Методика подготовки востребованных спортивных кадров
Кохно П.А.1, Кохно В.О.2
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»
2 Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 1 (Январь-март 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63546553
Аннотация:
В статье подготовка вузами высококвалифицированных востребованных спортивных специалистов рассматривается как непрерывный творческий процесс не на всю жизнь, а через всю жизнь человека. Методическая работа в вузе направлена на систематическое совершенствование методики обучения и воспитания обучаемых специалистов. Рассмотрены основные задачи научно-методической и учебно-методической работ и их формы. Основной задачей методической работы кафедры является совершенствование методики подготовки и проведения всех видов учебных занятий, проведение мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей. Предложены критерии оценки организации и состояния методической работы
Ключевые слова: спортивный университет, кафедра, образовательный процесс, востребованные специалисты, методики обучения и воспитания, задачи и формы обучения, эффективность подготовки, педагогический эксперимент, дифференциальная оценка
Введение
Подготовка квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта напрямую связана с совершенствованием методики обучения и воспитания студентов посредством модификации методик подготовки и проведения различных видов учебных занятий, а также совершенствования педагогического мастерства преподавателей специализированных высших учебных заведений. Вопросам подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта посвящено обширное количество научных работ отечественных ученых [2; 10; 12], в частности, в условиях цифровой трансформации российской экономики [4; 13; 14; 15]. Отдельно стоит выделить труды, в которых изучаются вопросы подготовки квалифицированных кадров в профессиональном спорте [3; 13; 16; 17], а также проблемы педагогического менеджмента и подготовки научно-педагогических кадров в спортивной индустрии [11; 15; 17].
В данной статье авторами разработана методика оценки методической работы в спортивном университете с помощью интегрального показателя, основанного на дифференциальной оценке одиннадцати критериев.
Основная часть
Под методической работой в спортивном университете понимается непрерывный творческий процесс сбора крупиц повседневного опыта, его анализа, обобщения, а затем использования в образовательном процессе. Под методикой понимается также, в более узком и точном смысле этого слова, учение о методах обучения. Методика учебной дисциплины – это учение о способах изложения материала данной науки при обучении [8, 9].
Методическая работа в спортивном вузе является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности ректората и научно-педагогического состава. Она должна быть направлена на систематическое совершенствование методики обучения и воспитания обучаемых, повышение педагогического мастерства преподавателей, разработку и внедрение эффективных методов организации и проведения образовательного процесса. Методическая работа проводится на кафедрах, факультетах и в масштабе вуза. Методическая работа делится на учебно-методическую и научно-методическую.
Основными задачами научно-методической работы в спортивном университете являются:
- совершенствование существующих и изыскание новых, наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания;
- систематическое обобщение, анализ и распространение передового опыта, разработка новых методов и средств обучения.
Основными задачами учебно-методической работы в спортивном университете являются [5]:
- повышение научного и методического уровня преподавания;
- совершенствование методики разработки учебных планов и программ;
- отработка и обновление содержания учебных дисциплин;
- разработка и совершенствование комплекта средств обучения;
- разработка и совершенствование учебно-методических материалов;
- совершенствование учебно-лабораторной базы, средств и методов повышения наглядности, внедрение ТСО и АОС;
- разработка и совершенствование системы самостоятельной работы обучаемых;
- совершенствование действующей системы повышения педагогического мастерства преподавателей.
Основными формами методической работы в спортивном университете являются:
а) научно-методической:
- научные исследования по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса;
- разработка частных методик преподавания;
- научно-методические конференции и семинары, которые организуются и проводятся для рассмотрения результатов научных исследований по проблемам специального образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки руководящих кадров, вопросов научной организации труда, внедрения новых методов и средств обучения и т.п. Конференции и семинары вырабатывают рекомендации, утверждаемые ректором университета;
б) учебно-методической:
- повседневная личная работа каждого преподавателя над методикой преподавания данного курса и личным мастерством, содержанием учебников, учебных и методических пособий, средств наглядности и т.п.;
- разработка и издание методических материалов и рекомендаций по самостоятельной работе обучаемых;
- методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные), взаимные посещения занятий преподавателями кафедр, тематический контроль;
- заседание кафедр и предметно-методических комиссий по учебно-методическим вопросам;
- методические сборы и семинары кафедр;
- обсуждение вопросов учебно-методической работы на заседаниях ученого и методического советов университета и методической подготовке профессорско-преподавательского состава (лекции, доклады по методике обучения и воспитания, вопросам педагогики и психологии и др.);
- проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс.
Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебно-воспитательной работы, методики проведения учений, комплексных занятий, стажировки и практики, обеспечения взаимосвязи смежных дисциплин. Они организуются на кафедрах и факультетах.
Инструкторско-методические занятия проводятся с целью отработки наиболее эффективных методических приемов проведения занятий по теме в целом или по отдельным учебным вопросам, а также установления единства понимания и толкования преподавателями учебных вопросов. Они проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы.
Инструкторско-методические занятия проводятся начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами, старшими преподавателями, а также ректором спортивного университета, его заместителями (проректорами) и деканами факультетов.
Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью ознакомления с образцовой организацией и методикой проведения занятий, наиболее эффективными методами использования наглядных технических средств обучения. На показные занятия привлекаются преподаватели, участвующие в проведении занятий по данной дисциплине, а также другие преподаватели.
Открытые занятия проводятся с обучаемыми в соответствии с расписанием учебных занятий по планам кафедр (факультетов) в целях обмена опытом и оказания помощи преподавателям в организации занятия и методики его проведения. Каждое открытое занятие обсуждается на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) или того коллектива преподавателей, который присутствовал на данном занятии, и оформляются протоколом.
Пробные занятия проводятся по распоряжению заведующего кафедрой с целью определения подготовленности преподавателей и допуска их к самостоятельному проведению занятий с обучаемыми, а также для рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам. Пробные занятия проводятся только перед преподавательским составом и обсуждаются на заседании кафедры или предметно-методической комиссии (с оформлением протокола).
Педагогические (методические) эксперименты организуются и проводятся с целью проверки на практике результатов научных исследований в области спортивного образования и педагогической науки.
Педагогический (методический) эксперимент – это специально организованная проверка того или иного метода или приема учебной деятельности с целью выявления их действенности и эффективности. Необходимость в эксперименте возникает тогда, когда педагогом выдвигается какая-либо новая идея или предложение, требующие проверки. Эксперимент необходим и тогда, когда нужно проверить различные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления или метода, уже подвергавшегося проверке.
Педагогический (методический) эксперимент ставится на базе научной гипотезы. Гипотеза должна быть научной потому, что она, хотя и может содержать элемент догадки, интуитивной веры в возможность получения положительного решения или эффекта, должна базироваться на определенных научных данных, подкрепляться теоретическими доводами и умозаключениями.
На основе научной гипотезы руководитель эксперимента разрабатывает порядок эксперимента, который фиксируется в тематическом плане изучения учебной дисциплины. В плане указывается тема, цель и порядок проведения эксперимента, ожидаемые результаты. План рассматривается на кафедре и утверждается заведующим кафедры или проректором спортивного университета.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, основанных на результатах педагогических (методических) экспериментов, производится после их тщательной экспериментальной проверки, обсуждения на кафедре. Внедрение результатов эксперимента предусматривает:
- широкое информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основания для внесения каких-либо изменений в практику;
- создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментальных исследований;
- разработку методических материалов к учебным занятиям.
Кафедра является центром методической работы и должна регулярно рассматривать на своих заседаниях вопросы методической работы. Методическая работа проводится в соответствии с планом работы кафедры (годовым и месячным).
Основной задачей методической работы кафедры является совершенствование методики подготовки и проведения всех видов учебных занятий, проведение мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей [6].
Рекомендуются следующие формы методической работы кафедры:
- участие в выполнении НИР по вопросам совершенствования образовательного процесса;
- участие в разработке учебных планов;
- разработка учебных программ по дисциплинам кафедры и согласование их с программами смежных кафедр;
- написание учебников, учебных и методических пособий и вспомогательных учебных материалов по дисциплинам кафедры;
- проведение инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятий;
- обсуждение рукописей учебно-методических пособий;
- анализ итогов преподавания отдельных дисциплин и проведения отдельных видов учебной работы;
- постановка и обсуждение научных докладов по вопросам методики преподавания дисциплин кафедры для очного и заочного обучения;
- обсуждение докладов по общей структуре курса, методике изложения вопросов программы, обсуждение тематических планов изучения дисциплин;
- обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания методических документов;
- рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля самостоятельной работы обучаемых над учебным материалом и НИР;
- анализ бюджета времени самостоятельной работы обучаемых и объема всех видов учебных заданий;
- о работе выпускников спортивного университета;
- разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения и технических средств обучения, а также методики их использования в учебном процессе;
- совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных установок, специальных классов, аудиторий и кабинетов);
- взаимные посещения занятий как внутри кафедры, так и между преподавателями различных кафедр с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин;
- совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими кафедрами в целях обмена опытом работы, наилучшей увязки программы и последовательности прохождения соответствующих курсов;
- изучение опыта работы родственных кафедр других высших учебных заведений, обмен опытом этой работы;
- постановка обзорных докладов на кафедре по вопросам организации и проведения учебно-воспитательной работы в спортивном университете;
- контроль учебных занятий, обобщение опыта работы лучших преподавателей и предметно-методических комиссий (ПМК).
