Маркетинговые тактики и инструменты в практике управления продвижением малой физкультурно-спортивной организации
Фахретдинова А.Б.1, Блиновская Т.Е.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Фахретдинова А.Б., Блиновская Т.Е. Маркетинговые тактики и инструменты в практике управления продвижением малой физкультурно-спортивной организации // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 1. – С. 27-44. – doi: 10.18334/sport.4.1.120340.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63546540
Аннотация:
Данная статья исходит из тезиса о том, что в современных рыночных условиях физкультурно-спортивным организациям жизненно важно учитывать интересы конечных потребителей и гибко реагировать на их запросы. Необходим перманентный поиск эффективных инструментов и методов продвижения, которые позволят укрепить позиции организации на рынке, повысить спрос на ее товары и услуги [1]. В статье определены маркетинговые тактики и инструменты, специфичные для малых физкультурно-спортивных организаций (предоставляющих преимущественно физкультурно-оздоровительные услуги), которые сегодня нашли свою нишу на рынке, но имеют весьма ограниченные бюджет и ресурсы на продвижение. Авторами даны рекомендации по использованию такими организациями рекламы в социальных сетях, потенциала кросс-маркетинга, возможностей повышения конверсий на всех этапах воронки продаж.
Ключевые слова: маркетинговые технологии, стратегия, тактики, инструменты продвижения, физкультурно-спортивная организация (ФСО)
JEL-классификация: L83, M30, M31, Z20
Введение
Физкультурно-спортивные организации (далее ФСО) являются важнейшими субъектами рыночных отношений. В настоящее время количество организаций физкультурно-спортивной направленности неуклонно растет. Это обусловлено популяризацией физической культуры и спорта, широкой пропагандой здорового образа жизни со стороны государства [2]. При этом наряду с появлением крупных спортивных объектов и развитием городской среды для самостоятельных занятий спортом значительное влияние на повышение двигательной активности россиян оказывают небольшие клубы шаговой доступности [3]. По данным Министерства спорта Российской федерации в 2021 году количество занимающихся спортом в клубах по месту жительства составляло более одиннадцати миллионов человек [4]. В связи с востребованностью этой ниши, в ней в настоящее время работает большое количество предпринимателей, что обуславливает между ними высокую конкуренцию за клиентов. Растет количество предпринимателей, которые открывают свои небольшие физкультурно-спортивные организации, такие как школы танцев и студии растяжки. По данным федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК, количество учреждений и организаций, осуществляющих физкультурно-спортивную работу, составило в 2021 году 184,6 тыс. ед., численность граждан, занимающихся физкультурой и спортом, – 65,3 млн чел. (из них на платной основе – 13,9 млн чел.) [5]. В форме малых предприятий действуют 4,8 тыс. ФСО (2,6% от общего количества), в них систематически занимаются физической культурой и спотом 633,7 тыс. чел., включая 260,9 тыс. чел. на платной основе [5]. При сравнении количества малых организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, по годам, отмечается их заметный прирост: в 2018 году насчитывалось 2,6 тыс. таких организаций, а в 2021 уже 4,8 тыс. [5]. Таким бизнесам крайне сложно конкурировать с крупными сетями фитнес-клубов и франшизами знаменитых на всю страну физкультурно-спортивных организаций [6]. В связи с этим возникает необходимость в разработке такой системы привлечения и удержания клиентов для малых ФСО, которая бы не предполагала крупных финансовых издержек на рекламу и продвижение.
В научной литературе проблема продвижения именно малых организаций сферы физической культуры и спорта четко не обозначена. Наиболее разработана следующая связанная проблематика. В работах Е.В. Беликовой, В.М. Степанян, С.Р. Селивановой, И.В. Парфильевой [7], Ю.М. Беляковой, С.А. Гуслистого [8], Ю.О. Ивановой, Ю.В. Агафоновой [9], С.А. Лебедевой, Д.Е. Харченко, А.Д. Дьяконова [10], А. Малыгина [11], С.Н. Скороходова [12], И. Явленина [13] рассматриваются спортивный маркетинг и специфика применения инструментов маркетинга в спортивной отрасли. Вопросы спроса, сегментирования и конкуренции на рынке физкультурно-спортивных услуг, конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций представлены в исследованиях Г.Ф. Агеевой, О.А. Даниловой [14], Е.А. Братухиной, И.А. Тойменцевой [15], С.А. Демьянова, В.П. Колесникович [16], Н.М. Егоровой [17], Ф.Ф. Наримановой, В.В. Зотова [18], Л.Н. Орловой, С.А. Остроухова [19], О.Н. Степановой [20] и др.
