Взаимосвязь качеств преподавателя и студента при формировании конкурентоспособных компетенций выпускников на рынке труда
Красникова А.С.1, Береговская Е.О.
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54765966
Цитирований: 4 по состоянию на 15.09.2025
Аннотация:
Встатье выявлены ключевые недостатки в системе высшего образования, а именно слабое сотрудничество и взаимодействие университета с промышленными предприятиями. Представлена структура практико-коммуникационной образовательной среды. В ходе изучения проблемы формирования готовности студентов к профессиональной среде были выявлены основные направления развития педагогической системы
Ключевые слова: Компетенции, востребованность студентов, высокотехнологичное предприятие
В современном подходе к обучению специалистов инженерных направлений ключевым недостатком является слабое сотрудничество и взаимодействие университета с промышленными предприятиями, в том числе предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). У студентов рождается непонимание практических особенностей инженерного дела, а вследствие чего и нехватка набора необходимых компетенций [18].
Одной из главных проблем при подготовке высококвалифицированных инженеров является разрыв между фундаментальной академической подготовкой и практическими навыками. Чрезмерное углубление в теорию приводит к тому, что выпускники имеют солидную академическую базу, но не умеют применять полученные знания на практике. Более того, профессора, преподающие фундаментальные научные дисциплины, не всегда могут с уверенностью сказать, при выполнении каких инженерных задач получаемые студентами знания могут быть впоследствии применены [1, 16].
В результате приведённой выше проблемы дипломированному специалисту требуется больше времени и ресурсов, чтобы стать востребованным, а у работодателя возникает текучесть кадров. Нельзя не отметить влияние внешних факторов на высокую потребность в практической занятости студентов:
· Если это технические навыки, то на их стремительные изменения влияют инновационные подходы, активно внедряемые в техническую нишу и диктующие индивидуальный подход к изучению технологий и высокотехнологичной продукции;
· Если навыки управленческие, то на их резкую потребность в изменении влияют переменчивость внешних факторов и высокий риск неопределённости.
Рынок труда в сфере ОПК нуждается в специалистах с опытом работы, именно поэтому необходимо организовывать тесное сотрудничество университетов и предприятий и использовать в педагогической практике курсовые проекты, реализуемые не только графически, но и практически при поддержке высокотехнологичных предприятий [6, 14, 19].
Проблема низкой востребованности на рынке труда студентов инженерных специальностей обусловлена низкой функциональной грамотностью студента. Основная задача преподавателя – направлять студентов в личностном развитии и изучении научной, учебной, общекультурной литературы. Непродуктивно готовить специалистов без владения навыков самостоятельности в выполнении работы [4]. Учебная и специальная литература – важное дополнение в педагогической деятельности, но действительно серьезные публикации написаны научным языком, совершенно не воспринимаемым сегодняшними студентами. Студентам, привыкшим к простому, иной раз примитивному языку современной литературы, тексты учебников кажутся не просто сложными, а практически недоступными [2].
Существуют факторы, которые влияют на качество образования:
· использование системы менеджмента качества;
· построение содержания образования;
· усовершенствование профессиональных компетенций и мотивации студента;
· повышение уровня профессиональных компетенций и мотивации преподавательского состава;
· эффективность аппарата управления вуза;
· проверка и улучшение образовательных процессов;
· введение инноваций в педагогические технологии;
· постоянное обновление учебно-методического комплекса;
· улучшение материально-технической базы [5, 11, 12, 13].
По данным ФСН за 2021 год (на начало 2021/22 учебного года), система образования охватывает 3,4 млн студентов в системе среднего профессионального образования и 4,0 млн студентов в системе высшего образования, в том числе по очной форме обучения - 2,5 млн человек. В высшем образовании на начало 2021/22 учебного года работают 217,7 тыс. человек. Из общего числа преподавателей ученые степени имеют 74,3%, ученые звания – 48,3%. Серьезным фактором, влияющим на значения ключевых показателей в сфере общего образования (включая дошкольное), является демографическая ситуация [7].
Замечена тенденция к оттоку студентов из высших учебных заведений по данных статистики ежегодного доклада о реализации государственной политики в сфере образования:
- если численность студентов в системе среднего профессионального образования продолжает стабильно расти (прирост 97,5 тыс. человек в 2021 году по сравнению с 2020 годом), но более медленными темпами (102,9 %), то численность студентов вузов сохраняет сложившуюся тенденцию к сокращению в 2021 году на 5 тыс. человек по сравнению с 2020 годом
График 1. Численность студентов в высших учебных заведениях.
Источник: ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [7]
- в образовательных организациях всех уровней образования на начало 2021/22 учебного года работают в высшем учебном заведении – 217,7 тыс. человек
- из общего числа преподавателей университетов ученые степени имеют 74,3%, ученые звания – 48,3%
- численность преподавателей и мастеров производственного обучения в сфере высшего образования снизилась на 5,4 тыс. человек относительно 2020 года.
