Роль некоммерческих организаций в системе сохранения культурного наследия: сравнительный анализ международной практики
Семина К.С.1, Рунова Н.Ю.1, Сагинова О.В.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 26
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861820
Аннотация:
Статья представляет результаты сравнительного анализа роли и участия некоммерческих организаций в сохранении культурного наследия в Китае, Индии и Иране. Выявлены особенности развития и работы НКО в этих странах, факторы, стимулирующие их активность, и барьеры, тормозящие их развитие. На основе научных публикаций и информации из открытых источников раскрыты направления деятельности и вклад НКО в сохранение культурного наследия
Ключевые слова: сохранение культурного наследия, некоммерческие организации (НКО), волонтеры, партнерство, Китай, Индия, Иран, объекты культурного наследия
JEL-классификация: L30, L31, M38
ВВЕДЕНИЕ
Управление историко-культурным наследием ‒ важный элемент в политике государства. Мировой опыт развития наглядно показал, что обращение к историческим корням своего народа позволяет решать комплексную задачу развития страны.
В мире устойчиво сформировались тенденции и модели управления и финансирования объектов культурного наследия (ОКН), которые определяются культурной политикой государств, стратегией и путями ее реализации, активностью гражданского общества, уровнем развития социального предпринимательства, исходя из поставленных целей с учетом исторических и политических процессов, экономических возможностей и потенциальных преимуществ. Процесс сохранения культурного наследия предполагает активное участие государства в формировании культурного ландшафта страны. Наиболее значимые объекты культурного наследия как правило находятся в государственной собственности, на государство ложится основное бремя финансирования работ по выявлению, реставрации и сохранению объектов культурного наследия.
Однако нельзя недооценивать и роль общества, некоммерческих организаций, социального предпринимательства, системы образования в духовном развитии и сохранении национально-культурной идентичности. Активное участие жителей страны и общественных организаций и движений в процессах сохранения ОКН не только формируют интерес к истории страны и народа, национальную идентичность, но и способствуют популяризации культурного наследия, сохранению объектов культурного наследия не только мирового и национального уровня, но и местного значения, т.е. объектов, расположенных в непосредственной близости от мест проживания граждан, составляющих их культурную среду.
Особенности формирования и функционирования некоммерческих организаций (НКО), их взаимодействие с государственными органами, предпринимательскими структурами и общественными движениями влияют на масштаб и результаты их деятельности в разных областях жизни. Исследование международной практики участия НКО в сохранении историко-культурного наследия помогает понять модели такого взаимодействия, выявить современные формы и тенденции участия НКО в социально-экономических процессах развития общества.
Материалы и методы исследования
В статье представлены результаты сравнительного анализа роли и участия некоммерческих организаций Китая, Индии и Ирана в проектах по сохранению культурного наследия. На основе анализа нормативных документов, научных публикаций, открытых источников, международных и национальных баз данных об объектах культурного наследия, а также мнений национальных экспертов в этой области был проведен обзор существующих в выбранных странах некоммерческих организаций (НКО) и общественных движений, принимающих участие в сохранении и популяризации ОКН. Анализ имел целью выявление степени участия НКО в работах по выявлению, сохранению и популяризации ОКН, наличие институциональных возможностей проявления инициативы, организации участия граждан в процессах принятия решений, влияния активности НКО на популярность среди граждан вопросов сохранения культурного наследия.
Выбор стран для сравнительного анализа обосновывается наличием в этих странах значительного количества объектов культурного наследия, относящихся к разным историческим эпохам (включая объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО), восприятием стран как дестинаций культурного туризма и включением в список дружественных стран России.
Научная новизна статьи состоит в выделении механизмов участия НКО в сохранении культурного наследия и определении направлений их влияния на формирование у граждан интереса к сохранению своей культурной среды.
УЧАСТИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Под понятием некоммерческой организации подразумеваются организации, отвечающие трем критериям: самоуправление, добровольный характер участия и функционирования, неучастие в получении и распределении прибыли. Общепринятый в европейском контексте критерий независимости не применим к исследуемым странам в связи с особенностями исторического развития и политического строя. В соответствии с правилами регистрации общественных организаций они подразделяются на четыре основные категории: общественные организации, гражданские некоммерческие институты, фонды, учреждения [12].
