The role of scientific communication in the development of educational programs of Russian universities considering the requirements of the labor market

Gavrilyuk E.S.1, Dubinina P.M.1, Zhukova A.E.1
1 Национальный Исследовательский Университет «ИТМО»

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67897668

Abstract:
Due to the increased demand for specialists in the field of scientific communication and the modernization of the needs of the labor market, the authors analyze current issues related to the nature and role of scientific communication in higher educational institutions. The authors describe domestic and foreign examples of the implementation of new educational programs and activities, methods and competencies acquired as a result of the development of these programs. Several key types of integration of educational programs of scientific communication in universities have been identified. They are as follows: pedagogical trainings, long-term practical schools, master's degree programs, and internal media support. It was found that the integration of the practice of scientific communication in universities improves the quality of education and creates an opportunity for university graduates to acquire the competencies necessary for interaction with various institutions in the modern knowledge-intensive economy. Acknowledgements: The research was carried out with the financial support of the National Research University \"ITMO\" within the framework of scientific project No. 623109.

Keywords: scientific communication, science popularization, competency, labor market, university educational program, higher education

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке НИУ «ИТМО» в рамках научного проекта № 623109.

JEL-classification: J21, J23, J24, I23, I26



Введение

В современном мире динамичного развития информационных технологий, изменяющихся социально-экономических условий и конкурентного рынка труда роль высшего образования и формат его образовательных программ претерпевают существенные трансформации. В этом контексте в рамках учебного и научного процесса в российских университетах растет популярность развития научной коммуникации. Она направлена на интеграцию академических знаний, потребностей рынка труда и представление научных результатов общественности.

Объектом исследования является научная коммуникация в российских университетах. Предметом выступает взаимосвязь научной коммуникации и образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда. Цель исследования состоит в том, чтобы изучить роль научной коммуникации в развитии образовательных программ университетов с учетом актуальных требований и ожиданий рынка труда.

В рамках данного исследования были выделены следующие задачи: изучить сущность научной коммуникации и ее характеристики; рассмотреть примеры внедрения элементов научной коммуникации в университетах России; дать рекомендации по развитию компетенций научной коммуникации среди студентов для успешной подготовки к профессиональной деятельности.

Научной проблемой является недостаточная интеграция элементов научной коммуникации в образовательные программы университетов.

Авторская научная гипотеза предполагает, что внедрение научной коммуникации в образовательные программы университетов с учетом потребностей рынка труда обеспечивает улучшение качества образования и более эффективную подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Научная новизна данного исследования заключается в определении роли научной коммуникации в развитии образовательных программ университетов с учетом требований рынка труда, что позволит углубить понимание механизмов взаимодействия образования и профессиональной деятельности. Обзор текущего состояния данной проблематики выявляет пробелы в научном знании и может послужить основой для дальнейших исследований.

В методологию исследования легли теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов представлены такие, как: анализ, синтез, сравнение, конкретизация и обобщение. Использованы следующие эмпирические методы: наблюдение, кейс-анализ, сравнительный анализ, изучение прикладной литературы и результатов деятельности по изучаемой теме. Информационной базой исследования выступили научные статьи зарубежных и отечественных авторов в периодических изданиях, отчеты со статистическими данными, доступные в открытых источниках сети «Интернет», открытая документация и отчетность российских университетов.

Актуальность изучения роли научной коммуникации в развитии образовательных программ университетов неоспорима, поскольку это направление способствует привлечению студентов к активному участию в научных исследованиях с учетом потребностей и ожиданий работодателей, формирует конкурентоспособных специалистов, способных развиваться в научном обществе, получать как академические, так и практические навыки и успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда. В данной статье рассматривается сущность научной коммуникации, ее влияние на структуру и содержание образовательных программ, а также примеры развития данного направления в российских высших образовательных учреждениях.

Говоря о существующих исследованиях, нужно сказать, что публикаций, рассматривающих именно вопрос влияния научной коммуникации на развитие образовательных программ университетов, на русском языке нет. Исследованием схожих аспектов занимались Сорина Г. В. и Грифцова И. Н. В своей работе они установили формы научной коммуникации [1]. Евсеева Е. В. в своей статье искала место научной коммуникации в современном мире и установила проблемы и вызовы, с которыми сталкивается рассматриваемое явление, и выявила ее связь с демократией [2]. Самым близким к исследуемым вопросам данной работы можно назвать труд Кузьминской Е. Г., в котором автор изучает инструменты электронной научной коммуникации и их использование в процессе подготовки магистров в одном из университетов Украины [3].

