Управление теплоэнергетикой в контексте концепции устойчивого развития и решения проблем безопасности в современных условиях

Бернюкевич Т.В., Верстин Н.А., Лисовская Е.Г.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать:
Бернюкевич Т.В., Верстин Н.А., Лисовская Е.Г. Управление теплоэнергетикой в контексте концепции устойчивого развития и решения проблем безопасности в современных условиях // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 7. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121469.



Введение

Во многих работах современных авторов отмечается, что концептуальные идеи устойчивого развития, которые используются в организации управления в том числе и в сфере теплоэнергетики на уровне субъектов экономической деятельности, получили обоснование в целом ряде международных документов, но при этом относительно невелико число исследований, основанных на междисциплинарном комплексном подходе, позволяющим обобщить информацию из разных предметных областей и выявить место теплоэнергетики в процессах устойчивого развития на всех уровнях экономических систем. Для конкретизации этого подхода, определения его характеристик авторами предпринята попытка выявления связей между целями устойчивого развития (далее – сокр. ЦУР), международными стандартами (далее – сокр. ИСО), решением вопросов безопасности и особенностями современной теплоэнергетики.

Исследование истории концепции устойчивого развития позволяет выделить ряд ключевых позиций, существенных для ее интерпретации в проведенном исследовании. Определяются несколько этапов формирования данной концепции, при этом в их характеристике используются разные критерии. [7;25;35] С первой трети XX в. по настоящее время - можно выделить начальный этап – формирования мировоззренческих и идейных предпосылок концепции устойчивого развития, второй этап – становления и закрепление концепции в политических кругах и международном сотрудничестве, третий этап – реализация конкретных целей устойчивого развития в отдельных сферах развития общества, с использованием механизмов международного сотрудничества и правового регулирования, в том числе на национальном и региональном уровнях.

Анализ показал, что можно определить целый комплекс идей, которые являются теоретическими предпосылками формирования концепции устойчивого развития. Среди этих идей особого внимания заслуживают идеи отечественного мыслителя В.И. Вернадского, относительно того, что концепции ноосферы формируют не только путь развития биосферы при воздействии на неё разумной деятельности людей, но и определяют параметры развития человеческого сообщества. Эти идеи конкретизируются в понятии автотрофного существования человечества, во многом предвосхитившего проекты социальной самоорганизации [11]. Великим мыслителем высказывалось справедливое опасение, что при усилении гетеотрофной технологической составляющей, сопутствующей уничтожению биосферы, человечество утратит свою главную составляющую – духовную, а человек станет выполнять обслуживающие функции в техносферических системах. Данный подход получил развитие в отечественной философии экологии, работах Урсула А.Д. [52], Гирусова Э.В. [18], Кобылянского В.А. [24], Лисеева И.К. [27] и др. Идеи со-бытия природы и человека лежат в основе концепции коэволюции человека и биосферы Моисеева Н.Н [31]. Идея автотрофности как способа управления стихийными природными силами присутствует в работах основателя русского космизма русского религиозного мыслителя Н.Ф. Федорова [53]. В общенаучном плане концепция автотрофности представлена в трудах С.А. Подолинского [36], а также была предметом исследования и других философов в более позднее время [32; 40]. В современных условиях они актуальны для исследуемой сферы теплоэнергетики, где технологии остаются сложными и ресурсоемкими, эффективность использования первичных ресурсов также далека от желаемой. Идеи автотрофности заставляют и в настоящее время искать новые, в ряде случаев инновационные подходы к обеспечению тепловой энергией потребителей в современном обществе, в том числе и за счет совершенствования управления в сфере теплоэнергетики.

Другой теоретической предпосылкой, развивающей идеи инновационности, можно считать экономические теории, определяющие и характеризующие качество жизни. Так, Дж. Гэлбрейт выделяет в развитии общества особую стадию качества жизни, специфика которой связана с развитием интеллектуальных технологий, ролью образования, возникновение новых секторов экономики. В целом ряде так называемых концепций постиндустриализма (труды Дж. Гэлбрейта, Д. Белла, Э. Тоффлера, У. Ростоу и др. [6;39;49]) рассматриваются параметры оптимального социально-экономического развития, в рамках которого возможно достижение задач обеспечения высоких темпов экономического роста, достижения экологического баланса, решения проблем эффективности производства и т.п [6;39;49]. Важнейшей характеристикой постиндустриального общества становится по мнению этих ученых, использование инновационного характера продукции всеми субъектами экономической деятельности на всех уровнях экономических систем. С этих позиций в поле приоритетного рассмотрения (наряду с несколькими другими отраслями экономики) попадает и теплоэнергетика, инновационные процессы в которой идут крайне медленно прежде всего в силу консерватизма управления [15;19].

