Система показателей оценки уровня компетенций молодых специалистов на соответствие их требованиям оборонно-промышленного комплекса

Подольский А.Г.1, Красникова А.С.2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, Россия, Москва
2 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49850147
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема дефицита инженерных кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Предложено сопоставить требования от предприятия высокотехнологичной отрасли, предъявляемые к кандидату на инженерно-техническую должность и критически проанализировать применяемые подходы к обучению в университетах, а также оценить на сколько эффективно университеты формируют востребованные на предприятиях оборонно-промышленного комплекса компетенции у молодых специалистов. Для решения данной проблемы в статье разработана система показателей оценки уровня компетенций молодого специалиста на соответствие их требованиям предприятий оборонно-промышленного комплекса, состоящая из трех основных модулей: компетенции специалиста, трудовая деятельность работника и рынок труда. Представлены основные виды показателей, определяющие компетенции. На основе исследования сделаны рекомендации для специалистов предприятий оборонно-промышленного комплекса, предложенная система показателей может служить методической информацией в процессе обучения и подготовки молодых специалистов.

Ключевые слова: компетенции, оборонно-промышленный комплекс, показатели, молодой специалист, система

JEL-классификация: H56, I26, J13, J24



Введение

Кадровый потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) является стратегическим фактором, определяющим успех развития военных технологий. Поэтому необходимо совершенствование управленческих, научных, инженерных и производственно-технологических кадров предприятий ОПК.

В напряженных военно-политических и финансово-экономических условиях функционирования промышленные предприятия гражданского и военного секторов экономики столкнулись с серьезной проблемой в области обеспечения производства высококвалифицированными кадрами [1–4] (Podolskiy, Krasnikova, Klochkov, Sokolov, 2022; Podolskiy, Krasnikova, 2021; Makarenko, 2016; Nadtochiy, Gorelova, 2019). На рынке труда остро ощущается нехватка специалистов с инженерно-техническими знаниями, так как значительное количество абитуриентов заинтересованы в выборе бизнес-экономических, а не инженерных специальностей. Для решения задачи импортозамещения на предприятия ОПК необходимо обеспечить приток инженерно-технического персонала, способного создавать наукоемкую конкурентоспособную продукцию [5, 6] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020; Chzhan Tyankhuey, 2021). От возможности обеспечения предприятий ОПК высококвалифицированными специалистами зависит экономическая и военная безопасность Российской Федерации [7–12] (Prokopets, Dronov, 2021; Bochkarev, 2021; Kokhno, 2021; Ivanova, Sazhaeva, 2020; Zozulya, Sakhanov, 2020; Ganus, Starozhuk, 2020).

Цель данного исследования заключается в разработке системы показателей оценки уровня компетенции молодых специалистов на соответствие их требованиям ОПК. Научная новизна заключается в интегральной оценке как количественных, так и качественных показателей, влияющих на уровень компетенций специалиста. В связи с этим гипотеза исследования заключается в разработке системы показателей, состоящей из трех модулей: необходимые компетенции, трудовая деятельность специалиста и рынок труда.

Дефицит человеческого ресурса производственно-технического персонала является стоп-фактором в развитии предприятий ОПК [13–19] (Dmitrieva, Zhemerikina, Savka, 2021; Esaulov, 2014; Kashtanova, Suvalova, 2021; Utyaganova, Abramov, 2021; Lotov, Prokudin, 2021; Tolochko, 2020; Milyokhina, Adova, 2021). Необходимо сопоставить требования от предприятия высокотехнологичной отрасли, предъявляемые к кандидату на инженерно-техническую должность, и критически проанализировать применяемые подходы к обучению студентов в университетах, а также оценить, насколько эффективно университеты формируют востребованные на предприятиях ОПК компетенции у выпускников. Дефицит кадров на российских предприятиях оборонно-промышленного комплекса в ближайшее время будет составлять около 400 тыс. человек, 120 тыс. из них – кадры с высшим образованием [20] (Vasilchikov, Satonina, Chechina, 2021).

В век информационных технологий перед выпускниками университетов стоит непростая задача: стать не только востребованным, но и конкурентоспособным специалистом. Понятие конкурентоспособности рассматривается не только со стороны количества приобретенных знаний, но и качества их усвоения и умения их применять на практике. Конкурентоспособность формируется при наличии определенных компетенций у студента, которые позволяют устанавливать связь между знанием и ситуацией, а также реализовать (строить) соответствующую процедуру для решения стоящих проблем (знание + действие) [21, 22] (Reznik, Sochilova, 2020; Solodova, 2009). У молодых специалистов опыта работы еще нет, следовательно, им сложно конкурировать на рынке труда без специальной самоподготовки.