Общественные организации включают в себя ассоциации и федерации, основанные на членстве, которые предоставляют общественные услуги и содействуют развитию общества. Они функционируют в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, экологии и др.
Гражданские некоммерческие институты – это учреждения, созданные общественными силами или отдельными гражданами с использованием негосударственных активов в целях осуществления некоммерческой деятельности по социальному обслуживанию. Эти организации обычно ориентированы на конкретные группы или интересы. В качестве примеров таких институтов можно привести частные школы, исследовательские центры, больницы, ассоциации по интересам, профсоюзы, клубы.
Фонды – это некоммерческие организации, которые способствуют достижению общественного блага посредством грантов и пожертвований. Они часто создаются для сбора средств и распределения их в благотворительных целях. Фонды могут работать в различных областях, таких как здравоохранение, образование, социальная помощь и т.д.
Учреждения – это организации, которые осуществляют социальное обслуживание и спонсируются за счет государственных активов напрямую или косвенно. Они более тесно связаны с государством, чем другие типы некоммерческих организаций. К ним относятся государственные школы, университеты, научно-исследовательские институты, учреждения социального обслуживания.
НКО выполняют широкий спектр функций в различных сферах жизни общества: непосредственное предоставление услуг, просвещение, финансовое обеспечение, научные исследования, взаимодействие с органами государственной власти в целях представления интересов определенных групп [5]. В сохранении объектов культурного наследия НКО играют важную роль и могут выполнять различные функции, в зависимости от культурной и политической среды, в которой они функционируют, а также от специфики и потребностей конкретного объекта культурного наследия (табл.1).
Таблица 1
Функции НКО в сохранении культурного наследия
Функция
|
Выполняемые
виды деятельности
|
Финансово-экономическая
|
Фандрайзинг, спонсорство
|
Реставрационно-охранная
|
Реставрация, реконструкция и
обслуживание ОКН
|
Информационно-просветительская
|
Образовательные программы,
популяризация ОКН, сбор и каталогизация информации
|
Экспертно-исследовательская
|
Проведение экспертизы и
консультирование
|
Организационная
|
Лоббирование, организация
местного населения и волонтеров
|
В области сохранения историко-культурного наследия НКО могут заниматься сбором средств для реализации проектов по сохранению культурного наследия, включая привлечение благотворительных взносов, проведение фандрайзинговых мероприятий и организацию спонсорской поддержки [6].
НКО могут непосредственно участвовать в реализации проектов по охране и консервации культурных объектов путем реставрации, реконструкции, регулярного обслуживания и других мер по сохранению целостности и стабильности ОКН [8]. Такие проекты НКО могут реализовывать как собственными силами, так и с привлечением сторонних экспертов, с помощью волонтеров [8].
Важна и значима информационно-просветительская функция НКО в сфере сохранения культурного наследия [13], которая реализуется через проведение профильных образовательных программ, выставок и лекций с целью повышения осведомленности населения о культурном наследии, его значимости и необходимости его сохранения. НКО также занимаются сбором и хранением информации о культурных объектах, проводят исследования, занимаются архивированием и каталогизацией данных. Накопленные уникальные знания в этой сфере позволяют таким НКО оказывать экспертное содействие и консультационную поддержку государственным органам, владельцам объектов культурного наследия и другим заинтересованным сторонам [11].
НКО также могут активно лоббировать перед органами государственной власти и бизнес-сообществом вопросы, связанные с сохранением культурного наследия [9], привлекая материальные и денежные средства, обеспечивающие надлежащий уровень обслуживания ОКН. Важной функцией НКО является взаимодействие с местными сообществами, их вовлечение в процессы сохранения и управления ОКН [13].
Совместные усилия НКО, государственных учреждений, частных компаний и общественности создает синергетический эффект и приводит к более эффективному и комплексному подходу к сохранению ОКН [7].
