Кластерный подход в реализации региональных российско-китайских проектов

Крутиков В.К.1,2, Косогорова Л.А.2, Якунина М.В.3, Шаров С.В.3, Якунина В.А.3
1 Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Россия
2 ЧОУ ВО «Институт управления, бизнеса и технологий», Россия
3 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Россия, Калуга

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Якунина М.В., Шаров С.В., Якунина В.А. Кластерный подход в реализации региональных российско-китайских проектов // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 3025-3038. – doi: 10.18334/ce.17.8.118366.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383753

Аннотация:
В статье исследуются кластерные подходы, складывающиеся, в результате современного расширения российско-китайских отношений на региональном уровне, Калужской области. Анализируются базовые положения политики региона, сформулированные ранее и позволявшие субъекту Федерации занимать лидирующие позиции среди регионов страны по инвестиционной привлекательности. Выявлены проблемные позиции, негативно повлиявшие на ситуацию в экономике области, в частности, недостаточно высокий уровень локализации производства, низкая активность в осуществлении трансфера технологий и не реализованная потребность в подготовке высококлассных, отечественных кадров. На основании результатов исследований, с учетом накопленного опыта реализации кластерной политики в Китае, и на территории Калужской области, авторами представлены направления совместных проектов в наиболее перспективных и взаимовыгодных отраслях промышленности, таких как, медицинская промышленность и фармацевтика; транспортная логистика; автомобилестроение; теплоэнергетика; нефтегазовая и геотермальная промышленность и других. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности национальных экономических систем и высокотехнологичных предприятий двух стран, а также, расширением торгово-экономических российско-китайских отношений.

Ключевые слова: российско-китайские отношения; Калужская область;региональное развитие; кластерная политика; трансфер технологий; конкурентоспособность

Финансирование:
Публикация осуществляется при поддержке Российского научного фонда - проект № 23-28- 10134 (конкурс 2022 года) — «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

JEL-классификация: F15, F51, N75



Введение

Китайская народная республика, занимающая лидирующие позиции в мировой экономической жизни, в своей политике опирается на активное формирование, как внутренней экономики, так и долгосрочную стратегию открытости страны для взаимовыгодных контактов с внешнеэкономической средой. Опережая все развитые страны по объемам экспортных операций и произведенному валовому внутреннему продукту, а также, делая ставку на процесс разработки и внедрения научно-технических инноваций, Поднебесная, непрерывно обеспечивает повышение конкурентоспособности национальной экономики и конкретных хозяйствующих субъектов [8, p.13].

В качестве несущих конструкций, стабильного, прогрессивного роста страны, выступают следующие фундаментальные положения:

· формирование и совершенствование промышленных кластеров, расширение и укрепление производственных цепочек;

· обладание глубокими знаниями по вопросам движения и практического использования капитала в реальной хозяйственной деятельности;

· обеспечение синхронного народно-хозяйственного роста экономики страны и роста доходов каждого гражданина (домохозяйства);

· целенаправленное, а не беспорядочное, использование капитала в качестве фактора производства, для расширения, диверсификации производственной деятельности и внедрения инноваций;

· «мягкий» прагматизм выстраивания взаимовыгодных отношений, когда в обмен на предоставляемый пакет льгот, преференций (или расширение пакета) следует предложение передачи технологий, ноу-хау, иных инноваций;

· реализация политики увеличения внутреннего спроса, стимулирующего расширение производства и увеличение прибыли предпринимательских структур [9, p.36].

Крупными китайскими компаниями сконструировано, за пределами КНР, свыше двухсот промышленных зон и кластеров, в том числе, на территории РФ, более, сорока объектов бизнеса в рамках особых экономических зон и территорий опережающего развития [10, pp.18-19]. Китайские компании осуществляли, на первом этапе, не только первичную обработку сырья, но и занимались глубокой перерабатывающей деятельностью, проявляя максимальную активность в агропромышленном комплексе, легкой промышленности и торговле.