На кафедрах, ведущих обучение по нескольким дисциплинам, могут создаваться предметно-методические комиссии. По междисциплинарным предметам предметно-методическая комиссия создается под председательством проректора университета. В их состав включаются преподаватели, ведущие обучение по определенной дисциплине, и преподаватели смежных дисциплин.
Перед началом учебного года (семестра) или в начале его на кафедрах проводятся методические сборы для обсуждения итогов учебно-методической работы кафедры за год (семестр), задач на очередной год (семестр) и решения наиболее важных методических вопросов по обеспечению занятий в предстоящем учебном году (семестре) [1].
Критерии оценки организации и состояния методической работы в спортивном университете:
1. Наличие методического совета и документов, регламентирующих его работу (положение, перспективный и годовые планы работы; анализ их выполнения).
2. Как вопросы методической работы просматриваются в деятельности руководства образовательного учреждения, ученого совета (педагогического совета), структурных подразделений образовательного учреждения.
3. Практикуется ли заслушивание на заседаниях ученого совета, совещаниях ректората, заведующих кафедр, заведующего учебным отделом (частью) по вопросам методической работы в образовательном учреждении.
4. Новые формы и методы обучения, используемые в образовательном процессе.
5. Количество учебно-методической литературы, подготовленной и изданной преподавателями всего, в том числе учебных пособий, учебно-методических пособий, методических рекомендаций и т.д.
Наличие и количество электронных вариантов учебников, учебных пособий, курсов лекций, обучающих и контролирующих программ (разработанных другими образовательными учреждениями/своих), могут ли студенты использовать их для самостоятельной работы, каким образом.
6. Разрабатываются ли частные методики преподавания конкретных дисциплин, если да – по какому количеству учебных дисциплин направления (специальности) есть в наличии.
7. Разрабатываются ли дидактические материалы, какие именно (диафильмы, видеофильмы, аудиоматериалы, слайды, схемы и т.д.), каким образом – сами преподаватели, специальная лаборатория и т.д.; ведутся ли в какой-то форме учеты подготовки дидактических материалов; какие технические средства обучения используются в учебном процессе, количество их в образовательном учреждении.
8. Проводятся ли межкафедральные совещания, научно-методические конференции, совещания, методические сборы с преподавателями (по итогам семестра или учебного года), методические занятия с преподавателями; практикуется ли взаимопосещение занятий преподавателями одной кафедры (цикловой комиссии), различных кафедр (цикловых комиссий), сколько таких занятий было в течение учебного года; какие другие формы методической работы характерны для данного образовательного учреждения.
9. Как организована и ведется в образовательном учреждении работа с молодыми преподавателями (в рамках образовательного учреждения, на кафедрах, пущена на самотек; какие есть нормативные и планирующие, отчетные документы).
10. Как организовано в образовательном учреждении обобщение и распространение передового опыта методической работы.
11. Наличие отзывов потребителей на качество подготовки выпускников (осуществляется ли сбор, обобщение и анализ отзывов, каким структурным подразделением ведется; как реализуется в учебном процессе в последующем – по годам: сколько получено отзывов, какие наиболее существенные недостатки отражены в них и по каким циклам дисциплин, какие предложения содержались в отзывах, какие предложения и меры подготовлены в образовательном учреждении и как реализовываются в учебном процессе).
Методика оценки методической работы в спортивном университете заключается в интегральном показателе получаемым путем дифференциальной оценки одиннадцати основных критериев с соответствующими коэффициентами значимости (важности или ранжирования) и выражается обобщенной таблицей аналогично методики расчета научной работы [7]:
1. Защита диссертационных исследований (E1).
Коэффициент: докторская - 0,6; кандидатская - 0,4.
