Влияние теплоэнергетики на устойчивое развитие страны в современных условиях

Верстин Н.А.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Верстин Н.А. Влияние теплоэнергетики на устойчивое развитие страны в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1403-1420. – doi: 10.18334/epp.14.4.120752.

Аннотация:
В статье рассмотрен комплекс показателей оценки состояния и перспектив развития теплоэнергетики стран, во взаимосвязи с целями устойчивого развития (ЦУР), которые показывают ее роль в развитии экономики страны в современных условиях, а также обеспечивают возможность осуществления их рейтингования в зависимости от достигнутого уровня развития теплоснабжения страны. Предложено системное трехуровневое решение по объектам оценки и рейтингования, связанных с обеспечением ЦУР страны за счет вклада в обеспечение этих целей ее теплоэнергетики.В статье показано, что общего характера оценок по стране по направлениям выполнения ЦУР недостаточно, для более глубокого анализа процессов устойчивого развития важно иметь и оценку на уровне отдельных субъектов экономической деятельности, для характеристики которых предложено использовать инструментарий ESG, а также оценку отдельных проектов развития теплоснабжения. Направления таких проектов для построения комплексных стратегий достижения ЦУР предложено определять в контексте требований трех из «шести преобразований ЦУР» по классификации ООН, которые соответствуют специфике теплоэнергетики

Ключевые слова: устойчивое развитие, теплоэнергетика, цели устойчивого развития, преобразования, «экология, социальная политика и корпоративное управление» (ESG ), рейтинги

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Общеизвестным фактом является декларация 17 целей устойчивого развития в 2015 году на саммите ООН. Документ с этими целями согласовали лидеры 193 стран. С этого времени начат отсчет истории вопроса о консолидации усилий стран в направлении устойчивого развития, которое актуально и в настоящее время и объединяет интересы многих стран мира [1, 2]. Устойчивое развитие возможно при равновесии трех основных составляющих, применимых для любого уровня экономических систем (мировой экономики, страны, отрасли в составе экономики страны, хозяйствующих субъектов первичного звена) – обеспечение экономического роста, экологического баланса и социальной ответственности. При этом в практике обеспечения этих процессов используются цели устойчивого развития (сокр.- ЦУР), исследованием вопросов достижения которых заняты многие ученые. Можно выделить определенные направления исследований, к которым в том числе относится и определение влияния отдельных составляющих экономики страны на ее устойчивое развитие. Среди них в настоящем исследовании выделена теплоэнергетика, как одна из системообразующих составляющих компонент экономики любой страны в современном мире.

Целью настоящего исследования является определение современных тенденций в теплоснабжении объектов, которые позволят на уровне страны, ее отдельных территорий сформировать стратегические планы развития теплоснабжения в современных условиях.

В рамках достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Сформировать количественные оценки функционирования развития теплоэнергетики Казахстана в сопоставлении с динамикой продвижения его экономики в целом.

3. Провести анализ оценки деятельности субъектов теплоэнергетики страны на основе инструментария ESG и возможностей его использования для их рейтингования.

4. Разработать методические положения по трехуровневой системе оценки влияния теплоэнергетики на устойчивое развитие страны, дифференцированной по источникам информации и подходам к оцениванию.

Объект исследования: теплоэнергетика страны, характеризующаяся многоплановостью взаимосвязей с экономикой современных стран и их устойчивым развитием.

Предмет исследования: процессы влияния функционирования и развития теплоэнергетики на устойчивое развитие стран в современных условиях

Новизна исследования заключается в систематизации ЦУР, связанных с теплоэнергетикой, которая позволила перейти к разработке трехуровневой системе оценки влияния теплоэнергетики на устойчивое развитие страны.

Методы исследования: в исследовании использованы общетеоретические методы – анализа и синтеза, классификации и группировки, а также статистические методы, методы обобщения и систематизации нормативных документов и информационно-аналитических материалов.

Информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам устойчивого развития стран и управления в теплоэнергетике, специализированных структур, осуществляющих мониторинг и анализ состояния устойчивого развития стран, а также официальные статистические данные по выбранным для исследования странам.

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы для разработки комплексных стратегии достижения ЦУР в стране с учетом вклада в процессы развития ее теплоэнергетики, который с учетом проведенного исследования конкретизирован по отдельным составляющим.

Основная часть

Важным условием успешного международного сотрудничества стран в любой области, в том числе и в области энергетики, является наличие единых подходов к развитию мировой экономики в целом, общих позиций в управлении этими процессами в масштабах отдельных стран, ориентированных на организацию эффективных взаимодействий. В этой связи в проведенном исследовании были рассмотрены глобальные процессы развития, среди которых были выделены главные, имеющие непосредственное отношение к объекту и предмету настоящего исследования, связанному с теплоэнергетикой и ее влиянием на устойчивое развитие стран мира.

