Цифровизация и устойчивое развитие: новые вехи в пространственном планировании территорий России
Смыслова О.Ю.1, Макаров И.Н.2, Гущин Д.В.1
1 Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
2 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 7 (Июль 2024)
Цитировать:
Смыслова О.Ю., Макаров И.Н., Гущин Д.В. Цифровизация и устойчивое развитие: новые вехи в пространственном планировании территорий России // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 7. – С. 1683-1702. – doi: 10.18334/ce.18.7.121386.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533896
Аннотация:
В настоящее время актуальным вопросом выступает поиск новых моделей пространственного развития, концептуально объединяющих формат моделей устойчивого развития с форматом реиндустриализации экономики, под воздействием тенденций деглобализации экономики и необходимости локализации базовых производств в национальных границах. Связано это в первую очередь с ростом осознания негативных последствий неустойчивого развития, а именно исчерпанием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, а также явно выраженным социальным и экономическим неравенством в условиях жизни населения российских территорий. Необходимость создания такой модели развития, которая удовлетворяла бы потребности современного общества, не нарушая возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности, требует новых современных подходов, учитывающих баланс экономических, экологических, социальных и других аспектов развития, чтобы обеспечить долгосрочную жизнеспособность системы. В этих условиях одним из перспективных направлений обеспечения и достижения устойчивого развития рассматривается в последнее время цифровизация и цифровая трансформация
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, устойчивое развитие, пространственное развитие, цифровая экономика, экономика данных
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета, 2024
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
В последние время много внимания со стороны профильных государственных структур и организаций, ученых, практиков уделяется вопросам достижения устойчивого развития различных территорий Российской Федерации. Связано это в первую очередь с ростом осознания негативных последствий неустойчивого развития, а именно исчерпанием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, а также явно выраженным социальным и экономическим неравенством в условиях жизни населения российских территорий. Необходимость создания такой модели развития, которая удовлетворяла бы потребности современного общества, не нарушая возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности, требует новых современных подходов, учитывающих баланс экономических, экологических, социальных и других аспектов развития, чтобы обеспечить долгосрочную жизнеспособность системы. В этих условиях одним из перспективных направлений обеспечения и достижения устойчивого развития рассматривается в последнее время цифровизация и цифровая трансформация.
Многими специалистами, в том числе авторами данной статьи [1, 2, 9, 14-17] признано, что цифровизация обеспечивает инновационные и эффективные решения в различных сферах, таких как экономика, социальная сфера, окружающая среда и других. Применение цифровых технологий может помочь в управлении ресурсами более эффективно, сократить потребление энергии и улучшить качество жизни людей. Например, цифровизация может способствовать развитию умных городов, где технологии управления транспортом, энергией и отходами помогают снизить выбросы парниковых газов и повысить энергоэффективность зданий. Также цифровые технологии позволяют создавать инновационные решения для земледелия, такие как точное земледелие, что помогает сократить использование удобрений и пестицидов. Однако важно отметить, что цифровизация сама по себе не гарантирует устойчивого развития. Необходимо учитывать социальные и экологические аспекты внедрения цифровых технологий, чтобы их использование не приводило к социальным неравенствам или ухудшению окружающей среды. Также важно обеспечить доступность цифровых технологий для всех слоев населения, чтобы не допустить возникновения цифрового неравенства. Таким образом, выстраивание взаимосвязи для совместного проведения различных трансформационных процессов в направлении устойчивого развития социально-экономических систем послужило основанием для проведения данного исследования и позволило определить его цель: на основе анализа имеющихся научных наработок в области цифровизации и устойчивого развития социально-экономических систем сформировать представление о новых вехах развития России в направлении пространственного планирования.
Основная часть
Цифровизация и устойчивое развитие в пространственном планировании являются взаимосвязанными концепциями, которые применяются для содействия в улучшении качества жизни населения городов и регионов.