,
где – число кандидатов наук, чел; – списочная численность остепененного научно-педагогического состава, чел; – число докторов наук, чел; – списочная численность докторов наук научно педагогического состава, чел.
2. Наличие аспирантов, соискателей (докторантов) (E2).
Коэффициент: адъюнкты, аспиранты - 0,5; Соискатели: кандидаты наук - 0,1; доктора наук - 0,4;
= ,
где – число аспирантов, чел; – списочная численность остепененного научно-педагогического состава, чел; – число соискателей кандидатов наук, чел; – число соискателей докторов наук, чел; – списочная численность докторов наук научно педагогического состава, чел.
3. Укомплектованность научно педагогического состава (E3):
= ,
где – списочная численность научно педагогического состава, чел; – штат научно педагогического состава, чел.
4. Укомплектованность научного общества студентов (E4):
= ,
где – списочная численность научно педагогического состава, чел; – число участников научного общества студентов.
5. Конкурс научного общества студентов (E5):
Коэффициент: участие - 0,4; Медаль министерства образовании наук - 0,3; Диплом министерства образовании наук - 0,2; Диплом конкурсной комиссии - 0,1;
= ,
где – число участников, чел; – общее число научного общества студентов; – число медалей; – число дипломов министерства образовании наук; – число дипломов конкурсной комиссии.
6. Научно - исследовательские работы (E6):
Коэффициент: ведомство РФ - 0,6; ВУЗ - 0,4;
=
где – число научно-исследовательских работ Министерства, ведомства Российской Федерации; – списочная численность научно педагогического состава, чел; – число научно-исследовательских работ ВУЗа.
7. Научно-практические работы (E7):
Коэффициент: ведомство РФ - 0,6; ВУЗ - 0,4;
=
где – число научно педагогических работ Министерства, ведомства Российской Федерации; – списочная численность научно педагогического состава, чел; – число научно педагогических работ ВУЗа.
8.Монографии, учебники, учебно-методические пособия (E8):
Коэффициент: монографии - 0,5; учебники - 0,4; учебно-методические пособия - 0,1;
=
где – число монографий; – списочная численность научно педагогического состава, чел; – число учебников; – учебно-методические пособия.
9. Конференции (E9):
Коэффициент: международная - 0,35; Федеральная - 0,3; Ведомственная - 0,2; ВУЗ- 0,15;
=
где – число участников международной конференции; – число участников Федеральной конференции; – число участников Министерства, ведомства Российской Федерации; – число участников ВУЗа; – списочная численность научно педагогического состава, чел.
10. Доклады (сообщения) на конференциях (E10):
Коэффициенты: международные - 0,35; Федеральная - 0,3; Ведомственная - 0,2; ВУЗ- 0,15;
=
где – число докладов международной конференции; – число докладов Федеральной конференции; – число докладов Министерства, ведомства Российской Федерации; – число докладов ВУЗа; – списочная численность научно - педагогического состава, чел.
11. Научные статьи (E11):
Коэффициент: международные - 0,35; Федеральная - 0,3; Ведомственная - 0,2; ВУЗ- 0,15;
=
где – число международных научных статей; – число федеральных научных статей; – число научных статей Министерства, ведомства Российской Федерации; – число научных статей ВУЗа; – списочная численность научно педагогического состава, чел.
12. Участие в выставках, салонах, ярмарках и др. (E12):
Коэффициент: международные - 0,4; Федеральная - 0,35; Министерства РФ - 0,25;
=
где – число участников международных мероприятий; – число участников Федеральных мероприятий; – число участников Министерства, Ведомства Российской Федерации; – списочная численность научно-педагогического состава, чел.
13. Награды премии медали (E13):
Коэффициент: медали золотые - 0,6; медали серебреные - 0,4 (0,3);
=
где – число золотых медалей; – число серебреных медалей; – списочная численность НПС, чел.
14. Награды премии дипломы (E14):
Коэффициент: диплом 1 степени - 0,4; диплом 2 степени - 0,35; диплом 3 степени-0,25;
=
где – число дипломов 1 степени; – число дипломов 2 степени; – число дипломов 3 степени; – списочная численность НПС, чел.
15. Работа экспертов (Å15):
Коэффициент: число ведущих организаций – 0,35; число оппонентов – 0,30; число отзывов на автореферат – 0,25; число учебно-методических материалов – 0,1;
=
где КК и ДН – количество кандидатов и докторов наук.
