Механизмы активизации граждан по сохранению культурного наследия в контексте концепции потребительского могущества

Сагинова О.В.1, Завьялов Д.В.1, Завьялова Н.Б.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Сагинова О.В., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Механизмы активизации граждан по сохранению культурного наследия в контексте концепции потребительского могущества // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 621-636. – doi: 10.18334/epp.14.3.120594.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861733

Аннотация:
Активное участие граждан в программах сохранения культурного наследия мирового, национального или местного уровня является признанной тенденцией и важным условием эффективного управления объектами культурного наследия. Одновременно важна инициатива граждан по выявлению, регистрации и охране культурного наследия как в рамках государственных программ, так и в виде общественного движения. Для активизации и эффективного использования такой инициативы можно применить конструкт потребительского могущества, предполагающий наличие свободного доступа к информации об объектах культурного наследия, их ценности и текущего состояния; включение и организацию участия всех заинтересованных групп населения в этом процессе; самоорганизацию и инициативу участников. В статье на основе сравнительного анализа данных об участии граждан в работах по сохранению культурного наследия в России, Китае, Иране и Индии, полученных из открытых источников, научных публикаций и мнений экспертов, предложен механизм активизации граждан, включающий субъектно-объектную сторону, цели, основные процессы и инструменты реализации.

Ключевые слова: объекты культурного наследия, концепция потребительского могущества, цифровые технологии, инициатива граждан, Россия, Индия, Иран, Китай, сравнительный анализ

Финансирование:
Работа выполнена в рамках соглашения №4-Гр/23 от 13.09.2023г. между ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» и Департаментом культурного наследия г. Москвы по анализу международного опыта государственного управления в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

JEL-классификация: O33, O35, Z10, Z11, Z18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Сохранение историко-культурного наследия ‒ важная задача современного общества. Объекты историко-культурного наследия способствуют пониманию собственной истории и сохранению национальной идентичности, развитию комфортной городской среды, формированию туристического бренда города и страны, что позитивно влияет на экономику городов и территорий.

Важным элементом сохранения культурного наследия является вовлечение общественности и гражданского общества. Участие их в процессах принятия решений по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия позволяет развить ощущение причастности и совладения. Это, в свою очередь, позволяет не только гармонизировать усилия по эффективному управлению объектами наследия в соответствии с ожиданиями и нуждами местного населения, но и заставляет граждан и общественные организации принимать более активное участие в сохранении и использовании объектов наследия.

Целью данной статьи является выявление эффективных моделей взаимодействия государства и общества с целью сохранения историко-культурного наследия и развития у граждан чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных ценностей, их использование в ежедневной жизни города и страны.

Методы исследования. Сравнительный анализ современных практик привлечения граждан к процессам сохранения культурного наследия проводился на основе анализа нормативно-законодательных документов, научных публикаций, открытых источников и мнений экспертов в области управления историко-культурным наследием в Российской Федерации, Китайской Народной Республике, Исламской Республике Иран и Республике Индия. Выбор стран для сравнительного анализа определялся современной геополитической ситуацией, а также наличием в этих странах значительного числа объектов культурного наследия, относящихся к разным эпохам и используемых в экономической и общественной жизни.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к систематизации и оценке механизмов взаимодействия государства и общества и выявлении их влияния на эффективность управления объектами культурного наследия.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АКТИВ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

На начало XXI века насчитывалось более 100 международных правовых документов, относящихся к регулированию проблем выявления, сохранения, охраны, изучения, классификации и популяризации объектов культурного наследия. Разработка национальных законов в значительной степени опирается на международное право, где базовым документом является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО в 1972 году [5]. В Конвенции под термином «культурное наследие» понимаются: (1) памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; (2) достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Все страны-участники конвенции обязуются соблюдать установленные ЮНЕСКО правила и используют систему управления культурным наследием, содержащуюся в документах и методических рекомендациях ЮНЕСКО. По объектам, включенным в список Всемирного наследия, страна-участник регулярно предоставляет отчеты в Комитет Всемирного наследия и принимает представителей ЮНЕСКО для мониторинга и проверки состояния объектов на территории конкретной страны и предпринимаемых действий по их охране.

