Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования

Баева О.Н.1, Шерстянкина Н.П.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36366097
Цитирований: 25 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Рассмотрены существующие подходы к определению востребованных на рынке труда компетенций. Выявлено, что в проведенных исследованиях, как правило, используются опросы работодателей. Предложено анализировать требования к претендентам на вакансии, размещенные на «работных» сайтах. Отмечено, что отсутствие единообразия в группировке компетенций, а также описании необходимых навыков как в образовательных и профессиональных стандартах, так и требованиях работодателей затрудняет сбор и обработку информации. Выполнен анализ требований к соискателям на примере должности «менеджер по продажам» на рынке труда г. Иркутска. Информационную базу исследования составили объявления о вакансиях, размещенные на сайте HeadHunter в период с 25 февраля по 2 марта 2018 г. Выявлено, что наиболее востребованы общепрофессиональные (навыки работы с компьютером и офисным оборудованием, грамотный русский язык), коммуникационные (коммуникабельность, навыки ведения переговоров), и аналитические компетенции (стремление к профессиональному росту и развитию), а также поведенческие характеристики (активность, работа на результат, дисциплинированность). Предпринята попытка выделить требования, влияющие на уровень заработной платы с использованием однофакторного дисперсионного анализа. Предложено использовать представленный алгоритм в качестве учебного задания для обучающихся с целью формирования более полного представления о реальных потребностях рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, заработная плата, профессиональные стандарты, востребованные компетенции, федеральные государственные образовательные стандарты

JEL-классификация: J81, J20, J30, J89

Источники:

1. Апенько С.Н. Формирование профессиональных компетенций человеческих ресурсов с помощью командообразования проектов предприятия // Вестник Омского университета. – 2016. – № 2. – С. 60-68.
Баева О.Н. Формирование и развитие компетенций стратегического управления // Актуальные тенденции развития мировой экономики: материалы международной научно-практической конференции : в 2 ч. Часть 2 / под науч. ред. А. П. Суходолова, Т.Г. Озерниковой. Иркутск, 2016. – С. 95-99.
3. Беленов О.Н., Морозова В.Н., Шилова И.В. Проблемы формирования единых критериев оценки качества подготовки выпускников представителями рынка труда и сферы образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 65-70.
4. Беленов О.Н., Шилова И.В. Какие компетенции выпускников вузов востребованы на региональном рынке труда // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 57-63.
5. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда // Современная конкуренция. – 2008. – № 4(10). – С. 96-104.
6. Борисова А.А. Влияние профессиональных стандартов на формы итоговой аттестации образовательных программ // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 1(38). – С. 25-29.
Васильев К., Рощин С., Мальцева И., Травкин П., Лукьянова А., Чугунов Д., Шульга И., Рутковски Я., Каху П. М., Неллеманн С. Развитие навыков для инновационного роста в России. - М.: Алекс, 2015.
Ежова Л.Н. Начальный курс с основами теории вероятностей и математической статистики. / учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и перераб. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008. – 287 с.
9. Измайлова М.А. Требования рынка труда как детерминанта построения новой модели функционирования системы профессионального образования на основе компетентностного подхода // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2009. – № 4. – С. 71-74.
10. Ильин Д.Ю., Никульчев Е.В., Бубнов Г.Г., Матешук Е.О. Информационно-аналитический сервис формирования актуальных профессиональных компетенций на основе патентного анализа технологий и выделения профессиональных навыков в вакансиях работодателей // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2017. – № 2(38). – С. 71-88.
11. Меренков А. В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 1(95). – С. 94-103.
12. Озерникова Т.Г., Пензина О.Н. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе // Baikal Research Journal. – 2018. – № 1. – С. 11. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 535н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации»» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 687н «Об утверждении профессионального стандарта «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем»» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Минтруда России от 19.03.2015 № 175н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по кредитному брокериджу» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 186н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по страхованию»» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
17. Решетникова К. В., Предводителева М.Д. Компетенции выпускников магистратуры: что востребовано работодателями сферы гостеприимства // Управленческие науки. – 2017. – № 4. – С. 90-97.
18. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт России // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 1(1). – С. 61-71.
19. Солнцев С.А., Рощин С.Ю. Как компании ищут работников: эмпирические оценки по российским предприятиям // Российский журнал менеджмента. – 2017. – № 2. – С. 173-192. – doi: 10.21638/11701/spbu18.2017.203.
20. Солодова Н.Г., Васильева А.Н. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы // Baikal Research Journal. – 2015. – № 4. – С. 14. – doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.
21. Стародубцева О.А. Особенности системы мотивации труда менеджеров продаж на рынке B2B // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2016. – № 2(35). – С. 114-118.
22. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза) // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 2. – С. 187-195. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).187-195.
23. Тарасова Л.В. Личностно-профессиональные компетенции менеджера малого бизнеса // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 4-1. – С. 159-163.
24. Хохлова М. Хохлова М. Компетенции конкурентоспособного молодого специалиста: мнение работодателей и выпускников // Телескоп. – 2014. – № 2(104). – С. 26-31.
25. Яркова С.А., Якимова Л.Д., Данилова А.С. Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту // Экономика труда. – 2018. – № 1. – С. 43-60. – doi: 10.18334/et.5.1.38808.
Cheers. Unikassel. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unikassel.de/einrichtungen/en/incher/research/projects-completedup-to-2010/cheers-i.html.
HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutsk.hh.ru ( дата обращения: 02.03.2018 ).
Perren L., Burgoyne J. Management and Leadership Abilities: An analysis of texts, testimony and practice. - London: Council for Excellence in Management and Leadership, 2002.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:54