Взаимосвязь качеств преподавателя и студента при формировании конкурентоспособных компетенций выпускников на рынке труда

Красникова А.С.1, Береговская Е.О.
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Красникова А.С., Береговская Е.О. Взаимосвязь качеств преподавателя и студента при формировании конкурентоспособных компетенций выпускников на рынке труда // Экономика высокотехнологичных производств. – 2023. – Том 4. – № 3. – С. 241-252. – doi: 10.18334/evp.4.3.117383.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54765966

Аннотация:
Встатье выявлены ключевые недостатки в системе высшего образования, а именно слабое сотрудничество и взаимодействие университета с промышленными предприятиями. Представлена структура практико-коммуникационной образовательной среды. В ходе изучения проблемы формирования готовности студентов к профессиональной среде были выявлены основные направления развития педагогической системы

Ключевые слова: Компетенции, востребованность студентов, высокотехнологичное предприятие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современном подходе к обучению специалистов инженерных направлений ключевым недостатком является слабое сотрудничество и взаимодействие университета с промышленными предприятиями, в том числе предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). У студентов рождается непонимание практических особенностей инженерного дела, а вследствие чего и нехватка набора необходимых компетенций [18].

Одной из главных проблем при подготовке высококвалифицированных инженеров является разрыв между фундаментальной академической подготовкой и практическими навыками. Чрезмерное углубление в теорию приводит к тому, что выпускники имеют солидную академическую базу, но не умеют применять полученные знания на практике. Более того, профессора, преподающие фундаментальные научные дисциплины, не всегда могут с уверенностью сказать, при выполнении каких инженерных задач получаемые студентами знания могут быть впоследствии применены [1, 16].

В результате приведённой выше проблемы дипломированному специалисту требуется больше времени и ресурсов, чтобы стать востребованным, а у работодателя возникает текучесть кадров. Нельзя не отметить влияние внешних факторов на высокую потребность в практической занятости студентов:

· Если это технические навыки, то на их стремительные изменения влияют инновационные подходы, активно внедряемые в техническую нишу и диктующие индивидуальный подход к изучению технологий и высокотехнологичной продукции;

· Если навыки управленческие, то на их резкую потребность в изменении влияют переменчивость внешних факторов и высокий риск неопределённости.

Рынок труда в сфере ОПК нуждается в специалистах с опытом работы, именно поэтому необходимо организовывать тесное сотрудничество университетов и предприятий и использовать в педагогической практике курсовые проекты, реализуемые не только графически, но и практически при поддержке высокотехнологичных предприятий [6, 14, 19].

Проблема низкой востребованности на рынке труда студентов инженерных специальностей обусловлена низкой функциональной грамотностью студента. Основная задача преподавателя – направлять студентов в личностном развитии и изучении научной, учебной, общекультурной литературы. Непродуктивно готовить специалистов без владения навыков самостоятельности в выполнении работы [4]. Учебная и специальная литература – важное дополнение в педагогической деятельности, но действительно серьезные публикации написаны научным языком, совершенно не воспринимаемым сегодняшними студентами. Студентам, привыкшим к простому, иной раз примитивному языку современной литературы, тексты учебников кажутся не просто сложными, а практически недоступными [2].

Существуют факторы, которые влияют на качество образования:

· использование системы менеджмента качества;

· построение содержания образования;

· усовершенствование профессиональных компетенций и мотивации студента;

· повышение уровня профессиональных компетенций и мотивации преподавательского состава;

· эффективность аппарата управления вуза;

· проверка и улучшение образовательных процессов;

· введение инноваций в педагогические технологии;

· постоянное обновление учебно-методического комплекса;

· улучшение материально-технической базы [5, 11, 12, 13].

По данным ФСН за 2021 год (на начало 2021/22 учебного года), система образования охватывает 3,4 млн студентов в системе среднего профессионального образования и 4,0 млн студентов в системе высшего образования, в том числе по очной форме обучения - 2,5 млн человек. В высшем образовании на начало 2021/22 учебного года работают 217,7 тыс. человек. Из общего числа преподавателей ученые степени имеют 74,3%, ученые звания – 48,3%. Серьезным фактором, влияющим на значения ключевых показателей в сфере общего образования (включая дошкольное), является демографическая ситуация [7].

Замечена тенденция к оттоку студентов из высших учебных заведений по данных статистики ежегодного доклада о реализации государственной политики в сфере образования:

- если численность студентов в системе среднего профессионального образования продолжает стабильно расти (прирост 97,5 тыс. человек в 2021 году по сравнению с 2020 годом), но более медленными темпами (102,9 %), то численность студентов вузов сохраняет сложившуюся тенденцию к сокращению в 2021 году на 5 тыс. человек по сравнению с 2020 годом

График 1. Численность студентов в высших учебных заведениях.

