Тенденции и новые форматы развития массового спорта в Российской Федерации

Гуреева Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Гуреева Е.А. Тенденции и новые форматы развития массового спорта в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.121056.

Аннотация:
Устойчивая динамика роста численности занимающихся физической активностью и спортом в России делает массовый спорт объектом исследования не только с точки зрения физиологических аспектов, но и со стороны социально-экономических особенностей. Активный досуг сегодня является перспективным и развивающимся направлением предпринимательской деятельности. При этом комплексные исследования, посвященные изучению управления массовым спортом, практически отсутствуют. В тоже время становится очевидным, что традиционные инструменты вовлечения населения в занятия физической активностью снижают свою эффективность. В статье раскрываются новые форматы организации массового спорта и активного досуга. В качестве наиболее перспективного формата автором статьи выделено сочетание спорта, туризма и экскурсионных программ, что не только вызывает особый интерес участников, но и способствует сохранению культурного наследия территорий; одновременно вовлекаются несколько аудиторий, тем самым формируя долгосрочное наследие и синергетический эффект на границах различных индустрий. Статья будет интересна специалистам в области менеджмента спортивных организаций.

Ключевые слова: массовый спорт, активный досуг, предпринимательство, менеджмент, развитие территорий



Введение. Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России является массовый спорт как специфический объект управленческого воздействия на федеральном, региональном и местном уровне. Массовый спорт, в отличие от спорта высших достижений и профессионального спорта, направлен на оздоровление нации, самореализацию и самовыражение каждого индивида, развитие человеческого капитала. Одним из популярных форматов развития массового спорта является активный досуг, нередко проявляющийся в форме спортивного туризма.

Сегодня пользуется спросом и набирает популярность все, что связано с активным образом жизни и развлечениями, таким образом, массовый спорт – это развивающееся и перспективное направление.

Современная Россия характеризуется большой неоднородностью в проявлении, как социально-экономических трендов, так и большим этническим и культурным разнообразием, которое, несомненно, оказывает значительное влияние на показатели стиля жизни, выражающиеся в осознании ценностей, к которым собственно и должно быть отнесено стремление поддерживать здоровье и активность [15]. В данной связи, учет потребностей населения по указанным критериям позволит получить научно обоснованные подходы к пониманию способов их привлечения к занятиям массовым спортом.

Внимание становлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере массового спорта в последние годы уделяли внимание российские и зарубежные ученые и практики [16, 20], в то же время отсутствуют исследования, классифицирующие различные направления предпринимательской деятельности в сфере массового спорта.

Сегодня многие российские авторы уделяют внимание системе критериев и показателей развития массового спорта [2–4, 6, 8–11, 18, 19], зарубежные авторы больше рассматривают инструменты развития массового спорта [1, 14, 15, 17, 21].

Общемировая тенденция, заключающаяся в переходе от экономики услуг к экономике впечатлений, дошла и до России. Если экономика услуг предлагает индивидуальные услуги клиентам, то экономика впечатлений предлагает индивидуальные впечатления гостям и клиентам. Таким образом, сегодня успех товара или услуги зависит от тех впечатлений, которые вызовет у клиента.

Рассмотрение вопросов влияния занятий спортом и физической активностью на уровень счастья и удовлетворенность жизнью, представлен в работах Гончаровой Н.Ю., Гуреевой Е.А. [5], Скрыль Т.В [12].

Вопросы развития этноспорта и традиционных игр, как части массового спорта, рассмотрены в работах Кыласова А.В. [7].

Большинство современных исследований, объектом исследования которых является массовый спорт, посвящены анализу динамики его развития, тренировочному процессу и наличию спортивной инфраструктуры в регионах. При этом практически отсутствуют исследования, посвященные проблемам управления массовым спортом.

Согласно исследованию, проведенному Центром социального проектирования «Платформа», «спорт для россиян – это прежде всего, позитивные социальные эффекты, а не победы. Так 70% респондентов отметили, что спорт для них – это здоровье, красота, хорошее настроение; 62% – движение, удовольствие, энергия, образ жизни; 52% – достижение цели и преодоление себя» [13].