На принятие решения работодателем о приеме на работу оказывает влияние целый ряд показателей, характеризующих:

- профессиональные знания, умения, навыки, опыт, образование работника;

- личностные качества, в том числе оказывающие влияние на обеспечение ограниченного доступа к информации;

- уровень и адекватность мотивации;

- личные обстоятельства работника,

- степень безопасности работника для предприятия;

- обучаемость и стремление к получению новых знаний, навыков и умений;

- внутрикорпоративные изменения;

- степень соответствия результатов трудовой деятельности работника должностным требованиям;

- квалификационный уровень и результаты труда работников предприятия, занимающих аналогичную должность, и потенциальных кандидатов на рынке труда.

Приведенные выше показатели удобно сгруппировать в три блока, характеризующие степень соответствия профессиональной квалификации молодого специалиста требованиям организации к соответствующему рабочему месту (табл. 1):

1) компетенции, которыми должен обладать молодой специалист;

2) трудовая деятельность работника внутри предприятия;

3) предприятие / рынок труда.

Таблица 1

Состав показателей, характеризующих соответствие уровня квалификации кадров требованиям работодателя ОПК

Трудовая деятельность специалиста
Компетенции, которыми должен обладать молодой специалист
Трудовая деятельность работника внутри предприятия
Предприятие / рынок труда
Профессиональные знания, умения, навыки, опыт, образование, возраст
Личностные качества
Мотивация
Личные обстоятельства
Безопасность для предприятия
Обучаемость и стремление к получению новых знаний, навыков и умений
Внутрикорпоративные изменения
Степень соответствия результатов трудовой деятельности работника должностным требованиям
Характеристика работников предприятия, занимающих аналогичную должность
Характеристика потенциальных кандидатов
Источник: предложено авторами.

Все названные направления можно рассматривать как автономно, так и во взаимодействии друг с другом. Поэтому важно рассмотреть законы взаимодействия и взаимовлияния одного блока на другой и определить для каждого из блоков состав параметров и значения, при которых будет иметь место соответствие профквалификационного уровня работника потребностям предприятия в течение всего жизненного цикла работника. Необходимо отметить, что трудовая деятельность работников должна быть согласована во времени с учетом особенностей этапов их жизненного цикла.

Рассмотрим каждый из модулей и входящие в них показатели по отдельности. Первый из шести показателей (блок «Компетенции, которыми должен обладать молодой специалист») характеризуют профессиональные знания/умения/навыки, необходимые работнику для успешного выполнения его должностных обязанностей. Для оценки показателя знания необходимо составить полный список всех видов знаний, необходимых сотруднику в соответствии с должностными требованиями, и определить оптимальный объем знаний для каждого рабочего места.

Опыт работы может иметь значение в нескольких видах: общий опыт работы, опыт работы в определенной должности.

Следующим квалифицирующим показателем является наличие образования определенного уровня.

Направленность профобразования – обязательным критерием для работодателя ОПК является техническое направление образования.

Для определения коэффициента Qпроф соответствия предлагается использовать балльный метод (табл. 2).

Аналогично рассчитывается коэффициент соответствия наличия и выраженности личностных качеств работника требованиям занимаемой должности Qличкач. Влияние этого показателя на устойчивость соответствия профквалификационного уровня работника в настоящей работе не рассматривается, т.е. коэффициент, характеризующий уровень и адекватность мотивации работника, принимается как Qличкач = 1.

Уровень мотивации работника является одним из центральных факторов, влияющих на его готовность использовать свои знания, навыки и умения для

Таблица 2

Пример оценки соответствия компетенций молодого специалиста должностным требованиям


Критерий
Статус (Кi) значений показателя профквалификации, балл
Вес показателя qi
qi = 1

Действительный уровень работника
Кi(д)

Оптимальный уровень работника Кi(ОПТ)
5
очень хорошо
4
хорошо
3
среднее
2
удовлетворительно
1
плохо

Знание современных технологий и оборудования

100–90%
макс. объема

70–89%
макс. объема

50–69%
макс. объема

30–49%
макс. объема

менее 30%
макс. объема

0,06

4

5

Знание нормативных документов и стандартов (ГОСТ)