Важным фактором формирования концепции устойчивого развития стало обострение социально-экологических проблем в конце 20 века, которые находились в фокусе обсуждения Римского клуба [26]. В рамках деятельности этой международной организации, по сути, реализовалась институционализация идей устойчивого развития в поле политических и экономических решений. В качестве «шоковой терапии» выступили доклады группы ученых под руководством Д. Медоуза «Пределы роста» [30]. Римскому клубу удалось также выполнить задачу важности для практики – показать опасность существующих тенденций в развитии мировой цивилизации и привлечь к ним внимание не только научного сообщества, но и лидеров разных стран, значимых международных организаций. Однако, в адрес авторов цикла докладов «Пределы роста» прозвучало и немало критики, в частности за то, что авторы не включали в свои расчеты «более масштабные», чем были представлены в работе, - социально-политические и многие социально-экономические факторы, в частности военные конфликты, вероятные изменения мировой экономической системы и др. Практика мирового развития много раз доказывала значимость именно этих факторов, как для его динамики в целом, так и для качественных параметров жизни людей, что сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Характеризуя исследуемую проблематику в практической плоскости, можно констатировать, что в основе современной концепции устойчивого развития три составляющих: экологическая, политическая, экономическая. Важной вехой её закрепления как направления международного сотрудничества стала первая Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, которая состоялась в Стокгольме (Швеция) 5-16 июня 1972 года. Несмотря на то, что основным предметом обсуждения на данной конференции стали вопросы экологические, было определено, что решающее значение для реализации целей устойчивого развития имеют экономические факторы. Основополагающие принципы устойчивого развития были закреплены позже, в 1992 году на Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (КОСР), прошедшей под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро [9]. В нашей стране в 1996 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [38].

В последующий период, в течение более чем двадцати лет проводилась работа по формированию механизмов реализации устойчивого развития, на базе ООН проводились многочисленные форумы, связанные с его аспектами [8;22;34].Так, отделом по устойчивому развитию ООН в 2002 г. был принят «Йоханнесбургский план», который предусматривал десятилетнюю программу мер, их реализация связывалась с активным вовлечением партнерств, неправительственных организации, бизнес-структур и т.п. В 2015 г. был принят программный документ ООН «Повестка дня в области устойчивого развития», в котором зафиксированы 17 целей устойчивого развития.

Становление глобальной повестки устойчивого развития в науке и общественном сознании обусловлено тенденциями системного видения взаимодействия природы и общества, что нашло отражение в концепциях биосферы и коэволюционного развития природы и общества, идеях автотрофного развития человечества. При этом развитие общества стало пониматься как способ поступательного решения задач обеспечения качества жизни, экологических вопросов, проблем демографии, раскрытия личностного потенциала, воплощения идеи справедливости. Тем самым, с одной стороны, был определен мировоззренческий статус концепции устойчивого развития, с другой, сформировался важный вектор социальной науки.

Важным императивом устойчивого развития является безопасность, есть целый ряд современных исследований об их связи и корреляции. Среди них можно назвать работы российских ученых Урсула А.Д. [51;52] , Глазуновой Е. Н. [20] , Барлыбаева Х. А. [4], Полянцевой Е.Р. [37], Глушенковой Е.И. [21]., Муравых А.И. [33]. и др.

Развитие концепции устойчивого развитие и реализация его задач в рамках конкретных областей социально-экономического развития продемонстрировали сопряженность вопросов устойчивого развития с проблемами безопасности. Безусловно, безопасность в значении обеспечения условий человеческой жизни невозможна вне стабильного развития общества, направленного на повышения качества жизни, решения глобальных противоречий между природой и социумом. В современной геополитической ситуации актуализируются вопросы национальной безопасности, тесно связанной с наличием и использованием ресурсов для теплоэнергетики, созданием и модернизацией её инфраструктуры, достижением технологического суверенитета в этой сфере экономики.