Таким образом, необходимо использование новых инструментов развития массового спорта и поиск новых форматов вовлечения населения.

Целью исследования является выявление основных тенденций и новых форматов развития массового спорта.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором разработаны рекомендации по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности спортивных организаций.

В процессе проведения исследования был использован метод критического анализа литературных и информационных источников.

Современные особенности массового спорта

Традиционно массовый спорт изучается на основе учета численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом. Начиная с 2010 года данный показатель возрос практически в 3 раза с 18,5 до 53% на начало 2023 года. Отдельно стоит проблема непосредственного учета занимающихся (рисунок 1). В число официальной статистики попадают только те граждане, которые занимаются физической культурой и спортом в официальных секциях и клубах.

Рисунок 1 - Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (процентов).

Источник: составлено автором на основе официальных данный, указанных на сайте Министерства спорта Российской Федерации.

В данной статье массовый спорт будет рассмотрен в широком смысле. Под массовым спортом мы подразумеваем виды спортивной деятельности и физической активности, доступные широким слоям населения. Так к активному досугу будем относить и смежные сферы такие как, например, туризм с использованием активных форматов путешествия — пешком, на лыжах, на велосипеде, на лошадях и т.п.

С учетом уникальных природных ландшафтов, Российская Федерация обладает большим потенциалом развития активного туризма на всей ее территории.

Спортивные идеи и проекты часто пересекаются с неспортивными сферами экономической деятельности. Основная причина этого смешения состоит в том, что нам важно получить положительные эмоции, а вслед за ними заряд энергии. Массовый спорт в сочетании с креативными составляющими и нетрадиционными форматами реализации спортивных проектов, все больше и больше набирает популярность среди населения.

Совокупность массового спорта и активного досуга можно отнести к диссипативным системам. Диссипативные системы рассматриваются в управлении как совокупности объектов, поддерживающих функционирование и развитие за счет обмена ресурсами с окружающей средой. Они представляют собой динамические, открытые системы, способные адаптироваться к изменениям внешней среды и поддерживать свою стабильность и развитие за счет внутренних процессов самоорганизации.

Развитие массового спорта невозможно представить без активного взаимодействия с окружающей средой. В систему массового спорта вовлечены физкультурно-спортивные организации, представители бизнес-сообщества, социальные институты и экосистемы. Происходит обмен различными видами ресурсов материальных, финансовых, человеческих, информационных, включая энергетический обмен под влиянием экономики впечатлений.

Управление диссипативными системами предполагает переосмысление традиционных подходов к планированию, контролю и организации, акцентируя внимание на гибкости, способности к адаптации и инновациям, а также на умении видеть и использовать возможности, возникающие в результате сложных взаимодействий внутри системы и между системой и ее окружением.

Рассмотрим применимость признаков диссипативной системы на примере массового спорта. Если рассматривать массовый спорт как диссипативную систему, это подразумевает признание его способности к самоорганизации, адаптации и развитию через активный обмен ресурсами и информацией с внешней средой. В таком контексте массовый спорт не только реагирует на внешние вызовы и изменения в социально-экономическом ландшафте, но и активно формирует новые формы организационных структур, практик и культурных значений, способствуя развитию общества. Рассмотрим ключевые аспекты массового спорта как диссипативной системы (рисунок 2.).

Рисунок 2. Свойства диссипативных систем

Источник: составлено автором.

Массовый спорт не просто активно взаимодействует с внешней средой, он сам является частью внешней среды возникая из нее и в нее возвращаясь. Из внешней среды массовый спорт получает ресурсы, в том числе финансирование, участников и внимание общественности, и трансформирует их в здоровье, социальную активность и культурное разнообразие. Эффективность этого обмена влияет на устойчивость и развитие массового спорта как системы.

