Вопросы безопасности в сфере энергетики: от определения общих понятий к задачам управления

Бернюкевич Т.В.1, Верстин Н.А.1, Пахоменко Е.С.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162100

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы определения понятия безопасности в сфере энергетики на примере теплоэнергетики, которое, с одной стороны, связано с общефилософскими аспектами безопасности, с другой, отражает специфику проявления данного феномена в энергетической сфере. Показано, что проблема безопасности в теплоэнергетике, это не просто часть особой сферы энергетики в экономике страны, а современного общества в целом. Выявлено, что обеспечение безопасности теплоэнергетики следует рассматривать с позиций энергетической и экологической составляющих, требующих оценки, составляющей основу принятия соответствующего управленческого решения в области развития теплоэнергетики. Показано, что сложившиеся на сегодняшний момент подходы к оценке энергетической безопасности не вызывают сомнений, при этом подходы к оценке экологической безопасности указывают на недостаточное развитие концептуальных основ ее обеспечения. Для их совершенствования предлагается развитие методологии, включающей определение принципов экологической безопасности теплоэнергетики и соответствующих им принципов принятия решений при реализации целей экологической безопасности, в сочетании с формированием системы индикаторов достижения целей экологической безопасности и критериев оценки эффективности достижения этих целей. Результаты исследования представляют интерес для органов государственной и муниципальной власти, реализующих законодательные и исполнительные инициативы в сфере развития теплоэнергетики и формирования схем теплоснабжения на закрепленной территории, а также исследователям, занимающимся вопросами безопасности энергетики и, в частности, теплоэнергетики.

Ключевые слова: безопасность, энергетическая безопасность, экологическая безопасность, теплоэнергетика, технологический суверенитет

JEL-классификация: Р28, Н56, K32



Введение

Актуальность исследования определяется целым рядом причин как общетеоретического и методологического плана, связанных с концептуальными основаниями изучения безопасности в качестве особого феномена современной экономики и социальной жизни, так и спецификой теплоэнергетики, как сферы жизнедеятельности, имеющей большое значение для обеспечения витальных и социальных потребностей человека, развития общества, влияющей на окружающую среду. В общетеоретическом плане проблема безопасности — это неотъемлемая часть современных проблем, без решения которой невозможно урегулирование глобальных конфликтов, достижение необходимого уровня жизни людей, создание экологической среды обитания человека и т.д. В контексте современной геополитической ситуации акцентируется внимание на таком аспекте безопасности, как национальная безопасность, которая связывается с условиями суверенитета стран и регионов, возможностями определения ими собственного экономического и социально-политического пути развития.

Указанные аспекты безопасности тесно связаны между собой: одним из направлений стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности страны выступает Доктрина энергетической безопасности РФ [1 25]. Этот документ, в свою очередь, конкретизирует положения и меры по обеспечению энергетической безопасности, определённые в Энергетической стратегии РФ, являющейся основополагающим документом стратегического развития топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) России.

Саму область исследований безопасности в настоящее время рассматривают как область фундаментальных и междисциплинарных исследований [1], объясняя это тем, что данная проблема выделяется в качестве предмета изучения во многих научных дисциплинах, как гуманитарных, так и технических. Анализ публикаций, посвященных вопросам обеспечения безопасности, показал, что ряд авторов (Бойко В.И., Кошелев Ф.П. [4], Бородина М.И. [5], Ивановский Б.Г. [10], Караваева И.В., Лев М.Ю. [11], Ковалёв А.А., Балашов А.И. [13], Сендеров С., Рабчук В. [20] и др.) исследовали содержательные характеристики национальной, экономической, энергетической и экологической безопасности, в том числе, и в приложении к сфере энергетики и теплоэнергетики, как составляющей её части. Однако, вопросы оценки экологической безопасности, составляющей основу принятия соответствующих управленческих решений относительно развития теплоэнергетики не нашли должного отражения, что определило цель настоящего исследования – сформировать общие понятия безопасности в сфере теплоэнергетики, конкретизировать их с учетом специфики её функционирования и выделить направления совершенствования управлению ею.