Система управления взаимодействием государства, бизнеса и гражданского общества не имеет единой универсальной структуры. Основу взаимодействия составляет законодательство и нормативно-правовые или подзаконные акты, инструкции и положения, поясняющие действия участников процесса сохранения историко-культурного наследия при выполнении отдельных видов работ (выявлении объектов культурного наследия, внесения их в государственные списки охраняемых ценностей, реставрации, археологических раскопках и др.).

Руководящим документом в вопросах сохранения памятников культурного наследия во всех рассматриваемых странах является Конституция, обязывающая государство обеспечить условия для сохранения памятников культурного наследия, а каждого гражданина ценить и беречь историко-культурное достояние страны. В Китае закон «О защите культурных реликвий» [3] содержит определение понятия «культурная реликвия»; представляет принципы управления и распределения полномочий органов власти при работе с культурными реликвиями; формулирует основные подходы к финансированию охраны культурных ценностей и управление ими, определяет права собственности и ответственность собственников. В Индии «Закон о древних памятниках, археологических памятниках и останках 1958 года» (с поправками 2010 года) [2] определяет принципы классификации объектов культурного наследия и разграничение полномочий органов власти, права и обязанности собственников. В Иране «Закон о сохранении национального культурного наследия» [1] 1930 г. дает определение национального наследия, процесса регистрации, ответственность государства и собственников, правила ввода и вывоза объектов культурного наследия, ответственность организаций и граждан за нанесение ущерба таким объектам.

В Российской Федерации основным документом является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ [4], в котором пописаны полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

На основе законодательства об охране культурного наследия формируется вертикаль управления от федерального до регионального и муниципального уровней. Государство, действуя совместно с общественными организациями, играет основополагающую роль в процессе сохранения и управления культурным наследием и выступает гарантом его сохранения. Государственный уровень в виде специализированного управления или департамента, министерства культуры, туризма или образования определяет основные правила и нормативные акты, передавая практическую деятельность по сохранению культурного наследия местным властям. За охрану объектов культурного наследия во всех рассматриваемых странах ответственность несут местные органы власти, привлекающие к отдельным работам или этапам сохранения объектов культурного наследия предпринимательские структуры, общественные и некоммерческие организации и отдельных граждан. Есть примеры инициатив, проявленных отдельными культурными центрами и исследовательскими организациями по сбору информации и паспортизации памятников культуры (например, проект Национального центра искусств имени Индиры Ганди в Индии или участие добровольцев во всекитайской переписи объектов культурного наследия). Существуют как краткосрочные программы участия коммерческих структур в реставрации отдельных объектов (например, проекты по ремонту и реставрации участков Великой китайской стены), так и долгосрочные программы (программа опеки над конкретными памятниками истории и культуры в Индии).

Процессы управления объектами культурного наследия включают несколько этапов:

(1) Инициация владельцем объекта (физическим или юридическим лицом) или органами управления культурным наследием регистрации объекта в качестве культурного наследия по результатам проведения исследовательских работ или археологических раскопок. Информация об объекте первоначально собирается местными органами управления культурным наследием, и эти органы организуют проверку объекта и его осмотр экспертами.

(2) Экспертиза объекта проводится комиссией экспертов в соответствии с критериями, определенными законом или правилами регистрации в данной стране. Эти критерии включают возраст объекта, его историческую или архитектурную ценность, оригинальность и степень сохранности.

(3) Регистрация курирующим органом/министерством на уровне государства или на местном уровне в зависимости от степени ценности объекта.