Многообразие форматов массового спорта и активного досуга

Массовый спорт демонстрирует высокую степень адаптивности, адаптируясь к глобальным трендам здорового образа жизни, изменениям в предпочтениях населения и технологическим инновациям. Система способна самостоятельно генерировать и развивать новые формы занятий спортом. Постоянно возникают новые организационные модели проведения массовых спортивных мероприятий, новые форматы занятий и методы вовлечения в массовый спорт различных социальных групп.

Также появляются новые виды активного отдых такие как бэкпэкинг, легкоходство, трекинг, рогейн, спортивные и этноспортивные фестивали и праздники, индустриальный туризм и другие.

Вовлечение экскурсионного сектора позволяет совместить физическую активность с культурным развитием. Сегодня самым дорогим ресурсом является время, так почему бы не провести экскурсию на бегу или с использованием велосипеда или самоката.

В качестве объекта посещения может выступать не только классический объект культурного наследия, а любой объект, притягивающий внимание экскурсантов, в качестве которого может выступать даже просто красивый пейзаж.

При этом, организовать интересную экскурсию можно в любом, даже небольшом населенном пункте. Каждый уголок нашей страны по-своему интересен и прекрасен. В России много интересных мест с историей и необычными достопримечательностями. Подобные проекты не только привлекают и развивают территории, но и позволяют сохранить их культурно-историческое наследие.

Использование современных цифровых технологий также способствует появлению новых форматов активного досуга, делая их более интерактивными. Так, например, можно добавить элементы квеста или превратите путешествие в игру. В этом случае количество форматов ограничивается только фантазией организаторов и доступностью интернета.

Проведение пеших, водных, лыжных и иных форм спортивных походов давно и хорошо изучены, но и эти форматы можно разнообразить, дополнив соревнованиями по рыбной ловли, сбору грибов или ягод, а также фотографированию.

При этом современный городской житель на природе желает сохранить привычный уровень комфорта, характерный для жизни в городской среде. Ответом на эти запросы становится развитие на всей территории России сети глэмпингов.

Реализация спортивно-туристического проекта возможна при минимальных финансовых затратах, что делает этот бизнес более доступным для реализации.

Отдельно можно выделить экстремальные форматы, такие как марш-броски и курсы по выживанию. Подобные форматы, как правило, вообще не подразумевают обеспечение участников со стороны организаторов местами для питания и проживания.

Спортивные события как драйвер развития массового спорта

И наконец, одно из самых очевидных направлений реализации проектов в сфере массового спорта – проведение спортивных и этноспортивных событий и фестивалей.

К базовым составляющим, соединение которых привело к появлению спортивно-событийного туризма, относятся туризм, спорт и непосредственно само событие. Пересечение каждых из составляющих дает такие сферы, как спортивный и событийный туризм, также спортивное событие – цель туристов, осуществляющих деятельность в рамках спортивно-событийного туризма. Пересечение трех базовых составляющих приводит к симбиозу данных понятий – спортивно-событийному туризму.

Спортивные события оказывают мощное воздействие на людей за счет непосредственного вовлечения в них.

Этноспортивные соревнования способствуют возрождению и сохранению национальных традиций территорий. На сегодняшний день успешно реализуются и привлекают внимание множество подобных событий, например, Атмановские кулачки в Тамбовской области и Чужонбол в Удмуртии.

Сегодня Атмановские кулачки, возрожденные федерацией традиционных игр, внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России и включены в ТОП-200 лучших российских фестивалей и праздников [7]. Население региона, гордиться тем, что связано с этой территорией и, следовательно, является частью спортивного события.

Чужонбол – игра в мяч метлами которая стремительно набирает популярность не только в Удмуртии, но и во многих регионах России.

Эти и подобные события имеют потенциал, чтобы привлечь посетителей из соседних городов, а также туристов, которые интересуются традиционными народными праздниками. В тоже время они должны служить местным жителям, укреплению их чувства гордости за город и сохранению своих традиций и обычаев.

При этом следует помнить, что даже небольшое мероприятие невозможно сделать одновременно быстро и эффективно. Важно сделать мероприятие ежегодным или проводить его на регулярной основе.