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ НКО В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КИТАЕ, ИРАНЕ И ИНДИИ
Сравнительный анализ участия НКО в сохранении культурного наследия проводился на основе анализа публикаций в открытых источниках, документов НКО, размещенных на сайтах организаций и сайтах, посвященных культурному наследию в исследуемых странах, отчетов стран перед комитетами ЮНЕСКО. Проведенный анализ позволил выделить следующие направления и параметры для сравнения:
· Статус НКО в стране, позволяющий привлекать их к работам по сохранению культурного наследия;
· Инициативные проекты НКО в области сохранения культурного наследия;
· Масштаб участия НКО в работах (охват всех этапов сохранения или участие лишь в отдельных видах работ);
· Наличие НКО, специализирующихся в области сохранения культурного наследия.
Китай
Развитие некоммерческого сектора в Китае имеет свои особенности, связанные с политическим режимом и строгой системой социального регулирования. Реформа «открытых дверей» в конце 1970-х годов и переход к рыночной экономике привели к отходу от полного контроля и этой сферы. В результате за последние четыре десятилетия некоммерческий сектор Китая пережил значительный рост и в настоящее время участвует в различных сферах жизни общества, таких как охрана окружающей среды, борьба с бедностью, образование и здравоохранение. Большинство некоммерческих организаций работают в условиях ограниченной самостоятельности и автономности, а также со слабой инфраструктурой для реализации своих социальных целей [12]. Некоммерческие организации в Китае, как правило, используют неконфронтационную тактику по отношению к государственным органам и следуют правительственной повестке дня и приоритетам развития, установленным государством.
В законе о сохранении культурного наследия и других нормативных документах КНР привлечение жителей и других организаций указывается в качестве одного из важных направлений деятельности по сохранению культурного наследия [3]. В Законе указаны действия граждан и организаций, заслуживающие морального и материального поощрения: передача культурных реликвий из коллекции частного лица государству или внесение пожертвований на мероприятия по охране культурных реликвий, обнаружение культурных реликвий и своевременное сообщение о них или передача их, с тем чтобы культурные реликвии могли быть защищены; спасение культурных реликвий и работа по их сохранению. В Положении об охране известных исторических и культурных районов Пекина [4] говорится о необходимости создания многоканального механизма сбора средств для защиты известных исторических и культурных районов Пекина, который включает помимо фондов национальных и муниципальных органов власти пожертвования граждан и организаций, при этом доноры и бенефициары пользуются налоговыми льготами в соответствии с соответствующими законами и нормативными актами. В Положении об охране культурного наследия Центральной оси Пекина [28] говорится об учреждении фонда охраны культурного наследия Центральной оси Пекина для поощрения и поддержки организаций и отдельных лиц, о необходимости создания системы волонтерской работы и обучение добровольцев и создании механизма ежедневного общения с жителями охранной зоны.
Таким образом, вовлечение жителей в работу по сохранению культурного наследия происходит как через муниципалитеты, так и через некоммерческие организации, благотворительные фонды. Жители вовлекаются в работы по сохранению ОНК, в мониторинг нарушений, в популяризацию культурного наследия.
НКО в Китае главным образом участвуют в популяризации культурного наследия, образовании и обучении волонтеров и в мероприятиях по развитию культурного туризма. К реставрации объектов культурного наследия НКО привлекаются в основном для организации технической экспертизы. Так, Китайская ассоциация по защите технологий культурного наследия [22] содействует развитию и популяризации научных и технологических знаний, связанных с культурными реликвиями, и стимулирует научные и технологические исследования в области культурных реликвий. Пекинский Центр охраны культурного наследия [29] осуществлял проекты по защите старого города Пекина, таких как «Друзья Старого Пекина», «Прогулки по Старому Пекину для детей», обучение ремонту традиционного пекинского внутреннего двора и т.д., с целью распространения знаний о культурном наследии среди общественности и предоставления общественности возможности и каналов для участия в охране культурного наследия. Китайский фонд защиты культурных реликвий [23] осуществляет проект «Акция по спасению старого дома», организуя и частично финансируя работы по охране культурных объектов в традиционных китайских деревнях и проведение национальной переписи культурных реликвий. Для частных зданий, являющихся культурными реликвиями и относящихся к общим недвижимым культурным реликвиям, ставка субсидии составляет 50% от стоимости ремонта самого здания, являющегося культурной реликвией.