Рейтинг кафедры (структурного подразделения) вуза по научной работе по j (дифференциальному) критерию (1):
(1).
Рейтинг кафедры (структурного подразделения) вуза по научной работе по I (интегральному) критерию (2):
(2).
Важным достоинством данной методики является ее открытая универсальность (введение новых критериев) и управляемость направленного действия. Управляемость направленного действия критериального характера достигаемая за счет численных значений коэффициентов важности (таблица 1) и зон качества критериев качества.
Аналогичным образом производится оценка состояния научной работы каждого в отдельности взятого научно-педагогического сотрудника, структурного подразделения вуза, а также в целом вуза и их возможные модификации.
Таблица 1. Значения коэффициентов критериев (важности) (К)
Коэффициент критерия
Значения коэффициентов
| |
К1
|
0.13
|
К2
|
0.09
|
К3
|
0.13
|
К4
|
0.08
|
К5
|
0.04
|
К6
|
0.10
|
К7
|
0.04
|
К8
|
0.08
|
К9
|
0.04
|
К10
|
0.05
|
К11
|
0.04
|
К12
|
0.06
|
К13
|
0.035
|
К14
|
0.035
|
К15
|
0.05
|
Заключение
В статье авторы выделили основные задачи и формы научно-методической и учебно-методической работы в спортивном университете, обозначили одиннадцать критериев оценки организации и состояния методической работы в высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для сферы физической культуры и спорта, и предложили интегральный показатель оценки проводимой методической работы.
Источники:
2. Верина Т.П., Лукьяшко А.Ю. Актуальные проблемы подготовки кадров в сфере спорта // Актуальные проблемы науки и техники. 2022. – c. 848-850.
3. Егоров Н.А., Аверин А.В. Кадровый менеджмент в профессиональном спорте: опыт взаимодействия команд Формулы-1 Red Bull и Toro Rosso // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 223-244. – doi: 10.18334/ce.15.1.111565.
4. Ермаков А.В., Скаржинская Е.Н. Цифровые технологии в спорте как инструмент воспитания // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. 2020. – c. 189-193.
5. Кохно П.А., Кожанов Д.А., Чеботарев С.С., Юсупов Р.М. Интегрированные компании. / Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: Граница, 2015. – 464 c.
6. Кохно П.А., Кохно А. П., Артемьев А. А. Математика инновационного развития. / монография. - Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2023. – 230 c.
7. Кохно П.А., Артемьев А.А. Промышленно-образовательные кластеры. / монография. - Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – 328 c.
8. Кохно П.А., Ирадионов В.И. Инновационное образование. / монография. В 2 т. Том 1: Тенденции и модели. / отв. ред. д-р экон. наук, проф. П. А. Кохно. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2016. – 256 c.
9. Кохно П.А., Ирадионов В.И. Инновационное образование. / монография. В 2 т. Том 2: Эффективность подготовки. / отв. ред. д-р экон. наук, проф. П. А. Кохно. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2016. – 272 c.
10. Куспанов Н.С., Ботагариев Т.А. Современные подходы к проблеме подготовки специалистов физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. 2022. – c. 164-167.
11. Левченкова Т.В. Педагогический менеджмент в системе подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 11. – c. 8.
12. Лубышева Л.И. Методологические принципы построения современной системы подготовки физкультурных кадров // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 8. – c. 103.
13. Масягина Н.В., Плешаков В.А., Скаржинская Е.Н., Новоселов М.А. Международные соревнования на основе цифровых технологий как условие трансформации системы подготовки кадров для индустрии спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2022. – № 4. – c. 2-4.
14. Новоселов М.А. Подготовка кадров для цифровой трансформации физической культуры и спорта // Цифровая трансформация отрасли «физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. 2021. – c. 77-82.
15. Скаржинская Е.Н. Подготовка научно-педагогических кадров спортивной отрасли в условиях становления цифровой экономики // Цифровая трансформация отрасли «физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров. 2021. – c. 107-113.
16. Фарбей В.В., Фарбей В.В., Курочкин М.В., Андреев А.В. Разработка программ подготовки кадров в лыжных видах спорта // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития. 2021. – c. 102-107.
17. Щенникова М.Ю., Вишнякова Ю.Ю., Овсюк Т.М. Повышение квалификации кадров, реализующих научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд России // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2023. – № 6(220). – c. 487-492. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p487-492.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 05:43:35