Цифровизация в пространственном планировании направлена на применение современных цифровых технологий и инструментов в процессе сбора, анализа и управления данными о состоянии и специфике развития городов и регионов в целом. Данный подход включает в себя использование геоинформационных систем (ГИС), дистанционного зондирования, цифровых моделей местности, виртуальной и дополненной реальности, а также других инновационных решений. Другими словами, внедрение цифровых технологий позволяет более точно анализировать и прогнозировать различные аспекты пространственного развития, такие как транспортная инфраструктура, зеленые зоны, энергоэффективность зданий и многое другое. Это позволяет специалистам принимать обоснованные решения и повышать эффективность развития социально-экономических систем.
Проведённые нами ранее исследования в области устойчивого развития [9, 14, 16, 18, 19] позволили сделать вывод, что в пространственном планировании устойчивое развитие следует рассматривать как способность различного рода социально-экономических территориальных систем (городские и сельские территории, промышленные зоны и т.д.), учитывать экологическую, социальную и экономическую устойчивость, что включает в себя разработку стратегий и планов развития, которые направлены на рациональное и сбалансированное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, социальную интеграцию и экономическое развитие. Устойчивое развитие также включает в себя создание благоприятной среды для жизни и работы, обеспечение доступности общественного транспорта, развитие зеленых зон и энергоэффективное строительство.
Практика показывает, что внедрение цифровых технологий, т.е. цифровизация и устойчивое развитие в пространственном планировании взаимосвязаны и дополняют друг друга. Цифровизация как технология предоставляет инструменты для анализа и принятия обоснованных решений, а устойчивое развитие как процесс определяет целенаправленное использование данных результатов для достижения эффективного пространственного развития.
Данное взаимодействие представлено на рис. 1.
Рис. 1. Взаимодействие технологии «цифровизация» и процесса «устойчивое развитие территорий Российской Федерации»
(сформулировано авторами)
Как видно из рисунка, обеспечение устойчивого развития территорий России связано с процессами цифровизации и включает в себя комплекс целенаправленных действий (разработку стратегий и планов развития) по достижению желаемых результатов. В данном контексте экономическую устойчивостью региона следует рассматривать как «способность экономики региона выполнять свои функции и достигать целей при непредвиденных нарушениях параметров системы или внешней среды» []. Социальная устойчивость территорий представляется специалистами как «состояние элементов общества на определенной территории, обеспечивающее стабильность функционирования всей пространственной социальной системы и безопасное положение ее агентов, противодействуя внешним и внутренним угрозам в длительной перспективе» []. Экологическую устойчивость рассматривают как «способность экосистемы сопротивляться изменениям и восстанавливаться после них» []. Таким образом, обеспечение условий достижения экономической, социальной и экологической устойчивости во взаимодействии между собой создают гармоничную сбалансированную систему устойчивого развития территорий, на поддержание которой, сохранение ее целостности и дальнейшее развитие направлены процессы цифровизации.
Однако, как показывает практика, данный симбиоз может создавать как положительные, так и негативные последствия. Как уже было отмечено выше к положительным аспектам взаимодействия следует отнести повышение энергоэффективности, улучшение качества жизни, а также повышение устойчивости к изменениям климата. К негативным последствиям эксперты относят возможность развития цифрового неравенства, усиление проблем кибербезопасности, рост объемов энергозатрат, усиление социальной изоляции, а также негативное воздействие на здоровье человека.
Как нам видится, для смягчения обозначенных негативных последствий необходим комплексный подход, включающий разработку необходимых правовых актов, регламентирующих процессы цифровой трансформации и внедрения цифровых технологий, инновационных программ модернизации цифровой инфраструктуры, а также создание комфортных условий и повышение привлекательности для жизни и деятельности людей на самых удаленных территориях нашей страны.. Данный вывод указывает на необходимость определения перспективных направлений в области пространственного планирования с учетом применения цифровых технологий и достижения целей устойчивого развития.
Рассмотрим особенности развития системы пространственного планирования с позиции внедрения в этот процесс цифровых технологий. Как отмечают эксперты, «пространственное планирование в России — это процесс стратегического развития территорий, который все активнее интегрирует технологии цифровизации для повышения эффективности и адаптивности» [23, 24].