В Индии и Иране после экспертного заключения о ценности объекта выпускается публичное уведомление, и в течение установленного срока владельцы объекта (а в Индии и все желающие) имеют возможность заявить о своем несогласии, если считают ущемленными свои права собственности на объект [8,2]. При регистрации может определяться не только уровень защиты объекта (всемирный, национальный или местный), но и его класс. Регистрация объекта оформляется документом (свидетельством, паспортом), в котором указываются основные данные по объекту (название, местоположение, характеристика ценности).

(4) Передача на сохранение. После регистрации передача на сохранение уполномоченным органам сопровождается подготовкой плана консервации объекта и необходимых работ по его реставрации, защите и использованию.

Основную координирующую роль на всех этапах играют уполномоченные государственные органы, но постепенно роль общественной инициативы в сфере охраны и популяризации национального наследия усиливается во всех исследуемых странах. В связи с этим столь важным становится выявление эффективных механизмов активизации общества, вовлечения негосударственных организаций и отдельных граждан в процессы сохранения культурного наследия.

Перечисленные процессы сохранения культурного наследия направлены не только на охрану и консервацию объектов для будущих поколений, но и на их использование в экономической жизни. В качестве моделей использования объектов культурного наследия как экономического актива конкретного города, региона или страны можно выделить: (1) сохранение исторической функции объекта, (2) музеефикация, (3) приспособление (редевелопмент) объекта с торгово-развлекательной, жилой или деловой (офисной) функцией.

Сохранение исторической функции объекта культурного наследия предполагает его использование с приемлемым уровнем экономической рентабельности. Как правило эта модель включает элементы приспособления (редевелопмента) отдельных частей объекта для достижения экономической рентабельности. Например, функционирование исторических зданий Московских вокзалов подразумевает их приспособление под нужды современного транспортного потока. Трансиранская железная дорога, включенная в список Всемирного наследия, сохранила аутентичность основных своих элементов с точки зрения местоположения, формы, дизайна, материалов, использования и функций. С момента своего создания в 1927–1938 гг. железная дорога используется и продолжает играть ключевую роль в жизни региона, соединяя Персидский залив с Каспийским морем.

Музеефикация заключается в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Современная музеефикация включает не только сам культурный объект в среде его бытования, но и окружающую среду и ландшафт, которые также претерпевают определенные изменения в процессе реставрации. Наглядными примерами являются Московские усадьбы, как городские, так и загородные, являющиеся не только ценными историческими и архитектурными комплексами, но и произведениями садово-паркового искусства.

Одним из примеров редевелопмента и приспособления объектов культурного наследия под нужды современного города является адаптация бывших промышленных предприятий и промзон, их преобразование в туристические точки притяжения, креативные хабы, культурные центры и арт-объекты. Примерами могут служить редевелопмент Миусского трамвайно-троллейбусного парка в Москве и превращение его в крупнейший фуд-молл «Депо Москва»; создание промышленного парка Шоуган на территории бывшего металлургического комбината в Пекине; создание Музея животного мира и памятников природы на территории бывшей носочной фабрики Берьянак в Тегеране.

Внедрение актуальных практик по сохранению и использованию объектов культурного наследия сталкивается с множеством трудностей ‒ от недостаточных объемов финансирования до несовершенства законодательства, затрудняющего деятельность по охране и управлению объектами наследия с учётом современных социальных, экологических и экономических вызовов. Одним из наиболее болезненных факторов, снижающих эффективность усилий по сохранению культурного наследия, является недостаточная координация и интеграция действий между различными стейкхолдерами – государственными структурами и организациями, агентствами по надзору в сфере сохранения объектов культурного наследия, общественными и местными гражданскими организациями.

КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО МОГУЩЕСТВА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАН

Концепция и термин «потребительское могущество» (consumer empowerment), ставшие популярными в научных дискурсах последних 20 лет, в своем основном значении могут быть истолкованы как расширение прав и возможностей потребителей, увеличение индивидуальной свободы выбора, т.е. расширение возможностей контроля над ресурсами и решениями, которые влияют на качество жизни потребителя [8]. Традиционный взгляд на расширение прав и возможностей потребителей предполагает переход власти от производителей к потребителям [14]. В маркетинговой научной литературе концепция потребительского могущества используется для обоснования новых возможностей и инструментов для потребителей собирать и использовать информацию и для рынка предоставлять юридические и практические средства защиты [15]. Некоторые авторы расширяют понятие потребительского могущества до активного участия потребителей в производственных процессах и отражают то, чего потребители действительно хотят от продуктов и услуг [10].