НКО «Команда Хуагу» [26] разработала платформу больших данных с информацией о культурном наследии 367 муниципалитетов страны, опубликована книги «Следы Пекина», «Следы Нанкина», в которых можно узнать о культурных реликвиях, истории и культуре этих городов.
Международная организация «Друзья Великой китайской стены» и Фонд защиты Великой китайской стены [31] совместно с инвестиционным холдингом Tencent участвуют в реализации «Плана управления культурными объектами Великой Китайской стены» [30], контролируют соблюдения существующих законов и нормативных актов, нанимают местных жителей в качестве сотрудников по охране Великой Китайской стены и устанавливают знаки охраняемых объектов культурного наследия на дорожках, ведущих к этому объекту культурного наследия.
Несмотря на ограниченную автономность и подконтрольность государству НКО Китая активно участвуют в работах по сохранению культурного наследия за счет сотрудничества с муниципалитетами, предпринимательскими структурами. Им удается вызвать и организовать инициативу граждан для реализации масштабных проектов. Широкое использование цифровых технологий позволяет собрать и систематизировать информацию об объектах культурного наследия, сделать ее доступной всем заинтересованным сторонам.
Индия
Индия, как и Китай, является страной с богатым историко-культурным наследием [1]. Только памятников, имеющих национальное значение, в стране насчитывается более 3650 [20]. Деятельность некоммерческих организаций в Индии берет свое начало в 1950 году с принятием Конституции, 19 статья которой признает право на создание ассоциаций и союзов как одного из гражданских прав. НКО получили широкое распространение во время британского правления, работая над улучшением социального обеспечения и грамотности и реализуя проекты по оказанию помощи [23]. В 1860 году был принят Закон о регистрации обществ действующий и сейчас для НКО в Индии, с принятыми многими штатами поправками.
Сегодня в Индии работает около 1,5 миллиона НКО на местном, национальном или международном уровне. Большинство организаций небольшие и используют добровольцев. Согласно опросу, проведенному Обществом совместных исследований участия в Азии (PRIA), 73,4% НКО имеют одного оплачиваемого сотрудника или вообще не имеют их, хотя по всей стране более 19 миллионов человек работают волонтерами или оплачиваемым персоналом в НКО. 26,5% НКО занимаются религиозной деятельностью, как 21,3% работают в сфере общественных и/или социальных услуг, 17,9% активно работают в сфере и культуры [24].
НКО в Индии участвуют в развитии гражданского общества и защите прав человека, реализуют благотворительные проекты, направленные на борьбу с бедностью, обеспечение доступности образования, поддержку здравоохранения, проводят компании по охране природы, развитию устойчивых методов сельского хозяйства, помогают в борьбе с кризисами и стихийными бедствиями [15]. НКО активно формируют партнерства с правительственными организациями и отраслевыми министерствами, активно участвуют в проектах по реставрации и консервации объектов культурного наследия, занимаются исследованиями и просвещением в этой сфере. НКО взаимодействуют с местными сообществами, включая их в процессы управления и сохранения культурного наследия, в том числе вовлекая их в уход за объектами и поддержку традиций [18]. НКО в Индии участвуют в создании музеев и культурных центров, проведении выставок для сохранения и демонстрации ценных артефактов и исторических предметов.
Ярким примером участия НКО в сохранении культурного наследия в Индии является Фонд культуры Ага Хана. Фонд участвовал в масштабном проекте по реставрации гробницы Хумаюна, привлекая сотни мастеров, использующих традиционные инструменты, материалы и строительные технологии, чтобы возродить знаменитый архитектурный объект. Проект не только реализовал реставрацию гробницы, но и позволил возродить традиционные ремесла, обучив им местное население и создав большое количество рабочих мест [14].