0,03

4

4
Знание основ корпоративной культуры

0,01

3

2
Умение работать в программах САПР

Безупречное выполнение

Выполнение с минимальными погрешностями (менее 1% брака)

Выполнение с небольшими погрешностями

Погрешности в рамках нормы

Погрешности превышают допустимый уровень (более 5% брака)

0,03

5

4
Умение творчески подходить к задаче

0,01

3

4
Умение декодировать информацию

0,01

2

3

Навык уверенного пользователя программы Компас

0,12

4

5
Навык уверенного пользователя программы AutoCAD

0,12

3

4
Навык конструирования
0,01
3
4
Опыт работы общий
более 5
лет
3–5 лет
1–3 года
до 1 года
нет стажа
0,1
4
4
Опыт работы в опред. должности
более 5 лет

3–5 лет

1–3 года

до 1 года

нет стажа

0,05

2

3

Образование

ВПО,
магистр
ВПО,
бакалавр, специа- лист

СПО

НПО

нет

0,3

4

4
Направление
образования
технич.

эконом.

другое
0,1
3
5

Возраст

30–45
23–30
45–60
20–23
60–65
18–20
65–75
до 18
после 75
0,05

5

5

Действительный уровень работника

3,7


Оптимальный уровень для рабочего места

4,22

Коэффициент соответствия

0,88
Источник: предложено авторами.

достижения целей предприятия. При этом важно обеспечить не только соответствие уровня мотивации сотрудника на каждом рабочем месте, но и адекватность его мотивации, т.е. соответствие реальным возможностям предприятия. Влияние показателей этого подблока на устойчивость в настоящей работе не рассматривается, т.е. коэффициент, характеризующий уровень и адекватность мотивации специалиста, принимается как Qмот = 1.

Личные обстоятельства (семейное положение, условия жизни и т.п.) могут оказывать как положительное (стимулирующее) влияние на его работоспособность, мотивацию, так и нейтральное или негативное воздействие. Поэтому при оценке этого фактора необходим индивидуальный подход. Влияние показателей этого подблока на устойчивость соответствия в настоящей работе не рассматривается, т.е. коэффициент Qличобст = 1.

Блок показателей «Безопасность для предприятия» включает такие характеристики работника, как наличие криминального прошлого и связей, склонность к совершению противоправных поступков, склонность к наркомании, алкоголизму, азартным играм и т.п. В данном блоке отклонения от коэффициента соответствия Qбез недопустимы, при установлении таковых кандидата не принимают на работу.

Способность и стремление работника к получению новых знаний, умений и навыков высоко ценится на высокотехнологичных предприятиях, особенно если предприятие активно развивается. Указанное качество может быть в разной степени выражено у сотрудника, а само по себе наличие этого качества может иметь различное значение (вес) для конкретного рабочего места.

Влияние показателей этого подблока на устойчивость соответствия профквалификационного уровня работника в настоящей работе не рассматривается, т.е. коэффициент, характеризующий влияние изменений в личных обстоятельствах на ПКУР, принимается как Qобуч = 1.

Блок «Трудовая деятельность работника внутри предприятия» включает показатели, характеризующие влияние внутрикорпоративных изменений, например, нововведения, реструктуризация производственных процессов и др. Влияние показателей этого блока не рассматривается, т. е. показатель принимается равным единице: Qпсс = 1.

Для определения показателя «Степень соответствия результатов трудовой деятельности работника должностным требованиям» используется коэффициент соответствия результатов трудовой деятельности работника Qуд. Для его определения необходимо сравнить результаты его деятельности по качеству (коэффициент Ккал), количеству (коэффициент Ккол) и уровню инновационной активности (коэффициент Кинн) с целевым уровнем.

Коэффициент Ккач определяется как отношение уровня качества работ, выполняемых оцениваемым сотрудником, к целевому уровню:

Ккач = .

Для определения значения коэффициента инновационной активности работника учитывается количество сделанных им рацпредложений по сравнению с целевым уровнем:

Кинн = .

Аналогично определяется значение коэффициента Ккол. Для этого могут использоваться данные, характеризующие статистику продаж, производительность труда на производстве и др.

Ккол = .

Тогда коэффициент, характеризующий степень удовлетворения работником требований работодателя (исходя из результативности решения поставленных задач), определяется по формуле:

,

а обобщенный показатель профквалификационного уровня работника определяется по формуле:

Q = Qпсс Qуд.