Опираясь на содержание работ указанных авторов, а также результаты авторского исследования, в статье раскрывается цель – определить маркетинговые тактики и инструменты для привлечения новых клиентов в малую физкультурно-спортивную организацию.
Новизна исследования состоит в раскрытии потенциала и конкурентоспособности небольших физкультурно-спортивных организаций, определении маркетинговых тактик и инструментов, специфичных для школ/ студий фитнеса, танцев, растяжки, йоги и др.
Основная часть
Для определения наиболее эффективных маркетинговых тактик и инструментов в практике управления продвижением малой ФСО, нами были использованы метод опроса и сравнительный анализ.
Составление портрета целевой аудитории было осуществлено по результатам опроса постоянных клиентов одной из студий растяжек г. Казани (студия растяжки «Грань»).
В очном опросе приняло участие 80 человек, у которых на момент проведения исследования (ноябрь 2022 г.) были действующие абонементы в студию растяжки «Грань». В начале опроса были определены социально-демографические характеристики клиентов студии. В возрасте 16-20 лет – 6 чел., в возрасте 21-30 лет – 54 чел., в возрасте 31-40 лет – 17 чел., от 41 года – 3 чел. 53% опрошенных заявили о наличии ребенка (или несколько детей).
Далее был задан вопрос о причинах, по которым клиенты студии посещают спортивные тренировки (рисунок 1).
Рисунок 1 – Причины занятий спортом, чел.
Опрос показал, что большинство респондентов (33 человека) ставят в приоритет положительное влияние занятий спортом на здоровье, 27 человек занимаются спортом ради внешней красоты (стройность, осанка), а 20 человек относятся к спортивным занятиям как к отдыху от работы, хобби и занимаются для удовольствия от процесса.
На рисунке 2 представлены ответы на вопрос о посещаемых респондентами спортивных направлениях.
Рисунок 2 – Спортивные направления, которые посещают респонденты, чел.
Как видим, большей популярностью среди опрошенных пользуются занятия по растяжке (выбор 23 чел.). 17 респондентов отдали предпочтение силовым тренировкам, 19 – танцам. Все имеющиеся направления посещают 21 человек.
Критерии, которые важны для опрошенных при выборе физкультурно-спортивной организации представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Критерии выбора спортивной студии, чел.
Таким образом, мы определили основные факторы, которые движут людьми при выборе физкультурно-спортивной организации: 25 человек ответили, что для них важно, чтобы спортивный зал находился рядом с домом, 35 человек смотрят на удобство в расписании занятий, 13 человек больше всего ценят профессионализм тренерского состава, а для 7 человек решающим фактором становится цена абонемента.
Также мы выясняли какую сумму респондентам комфортно тратить на занятия спортом в месяц (рисунок 4). Более половины опрошенных (46 чел.) остановились на сумме до 4000 рублей. Для 17-ти опрошенных эта сумма составила 5000 руб., для 14-ти – 3000 руб. и для 3-х – 7000 руб.
Рисунок 4 – Приемлемая сумма затрат на спорт в месяц, руб.
В заключении опроса был задан вопрос о причинах, которые могут помешать респондентам посещать спортивные занятия (рисунок 5).
Рисунок 5 – Причины пропусков занятий, отказа от спорта, чел.
Большинство опрошенных (55 человек) ответили, что посещать спортивные занятия им может помешать работа. 15 человек могут прекратить занятия по состоянию здоровья, а 10 человек по семейным обстоятельствам.
Проанализировав самые популярные ответы, мы выявили два портрета целевой аудитории, а так же отметили какие триггеры можно использовать в рекламе физкультурно-спортивной организации. Разделение в портретах целевой аудитории было сделано по основным потребностям клиентов (решение проблем со здоровьем или развлечение и хобби), так как для этих портретов в дальнейшем будет необходимо транслирование различных ценностей.
Первый портрет: девушки 20-40 лет, занимаются спортом для здоровья и поддержания фигуры.
Второй портрет: девушки 20-40 лет, занимаются спортом в силу интереса (хобби), для улучшения эмоционального состояния.