За рубежом этот вопрос изучается также не очень активно. Дж. Р. Крокетт, рассматривает данные и делает выводы о наиболее релевантном для административного научного персонала образовательного опыта [4]. Х. А. Дж. Мудлер, Н. Лонгнекер и Л. С. Девис, резюмирует и описывает опыт проведения подобных обучающих программ/мероприятий некоторых университетов со всего мира [5].

Теоретический анализ

Определение «научная коммуникация» до сих пор имеет расхождение в интерпретации, многие идентифицируют его с «популяризацией науки». Об этом свидетельствует монография авторов из Китая «Введение в индустрию популяризации науки» [6].

Однако термин «научная коммуникация» имеет более широкое значение, так как связь науки и общества проявляется не только в популяризации науки. Тосс Гаскойн из Австралийского национального университета в Швейцарии выделяют три основные ментальные модели, определяющие отношение ученых к взаимодействию науки и общества: общественное понимание науки (public understanding of science), вовлеченность общества в науку (public engagement with science) и стратегическая научная коммуникация (strategic science communication) [7].

Так, научная коммуникация - профессиональная деятельность по передаче научных знаний, методов и практик широкому кругу неспециалистов. В отличие от внутри академической коммуникации (англ. scientific communication), т. е. от взаимодействия учёных в пределах научной среды, научная коммуникация рассматривается как сфера общения ученых с остальной частью общества. Целями научной коммуникации могут быть как распространение научной информации и повышение осведомленности о конкретной научной проблеме или работе науки в целом, так и влияние на мнения, убеждения и поведение. Профессиональные посредники между учеными и их внешними аудиториями называются научными коммуникаторами. В их числе, например, сотрудники пресс-служб научных и образовательных организаций, научные журналисты, кураторы научных музеев, организаторы научно-популярных мероприятий, социологи научной коммуникации [8].

Данное определение включает в себя более широкий спектр составляющих, среди них: стратегия, маркетинг, вовлеченность и восприятие, и общественное понимание науки, популяризация в том числе и другое. Роль научной коммуникации в рамках университетов может быть классифицирована на внутреннее и внешнее взаимодействие.

Внутреннее взаимодействие обеспечивает развитие студентов среди научного сообщества, где происходит обмен предыдущего опыта и приращение к нему новых идей. Такая форма взаимодействия раскрывает потенциал обучающихся и вносит вклад в интеллектуальный капитал, а воплощение идей способствует развитию научных центров университетов и нередко трансформируется в открытия и инновации.

Внешнее взаимодействие проявляется через работу с различными аудиториями, которым представляются научные результаты. Этот процесс формирует способность выражать свои идеи, адаптировать научные знания для восприятия разнообразными слушателями и развивает навыки публичных выступлений. Более подробно рассмотренные формы взаимодействия представлены далее в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация роли научной коммуникации в университетах по формам взаимодействия [9, с.13].

Метод научной коммуникации
Внутреннее взаимодействие
Внешнее взаимодействие
Конференции/лекции/семинары
Участие во внутренних научных мероприятиях, обмен идеями и результатами исследований.
Участие во внешних мероприятиях (в т. ч. международных), приглашение внешних спикеров.
Партнерства
Совместные научные проекты с различными факультетами и дисциплинами внутри университета.
Взаимодействие с внешними исследовательскими центрами, компаниями и промышленными предприятиями для решения комплексных задач.
Учебные программы
Интеграция научных методов в учебные курсы и программы. Организация менторских программ для поддержки научной карьеры студентов.
Сотрудничество с представителями бизнеса и государства для адаптации образовательных программ к требованиям рынка труда.
Нельзя утверждать, что одна из двух форм является доминирующей и несет в себе большую ценность. Рынок труда сегодня представляет требования не только по «твердым» компетенциям, но и по «мягким», которые необходимы для поддержания собственной конкурентоспособности на рынке труда. В таблице 2 была рассмотрена связь компетенций, которые могут быть приобретены в результате участия в научной коммуникации, с рынком труда.