Концепция потребительского могущества используется в экономической литературе для обозначения как субъективного состояния или опыта, связанного с увеличением возможностей потребителя [11], так и объективного состояния, связанного с расширением знаний или понимания потребителя [8]. В рамках концепции более широкий диапазон выбора, более легкий доступ к информации и более высокий уровень образования потребителей является предпосылкой расширения их прав и возможностей, что приводит к большей вовлеченности и лучшему качеству жизни [13]. Основываясь на предыдущих исследованиях [12], расширение прав и возможностей потребителей можно охарактеризовать как состояние потребителя, обладающего полной способностью осуществлять лично осознанное и социально устойчивое потребление.

Практическое применение концепция потребительского могущества нашла не только в маркетинговой деятельности предпринимательских структур, но и в области здравоохранения и цифровой медицины. Пациенты, вооруженные возможностями и технологиями цифрового здоровья, получают права и инструменты для доступа к своим медицинским картам и могут делиться данными о своем здоровье с другими участниками в рамках системы здравоохранения, контролировать процесс. Для наделения пациентов потребительским могуществом разрабатываются политики в области здравоохранения, нацеленные на обеспечение граждан необходимой информацией и полномочиями для принятия решений.

Концепция потребительского могущества предусматривает наличие и взаимодействие четырех основных элементов: (1) свободного доступа к информации, (2) инклюзии и соучастия, (3) прозрачности и отчетности, (4) самоорганизации и инициативы [8].

Информационный обмен между властными структурами и гражданами одинаково важен для реализации активной ответственной гражданской позиции населения и ответственного, подотчетного гражданам, управленческого воздействия властей. Хорошо информированные граждане получают доступ к услугам, осуществлению своих прав, отстаиванию своих интересов, могут контролировать надлежащее исполнение государственными и негосударственными организациями своих функций.

Инклюзия – это ответ на вопрос «кто должен участвовать?», а соучастие – ответ на вопрос «как должно быть организовано их участие?». Прозрачность и подотчетность означает возможность призвать к ответу государственных должностных лиц, работодателей или поставщиков услуг, требуя, чтобы они отвечали за свою политику, действия и использование средств. Различные группы и сообщества организуются для того, чтобы работать вместе, мобилизовывать ресурсы для решения проблем, представляющих общий интерес. Возможны различные типы организации сообществ: добровольные сообщества, профессиональные сообщества, ассоциации и совместные проекты.

В научной литературе об управлении культурным наследием мы не нашли примеров использования концепции потребительского могущества, хотя международные соглашения, региональные и национальные программы сохранения культурного наследия указывают на необходимость активного привлечения граждан к этой работе. Проведенный сравнительный анализ привлечения граждан к проектам и работам по сохранению культурного наследия в России, Китае, Индии и Иране подтвердил актуальность перечисленных выше условий реализации потребительского могущества.

Свободный доступ к информации об объектах культурного наследия в виде отдельного информационного портала (сайт в Москве, паспорта объектов в Индии), обновляемой информации на сайте управляющего органа в Пекине, публичных уведомлений о регистрации объектов в Индии обеспечивает граждан сведениями об имеющихся ОКН, их текущем состоянии, проводимых или необходимых реставрационных работах, ответственных за сохранение объектов. На основе этой информации формируется осведомленность о культурном наследии города, региона или страны.