Однако, на современном этапе реализации целей устойчивого развития, согласно логике использования метода восхождения от абстрактного к конкретному, применения междисциплинарного и комплексного подходов, требуется систематизация параметров, которые заданы в целом ряде программных документов глобального и национального масштабов об устойчивом развитии, механизмов их реализации и управления, определенных в том числе в международных стандартах качества, и экстраполяция данных теоретико-методологических результатов в конкретные отрасли экономической науки.

Целью данного исследования является определение методологических оснований модели организации управления теплоэнергетикой в рамках реализации целей устойчивого развития и обеспечения безопасности при использовании инструментов международной стандартизации. Новизна исследования связана с выявлением управленческого потенциала стандартизации в управлении теплоэнергетикой для достижения задач устойчивого развития в глобальном и национальном аспектах. Представлена попытка определения методологических оснований системной модели управления в теплоэнергетике в контексте устойчивого развития и проблем безопасности.

Методология исследования включает: диалектический принцип, междисциплинарный и комплексный подходы, позволяющие не только интегрировать информацию из разных источников, но и продемонстрировать корреляцию целевых установок концепции устойчивого развития с вопросами безопасности и конкретными задачами совершенствования теплоэнергетики и управленческим потенциалом стандартизации. В работе также использованы методы аналогии, восхождения от абстрактного к конкретному, дополнительности и др.

Роль управления теплоэнергетикой в достижении целей устойчивого развития

Учитывая рассмотренные выше теоретические основы и практические шаги по формированию концепции устойчивого развития и ее практической реализации можно констатировать, что в настоящее время имеется необходимость ее конкретизации уже в различных сферах жизнедеятельности современного общества, в том числе и в сфере теплоэнергетики, значимость которой все более и более возрастает в складывающихся геополитических условиях.

В рамках рассмотрения вопросов выявления связей между целями устойчивого развития, международными стандартами (ИСО), проблемами безопасности и особенностями современной теплоэнергетики, а на этой основе - организации управления теплоэнергетикой в контексте концепции устойчивого развития целесообразно обратиться к анализу ЦУР, которые непосредственно или опосредованно связаны с ней [12;13;14]. Отбор и систематизация подобных ЦУР позволяет не только определить роль этой составляющей энергетики стран в их устойчивом развитии, но и выявить условия реализации отдельных ЦУР с учетом специфики сферы теплоэнергетики на основе материалов их комплексной характеристики и показателей, их идентифицирующих. В ранее опубликованных работах авторов приводятся материалы на основе статистических данных по обеспечению теплоснабжения потребителей в Республике Казахстан (далее по тексту – Казахстан) [12;13;114]. Но при этом они также могут быть рассмотрены более широко - как типовая ситуация в других странах постсоветского пространства, объединяемых типовым подходом к организации теплоснабжения, основы которого были заложены еще в советский период.

Остановимся на анализе этих материалов подробнее, проецируя их на проблематику устойчивого развития. Как известно, ЦУР 3 определяет действия, связанные с обеспечением здорового образа жизни и содействия благополучию. В официальных документах подчеркивается, что эта цель актуальна «для всех в любом возрасте», но после COVID-19 «необходимы дополнительные усилия для полной ликвидации широкого спектра болезней и решения многих различных постоянных и новых проблем» [54].Вклад теплоэнергетики в реализацию этой цели определяется тем, что теплоснабжение территорий любой страны должно осуществляться с минимально возможным нанесением вреда здоровью и жизнедеятельности населения, способствовать возможностям обеспечения здорового образа жизни в среде жизнедеятельности человека. [54]. Но реализация ЦУР 3 в сфере теплоэнергетики характеризуется, в частности, в Казахстане и других исследованных странах постсоветского пространства тем, что фактически обеспечиваемый температурный режим на объектах теплоснабжения и сопутствующее этому загрязнение среды жизнедеятельности в связи неисправностями на источниках и тепловых сетях еще требуют принятия мер по улучшению ситуации [14]. Отмечаются факты «перетопов» и «недотопов», а в ряде случаев – и аварийного отключения теплоснабжения. Все это обусловлено тем, что общий износ тепловых сетей в Казахстане составляет 51%, а инновационных решений в организации теплоснабжения имеется еще немного. Объяснимыми в этой связи являются меры, намеченные органами государственной власти: «В Казахстане с 2023 до 2037 года обещают поэтапно обновить все тепловые сети. … на первом этапе, с 2023 по 2030 год, планируется заменить тепловые сети протяженностью 1,6 тыс. км. с износом более 75%» [29].

