Анализ демографических факторов, влияющих на финансовую устойчивость пенсионных систем России и стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития

Блохина О.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Блохина О.С. Анализ демографических факторов, влияющих на финансовую устойчивость пенсионных систем России и стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 9. – С. 1421-1434. – doi: 10.18334/et.10.9.119216.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54745140

Аннотация:
Современные демографические тенденции влияют на все сферы социального обеспечения и являются основополагающими при планировании социально-экономической политики каждого государства. На сегодняшний день наиболее масштабной отраслью социального обеспечения является пенсионное. Главной целью каждой пенсионной системы является сохранение достойного и качественного уровня жизни застрахованного лица после его выхода на пенсию. Однако современные демографические проблемы напрямую влияют на уровень финансовой устойчивости пенсионной системы и требуют все больших гарантий со стороны государства по выполнению накопленных пенсионных обязательств. В статье приведены и проанализированы показатели, влияющие на возникающие риски государства, связанные с стремительным ростом старения населения, и принятые меры, направленные на минимизацию возникающих рисков. Анализ тенденций демографических показателей выявил: ряд демографических проблем, характерных, как для России, так и для стран Организации экономического сотрудничества и развития; особенности социально-демографического развития в России и исторические аспекты, повлиявшие на формирование текущей ситуации.

Ключевые слова: пенсионная система, старение населения, коэффициент демографической нагрузки, получатели пенсий, ожидаемая продолжительность жизни населения

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 2023 года.

JEL-классификация: I38, J11, J14, J26, J28



Введение. Демографическая ситуация оказывает первостепенное влияние на формирование социальной политики каждого государства. Социальное обеспечение лиц пенсионного возраста является одной из основных задач социального обеспечения каждой национальной системы. Современные демографические проблемы напрямую влияют на уровень финансовой устойчивости пенсионной системы и требуют все больших гарантий со стороны государства по выполнению накопленных пенсионных обязательств. Актуальные демографические проблемы рассматриваются различными авторами в контексте их влияния на различные сферы социального обеспечения, в том числе и на устойчивость пенсионных систем. Исследование влияния демографических факторов на параметрические характеристики пенсионной системы в условиях рыночно-страховых принципов и проведение актуарного анализа демографических факторов повышения пенсионного возраста проводят в своей работе А.К. Соловьев В.Ю. Попов [1]. Анализ динамики демографических процессов в России и их влияние на проводимые пенсионные реформы рассматривают такие авторы, как М.З. Музаев, Т.Г. Синявская, А.А. Трегубова [2]. Ю.М. Горлина и В.Ю. Ляшок рассматривают проблемы устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также риски развития пенсионной системы в условиях влияния рынка труда [3]. Работа В.Д. Роик направлена на анализ демографических и социально-экономических факторов старения населения, на анализ опыта отечественный и зарубежный государств в реформировании пенсионных систем [4]. Соловьев А.К. в своей статье отмечает проблемы формирования пенсионных прав застрахованных лиц в современных условиях влияния демографических и макроэкономических факторов [5]. Авторы представленных работ рассматривают различные аспекты и проводят детальный анализ параметров пенсионного обеспечения по большей части России. Целью данного исследования является выявление демографических факторов, влияющих на финансовую устойчивость пенсионных систем России и стран-участниц ОЭСР, в условиях современных реалий и новых демографических вызовов. Анализ особенностей сложившейся демографической ситуации в России и странах ОЭСР позволит сделать выводы о возможности применения опыта стран ОЭСР в решении демографических проблем и нивелировать их влияние на уровень пенсионного обеспечения. Источниками для проведения анализа послужили официальные данные Росстата, официальные статистические данные международных источников, аналитические материалы и научные труды. Исследование проводилось с применением методов сравнительного анализа демографических показателей в России и в странах ОЭСР.

Особое внимание государством уделяется демографическим проблемам и проблемам пенсионного обеспечения. В настоящее время в России реализуются меры, направленные на улучшение демографической ситуации в России, а именно: повышение продолжительности жизни и повышение уровня рождаемости [6]. В части пенсионного обеспечения в 2018 году в России был принят закон о повышении возраста назначения пенсии, который в Российской Федерации не менялся с момента его законодательного закрепления в 1956 году [7].