Только доступ к информации не активизирует граждан на активное участие, для усиления и реализации их потребительского могущества они должны понимать, как они могут повлиять на сохранение культурного наследия, куда направить свои предложения, с кем связаться для непосредственного участия в проектах и работах. В России во многих регионах существуют специальные сайты и порталы для заявления позиции граждан, проводятся общественные обсуждения, размещаются заявления и предложения, граждане могут получить обратную связь (например, через портал активный гражданин в Москве). В Китае на сайте Управления культурного наследия Пекина предусмотрена возможность обратной связи, через которую граждане могут проинформировать о ненадлежащем состоянии того или иного объекта, пожаловаться на действия властей или конкретных лиц, но нет возможности участвовать в процессе принятия решений по этому вопросу. В Индии и Иране размещение публичных объявлений о регистрации объектов культурного наследия касается скорее собственников, которые могут заявить свои права или несогласие с планируемыми действиями относительно конкретного объекта. Публичного канала для проявления инициативы граждан нет также и в Иране.

Практики самоорганизации инициативы граждан как правило зависят от активности и роли некоммерческих организаций в стране, их самостоятельности и независимости. Однако даже в условиях ограниченной самостоятельности НКО в Китае доступность информации об их действиях на объектах культурного наследия привлекают большие массы добровольцев к работам по сохранению культурного наследия (например, движение друзья китайской стены).

Недостаточность и ограниченный доступ к информации, отсутствие активной позиции государственных органов, ответственных за сохранение культурного наследия, не позволяет развить инициативу жителей, препятствует формированию осведомленности и соучастия. Такая ситуация сложилась в Иране, где отмечается характерное и для других развивающихся стран восприятие некоторых объектов культурного наследия как чуждых, если эти объекты или артефакты были идентифицированы, зарегистрированы и сохранены экспертами из развитых стран или под их наблюдением. В результате у большинства этих групп населения слабо развито чувство «собственности» на такие предметы, и они считают их ценными только для посторонних и иностранцев. Для того чтобы возродить у населения чувство сопричастности, предпочтение отдается тем объектам, которые привлекут или простимулируют наибольшее возрождение интереса у местного сообщества.

Часто государственные органы, отвечающие за сохранение культурного наследия на уровне министерств, сочетают в своих функциях также развитие туризма (Министерство культурного наследия и туризма в Иране). Однако информации о культурных достопримечательностях с целью развития внутреннего или международного туризма недостаточно для активизации инициативы граждан на сохранение культурного наследия. Важны также понятные и доступные каналы связи, привлечение граждан к различным проектам и работам, понятные организационные схемы. Анализ лучших практик по привлечению граждан в исследуемых странах к работам в области сохранения культурного наследия в свете концепции потребительского могущества позволил сформулировать основные составляющие механизма активизации граждан по сохранению культурного наследия.

МЕХАНИЗМ АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАН ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Основой рассмотрения лучших практик и выявления механизмов активизации граждан по сохранению культурного наследия стала концепция потребительского могущества. В соответствии с концепцией для наделения потребителей (в нашем случае граждан) потребительским могуществом необходимы четыре элемента: свободный доступа к информации; инклюзия и соучастие; прозрачность и отчетность; самоорганизация и инициатива. В случае с культурным наследием, поскольку большая часть работ организуется и реализуется государством или по гос. контролем, элемент прозрачности и отчетности следует объединить с доступностью информации, поскольку доступ предоставляется к информации об объектах, их состоянии, проведенных работах и ожидаемых результатах.

Проведенный сравнительный анализ систем сохранения культурного наследия в России, Китае, Индии и Иране показал, что доступ к информации имеется во всех странах.

В Москве государственную политику в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН формирует и реализует Департамент культурного наследия города Москвы. В компетенции этого органа находится решение задачи взаимодействия с бизнесом и общественными организациями по вопросам сохранения ОКН. Информация распространяется в рамках государственной программы «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», целями которой в числе прочих является (1) завершение формирования полной информации об объектах культурного наследия, расположенных на территории города Москвы; (2) завершение оформления охранных обязательств на все объекты культурного наследия; (3) стимулирование привлечения внебюджетных средств для финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, а также обеспечение создания механизмов государственно-частного партнерства в сфере сохранения и содержания объектов культурного наследия (4) стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность.