Вклад теплоэнергетики в осуществление ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия» связан с тем, что теплоснабжение территорий любой страны должно осуществляться в условиях обеспечения потребителей тепловой энергией высокого качества по стоимости, соответствующей реальным покупательным способностям населения. Вклад теплоэнергетики в реализацию этой цели определяется тем условием, что выбор источников тепловой энергии, способов ее доставки потребителям должна в максимальной степени учитывать имеющиеся природные ресурсы территории, варианты организации теплоснабжения, связанные с ними, выбор которых должен прежде всего учитывать экономические показатели. Особенности теплоэнергетики Казахстана, определяющие её вклад в реализацию данной ЦУР 7 в современных условиях, характеризуется тем, что действующая структура используемых первичных энергетических ресурсов и технологий получения тепловой энергии, основанная на централизованных источниках, в Казахстане еще не всегда являются недорогостоящими и безвредными экологически. В этой стране выработка тепловой энергии осуществляется в основном на 37 ТЭЦ, использующих принципы «большой» когенерации с использованием угля и газа, заложенные еще в советское время. 28 ТЭЦ эксплуатируются свыше 50 лет - 76%, оставшиеся 9 ТЭЦ - имеют срок службы свыше 30 лет - 24%. Наиболее распространенными видами топлива для получения тепловой энергии являются природный газ (40%) и уголь (28%), а более редко - смешанное топливо.

Для осуществления задач ЦУР 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» развитие теплоэнергетики страны должно осуществляться на основе использования инновационных конструктивных и технологических решений. Особенности теплоэнергетики Казахстана, связанные с реализацией вышеназванной ЦУР, определяются тем, что в этой стране «сохраняются преимущественно традиционные подходы к развитию теплоснабжения, доля современных разработок остается еще невысокой, преимущественно связана с ВИЭ» [14]. Но вместе с тем, Казахстан можно назвать в числе передовых стран по развитию ВИЭ. На официальном сайте Минэнерго страны приведены показательные результаты деятельности в этом направлении: «Действующая система господдержки развития ВИЭ закреплена в законодательстве Республики Казахстан с 2009 года», при этом «сформулированы конкретные цели развития сектора ВИЭ и, как следствие, определен объем рынка ВИЭ и потенциал по снижению парниковых газов от ВИЭ. В Концепции перехода Казахстана к «зеленой» экономике и «Стратегии Казахстан – 2050» эти цели довести долю альтернативных и возобновляемых видов энергии в энергобалансе страны до 3% в 2020 г., до 15% в 2030 г., и до 50% в 2050 г.» [29].

Комплексного подхода к обеспечению требует ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», в рамках которой достигается обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов. Для реализации цели теплоснабжение территорий страны должно осуществляться с прогнозируемыми и стабильными показателями надежности и качества. В данном случае следует отметить, что приведенная выше официальная статистика Казахстана фиксирует в стране высокий уровень аварий и отказов в системах теплоснабжения вследствие накопленного износа. При этом в организации управления должен быть учтен преобладающий тип систем отопления, который существенно различается по типу местности. В городах большая часть населения (73,4%) пользуется централизованным теплоснабжением, а 26,6% – индивидуальными системами отопления. В то же время в сельской местности преобладают автономные системы (80,9%), и только 19,1% населения подключены к централизованным сетям. Роль теплоэнергетики в достижении ЦУР 13 «Борьба с изменениями климата» связана с тем, что теплоснабжение территорий должно осуществляться с минимальными вредом для окружающей среды и не наносить вред экологии территории. Место теплоэнергетики в достижении этой цели связано с тем, что эксплуатация изношенных инженерных систем и сооружений для теплоснабжения потребителей без современной диагностики и мониторинга их состояния, их обновления, приводит к различным видам загрязнений среды.

Приведенные выше материалы, связанные с особенностями реализации ЦУР в сфере теплоэнергетики, проиллюстрированные на примере Казахстана, имеют гораздо более широкий диапазон – в исследованиях стран постсоветского пространства, в том числе и России, авторы констатировали аналогичную ситуацию – построенные в советский период истории системы централизованного теплоснабжения этих стран характеризуются аналогичной проблематикой. Поэтому определение роли теплоэнергетики в осуществлении рассмотренных ЦУР, рассмотренных на основе комплексного подхода, агрегирующего информацию из разных предметных областей, должно в качестве логического продолжения иметь предложения, связанные с инструментами реализации стратегии устойчивого развития и достижения безопасности, которые основаны на использовании международных стандартов (ИСО), нашедших признание в мировом сообществе [12;13;14;15;16].

