Выявление востребованных профессий и направлений подготовки на региональном рынке труда

Русина А.Н.1, Карпычева О.В.1, Филимоненко И.В.1
1 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2017)

Цитировать:
Русина А.Н., Карпычева О.В., Филимоненко И.В. Выявление востребованных профессий и направлений подготовки на региональном рынке труда // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 11. – С. 1145-1156. – doi: 10.18334/ce.11.11.38565.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30611574
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для кадрового обеспечения процессов модернизации экономики региона необходима адаптивная система образования, способная реагировать на запросы рынка труда. Возможным путем повышения качества профессионального образования, обеспечения структурного соответствия подготовки кадров требованиям региональных и локальных рынков труда и эффективного использования ресурсов системы профессионального образования является разработка методики выявления востребованных профессий в экономике региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу и построение кластера профессиональных компетенций. Авторами предложена методика выявления востребованных профессий в экономике региона на основе статистики поисковых запросов в сети Интернет и позиционирования результатов в матрице «уровень масштабов – уровень динамики спроса на профессии». На основе сравнительного анализа трудовых функций профессиональных стандартов и перечней профессиональных компетенций ФГОС ВО определяются компетенционные кластеры востребованных профессий, что дает основание для последующей оптимизации направлений подготовки профессиональных кадров. В статьи использовались аналитические методы исследования, критериального анализа, научные публикации отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме. Результаты исследования позволят установить перечень востребованных и перспективных профессий для высокотехнологичного сектора экономики Красноярского края и оптимизировать подготовку специалистов всех форм и уровней обучения.

Ключевые слова: региональный рынок труда, востребованные профессии, спрос на профессию, кластер профессиональных компетенций, компетенционный кластер

JEL-классификация: E24, E20, J44

Источники:

Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 195.1
2. Хорева Л.В., Латыпова Е.В. Кластеры компетенций в системе инновационного развития сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2014. – № 2(20). – С. 59-65.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Минобрнауки.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru.
Государственная программа «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301(в ред. Постановления Правительства РФ от 30 марта 2017 г. N 363). Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
Министерство туда и социальной защиты Российской Федерации. Profstandart. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru.
6. Филимоненко И.В., Васильева З.А., Карпычева О.В. Методология выявления перспективных товарных рынков региона в целях импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 21. – С. 4011-4024. – doi: 10.18334/rp.16.22.2081.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
Концепция формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий. Sovethr. [Электронный ресурс]. URL: http://sovethr.ru/wp-content/uploads/2016/04/Проект-Концепции-справочника-востребованных-профессии.pdf.
[Электронный ресурс].
9. Шабаева С.В., Федорова С.А., Степусь И.С. Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона // Проблемы управления. – 2016. – № 7. – С. 104-117.
Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. Rosmintrud. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 ( дата обращения: 12.05.2017 ).
Судаков Д.А. Атлас новых профессий: инструкция по применению. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2016. – 40 с.
Атлас новых профессий. , 2015. – 288 с.
Атлас новых профессий. , 2014. – 168 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013г. 2108-р «Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. No 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. No 349 – р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы», пункт 1
Plotnitskaya E.E., Sergeyeva E.A. Analysis of labor market according to the most required training courses in the energy industry in the Northern Caucasian Federal district. Vestnik. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/01/14/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:43:51