В Китае информация имеется на сайте управления культурным наследием и распространяется через организацию ежегодного дня культурного наследия. В Индии на сайте ограниченная информация, но с помощью инициативы общественных организаций проведена паспортизация объектов, государство информирует о намерениях регистрации объектов через публичные уведомления. В Иране, как и в Индии реализуется публичные уведомления о регистрации объектов. Отсутствие цифровых инструментов распространения информации существенно ограничивает ее доступность.

Инклюзия заявлена везде, но организационно возможность соучастия предполагает наличие конкретных инструментов. Такими инструментами в России является волонтерское движение с ресурсными центрами и отдельным направлением «волонтер культурного наследия». В Индии с 2017 г. существует государственная программа опеки над объектами культурного наследия, в рамках которой отдельная организация или гражданин может взять на себя определенный объем работ по сохранению конкретного объекта культурного наследия. В рамках этой программы корпоративным структурам и гражданам было предложено взять под опеку более 3000 охраняемых памятников по всей стране, чтобы улучшить их туристическую доступность и привлекательность, организуя различные дополнительные услуги и обустроив их территорию. С 2023 года обновленная версия программы реализуется через специальный веб-портал [6], содержащий подробную информацию о памятниках, которые предполагается взять под опеку, а также анализ пробелов в обслуживании памятника и финансовую оценку необходимых туристических удобств вокруг объекта.

В Иране в постреволюционный период 1979-1988 гг. иранские активисты в области культурного наследия пропагандировали отказ от всего доисламского, в связи с чем защита доисламских культурных реликвий стала проблемой того времени. Более активное проявление активизма в области культурного наследия началась с 1997 года. При сохранении нацеленности на исламские принципы возродился интерес к доисламской культуре, связанной с историческими памятниками Ирана, формированием иранской идентичности. Непосредственные действия граждан и НКО в области культурного наследия заключаются преимущественно в организации культурного туризма к историческим объектам (с отчетами на сайтах организаций, фотохрониками), работе гидами, организации тематических мероприятий и дискуссий о роли объектов культурного наследия в развитии иранского общества.

Самоорганизация и инициатива граждан неравномерно представлена в открытых источниках исследуемых стран, что затрудняет проведение сравнения. В центральных и региональных СМИ и социальных сетях в России широко освещаются инициативные программы участия граждан с выявлении, реставрации и использовании объектов культурного наследия. Проект «Том Сойер Фест», зародившийся в Самаре в 2015 г., объединил волонтеров в 50 российских городах на ремонт и восстановление своими силами фасадов домов XIX и XX веков. Волонтерская организация «Усадебные волонтеры» занимается спасением старинных усадеб, организует добровольческие субботники и мероприятия в усадьбах, храмах и малых исторических городах по всей территории России.

В Китае и Индии инициативные объединения и движения граждан, в основном реализуются в рамках государственных программ. В Индии в инициированной государством программе опеки над объектами культурного наследия могут участвовать отдельные граждане. В Китае инициативные граждане проводят тематические мероприятия в школах, домах молодежи и других учреждениях для пропаганды культурных реликвий, охраны культурного наследия. К таким же инициативным проектам по защите старого города Пекина можно отнести движения «Друзья Старого Пекина», «Прогулки по Старому Пекину для детей», программы обучения ремонту традиционного пекинского внутреннего двора и т.д.

Механизм активизации граждан по сохранению культурного наследия, основанный на концепции потребительского могущества, таким образом включает цели (повышение осведомленности граждан и их привлечение к работам по сохранению культурного наследия), участников (уполномоченные государственные органы, НКО, инициативные объединения и отдельных граждан), объекты (объекты культурного наследия и различные дополнительные услуги на их территории), инструменты коммуникации (информационные порталы, сайты, социальные сети, СМИ).