К масштабным проектам взаимодействия государства, НКО и коммерческих структур в Индии можно отнести программу «Опека культурного наследия» (Adopt a Heritage) [27]. В рамках программы «Опека наследия», запущенной в 2017 году, предпринимательским структурам, общественным организациям и гражданам предложено взять под опеку более 3000 охраняемых памятников по всей стране. Проект направлен на предоставление всем путешественникам и туристам более качественных туристических услуг. Для этого на объектах наследия, природных и туристических объектах проводятся работы по модернизации и обслуживанию силами компаний, организаций и граждан, осуществляющих опеку над этими объектами.
Индийский национальный фонд искусства и культурного наследия (INTACH) [21] ставит цель повышения осведомленности и сохранения культурного наследия в Индии. Сегодня INTACH - одна из крупнейших в мире организаций, занимающихся сохранением культурного наследия. Организация ведет реестр объектов культурного наследия и пополняет официальные списки объектов, подлежащих сохранению. Уже проведена инвентаризация около 60 000 зданий в 150 городах. Фонд активно сотрудничает с индийской общественностью, гражданами и привлекает их к своим проектам. В Реестре объектов культурного наследия, находящихся под угрозой, Фонд ежедневно выделяет исторический объект, находящийся под угрозой исчезновения, привлекая к нему внимание, приглашая компании, общественные организации и граждан пожертвовать средства или лично принять участие в работах по сохранению ОКН. Фонд готовит и издает методические материалы для обучения процедурам сохранения ОКН
Значительное разнообразии НКО в Индии, наличие в стране как национальных, так и международных НКО с опытом работы в области сохранения культурного наследия позволяет этим организациям выполнять практически весь спектр функций по выявлению, регистрации, мониторингу и популяризации ОКН. При этом малый размер большинства НКО и их опора в основном на добровольцев существенно ограничивает масштабы их проектов, относящихся большей частью к популяризации культурного наследия, поддержке традиционных ремесел и уходу за территорией ОКН.
Иран
Современная эра развития НКО в Иране началась в 1979 году с Исламской революцией, заложившей основы для развития некоммерческого сектора в социальной и политической структуре страны [16]. С принятием исламской конституции либеральные общественные организации и партии получили свободу действий, что привело к созданию множества НКО, действующих достаточно хаотично за счет благотворительных средств.
В постреволюционный период 1979-1988 гг. иранские активисты в области культурного наследия пропагандировали отказ от всего доисламского, в связи с чем защита доисламских культурных реликвий стала проблемой того времени. Послевоенная реконструкция 1988-1997 гг. и смена власти привели к более либеральным направлениям в области культуры, что привело к росту популярности и посещений доисламских культурных объектов.
Более активное проявление активизма в области культурного наследия началась с 1997 года. При сохранении нацеленности на исламские принципы возродился интерес к доисламской культуре, связанной с историческими памятниками Ирана, формированием иранской идентичности [2]. Государственные и частные средства направлялись в том числе на изменение культурного пространства за счет активного участия в этом процессе НКО [16]. Качественный и количественный рост НКО в этот период проходил без должного уровня институализации, что связано с наличием политических, правовых и экономические барьеров в стране [19].
Большое значение в сохранении ОКН играет эмоциональная оценка культурного наследия Ирана, связанная с тем значением, которое тот или иной объект имеет с точки зрения принципов Ислама и рекомендаций Корана [19]. В Иране отмечается характерное и для других развивающихся стран восприятие некоторых объектов культурного наследия как чуждых, если эти объекты или артефакты были идентифицированы, зарегистрированы и сохранены экспертами из зарубежных стран или под их наблюдением. В результате у большинства этих групп населения слабо развито чувство «собственности» на такие объекты культуры, и они считают их ценными только для посторонних и иностранцев.
Сегодня в Иране существует ряд некоммерческих организаций и общественных инициатив, которые занимаются охраной и продвижением культурного наследия. Эти организации могут включать местные и национальные культурные ассоциации, общественные фонды и добровольческие группы. Механизмы участия некоммерческих организаций в охране объектов культурного наследия в Иране могут варьироваться в зависимости от конкретных условий и потребностей каждого объекта или региона [19]. Однако сотрудничество между государственными и некоммерческими секторами играет ключевую роль в успешной охране культурного наследия страны.
