Проблемы и перспективы развития этнокультурного туризма на территориях приграничья

Морозова Т.В1, Козырева Г.Б.1, Белая Р.В.1, Морозов А.А.1
1 Институт экономики — обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2021)

Цитировать:
Морозова Т.В, Козырева Г.Б., Белая Р.В., Морозов А.А. Проблемы и перспективы развития этнокультурного туризма на территориях приграничья // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 11. – doi: 10.18334/epp.11.11.113749.

Аннотация:
В статье раскрыты вопросы, связанные с развитием этнокультурного туризма на территории Республики Карелия (Россия) и Северной Карелии (Финляндия). На основе проведенного социологического обследования турфирм двух стран сделан дескриптивный анализ их функционирования. Выявлены основные факторы развития рынка этнокультурного туризма на приграничных территориях. Оценены основные характеристики турфирм: опыт работы; предпочитаемые бизнес-стратегии; проблемы планирования; средства продвижения туристических продуктов на рынке; опыт совместных проектов. Сделан вывод о том, что спрос на туристические продукты местного культурного наследия сформирован и имеет высокий потенциал развития. Предложение имеет тенденцию активного развития рынка и удовлетворения существующего спроса. Такой прогноз подтверждается высоким потенциалом развития трансграничного проекта между Северной Карелией и Республикой Карелия. Турфирмы имеют достаточно устойчивое положение на рынке и заинтересованы в продвижении этнокультурного продукта.

Ключевые слова: туристические фирмы, приграничные территории, рынок этнокультурного туризма, туристический продукт местного культурного наследия

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках государственного задания Федерального исследовательского центра КарНЦ РАН «Институты и социальное неравенство в условиях глобальных вызовов и региональных ограничений».

JEL-классификация: L83, Z31, Z32



Введение

Являясь одним из депрессивных российских регионов, Республика Карелия характеризуется целым рядом социальных и экономических проблем, связанных с низким уровнем промышленного развития и занятости, неразвитой инфраструктурой, падением численности и старением населения, низким уровнем его жизни [1]. Развитие туристического сектора экономики, как одного из перспективных направлений, может обеспечить решение социально-экономических проблем Республики Карелия.

Историко-культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется наличием многочисленных культурно-исторических объектов. Кроме того, Карелия обладает культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе - карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Историко-культурный потенциал региона является основанием для развития этнокультурного туризма.

Исследование процессов, связанных с развитием этнокультурного туризма базируется на разработках российских и зарубежных ученых [2-9]. В основу данных исследований положены теоретические конструкты, включающие такие понятия, как культурный туризм, туристская дестинация, культурно-познавательный туризм, этнокультурный продукт туризма [10-13].

Развитие этнокультурного туризма на территории Республики Карелия является одной из приоритетных задач действующей государственной программы. В данной ситуации открытым является вопрос об использовании этнокультурного потенциала турбизнесом - производителем туристского продукта.

Результаты

Проблемы развития рынка этнокультурного туризма исследовались в рамках проекта «Этнокультурный потенциал бизнеса территории приграничья», проведенного при поддержке Программы приграничного сотрудничества CBC KARELIA. Проект реализован на территориях Республики Карелия (Российская Федерация) и Северной Карелии (Республика Финляндия) в 2019 г.

Период обследования не включал период пандемии. Но это не снижает важность обследования, проведенного за несколько месяцев до начала пандемии, когда складывались относительно хорошие условия для развития туристического бизнеса. Пандемия показала, насколько спрос на туристические услуги может быть не предсказуемым. И как важно региональному туристическому бизнесу быть готовым к возможным резким колебаниям спроса на рынке туристических услуг. Пандемия раскрыла слабые и сильные стороны стратегических ориентаций туристических фирм на рынке туристических услуг и показала, насколько туристический бизнес был готов к внешним вызовам и сохранению устойчивости. Какие же стратегии туристического бизнеса были до пандемии? Какие возможности были упущены, чтобы пережить внешние вызовы, порожденные пандемией? Проведенное нами исследование на наш взгляд позволяет ответить на поставленные вопросы в определенной степени.