Проведение спортивных событий позволяет привлечь средства в регион за счет проживания, питания, развлечения, проезда, а также продажи спортивных товаров и сувениров.

Особое внимание следует уделить корпоративному сектору. Проведение корпоративных соревнований и спортивных праздников является действенным инструментом по вовлечению в массовый спорт.

Совмещение спортивного туризма с бизнес-тренингами на природе, например, в горах, проводит параллели с развитием бизнеса. Сама природа в последнее время всё больше начинает рассматриваться как огромная площадка-зал для реализации спортивных проектов.

Такие форматы способствуют командоорбразованию и достижению других социальных эффектов, но к повышению уровня здоровья они никак не приводят - для этого нужны регулярные занятия, чтобы спорт и физическая активность стали стилем жизни.

Безусловно регулярные занятия физической активностью приносят больше пользы и направлены на улучшение здоровья, в то время как спортивные праздники ориентированы на уже вовлеченных в занятия спортом сотрудников.

Инструменты поддержки и развития массового спорта

В целях развития массового спорт предлагается создание цифровой экосистемы, объединяющей физкультурно-спортивные организации, ивент-агентства, высшие учебные заведения, регионы Российской Федерации, представителей инфраструктуры для туризма и отдыха, транспорта, а также сопутствующей инфраструктуры (места размещения, предприятия общественного питания, производителей местных сувениров и т.п.).

В процессе реализации подобных мероприятий возникают вопросы о необходимости дополнительного финансирования. Причин может быть несколько. Одна из них – недостаточные или неправильно сформированные бюджеты. Компании, стремящиеся получить госзаказ на предоставление услуг по обслуживанию мероприятий или предоставление соответствующих товаров, нередко осознанно занижают бюджеты, чтобы оказаться в выигрышном положении перед конкурентами. В ходе реализации проекта выясняется, что бюджета недостаточно и необходимы дополнительные инвестиции. Отказаться от реализации начатого проекта ввиду ограниченности бюджета и фиксированных сроков проведения мероприятий на этом этапе уже невозможно.

Сегодня поддержка предпринимательской деятельности в сфере массового спорта осуществляется как со стороны государства, так и со стороны частного и общественного сектора экономки.

Государственный сектор инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности в спорте включает в себя:

- спортивные сооружения и площадки для занятия спортом;

- организации, осуществляющие научно-методическое, медико-биологическое и антидопинговое сопровождение деятельности спортивных организаций;

- образовательные организации, осуществляющие подготовку тренерских и методических кадров.

Эффективным представляется использование тренировочных и оздоровительных спортивных сооружений для развития предпринимательства в массовом и детском спорте.

Общественный сектор инфраструктуры поддержки формируется под руководством спортивных федерацией и включает в себя систему спортивных соревнований, учитывающих наличие частных спортивных школ, любительских соревнований и регулярных лиг, профессиональные турниры и чемпионаты.

Частный сектор инфраструктуры поддержки функционирует за счет средств инвесторов и оказания коммерческих услуг субъектам предпринимательства в спорте. Он включает в себя:

- специально созданные агентства и СМИ, осуществляющие информационное сопровождение и освещение деятельности предпринимателей в спорте;

- спортивные маркетинговые агентства, облегчающие предпринимательским структурам изучение своей целевой аудитории или возможных направлений бизнеса;

- частные образовательные организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров спортивных организаций с учетом предпринимательского характера их деятельности. Как один из возможных вариантов – реализация совместно со спортивной федерацией программ «Обучение предпринимателей в виде спорта».

При формировании инфраструктуры поддержки должны быть учтены следующие особенности. Основные факторы внешней среды, влияющие на предпринимательскую деятельность спортивных организаций:

- соотношение прямых и косвенных методов регулирования экономических отношений в индустрии спорта;

- поведение потребителя спортивно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивно-зрелищных услуг;

- вовлеченность представителей бизнеса и около спортивных предпринимательских структур;

- информационное обеспечение и интерес СМИ к деятельности спортивных организаций;

- кадровое обеспечение индустрии спорта и спортивной отрасли.