Таблица 2 - Взаимосвязь компетенций, приобретаемых в результате участия в научной коммуникации в университетах, и рынка труда [1, c. 14-15]

Компетенции
Связь с рынком труда
Критическое мышление
Умение решать нестандартные задачи в организациях, способность рассматривать ситуацию с разных сторон, разрабатывать собственные методы решения проблем. Способность анализировать информацию, верифицировать ее на надежность.
Навык письменной и устной коммуникации
Владение академическим слогом позволяет занимать высокие должности, требующие понимание сложных процессов, которые часто описываются именно на таком языке. Устная коммуникация повышает способность взаимодействовать с коллегами и работодателями, доносить нетривиальные знания неподготовленным слушателям и умение вести переговоры, создавать партнерские программы.
Интеграция современных технологий
Развитие вебинаров, онлайн-курсов и создание цифровых ресурсов для более эффективной коммуникации с работодателями.
Междисциплинарное взаимодействие
Участие студентов в проектах, связанных с реальными вызовами отраслей экономики конкретных бизнес-сфер.
Публичные выступления
Участие студентов в профессиональных выставках, презентациях проектов перед предприятиями, работодателями и инвесторами.
Научная коммуникация позволяет знаниям придать форму, которая в дальнейшем реализуется в ценный человеческий капитал. Образовательные программы дают теоретические знания и основу, а научная коммуникация дает полученным знаниям и идеям поддержку широкой аудитории, чтобы получить признание и профессиональные возможности. Интеграция практики научной коммуникации в университетах повышает качество образования, создает возможность для выпускников вузов обрести компетенции, необходимые для взаимодействия с различными институтами в современной наукоемкой экономике.

Кроме того, научная коммуникация — пространство, аккумулирующее новые технологии и знания. Развитие научных центров внутри университетов неразрывно связано с внедрением новых технологий. Например, использование виртуальной и дополненной реальности в представлении своих результатов не только увеличит ценность исследования, но и позволит студентам лучше понимать сложные концепции.

Научная коммуникация, как правило, подкреплена междисциплинарным взаимодействием. Это создает почву для проведения исследований на стыке научных знаний. В профессиональной деятельности существуют такие задачи, которые требуют комплексного подхода, задействующего различные научные области. А обмен опытом позволяет создавать коммуникационные мосты между ними.

Сравнительный анализ

Был проведен сравнительной анализ примеров реализации точек роста научной коммуникации в университетах России.

В Первом Московском Государственном Медицинском Университете имени И. М. Сеченова представлена школа по научной коммуникации. Это проект Института лингвистики и межкультурной коммуникации, который реализуется с 2021 г. в рамках университета. На февраль 2024 г. было реализовано три смены – две летних и одна зимняя. Данный формат обеспечивает погружение участников и предполагает по итогам создание проекта, применимого на практике. Поучаствовать в проекте можно как очно, так и онлайн. Следовательно, присоединиться можно из любого города или страны. Например, программа зимней школы в 2022 г. предполагала [10]:

1. Погружение в медиасреду, ее устройство и способы распространения информации;

2. Интенсивный тренинг по написанию научной новости и лонгрида, созданию интервью;

3. Знакомство с принципами и приемами создания и редактирования научно-популярного текста на медицинскую тематику.

В РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева существует Центр межвузовской научной коммуникации. Цель деятельности центра – методическое и консалтинговое обеспечение и организации планомерной и системной работы среди всех аграрных вузов по мониторингу и повышению наукометрических показателей аграрных вузов на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Минсельхозу России; развитие публикационной активности аграрных вузов РФ, ознакомление широкого круга общественности с последними достижениями сельскохозяйственной науки. Среди задач представители центра отмечают [11]:

1. Разработку алгоритмов экспертной и консалтинговой деятельности;

2. Внедрение информационно-аналитических наукометрических инструментов управления научно-исследовательской деятельностью аграрных вузов;

3. Проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для аграрных вузов по соблюдению действующего законодательства РФ в области СМИ, по открытию новых журналов, по формированию навыков академического письма, написанию статей в авторитетные отечественные журналы, по этическим принципам при проведении научно-исследовательских работ и публикации результатов, в том числе по открытию/развитию этических комитетов на базе аграрных вузов;

4. Обучение работе с библиографическими системами, в том числе помощь в администрировании профиля вуза и авторских профилей в базах научного цитирования;

5. Сбор и анализ сведений о наукометрических показателях аграрных вузов;

6. Бенчмаркинг журналов, издаваемых аграрными вузами, продвижение журналов в наукометрические базы данных; взаимодействие с Ассоциацией научных редакторов и издателей;

7. Развитие региональной научной и академической коммуникации.