Источник: ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [7]

- в образовательных организациях всех уровней образования на начало 2021/22 учебного года работают в высшем учебном заведении – 217,7 тыс. человек

- из общего числа преподавателей университетов ученые степени имеют 74,3%, ученые звания – 48,3%

- численность преподавателей и мастеров производственного обучения в сфере высшего образования снизилась на 5,4 тыс. человек относительно 2020 года.

Рост данных тенденций связан с рядом факторов:

1. отсутствие практико-ориентированного развития в системе высшего образования;

2. отсутствие желания у молодых выпускников продолжать учиться и обучать следующие поколения в связи с не перспективностью профессии;

3. увеличен рост возрастных преподавателей, что приводит к устареванию передаваемой студенту информации;

По результатам опроса Changellenge российские студенты уверены, что программы высших учебных заведений не соответствуют потребностям рынка труда: 30% опрошенных не хватает навыков hard skills; 29% студентов заявили о невозможности получить опыт работы в компании в рамках производственной практики; 27% участников опроса заявили о нехватке soft skills [8]. Всего в исследовании участвовали более 5 тысяч респондентов из 33 российских вузов.

Сегодня новое «поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, профессиональной и культурной среды» [3, с. 87]. Выпускникам высшего учебного заведения надо быть интеллектуально и психологически готовыми к возможным многократным трансформациям самой специальности, к необходимости усваивать новое в функциональной деятельности, постоянно доучиваться и переучиваться, чтобы быть конкурентоспособными.

В онлайн-докладе из ПНИПУ «Становление субъектности магистранта технического университета: новый вызов для инженерного образования» показано, что важным условием цифровой трансформации образования является субъектность студентов и преподавателей. Становление субъектности как способности ставить свои цели и изменять себя или образовательную среду для их достижения. Исследователи выделяют в субъектности схожие аспекты: мотивационный (внутренняя мотивация) эмоционально-ценностный (инициативное и ответственное отношение к жизни), регулятивный (способность ставить цели и доводить начатое до конца), когнитивный (стремление и способность применять знания) и практический (умения, опыт самостоятельной деятельности) [9].

Эффективность коммуникаций между студентом и преподавателем зависит прежде всего от вовлеченности обеих сторон в изучение тех или иных дисциплин. Под вовлеченностью понимается генерация новых идей и анализ применимости приобретаемых знаний на практике. Важно отметить влияние стандартов Министерства образования на эффективное взаимодействие студента и преподавателя. Если стандарты и программа обучения будут соответствовать текущим потребностям рынка труда и востребованным компетенциям, то синергетический эффект по количеству высококвалифицированных выпускников приведет к прогрессу всей страны в целом [15, 20].

Каждый педагог в зависимости от продолжительности работы использует определённых подход к обучению студентов, преподаватель сам выбирает путь обучения, однако он не всегда является правильным, комплексным и достаточным.

Основа обучения разделяется на три составляющие: передача теоретических знаний стандартизированных, изучение перспективных инновационных технологий, практическое закрепление полученных навыков. Результатом такого подхода к обучению является развитие разносторонних компетенций у студента.

Для повышения уровня компетентности будущих инженеров необходимо оптимальное сочетание фундаментального и профессионального (практического) обучения. Как правило, студенты в университете приобретают базовые знания, навыки и компетенции на теоретических и практических занятиях. Однако, процесс развития практических компетенций продолжается путём изучения и отработки навыков в реальных производственных условиях. Через кафедру или единую платформу коммуникаций вуза с предприятиями студент должен осуществлять коммуникацию с работодателями по прохождению практики и стажировки, выполнению выпускных квалификационных работ на предприятии, проведению совместной учебно-методической и научно-исследовательской работ. При этом предприятие сможет выбрать наиболее перспективных выпускников для дальнейшего закрепления их в работе на предприятии и удовлетворить свои потребности в кадрах. Процесс формирования востребованных на практике компетенций должен осуществляться через исследовательские лаборатории университета и специализированные лаборатории высокотехнологичного предприятия (рисунок 1).

Рисунок 1. Комплексное формирование востребованных компетенций. [Источник: составлено авторами]

В процессе освоения дисциплин студенты вуза решают задачи, которые включают в себя вычислительные расчеты для развития аналитического мышления. Освоение навыков составления расчетных алгоритмов линейной, разветвляющейся и циклической структур помогают в формировании вычислительной компетенции, а также в построении алгоритмических функций. На кафедре студентам предлагается решить комплексную производственную задачу, включающую алгоритмический расчет для решения определённой проблемы. В процессе изучения общетехнических дисциплин у студентов развивается исследовательская и исполнительная компетенция, приобретается навык поиска актуальной информации для решения определённого круга задач. Через лаборатории высокотехнологичных предприятий у будущих специалистов есть возможность развить и углубить навыки исследований при реализации практических задач.

Практические исследования проблемы формирования готовности студентов к профессиональной коммуникации свидетельствуют о том, что наряду с определенными достижениями в целом, современная педагогическая система требует дальнейших научных разработок:

1) методологии и принципов интегративного подхода к организации и повышению эффективности учебного процесса;

2) содержательного единства гуманитарных и профессиональных дисциплин [10];

3) взаимодействие с предприятиями на базе единой коммуникационной платформы.