Триггеры, которые следует использовать в рекламе:
а) гибкое расписание (подойдет для тех, кто работает и/или имеет детей);
б) цены до 4000 рублей в месяц (для тех, кому важна финансовая составляющая);
в) удобное месторасположения (близость к дому, транспортная доступность).
Для изучения маркетинговых активностей малых ФСО был проведен сравнительный анализ данных, представленных в группе «Владельцы фитнес студий» в Telegram. В чате названной группы представители спортивного бизнеса регулярно делятся информацией, о том какие инструменты и методы они используют для привлечения клиентов в свои организации. Собранная в период с января по ноябрь 2022 информация в сводном виде представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Инструменты продвижения, используемые малыми ФСО*
Название / Город
|
Инструменты продвижения
(где 1 – высокоэффективные, 2 - низкоэффективные) |
Цена заявки, руб.
|
1. Студия растяжки, г. Саратов
|
1. Социальные сети, реклама
блогеров, в сообществах
2. Наружная реклама |
1) 50-200
2) 3000 |
2. Студия растяжки, г. Краснодар
|
1. Яндекс Директ
2. Распространение печатной продукции |
1) 300
2) 1700-2000 |
3. Студия растяжки и фитнеса,
г. Красноярск
|
1. Таргетированная реклама
«ВКонтакте»
2. Наружная реклама |
1) 170-400
2) 4000-10000 |
4. Студия растяжки и танцев,
г. Ростов-на-Дону
|
1. Яндекс Директ
2. Реклама в 2Гис |
1) 300-500
2) 6000-8000 |
5. Студия йоги, г. Самара
|
1. Социальные сети, реклама
блогеров, в сообществах
2. Яндекс Директ |
1) 200-370
2) 900-1400 |
6. Школа шпагата, г. Нижний Новгород
|
1. Коллаборации с партнерами
2. Холодный обзвон |
1) 100-500
2) 1200-1500 |
7. Фитнес-клуб, г. Киров
|
1. Коллаборации с партнерами
2. Яндекс Директ |
1) 200-500
2) 800-1650 |
8. Школа танцев, г. Саранск
|
1. Социальные сети, реклама
блогеров, в сообществах
2. Наружная реклама |
1) 600-700
2) 2000-4000 |
9. Студия растяжки, г. Пермь
|
1. Таргетированная реклама
«Вконтакте»
2. Яндекс Директ |
1) 400-600
2) 2400-2900 |
10. Школа танцев, г. Сызрань
|
1. 2Гис, яндекс карты
2. Распространение печатной продукции |
1) 300-580
2) 1000-2000 |
Представленные в таблице данные демонстрируют эффективность, прежде всего, цифровых инструментов продвижения: рекламы в социальных сетях, таргетированной рекламы. Эти знания, а также сведения, полученные в ходе опроса, легли в основу разработанной нами технологии привлечения клиентов в малую ФСО.
В основу предлагаемой нами маркетинговой технологии положена стратегическая цель - увеличение количества клиентов и как следствие дохода организации. Технология предполагает последовательное внедрение представленных ниже рекомендаций и маркетинговых тактик, а так же включает в себя использование актуальных в настоящее время информационных, цифровых, CRM технологий.
Первая тактика предполагает использование платной рекламы у крупных блогеров города и в пабликах, потенциала кросс-маркетинга, то есть перекрестной (взаимной) рекламы в социальных сетях, коллабораций с партнерами (салоны красоты, студии эпиляции, массажа, магазины спортивной одежды), регулярной и систематизированной таргетированной рекламы в социальной сети «ВКонтакте».
Согласно обозначенной тактике разрабатывается четкое техническое задание для блогеров, чтобы реклама раскрывала полную информацию о ФСО и мотивировала к действию (например, записаться на пробное занятие).
Так, исходя из определенных выше портретов целевой аудитории логично выбирать блогеров по следующим критериям:
- находятся в городе Казани, как и большинство подписчиков;
- имеют сходства с нашей целевой аудитории (20-40 лет, пропагандируют здоровый образ жизни и красоту / показывают своим примером как важны хобби и эмоции от занятий);
- имеют высокую активность в социальной сети;
- готовы посетить ФСО и снять обзор предоставляемых услуг.
После отбора блогеров составляется шаблон технического задания, который адаптируется под каждого блогера в соответствии с особенностями его контента, триггерами, которые могут оказать наибольшее влияние на его аудиторию/ подписчиков (например, гибкое расписание тренировок, приемлемые цены, удобное месторасположения, наличие парковки и т.п.).