Материалы и методы исследования

Методология исследования, учитывающая заданный вектор - от определения общих понятий, связанных с безопасностью, к задачам управления процессами, обеспечивающими ее, базируется на принципах диалектики, структурно-функциональном подходе, историко-экономическом и сравнительно-обобщающем методах, методах восхождения от абстрактного к конкретному, аналогии и индукции. В экономической литературе широко используются такие понятия, как «международная безопасность», «национальная безопасность», «общественная безопасность», «экономическая безопасность», «энергетическая безопасность», «технологическая безопасность», «информационная безопасность», и др. [11,21,28], каждое из которых имеет свои содержательные характеристики. Однако, изучение каждого из перечисленных понятий следует начинать с анализа общего понятия «безопасность», поскольку оно лежит в основе каждого из них.

Несмотря на то, что проблема безопасности занимает значительное место в жизни человека и существовании общества, в настоящее время фактически отсутствует общепринятое научное определение данного сложного феномена. В современных исследованиях «безопасность» трактуется как отсутствие опасности, негативного воздействия, разрушительного, деструктивного влияния. Данное понятие раскрывается, как правило, с помощью развернутого перечисления характеристик ситуации безопасности. В рамках данного подхода безопасность: избежание угроз жизни и здоровья человеку, возможность обеспечения базовых потребностей человека для его жизнедеятельности, создание бесконфликтной среды сосуществования и взаимодействия людей, обеспечение условий для создания и развития человеческих сообществ — от отдельных социальных групп до национальных государств (национальная безопасность), избавление от угроз уничтожения всего человечества. Сама сфера безопасности — это пространство взаимодействия человека и природы, человека и общества, разных типов культур и социальных сообществ, при этом результат данного взаимодействия зависит от множества факторов и конкретных ситуаций.

В философии, особенно в Новое время и период Просвещения, происходит концептуализация понятия «безопасность» как категории, отражающей сущностные аспекты развития общества и бытия человека. Так, Б. Спиноза [22] определял «безопасность жизни» как основу развития общества, а Ж.Ж. Руссо [19] называл «заботу о самосохранении» важнейшей целью государства. Безопасность рассматривалась как одно из оснований формирования государства в концепциях общественного договора: по мнению Т. Гоббса [6] и Дж. Локка [14] человеку для обеспечения собственной безопасности необходимо создавать государство, которому они, как гаранту защиты жизни и обеспечения социальных потребностей передают часть своих прав. Таким образом, безопасность становится ведущим условием и одновременно критерием развития общества, фактором реализации социальных качеств человека и его экономических интересов, способом избежания социальных конфликтов и стимулом для выделения в отдельную область вопросов управления безопасностью.

В настоящее время в исследованиях стали актуальны вопросы особого типа безопасности - национальной безопасности, которая складывается из многих составляющих. Национальная безопасность связана, прежде всего, с функционированием национального государства, его стабильным развитием и совершенствованием общественных структур, отсутствием угроз для его граждан. Объектом национальной безопасности является территория страны, её граждане, государственный строй, культура и т.д., то есть то, что в конечном итоге, создаёт возможность существования нации и создания благоприятных условия для национального развития [10]. В России направления развития стратегических приоритетов, обеспечивающих реализацию национальных интересов, закреплены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [26], которая определяет взаимосвязь безопасности страны и её социально-экономического развития, значительную роль в обеспечении которых играет ТЭК, в связи с чем целесообразно определить особенности приложения понятия «безопасность» к энергетической сфере России.