Калужская область, в своей первоначальной деятельности по привлечению в зоны и кластеры международных капиталов для экономики региона, выступала в первой четверке отечественных лидеров, благодаря созданию целостной системы инвестиционной привлекательности, [3, p.4] которая включала следующие элементы:

· гармоничную, объединенную команду, состоящую из представителей структур региональной власти и компаний-инвесторов;

· обеспечение всестороннего полного административного сопровождения, нейтрализующего бюрократические препоны деятельности;

· наличие современной, постоянно совершенствовавшейся, региональной нормативно-правовой базы;

· сформированные, за счет бюджетных средств, индустриальные парки, обеспеченные полностью готовой инфраструктурой;

· полная нейтрализация возможных инфраструктурных рисков, дополнительных затрат, за счет гарантированного разнообразия предлагаемых парков (участков);

· обеспечение кластеров необходимым количеством и качеством трудовых ресурсов за счет привлечения экономически активной молодежи, проживающей на сельских (отдаленных) территориях.

Ситуацию в социально-экономической жизни региона, а соответственно, результативность кластерной политики, осложнило распространение пандемии, и применение пакетов санкций недружественными странами, переросшее в гибридную войну [24].

В работе анализируется период, предшествовавший наступлению негативных явлений, и обеспечивший лидирующее инновационное кластерное развитие экономики Калужской области, а, также, современный период, отличающийся снижением показателей инвестиционного рейтинга субъекта Федерации, предлагаются рекомендации по активизации инвестиционного процесса.

Методы

Методологическую основу исследования составили общенаучные и экономические методы исследования, которые позволили проанализировать результаты трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных размещению производительных сил, развитию промышленных зон и кластеров. Изучены работы, отражающие процесс конструирования кластеров и реализации кластерной политики с позиций китайских социалистических рыночных отношений и отечественного стратегического планирования, носящего индикативный характер в сочетании с рыночной конкуренцией. Методы позволили сопоставить стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах, оценить горизонты российско-китайских отношений, раскрыть структурно-институциональные особенности взаимоотношений между КНР и РФ.

Результаты

В современные условия характеризующиеся наличием многочисленных внешних и внутренних вызовов, реализуемая на территории Калужской области кластерная политика, развивающаяся по типу «тройной спирали», при тесном взаимодействии власти, бизнеса и науки, а также, конструктивном взаимовыгодном российско-китайском партнёрстве, имеет безграничные перспективы.

Базовым региональным нормативно-правовым актом, «Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года», закреплены принципы кластерной политики, в том числе, открытость экономики региона для делового взаимодействия [2, p. 2].

Правовым документом, «Концепция развития Калужской области до 2040 года», подтверждены подходы, сформулированные в нормативном акте, предусматривающие реализацию экономической кластерной модели по типу «тройной спирали» [3, pp.15-18]. В качестве основных целей развития региона, указано повышение доли общего объема инвестиций в ВРП до 30%, а также, увеличение доли регионального экспорта продукции в общем объеме экспорта РФ до 1%.

При этом, концептуальные положения региональной кластерной политики, четко сориентированы на диверсификацию высокотехнологичных отраслей и секторов, с учетом интересов партнёров.

Органы власти, совместно с научным сообществом, определяют наиболее перспективные кластерные инициативы и высоко конкурентные компании, способные генерировать и переводить на коммерческую основу инновационные товары, услуги и технологии.

Современная кластерная политика гармонично консолидирует все элементы «тройной спирали», обеспечивая устойчивый экономический рост, непрерывно расширяя и углубляя партнёрские связи [18].

В документах, официально отражающих основные принципы и направления российско-китайских отношений, подчеркнуто, что КНР и РФ выступают в качестве равноправных и доверительных партнеров, реализующих стратегическое взаимодействием

Китай, позиционируя себя, как мировой экспортер товаров, проявляет исключительный интерес к совершенствованию и обеспечению безопасности глобальной транспортно-логистической системы [14, p.19].

Именно с этих позиций, как гармоничная, перспективная составляющая «Экономического пояса шелкового пути», соединившая восточное китайское побережье с московской агломерацией, и далее, со странами европейского союза, рассматривается, представителями Поднебесной, мульти модальный транспортно-логистический центр Ворсино в Калужской области [20].

Деятельность центра демонстрирует показательный пример реализации кластерной инициативы, в рамках региональной модели «тройной спирали», которая, опираясь на заблаговременное предвидение ситуации, с приоритетным направлением становления «пояса-пути», сформировала высокотехнологичный транспортный холдинг, соединивший, к взаимной выгоде российской и китайской сторон, юго-восточную Азию и Европу.