Инструменты ИСО в системной модели управления теплоэнергетикой при реализации целей устойчивого развития и безопасности

Для достижения устойчивого развития субъектами экономической деятельности в настоящее время активно используется инструментарий, разрабатываемый Международной организацией по стандартизации – ИСО (International Organization for Standardization, ISO). Данная организация на основе процедур международной стандартизации стремится обеспечить общие подходы к решению отдельных вопросов устойчивого развития и тем самым интегрировать усилия в научно-технической и экономической сферах жизни современного общества [28]. Рассмотрим подробнее те из них, которые могут быть использованы как инструментарий для формирования системной модели управления теплоэнергетикой при реализации целей устойчивого развития и безопасности.

Сохранение окружающей среды, ответственное использование ресурсов, улучшение качества жизни населения являются основными задачами стандартов, разрабатываемых комитетом ISO/TC 268 [36]. Важными задачами стандартов является повышение уровня безопасности в сообществах, устойчивость и адаптация к новым вызовам. В стандарте ISO 22326:2018 (Безопасность и устойчивость. Управление чрезвычайными ситуациями. Руководство по мониторингу объектов с выявленными опасностями) приведены рекомендации по мониторингу опасностей на объекте в рамках общей программы управления чрезвычайными ситуациями и обеспечения непрерывности путем установления процесса мониторинга опасностей на объектах с выявленными опасностями. Он включает рекомендации по разработке и эксплуатации систем мониторинга объектов с выявленными опасностями, охватывает весь процесс мониторинга объектов. Этот документ имеет общий характер и применим к управлению деятельностью любой организации. Применение зависит от операционной среды, сложности организации и типа выявленных опасностей. Как показал проведенный авторами анализ состояния теплоснабжения, именно мониторинг должен стать ключевым звеном организации управления в теплоэнергетике в современных условиях, т.к. первичным для любого вида управления является наличие объективной информации для надлежащей организации процессов [43].

В системе ИСО разработано более 200 стандартов, охватывающих вопросы энергоэффективности и возобновляемых источников энергии; их внедрение и соблюдение способствует реализации ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия», ряд стандартов в настоящее время разрабатывается. Так, ISO 50001 (Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по использованию) направлен на достижение эффективного применения энергии путем разработки и внедрения систем энергетического менеджмента [45]. Этот документ можно позиционировать как приоритетный для организации управления в теплоснабжающих организациях, осуществляющих генерацию, транспортировку и распределение тепловой энергии, так как на всех этих этапах организации энергоснабжения потребителей главной задачей в современных условиях остается обеспечение энергоэффективности этих процессов.

Разработана серия стандартов ISO 52000 по энергоэффективности зданий, одним из результатов которых является улучшение показателей энергопотребления, в том числе и при их теплоснабжении. Основными целевыми группами этого документа являются архитекторы, инженеры и органы государственной власти, осуществляющие законодательные и исполнительные функции в сфере теплоснабжения. В документе особо оговаривается, что в случае, если документ используется в контексте национальных или региональных законодательных требований, для таких конкретных приложений может быть предоставлен обязательный выбор инструментов его реализации на национальном или региональном уровне [44]. Данная адаптация в современных геополитических условиях может быть связана с обеспечением национальной безопасности.

ISO 17225-1:2021 определяет классы качества топлива и технические характеристики твердого биотоплива из сырья и переработанных материалов. В частности, предусмотрено, что химически обработанный материал не должен содержать галогенированные органические соединения или тяжелые металлы в количествах, превышающих типичные значения для первичного материала или выше типичных значений для страны происхождения [42]. Данный стандарт связан с обеспечением безопасных параметров жизни. Этот документ устанавливает систематическую, комплексную и модульную структуру для комплексной оценки энергетических характеристик проектируемых и уже эксплуатирующихся зданий (EPB). Он применим в управлении для оценки общего энергопотребления здания путем измерения или расчета, а также для расчета энергетической эффективности с точки зрения использования первичной энергии или других показателей, связанных с энергией. Он учитывает конкретные возможности и ограничения для различных условий его реализации, таких как проектирование зданий, новые здания «в том виде, в каком они построены», существующие здания на этапе использования, а также реконструкция.