Проведенное исследование позволило выявить ориентации фирм на спрос туристов из различных регионов и стран до ухудшения эпидемиологической ситуации. Оценка предложений и спроса на рынке туристических услуг основана на данных анкетного опроса туристских предприятий.

Предложение этнокультурного продукта обусловлено реализуемыми бизнес - стратегиями туристских предприятий. При этом имеют значение такие факторы, как:

• спрос на турпродукт местного культурного наследия;

• заинтересованность в продвижении этнокультурного продукта;

• устойчивость положения на рынке.

В рамках исследования были опрошены представители 35 туристических предприятий, из них 20 – из Северной Карелии (Финляндия) и 15 - из Республики Карелия (РФ). Как показали результаты исследования, опрошенные компании имеют значительный опыт деятельности в туриндустрии. Средняя продолжительность их работы на рынке туристических услуг составляет 15 лет. При этом российские предприятия имеют преимущество - этот показатель составляет 17 лет. В то же время финские компании работают в среднем 13 лет.

Практически все опрошенные предприятия, как с российской, так и с финской стороны, имеют опыт предоставления услуг гостям широкого географического спектра: от туристов своего и сопредельного региона до представителей разных стран мира. При этом предприятия Северной Карелии отличаются высокой ориентацией на гостей из Республики Карелия. Среди гостей Республики Карелия доминирующей группой являются туристы из Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, Республика Карелия является очень привлекательной для финских туристов.

Важной стадией формирования бизнес-стратегий туристских предприятий является планирование деятельности. При этом важны такие факторы, как спрос, затраты на инфраструктуру, набор персонала, высокая конкуренция. Данные опроса показывают, что предприятиям Северной Карелии на стадии планирования или на начальном этапе запуска не приходилось отказываться от турпродуктов. В России же случаи отказа наблюдаются в 6 из 15 предприятий, что свидетельствует о наличии рисков, которые сопровождают деятельность турфирм Республики Карелия.

Среди отказавшихся от своих планов 8 компаний столкнулись с высокими затратами на инфраструктуру, 2 - с низким спросом, 1 предприятие испытывало сложности в наборе персонала. Две первые причины характерны для российских и финских предприятий. Сложности в наборе персонала испытывают только российские предприятия.

Если говорить о средствах продвижения турпродуктов, то их формы практически одинаковы как в России, так и в Финляндии. Наиболее популярным средством про движения является интернет, которым пользуются все опрошенные предприятия. Далее идет «сарафанное радио», которое отметили почти все предприятия (33 из 34). Следующие в порядке снижения представленности идут: информационная литература, туристские выставки и реклама в СМИ. Данными средствами пользуются половина респондентов, как из Финляндии, так и из России.

Самые распространенные турпродукты, которые предлагаются гостям карельскими и финскими компаниями, являются «услуги по размещению». При этом у карелов их доля составляет 85%, а у финнов - 65%. Второй по значимости является позиция «турпродукт местного культурного наследия». Она характерна для предприятий обеих стран. Но данный турпродукт более распространен в Северной Карелии, где его предлагают 18 из 20 турфирм, а в Республике Карелия – 11 из 15. Эти данные свидетельствуют о том, что в структуре туристского рынка этнокультурные услуги прочно занимают существенную долю и Республики Карелия, и Финляндии.

Структурные элементы самого турпродукта «местное культурное наследие» в обеих странах имеют не существенные различия. Самым популярным направлением является знакомство с традиционной кухней. Его реализуют 19 предприятий (8 из Северной Карелии и 11 из Республики Карелия). Достаточно распространенным является знакомство с литературным и историческим наследием. Данный турпродукт представляют на рынке 7 предприятий Северной Карелии и 11 - Республики Карелия. Примерно третья часть предприятий предлагают такие турпродукты, как «знакомство с промыслами», «знакомство с ремеслами» и «праздники». Пока еще не достаточно представлено на рынке направление «знакомство с традиционной культурой через современные формы дизайна, современного жилья, одежды, быта». Данные опроса показывают, насколько широк диапазон направлений местного культурного наследия, который имеется в арсенале предприятий, что свидетельствует о диверсификации их производства.