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО МОГУЩЕСТВА

Развитие цифровых сервисов существенно помогает работам по сохранению культурного наследия. Создание цифровых двойников территорий помогает оценить, насколько новая постройка вписывается в городской архитектурный ландшафт, спланировать транспортную доступность, является инструментом мониторинга, позволяющим оценить динамику процессов изменения исторических объектов. Портал цифровых сервисов Департамента культурного наследия города Москвы предоставляет доступ к городскому реестру недвижимого культурного наследия, давая возможность, например, согласовать проект установки вывески на объекте культурного наследия, получить заключение историко-культурной экспертизы или разрешения, связанные с объектом культурного наследия.

Мобильное приложение «Индийское наследие» Indian Heritage [6] демонстрирует объекты историко-культурного наследия Индии. В приложении представлены подробные сведения о памятниках, фотографии, список доступных туристических услуг.

В Пекине создана цифровая платформа мониторинга состояния объектов Всемирного культурного наследия Китая. Собранная информация используется для планирования работ по восстановлению, сохранению и продвижению объектов культурного наследия города. Совместно с благотворительным фондом инвестиционного холдинга Tencent разработан проект «Облачный тур по Великой Китайской стене» [7], в рамках которого пользователи могут совершить виртуальный тур по Великой Китайской стене с помощью своих мобильных телефонов и увидеть работы по восстановлению и реставрации объекта онлайн.

Цифровые технологии используются для проведения исследований, реставрационных работ, сбора и хранения данных об объектах культурного наследия, организации взаимодействия участников процесса сохранения культурного наследия. Анализ практик участия граждан в работах по сохранению культурного наследия в исследуемых странах показал, что чем шире используются цифровые технологии для информирования и самоорганизации граждан, тем более массовыми являются программы участия граждан, волонтерские проекты, тем ощутимей становится восприятия у граждан «собственности» культурных памятников, забота об их сохранности и использовании.

Создание цифровой платформы Великой китайской стены и реализация государственной программы создания национального парка Великой китайской стены не только позволило в короткие сроки привлечь тысячи добровольцев к мероприятиям по очистке территории, восстановительных и реставрационных работах, но и существенно повысило осведомленность всего населения об этом символе китайской традиционной культуры.

Недостаточность цифровой поддержки проектов Министерства культурного наследия и туризма Ирана ограничивает доступность информации об уникальных объектах культурного наследия страны – таких как Трансиранская железная дорога, система персидских караван-сараев, проекты преобразования производственных помещений и пустующих городских территорий - популяризации этой работы и привлечения к ней потенциальных корпоративных инвесторов и инициативных граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подходы к сохранению историко-культурного наследия в странах мира разнообразны и отражают национальные особенности государств, их историческое, экономическое и политическое устройство, специфику объектов культурного наследия, заинтересованность государства и общественности в сохранении национального достояния для ныне живущих и будущих поколений

Мировой опыт развития наглядно показал, что обращение к историческим корням своего народа позволяет решать комплексную задачу развития страны. Понимание обществом важности защиты культурного наследия для сохранения его потомкам способствовали совершенствованию законодательства в этой сфере, созданию эффективных моделей управления и финансирования, процессов выявления, сохранения, охраны, изучения, популяризации культурных ценностей и объектов культурного наследия.

Проведенный анализ систем управления культурным наследием и практик активизации инициативы населения в России, Китае, Иране и Индии на основе концепции потребительского могущества позволил выделить основные элементы механизма активизации граждан на участие в сохранении культурного наследия. Важнейшими факторами повышения осведомленности и формирования чувства «собственности» на объекты культурного наследия является широкое информирование граждан об имеющихся объектах культурного наследия, их состоянии, проводимых и необходимых работах, возможностях их использования в экономическом обороте; наличие доступных и понятных каналов участия граждан в этой работе, поддержка и информационное сопровождение инициатив граждан и организация их непосредственного участия в проектах.