Основная часть. Новые демографические вызовы, как глобального, так и регионального масштаба определяют уровень финансовой устойчивости пенсионной системы и требуют все больших гарантий со стороны государства (в первую очередь от госбюджета) по выполнению накопленных пенсионных обязательств. Развитие пенсионной системы зависит от ряда факторов: демографических, социальных, макроэкономических, рынка труда и программы пенсионного обеспечения. Однако именного демографических параметры оказывают наиболее значимое влияние на финансовую обеспеченность пенсионного страхования.

Возрастная и гендерная структура населения – является базовым показателем, определяющим эффективность перераспределительного механизма существующей солидарно-страховой пенсионной программы. Однако общемировые тенденции последних десятилетий демонстрируют глобальную проблему – старение населения. Такие изменения оказывают прямое влияние на финансовую устойчивость систем и соответственно на соотношение численностей плательщиков взносов и получателей выплат.

Проблема сокращения численности населения в трудоспособном возрасте и роста численности населения пенсионного возраста возникла по ряду причин: низкая рождаемость, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, смертность в трудоспособном возрасте.

Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) проблему сбалансированности пенсионной системы в следствии старения населения стала ставить приоритетной еще несколько десятилетий назад: в 2013 году ОЭСР опубликовала рекомендации для стран-участниц, согласно которым, к 2050 году страны должны прийти к единому возрасту выхода на пенсию для мужчин и женщин – 67 лет [8]. Большинство стран ОЭСР уже провели реформы, направленные на повышение пенсионного возраста, а некоторые находятся в процессе реформирования [9]. Так процесс повышения пенсионного возраста в развитых странах длится уже несколько десятилетий, в то время как в России в 2018 году возраст выхода на пенсию сохранился на уровне 1956 г. с момента принятия закона о государственных пенсиях в СССР [10].

В табл. 1 приведен перечень некоторых стран-участниц ОЭСР, которые за последние 20 лет проводили политику в сфере повышения пенсионного возраста.

Таблица 1 – Возраст выхода на пенсию в странах ОЭСР и России

Страна
Возраст выхода на пенсию
в 2002 году
в 2020 году
1
2
3
Австралия
65 (м) / 62,5 (ж)
66
Бельгия
65 (м) / 62 (ж)
65
Великобритания
65 (м) / 60 (ж)
66
Венгрия
62
64,5 (м) / 62 (ж)
Германия
65
65,7
Греция
65
62
Дания
67
65,5
Израиль
65 (м) / 60 (ж)
67 (м) / 62 (ж)
Италия
65 (м) / 60 (ж)
62
Латвия
61,5 (м) /58,5 (ж)
63,8
Литва
62 (м) / 58 (ж)
64 (м) / 63 (ж)
Нидерланды
65
66,3
Португалия
65
65,3
Словакия
60
62,8 (м) / 62,7 (ж)
Словения
58 (м) / 54 (ж)
62
США
65
66
Франция
60
64,5
Чехия
61 (м) / 59 (ж)
63,7
Швейцария
65 (м) /63 (ж)
65 (м) / 64(ж)
Эстония
63 (м) /58 (ж)
63,8
Россия
60 (м) / 55(ж)
61,5 (м) / 56,5 (ж)

Источник: Данные ОЭСР. URL:https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=PAG (дата обращения: 01.06.2023).

Возраст назначения пенсии в странах ОЭСР в 2020 году значимо отличается по странам: минимальный пенсионный возраст установлен в Турции 52 года для мужчин и 49 лет для женщин, максимальный возраст для мужчин и женщин установлен в Исландии и Норвегии– 67 лет.

Как правило, в странах ОЭСР процесс повышения возраста выхода на пенсию занимает достаточно длительный период времени. Некоторые из приведённых стран и сейчас находятся на этапе реформирования пенсионного возраста: процесс повышения пенсионного возраста в Германии начался еще в 2012 году и завершится только к 2029 г., когда возраст выхода на пенсию достигнет 67 лет. Такой подход позволяет адаптироваться населению и экономике страны к пенсионным реформам.

