетельствует о высокой востребованности специалистов данного профиля на рынке труда. Распределение по профессиональным сферам показывает разнообразие возможностей для применения полученных знаний и навыков. Таким образом, программа «Научная коммуникация» является эффективным инструментом подготовки квалифицированных специалистов, способных успешно реализовываться в различных областях деятельности.
Заключение
Таким образом, была раскрыта проблема недостаточной интеграции элементов научной коммуникации в образовательные программы университетов. Актуальность данной тенденции обусловлена несколькими ключевыми факторами: важность научного прогресса, необходимость взаимодействия между наукой и обществом, а также стратегические цели университетов по развитию и совершенствованию научной деятельности. Результаты исследования выявляют несколько ключевых методов интеграции научной коммуникации в структуру университета, среди них: обучающие тренинги, продолжительные практикоориентированные школы, программы магистратуры и внутреннее медиа сопровождение. Эти формы развития направления научной коммуникации не только способствуют наращиванию влияния научного сообщества внутри университета, но и создают условия для расширенного межвузовского и межотраслевого сотрудничества.
Исходя из выше представленной информации, можно отметить, что наблюдается активный интерес высших образовательных учреждений к основанию не просто научных центров, а центров по научной коммуникации. Однако центры научной коммуникации представлены не во всех вузах России. Представленные в обзоре кейсы демонстрируют успешные примеры реализации, которые также имеют возможность масштабирования.
На основании проведенного исследования предлагается дальнейшее развитие программ обучения с обменом опыта между вузами, которые уже внедрили элементы научной коммуникации в образовательный процесс. Также рекомендуется усиление сотрудничества университетов с представителями бизнеса и компаниями в целом для адаптации программ к современным потребностям рынка труда. Это может включать согласованные программы стажировок, совместные проекты, проведение образовательных семинаров и кейс-чемпионатов. Также необходимо стимулировать интерес студентов к научной коммуникации посредством проведения научных конференций и мероприятием с целью освещения перспектив данного направления. Кроме того, создание платформы, аккумулирующей обзоры и исследования по результатам внедрения научной коммуникации в образовательный процесс позволит отслеживать результаты для повышения эффективности внедрения элементов научной коммуникации в образовательный процесс.
Успешная реализация стратегий по популяризации науки в вузах университетах способствует активизации научной деятельности внутри университетского сообщества и укреплению репутации образовательного учреждения, а также является важным фактором для развития научно-общественных отношений, взаимодействия между академическим сообществом и обществом в целом, обеспечивая взаимопонимание и взаимодействие между миром науки и общественностью.
Дальнейшими направлениями исследований могут стать анализ влияния различных форматов внедрения научной коммуникации в образовательные программы университетов на профессиональное развитие студентов, исследование о применении современных технологий и онлайн-платформ для обучения студентов, а также анализ влияния программ по развитию научной коммуникации в университетах на общественное восприятие науки и уровень научной грамотности населения.
Источники:
2. Евсеева Е. В. Научная коммуникация в современном мире // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. – 2022. – № 2. – c. 12–23. – doi: 10.31249/rsoc/2022.02.02.
3. Кузьминская Е. Г. Информационные технологии и научная коммуникация: инструменты и модели внедрения в условиях университета // Образовательные технологии и общество. – 2014. – № 1. – c. 447-456.
4. Training and development for informal science learning. Iopscience.iop.org. [Электронный ресурс]. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/0963-6625/6/1/006/meta (дата обращения: 01.02.2024).
5. Mulder Henk, Longnecker Nancy, Davis Lloyd The State of Science Communication Programs at Universities Around the World // Science Communication. – 2008. – № 30. – p. 277-287. – doi: 10.1177/1075547008324878.
6. Sun Q. Development of Chinese ethnic minorities animation films from the perspective of globalization // Heritage Science. – 2022. – № 10 (120). – p. 1-11.
7. Gascoigne T. et al. Communicating Science A Global Perspective. / 1 ed. - Canberra: ANU Press, 2020. – 982 p.
8. Bucchi M., Trench B. Handbook of Public Communication of Science and Technology. / 1 ed. - Abington: Routledge, 2008. – 344 p.
9. Миньяр-Белоручева А. П. Научная коммуникация как разновидность межкультурной коммуникации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2019. – № 4. – c. 22-26. – doi: 10.14529/ling190404.
10. Школа по научной коммуникации. Сеченовский университет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sechenov.ru/univers/structure/institute/institut-lingvistiki-i-mezhkulturnoy-kommunikatsii/shkola-po-nauchnoy-kommunikatsii/?ysclid=lsp94ipoai201147032 (дата обращения: 01.02.2024).
11. Центр межвузовской научной коммуникации. Ргау-мсха. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timacad.ru/about/struktura-universiteta/nauchnye-podrazdeleniia/upravlenie-nauchnoi-i-innovatsionnoi-deiatelnosti/tsentr-mezhvuzovskoi-nauchnoi-kommunikatsii (дата обращения: 01.02.2024).
12. Центр научных коммуникаций. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». [Электронный ресурс]. URL: https://etu.ru/ru/vospitatelnaya-i-socialnaya/upravlenie-korporativnyh-i-vneshnih-kommunikacij/centr-nauchnyh-kommunikacij (дата обращения: 01.02.2024).
13. Отдел научных коммуникаций. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://pr.hse.ru/sciencecomm?ysclid=lsp9uaunjv869327313 (дата обращения: 01.02.2024).
14. Сектор научных коммуникаций. Наука и инновации Санкт-Петербургский политехнический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://research.spbstu.ru/department/sektor_nauchnyh_kommunikaciy/?ysclid=lspa285f1a340800788 (дата обращения: 01.02.2024).
15. Центр научной коммуникации ИТМО. [Электронный ресурс]. URL: https://scicomm.itmo.ru (дата обращения: 13.01.2024).
16. Headhunter. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hh.ru (дата обращения: 01.02.2024).
17. ФГОС 27.04.5 Инноватика. Фгос. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-27-04-05-innovatika-875/ (дата обращения: 13.01.2024).
18. Образовательные стандарты. ITMO.Education. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.itmo.ru/ru/os/ (дата обращения: 13.01.2024).
19. Абитуриенту ИТМО. [Электронный ресурс]. URL: https://abit.itmo.ru (дата обращения: 13.01.2024).
20. ОП магистратуры Научная коммуникация. ITMO.Survey. [Электронный ресурс]. URL: https://survey.itmo.ru (дата обращения: 13.01.2024).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:36:55