Вопросы безопасности имеют комплексный характер, поскольку, как уже говорилось выше, охватывают всю сферу жизнедеятельности человека и развития общества. При этом в экономике можно выделить особые сферы, которые, в силу своего влияния на окружающую среду, возможностей удовлетворения потребностей человека, воздействия на качество его жизни, социально-экономическое развитие государства, формирование национального технологического суверенитета — концентрированно отражают важнейшие параметры безопасности. Такой сферой экономики является сфера энергетики, которую представляет ТЭК России. В сфере энергетики в настоящее время активно используется понятие «энергобезопасность». С данным комплексным понятием в исследованиях часто ассоциируют несколько уровней проявления феномена безопасности, в логике которых и формировались материалы настоящего исследования: политический, экономический, техногенный. Политическую энергобезопасность целесообразно рассматривать как часть национальной безопасности, она определяется необходимостью энергонезависимости государства и его субъектов, возможностями государства по обеспечению экономики необходимыми энергоресурсами при сохранении политических констант своего развития [13]. При этом политическая энергобезопасность фактически интегрирована с более широким понятием — экономическая энергобезопасность, которое отражает характеристики «экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета» [5]. Техногенная энергобезопасность определяется наличием рисков техногенного характера, связанных с эксплуатацией энергоустановок. Для снижения техногенной опасности требуется постоянный комплекс мер, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, минимизирующих неблагоприятное воздействие на биосферу, риски для здоровья человека. Данный комплекс мер невозможен без развития современных технологий, подготовки соответствующих кадров, необходимых инвестиций в энергетический комплекс. Таким образом, обеспечение энергетической безопасности в настоящее время является одним из важнейших и актуальнейших вопросов государственной повестки, который в методологическом аспекте следует рассматривать в плоскости как экономической, так и геополитической обстановки в стране.

Содержание и направление процессов управления безопасностью в сфере энергетики определяется, прежде всего, вызовами и угрозами в этой области, идентифицированными авторами на основе официальных документов РФ, регулирующих процессы в сфере энергетики (рисунок 1).

Рис.1. Внешние вызовы, угрозы, риски энергетической безопасности России (составлен авторами по материалам Доктрина энергетической безопасности РФ [25])

Однако, не только внешние вызовы и угрозы формируют особенности развития ТЭК России и обеспечения его безопасности. Эксперты в сфере отечественной энергетики отмечают, что она еще не в полной мере готова к структурной модернизации, переходу к новой модели инновационного развития и технологического суверенитета страны [20,21]. Кроме того, в условиях ухудшающейся демографической ситуации, ТЭК России также испытывает дефицит квалифицированных кадров, которые способствовали бы приведению в соответствие возможностей комплекса потребностям социально-экономического развития страны. По данным ОПЕК запасы нефти в России по состоянию на 2023 г. составляли 80 млрд. баррелей (8 место в мире, 1 место – Венесуэла с запасом в 303,8 млрд. баррелей), а по запасам газа в 2023 г. Россия занимает 1 строку в мировом рейтинге с объемом 47,8 трлн. м3 [3].Истощение невозобновляемых источников энергии также является внутренней угрозой безопасности в сфере энергетики России, так как к настоящему моменту основой комплекса выступает использование традиционных источников энергии, что естественным образом определяется наличием первичных энергетических ресурсов на территории страны.

Результаты и дискуссия

При рассмотрении теплоэнергетики, как составной части сферы энергетики России в аспекте безопасности, авторами были получены ряд результатов, относимых к проявлениям этого понятия в данной сфере. Правовое регулирование безопасности в теплоснабжении отражено в Федеральном законе от 27.07.2010 N190-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О теплоснабжении» (статья 23.2) [27]. Согласно нормативным документам, безопасность в теплоэнергетике рассматривается с позиции безопасной эксплуатации систем теплоснабжения, а также безопасности энергопоставок, которые прямым образом влияют на надежность системы теплоснабжения (выраженную в снижении аварийности и бесперебойности оказания услуг), что коррелирует со стратегическими целями национальной безопасности страны в части развития энергетики. При этом было отмечено:

1) ежегодное снижение количества аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях в ценовой зоне теплоснабжения, (в процентах к базовому уровню): к 2024 году - 5 процентов, к 2035 году - 5 процентов;

2) ежегодное снижение количества аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии и в тепловых сетях в неценовой зоне теплоснабжения (процентов к базовому уровню): к 2024 году - 2,1 процента; к 2035 году - 2,3 процента [18].