Большинство стран из приведенного перечня перешли к единому пенсионному возрасту для мужчин и женщин, что связано в первую очередь с гендерными изменениями в продолжительности жизни, которые характерны для большинства развитых стран: превышение продолжительности жизни женщин над продолжительностью жизни мужчин. Например, Австралия еще в 2013 году повысила возраст выхода на пенсию для женщин до пенсионного возраста мужчин – 65 лет.

В будущем пенсионный возраст планируют повысить и такие страны: Дания до 74 лет для мужчин и женщин, Эстония и Италия до 71 года, Нидерланды до 69 лет. При этом единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин планируют установить 32 из 38 стран-участниц ОЭСР.

Проблема старения населения является актуальной и для России. В 2018 году в России впервые было принято решение о повышении пенсионного пенсионный возраста, при этом переходный период составит 2019-2023 гг., что является досочно коротким периодом для адаптации к пенсионным нововведениям [7]. Изменения границ трудоспособного возраста повлияют на экономию бюджетных средств, что связано с расходами на выплаты пенсионерам, а также на перераспределение структуры населения: сокращение нагрузки на трудоспособное население. Таким образом, для решения текущих проблем пенсионного обеспечения с учетом того, что в основу пенсионной системы России положена солидарная система, принятые меры по повышению пенсионного возраста стали экономической и демографической необходимостью.

Ряд демографических показателей оказывают влияние на параметры пенсионной системы в краткосрочной перспективе: возраст выхода на пенсию, количество пенсионеров и трудоспособного населения, а некоторые оказывают влияние в долгосрочной перспективе.

Численность населения в возрасте младше трудоспособного и коэффициент рождаемости оказывают первостепенное влияние на сбалансированность пенсионной системы в долгосрочной перспективе, когда молодое поколение достигнет трудоспособного возраста оно окажет прямое влияние на сбалансированность пенсионной системы. Для России, как и для большинства развитых стран, характерным признаком является низкая рождаемость, что оказывает непосредственное влияние на формирование половозрастной структуры населения в перспективе, что в свою очередь создает ряд проблем и рисков пенсионной системы.

Динамика общих коэффициентов смертности и рождаемости в странах ОЭСР (рис. 1) с 1991 г. демонстрирует поэтапное снижение коэффициента рождаемости и рост коэффициента смертности, что при сохранении текущих условий к 2035 году приведет к отрицательному естественному приросту населения.

Нормативная база ООН по правам человека содержит ряд положений, предусматривающих различные права детей на социальную защиту. Стандарты социального обеспечения МОТ дополняют данную нормативную базу и предоставляют государствам руководство по реализации прав детей на социальную защиту [11]. Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема сокращения рождаемости остается актуальной для большинства развитых стран.

Источник: Данные ООН. URL:https://population.un.org/wpp/Download/SpecialAggregates/EconomicTrading/ (дата обращения: 04.06.2023).

Рисунок 1 – Динамика общих коэффициентов смертности и рождаемости в странах ОЭСР, промилле

Одним из значимых факторов, влияющих на перераспределение структуры населения, является старение населения. Старение населения является общемировой тенденцией в результате снижения рождаемости и смертности в старших возрастах. При устойчивом сокращении смертности, особенно в старших возрастах, необходимым условием сохранения пропорционального распределения населения по возрастам является одновременный рост рождаемости, для обеспечения в перспективе адекватной демографической и пенсионной нагрузки на экономику. Однако современные тенденции говорят об обратном, так если в СССР в 1970-х годах число родившихся детей в расчете на одну женщину составляло – 2, то к 1990-м годам данный показатель сократился до 1,8, а в 2021 году составил 1,5 [12].

В России в период рыночной перестройки 1990-2000 гг. происходил значительный рост смертность и сокращение рождаемость, а к 2000 году разница достигла максимума в 6,6 п.п., на что повлияли факторы социально-экономического положения в стране. С 2012 года ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненадолго: с 2016 года смертность начала расти темпами, превышающими рождаемость, что демонстрирует рис. 2.