Сегодня, главными статьями российского экспорта в КНР выступает сырье, в частности углеводороды, древесина и изделия из нее, удобрения, металлы и продукция химической промышленности.

Калужская область, осуществила восточную переориентацию направлений экспорта, что позволило внешнеторговому товарообороту региона, в прошлом году, достиг шести млрд. долларов США.

Ведущие позиции в экспортных региональных поставках, направляемых Китаю, заняла продукция деревообработки, которая возросла в шесть раз, почти в пять раз увеличены поставки железа и стали, в три раза возрос экспорт автомобильных запасных частей. Кроме того, регион экспортирует продукцию химической, топливо - энергетической промышленности, продовольственные товары и сырьевые ресурсы [19].

К номенклатуре калужского импорта из Поднебесной следует отнести, в первую очередь, продукцию машиностроения, медицинское оборудование и инструменты, а также текстильные изделия и обувь.

Активно расширяются контакты, при внедрении совместных инновационных проектов в высокотехнологических отраслях стран-партнёров, в качестве которых выступает медицинская, биотехнологическая и фармацевтическая промышленность [21]. Кластерный подход внедряется в совместные проекты, по указанным направлениям, выявляя новые подходы, взаимовыгодные обеим странам.

Так, приоритетным направлением деятельности китайской биотехнологической отрасли, выступает обеспечение здоровья человека и потенциальная коррекция его генома, связанная с производством биофармацевтических препаратов (антител, протеинов, ферментов). В представленном направлении осуществляют деятельность до 600 китайских компаний, продукция которых занимает 7% мирового рынка лекарственных биопрепаратов [15, p.39].

В городе Обнинск Калужской области, уверенно наращивается потенциал сформированного фармацевтического кластера, который занял лидирующие позиции в России по разработке и производству инновационных фармацевтических препаратов, [22] опираясь на модель ускоренного получения положительных результатов за счет региональной кластеризации экономики, интегрирующей субъекты хозяйственной деятельности, включая иностранных партнёров, и оптимизирующей взаимоотношения элементов «тройной спирали».

В рамках кластера осуществляют деятельность, до десяти крупнейших компаний мирового уровня, которые решают проблемы, объединенные понятием «наука о жизни», путем разработки и внедрения в производство инновационных фармацевтических субстанций [16].

С 2020 года, на базе кластера, Государственной корпорацией «Росатом», организован научно-технологический центр (ИНТЦ) «Парк атомных и медицинских технологий». Проект, стоимостью в 18 млрд. рублей, призван решить национальные проблемы в сфере цифровой медицины, а также, обеспечить выход инновационных препаратов и услуг на мировые экспортные рынки.

На платформе кластера, ведется строительство объектов научного и клинического предназначения для оцифровки информационной базы всей отечественной системы здравоохранения, одновременно совершенствуется перспективный алгоритм экосистемы Обнинска – «ИНТЦ-университет-город», предназначенный для активизации международного сотрудничества.

В 2023 году, «Росатом» приступил к строительству предприятия по производству изотопной продукции медицинского назначения в городе Обнинске. Проект, стоимостью в 9 млрд. рублей, обладающий производственной мощностью в 21 линию, будет введен в строй в 2025 году. Завод обеспечит необходимыми радиоактивными препаратами для диагностики и лечения различных заболеваний, всех отечественных пациентов и будет способен удовлетворить потребности, в необходимых лекарственных препаратах, пациентов зарубежных стран.

При участии ученых и специалистов Обнинска, в настоящее время, реализуется ряд крупномасштабных проектов в сфере топливной и ядерной энергетики на территории Китая. Важным примером взаимодействия в этой сфере, стало введение в эксплуатацию блоков Тяньваньской АЭС с российскими реакторами нового поколения [11, p.27].

Углубляется процесс локализации китайских производств в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Калуга», где начинается строительство предприятия по производству оборудования для теплоэнергетики, нефтегазовой и геотермальной промышленности, общий объем инвестиционных ресурсов составит, свыше миллиарда рублей.

В целом, темпы развития инновационных кластеров на территории ОЭЗ, выходят на новый уровень развития, о чем свидетельствуют объемы инвестиций, составившие в 2022 году, 135 млрд. рублей вложений в основной капитал компаний.