Современное понимание термина «устойчивое развитие» (sustainable development), которое используется и в настоящей работе, было утверждено в 1983 году, когда ООН созвала «Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию», так называемую сейчас «комиссию Брундтланд» (использована фамилия председателя) [3]. В 2015 г. был принят программный документ ООН «Повестка дня в области устойчивого развития», в котором постулированы 17 целей устойчивого развития (далее – сокр. ЦУР), которые по мнению стран, участвовавших в разработке и принятии документа, могут быть использованы как для оценки прогресса как страны в целом, так и для оценки вклада в эти процессы отдельных составляющих ее экономики [4]. На сайте ООН ЦУР приводится декларативного характера положение о том, что: «Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты» [4]. Очевидно, что не все 17 ЦУР одинаково актуальны для всех стран, однако, их достижение в целом позволит повысить качество жизни нынешних и будущих поколений.

В настоящее время преимущественно используются количественные оценки для определения достижений стран в направлении устойчивого развития на основе расчета специального показателя – «Индекса прогресса по ЦУР» (SDG Index — Sustainable Development Goals Index). Индекс прогресса по ЦУР определяется в настоящее время для 1631 стран мира на основе локальных показателей, связанных с выполнением каждой из 17-ти ЦУР на основе шкалы оценок. На этой шкале за 100 принимается полное достижение цели, а за 0 — отсутствие достижений. Итоговая цифра отражает средний уровень страны по всем ЦУР. По эти данным составляется рейтинг стран, в который в 2022 г. было включено 163 страны [5].

В настоящем исследовании эти показатели определялись и сравнивались по Казахстану, который (за исключением России) является одной из «наиболее показательных» стран с точки зрения развития теплоэнергетики по централизованному типу, который охватывает практически всю эту сферу в масштабах страны, что обеспечивает возможность получения наиболее репрезентативных выводов. При подсчете Индекса прогресса по ЦУР Казахстана получена оценка -71,1 (по региону дислокации страны средняя – 71,6), при этом по выполнению каждой из 17 ЦУР наблюдались три различные тенденции из четырех, принятых в этом рейтинге стран (не отмечалось самой негативной – «стагнации») [7]. Наиболее высокие оценки (на шкале выполнение превышает отметку «75» из «100» возможных) получены по ЦУР 1, ЦУР 3, ЦУР 4, ЦУР 10, ЦУР 12, Но при этом достаточно много других ЦУР преодолели отметку «50» на шкале оценивания. Показательно, что ниже этой отметки находится ЦУР 7, наиболее тесно связанная с энергетикой в целом и теплоэнергетикой, в частности – «Доступная и чистая энергия». В целом, страна по всей совокупности ЦУР находится на 65 месте в рейтинге стран. К примеру, для сравнения при подсчете Индекса прогресса по ЦУР России получена оценка -74,1 (по региону дислокации страны средняя – 71,6), при этом по выполнению каждой из 17 ЦУР так же как и в Казахстане, наблюдались три различные тенденции из четырех, принятых в этом рейтинге стран (не отмечалось самой негативной – «стагнации») [8]. Наиболее высокие оценки (на шкале выполнение превышает отметку «75» из «100» возможных) получены по ЦУР 1, ЦУР 3, ЦУР 4, ЦУР 6, ЦУР 8, ЦУР 11, ЦУР 12. По ЦУР 9 – ситуация, аналогичная Казахстану – прогресс по этой цели отстает от многих других. Можно отметить, что обе эти страны схожие по характеру теплоэнергетики в силу общей истории развития в советский период имеют возможность роста в направлении этой ЦУР, и связанных с совершенствованием ситуации в области энергетики других ЦУР и организации на этой основе международного сотрудничества.

Рассмотрим подробнее ЦУР, непосредственно или опосредованно связанны с теплоэнергетикой, по изменению которых можно оценивать вклад этой составляющей энергетики стран в их устойчивое развитие в современных условиях. Ниже в табл. 1 приведены результаты отбора и систематизации пяти ЦУР из 17 задекларированных ООН, с характеристикой их реализации в настоящее время в Казахстане, которая может быть рассмотрена как основа для определения стратегических планов по улучшению функционированию и развитию теплоэнергетики страны. При формировании предложений относительно групп показателей оценки автор исходил из того, что каждый из показателей в составе группы прямо или опосредовано должен быть связан с ЦУР, быть доступным для получения и интерпретации, а также обеспечивать возможность осуществления сравнительного анализа теплоснабжения территорий страны на этой основе. Отметим также, что при использовании этих показателей для осуществления рейтингования стран (или территорий в их составе) на практике должна учитываться не только динамика конкретных показателей, но и осуществляться выявление лучших инвестиционных проектов по их обеспечению.