Рост данных тенденций связан с рядом факторов:
1. отсутствие практико-ориентированного развития в системе высшего образования;
2. отсутствие желания у молодых выпускников продолжать учиться и обучать следующие поколения в связи с не перспективностью профессии;
3. увеличен рост возрастных преподавателей, что приводит к устареванию передаваемой студенту информации;
По результатам опроса Changellenge российские студенты уверены, что программы высших учебных заведений не соответствуют потребностям рынка труда: 30% опрошенных не хватает навыков hard skills; 29% студентов заявили о невозможности получить опыт работы в компании в рамках производственной практики; 27% участников опроса заявили о нехватке soft skills [8]. Всего в исследовании участвовали более 5 тысяч респондентов из 33 российских вузов.
Сегодня новое «поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, профессиональной и культурной среды» [3, с. 87]. Выпускникам высшего учебного заведения надо быть интеллектуально и психологически готовыми к возможным многократным трансформациям самой специальности, к необходимости усваивать новое в функциональной деятельности, постоянно доучиваться и переучиваться, чтобы быть конкурентоспособными.
В онлайн-докладе из ПНИПУ «Становление субъектности магистранта технического университета: новый вызов для инженерного образования» показано, что важным условием цифровой трансформации образования является субъектность студентов и преподавателей. Становление субъектности как способности ставить свои цели и изменять себя или образовательную среду для их достижения. Исследователи выделяют в субъектности схожие аспекты: мотивационный (внутренняя мотивация) эмоционально-ценностный (инициативное и ответственное отношение к жизни), регулятивный (способность ставить цели и доводить начатое до конца), когнитивный (стремление и способность применять знания) и практический (умения, опыт самостоятельной деятельности) [9].
Эффективность коммуникаций между студентом и преподавателем зависит прежде всего от вовлеченности обеих сторон в изучение тех или иных дисциплин. Под вовлеченностью понимается генерация новых идей и анализ применимости приобретаемых знаний на практике. Важно отметить влияние стандартов Министерства образования на эффективное взаимодействие студента и преподавателя. Если стандарты и программа обучения будут соответствовать текущим потребностям рынка труда и востребованным компетенциям, то синергетический эффект по количеству высококвалифицированных выпускников приведет к прогрессу всей страны в целом [15, 20].
Каждый педагог в зависимости от продолжительности работы использует определённых подход к обучению студентов, преподаватель сам выбирает путь обучения, однако он не всегда является правильным, комплексным и достаточным.
Основа обучения разделяется на три составляющие: передача теоретических знаний стандартизированных, изучение перспективных инновационных технологий, практическое закрепление полученных навыков. Результатом такого подхода к обучению является развитие разносторонних компетенций у студента.
Для повышения уровня компетентности будущих инженеров необходимо оптимальное сочетание фундаментального и профессионального (практического) обучения. Как правило, студенты в университете приобретают базовые знания, навыки и компетенции на теоретических и практических занятиях. Однако, процесс развития практических компетенций продолжается путём изучения и отработки навыков в реальных производственных условиях. Через кафедру или единую платформу коммуникаций вуза с предприятиями студент должен осуществлять коммуникацию с работодателями по прохождению практики и стажировки, выполнению выпускных квалификационных работ на предприятии, проведению совместной учебно-методической и научно-исследовательской работ. При этом предприятие сможет выбрать наиболее перспективных выпускников для дальнейшего закрепления их в работе на предприятии и удовлетворить свои потребности в кадрах. Процесс формирования востребованных на практике компетенций должен осуществляться через исследовательские лаборатории университета и специализированные лаборатории высокотехнологичного предприятия (рисунок 1).
Рисунок 1. Комплексное формирование востребованных компетенций. [Источник: составлено авторами]
В процессе освоения дисциплин студенты вуза решают задачи, которые включают в себя вычислительные расчеты для развития аналитического мышления. Освоение навыков составления расчетных алгоритмов линейной, разветвляющейся и циклической структур помогают в формировании вычислительной компетенции, а также в построении алгоритмических функций. На кафедре студентам предлагается решить комплексную производственную задачу, включающую алгоритмический расчет для решения определённой проблемы. В процессе изучения общетехнических дисциплин у студентов развивается исследовательская и исполнительная компетенция, приобретается навык поиска актуальной информации для решения определённого круга задач. Через лаборатории высокотехнологичных предприятий у будущих специалистов есть возможность развить и углубить навыки исследований при реализации практических задач.
Практические исследования проблемы формирования готовности студентов к профессиональной коммуникации свидетельствуют о том, что наряду с определенными достижениями в целом, современная педагогическая система требует дальнейших научных разработок:
1) методологии и принципов интегративного подхода к организации и повышению эффективности учебного процесса;
2) содержательного единства гуманитарных и профессиональных дисциплин [10];
3) взаимодействие с предприятиями на базе единой коммуникационной платформы.