Термин «пространственное планирование» возник относительно недавно – на рубеже прошлого и нынешнего веков, хотя истоки его уходят в 1970-е годы, когда в Западной Европе начались работы по выработке стратегии регионального/пространственного развития объединяющихся в экономическое сообщество стран. Пространственное планирование, в отличие от территориального планирования, имеет не два, а три измерения. Именно по этой причине его стали соотносить с городской проблематикой, а территориальное планирование – с управлением землепользованием. Позднее в составе пространственного планирования появились еще два соподчиненных термина: «морское планирование» и «подземное планирование» [23, 24].
Как отмечают эксперты, в современном понимании «пространственное планирование предполагает создание благоприятной среды для проживания, достижения баланса экономических, социальных и экологических интересов на основе разработки стратегических документов, имеющих сопряженность между собой» [23, 24]. «Выработка пространственных приоритетов имеет двуединую цель: создание благоприятных условий для жизни населения (социума) и для привлечения инвестиций. Ее достижение одинаково важно для устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности людей, оно возможно, как через традиционные пространственные иерархические структуры управления, так и с помощью новых институционально-территориальных и цифровых форм многоуровневого принятия управленческих решений. Эти формы переступают административные границы и создают специальные режимы инвестиций и строительства для отдельных территорий» [23, 24]. В этих условиях современные цифровые технологии, применяемые при пространственном планировании, создают новые возможности и перспективы для развития территорий нашей страны.
Таким образом, за период развития цифровизации в России и внедрения специализированных цифровых технологий в процессы пространственного планирования сформировались определенные вехи (этапы), которые позволяют провести анализ изменений и тенденций в инструментариях пространственного развития территорий с учетом новых подходов и технологий. В таблице 1 представлены в авторском видении основные вехи развития цифровых технологий в пространственном планировании территорий.
Таблица 1. Основные вехи развития цифровых технологий в пространственном планировании территорий России (сформулировано авторами)
№
|
Название
этапа
|
Характеристика
основных изменений
|
|
Начало
цифровизации (1990-е годы)
|
Введение первых информационных систем в градостроительство и
пространственное планирование.
Создание и развитие геоинформационных систем (ГИС), которые позволяют анализировать пространственные данные и использовать их в планировании. |
1
|
Ранняя
цифровизация (2000-2010-е годы)
|
Геоинформационные
системы (ГИС)
начали широко внедряться для управления землепользованием, инфраструктурой и
природными ресурсами.
Электронные кадастры стали более распространенными, облегчая управление земельными ресурсами через автоматизацию и цифровое хранение данных. |
2
|
Разработка
национальных стратегий (2010-2015 годы)
|
В
2010 году начата разработка Национальной системы пространственных данных
(НСИПД), направленной на создание единой инфраструктуры пространственных
данных на национальном уровне.
В 2014 году принят Федеральный закон №431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных". Внедрение ЕГИС для обеспечения взаимодействия между различными уровнями власти и участниками градостроительных процессов. |
3
|
Интеграция
информационных систем (2016-2020 годы)
|
Введены
положения по интеграции различных информационных систем через платформы ЕСИА
(Единая система идентификации и аутентификации).
Разработка и внедрение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), объединяющего данные государственного кадастра недвижимости и ЕГРП (Единый государственный реестр прав). |
4
|
Умные
города и большие данные (2020-е годы)
|
Роскомнадзор
и другие органы начали поддерживать проекты "умных городов" в
регионах России, использующих современные цифровые технологии для улучшения
городского управления и планирования.
Применение больших данных (Big Data) и аналитики для поддержки принятия решений в области пространственного планирования. |
5
|
Инициативы
на основе искусственного интеллекта (2020-е годы)
|
Издан
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года
№ 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской
Федерации» сформирован федеральный проект «Искусственный интеллект».
Началось использование искусственного интеллекта (ИИ) для предсказания и моделирования городского развития. Внедрение интернет вещей (IoT) для мониторинга и управления городской инфраструктурой. |
6
|
Цифровые
двойники (2020-е годы)
|
Создание
цифровых двойников городов и регионов, которые позволяют моделировать и
тестировать различные сценарии развития и изменения в городской и
региональной среде.
|
7
|
Национальные
проекты и программы (2020-е годы)
|
Разработка и утверждение Национального проекта «Цифровая
экономика Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». В рамках национального
проекта реализуются инициативы, направленные на развитие цифровой
инфраструктуры и создание к 2030 году Цифровой платформы пространственных
данных, которая «будет включать в себя сведения об объектах недвижимости,
зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной
кадастровой оценке.