Например, 8 декабря 2023 г. прошел семинар, посвященный технологии и инструментам продвижения сельскохозяйственных журналов, вопросам повышения качества контента, редакционно-издательским стратегиям, политике процессам подготовки научных журналов и публикаций [11].

В университете СПбГЭТУ «ЛЭТИ» представлен Центр научных коммуникаций, деятельность которого реализуется с помощью продвижения научных достижений ученых Университета в информационном и академическом пространстве, формирования и продвижения имиджа университета как конкурентоспособного научно-образовательного центра мирового уровня. Например, 15–16 февраля 2024 г. в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» состоится очный этап Окружного молодежного научного медиафестиваля «Освети науку». Конкурсная программа меропрития направлена на выявление лучших медиаработ, которые популяризируют профессиональную научную деятельность и привлекают внимание к достижениям российской науки на уровне Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Данный медиафестиваль также был реализован 12–13 декабря 2023 г. [12].

В НИУ ВШЭ существует отдел научных коммуникаций, деятельность которого представлена через развитие собственного научно-популярного медиа, подготовку и дистрибуцию научных пресс-релизов, создание спецпроектов с ведущими СМИ, помощь научным журналистам в организации интервью и получении комментариев от ученых из университета, организацию образовательных и просветительских программ, практических семинаров в сфере научных коммуникации для сотрудников и студентов университета. Работа отдела реализуется как на русском, так и на английском языке для международной аудитории [13].

В СПбПУ представлен сектор научной коммуникации, деятельность которого направлена на:

1. Расширение информационного поля СПбПУ, охват высокорейтинговых, цитируемых и федеральных СМИ;

2. Популяризацию результатов деятельности ученых СПбПУ;

3. Развитие академической репутации университета;

4. Формирование лояльности внешней и внутренней аудитории университета;

5. Формирование стойкой ассоциации с университетом научно-исследовательского по своей сути, университета как передового центра создания инноваций и технологий;

6. Продвижение ключевых научно-исследовательских центров СПбПУ (ИППТ, ИФНиТ, ЦПИ, лаборатории, инжиниринговые центры) и огласки их деятельности.

Еще в 2016 г. 19 ноября в сотрудничестве с университетом был реализован проект «Школа научной коммуникации РВК» [14].

В результате было выявлено несколько форм реализации внедрения научной коммуникации в структуру университета. Она может быть представлена следующими видами:

1) Обучающие тренинги и семинары;

2) Продолжительные практикоориентированные школы;

3) Программы магистратуры;

4) Внутреннее медиа сопровождение университета и популяризация его исследований.

Рассмотренные представительства университетов, занимающиеся популяризацией науки и продвижением научных результатов, имеют пересечения и сходства в реализации. Однако обучение в рамках образовательных программ подготовки специалистов в данных сферах представлено только в ИТМО, что представляет интерес для более детального анализа.

Данный университет выявил потребность в узкопрофильных специалистах, востребованных на современном рынке труда, что можно подтвердить данными, представленными российским сервисом интернет-рекрутмента «hh.ru». Для анализа, проведенного в таблице 3, взяты данные о резюме и вакансиях со специализацией «научный специалист, исследователь».

Таблица 3 – Баланс количества открытых вакансий и активных соискателей в сфере научной коммуникации России на 02.2024 г. [16]

Профиль
Количество открытых вакансий в России на 02.2024, шт.
Количество резюме в России со статусом «активно ищет работу» на 02.2024, шт.
Баланс, шт.
Научный коммуникатор
9
0
-9
Менеджер по развитию
68
13
-55
Менеджер проектов
45
76
31
Пресс-секретарь
1
3
2
Event-менеджер
2
30
28
ВСЕГО
125
122
-3
Данная образовательная программа реализуется в рамках направления подготовки 27.04.05 Инноватика. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, выпускники этой специальности обладают компетенциями, представленными в таблице 4.