Широкое использование современных цифровых технологий существенно помогает популяризации культурного наследия, позволяет не только эффективно управлять объектами наследия в соответствии с ожиданиями и нуждами местного населения, но привлекать граждан и общественные организации к активному участию в сохранении и использовании объектов наследия.


Источники:

1. Закон «Об охране культурного наследия Ирана». En.unesco.org. [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/iran_national_heritage_protection_act_engtof.pdf (дата обращения: 23.11.2023).
2. Закон Индии «О древних памятниках, археологических объектах и останках 1958 года (с изменениями и дополнениями 2010 года). Nma.gov.in. [Электронный ресурс]. URL: https://nma.gov.in/showfile.php?lang=1&level=2&ls_id=67&lid=59&nma_type=0 (дата обращения: 12.10.2023).
3. Закон Китайской Народной Республики о защите культурных реликвий от 28.10. 2002 (Принято на 30-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва 28 октября 2002 года). Народное правительство пекинского муниципалитета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.beijing.gov.cn/zhengce/zhengcefagui/qtwj/200210/t20021028_780536.html (дата обращения: 16.09.2023).
4. Проект «Прими наследие». Министерство туризма Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.in/sites/default/files/2020-08/adopt%20a%20Heritage%20Project%20Guidelines.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
5. Закон Российской Федерации Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 2023 года)(редакция, действующая с 1 сентября 2023 года). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901820936#64U0IK (дата обращения: 30.11.2023).
6. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Юнеско. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 20.11.2023).
7. Мобильное приложение «Индийское наследие» Indian Heritage. [Электронный ресурс]. URL: https://www.indianheritage.gov.in (дата обращения: 12.01.2024).
8. Облачный тур по Великой Китайской стене. Artsandculture.google.com. [Электронный ресурс]. URL: https://artsandculture.google.com/story/igVxCi6iJJ6CrA (дата обращения: 12.01.2024).
9. Стегарева Е.В., Сагинова О.В. Концепции потребительского могущества в контексте цифровизации здравоохранения // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1159-1172. – doi: 10.18334/epp.12.3.114324.
10. Brennan C., Ritters K. Consumer education in the UK; new development in policy, strategy, and implementation // International Journal of Consumer Studies. – 2004. – № 2. – p. 97-107. – doi: 10.1111/j.1470-6431.2003.00661.x4.
11. Fuller J., Muhlbacher H., Matzler K., Jawecki G. Consumer empowerment through internet-based co-creation // Journal of Management Information Systems. – 2009. – № 3. – p. 71-102. – doi: 10.2753/MIS0742-1222260303.
12. Hunter G.L., Garnefeld I. When does consumer empowerment lead to satisfied customers? Some mediating and moderating effects of the empowerment-satisfaction link // Journal of Research for Consumers. – 2008. – p. 1-14.
13. Hwang H., Wang Y., Kim K-O. Comparison of consumer empowerment index between Korean and Chinese young adult consumers // Consumer Policy and Education Review. – 2014. – № 4. – p. 1-29. – doi: 10.15790/cope.2014.10.4.001.
14. Leary R.B., Vann R.J., Mittelstaedt J.D. Leading the way; motivation environmental action through perceived marketplace influence // Journal of Business Research. – 2017. – p. 79-89. – doi: 10.1016/j.jbusres.2017.05.028.
15. Lincoln N.D., Travers C., Ackers P., Wilkinson A. The meaning of empowerment: the interdisciplinary etymology of a new management concept // International Journal of Management Reviews. – 2002. – № 3. – p. 271-290. – doi: 10.1111/1468-2370.00087.
16. Nardo M., Loi M., Rosati R., Manca A.R. Consumer Empowerment Index: A Measure of Skills, Awareness and Engagement of European Consumers. - Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2011.
17. Roland T. Rust, Richard W. Oliver Video dial tone: the new world of services marketing // Journal of Services Marketing. – 1994. – № 3. – c. 5-16. – doi: 10.1108/08876049410065561.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 12:02:04