Таблица 1. Систематизация ЦУР, связанных с теплоэнергетикой, влияющих на устойчивое развитие страны (разработано автором)

ЦУР
Вклад теплоэнергетики в устойчивое развитие страны
Характеристика реализации ЦУР с учетом вклада теплоэнергетики
Группа показателей интегральной оценки
3
хорошее здоровье и благополучие
Теплоснабжение территорий страны должно осуществляться с минимально возможным нанесением вреда здоровью и жизнедеятельности населения
Температурный режим в зданиях и загрязнения среды жизнедеятельности в связи неисправностями на источниках и тепловых сетях в Казахстане еще не всегда соответствуют обеспечению здоровья и благополучия населения
Потери тепловой энергии в системах теплоснабжения;
Количество объектов теплоснабжения с регулировкой потребления тепла,
с приборами учета расхода тепла
7
недорогостоящая и чистая энергия
Теплоснабжение территорий страны должно осуществляться в условиях обеспечения потребителей недорогостоящей и чистой тепловой энергией
Действующая структура используемых первичных энергетических ресурсов и технологий получения тепловой энергии в Казахстане еще не всегда являются недорогостоящими и безвредными экологически.
Ежегодный прирост объемов теплоснабжения по видам теплоснабжения;
Удельный расход и стоимость энергетических ресурсов
9
индустриализация
инновации,
инфраструктура
Развитие теплоснабжения территорий страны должно осуществляться на инновационной основе
В Казахстане сохраняются преимущественно традиционные подходы к развитию теплоснабжения, доля современных разработок остается еще невысокой, преимущественно связана с ВИЭ
Объем работ по технической диагностике систем теплоснабжения;
Выполненные объемы ремонтов систем теплоснабжения по видам теплоснабжения
11
устойчивые города и населенные пункты
Теплоснабжение территорий страны должно осуществляться с заданными показателями надежности и качества
По данным официальной статистики Казахстана в стране фиксируется высокий уровень аварий и отказов в системах теплоснабжения вследствие накопленного износа
Потери тепловой энергии в системах теплоснабжения;
Количество сбоев в работе систем теплоснабжения
13
борьба с изменением климата
Теплоснабжение территорий должно осуществляться с минимальными вредом для среды жизнедеятельности людей
Эксплуатация изношенных инженерных систем и сооружений для
теплоснабжения потребителей без современной диагностики и мониторинга их состояния приводит к различным видам загрязнений среды жизнедеятельности людей
Потери тепловой энергии в системах теплоснабжения;
Количество сбоев в работе систем теплоснабжения

Рассматривая информацию, содержащуюся в таблице 1, можно констатировать, что влияние теплоэнергетики на устойчивое развитие страны осуществляется по многим направлениям, каждое из которых в Казахстане имеет резервы совершенствования. Многие из них «пересекаются», те решение проблемных вопросов в одном из направлений может принести эффект и другим направлениям, что находит выражение и в предложенных группах показателей. Более того, это не только особенности Казахстана, это и особенности других постсоветских стран, состояние теплоснабжение которых было исследовано автором ранее и представлено в публикациях [9]. В этой связи можно предполагать наличие общего интереса этой группы стран к совершенствованию теплоэнергетики, структура и масштаб которых в наибольшей степени схожи у Казахстана и России, но правомерным является включение в эту группу и Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана [10-15].

При этом отметим, что географические, социально-экономические и политические особенности различных стран влияют на восприятие и реагирование на различные ЦУР. Например, казахская экономика была спланирована на основе «крепкого» законодательного основания - 87 ключевых показателей, связанных с ЦУР были интегрированы в систему государственного планирования, в том числе в Национальные проекты и Программы развития регионов. Но есть и проблемы, причина которых прежде всего в несбалансированном финансировании ЦУР, в том числе и со стороны государства. Высказываются экспертные мнения в этом направлении: «По мере продвижения вперед, обязательства Казахстана по ЦУР требуют устойчивой финансовой стратегии, учитывающей взаимосвязь этих глобальных целей и делающей их реализацию в национальном бюджете приоритетной задачей» [16]. Не возражая против этой позиции, касающейся этой страны, сконцентрируемся на более конкретных вопросах относительно увеличения вклада теплоэнергетики в устойчивое развитие Казахстана, ориентируясь на связанные с выделенными в исследовании ЦУР преобразованиями, которые в соответствии с классификацией ООН отнесены к нескольким направлениям: «Шесть преобразований ЦУР представляют собой детальную основу на основе которых можно построить комплексные стратегии достижения ЦУР» [1, 2]. Среди них на основании проведенного исследования особенностей функционирования и развития теплоэнергетики были выбраны применительно к теплоэнергетике три:

- «Трансформация 3»: Декарбонизация энергетики и устойчивая промышленность. Целью преобразований в данном направлении является обеспечение всеобщего доступа к современным источникам энергии, декарбонизация энергосистем стран к середине текущего столетия (в соответствии с «Парижским соглашением») и снижение на этой основе промышленного загрязнение почвы, воды и воздуха. В теплоэнергетике стран таким требованиям соответствуют ВИЭ и атомная энергетика, которые способны минимизировать вредные воздействия энергетических объектов на окружающую среду и при этом сократить потребность в использовании органических невозобновляемых ресурсов [17-26]. При всей очевидности и необходимости такого рода преобразований, многие страны, имеющие высокий уровень дохода, которые взяли на себя соответствующие обязательства, не смогли достичь ощутимого прогресса. Более того на официальном сайте ООН, посвященным подведению итогов по достижению ЦУР, отмечено, что: «независимый научный анализ действий правительств действий по борьбе с изменением климата, обнаруживает, что ни одна страна «Большой двадцатки» не сумели обеспечить сочетание политики и действий, способных достичь целей Парижского климатического соглашения» [4, 27]. В этой связи, очевидным приоритетом действий Казахстана, которые могут быть усилены взаимодействием с другими странами, является продолжение успешно развивающейся линии на расширении доли ВИЭ в теплоэнергетике страны в сочетании с решением вопроса об увеличении доли атомной энергетики в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) страны, которая в состоянии существенно продвинуть страну на пути Трансформации 3;

- «Трансформация 5». Устойчивые города и сообщества. Необходимость преобразований в данном направлении определена тем, что сейчас в городах проживает не менее 55 % человечества и на их долю приходится 70% ВНП стран [28]. К 2050 году эти доли увеличатся до 70% и 85% соответственно. Поэтому вполне закономерно внимание к городской среде, в состав которой входят объекты (генерирующие мощности, сети распределения энергии), обеспечивающие города тепловой энергией, которая должна поставляться потребителями с высоким уровнями качества, надежности, безопасности. Предполагается, что Трансформация 5 требует прежде всего внимания на уровне региональных и местных органов власти. На официальном сайте ООН, посвященным подведению итогов по достижению ЦУР, отмечено, что: «Многие городские организации и ассоциации включили ЦУР в свои рабочие программы, включая ООН-Хабитат, «Объединенные города» и местные Правительства (ОГМВ), C40, ОЭСР, местные органы власти по устойчивому развитию (ICLEI) и другие» [4]. В этой связи можно отметить, что в Казахстане, равно как и в других странах постсоветского пространства, управление теплоэнергетикой которых формировалось на централизованных началах, еще с советских времен сохранились и успешно функционируют специализированные организации (чаще всего называемые «теплоснабжающие организации», сокр. -ТСО), которые в масштабах города несут ответственность за генерацию, транспортировку и распределение энергией в централизованных системах теплоснабжения [29, 30]. Это является значительным преимуществом данных стран, т.к. в ТСО накапливаются производственный опыт, квалифицированные кадры и многие другие условия, связанные с их деятельностью, использование которых может привнести существенный вклад в достижение ЦУР;

- «Трансформация 6». Цифровая революция для устойчивого развития. Возможности, которые обуславливают преобразования в данном направлении, очевидны и разнообразны по характеру: в производственной сфере - повышение производительности, снижение производственных затрат, сокращение вредных выбросов и тп., а также в сфере управления – обеспечение возможности использования больших данных, расширение доступа к информационным ресурсам, большая доступность к государственным услугам и др. Все это актуально и для теплоэнергетики, субъекты экономической деятельности которой начинают постепенно осваивать цифровые инструменты в своей деятельности, на основе использования которых можно прогнозировать достижение эффективности использования первичных энергетических ресурсов, создание энергетических систем с нулевым выбросом углерода, существенное улучшение контроля и защиты экосистем, а также поддержание процессов перехода к циркулярной экономике в области энергетики [31, 32] . Власти Казахстана утвердили в 2017 г. госпрограмму «Цифровой Казахстан» [33]. По планам правительства, страну ожидает полная цифровая трансформация, которая произойдет с помощью 23 проектов-«ледоколов», призванных «взламывать целые сектора экономики для появления в них цифрового бизнеса». В частности, в Постановлении Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» про цифровизацию электроэнергетики было отмечено: «Целевое состояние электроэнергетической отрасли характеризуется дальнейшей интеллектуализацией энергетических систем (Smart Grid). Интеллектуальная энергосистема будет иметь способность управлять поведением всех своих участников с целью обеспечения устойчивого, адаптивного, экономически эффективного, надежного и безопасного электроснабжения» [34]. Однако, в настоящее время она утратила силу, системообразующим документом в стране сейчас является «Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы» [35]. В документе отмечено, что: «Казахстану наиболее интересен опыт передовых и соседних государств в развитии цифровых стратегий. Так, проанализированы стратегии следующих государств: США, Сингапур, Япония, Нидерланды, Дания, Эстония, Франция, Российская Федерация». Это однозначно определяет позицию Казахстана в отношении других государств, и позволяет предположить возможность осуществления международного сотрудничества в этом направлении.