Наметились реальные перспективы восстановления кластера автомобилестроения Калужской области, благодаря участию китайского транснационального гиганта FAW Trucks (Первого автомобильного завода).

Обсуждение

Академик РАН Глазьев С.Ю., определил основным приоритетным направлением в развитии отечественной экономики, конструктивные изменения во взаимоотношениях между государством, бизнесом и научно-образовательным сообществом в рамках модели «тройной спирали». Отечественная система управления нуждается в радикальных изменениях, основой которой, должна выступать ответственность за положение дел в обществе. [5, p.5]

Академик РАН Полтерович В.М, уверен, что вариант стратегической ориентации на Китай требует серьезной проработки. Ответом на внешнеполитическое давление должно выступать совершенствование системы управления, диверсификация производства, ускорение инновационного развития и улучшение инвестиционной среды. [12, pp.10-11]

Член-корреспондент РАН Ларин В.Н., определяет две ипостаси КНР, как крупнейшего инвестора дальневосточных территорий, и как потребителя природно-сырьевых и транспортно-логистических ресурсов. До принятия последнего пакета документов (2023 г.) по сотрудничеству КНР и РФ, активной деятельности по привлечению китайских капиталов в хозяйственную жизнь российских регионов не фиксировалось. [6, p.57]

Доктор исторических наук Лузянин С.Г., директор ИДВ РАН, определил, что внешние вызовы укрепили тенденции к интеграции РФ и КНР. Экономическая часть «сопряжения» взаимоотношений между странами, в первую очередь, касается развития транспортно-логистической инфраструктуры, торговли и инвестиций. [13, pp.45-46]

Лексютина Я.В., профессор СПбГУ, по результатам проведенного исследования, пришла к выводам о том, активная международная и хозяйственная деятельности КНР, в частности, реализация проекта «Экономического пояса шелкового пути», несет не только положительные результаты, но и дополнительные риски. [4, p.64]

Председатель Совета министров Российской Империи С.Ю. Витте, формулировал уверенность в том, что перспективы долгосрочного развития России, взаимосвязаны с совершенствованием политических, технологических, производственных и социальных связей с азиатскими странами. Взаимовыгодный интерес в делах предпринимательских, индустриальных, торговых и прочих, создаст ситуацию взаимного проникновения, стимулирующего процесс совместного использования ресурсов, технологий и рынков.

Вице-президент Государственного общества исследования стратегий инноваций и развития КНР, профессор Института экономики и менеджмента Университета КАН Люй Бэньфу, считает, что проводимая руководством КНР политика, улучшила деловой климат, увеличила доходы населения, стимулирует спрос на внутреннем рынке [24]. Одновременно, наблюдается цифровой разрыв, из-за уровней развития инфраструктур разных стран и регионов, что требует создания единой эффективной цифровой модели управления.

Китайский ученый – экономист Цзин Ту, считает, что для обеспечения открытости, стабильности внешней торговли, укрепления производственных цепочек и цепочек поставок, требуется активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций [15]. Привлечение капитала, призвано служить технологической модернизации производства и инфраструктуры.

Директор Академии общественных наук Китая Се Фучжань, обосновывает необходимость непрерывного совершенствования кластерной политики и стимулирования процесса диверсификации различных контактов в предпринимательской деятельности.

Премьер-министр Мишустин М.В., определил развитие транспортно-логистической инфраструктуры, важнейшим приоритетом развития российских регионов и привел в пример Калужскую область, которая благодаря своей инициативе, создала транзитный коридор для трех федеральных трасс и международного транспортного маршрута «Европа – Китай» [17].

Выводы

Пакеты санкций, введенных в отношении Российской Федерации, недружественными государствами, требуют переосмысления подходов к разработке и реализации кластерной региональной политики и конструированию международных партнерских отношений [1, p.2].

Для обеспечения эффективности деятельности формируемых кластеров, необходима разработка инновационных, креативных алгоритмов, нацеленных на стратегию опережающего развития и обеспечивающих нейтрализацию негативных вызовов.

Особенности современного этапа разработки и реализации региональной кластерной политики и выстраивания перспективных, взаимовыгодных российско-китайских взаимоотношений, связаны с созданием качественной, комплексной модели «тройной спирали».