Показатели блока «Рынок труда» необходимы для объективного представления об уровне профквалификационного соответствия работника по сравнению с коллегами, занимающими аналогичную должность, а также с потенциальными кандидатами.

Для сравнительного анализа работника с коллегами предлагается использовать показатели, характеризующие результаты трудовой деятельности с точки зрения качества (К*кач) и количества выполняемых работ (К*кол), инновационную активность (К*инн), а также уровень заработной платы (К*з/п) работника.

Коэффициент К*кач определяется как отношение уровня качества работ, выполняемых оцениваемым работником, к высшему уровню качества работ, достигаемому на аналогичном рабочем месте высококвалифицированным работником, имеющим большой опыт работы. Если работник является лучшим в данной категории, то для сравнения используются показатели работника второго ранга, тогда коэффициент К*кач принимает значение большее 1. Рассмотренный показатель может характеризовать, например, уровень брака. Аналогично рассчитывается коэффициент К*кол, который может характеризовать, например, статистику продаж, производительность труда на производстве и др.

В качестве показателя, характеризующего инновационную активность работника, предлагается использовать коэффициент Кинн, определяемый как отношение количества сделанных им рациональных предложений к лучшим результатам в рассматриваемой предметной области среди коллег, занимающих аналогичную должность.

Коэффициент заработной платы К*з/п дает представление о том, насколько высоко оценивается труд сотрудника в стоимостном выражении по сравнению с коллегами, занимающими аналогичную должность. Если на предприятии действует тарифная система оплаты, то К*з/п = 1.

В случае если К*з/п 1, а один из показателей (К*кач, К*кол, К*инн) < 1, то имеет место ситуация, когда труд работника с более низкой результативностью более высоко оплачивается, что нецелесообразно.

Коэффициент, позволяющий интегрально сравнить оцениваемого сотрудника с работниками, занимающими аналогичную должность Qкол, определяется по формуле:

Qкол = К*качК*колК*инн К*з/п.

Аналогично определяется коэффициент сравнения с потенциальными работниками, претендующими на аналогичную должность:

Qрын = К**кач К**кол К**инн К**з/п,

где К**кач – уровень качества работ, выполняемых работником, по сравнению с уровнем качества работ, выполняемых потенциальным кандидатом на аналогичную должность;

К**кол – производительность труда работника по сравнению с потенциальным кандидатом на аналогичную должность;

К**инн – индекс инновационной активности работника по сравнению с потенциальным кандидатом на аналогичную должность;

К**з/п – индекс заработной платы работника по сравнению с потенциальным кандидатом на аналогичную должность.

Обобщенный показатель профессионально-квалификационного соответствия по отношению к рынку труда (потенциальных кандидатов) определяется по формуле:

Q3 = Qкол Qрын.

Для оценки положения уровня молодого специалиста вводится интегральный показатель (ИП), который является функцией многих переменных, представляемых тремя совокупностями, характеризующими специалиста, предприятие и рынок труда.

Профквалификацинный уровень молодого специалиста является устойчивым в том случае, если его уровень находится в рамках, определенных для рабочего места. В случае, если разница между достигнутым уровнем и целевым уровнем превышает допустимое отклонение, то затраты на формирование целевого уровня или предоставление другого рабочего места не должны превышать затраты, связанные с привлечением нового (потенциального) работника на данное рабочее место.

Оценка указанного показателя, а также умение использовать его в качестве инструмента производственного менеджмента являются одной из основных задач кадровой политики.

Управление ИП устойчивости соответствия квалификационного уровня молодого специалиста требованиям предприятия должно происходить с позиции улучшения (максимизации) одной из важнейших характеристик производственно-экономических систем – эффективности деятельности предприятия Э, т. е. соотношения затрат и результатов функционирования системы:

Э = Р/З à max,

где Р – экономический эффект (в стоимостном выражении) от достижения результатов производственно-хозяйственной деятельности за период времени Т = t2t1 (t1, t2 – соответственно, начальный и конечный моменты времени рассматриваемого периода);

З – затраты на производственно-хозяйственную деятельность предприятия за тот же период Т.

Использование кадровых ресурсов связано непосредственно с видами экономических эффектов, и следовательно, оптимизация кадровых ресурсов способствует улучшению показателя эффективности.

Заключение

В высших учебных заведениях при подготовке кадров для ОПК необходимо применять методы среднесрочного планирования и прогнозирования с учетом изменяющихся требований к технологическому обеспечению. Для того чтобы обеспечить системе образования кадров для ОПК гибкость и мобильность, важно направить усилия государства, предприятий и образовательных учреждений на создание национальной системы подготовки специалистов для ОПК.