По оценке руководителей предприятий большой интерес к турпродуктам местного культурного наследия проявляют гости из разных стран мира. Среди наиболее заинтересованных выделяются группы туристов из России, Финляндии, Белоруссии, Польши, Эстонии, Швейцарии, Германии. При этом туристы из Финляндии и России являются доминирующими потребителями.

Активное продвижение туристического продукта местного культурного наследия реализуют 29 предприятий Финляндии и Республики Карелия. Перспективность турпродуктов с элементами местного культурного наследия турфирмы Карелии связывают с высоким существующим спросом на рынке, что отметили 7 из 10 респондентов. Значимую роль в поддержании и развитии интереса к культурному наследию в Северной Карелии является государственная поддержка направлений развития туризма. С этой позицией выразили согласие 8 респондентов из 14. Такое распределение подтверждает не только социальную направленность государственной политики по поддержке малого бизнеса Финляндии, но и реализацию политики сохранения идентичности своего народа. Российские предприятия вынуждены в основном рассчитывать только на себя.

Результаты опроса показывают, что разнообразие стратегий турфирм подтверждается широким спектром вариантов для развития турбизнеса, ориентированного на продвижение на рынке этнокультурного продукта. Самой представленной является стратегия «позиционирование турпродукта местного культурного наследия как уникального продукта». Эту стратегию реализуют 2/3 предприятий Карелии и Финляндии. Обращает на себя внимание стратегия «участие в конкурсах на выполнение госконтракта, привлечение бюджетного финансирования», к которой прибегают 3 предприятия из Северной Карелии и только одно из Республики Карелия.

Результаты опроса показывают, что среди всех опрошенных 8 карельских и финских турфирм имеют опыт совместного сотрудничества по продвижению на рынке турпродукта местного культурного наследия. С российской стороны предприятия представлены более активно. Представители «Музея частной коллекции Гоголева» обмениваются опытом деятельности с «Ассоциацией деревянных городов Скандинавии». На базе Министерства экономического развития Республики Карелии организована переговорная площадка, где представители турфирмы «Историческая деревня Кинерма» знакомились с представителями турбизнеса Финляндии. Финны знакомились с деятельностью туристского комплекса «Бомба-Тало». Результаты исследования показывают, что трансграничный проект развития этнокультурного туризма России и Финляндии имеет некоторую перспективу.

Готовность к созданию трансграничного тура высказали два респондента из Северной Карелии и один – из Республики Карелия.

Проявили интерес и выразили желание включиться в создание трансграничного тура, но пока имеют организационные проблемы 6 представителей турбизнеса из Северной Карелии и 9 – из Республики Карелия.В данный момент не готовы, но интерес к такому проекту существует - отметили 7 предприятий Северной Карелии и 4 - из Республики Карелия. Совсем не имеют никакой возможности для этого 3 турфирмы из Северной Карелии и 4 – из Республики Карелия.

Таким образом, в активной фазе создания трансграничного тура находятся 3 компании. Высокий потенциал для включения в данный проект имеют 15 турфирм. Пока имеют только интерес – 13 предприятий. Не имеют возможности 4 предприятия.

Выводы

Полученные в рамках опроса эмпирические данные свидетельствуют о том, что существует экономический интерес на рынке этнокультурного продукта, как у карельских турфирм, так и у финских. Предприятия отмечают высокий спрос на турпродукт местного культурного наследия.

Практически все опрошенные предприятия имеют опыт предоставления услуг гостям широкого географического спектра: от туристов своего и сопредельного региона до представителей разных стран мира. Они пользуются современными формами продвижения турпродукта.