Источник: Данные Росстата. URL:https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13269 (дата обращения: 01.06.2023).

Рисунок 2 – Динамика общих коэффициентов смертности и рождаемости в России, промилле

Катастрофическое снижение рождаемости способствовало разработке государственной концепции демографической политики в 2006-2007 гг. [13], которая предусматривала меры, направленные повышение рождаемости посредством введения дополнительных пособий и льгот. Принятые меры, а также особенности возрастно-половой пирамиды населения России, а именно рост численности женщин детородного возраста, дали некоторые результаты и к 2015 году коэффициент рождаемости достиг своего максимума за последние 20 лет – 13,3 промилле, однако к 2022 году показатель вновь сократился до 9 промилле и оказался на уровне 1990-х годов. Финансовая устойчивость пенсионной систем не может быть обеспечена при таком уровне рождаемости, так как в перспективе рост численности населения в возрасте старше трудоспособного не будет обеспечен ростом трудоспособного населения.

Наиболее значимым демографическим показателем, влияющим на текущих баланс пенсионной системы, является соотношение населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного. Рост численности населения пенсионного возраста и одновременное сокращение трудоспособного населения будет иметь экономические последствия: рост трансфертов на пенсионное обеспечение и увеличение страховых взносов для обеспечения накопленных пенсионных прав.

Динамика распределения численности населения по трем возрастным группам в странах ОЭСР отражает общую динамику развитых стран: рост численности населения пенсионного возраста и сокращение трудоспособного населения (рис.3). Демографические трансформации ставят новые задачи не только перед пенсионными системами стран, но и затрагивает все уровни социального обеспечения. Страны ОЭСР столкнулись с проблемой старения еще в конце 1990-х годов, пенсионная политика которых стала адаптироваться к новым условиям. Основными мерами большинства стран-участниц стали: повышение пенсионного возраста, внедрение накопительной составляющей и поддержка государством работников пенсионного и предпенсионного возраста.

Источник: Данные ОЭСР. URL:https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=PAG (дата обращения: 02.06.2023).

Рисунок 3 – Динамика распределения численности населения по трем возрастным группам в странах ОЭСР, %

Динамика распределения численности населения по трем возрастным группам населения в России демонстрирует поэтапное сокращение численность населения в трудоспособном возрасте 2005 – 2021 гг. и к 2021 году данный показатель сократился на 9,1 % (рис.4). В 2022 г. рост численности трудоспособного населения (женщины: 16-57, мужчины: 16-62 лет) по сравнению с 2021 годом составил 1,6 %. Незначительный рост численности трудоспособного населения обусловлен повышением пенсионного возраста: так на начало 2022 г. доля численности женщин и мужчин в возрасте 55-56 лет и 60-61 лет соответственно в общей доли трудоспособного населения составляет 4,6 % от общей численности трудоспособного населения (рис. 4).

Источник: Данные Росстата. URL:https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13269 (дата обращения: 08.06.2023).

Рисунок 4 – Динамика распределения численности населения по трем возрастным группам населения в России за 1991-2022 гг., %

Структура населения, а именно численность населения в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного, определяет по большей части нагрузку на пенсионную систему. Сокращение рабочей силы и рост численности пенсионеров способствует увеличению нагрузки на трудоспособное население, что влечет увеличение государственных расход на пенсионное обеспечение. Рост ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения напрямую влияет на перераспределение структуры населения, а именно на ее диспропорцию. ОПЖ населения является основополагающим ориентиром при планировании расходов на пенсионное обеспечение, который определяет ожидаемую продолжительность выплат пенсий.

Динамика ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения при рождении за последние 20 лет увеличилась на 9 лет (на 9,2 года для мужчин и на 5,9 лет для женщин), при этом в возрасте выхода на пенсию рост составил почти 4 года. Тенденция роста ОПЖ была прервана пандемией новой корона-вирусной инфекции COVID-19. Так в 2021 г. и 2020 г. доля умерших от корона-вирусной инфекции COVID-19 составила 19,1 % и 6,8 % соответственно, однако уже 2022 году смертность сократилась по сравнению с 2021 годом на 22,1 % [14].