В связи с изменениями, произошедшими в обществе, следует рассмотреть понятие «модернизация высшего технического образования». Исследователи, А.М. Урунова и С.М. Элмонова рассматривают данное понятие как важный фактор повышения квалификации сотрудников и их интеллектуального потенциала. Авторы связывают понятие «модернизация» со способностью к творчеству и новаторству педагогов, к поиску новых технологий обучения и педагогических инноваций. «Повышение компетентности – одна из основных задач модернизации системы Инженер настоящего и будущего: практика и перспективы развития партнерства в высшем техническом образовании. Следует отметить, что интерес к инновациям формируется в образовательной среде, которая содержит инновации в себе. То есть, для подготовки специалиста с «редкими навыками», способного к инновациям и творчеству, образовательная среда его формирования должна отвечать вышеуказанным требованиям [17]».
Если в сравнительно недавние времена диплом о высшем образовании гарантировал специалисту право на работу в соответствии с полученной квалификацией и карьерный рост, то сейчас невозможно представить себе подобное образование «на всю жизнь». Тем более это невозможно в сфере ОПК и высоких технологий, где постоянно возрастают в цене способности и навыки специалиста к нестандартным когнитивным операциям, умению решать проблемы, не обладая готовыми шаблонами и заданными алгоритмами. Мобильность и конкурентоспособность на рынке труда, трудоустройство и закрепление в существующем качестве, карьерный рост в организации требуют от человека непрерывного повышения квалификации, формирования других способностей (компетенций).
Таким образом, высшее образование является динамической системой, которая должна своевременно реагировать на изменение внутренней и внешней среды. Эффективное управление всеми видами деятельности вуза позволяет достичь цели – обеспечения качества подготовки специалистов технического направления в соответствии с требованиями работодателей, современного уровня научно-технического прогресса и социально-экономического развития общества.
Источники:
2. Васёв Д. В. Проблемы высшего образования в человеческом измерении // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 2. – c. 5-11.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М.: МИРОС, 2002. – 296 c.
4. Горелов Н.А., Абрамов Е.Г. От редакции: Труд в контексте импортозамещения // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1111-1114. – doi: 10.18334/et.9.7.115061.
5. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1211-1226. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.
6. Абрамов Е. Г., Авдонин Б. Н., Батьковский А. М., Батьковский М. А. Диагностика и мониторинг экономической устойчивости предприятий радиоэлектронного комплекса с учетом оценки их инновационного потенциала // Электронная промышленность. – 2010. – № 3. – c. 51-71.
7. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 24.11.2022).
8. Более трети российских студентов считают, что программы вузов не соответствуют рынку труда. Мел. [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/novosti/8534296-boleye-treti-rossyskikh-studentov-schitayut-chto-programmy-vuzov-ne-sootvetstvuyut-rynku-truda (дата обращения: 25.11.2022).
9. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Овсиенко Л.В. Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования (обзор конференции) // Высшее образование в России. – 2021. – № 12. – c. 111–132.
10. Каверина. О. Г. Интегративный подход к формированию готовности студентов высших технических учебных заведений к профессиональной коммуникации: теоретико-методологический аспект // Инженер настоящего и будущего: практика и перспективы развития партнерства в высшем техническом образовании. 2022. – c. 47-51.
11. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 55-68. – doi: 10.18334/lim.9.1.114299.
12. Курзаева Л. В., Овчинникова И.Г. Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения. / учебное пособие: [16+]. - Москва: ФЛИНТА, 2020. – 100 c.
13. Носырева И.Г. Методические подходы к разработке стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 603-618. – doi: 10.18334/lim.9.2.114212.
14. Степанов Д. А. Обеспечение устойчивого функционирования и развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 1. – c. 110-119. – doi: 10.33051/2500-2325-2021-1-110-119.
15. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1273-1288. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
16. Горелов Н. А., Максимцев И. А., Абрамов Е. Г. Управление человеческими ресурсами. / Учебник– 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 526 c.
17. Урунов А. М., Элмонов С.М. Основные принципы модернизации системы высшего образования // Universum: психология и образование. – 2021. – № 8(86). – c. 8(86).
18. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1485-1500. – doi: 10.18334/et.8.12.114133.
19. Филобокова Л. Ю., Няргинен В. А. Экономическая безопасность субъектов малого и среднего предпринимательства: содержательная сущность, подходы к управлению // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 1. – c. 144-158. – doi: 10.33051/2500-2325-2022-1-144-158.
20. Яркова Т.М. Экономическая безопасность высшего образования, ее роль и влияние на безопасность экономики отраслей // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 193-208. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114358.
Страница обновлена: 15.09.2025 в 16:49:24
Download PDF | Downloads: 22 | Citations: 4
Relationship between teacher and student qualities in the formation of competitive competencies of graduates in the labor market
Krasnikova A.S., Beregovskaya E.O.Journal paper
High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 3 (July-september 2023)
Abstract:
The article identifies key shortcomings in the higher education system, namely weak cooperation and interaction of the university with industrial enterprises. The structure of the practical and communication educational environment is presented. During the study of the problem of formation of students' readiness for the professional environment, the main directions of the development of the pedagogical system were identified.
Keywords: competencies, demand for students, high-tech company

Россия, Москва