Внедрение и функционирование таких платформ направлено на повышение качества государственных услуг в части осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества или государственной регистрации прав на него, в том числе за счёт доступности их предоставления в электронном виде» [1]. |
8
|
Экономика
данных (2025-2030)
|
Развитие
новых цифровых технологий и инструментов повышения эффективности пространственного
планирования и государственного управления в целом.
|
Авторам видится, что выделенные вехи демонстрируют прогресс в инструментарии пространственного планирования в России, обусловленные внедрением цифровых технологий. При этом, важно отметить, что обозначенные вехи являются частью более широкой стратегии Российской Федерации по цифровизации и модернизации инструментария пространственного планирования, направленного на повышение эффективности управления и обеспечения устойчивого развития территорий нашей страны.
В настоящее время наиболее интересным с научной и практической точки зрения выступает седьмой, а также последующий этап в цифровом развития технологий и инструментов пространственного планирования территорий РФ.
Как видно из таблицы, седьмой этап в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» связан с реализацией Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», который направлен на решение задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели «цифровая трансформация», в соответствии с которыми данная национальная программа будет в дальнейшем скорректирована.
Эксперты отмечают, что «за время реализации Национальной программы сформировались условия для масштабной системной цифровой трансформации отраслей и секторов экономики. В период пандемии новой коронавирусной инфекции активизировались процессы цифровизации, усилилась поддержка развития цифровых технологий, цифровой трансформации компаний, государственного управления, образования, медицины, возросла социальная функция цифровых технологий и сервисов. Вместе с тем принятые меры по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции выявили нерешенную проблему цифрового неравенства, необходимость обеспечения повсеместного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подключения к ней социально значимых объектов. Актуальность приобрела задача разработки и поддержки отечественного программного обеспечения, включая мессенджеры и корпоративные платформы для обучения и работы. Кроме того, в условиях востребованности онлайн-сервисов повысились требования к уровню защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе персональных данных» [22].
В рамках реализации госпрограммы "Национальная система пространственных данных" к 2030 году планируется создать единую цифровую платформу пространственных данных и единую электронную картографическую основу, которые будут включать в себя сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и государственной кадастровой оценке.
Цифровая платформа пространственных данных — это комплексное решение, обеспечивающее сбор, хранение, анализ и визуализацию географической и пространственной информации. Такие платформы объединяют данные о местоположении, геометрии объектов и других атрибутах для поддержки различных сфер деятельности, включая урбанистику, транспорт, экологии, инфраструктуру и многое другое. Платформы этого типа могут включать:
1. Геоинформационные системы (ГИС): программные решения для работы с пространственными данными, например, такие как ArcGIS, QGIS и MapInfo.
2. Датчики и устройства для сбора данных: например, дроны, спутники, GPS приемники, LiDAR (лазерное сканирование).
3. Облачные сервисы и базы данных: обеспечивают масштабируемое хранение и обработку данных, примером могут быть Google Earth Engine или Amazon Web Services (AWS) для пространственных данных.
4. Аналитические инструменты: предназначены для пространственного анализа, моделирования и предсказания, включая машинное обучение и искусственный интеллект.
5. Визуализационные инструменты: позволяют создавать карты, 3D модели и интерактивные панели, примеры включают Tableau, Mapbox и Power BI с поддержкой геоданных.
Эти платформы широко применяются государственными и частными организациями для решения задач планирования и управления ресурсами, мониторинга окружающей среды, улучшения транспортных систем и многого другого.
Новой вехой цифровой трансформации и развития процессов цифровизации можно будет считать внедрение в 2025 году нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который в настоящее время находится в разработке, но уже в экспертном сообществе есть мнения по его реализации. «Во время послания Президента Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г. Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать национальный проект и сообщил, что финансирование для его реализации в 2025-2030 гг. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составит не менее 700 млрд. руб.» [20]. В этот период планируется создать и вывести на орбиту низкоорбитальную группировку, которая будет «обеспечивать дешевый и быстрый интернет на всей территории России, в удаленных населенных пунктах и на подвижных объектах».
Профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров считает, что «новый нацпроект охватит все отрасли экономики и сферы жизни. Пользу получат и государство, и бизнес, и граждане: от сокращения очередей в медучреждениях и повышения качества диагностики и лечения, от повышения надежности электроэнергетического комплекса, от эффективного обслуживания дорожного хозяйства, от технологий моделирования и автоматизации процессов проектирования, обслуживания зданий и многого другого» [25].
По мнению аналитиков и экспертов, национальный проект «Экономика данных и государственная трансформация» является частью более широкой стратегии развития цифровой экономики, который будет предусматривать ряд ключевых направлений для целей пространственного планирования (таблица 2).
Таблица 2. Ключевые направления национального проекта «Экономика данных и государственная трансформация» для целей пространственного планирования
№
|
Направления
развития
|
Составные
элементы и их характеристика
|
1
|
Создание
и развитие инфраструктуры данных
|
-
разработка и внедрение национальных стандартов данных;
- создание центров обработки данных и платформ для обмена информацией. |
2
|
Масштабная
цифровизация государственного управления
|
-
автоматизация государственных услуг и административных процессов;
- внедрение систем аналитики и искусственного интеллекта для поддержки принятия решений. |
3
|
Развитие
цифровых компетенций
|
-
образовательные программы и тренинги для подготовки специалистов в области анализа
данных и IT.
- поддержка исследований и разработок в сфере данных и искусственного интеллекта. |
4
|
Интеграция
новых технологий и методов
|
Внедрение
блокчейн-технологий, Интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data) и других
передовых решений
Создание и использование цифровых платформ для взаимодействия бизнеса и государства. |
Представляется, что данный проект будет направлен на создание устойчивой и конкурентоспособной национальной экономики, использование цифровых технологий для улучшения качества жизни граждан и повышение прозрачности и эффективности государственного управления. Для целей пространственного планирования данный проект предполагает следующие направления развиития:
1. Создание центральных платформ и систем для сбора, хранения и анализа пространственных данных (геоданных, данных о землепользовании, транспортной сети и т.д.) позволит создать мощную инфраструктуру для анализа текущего состояния территорий и моделирования дальнейшего развития.
2. Использование больших данных и аналитики позволит более точно моделировать и прогнозировать развитие территорий, определять наиболее эффективные сценарии использования земель и ресурсов.
3. Благодаря доступу к актуальным и качественным данным органы власти смогут принимать более обоснованные решения по развитию инфраструктуры, размещению социальных объектов, регулированию городского движения и т.д.
4. Внедрение передовых цифровых технологий (например, GIS-системы, системы мониторинга окружающей среды) и цифровых инструментов позволит оптимизировать процессы пространственного планирования и управления территориями.
5. Проект будет способствовать интеграции данных из разных ведомств и организаций, что улучшит координацию и сотрудничество между различными уровнями власти и частными компаниями.
6. Повышение уровня цифровизации и доступности данных позволит улучшить качество предоставления государственных услуг, повысить уровень прозрачности и доверия граждан к власти, а также создать благоприятные условия для ведения бизнеса и инвестиций.
7. Технологические решения в рамках проекта позволят эффективно отслеживать выполнение планов и инициатив, а также оперативно реагировать на возникающие проблемы и корректировать планы развития территорий.
8. Использование данных и аналитики будет способствовать более грамотному управлению природными ресурсами, снижению негативного влияния на окружающую среду и обеспечению устойчивого развития территорий.
Таким образом, национальный проект «Экономика данных и государственная трансформация» будет оказывать комплексное позитивное влияние на процессы пространственного планирования, значительно улучшая их качество и эффективность.
Заключение
Проведенный анализ основных этапов развития цифровых технологий в пространственном планировании позволил выделить важные ключевые точки в данном процессе и зафиксировать их в качестве вех. Каждая из этих вех представляет собой важный шаг на пути развития цифровых технологий в пространственном планировании России и отражает стремление к повышению эффективности и прозрачности процессов градостроительства и территориального благоустройства.