ISO/TC 163 (Тепловые характеристики и энергопотребление в искусственной среде), ISO/TC 205 (Проектирование среды здания) также связаны с проблемами энергетической эффективности, реализацией ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия» и ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», направленную на обеспечение безопасной городской среды. Данные документы охватывают стандартизацию проектирования новых зданий и модернизацию существующих зданий для обеспечения приемлемой и безопасной внутренней среды, а также практического обеспечения энергосбережения и энергоэффективности. Внутренняя среда включает в себя качество воздуха, а также тепловые, акустические и визуальные факторы [46; 47].

С реализацией ЦУР 13 «Борьба с изменениями климата» в целом связан ISO 14001. Это признанный стандарт систем экологического менеджмента (EMS). Он предоставляет организациям основу для разработки и внедрения системы экологического менеджмента, а также постоянного улучшения своих экологических показателей. Придерживаясь этого стандарта, организации, в том числе и теплоснабжающие, могут гарантировать, что принимают упреждающие меры для минимизации воздействия на окружающую среду, соблюдения соответствующих законодательных требований и достижения своих экологических целей. Рамочная программа охватывает различные аспекты управления: от использования ресурсов и управления отходами до мониторинга экологических показателей и привлечения заинтересованных сторон к выполнению экологических обязательств по созданию безопасных условий жизни [41].

Соотнесение целей устойчивого развития (ЦУР) и стандартизации как инструмента управления (ИСО) предлагается использовать для формирования системной модели управления теплоэнергетикой. Оно представлено в виде следующей таблицы (таблица 1):

Таблица 1. Стандартизация направлений деятельности по реализации целей устойчивого развития в теплоэнергетике (составлена авторами)

ЦУР
ИСО
Необходимые мероприятия
(направления деятельности)
ЦУР 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» [54]
ISO 22326:2018 Безопасность и устойчивость. Управление чрезвычайными ситуациями. Руководство по мониторингу объектов с выявленными опасностями [43]
Осуществление теплоснабжения с минимально возможным нанесением вреда здоровью и жизнедеятельности населения, реализация возможностей обеспечения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Мониторинг объектов по выявлению опасностей и профилактике чрезвычайных ситуаций. Разработка рекомендаций по разработке и эксплуатации систем мониторинга объектов с выявленными опасностями.
ЦУР 7 «Недорогостоящая и чистая энергия» [54]
ISO 50001 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по использованию) [45]
Внедрение систем энергетического менеджмента. Обеспечение энергоэффективности на этапах генерации, транспортировки и распределение тепловой энергии
ISO 52000 Энергоэффективность зданий [39]
Улучшение показателей энергопотребления, в том числе при теплоснабжении. Выбор конкретных инструментов реализации на национальном или региональном уровнях, направленное решение вопросов безопасности
ISO 17225-1:2021 Биотопливо твердое. Технические характеристики и классы топлива [42]
Расчет энергетической эффективности с точки зрения использования первичной энергии или других показателей, связанных с энергией. Использование топлива, отвечающего требованиям безопасности.
ISO/TC 163 Тепловые характеристики и энергопотребление в искусственной среде [46]
Стандартизация тепловых и гигротермических характеристик материалов, отвечающих требованиям технологической безопасности, комплектующих, элементов и систем для обеспечения энергосбережения и энергоэффективности.
ISO/TC 205 Проектирование среды здания [47]
Стандартизация проектирования новых зданий и модернизация существующих зданий для обеспечения приемлемой и безопасной внутренней среды, а также практического энергосбережения и эффективности
ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты» [54]
ISO/TC 163 Тепловые характеристики и энергопотребление в искусственной среде [46]
Стандартизация характеристик материалов, отвечающих требованиям безопасности искусственной среды, таким как соблюдение необходимого температурно-влажностного режима, освещения, вентиляции и инфильтрации воздуха и т.п.
ISO/TC 205 Проектирование среды здания [47]
Разработка стандартов проектирования новых зданий и модернизация существующих для создания среды, отвечающей требованиям безопасности для жизнедеятельности человека
ЦУР 13 «Борьба с изменениями климата» [54]
ISO 14001 Менеджмент окружающей среды (экологический менеджмент) [41]
В рамках общих задач экологического менеджмента принятие мер по минимизации воздействия на окружающую среду, от использования ресурсов и управления отходами до мониторинга экологических показателей и выполнению экологических обязательств по обеспечению условий для безопасности окружающей среды.