По поводу рекламы в пабликах, то таковая уместна в сообществах, пользователи которых проживают рядом со спортивной организацией и могут заинтересоваться ее услугами.
Коллаборации с партнерами могут принять следующий вид:
- обмен флаерами и раздача их при продаже продуктов;
- упоминание в социальных сетях о компаниях-партнерах, организация совместных конкурсов, розыгрышей призов;
- обмен с партнерами подарочными сертификатами.
Наконец, настройка таргетированной рекламы в социальной сети «ВКонтакте». Для этого необходимо:
- отредактировать сообщество «ВКонтакте», обеспечив наличие информационных и развлекательных постов, закрепление важной информации и размещение ссылки для обращения в ФСО/ записи на занятие, а так же введение автоматического приветственного сообщения для новых подписчиков;
- поставить таргетологу задачу – проанализировать запущенные ранее рекламные креативы и увеличить бюджет на ту рекламу, которая показала хороший результат;
- передать данные, полученные в результате опроса (портреты целевой аудитории), таргетологу для более точной настройки рекламы по интересам и потребностям клиентов.
Важный момент – перед запуском рекламы необходимо проверить актуальность всех данных и качество заполнения страницы ФСО в социальных сетях, ссылки на которые будут фигурировать в рекламе. Каждого пришедшего с рекламы подписчика необходимо встречать приветственным сообщением, например: «Благодарим за подписку! В нашей студии вас ждут ежедневные занятия на любой вкус: растяжка, танцы, силовые тренировки. Приглашаем вас на пробное занятие и дарим на него скидку 50%».
Вторая тактика. Поскольку малые ФСО нередко территориально расположены внутри или вблизи крупных жилых комплексов, целесообразно использовать стратегию расширения сегментов рынка, прежде всего за счет добавления в расписание общеразвивающих спортивных направлений для детей. Для набора детских групп следует распространять соответствующую информацию среди клиентов ФСО с детьми, а также запускать таргетированную рекламу в социальных сетях.
Внедрение детских групп позволит занять дневное и раннее вечернее время в зале, которое не популярно у работающих по найму клиентов, а так же увеличить доход за счет продажи детских абонементов.
Проведя конкурентный бенчмаркинг с целью определения прайс-листа на физкультурно-оздоровительные услуги для детей следует приступить к информированию целевых групп посредством размещения рекламы в социальных сетях ФСО, на стенде организации в зоне администратора и т.п. Кроме того, уместно обращение к блогерам, с которым организация взаимодействует в рамках первой тактики и у которых есть дети; размещение рекламы в пабликах, специализирующихся на воспитании и досуге детей; проведение встреч с руководителями частных компаний, занимающихся внешкольным развитием детей, предложив им собрать свою группу.
Третья тактика основана на повышении конверсий на всех этапах воронки продаж, а так же введение системы, которая усилит эффект «сарафанного радио», повысит количество получаемых заявок. Для запуска «сарафанного радио» следует ввести систему получения бонусов за то, что клиенты приводят в студию своих знакомых. Для улучшения конверсии необходимо написать эффективные скрипты продаж для администраторов (менеджеров по продажам), а так же оптимизировать систему формирования их заработной платы. Последнее предполагает разработку системы мотивации (KPI), благодаря которой администраторы будут максимально заинтересованы в повышении выручки организации.
В рамках реализации идеи по увеличению конверсий продаж мы разработали технологию, представленную в таблице 2.
Таблица 2 - Повышение конверсий на каждом из этапов воронки продаж*
Этап продажи
|
Действия
|
Предполагаемый
результат
|
1. Получение
заявки
|
1.
Связь с клиентом в течение 10 минут после получения заявки
2. Использование правил диалога из таблицы 3. 3. За сутки и за 2 часа до занятия напомнить клиенту о записи 4. В случае отмены занятия клиентом – сразу перезаписать на другой день |
1.
Пока клиент еще помнит о рекламе, в которой оставил заявку он более
лояльный и вероятность того, что он запишется на занятие выше
2. Речь менеджера помогает клиенту увидеть свою проблему и поверить, что в этой организации ее решат. У клиента не останется возражений 3. Клиент не сможет пропустить занятие из-за того, что забыл 4. Пока клиент еще испытывает желание заниматься – он запишется на другой день |
2. Покупка после пробного
занятия
|
1.