Для России острой демографической проблемой является значительное преобладание ОПЖ женщин по сравнению с ОПЖ мужчин: в 2021 году ОПЖ при рождении для женщин составил 74,5 года, что на 9 лет превышает ОПЖ мужчин, при этом в возрасте выхода на пенсию ОПЖ женщин превысил ОПЖ мужчин на 8,6 лет. Что касается реализации пенсионных прав мужчин, то значение ОПЖ при рождении равное 65,5 лет не может обеспечить адекватную реализацию пенсионных прав при выходе на пенсию в 65 лет.

Источник: Данные Росстата. URL:https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 11.06.2023).

Рисунок 5 – Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении в России, лет

Несмотря на стремительный рост доли численности населения пенсионного возраста в общей численности населения, ожидаемая продолжительность жизни в России значительно ниже, чем в странах ОЭСР. Так среднее значение ОПЖ мужчин при рождении в 2020 году по странам ОЭСР составило 77,9 лет, что на 11,1 лет выше данного показателя в России, для женщин разница составила 5,8 лет. Несмотря на то, что разрыв между ОПЖ мужчин и женщин характерен для большинства стран, в России наблюдается нехарактерная для большинства стран ситуация, когда ОПЖ женщин значительно превышает ОПЖ мужчин – на 10,7 лет в 2020 году (среднее значение для стран ОЭСР составило 5,3 года) (табл. 2).

Таблица 2 – Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и в возрасте 65 лет в странах ОЭСР в 2020 году


Ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении, лет
Ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении, лет
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет, мужчины, лет
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет, женщины, лет
Австралия
81,2
85,2
20
22,7
Бельгия
79
83,7
18,4
21,6
Великобритания
79,4
82,9
18,7
20,9
Венгрия
73
80,1
14,9
19
Германия
78,7
83,6
18,3
21,3
Греция
79,5
84,5
19,2
21,9
Дания
78,7
82,7
17,9
20,6
Израиль
81
84,3
19,6
21,6
Италия
81
85,4
19,3
22,5
Латвия
69,9
79,8
14,2
19,5
Литва
70
81,1
14,7
20,5
Нидерланды
80,3
83,8
18,8
21,2
Португалия
78,7
84,6
18,4
22
Словакия
73,7
80,8
15,2
19,1
Словения
78,3
83,8
17,6
21,3
США
76,3
81,3
18,4
20,9
Франция
79,4
85,4
19,4
23,2
Чехия
76,5
81,8
16,4
19,6
Швейцария
81,6
85,4
19,9
22,7
Эстония
74
82,5
15,7
20,6
ОЭСР
77,9
83,3
18,1
21,3
Россия
66,8
77,5
13,3
18,1
Источник: Данные ООН. URL:https://population.un.org/wpp/Download/SpecialAggregates/EconomicTrading/ (дата обращения: 18.06.2023).

Однако, не смотря на негативное влияние демографических факторов на баланс пенсионной системы, при реализации пенсионных реформ государству необходимо учитывать не только ожидаемы период жизни, но и период здоровой жизни, который определяет качество жизни населения после выхода на пенсию. По данным Росстата в 2019 году ожидаемая продолжительность здоровой жизни составила 60,3 года, при общей продолжительности жизни 73,34 года в 2019 г. В странах Европы данный показатель приближен к 70 годам, например, во Франции в 2019 году данный показатель составил 72,1 год, в Германии 70,9 лет, а в Италия – 71,9 лет [15]. Таким образом возраст выхода на пенсию в России равен ожидаемой продолжительности здоровой жизни.

Заключение. Глобальные социально-демографические изменения оказывают влияние на развитие социального обсечения каждого государства. При формировании политики пенсионного обеспечения каждое государство учитывает особенности экономического развития страны, социальные и демографические факторы.