Отметим, что приведенная выше характеристика направлений трансформаций и результаты анализа возможностей их использования для увеличения вклада теплоэнергетики в прогресс страны в достижении ЦУР, являются универсальными. Их можно реализовать в каждой стране, чтобы помочь найти компромиссы и синергию в рамках ЦУР, поэтому обоснованно это считать объективным условием для определения возможностей международного сотрудничества Казахстана с другими странами, в том числе со сходными по характеру проблемных вопросов в области теплоэнергетики с Россией и странами постсоветского пространства Центральной Азии.

При проведении анализа влияния теплоэнергетики Казахстана на устойчивое развитие страны в современных условиях, было установлено, что общего характера оценок по стране по направлениям выполнения ЦУР недостаточно, для более глубокого анализа процессов устойчивого развития важно иметь также и оценки на уровне отдельных субъектов экономической деятельности, которые вносят свой вклад в прогресс страны в этом направлении. Поэтому перейдем к рассмотрению вопросов обеспечения устойчивого развития на уровне отдельных компаний, которые осуществляют свою деятельность на территории стран, ориентирующихся на прогресс в направлении устойчивого развития. В последнее десятилетие многие страны мира включились в дискуссии и предпринимают конкретные шаги в использовании подхода и инструментария ESG, аббревиатура которого переводится как как «экология, социальная политика и корпоративное управление» [36-38]. В широком смысле это может быть интерпретировано как развитие компаний, в том числе и компаний, функционирующих в области теплоэнергетики, на основе стратегий, сформированных на базе трех основных принципов, сонаправленных с направлениями трансформаций для обеспечения устойчивого развития:

- ответственное отношение к окружающей среде «Е» (англ.- environment);

- высокая социальная ответственность «S» (англ.- social);

- высокое качество корпоративного управления «G» (англ.- governance).

Важной областью использования этого подхода во многих странах мира является ориентация инвесторов на вложения в проекты развития только тех компаний, которые ориентированы на ESG, те на обеспечение вклада в решение глобальных проблем «зеленой» экономики, в снижение рисков, связанных с изменением климата и социальными факторами. На аналитическом ресурсе PWC отмечается, что: «Тренд на «устойчивые» инвестиции можно увидеть в количестве подписантов таких инициатив как PRI («Принципы ответственного инвестирования») и PRB («Принципы ответственного банкинга»). Рост количества подписантов PRI за последние 10 лет в среднем составляет 16% в год. Количество подписантов PRB в 2021 году выросло на 30%» [39].

Инструментом управления процессами развития на основе ESG, признанным во многих странах мира, стали рейтинги компаний на основе показателей, которые характеризуют ее деятельность в трех известных аспектах. ESG-рейтинг – это независимая комплексная оценка компании, позволяющая оценить качество ее управления в обеспечении охраны окружающей среды и решении социальных вопросов на основе высоких стандартов корпоративного управления (включая управление персоналом, работу с клиентами, воздействия на сообщества и др.) При этом при осуществлении инвестиций на практике «поставщики капитала» сталкиваются с проблемой оценки ESG-профиля компаний в силу того, что к настоящему времени накоплено большое количество подходов и показателей к осуществлению рейтингования. Автор согласен с позицией аналитиков, связанной с оценкой сложившейся ситуации в рейтинговании: «Их количество может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен. У каждого критерия есть свой вес в финальной оценке. Поэтому, критерии можно разделить на более существенные (в большей мере определяющие итоговую оценку) и менее существенные (играющие меньшую роль в уровне рейтинга). Критерии для оценки конкретной компании и веса отдельных критериев будут разными для разных компаний: они меняются в зависимости от особенностей операционной модели организации, ее отрасли, и географии деятельности» [39]. Основываясь на этой оценке в настоящей работе была сформирована авторская позиция относительно показателей рейтингования компаний, функционирующих в теплоэнергетике, представленная ниже.