Определение данных показателей в качестве одной из основных стратегических задач имеет большое значение для решения проблем безопасности в теплоэнергетике страны. Принятые документы направлены на решение наиболее важных и острых проблем безопасности.

В Федеральном законе от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ конкретизируется содержание «требований безопасности в сфере теплоснабжения» как «условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» [28]. При этом безопасность связывается в документе «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» в разделе «Реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики» с необходимостью «согласования с решением стратегических общегосударственных задач рационального размещения производительных сил, комплексного развития территорий и надежного обеспечения национальной энергетической безопасности» [29].

При рассмотрении перспектив обеспечения безопасности, было отмечено, что согласно статистическим данным о теплоснабжении населенных пунктов по Российской Федерации в 1995, 2000, 2004-2023 годы, возрастает протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене (таблица 1). При отсутствии должного внимания к безопасности, будет расти и количество аварийных ситуаций, и потери тепла в сетях (таблица 2). Ситуация с износом тепловых и паровых сетей в России представляется проблемной.

Таблица 1. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене - всего, км в 1995, 2000, 2004-2023 годы (составлена авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Раздел «Теплоснабжение населенных пунктов по Российской Федерации»)

1995
2000
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
25999,9
30273,1
34566,6
44669,3
44179,7
44830,2
45020,6
45922,8
47998,9
48578,0
49106,5
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
48119,2
48988,9
49852,6
49479,0
49562,4
48700,7
51577,3
51506,4
50358,6
50596,5
51388,6

Таблица 2. Потери тепла в сетях, в процентах от подачи тепла (составлена авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Раздел «Теплоснабжение населенных пунктов по Российской Федерации»)

1995
2000
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
4,9
7,2
8,9
9,1
9,3
9,2
9,6
10,1
10,6
10,7
10,8
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
10,9
11,4
11,1
11,8
11,2
12,5
11,8
12,3
12,3
12,1
12,1

Сравнивая эти показатели, можно сделать вывод о корреляции данных о тепловых и паровых сетях, нуждающихся в замене, и потерях тепла в них. Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что развитие экономики, обеспечение условий для жизнедеятельности людей, высокого качества жизни населения, совершенствование социальных отношений невозможны без решения проблем безопасности в теплоэнергетике, которая должна рассматриваться как составная и неотъемлемая часть энергетической безопасности страны.

Однако, понятие безопасности применительно к теплоэнергетике с учетом специфики ее функционирования следует рассматривать как в аспекте энергетической безопасности, под которой авторы по результатам исследований понимают отсутствие дефицита и нарушений бесперебойности получения энергетических ресурсов надлежащего качества, и так и с позиции экологических аспектов обеспечения безопасности. Экологические аспекты обеспечения безопасности в теплоэнергетике, как показали исследования, связаны с рядом особенностей сферы энергетики и факторами её развития. В частности, такой особенностью являются ресурсы, используемые для получения энергии. В качестве первичных ресурсов в теплоэнергетике в основном используется уголь и газ. При этом значение удельных выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла тепловой электростанции (далее ТЭС) на угле составляет 820 экв./кВт*ч, а ТЭС на газе — 490 экв./кВт*ч. Для сравнения для атомной электростанции аналогичный показатель составляет 12 экв./кВт*ч [3], что очевидным образом свидетельствует о том, что теплоэнергетика в процессе функционирования оказывает значительное влияние на загрязнение окружающей среды. При этом использование данных ресурсов сопряжено с рисками неблагоприятного воздействия на окружающую среду. В докладе, который был подготовлен Международной группой по ресурсам ООН-Окружающая среда, «Глобальная экологическая перспектива 2019» были сделаны выводы о том, что «добыча и переработка материалов, топлива и продовольствия создает половину глобальных выбросов парниковых газов и является причиной потери более 90% биоразнообразия и нагрузки на водные ресурсы» [15].