В последние годы с нацеленностью государственных органов на развитие туризма как инструмента коммерциализации культурных объектов, привлечение большего числа посетителей памятников культуры и истории Ирана, участились жалобы активистов на то, что неправильное управление коммерциализацией культурных объектов привело к их разрушению. При этом культурные активисты не делают различий между доисламскими и исламскими объектами культурного наследия.
Наблюдаются отличия между восприятием активистами значимости тех или иных ОКН с точки зрения необходимых средств на их сохранение и популяризацию. Провинциальные активисты подчеркивают значимость местных ОКН в отличие от жителей крупных городов, в том числе Тегерана, нацеленных на ОКН национального значения или объекты Всемирного наследия. При этом у всех представителей НКО в области охраны культурного наследия наблюдаются выраженные патриотические национальные настроения, что указывает на высокий уровень национальной идентичности, проецируемый, в том числе, на объекты культурного наследия [17].
Непосредственные действия НКО в области культурного наследия заключаются преимущественно в организации культурного туризма к историческим объектам, работе гидами, организации тематических мероприятий и дискуссий о роли объектов культурного наследия в развитии иранского общества.
Организация культурного наследия, ремесел и туризма (ICHHTO) серьезно нуждалась и до сих пор нуждается в общественных ресурсах для своего развития, в т.ч. финансовых, по реализации своих интересов и популяризации культурных ценностей, поэтому деятельность культурных активистов, в т.ч. в виде НКО поддерживается государством [10].
Известной общественной организацией в области охраны культурного наследия является Общество национального наследия Ирана (SNH), созданное группой образованных и националистически настроенных иранцев в 1922 г. Общество состояло из влиятельных иранских деятелей того времени с общей целью сохранения иранских артефактов, археологических памятников и охраны иранской культуры. Целью SNH было сохранить, защитить и продвигать иранское наследие через создание музея и библиотеки в Тегеране, создание системы идентификации и регистрации всех артефактов и памятников. Обществу национального наследия Ирана удалось получить достаточно средств от иранского парламента для реконструкции отдельных объектов культурного наследия. Среди проектов могила Фирдуоси, гробница Авиценны, мавзолеи Саади Ширази, Надир Шаха, Баба Тахира, гробница Омара Хайяма и др.
На территории Ирана действует британский Фонд наследия Ирана (IHF) – неполитическая благотворительная организация, миссия которой заключается в продвижении и сохранении истории, языков и культур Ирана, охватывающих все периоды Иранской цивилизации от древности до современности. Фонд финансируется за счет взносов частных лиц и корпораций, а также посредством различных фандрайзинговых мероприятий и предоставляет гранты на академические проекты, проекты в области современного искусства, программы поддержки стажировок в известных университетах и музеях, организации и спонсирования выставок, проведения семинаров и конференций [25].
Роль НКО в сохранении культурного наследия Ирана возросла с ростом интереса к доисламскому наследию. Национальные НКО прежде всего участвуют в программах популяризации наследия и его использования для развития туризма. Они активно сотрудничают с правительством в реставрации и улучшении доступа к объектам культурного наследия, включенных в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, таких как Система персидских Караван-сараев или Трансиранская железная дорога.
Международные НКО в Иране помимо популяризации наследия занимаются каталогизацией, исследованиями, обучением и повышением квалификации специалистов в области археологии, музеефикации и сохранения культурного наследия.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
Проведенный сравнительный анализ роли и участия НКО в работах по сохранению культурного наследия в Китайской народной республике, Республике Индия и Исламской республике Иран показал активное участие некоммерческих организаций в работах по сохранению культурного наследия. Важными факторами активизации НКО в этой области являются специальные государственные программы, направленные на привлечение населения и общественных организаций к работам по выявлению, реставрации и популяризации ОКН. В Китае НКО стали каналом активизации населения и привлечения добровольцев к масштабным государственным проектам.