Тренеры общаются с клиентом, используя скрипты из таблицы 3
2. Предоставление скидки на абонементы до 20% в день пробного занятия. При отказе от покупки без объективных причин, на следующий день предложение купить мини-абонемент по специальной цене |
1.
В ходе общения клиент получает от тренера рекомендации и мотивацию
заниматься.
2. Клиент чувствует желание сэкономить и покупает сразу. На маленькую выгодную покупку клиент соглашается легче. |
3. Повторная покупка абонемента
|
1.
За 10 дней до окончания абонемента менеджер напоминает клиенту о
продлении.
Если у клиента остались занятия на абонементе, а его срок закончился, их можно перенести на новый |
1.
Покупка нового абонемента не является неожиданностью и клиент может
подготовиться
Желая сохранить занятия, клиент легче согласится на покупку нового абонемента. |
Представленная ниже таблица 3 – пример скриптов, которые следует использовать администраторам / менеджерам по продажам как в случае телефонных продаж, так и при переписке с потенциальными клиентами в мессенджерах. В ходе разговора основная задача менеджера – это закрытие всех возникающих возражений, показ всех преимуществ ФСО. Так же для повышения лояльности клиентов важно, чтоб менеджер по продажам максимально показал свою дружелюбность и расположенность по отношению к клиенту.
Таблица 3 – Скрипты для общения с клиентом для записи на пробное занятие (на примере студии растяжки «Грань»)*
Этап разговора
|
Фразы менеджера
|
Комментарии
|
Знакомство
|
- Добрый день, «ИМЯ», это
студия растяжки «Грань», вы оставляли у нас заявку. Вам удобно сейчас
говорить?
|
Если человеку сейчас не удобно
разговаривать, нужно узнать, когда перезвонить или предложить перейти на
переписку
|
Определение потребности клиента
|
- Меня зовут Татьяна, я ваш
личный менеджер. Скажите, какие занятия вас интересуют, что хотели бы
получить от тренировок?
|
Здесь клиент может записаться
на какое-то конкретное направление, а может обозначить свою потребность
(например, желание похудеть) и нужно будет его проконсультировать и подобрать
подходящие направления тренировок
|
Подтверждение, что наша
организация закроет потребность
|
(В зависимости от контекста)
Например: - Да, наши девушки уже через месяц занятий растяжкой замечают изменения в осанке и уходят боли в спине |
Важно на примере других
показать человеку, что здесь он получит результат, который хочет. А так же
закрыть возражения и развеять сомнения
|
Знакомство с правилами,
согласование расписания
|
- Вы сможете посещать занятия в
любой удобный для вас день, без привязки к группе
- Да, по абонементу вы сможете посещать любое направление у любого тренера |
Здесь важно донести, что условия
в студии очень комфортные для клиента и ему будет удобно и выгодно у нас
заниматься
|
Запись на первое занятие
|
- Вам удобно будет в утреннее
или в вечернее время? (дальше подбирается день)
|
Важно стараться записать
клиента как можно ближе к сегодняшнему дню, пока у него не пропало желание
заниматься
|
Эмоциональная подготовка
клиента, сообщение деталей
|
- Я предупрежу тренера, что вы
первый раз, она составит программу тренировки с учетом этого, чтоб вам было
комфортно
- В течение минуты вам придет сообщение, что нужно с собой взять и как нас найти |
Важно настроить клиента на то,
что здесь о нем позаботятся и ему будет комфортно. Так же необходимо оправить
информацию обо всем, что нужно с собой взять и как найти студию (желательно с
подробным видео, если найти вход сложно)
|
Помимо правильно выстроенной воронки продаж и продающих скриптов, важно чтобы у менеджера по продажам была мотивация делать свою работу качественно. Пример того, как выстроить систему мотивации менеджеров по продажам приведен в таблице 4.
Таблица 4 – Система мотивации для менеджеров по продажам*
Сумма продаж
|
Оклад за час,
руб.
|
Процент от
продаж (премия)
|
Менее 100000
|
100
|
-
|
100000-150000
|
110
|
3%
|
151000-200000
|
120
|
5%
|
201000-300000
|
130
|
7%
|
301000 и более
|
150
|
10%
|
В представленной выше таблице и оклад, и премия напрямую зависят от выручки, которую делают менеджеры. Кроме того, мы предлагаем не делать раздельный план на каждого администратора, а ставить перед ними общий план, тогда не будет «перетягивания» клиентов на себя и два сотрудника будут работать на одну цель.