Анализ тенденций демографических показателей выявил: ряд демографических проблем, характерных, как для России, так и для стран ОЭСР; особенности социально-демографического развития в России и исторические аспекты, повлиявшие на формирование текущей демографической ситуации. Проблема старения населения в следствии снижения рождаемости и смертности характерна для большинства развитых стран. Однако, принимаемые государствами меры в сфере демографической политики, оказывают не достаточное влияние на решение возникших проблем, в условиях современного образа жизни населения, которое слабо поддается воздействию со стороны государства. Таким образом финансовая устойчивость пенсионных систем в долгосрочной перспективе может быть обеспечена, во-первых, посредством ее адаптации в условиях стремительного старения населения, а во-вторых, модернизацией пенсионной системы, без которой невозможно улучшение качества жизни населения пенсионного возраста и гарантирование выполнения накопленных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами. Однако решение проблемы долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы не ограничивается влиянием на нее только демографических факторов, поскольку на финансовую систему пенсионного обеспечения оказывают влияние различные социально-трудовые условия функционирования системы, политические и макроэкономические факторы.


Источники:

1. Соловьев А.К., Попов В.Ю. Актуарное исследование демографических факторов повышения пенсионного возраста // Финансы: теория и практика. – 2016. – № 4(94). – c. 42-55.
2. Музаев М.З., Синявская Т.Г., Трегубова А.А. Демографические процессы как предпосылка пенсионных реформ в России // Учет и статистика. – 2022. – № 2(66). – c. 46-58. – doi: 10.54220/1994-0874.2022.64.61.007.
3. Горлин Ю.М., Ляшок В.Ю. Рынок труда и система обязательного пенсионного страхования: современные тренды и долгосрочные риски // Экономическое развитие России. – 2021. – № 11. – c. 76-80.
4. Роик В.Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт. / Монография. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.
5. Соловьев А.К. Трансформация принципов формирования страховых пенсионных прав в условиях повышения пенсионного возраста // Экономика и управление. – 2019. – № 9(167). – c. 67-79. – doi: 10.35854/1998-1627-2019-9-67-79.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70170932/ (дата обращения: 20.07.2023).
7. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72066782/ (дата обращения: 24.07.2023).
8. Доклад ОЭСР «Взгляд на пенсии 2013: Индикаторы стран-членов ОЭСР и стран «Большой двадцатки». Оэср. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/pension_glance-2013-en.pdf?expires=1694540477&id=id&accname=guest&checksum=1F1926989798662E039B719E73DD6BE5.
9. Доклад ОЭСР «Взгляд на пенсии 2021: Индикаторы стран-членов ОЭСР и стран «Большой двадцатки». Оэср. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/ca401ebd-en.pdf?expires=1694521816&id=id&accname=guest&checksum=69035BC5CB76CD97D4F0240CB7AF28E1.
10. Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/Закон%20СССР%20от%2014%20июля%201956%20г.%20«О%20государственных%20пенсиях».%20/all:4 (дата обращения: 24.07.2023).
11. Журавлева Л.В. Анализ зарубежной практики социальной поддержки семей с детьми в странах ОЭСР // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 16(58). – c. 51-55.
12. Данные Росстата. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 24.07.2023).
13. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/191961/paragraph/1/doclist/2837/showentries/0/highlight/ (дата обращения: 28.07.2023).
14. Данные Росстата. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13269 (дата обращения: 29.05.2023).
15. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/data/gho/data/indicators/indicator-details/GHO/gho-ghe-hale-healthy-life-expectancy-at-birth (дата обращения: 13.07.2023).
16. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: Проблемы достижения целевых ориентиров // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 5-2(119). – c. 47-53.
17. Соловьев А.К. Исследование влияния неформальной занятости на сбалансированность бюджета ПФР и формирование пенсионных прав работника // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 10. – c. 55-65.
18. Соловьев А.К. Эконометрический анализ условий повышения пенсионного возраста // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 2. – c. 47-57.
19. Статистические данные Росстата. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 12.07.2023).
20. Статистические данные ОЭСР. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org (дата обращения: 12.07.2023).

Страница обновлена: 24.07.2024 в 17:20:33