Результаты исследования свидетельствует о том, что рынок туристического продукта с элементами местного культурного наследия как Республики Карелия, так и Финляндии, активно развивается и имеет хорошие перспективы. Спрос на туристический продукт местного культурного наследия сформирован. Туристические фирмы имеют достаточно устойчивое положение на рынке и заинтересованы в продвижении этнокультурного продукта.

Вместе с тем деятельность туристических фирм Республики Карелия сопряжена с некоторыми рисками, связанными со сложностями в наборе персонала, высокими затратами на инфраструктуру. Туристические предприятия Северной Карелии в свою очередь ориентированы и зависят от спроса, прежде всего, туристов из Республики Карелия, что предопределяет особенности стратегий их развития.

С чем столкнулись фирмы во время пандемии? В настоящее время туристические предприятия испытывают трудности на рынке этнокультурного продукта. Так, в Северной Карелии во время эпидемии резко сократился спрос на туристические услуги со стороны России. И туристические фирмы, ориентированные в основном на российских туристов, столкнулись с рядом экономических проблем. В то же самое время, в Республике Карелия ряд фирм оказались в выигрышном положении, поскольку резко возрос спрос на туристические услуги со стороны туристов из российских регионов, особенно из крупных городов Москвы и Санкт-Петербурга. Именно на спрос этой категории туристов туристические предприятия в основном ориентировались до пандемии. Таким образом, напряженная эпидемиологическая ситуация (пандемия) показала, что региональный туристический бизнес целесообразно и необходимо развивать не только с ориентацией на спрос со стороны зарубежных государств, но и планировать поддержку и развитие спроса со стороны граждан, проживающих в других регионах страны, а также граждан, проживающих внутри самого региона.


Источники:

1. Козырева Г. Б., Морозова Т. В., Волков А. Д. Исследование институциональных факторов социально-экономического развития депрессивного северного приграничного этнического региона // Дискуссия. – 2018. – № 6 (91). – c. 38-47.
2. Сорокин Д. Е., Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) // Экономика региона. – 2017. – № 13(3). – c. 764-776.
3. Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В., Наконечный А. И. Туристские технологические платформы как инструмент обеспечения конкурентоспособности региональных турпродуктов // Регион: Экономика и Социология. – 2019. – № 1. – c. 114-132.
4. Sharafutdinov V. N., Onishchenko E. V., Nakonechnyi A. I. Tourism Technology Platforms as a Tool for Supporting Competitiveness of Regional Tourism Products // Regional Research of Russia. – 2020. – № 10 (1). – p. 48–55.
5. Игнатьева И. Ф. Многомерность туризма: философский, экономический, политический аспекты // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. – 2017. – № 33(3). – c. 307-315.
6. Jacobides M. G., Cennamo С., Gawer А. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. – 2018. – № 39(8). – p. 2255-2276.
7. Kenney M., Zysman J. The Rise of the Platform Economy // Issues in Science and Technology. – 2016. – № 32 (3). – p. 61-69.
8. Bianchi R.V., Stephenson M.L. Deciphering tourism and citizenship in a globalized world // Tourism Management. – 2013. – № 39. – p. 10-20.
9. Korstanje M. E. What is tourism? An antropogentic discussion // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. – № 2(10). – p. 7-18.
10. Гордин В. Э., Сушинская М. Д., Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма. / Конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века. - СПб.-Эдинбург, 2000. – 18 c.
11. Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-related Perspective versus the Socio-cultural Approach in Tourism Theory // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. – 2002. – № 2(2).
12. Гончарова Н А Подходы к определению концепта «туристская дестинация» в научном дискурсе // Вестник науки Сибири. – 2015. – № 2(17). – c. 100-112.
13. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Менеджмент и экономика в культуре // Вопросы культурологии. – 2006. – № 3. – c. 78-85.

Страница обновлена: 02.11.2021 в 15:01:24