Выявление востребованных профессий и направлений подготовки на региональном рынке труда

Русина А.Н.1, Карпычева О.В.1, Филимоненко И.В.1
1 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2017)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30611574
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для кадрового обеспечения процессов модернизации экономики региона необходима адаптивная система образования, способная реагировать на запросы рынка труда. Возможным путем повышения качества профессионального образования, обеспечения структурного соответствия подготовки кадров требованиям региональных и локальных рынков труда и эффективного использования ресурсов системы профессионального образования является разработка методики выявления востребованных профессий в экономике региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу и построение кластера профессиональных компетенций. Авторами предложена методика выявления востребованных профессий в экономике региона на основе статистики поисковых запросов в сети Интернет и позиционирования результатов в матрице «уровень масштабов – уровень динамики спроса на профессии». На основе сравнительного анализа трудовых функций профессиональных стандартов и перечней профессиональных компетенций ФГОС ВО определяются компетенционные кластеры востребованных профессий, что дает основание для последующей оптимизации направлений подготовки профессиональных кадров. В статьи использовались аналитические методы исследования, критериального анализа, научные публикации отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме. Результаты исследования позволят установить перечень востребованных и перспективных профессий для высокотехнологичного сектора экономики Красноярского края и оптимизировать подготовку специалистов всех форм и уровней обучения.

Ключевые слова: региональный рынок труда, востребованные профессии, спрос на профессию, кластер профессиональных компетенций, компетенционный кластер

JEL-классификация: E24, E20, J44

Источники:

Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 195.1
2. Хорева Л.В., Латыпова Е.В. Кластеры компетенций в системе инновационного развития сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2014. – № 2(20). – С. 59-65.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Минобрнауки.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru.
Государственная программа «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 301(в ред. Постановления Правительства РФ от 30 марта 2017 г. N 363). Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
Министерство туда и социальной защиты Российской Федерации. Profstandart. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru.
6. Филимоненко И.В., Васильева З.А., Карпычева О.В. Методология выявления перспективных товарных рынков региона в целях импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 21. – С. 4011-4024. – doi: 10.18334/rp.16.22.2081.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
Концепция формирования базы (справочника) востребованных и перспективных профессий. Sovethr. [Электронный ресурс]. URL: http://sovethr.ru/wp-content/uploads/2016/04/Проект-Концепции-справочника-востребованных-профессии.pdf.
[Электронный ресурс].
9. Шабаева С.В., Федорова С.А., Степусь И.С. Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона // Проблемы управления. – 2016. – № 7. – С. 104-117.
Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. Rosmintrud. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/436 ( дата обращения: 12.05.2017 ).
Судаков Д.А. Атлас новых профессий: инструкция по применению. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2016. – 40 с.
Атлас новых профессий. , 2015. – 288 с.
Атлас новых профессий. , 2014. – 168 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013г. 2108-р «Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. No 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. No 349 – р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы», пункт 1
Plotnitskaya E.E., Sergeyeva E.A. Analysis of labor market according to the most required training courses in the energy industry in the Northern Caucasian Federal district. Vestnik. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/01/14/.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 00:28:04

 

 

Identifying high demand occupations and areas of training on the regional labor market

Rusina A.N., Karpycheva O.V., Filimonenko I.V.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 11 (November 2017)

Citation:

Abstract:
For staffing support of the modernization of the region's economy, we need an adaptive education system that is able to respond to labor market request. The development of a methodology for identifying high demand occupations in regional economy for the medium and long term and methodology for creation of a cluster of professional competencies is considered as a possible way to improve the quality of vocational education, to ensure the structural compliance of professional training to the requirements of regional and local labor markets and the effective use of the resources of vocational education system. The authors suggest the methodology for identifying high demand occupations in regional economy on the basis of statistics of Web search queries and the methodology for positioning the results in the matrix "level scale - the dynamics level the of demand for skills". On the basis of the comparative analysis of labor functions of professional standards and lists of professional competencies of Federal State Educational Standards for Higher Education we determine the competence clusters of popular professions. That provides the basis for the subsequent optimization of the areas of training of professional staff. In the article we use analytical methods of research, criteria analysis, scientific publications of domestic and foreign scientists on this issue. The results of the research will make it possible to make a list of demanded and promising occupations for the high-tech sector of the economy of the Krasnoyarsk Territory and to optimize the form of expert training and training levels.

Keywords: regional labor market, high demand occupations, demand for skills, cluster of professional competencies, competence cluster

JEL-classification: E24, E20, J44