Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования

Баева О.Н.1, Шерстянкина Н.П.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36366097
Цитирований: 25 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Рассмотрены существующие подходы к определению востребованных на рынке труда компетенций. Выявлено, что в проведенных исследованиях, как правило, используются опросы работодателей. Предложено анализировать требования к претендентам на вакансии, размещенные на «работных» сайтах. Отмечено, что отсутствие единообразия в группировке компетенций, а также описании необходимых навыков как в образовательных и профессиональных стандартах, так и требованиях работодателей затрудняет сбор и обработку информации. Выполнен анализ требований к соискателям на примере должности «менеджер по продажам» на рынке труда г. Иркутска. Информационную базу исследования составили объявления о вакансиях, размещенные на сайте HeadHunter в период с 25 февраля по 2 марта 2018 г. Выявлено, что наиболее востребованы общепрофессиональные (навыки работы с компьютером и офисным оборудованием, грамотный русский язык), коммуникационные (коммуникабельность, навыки ведения переговоров), и аналитические компетенции (стремление к профессиональному росту и развитию), а также поведенческие характеристики (активность, работа на результат, дисциплинированность). Предпринята попытка выделить требования, влияющие на уровень заработной платы с использованием однофакторного дисперсионного анализа. Предложено использовать представленный алгоритм в качестве учебного задания для обучающихся с целью формирования более полного представления о реальных потребностях рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, заработная плата, профессиональные стандарты, востребованные компетенции, федеральные государственные образовательные стандарты

JEL-классификация: J81, J20, J30, J89

Источники:

1. Апенько С.Н. Формирование профессиональных компетенций человеческих ресурсов с помощью командообразования проектов предприятия // Вестник Омского университета. – 2016. – № 2. – С. 60-68.
Баева О.Н. Формирование и развитие компетенций стратегического управления // Актуальные тенденции развития мировой экономики: материалы международной научно-практической конференции : в 2 ч. Часть 2 / под науч. ред. А. П. Суходолова, Т.Г. Озерниковой. Иркутск, 2016. – С. 95-99.
3. Беленов О.Н., Морозова В.Н., Шилова И.В. Проблемы формирования единых критериев оценки качества подготовки выпускников представителями рынка труда и сферы образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 65-70.
4. Беленов О.Н., Шилова И.В. Какие компетенции выпускников вузов востребованы на региональном рынке труда // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 57-63.
5. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда // Современная конкуренция. – 2008. – № 4(10). – С. 96-104.
6. Борисова А.А. Влияние профессиональных стандартов на формы итоговой аттестации образовательных программ // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 1(38). – С. 25-29.
Васильев К., Рощин С., Мальцева И., Травкин П., Лукьянова А., Чугунов Д., Шульга И., Рутковски Я., Каху П. М., Неллеманн С. Развитие навыков для инновационного роста в России. - М.: Алекс, 2015.
Ежова Л.Н. Начальный курс с основами теории вероятностей и математической статистики. / учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и перераб. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008. – 287 с.
9. Измайлова М.А. Требования рынка труда как детерминанта построения новой модели функционирования системы профессионального образования на основе компетентностного подхода // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2009. – № 4. – С. 71-74.
10. Ильин Д.Ю., Никульчев Е.В., Бубнов Г.Г., Матешук Е.О. Информационно-аналитический сервис формирования актуальных профессиональных компетенций на основе патентного анализа технологий и выделения профессиональных навыков в вакансиях работодателей // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2017. – № 2(38). – С. 71-88.
11. Меренков А. В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 1(95). – С. 94-103.
12. Озерникова Т.Г., Пензина О.Н. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе // Baikal Research Journal. – 2018. – № 1. – С. 11. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 535н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации»» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 687н «Об утверждении профессионального стандарта «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем»» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Минтруда России от 19.03.2015 № 175н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по кредитному брокериджу» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 186н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по страхованию»» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
17. Решетникова К. В., Предводителева М.Д. Компетенции выпускников магистратуры: что востребовано работодателями сферы гостеприимства // Управленческие науки. – 2017. – № 4. – С. 90-97.
18. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 1(1). – С. 61-71.
19. Солнцев С.А., Рощин С.Ю. Как компании ищут работников: эмпирические оценки по российским предприятиям // Российский журнал менеджмента. – 2017. – № 2. – С. 173-192. – doi: 10.21638/11701/spbu18.2017.203.
20. Солодова Н.Г., Васильева А.Н. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы // Baikal Research Journal. – 2015. – № 4. – С. 14. – doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.
21. Стародубцева О.А. Особенности системы мотивации труда менеджеров продаж на рынке B2B // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2016. – № 2(35). – С. 114-118.
22. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза) // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 2. – С. 187-195. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).187-195.
23. Тарасова Л.В. Личностно-профессиональные компетенции менеджера малого бизнеса // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 4-1. – С. 159-163.
24. Хохлова М. Хохлова М. Компетенции конкурентоспособного молодого специалиста: мнение работодателей и выпускников // Телескоп. – 2014. – № 2(104). – С. 26-31.
25. Яркова С.А., Якимова Л.Д., Данилова А.С. Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту // Экономика труда. – 2018. – № 1. – С. 43-60. – doi: 10.18334/et.5.1.38808.
Cheers. Unikassel. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unikassel.de/einrichtungen/en/incher/research/projects-completedup-to-2010/cheers-i.html.
HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutsk.hh.ru ( дата обращения: 02.03.2018 ).
Perren L., Burgoyne J. Management and Leadership Abilities: An analysis of texts, testimony and practice. - London: Council for Excellence in Management and Leadership, 2002.

Страница обновлена: 25.08.2025 в 15:58:54

 

 

Identification of competencies in demand in the labor market: experience of empirical research

Baeva O.N., Sherstyankina N.P.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 3 (July-September 2018)

Citation:

Abstract:
The existing approaches to the definition of competencies in demand in the labor market are considered. It is revealed that in the conducted researches, as a rule, surveys of employers are used. It is proposed to analyze the requirements for applicants for vacancies posted on the job sites. It is noted that the lack of uniformity in the grouping of competencies, as well as the description of the necessary skills in both educational and professional standards and the requirements of employers makes it difficult to collect and process information. The analysis of requirements to applicants on the example of the position "sales manager" in the labor market of Irkutsk is executed. The information base of the study consisted of vacancy announcements posted on the HeadHunter website in the period from February 25 to March 2, 2018. It is revealed that the most demanded general professional (skills of work with the computer and office equipment, competent Russian), communication (communication skills, negotiation skills), and analytical competences (aspiration to professional growth and development), and also behavioral characteristics (activity, work on result, discipline). An attempt is made to identify the requirements that affect the level of wages using a one-factor analysis of variance. It is proposed to use the presented algorithm as a training task for students in order to form a more complete understanding of the real needs of the labor market.

Keywords: labor market, salary, professional standards, federal state educational standards, demanded competences

JEL-classification: J81, J20, J30, J89