Необходимо вовлечение общественных организаций, предпринимательских структур), выделение основного звена в решении проблемы (развитие массового спорта в образовательных учреждениях, трудовых организациях, по месту жительства населения), приоритетность финансирования, наблюдение и поэтапный контроль.

Выводы.

Массовый спорт и спортивные события обладают огромным потенциалом для реализации нестандартных идей продвижения и вовлечения аудитории. В отличие от спортивных соревнований мирового уровня, локальные спортивные события проводятся в рамках существующей инфраструктуры, требуют меньших затрат на проведение, но они также требуют хорошо продуманного маркетингового планирования и продвижения, чтобы привлечь максимально широкую аудиторию.

Спорт привлекает больше людей, чем любое другое событие: у него эмоциональная власть над всеми зрителями и болельщикам. Одновременно вовлекаются несколько аудиторий, тем самым формируя долгосрочное наследие.

Инфраструктурой поддержки предпринимательской деятельности спортивных организаций можно назвать систему коммерческих и некоммерческих организаций спортивного и околоспортивного характера, функционирующих в качестве системы поддержки предпринимательских структур в отдельных областях спорта на более выгодных для спорта условиях за счет различных форм поддержки со стороны государства, долгосрочных партнерских отношений и снижения издержек в связи с использованием общей материально-технической базы.

На основании социальной значимости предпринимательства в сфере спорта и особенности формирования доходности российских субъектов предпринимательства в спорте рекомендуется сформировать инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности спортивных организаций, которая должна включать в себя:

- спортивную инфраструктуру, доступную субъектам предпринимательства, с учетом их потребностей и видов оказываемых услуг;

- спортивно-оздоровительные, спортивно-зрелищные услуги и услуги спортивной подготовки;

- систему подготовки кадров, включающую в себя системы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и систему повышения квалификации. Особое внимание при этом отводится структурам, осуществляющим подготовку предпринимателей в спорте вне зависимости от полученного ими ранее образования.

- организации, осуществляющие информационную поддержку субъектам предпринимательства, в том числе в качестве средств массовой информации (СМИ), агрегаторов новостей в сети Интернет и компаний, предлагающих услуги по информационному, дизайнерскому и консультационному сопровождению субъектов предпринимательства в спорте.

- систему соревнований, ориентированную на вовлечение новых участников из числа физических (спортсмены, дети, любители видов спорта) и юридических (школы, клубы) лиц. В данном вопросе решающую роль играют спортивные федерации, формирующие календарный план спортивных соревнований, ориентированный на привлечение внимания к виду спорта и, как следствие, повышение доходности от взаимодействия с партнерами, спонсорами и заинтересованными бизнес-структурами.

Формирование условий развития предпринимательской деятельности спортивных организаций требует значительных и постоянных финансовых, организационных и иных ресурсных (прежде всего кадровых) затрат. Эффект от предпринимательской деятельности в спорте носит долгосрочный характер, следовательно, необходимые условия нужно создавать с привлечением заинтересованных сторон, готовых на долгосрочные вложения: городская администрация и общественные организации, прежде всего спортивные федерации.


Источники:

1. Абрамов Е.Г., Абузярова М.И., Будзинская О.В. и др. Теория и методология менеджмента бизнес-моделей на основе экосистемного подхода. / Монография. - М.: ООО Первое экономическое издательство, 2023. – 214 c.
2. Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Чиканова Е.С. Обеспечение экономической безопасности при управлении персоналом в сфере физической культуры и спорта // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 487-494. – doi: 10.18334/lim.6.4.41305.
3. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. Социальные и экономические аспекты функционирования организаций в сфере физической культуры и спорта // Креативная экономика. – 2023. – № 2. – c. 643-660. – doi: 10.18334/ce.17.2.117341.
4. Богомолов Г.В., Орлов К.А., Прокопенкова Ю.М. Анализ финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта на основе данных федерального статистического наблюдения // Экономика и управление в спорте. – 2024. – № 1. – c. 11-26. – doi: 10.18334/sport.4.1.120487.
5. Гончарова Н.Ю., Гуреева Е.А. Влияние сферы физической культуры и спорта на удовлетворенность жизнью // Путеводитель предпринимателя. – 2021. – № 4. – c. 157-162. – doi: 10.24182/2073-9885-2021-14-4-157-162.
6. Кохно П.А., Кохно В.О. Математическая модель оценки взаимосвязи показателей подготовки спортсменов // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 4. – c. 303-312. – doi: 10.18334/sport.3.4.120173.
7. Кыласов А.В. Спортивное наследие // В сборнике: Энциклопедия нематериального культурного наследия России. Посвящается Году культурного наследия народов России. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Москва, 2022. – c. 512-528.
8. Левшина О.Н. Социальные сети: трансформация от средства общения к инструменту продаж спортивных услуг // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 4. – c. 259-282. – doi: 10.18334/sport.3.4.120017.
9. Мифтахов М.Р., Мингулов А.М. Программно-целевой подход - надежный механизм поддержки отечественного спорта // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 4. – c. 245-258. – doi: 10.18334/sport.3.4.120014.
10. Парушев А.В. Государственно-частное партнерство как эффективный способ развития физической культуры и спорта в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4719-4730. – doi: 10.18334/epp.13.11.119499.
11. Ромашова К.А. Использование инструментов корпоративной социальной ответственности в международном спорте // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 4. – c. 213-226. – doi: 10.18334/social.4.4.120882.
12. Скрыль Т.В. Развитие и накопление человеческого капитала как приоритетные факторы инновационного развития // Цитисэ. – 2018. – № 1. – c. 4.
13. Социальные эффекты спортивных проектов. Центр социального проектирования «Платформа». [Электронный ресурс]. URL: https://pltf.ru/2020/11/02/socialnye-jeffekty-sportivnyh-proektov/ (дата обращения: 20.01.2023).
14. De Bock T, Scheerder J, Theeboom M, Constandt B, Marlier M, De Clerck T, Willem A. Stuck between medals and participation: an institutional theory perspective on why sport federations struggle to reach Sport-for-All goals // BMC Public Health. – 2022. – № 1. – p. 1-13. – doi: 10.1186/s12889-022-14230-5.
15. Dionigi R.A., Gard M. Sport and Physical Activity across the Lifespan: Critical Perspectives. - UK: Palgrave Macmillan, 2018. – 362 p.
16. Gipson C., Bennett H., Malcom N., Trahan A. Social Innovation and Fitness Sports: A Case of the CrossFit Movement in North America. / Social Innovation in Sport. Tjønndal, A. (eds). - Cham: Palgrave Macmillan, 2021. – 189-205 p.
17. Hammerschmidt, J.; Durst, S.; Kraus, S.; Puumalainen, K. Professional football clubs and empirical evidence from the COVID-19 crisis: Time for sport entrepreneurship? // Technological Forecasting and Social Change. – 2021. – № 165. – p. 120572.
18. Matolić, T., Jurakić, D., Podnar, H., Radman I., Pedišić Ž. Pomotion of health-enhancing physical activity in the sport sector: a study among representatives of 536 sports organisations from 36 European countries // BMC Public Health. – 2023. – № 23. – doi: 10.1186/s12889-023-15589-9.
19. Milkevich O.V., Sokolskaya L.V., Butyakin I.A., Reznikov A.A. System of criteria and indicators for the development of mass sports // Theory and Practice of Physical Culture. – 2022. – № 8. – p. 108-111.
20. Prokofiev V.N., Akimova K.V., Myachin A.L. Research of indicators of the strategy of sports development in the regions of the Russian Federation // Management in socio-economic systems. – 2021. – № 3. – p. 50-57.
21. Radaelli, G.; Dell’Era, C.; Frattini, F.; Petruzzelli, A.M. Entrepreneurship and Human Capital in Professional Sport: A Longitudinal Analysis of the Italian Soccer League // Entrep. Theory Pr. – 2018. – № 42. – p. 70-93.

Страница обновлена: 13.05.2024 в 22:27:26