Таблица 4 – Компетенции программы магистратуры 27.04.05 Инноватика [17]

Универсальные компетенции
Общепрофессиональные компетенции
Системное и критическое мышление
Анализ задач управления
Разработка и реализация проектов
Формулирование задач и обоснование методов решения
Командная работа и лидерство
Совершенствование профессиональной деятельности
Коммуникация
Оценка эффективности результатов профессиональной деятельности
Межкультурное взаимодействие
Интеллектуальная собственность
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
Анализ научно-технической информации
Обоснование решений
Выполнение экспериментов
Решение профессиональных задач
Приказ Министерства Науки и Высшего Образования Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 875 устанавливает, что «профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников» [17]. В НИУ ИТМО они регулируются Образовательным Стандартом, утвержденным приказом ректора от 27.10.2021 г. №1192-од. В данном документе установлено, что выпускник программы «Научная коммуникация» обладает сорока четырьмя профессиональными компетенциями, которые подходят для ведения трудовой деятельности в десяти производственных сферах, а именно: связь, информационные и коммуникационные технологии; Административно-управленческая и офисная деятельность; Финансы и экономика; Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; Транспорт; Легкая и текстильная промышленность; Химическое, химико-технологическое производство; Производство машин и оборудования; Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; Автомобилестроение; Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.); Сквозные виды профессиональной деятельности [18]. Следует отметить, что Образовательный Стандарт распространяется на все магистерские программы, реализуемые университетом ИТМО в рамках направления подготовки 27.04.05 Инноватика. В интернет-ресурсах для абитуриентов заявлено, что программа «Научная коммуникация» обучает навыкам: продвижения научных организаций, работы с IT-компаниями, визуализации научных данных, запуска образовательных медиапроектов, написания научно-популярных статей, организации различных выставок, сотрудничества с медицинскими организациями [18]. Также декларированы возможные места работы выпускников: «в образовательных и PR–департаментах университетов, государственных и частных научных организаций и компаний, в редакциях научных отделов СМИ, включая телевидение, радио и онлайн–издания, в научных музеях и городских центрах популяризации науки, в научно–популярных оффлайн–проектах и других профессиональных нишах» [19].

В мае-июле 2023 года НИУ ИТМО проводил опрос об удовлетворенности условиями, содержанием, организацией и качеством образовательного процесса отдельных дисциплин (модулей) и практик за 2022/2023 учебный год. Опрос проводился для студентов 2023 года выпуска программы «Научная коммуникация». Общее количество студентов составляло 32 человека, но анкеты заполнили 23 человека (71,9%), которые и попали в выборку исследования. По его результатам, средний балл удовлетворенности дисциплинами в осеннем семестре составил 1,75 баллов, в весеннем – 2,24 (min 1, max 3) [20]. Также было выявлено, что выпускники 2023 года в целом удовлетворены обучением на образовательной программе Университета ИТМО на 2,57 балла (min 1, max 3) [20]. Респонденты отмечают, что преддипломная практика привнесла в их жизнь: профессиональные компетенции (47,83%), универсальные/надпредметные компетенции (21.74%), профессиональные связи/контакты (8,7%), цифровые компетенции (4,35%), ничего (8,7%), затруднились ответить 4,35% респондентов [20].

На данный момент в ходе реализации данной программы было обучено более 500 выпускников [15]. Некоторые компании, в которых они трудоустроены: АО «Биокад», ООО «Яндекс», ФГАОУ НИУ «Высшая Школа Экономики», ООО «Нетология», ООО «Герофарм», ООО "Севергрупп Медицина", АГОППНИ «Сайнс слэм», НУО «Не напрасно», ФГБУ НМИЦ Онкологии [19]. Распределение по профессиональным сферам: Фармакология, медицина (33%); Образование (22%); Информационные технологии (11%).

Исходя из представленных данных и анализа, можно сделать следующие выводы. Программа «Научная коммуникация» в НИУ ИТМО ориентирована на формирование широкого спектра профессиональных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, что позволяет выпускникам успешно интегрироваться в различные отрасли и сферы деятельности. Опрос студентов 2023 года выпуска показал, что в целом они удовлетворены качеством образования, однако есть потребность в дальнейшем улучшении некоторых аспектов учебного процесса. Преддипломная практика играет значительную роль в формировании профессиональных навыков у студентов, что подтверждается их отзывами. Уже более 500 выпускников программы успешно трудоустроены в различных компаниях и организациях, что свидетельствует о высокой востребованности специалистов данного профиля на рынке труда. Распределение по профессиональным сферам показывает разнообразие возможностей для применения полученных знаний и навыков. Таким образом, программа «Научная коммуникация» является эффективным инструментом подготовки квалифицированных специалистов, способных успешно реализовываться в различных областях деятельности.