Согласно данным Ежегодника 2024 «Мировая статистика энергетики и климата» по состоянию на 2024 г., выбросы CO2 выросли в 2023 г. на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. По странам ситуация, полученная в результате исследования, с данными выбросами отражена в таблице 3. (единица измерения - млн. тонн CO2) [16]:

Таблица 3. Рейтинг стран мира по объемам выбросов CO2, млн тонн (составлена авторами на основе материалов Ежегодника 2024 «Мировая статистика энергетики и климата» [16])

Страна
Объем выбросов CO2, млн тонн
Китай
11,9
США
4,9
Индия
2,995
Россия
1,933
Япония
952
Иран
769
Индонезия
715
Саудовская Аравия
629
Германия
572
Южная Корея
569
Канада
540
Бразилия
452

Как известно, в настоящее время в сфере энергетики происходит наибольшее количество выбросов парниковых газов — 82,3% в 2016 году [2], в 2020 г. - 77,9 % [17].Россия является одной из стран, которая подписала Парижское соглашение по предотвращению изменения климата. Она обязуется сократить выбросы парниковых газов на уровне 70% от показателя 1990 года к 2030 году и выйти на углеродно-нейтральный путь развития (ситуация, когда выбросы парниковых газов равны их поглощению) к 2060 году, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения», а также указом Президента от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». По официальным статистическим данным можно констатировать, что в этом направлении поставлены и решаются соответствующие задачи, однако пока, как показали исследования, можно говорить только об относительной стабилизации ситуации (рисунок 2) [17].

Рис.2. Выбросы парниковых газов в энергетике в России, млн тонн СО2-эквивалента в год (составлен авторами по данным Росстата)

Решение задач уменьшения выбросов парниковых газов в сфере энергетики в настоящее время связывают с использованием возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ). В целом можно отметить, что доля возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе выросла на 10 процентных пунктов с 2010 года и достигла в 2023 г. 30%. Этому способствовала направленная политика в области возобновляемых источников энергии и снижение себестоимости производства солнечной и ветровой энергии. Однако, в 2023 году эта доля увеличилась всего на 0,6 пункта, поскольку рост производства ветровой и солнечной энергии был компенсирован более низкой выработкой гидроэлектроэнергии во многих странах. Изменение климата и феномен Эль-Ниньо способствовали сокращению выработки гидроэлектроэнергии (-3%) во многих странах: доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе, таким образом, стагнировала в США и Китае и снизилась в Индии, Канаде и Мексике) [16].

При этом доля ветровой и солнечной энергетики вновь увеличилась в 2023 году (+1,5 пункта в 2023 году) до 13,7% в мировом энергобалансе. В 2023 году глобальные установки возобновляемой энергетики достигли новых рекордов: 349 ГВт новых солнечных мощностей (вдвое больше, чем в 2022 году) и 113 ГВт новых ветровых мощностей. На долю Китая пришлось более 60% этих возобновляемых установок: 217 ГВт новых солнечных мощностей и 76 ГВт новых ветровых мощностей, т.е. столько же, сколько и весь мир в 2022 году. Согласно статистике, в значительно меньшей степени развивается ветровая и солнечная энергетика в Африке (6%, в том числе 9,3% в ЮАР (+2,6 п.п. в 2023 г.)), в СНГ (1,3%, в том числе менее 1% в России и 5% в Казахстане) [7,16].

Таким образом, современный этап развития теплоэнергетики основывается не только на обеспечении энергетической безопасности, но также принимает во внимание вопросы экологической безопасности [8]. В соответствии с этим положением, а также тенденциями заботы об окружающей среде, закрепленными в стратегических документах в сфере энергетики, при разработке схемы теплоснабжения территории формируются разделы «Обеспечение экологической безопасности теплоснабжения» и «Оценка экологической безопасности теплоснабжения». И если энергетическую безопасность теплоснабжения традиционно определяют количеством аварий, потерь в сетях и уровнем бесперебойности оказания услуг, то задачи, связанные с оценкой экологической безопасности теплоснабжения, не нашли однозначного решения. С точки зрения управления безопасностью теплоэнергетики они являются значимыми, так как их решение позволяет выбирать правильные инструменты и средства управления функционированием и развитием теплоэнергетики с позиций актуальных вопросов заботы об окружающей среде.