Возможность кооперации с государственными органами и предпринимательскими структурами также является важным фактором участия НКО в сохранении культурного наследия. В Китае такое сотрудничество организуется государственными органами, которые в своих масштабных проектах выделяют определенные виды работ для корпоративных партнеров и НКО. В Индии проекты, инициированные государственными органами, предусматривают возможность участия как предпринимательских структур, так и общественных организаций и отдельных граждан. Такая кооперация обеспечивает не только охват различных объектов культурного наследия, но и возможность участия заинтересованных НКО и граждан в работах разного характера и масштаба – от проведения полной реставрации памятников до уборки территории вокруг них или организации туристических услуг.
К факторам, тормозящим активное участие НКО в сохранении культурного наследия, можно отнести имеющуюся в обществе дискриминацию ОКН, выделение более приоритетных памятников, заслуживающих внимания, и менее ценных объектов. Это может быть приоритетные проекты сохранения ОКН всемирного наследия и национального уровня и одновременное недофинансирование муниципального уровня культурного наследия. Преодоление такой дискриминации крайне важно для развития национальной самоидентификации, интереса ко всем периодам истории народа, формирования чувства «собственности» на культурное наследие. Задача НКО состоит в преодолении дискриминационных направлений в области сохранения культурного наследия.
История и степень автономности НКО в стране не столь значимы для оценки их участия в сохранении культурного наследия, как их иституциональный статус и обеспеченность ресурсами. Не совсем автономные и подконтрольные государству НКО в Китае с поддержкой волонтеров и предпринимательских структур реализуют масштабные проекты типа реставрации Великой китайской стены, тогда как имеющие большую историю многочисленные индийские НКО, не обладающие достаточными людскими и финансовыми ресурсами, ограничиваются локальными проектами по сохранению традиционных ремесел.
Проведенный сравнительный анализ выявил перспективные направления повышения роли НКО в сохранении культурного наследия через использование цифровых инструментов и технологий. Наиболее выраженный тренд по реинтеграции объектов наследия в экономический оборот и цифровизации объектов культурного наследия и процессов их сохранения и популяризации подтверждается лучшими практиками из исследуемых стран. Современный уровень развития информационных технологий позволяет создать платформенные решения, интегрирующие деятельность государственных и коммерческих организации, ассоциаций и волонтерских команд, НКО и населения и обеспечить взаимодействие стейкхолдеров и прозрачность процессов управления ОКН.
Источники:
2. Закон «Об охране культурного наследия». [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/iran_national_heritage_protection_act_engtof.pdf (дата обращения: 23.11.2023).
3. Закон Китайской Народной Республики о защите культурных реликвий от 28.10. 2002 (Принято на 30-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва 28 октября 2002 года). Народное правительство пекинского муниципалитета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.beijing.gov.cn/zhengce/zhengcefagui/qtwj/200210/t20021028_780536.html (дата обращения: 16.09.2023).
4. Положение «Об охране известных исторических и культурных городов Пекина», утв. Пекинским муниципальным собранием народных представителей. [Электронный ресурс]. URL: https://flk.npc.gov.cn/detail2.html?ZmY4MDgwODE3N2U3NWY4ODAxNzg2ODU5ZmFhNzE3ZjE (дата обращения: 18.11.2023).
5. Абанкина Т. В., Деркачев П. В. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 4. – c. 45-74.
6. Басова М. М. Основные критерии эффективности фандрайзинга в российских НКО // Экономические науки. – 2019. – № 175. – c. 154-162. – doi: 10.14451/1.175.154.
7. Булавина А. В., Дроздова Е. А. Специфика государственного регулирования НКО в Индии // European Science. – 2020. – c. 213-216.
8. Горлова Н. И., Демидов А.Г., Губина А.В. Современные практики привлечения волонтеров к сохранению историко-культурного наследия. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. – 244 c.
9. Зотов В. Б. Экономика некоммерческого сектора на примере НКО Москвы // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – № 5. – c. 257-274.
10. Клюшнев Ю. А. Традиционные ценности Ирана: анализ нормативно-правовой базы // Политконсультант. – 2023. – № 2.