Так же в рамках осуществления третьей стратегии, был обозначен эффект «сарафанного радио». Запустить этот эффект можно через систему бонусов для уже существующих клиентов. Например, клиент ФСО приобретает абонемент и менеджер дарит ему сертификат-приглашение на занятие для подруги. В случае, если подруга приобретет абонемент, первый клиент получает 1000 бонусов (=1000 рублей), которые он может использовать при продлении абонемента.
Выводы
Предложенные в статье тактики и инструменты продвижения основаны на использовании потенциала небольших физкультурно-спортивных организаций, которые могут быть вполне конкурентоспособными на рынке физкультурно-спортивных услуг. На основе изучения потребностей целевой аудитории и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг малые ФСО могут выстроить эффективные конкурентные стратегии и использовать действенные маркетинговые тактики для повышения продаж, привлечения новых клиентов и формирования лояльности у имеющихся.
Источники:
2. Вишнякова О.Н. Спорт как социально-экономическая практика эффективного управления и государственно-частного партнерства // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – № 4. – c. 103-112. – doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-103-112.
3. Дубровина Е. Все больше россиян занимаются спортом и физической культурой. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/14/962911-bolshe-rossiyan-zanimayutsya-sportom (дата обращения: 10.01.2024).
4. Минспорт похвастался спортом в России. Sports.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/3057005.html (дата обращения: 07.01.2024).
5. Богомолов Г.В., Орлов К.А., Прокопенкова Ю.М. Статистический учет малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. – 2023. – c. 69-72.
6. Хайруллина А.Д., Рендикова Р.Р. Анализ и перспективы развития российского рынка фитнес-индустрии // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – № 2. – c. 92-100. – doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-92-100.
7. Беликова Е.В., Степанян В.М., Селиванова С.Р., Перфильева И.В. Экономические особенности формирования инструментов маркетинга в некоммерческих спортивных организациях // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 5119-5132. – doi: 10.18334/ce.16.12.116755.
8. Белякова М.Ю., Гуслистый С.А. Имидж как часть спортивного маркетинга // Экономика и управление в спорте. – 2022. – № 1. – c. 25-48. – doi: 10.18334/sport.2.1.119796.
9. Иванова Ю.О., Агафонова Ю.В. Инструменты маркетинга для продвижения спортивно-стрелкового клуба // Экономика и управление в спорте. – 2021. – № 3. – c. 167-178. – doi: 10.18334/sport.1.3.119858.
10. Лебедева С.А., Харченко Д.Е., Дьяконов А.Д., Белякова М.Ю. Использование технологии NFT (невзаимозаменяемые токены) как инструмента спортивного и туристического маркетинга // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – № 2. – c. 167-182. – doi: 10.18334/ide.4.2.117774.
11. Малыгин А.В. Маркетинг через спорт. / Учебное пособие для вузов. - Москва: Синергия, 2021. – 130 c.
12. Скороходов С.Н. Маркетинг в системе управления спортивной организацией // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – № 4(21). – c. 165-170.
13. Явленин И. Спортивный маркетинг. Энциклопедия маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/sport.htm (дата обращения: 28.12.2023).
14. Агеева Г.Ф., Данилова О.А. Оценка конкурентоспособности коммерческой физкультурно-спортивной организации и удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – № 1. – c. 112-119. – doi: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-112-119.
15. Братухина Е.А., Тойменцева И.А. Сегментирование рынка товаров для спорта и активного отдыха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 6. – c. 16-20.
16. Демьянов С.А., Колесникович В.П. Спортивный менеджмент и маркетинг. / Учебно-методическое пособие. - Пинск: ПолесГУ, 2013. – 72 c.
17. Егорова Н.М. Конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации в период кризисной ситуации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – № 3. – c. 43-52.
18. Нариманова Ф.Ф., Зотов В.В. Исследование спроса на рынке спортивных товаров и услуг. Маркетинг в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/6/4426.html (дата обращения: 12.01.2024).
19. Орлова Л.Н., Остроухов С.А. Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – c. 405-416. – doi: 10.18334/rp.18.3.37454.
20. Степанова О.Н. Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 3. – c. 22-25.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 18:00:38