Анализ показал, что в Казахстане уже распостранена практика формирования ESG отчетности, составления ESG-профиля компаний и их рейтингования. По данным организации «PwC Kazakhstan» в 2022 году в общую выборку рейтингования в стране вошли 96 компаний, оперирующих в Казахстане. На основе их оценки был составлен перечень 50 лучших компаний, возглавила который десятка лучших, состоящих из: 4 компаний представляют нефтегазовый сектор, 2 - электроэнергетику, 2 - горнометаллургической промышленностью, по одной компании – телекоммуникации и транспорт. Примечательно, что во главе рейтинга 2022 г. – представители энергетики, которых авторы рейтинга охарактеризовали как «классических лидеров рейтинга», которые давно и успешно работают над практикой устойчивого развития [40]. При этом лидеры рейтинга ESG быстро отвечают на новые тренды глобальной ESG повестки и работают над устойчивым стабильным прогрессом. В масштабах страны эти процессы принесли положительные результаты, свидетельствующие о возможностях дальнейшей интеграции Казахстана с другими странами в контексте ESG развития. В частности, среди прорейтингованных компаний: 42 заявили в Отчетах о поддержке ЦУР ООН, 30% имеют цели в области устойчивого развития, 50% описывают структуру управления вопросами устойчивого развития, а 38 % раскрывают эмиссии парниковых газов по первому и второму охватам. Это создает основу для движения других компаний страны, в том числе и компаний, функционирующих в теплоэнергетике, в направлении ESG трансформации.

Как страны, так и отдельные субъекты экономической деятельности, продвигаясь по пути обеспечения ЦУР, связанных с теплоэнергетикой, осуществляют инвестиционные проекты в направлении рассмотренных выше трансформаций, способствующих улучшению качества обеспечения потребителей тепловой энергией. Важность оценки и отбора таких проектов в настоящее время не вызывает сомнений, проведенные исследования показали явный дефицит в открытых источниках информации, основываясь на которой можно было бы делать универсального характера обобщения относительно влияния качества теплоснабжения потребителей на устойчивое развитие территорий исследованных стран, достигая полную определенность относительно характера инвестиционных проектов, обеспечивающих улучшение качества теплоснабжения. Это негативно сказывается и на перспективах выполнения отдельных ЦУР, представленных выше в табл.1, вызывает трудности с определением приоритетности в выполнении проектов. В этой связи важно на уровне руководства городов и располагающихся на их территориях специализированных организаций эксплуатирующих системы теплоснабжения, значительно расширить круг традиционно собираемой информации о состоянии теплоснабжения и начать мониторинг более объемного количества данных.

Исходя из принципа минимально необходимого и достаточного их количества предложено две группы показателей, используя которые возможно оценивать и рейтинговать инвестиционные проекты, обеспечивающие улучшение состояния теплоснабжения с позиций социальной и экологической, а также технологической эффективности. На основе обобщения информации законодательно-нормативного характера, а также изучения публикаций по данной тематике, для определения социальной и экологической эффективности реализации инвестиционных проектов, предложен следующий перечень табл.2.

Таблица 2. Показатели социальной и экологической эффективности инвестиционных проектов (разработано автором)


Показатель
Обозначение
Ед. измерения
1
Снижение количества прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях в расчете на 1 тыс. жителей
ΔNПП(жит)
Ед./тыс. жит.
2
Снижение количества жалоб, поданных в органы местного самоуправления потребителями по вопросам теплоснабжения на участке, находящемся в зоне ответственности ТСО в расчете на 1 тыс. жителей
ΔNЖ
Ед./тыс. жит.
3.
Снижение количества случаев, когда в результате аварии на тепловых сетях пострадали люди и (или) их имущество на 1 тыс. жителей
ΔNПЛИ
Ед./тыс. жит.
4.
Снижение количества выявленных случаев несоответствия параметров теплоносителя, подаваемого потребителю, по отношению к нормативным, на 1 тыс. жителей
ΔNНП
Ед./тыс. жит.
5.
Снижение расхода воды для нужд теплоснабжения в расчете на 1 км тепловой сети
ΔWН2О
%
6.
Снижение потерь тепла, т.е. объемов утечки тепла в окружающую среду
ΔWТ
%

Для определения технологической эффективности инвестиционных проектов, обеспечивающих улучшение состояния теплоснабжения, предлагается перечень показателей, составленный по результатам обобщения положений нормативных документов, которые установлены во всех странах, эксплуатирующих системы централизованного теплоснабжения таблица 3. [41].

Таблица 3. Показатели технологической эффективности реализации инвестиционных проектов (разработано автором)


Показатель
Обозначение
Ед. измерения
1
Снижение количества прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях в расчете на 1 км тепловых сетей
ΔNПП(уч)
Ед./км
2
Снижение величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям на 1 км тепловых сетей
ΔСПТ(уд)
Гкал/км
3
Снижение величины эксплуатационных затрат , связанных с техническим обслуживанием участка тепловой сети приведут в расчете на 1 км тепловых сетей
ΔСЭЗ(уд)
Руб./км
4
Снижение удельных затрат электроэнергии на передачу тепловой энергии
ΔGЭЭ
кВт/Гкал
5
Снижение отклонений от норм технологический потерь при транспортировке тепла
ΔQ
оС
6
Снижение среднего уровня износа тепловых сетей на участке
ΔD
%

Для прогнозирования ситуации улучшения состояния теплоснабжения потребителей обоснованным будет использование общего алгоритма расчета динамических показателей, при котором значение показателя текущего периода вычитается из значения показателя предыдущего периода. Это позволит обеспечивать мониторинг процессов достижения прогресса в устойчивом развитии благодаря реализации проектов в теплоэнергетике страны.