[1] Национальная система пространственных данных https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennye-programmy/natsionalnaya-sistema-prostranstvennykh-dannykh/ (дата обращения 10.07.2024).
Источники:
2. Главацкий В.Б., Черникова С.А. Современные особенности управления развитием молочного производства пространственно-отраслевой структуры региона в условиях цифровизации экономики // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 273-286. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112803.
3. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
4. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784. – doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 643-658. – doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Егоров В.А., Чураков В.Г. Влияние морально-этических институтов общества на устойчивость социально-экономической системы и технологии их корректировки // Креативная экономика. – 2023. – № 10. – c. 3553-3572. – doi: 10.18334/ce.17.10.119197.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Башлыков Т.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Планирование инновационного развития региональных систем на основе цифровизации государственного стратегического управления // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 139-156. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Казарова Д.С., Володина А.И., Гердина Н.Н. Необходимость новых подходов к кадровому менеджменту и коррекции образовательной системы в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 2. – c. 729-740. – doi: 10.18334/lim.11.2.120896.
9. Евсин М.Ю., Измалков И.В., Исмайлова Т.Ю. Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений. - Тамбов : Издательский дом "Державинский", 2023. – 106 c.
10. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
11. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Шеожев Х.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Государственная экономическая политика формирования пространственной эффективности в условиях внешних ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 2069-2080. – doi: 10.18334/epp.13.6.118272.
12. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С., Фурсова Н.В., Володина А.И. Устойчивое инновационное развитие, зеленая экономика и человеческий капитал: базисная триада государственной политики экономического развития регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6255-6274. – doi: 10.18334/epp.13.12.120516.
13. Скатерщиков С.В., Чистобаев А.И. Принципы территориального планирования и их реализация в Европейском Союзе и Российской Федерации // Балтийский регион. – 2014. – № 1. – c. 137–148.
14. Смыслова О. Ю., Строев П.В., Нестерова Н.Н. Механизм повышения устойчивости социально-экономического развития регионов с использованием ГИС-технологий // Управленческие науки. – 2018. – № 4. – c. 84-93. – doi: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-84-93.
15. Смыслова О. Ю., Нестерова Н. Н. Влияние процессов цифровизации экономики на развитие современного общества // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 4. – c. 389-396. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-389-396.
16. Смыслова О. Ю., Иванова Н. В. Развитие региональных инновационных систем в условиях пространственно-экономических трансформаций // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 8(123). – c. 96-111. – doi: 10.24412/2227-9407-2021-8-96-111.
17. Смыслова О. Ю., Нестерова Н. Н. Новые тренды развития России в условиях глобальной трансформации // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – № 4. – c. 55-77. – doi: 10.38197/2072-2060-2022-236-4-55-77.
18. Строев П. В., Шманев С. В., Симагин Ю. А. Мониторинг пространственного развития России с учетом миграционных процессов: использование GIS-технологий. - Орел : Орловский государственный университет экономики и торговли, 2017. – 188 c.
19. Строев П.В., Фаттахов Р.В, Макар С. В. ГИС-технологии для управления устойчивым пространственным развитием регионов России. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "А-проджект", 2018. – 190 c.
20. Минцифры и игроки рынка подвели предварительные итоги "Цифровой экономики" | ComNews. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/content/232692/2024-04-17/2024-w16/1008/mincifry-i-igroki-rynka (дата обращения: 23.04.2024).
21. Национальная система пространственных данных. [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennye-programmy/natsionalnaya-sistema (дата обращения: 23.04.2024).
22. О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/121565/ (дата обращения: 23.04.2024).
23. Чистобаев А.И. Пространственное планирование как инструмент регионального управления: опыт ЕС и РФ // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. – 2016. – № 2. – c. 31–36.
24. Чистобаев А. И., Федулова С. И. Пространственное планирование как инструмент региональной политики России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. – № 12-2.
25. Tsareva A., Komarov M. Retail Central Bank Digital Currency Design Choices: Guide for Policymakers // IEEE Access. – 2024. – p. 66129-66146.
Страница обновлена: 07.08.2024 в 20:35:36