В связи с изменениями, произошедшими в обществе, следует рассмотреть понятие «модернизация высшего технического образования». Исследователи, А.М. Урунова и С.М. Элмонова рассматривают данное понятие как важный фактор повышения квалификации сотрудников и их интеллектуального потенциала. Авторы связывают понятие «модернизация» со способностью к творчеству и новаторству педагогов, к поиску новых технологий обучения и педагогических инноваций. «Повышение компетентности – одна из основных задач модернизации системы Инженер настоящего и будущего: практика и перспективы развития партнерства в высшем техническом образовании. Следует отметить, что интерес к инновациям формируется в образовательной среде, которая содержит инновации в себе. То есть, для подготовки специалиста с «редкими навыками», способного к инновациям и творчеству, образовательная среда его формирования должна отвечать вышеуказанным требованиям [17]».

Если в сравнительно недавние времена диплом о высшем образовании гарантировал специалисту право на работу в соответствии с полученной квалификацией и карьерный рост, то сейчас невозможно представить себе подобное образование «на всю жизнь». Тем более это невозможно в сфере ОПК и высоких технологий, где постоянно возрастают в цене способности и навыки специалиста к нестандартным когнитивным операциям, умению решать проблемы, не обладая готовыми шаблонами и заданными алгоритмами. Мобильность и конкурентоспособность на рынке труда, трудоустройство и закрепление в существующем качестве, карьерный рост в организации требуют от человека непрерывного повышения квалификации, формирования других способностей (компетенций).

Таким образом, высшее образование является динамической системой, которая должна своевременно реагировать на изменение внутренней и внешней среды. Эффективное управление всеми видами деятельности вуза позволяет достичь цели – обеспечения качества подготовки специалистов технического направления в соответствии с требованиями работодателей, современного уровня научно-технического прогресса и социально-экономического развития общества.


Источники:

1. Боровков А.И. Глобальные тренды в инженерном образовании // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 4. – c. 58–76.
2. Васёв Д. В. Проблемы высшего образования в человеческом измерении // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 2. – c. 5-11.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М.: МИРОС, 2002. – 296 c.
4. Горелов Н.А., Абрамов Е.Г. От редакции: Труд в контексте импортозамещения // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1111-1114. – doi: 10.18334/et.9.7.115061.
5. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1211-1226. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.
6. Абрамов Е. Г., Авдонин Б. Н., Батьковский А. М., Батьковский М. А. Диагностика и мониторинг экономической устойчивости предприятий радиоэлектронного комплекса с учетом оценки их инновационного потенциала // Электронная промышленность. – 2010. – № 3. – c. 51-71.
7. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 24.11.2022).
8. Более трети российских студентов считают, что программы вузов не соответствуют рынку труда. Мел. [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/novosti/8534296-boleye-treti-rossyskikh-studentov-schitayut-chto-programmy-vuzov-ne-sootvetstvuyut-rynku-truda (дата обращения: 25.11.2022).
9. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Овсиенко Л.В. Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования (обзор конференции) // Высшее образование в России. – 2021. – № 12. – c. 111–132.
10. Каверина. О. Г. Интегративный подход к формированию готовности студентов высших технических учебных заведений к профессиональной коммуникации: теоретико-методологический аспект // Инженер настоящего и будущего: практика и перспективы развития партнерства в высшем техническом образовании. 2022. – c. 47-51.
11. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 55-68. – doi: 10.18334/lim.9.1.114299.
12. Курзаева Л. В., Овчинникова И.Г. Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения. / учебное пособие: [16+]. - Москва: ФЛИНТА, 2020. – 100 c.
13. Носырева И.Г. Методические подходы к разработке стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 603-618. – doi: 10.18334/lim.9.2.114212.
14. Степанов Д. А. Обеспечение устойчивого функционирования и развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 1. – c. 110-119. – doi: 10.33051/2500-2325-2021-1-110-119.
15. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1273-1288. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
16. Горелов Н. А., Максимцев И. А., Абрамов Е. Г. Управление человеческими ресурсами. / Учебник– 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 526 c.
17. Урунов А. М., Элмонов С.М. Основные принципы модернизации системы высшего образования // Universum: психология и образование. – 2021. – № 8(86). – c. 8(86).
18. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1485-1500. – doi: 10.18334/et.8.12.114133.
19. Филобокова Л. Ю., Няргинен В. А. Экономическая безопасность субъектов малого и среднего предпринимательства: содержательная сущность, подходы к управлению // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 1. – c. 144-158. – doi: 10.33051/2500-2325-2022-1-144-158.
20. Яркова Т.М. Экономическая безопасность высшего образования, ее роль и влияние на безопасность экономики отраслей // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 193-208. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114358.

Страница обновлена: 02.03.2024 в 18:10:20