Радикальные трансформации, происходящие в условиях ведения гибридной войны, влияют на среду регионального рыночного пространства, поведение представителей властных структур, предпринимательского и научного сообщества.

Каждый этап реализации кластерной политики, расширения международных отношений, принятия управленческих решений, должен быть обеспечен научно-практическим сопровождением.

Управленческие решения принимаются только после проведения тщательного анализа достигнутых результатов, в части их соответствия долгосрочным перспективам кластерных инициатив, согласованных с участниками процесса.

Следует учитывать позитивный зарубежный, в первую очередь, китайский, опыт формирования кластеров, так как процессы, происходящие в отечественных кластерах, по фундаментальным положениям, не отличаются от кластерных процессов других стран мира.

Недопустимо принятие формальных, необоснованных решений, ведущих к дискредитации кластерных идеи и международных отношений, целесообразно реализовывать решения, нацеленные на укрепление позитивных тенденций к сотрудничеству.

В обязательном порядке должны учитываться интересы всех партнёров, для чего требуется наращивать уровень координации, и укреплять степень доверия между партнерами.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (с изм. от 31.03.2022) \"О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций\"
2. Правительство Калужской области. Постановление от 29 июня 2009 года № 250. «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года»
3. Правительство Калужской области. Постановление от 15 декабря 2022 года № 970 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2040 года»
4. Герцик Ю.Г., Омельченко И.Н. Развитие кластерных структур в здравоохранении // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 1. – c. 62-68.
5. Глазьев С. Ю. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. – 2014. – № 4. – c. 5-16.
6. Губарев Р.В., Синельщикова Е.А. Привлечение международных инвестиций как основа роста экономики российских регионов // Финансовый менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 57.
7. Клейнер Г.Б. Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории Часть 2 // Вопросы экономики. – 2016. – № 1. – c. 117-137.
8. Крутиков В.К. Национальное возрождение Поднебесной: опыт для Отечества. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2020. – 131 c.
9. Крутиков В.К., Якунина М.В. Инструменты государственной поддержки экономики региона в условиях санкций. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), 2022. – 75 c.
10. Ли Ч. Кластерный подход в инновационном развитии Китая // Российское предпринимательство. – 2009. – № 7-2. – c. 16-22.
11. Люй Бэньфу Пароль для доступа к быстрому развитию // Китай. – 2022. – № 4 (195). – c. 26-27.
12. Полтерович В. М. Куда идти: двадцать четыре тезиса // Экономическая наука современной России. – 2014. – № 3(66). – c. 8-16.
13. Проняева Л.И., Павлова А.В. Развитие стратегического управления в кластерах // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – № 5. – c. 43-47.
14. Си Цзиньпин О государственном управлении. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 2014. – 624 c.
15. Держать руку на пульсе китайской экономики Цзин Ту Держать руку на пульсе китайской экономики//№1 (193). 2022. С38-39
16. Титов Д. Кластерная политика выходит на новый уровень // Экономика и жизнь. – 2017. – № 27 (9693).
17. Заявление для прессы Президента РФ В. В. Путина по итогам китайско-российских переговоров. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/49433 (дата обращения: 12.05.2023).
18. Ивьев Д. Владислав Шапша сообщил о скором формировании новых промышленных кластеров в Калужской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp40.ru/news/invest/80456/ (дата обращения: 10.05.2023).
19. Официальный сайт Торгового Представительства Российской Федерации в Китайской Народной Республике. [Электронный ресурс]. URL: http://russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation (дата обращения: 11.05.2020).
20. Портал органов власти Калужской области. [Электронный ресурс]. URL: http: www.admoblkaluga.ru/main (дата обращения: 12.05.2023).
21. Сайт Инвестиционного портала Калужской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.investkaluga.com/news/kaluzhskiy-farmatsevticheskiy-klaster/ (дата обращения: 10.05.2023).
22. Сайт Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.21mpp.ru/sojuz-klasterov/ (дата обращения: 12.05.2023).
23. Цзун Хэ Место Китая в мировой торговле. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-03/04/content_31669210.html (дата обращения: 12.05.2023).
24. Шулепова Е. Калужский автопром движется по пути перезагрузки. Калужский автопром движется по пути перезагрузки - Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: rg.ru (дата обращения: 10.05.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:04:44