11. Петрова Е. С. К вопросу о взаимодействии органов власти и НКО в реализации культурных инициатив // Культурологический журнал. – 2020. – № 3(41). – c. 4. – doi: 10.34685/HI.2020.92.60.003.
12. Семенов А.А. Классификация неправительственных организаций в КНР // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 37. – c. 270-279. – doi: 10.17223/1998863X/37/27.
13. Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире. / Коллективная монография. - М.:Креативная экономика, 2020. – 488 c.
14. Dar V. (2019, November 24). How corporates, civil society can play key roles in preserving heritage. The Financial Express. [Электронный ресурс]. URL: https://www.financialexpress.com/lifestyle/travel-tourism/how-corporates-civil-society-can-play- key-roles-in-preserving-heritage/1773340/ (дата обращения: 23.11.2023).
15. Gupta A., Prathama R. K. Analysis of Heritage Management in India and its Impact on Stakeholders // International Journal. – № 4. – p. 2158-2185.
16. Khosravi M. A., Fard S. S. Non-Governmental Organizations and the Barriers of Their Efficiency in Iran (after 1979) // Open Journal of Political Science. – 2016. – № 2. – p. 191-204.
17. Mozaffari A. The heritage NGO: A case study on the role of grass roots heritage societies in Iran and their perception of cultural heritage // International Journal of Heritage Studies. – 2015. – № 21(9).
18. Nair, P., & Lucknow (2007). Whose Public Action ? Analysing Inter-sectoral Collaboration for Service Delivery Scoping Study of Relationships between the State and the Non-Governmental Sector in India
19. Sadeghi M., Vaezi T The Barriers for NGOs Inefficiency in Iran // Legal Journal. – 2010. – p. 375.
20. АрхеологическаяслужбаИндии (ArchaeologicalSurveyofIndia (ASI). [Электронный ресурс]. URL: https://asi.nic.in/monuments/ (дата обращения: 10.11.2023).
21. Индийский национальный фонд искусства и культурного наследия (INTACH). [Электронный ресурс]. URL: http://intach.org/ (дата обращения: 16.11.2023).
22. Китайская ассоциация по защите технологий культурного наследия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cactch.org.cn/index.html (дата обращения: 12.10.2023).
23. Китайский фонд защиты культурных реликвий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ccrpf.org.cn/public-welfare?id=1604414778162282496 (дата обращения: 12.10.2023).
24. Общество совместных исследований участия в Азии PRIA. 2002. Invisible, Yet Widespread: The Non-Profit Sector in India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pria.org/knowledge_resource/Invisible_Yet_Widespread_- The_Non_Profit_Sector_in_India.pdf (дата обращения: 21.01.2024).
25. Фонд наследия Ирана. [Электронный ресурс]. URL: https://iranheritage.org/ (дата обращения: 10.11.2023).
26. Цифровой ковчег наследия Журнал Китай. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kitaichina.com/rwenhua/202301/t20230106_800317750.html (дата обращения: 12.10.2023).
27. Adoptheritage – информация о программе на сайте Министерства культуры Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1954675 (дата обращения: 31.01.2024).
28. 北京中轴线保护管理规划(2022 年—2035 年 (План управления защитой центральной оси Пекина (2022-2035)). [Электронный ресурс]. URL: https://www.beijing.gov.cn/gongkai/guihua/wngh/cqgh/202301/W020230130329977849629.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
29. 老北京保护项目Проект по защите Старого Пекина. Пекинский Центр охраны культурного наследия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bjchp.org/col.jsp?id=107 (дата обращения: 12.10.2023).
30. 腾讯长城保护项目 (Проект Tencent по защите Великой Китайской стены). [Электронный ресурс]. URL: https://www.tencent.com/zh-cn/responsibility/tencent-great-wall-restoration-project.html (дата обращения: 07.11.2023).
31. 长城社团 (Клуб Великая Стена). [Электронный ресурс]. URL: http://www.greatwallheritage.cn/CCMCMS/html/1//160/161/index.html (дата обращения: 07.11.2023).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 20:32:07