Заключение

Таким образом, была раскрыта проблема недостаточной интеграции элементов научной коммуникации в образовательные программы университетов. Актуальность данной тенденции обусловлена несколькими ключевыми факторами: важность научного прогресса, необходимость взаимодействия между наукой и обществом, а также стратегические цели университетов по развитию и совершенствованию научной деятельности. Результаты исследования выявляют несколько ключевых методов интеграции научной коммуникации в структуру университета, среди них: обучающие тренинги, продолжительные практикоориентированные школы, программы магистратуры и внутреннее медиа сопровождение. Эти формы развития направления научной коммуникации не только способствуют наращиванию влияния научного сообщества внутри университета, но и создают условия для расширенного межвузовского и межотраслевого сотрудничества.

Исходя из выше представленной информации, можно отметить, что наблюдается активный интерес высших образовательных учреждений к основанию не просто научных центров, а центров по научной коммуникации. Однако центры научной коммуникации представлены не во всех вузах России. Представленные в обзоре кейсы демонстрируют успешные примеры реализации, которые также имеют возможность масштабирования.

На основании проведенного исследования предлагается дальнейшее развитие программ обучения с обменом опыта между вузами, которые уже внедрили элементы научной коммуникации в образовательный процесс. Также рекомендуется усиление сотрудничества университетов с представителями бизнеса и компаниями в целом для адаптации программ к современным потребностям рынка труда. Это может включать согласованные программы стажировок, совместные проекты, проведение образовательных семинаров и кейс-чемпионатов. Также необходимо стимулировать интерес студентов к научной коммуникации посредством проведения научных конференций и мероприятием с целью освещения перспектив данного направления. Кроме того, создание платформы, аккумулирующей обзоры и исследования по результатам внедрения научной коммуникации в образовательный процесс позволит отслеживать результаты для повышения эффективности внедрения элементов научной коммуникации в образовательный процесс.

Успешная реализация стратегий по популяризации науки в вузах университетах способствует активизации научной деятельности внутри университетского сообщества и укреплению репутации образовательного учреждения, а также является важным фактором для развития научно-общественных отношений, взаимодействия между академическим сообществом и обществом в целом, обеспечивая взаимопонимание и взаимодействие между миром науки и общественностью.

Дальнейшими направлениями исследований могут стать анализ влияния различных форматов внедрения научной коммуникации в образовательные программы университетов на профессиональное развитие студентов, исследование о применении современных технологий и онлайн-платформ для обучения студентов, а также анализ влияния программ по развитию научной коммуникации в университетах на общественное восприятие науки и уровень научной грамотности населения.


References:

Bucchi M., Trench B. (2008). Handbook of Public Communication of Science and Technology Abington : Routledge.

Evseeva E. V. (2022). Nauchnaya kommunikatsiya v sovremennom mire [Science communication in the contemporary world]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 11, Sotsiologiya: Referativnyy zhurnal. (2). 12–23. (in Russian). doi: 10.31249/rsoc/2022.02.02.

Gascoigne T. et al. (2020). Communicating Science A Global Perspective Canberra: ANU Press.

Headhunter. Retrieved February 01, 2024, from https://spb.hh.ru

Kuzminskaya E. G. (2014). Informatsionnye tekhnologii i nauchnaya kommunikatsiya: instrumenty i modeli vnedreniya v usloviyakh universiteta [Information technology and scientific communication: tools and models of implementation in a university setting]. Obrazovatelnye tekhnologii i obschestvo. 17 (1). 447-456. (in Russian).

Minyar-Belorucheva A. P. (2019). Nauchnaya kommunikatsiya kak raznovidnost mezhkulturnoy kommunikatsii [Academic communication as a variety of intercultural communication]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 16 (4). 22-26. (in Russian). doi: 10.14529/ling190404.

Mulder Henk, Longnecker Nancy, Davis Lloyd (2008). The State of Science Communication Programs at Universities Around the World Science Communication. (30). 277-287. doi: 10.1177/1075547008324878.

Sorina G. V., Griftsova I. N. (2021). Poisk formy v nauchnoy kommunikatsii [Looking for the form in scientific communication]. Tsennosti i smysly. (6). 6–20. (in Russian). doi: 10.24412/2071-6427-2021-6-6-20.

Sun Q. (2022). Development of Chinese ethnic minorities animation films from the perspective of globalization Heritage Science. (10 (120)). 1-11.

Training and development for informal science learningIopscience.iop.org. Retrieved February 01, 2024, from https://iopscience.iop.org/article/10.1088/0963-6625/6/1/006/meta

Страница обновлена: 27.04.2025 в 23:29:27