Обобщая представленные выше результаты исследования и сформированные на их основе предложения, становится возможным систематизировать их в виде трехуровневой системы, основанной на использовании комплекса показателей оценки состояния и перспектив развития теплоэнергетики, представленными на рис. 1.

Рисунок 1. Объекты оценки и рейтингования, связанные с обеспечением ЦУР за счет развития теплоэнергетики страны (разработано автором).

Важно отметить, что все они сформированы во взаимосвязи с ЦУР, показывают роль теплоэнергетики в устойчивом развитии страны, а также обеспечивают возможность осуществления их рейтингования в зависимости от достигнутого уровня развития теплоснабжения страны и определения на этой основе приоритетов при разработке комплексных стратегии достижения ЦУР в стране с учетом вклада в процессы развития ее теплоэнергетики.

Выводы

Проведенное исследование, проведенное на примере Казахстана, показало, что теплоэнергетика страны вносит существенный вклад в прогресс в области устойчивого развития страны. Для улучшения ситуации в этой области важно иметь комплекс показателей оценки состояния и перспектив развития теплоэнергетики стран, во взаимосвязи с целями устойчивого развития (ЦУР), относительно которых автором предложено системное трехуровневое решение по объектам оценки и рейтингования на уровне страны в целом, на уровне отдельных субъектов экономической деятельности, функционирующих в сфере теплоэнергетики, а также на уровне отдельных проектов, связанных с теплоснабжение отдельных территорий страны. В продолжении исследований необходимо сформировать единую цифровую платформу получения данных и их использования для прогнозирования в условиях применения технологий нейросетевого моделирования, которые существенно расширяют информационную базу для принятия управленческих решений по устойчивому развитию


Источники:

1. Цели в области устойчивого развития. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 04.03.2024).
2. 17 целей для преобразования нашего мира. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/17-goals-to-transform-our-world (дата обращения: 04.03.2024).
3. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. ООН. Всемирной комиссии повопросам окружающей среды и развития – 412 c. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
4. Повестка дня в области устойчивого развития. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 04.03.2024).
5. Sachs J.D., Lafortune G., Drumm G.F.E. Sustainable Development Report 2023. Implementing the SDG Stimulus. Includes the SDG Index and Dashboards. Dublin University Press. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
6. Бик С. Устойчивое развитие стран: отношение к ESG в мире. EcoStandard Journal. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.ecostandard.ru/esg/ustoychivoe-razvitie/ustoychivoe-razvitie-stran-otnoshenie-k-esg-v-mire/ (дата обращения: 04.03.2024).
7. Результаты Индекса социального прогресса – 2024. Институт экономических исследований (ERI). [Электронный ресурс]. URL: https://economy.kz/ru/Institut_segodnja/about/ (дата обращения: 04.03.2024).
8. Центр устойчивого развития МГИМО. Отчет по проекту Ренкинг регионов РФ в достижении целей устойчивого развития в соответствии с показателями ЦУР ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://mgimo.ru/upload/2022/11/ranking-regionov-rf.pdf?utm_source=google.com&utm_ (дата обращения: 04.03.2024).
9. Дигилина О.Б., Верстин Н.А. Общее и специфическое в теплоснабжении постсоветских стран Центральной Азии // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 4. – c. 325-340. – doi: 10.18334/asia.6.4.116794.
10. Министерство энергетики Казахстана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/activities/215?lang=ru (дата обращения: 01.03.2024).
11. Министерство энергетики Республики Узбекистан. Электроэнергетическая отрасль. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergy.uz/ru/lists/view/22 (дата обращения: 01.03.2024).
12. Министерствo энергетики Таджикистана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mewr.tj/?page_id=447 (дата обращения: 01.03.2024).
13. Министерство энергетики Туркменистана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minenergo.gov.tm/ (дата обращения: 03.03.2024).
14. Министерство энергетики Кыргызской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.kg/ru (дата обращения: 03.03.2024).
15. Министерство энергетики Кыргызской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ (дата обращения: 03.03.2024).
16. Стремясь к Прогрессу: Путь Казахстана к Целям Устойчивого Развития. United Nations Development Programme. Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/ru/kazakhstan/blog/stremyas-k-progressu-put-kazakhstana-k (дата обращения: 04.03.2024).
17. Пять способов ускорить переход на возобновляемые источники энергии на данном этапе. ООН. Меры по борьбе с изменением климата. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/raising-ambition/renewable-energy-transition (дата обращения: 05.03.2024).
18. Тагаева Т.О., Казанцева Л.К. Возобновляемые источники энергии в мировой и российской экономике // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2021. – № 1. – c. 66-74.
19. Независимые от углеводородов: 10 стран, которые уже перешли на зеленую энергию. Хайтек. [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2019/07/19/10-green-energy (дата обращения: 04.03.2024).
20. Renewable Energy Set a Major Record in 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://earther.gizmodo.com/renewable-energy-set-a-major-record-in-2019-1842729691 (дата обращения: 14.05.2021).
21. Buonocore J.J., Luckow P., Fisher J., Kempton W., Levy J.I. Health and climate benefits of different energy efficiency and renewable energy choices // Nature Climate Change. – 2016. – № 6 (10). – p. 100-106. – doi: 10.1038/nclimate2771.
22. Преимущества возобновляемой энергетики: оценка экономического эффекта. Доклад IRENA. Париж. - 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://bellona.ru/2016/07/06/renewable-welfare/ (дата обращения: 01.04.2020).
23. Сидорович В. Мировая энергетическая революция. Как возобновляемые источники энергии изменят наш мир. - Москва: Издательство Альпина Паблишер, 2015. – 208 c.
24. Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС). Официальный сайт Росэнергоатом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosenergoatom.ru/development/innovatsionnye-razrabotki/razrabotka- (дата обращения: 04.03.2024).
25. Сафонов Г.В., Козельцев М.Л., Стеценко А.В., Дорина А.Л., Сафонова Ю.А., Семакина А.А., Сизонов А.Г., Сафонов М.Г. Перспективы декарбонизации мировой экономики в контексте реализации парижского климатического соглашения ООН // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2022. – № 4.
26. Алиев Р.А., Захарчева К. Декарбонизация мировой экономики как фактор смены стратегий энергетических компаний в XXI в. / монография; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии. - Москва: МГИМОУниверситет, 2021. – 175 c.
27. Доклад о целях в области устойчивогоразвития, 2022 год. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2022_Russian.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
28. А World Cities Report 2020: The Value of Sustainable Urbanization. United Nations Habitat Assembly, Publisher UN-Habitat, 2020 - 418 p. [Электронный ресурс]. URL: https://unhabitat.org/world-cities-report-2020-the-value-of-sustainable-urbanization (дата обращения: 04.03.2024).
29. Верстина Н.Г., Цуверкалова О.Ф. Особенности формирования концептуальной модели развития теплоснабжающих организаций в условиях совершенствования схем теплоснабжения территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2717-2726. – doi: 10.18334/epp.10.11.111165.
30. Евсеев Е.Г. Единые теплоснабжающие организации и их роль в процессе перехода на новую модель рынка теплоснабжения в России // Наука Красноярья. – 2020. – № 4. – c. 146-165. – doi: 10.12731/2070-7568-2020-4-146-165.
31. Карцхия А.А. Цифровая революция: новые технологии и новая реальность // Правовая информатика. – 2017. – № 1. – c. 102-107.
32. Чжан Чжунь, Гао Вей. Информационная революция в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. : предварительная оценка // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2015. – № 3. – c. 57-78.
33. Цифровой Казахстан. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mdai/activities/14764?lang=ru (дата обращения: 05.03.2024).
34. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.10.2020 г.) - Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 17 мая 2022 года № 311
35. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 269Об утверждении Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы
36. Hill J. Environmental, Social, and Governance (ESG) Investing: A Balanced Analysis of the Theory and Practice of a Sustainable Portfolio - Cambridge, Massachusetts, Academic Press, 2020 – 370 p. - ISBN: 978-0128186923
37. ESG и устойчивой развитие. Материалы конференции компании Regent Capital Communications. Москва. 26 мая 2022. [Электронный ресурс]. URL: http://regentcapital.ru/esg (дата обращения: 25.08.2022).
38. Смирнов Н.А. ESG-факторы как основа устойчивого развития предприятия. / монография. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 160 c.
39. ESG-Рейтинги и как они работают. PwC. PwC в Казахстане. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/kz/ru/esg-rating.html (дата обращения: 05.03.2024).
40. ТОП-50 лучших Казахстанских компаний по раскрытию ESG-информации Четвертое издание (по отчетам за 2022 год). PwC. PwC в Казахстане - 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/kz/en/assets/esg-disclosure-2023-rus.pdf (дата обращения: 05.03.2024).
41. Ласкина Н.В., Камалтдинова Ю.Д. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ \"О теплоснабжении\". - Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г

Страница обновлена: 19.04.2024 в 12:13:17