Распространённым подходом к оценке экологической безопасности системы теплоснабжения стал анализ динамики выбросов, загрязняющих веществ в окружающую среду и поверхностные воды от источников теплоснабжения, который включается в схемы теплоснабжения территорий [23, 24]. На основе этой динамики выстраивается прогноз, который также отражается в схеме теплоснабжения территории. По этим параметрам делается вывод об экологической безопасности функционирования и развития определенной системы теплоснабжения. Однако, в сложившемся подходе не приводится критериев и «маркёров» того, что можно считать нормой и «экологически безопасным функционированием», а что нет, — вывод делается на основе динамики, отражающей снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Это положение является прямым следствием недостаточного развития концепции экологической безопасности, что существенным образом снижает качество принятия управленческих решений в сфере развития теплоэнергетики. Для ее совершенствования необходимо сформировать соответствующую методологическую базу, включающую определение принципов экологической безопасности теплоэнергетики; принципов принятия решений при реализации целей экологической безопасности; индикаторов достижения целей экологической безопасности, а также критериев оценки эффективности достижения этих целей. Такой подход требует переосмысления методологии управления экологической безопасностью в теплоэнергетике.

Заключение

Анализ ряда вопросов безопасности в сфере теплоэнергетики, представленный в данной статье, позволили прийти к следующим выводам.

Область фундаментальных научных исследований одной из самых актуальных проблем существования человека, общества и природы — проблемы безопасности — сейчас еще является областью становящегося знания. Она нуждается в определение наиболее важных категорий, отражающих содержание предметного поля исследований вопросов безопасности, разработке специального методологического инструментария. Само понимание феномена безопасности как объекта социально-экономических исследования сопряжено с соотнесением категории «безопасность» с такими понятиями, как «риски», «угрозы», «вызовы», «предотвращение», «прогнозирование» и т.п. Междисциплинарность изучения проблемы безопасности в онтологическом плане связана с всеобщностью самого феномена, а в гносеологическом, с точки зрения задач познания, — с представленностью вопросов безопасности во многих современных науках.

В качестве видов энергобезопасности можно выделить: экономическую [30], политическую и техногенную энергобезопасность. Особое место проблемы безопасности в энергетической сфере, и, в частности в теплоэнергетике, определено значимостью данной сферы для существования человека и развития общества, влиянием теплоэнергетики на окружающую среду. Качество и перспективы решения проблемы безопасности в теплоэнергетике во многом зависят от определения её системных характеристик, связи с структурными элементами теплоэнергетики, как особой сферы экономики и их функциями.

Результаты исследования показали, что современный этап развития теплоэнергетики основывается не только на обеспечении энергетической безопасности, но также принимает во внимание вопросы экологической безопасности, которые не нашли достаточного развития, что существенным образом снижает качество принятия соответствующих управленческих решений. Для ее совершенствования необходимо сформировать соответствующую методологическую базу оценки экологической безопасности, включающую определение принципов оценивания, а также формирование системы индикаторов и критериев экологической безопасности. В перспективе дальнейших исследований представляется необходимым содержательно определить данные направления совершенствования методологии оценки экологической безопасности энергетики.


Источники:

1. Акимов В.А. Научные основы общей теории безопасности // Технологии гражданской безопасности. – 2017. – № 4(54). – c. 5-9.
2. Экология и экономика: рост загрязнения атмосферы страны. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/17409.pdf (дата обращения: 06.07.2024).
3. Бернюкевич Т.В., Глазкова В.В., Пахоменко Е.С. Направления совершенствования государственной поддержки развития возобновляемой энергетики в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – doi: 10.18334/epp.14.8.121360.
4. Бойко В.И., Кошелев Ф.П. Экологическая безопасность атомной энергетики. En.ibrae.ac.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://en.ibrae.ac.ru/russian/chernobyl-3d/nature/I_4_4.htm (дата обращения: 02.07.2024).
5. Бородина М.И. Экономическая безопасность: энергетическая составляющая // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. – c. 33-36.
6. Гоббс Т. Человеческая природа. - Москва: Мысль, 1989. – 622 c.
7. Верстина Н.Г., Верстин Н.А. Современные тенденции производства и потребления энергетических ресурсов в условиях обеспечения энергетической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2024. – № 3. – c. 653-672. – doi: 10.18334/ecsec.7.3.120753.
8. Глазкова В.В. Функционирование и развитие системы теплоснабжения в России в условиях смены энергетического уклада // E-Management. – 2022. – № 2. – c. 15-27. – doi: 10.26425/2658-3445-2022-5-2-15-27.
9. Запасы нефти в мире. Нефтегаз. [Электронный ресурс]. URL: https://oilcapital.ru/news/2023-11-24/reyting-stran-po-zapasam-nefti-na-kakom-meste-rossiya-3088899 (дата обращения: 03.07.2024).
10. Ивановский Б.Г. Стратегия безопасности национальной экономики: понятие, критерии, угрозы // Экономические и социальные проблемы России. – 2017. – № 1. – c. 10-43.
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
12. Ковалёв А.А. Ресурсная безопасность как составляющая общей системы безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – № 9(354). – c. 1775-1784. – doi: 10.24891/ni.13.9.1775.
13. Ковалёв А.А., Балашов А.И. Энергобезопасность как составляющая национальной безопасности в условиях геополитического противостояния // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – № 10(355). – c. 1896-1909. – doi: 10.24891/ni.13.10.1896.
14. Чучадеев Д.А., Лезина Е.П. Теория общественного договора в трудах Дж. Локка // Контентус. – 2023. – № 1(126). – c. 85-90. – doi: 10.24411/2658-6932-2023-01-85-90.
15. Раздел «Окружающая среда (ЮНЕП). Материалы ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unep.org/ru/novosti-i-istorii/story/my-pogloschaem-resursy-zemli-absolyutno-neracionalnymi-tempami#:~:text= (дата обращения: 01.07.2024).
16. Мировая статистика энергетики и климата. Yearbook. [Электронный ресурс]. URL: https://yearbook.enerdata.net/ (дата обращения: 05.07.2024).
17. Охрана окружающей среды в России. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2022. – 115 c.
18. Распоряжение Правительства РФ № 1523-р от 09.06. 2020 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2024 г.) «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г.». СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/ (дата обращения: 02.07.2024).
19. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. - М.: Мысль, 1969. – 171 c.
20. Сендеров С., Рабчук В. Энергетическая безопасность сегодня и основные методики ее обеспечения // Энергетическая политика. – 2022. – № 11(177). – c. 56-69. – doi: 10.46920/2409-5516_2022_11177_56.
21. Синельникова М.Э. Экономическая безопасность России на современном этапе развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 5-3(80). – c. 184-188. – doi: 10.24412/2500-1000-2023-5-3-184-188.
22. Спиноза Б. Избранные произведения. / Т. 2. - Москва: Мысль, 1957. – 311 c.
23. Схема теплоснабжения города Омска на период до 2040 года. Обосновывающие материалы. Admomsk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://admomsk.ru/c/document_library/get_file?p_l_id=384001&folderId=1183350&name=DLFE-87527.pdf (дата обращения: 03.07.2024).
24. Схема теплоснабжения города Москвы на период до 2035 года. Mos.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dgkh/documents/skhemy/view/233543220/ (дата обращения: 03.07.2024).
25. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 “Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации”. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72140884/?ysclid=lzi4l344cw348706874.
26. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 02.07.2024).
27. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.02.2024 г.). Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102975/ (дата обращения: 02.07.2024).
28. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71388682/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 02.07.2024).
29. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р (ред. от 28.02.2024). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/feb387ba6cb412e94e5c4fd72de0228c1a68af25/ (дата обращения: 02.07.2024).
30. Шлычков В.В., Зарезнов Д.А., Квасников В.А. Экономическая безопасность России – актуальные угрозы и контрмеры для их эффективного преодоления // Human Progress. – 2023. – № 6. – c. 12. – doi: 10.34709/IM.196.12.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 14:02:05