В настоящее время вопрос обладания сотрудниками ключевыми компетенциями является таким же значимым, как и вопрос обладания фактическими знаниями по профилю деятельности. Работодатели ОПК хотели бы видеть на рабочих местах в своих компаниях сотрудников, обладающих высокими конструкторско-техническими знаниями, способных критически и аналитически мыслить, эффективно взаимодействовать с коллегами, качественно организовывать собственную рабочую деятельность и работу в команде, собирать и анализировать информацию из различных источников, справляться с повседневными рабочими проблемами и принимать обоснованные решения. Предложенный концептуальный подход позволит разработать модель, направленную на сокращение дефицита кадров, а также повышение результативности процесса обучения и работы на предприятиях ОПК.


Источники:

1. Подольский А. Г., Красникова А. С., Клочков Н. И., Соколов Д. С. Методический подход к оценке компетентности студентов и выпускников образовательных учреждений // Экономика труда. – 2022. – № 1. – c. 37-54.
2. Подольский А. Г., Красникова А. С. К вопросу о рейтинговой оценке человеческих ресурсов в организациях ОПК // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. – 2021. – № 4. – c. 15-20.
3. Макаренко Н.О. Анализ современного состояния предприятий ракетно-космической промышленности // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2016. – № 4-1. – c. 16–22.
4. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 541–588.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
6. Чжан Тяньхуэй Социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1445-1458. – doi: 10.18334/et.8.12.114041.
7. Прокопец Н.Н., Дронов Р.В. Формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 991-1004. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113194.
8. Бочкарев О.И. Актуальные проблемы инновационной отечественной промышленности: кадровая безопасность в высшем звене управления и управление персоналом высокотехнологичных производств // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 145-146. – doi: 10.18334/evp.2.3.112800.
9. Кохно П.А. Уровень высокотехнологичного производства определяет человеческий капитал // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 169-180. – doi: 10.18334/evp.2.3.112357.
10. Иванова И.А., Сажаева Г.А. Управление вовлеченностью персонала как одна из задач менеджмента высокотехнологичных предприятий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1207-1218. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110655.
11. Зозуля И.В., Саханов В.В. Проблемы количественной и качественной оценки высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1193-1206. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110555.
12. Ганус Ю.А., Старожук Е.А. Модель ключевой компетенции как базовая методика управления полным жизненным циклом высокотехнологичной продукции в долгосрочной перспективе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1111-1134. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110721.
13. Дмитриева С.И., Жемерикина Ю.И., Савка О.Г. Основные аспекты конкурентоспособности инженера // Человеческий капитал. – 2021. – № 1. – c. 34-43.
14. Есаулов В.Н. Кадровые приоритеты в оборонно-промышленном комплексе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2014. – № 3 (27). – c. 21-32.
15. Каштанова Е. В., Сувалова Т. В. Современные тенденции кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса России: проблемы системы подготовки кадров и пути решения // Цифровые стратегии и трансформации. – 2021. – № 4. – c. 86-96.
16. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Экономика труда. , 2021. – 1485-1500 c.
17. Лотов А.И., Прокудин В.Н. Значимость целевого обучения при подготовке кадров оборонно-промышленного комплекса // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 2. – c. 81-92. – doi: 10.18334/evp.2.2.111225.
18. Толочко И.А. Отраслевые особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса в организации рискозащищенной технологии планирования // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 379-392. – doi: 10.18334/lim.7.2.100885.
19. Милёхина О.В., Адова И.Б. Трансформация модели менеджера в компетентностный конструкт: от теории к практике проектирования // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 291-316. – doi: 10.18334/lim.8.3.112280.
20. Васильчиков А.В., Сатонина Н.Н., Чечина О.С. Дефицит рабочих кадров как главная ресурсная проблема промышленных предприятий // Московский экономический журнал. – 2021. – № 7. – c. 412-420.
21. Резник С.Д., Сочилова А.А. Работодатели и студенты: о путях формирования конкурентоспособности студенчества // Взаимодействие с партнерами и работодателями. – 2020. – № 1. – c. 70-76.
22. Солодова Т.Е. От компетентностной модели выпускника к компетентному выпускнику // Вестник ВолГУ. – 2009. – № 11. – c. 34-39.

Страница обновлена: 30.11.2024 в 08:43:07