Используемый принцип дополнительности в данном случае позволяет в рамках комплексного подхода интегрировать информацию из разных источников, показать корреляцию общих целей устойчивого развития, задач безопасности с управленческим инструментарием стандартизации и осуществить экстраполяцию данной связи в сферу теплоэнергетики. Данная методология, как показало проведенное исследование, может стать основой системной модели управления в теплоэнергетике в рамках реализации задач устойчивого развития и создания безопасной среды жизнедеятельности.

Для реализации положений и принципов концепции устойчивого развития в ходе функционирования теплоэнергетики необходимы усилия таких основных участников, как государство в лице органов государственной и муниципальной власти, а также субъектов экономической деятельности первичного звена – теплоснабжающих организаций. Однако, самостоятельная деятельность каждого из них не даст ожидаемого результата: с позиций модели «тройной спирали» каждый из них обеспечивает систему производства знаний за счет создания гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность [23], что обеспечивает экономию на транзакционных издержках и приводит к более эффективному взаимодействию участников. В этой связи взаимодействие основных участников в ходе функционирования теплоэнергетики с учетом положений устойчивого развития представим следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1 — Модель взаимодействия основных участников в ходе функционирования теплоэнергетики в условиях соблюдения положений концепции устойчивого развития и требований безопасности (составлен авторами на основе работы Андреева В.Н., Бакрунова Ю.О. и др. [1])

Заключение

Междисциплинарный и комплексный подходы позволяют интегрировать и аккумулировать информацию из разных научных областей в рамках поставленной исследовательской проблемы. Соотнесение целей устойчивого развития, задач обеспечения безопасности с международными стандартами качества в контексте проблем развития теплоэнергетики позволяет, используя метод восхождения от абстрактного к конкретному, который основан на диалектически всестороннем анализе предмета, и метод дополнительности, уточнить актуальные задачи управления данной отраслью как значимой части экономики и общества, без совершенствования которой устойчивое развитие и достижение системной безопасности в целом невозможно.

Вопросы организации управления теплоэнергетикой в рамках реализации задач безопасности и устойчивого развития связаны с решением целого комплекса важнейших вопросов в современном обществе, к необходимости которых привела идеология устойчивого развития, развивавшаяся эволюционно в течение ряда десятилетий, начиная со второй половины XX века. В настоящее время сформированы цели и задачи данной стратегии глобального мира, которые определялись на масштабных мероприятиях ООН, начиная с 1992 года. На современном этапе ее реализации необходимо конкретизировать направления осуществления данной стратегии в различных сферах социально-экономической деятельности. Для рассмотрения вопросов организации управления теплоэнергетикой в рамках реализации задач безопасного устойчивого развития осуществлен анализ и систематизация мероприятий по совершенствованию теплоэнергетики в соответствии с перспективами обеспечения исследованных ЦУР, что способствовало определению системных связей между инструментами обеспечения устойчивого развития и параметров безопасности, которые относятся к сфере теплоэнергетики [2;3;5;10;17;28;55]. В их основе - инструментарий, разрабатываемый Международной организацией по стандартизации – ИСО.

В исследовании представлена системная модель управления теплоэнергетикой при реализации целей устойчивого развития и решении проблем безопасности. На основе документов, разрабатываемых ИСО определена ее структура, которая отличается использованием подходов и принципов, представленных в стандартах, относящихся к различным аспектам организации управления в теплоэнергетике. В данной модели функциональные качества системы управления теплоэнергетикой определяются не только спецификой включенных в неё элементов, но и связями между ними. Это открытая система, которая, с одной стороны, зависит от ведущей стратегии развития человеческого сообщества – устойчивого развития, направленного на создание безопасной среды жизнедеятельности человека и развития общества, с другой, сама является и необходимым условием становления данной парадигмы.

Одним из перспективных вопросов дальнейших исследований является вопрос спецификации ЦУР и их инструментов, в том числе ИСО к национальным парадигмам общественно-экономического развития, в том числе решению вопросов национальной безопасности. Сохраняя приверженность общим принципам стратегии устойчивого развития [54], в нашей стране необходимо акцентировать внимание на решении наиболее важных и острых вопросов обеспечения устойчивого развития в сфере теплоэнергетики, прежде всего в направлении обеспечения качества теплоснабжения и развития инновационных технологий, которые могут стать частью национального технологического суверенитета и важным фактором безопасности России.


Страница обновлена: 25.07.2024 в 17:59:51