Маркетинг персонала как инструмент реализации кадровой политики гостинично-ресторанного предприятия
Дыбок В.В.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Дыбок В.В. Маркетинг персонала как инструмент реализации кадровой политики гостинично-ресторанного предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4189-4198. – doi: 10.18334/epp.14.8.121460.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296518
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению актуальных аспектов, связанных с реализацией маркетинга персонала в рамках кадровой политики гостинично-ресторанного предприятия. Обоснована проблема маркетинга персонала в условиях дефицита кадров, снижения вовлеченности персонала, тенденции роста расходов и сокращения затрат предприятия. Отдельное внимание в процессе исследования уделено ключевым преимуществам маркетинга персонала и представлено их краткое описание. Также предложено выделять стратегический и оперативный уровень маркетинга персонала гостинично-ресторанного предприятия. Обозначены подходы, которые могут быть использованы на предприятиях индустрии гостеприимства для повышения уровня вовлеченности сотрудников. Сделан вывод о том, что эффективное применение маркетинга персонала на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса должно включать гибкие и адаптируемые стратегии, учитывать специфику внутренней среды предприятия, а также запросы и ожидания сотрудников. Данный материал может быть полезен для кадровой службы предприятия и маркетологов, которые занимаются продвижением бренда предприятия в целом. оптимальный вариант для устойчивого развития.
Ключевые слова: маркетинг, персонал, вовлеченность, гостеприимство
JEL-классификация: M10, M30, M31
Введение
Вступив в 2024 год, гостинично-ресторанная индустрия по всему миру продолжает испытывать на себе последствия пандемии COVID-19. Во время карантинных ограничений было уволено или сокращено рабочее время гораздо большего числа занятых в сфере гостеприимства, чем в любой другой отрасли. В целом, глобальный дефицит рабочей силы в этом сегменте сегодня является большой проблемой для предприятий по всему миру. Например, в Испании с февраля 2020 года по февраль 2022 года в гостинично-ресторанном хозяйстве произошло падение занятости на 5,5%. В свою очередь в ЕС в период с 2019 по 2020 год, когда страны переживали экономические локдауны, было потеряно около 30 тысяч дополнительных рабочих мест [1]. Наглядно данная статистика представлена на рис. 1.
Рис. 1 Изменение занятости по секторам в 2020-2022 гг. в Европе [1]
Когда условия для путешествий и туризма улучшились, большинство потребителей вернулись, а вот часть уволенного персонала предпочла этого не делать. В результате возникший дефицит рабочей силы в индустрии гостеприимства означает, что работодатели вынуждены платить за сотрудников больше. Но это не единственное последствие. Чтобы противостоять росту расходов на оплату труда в сфере приема и размещения гостей, многие компании сокращают другие услуги, уменьшая количество услуг консьержей и трансферов, блюд и напитков, а также множество других услуг, которые гости привыкли считать само собой разумеющимися [2]. Это, в свою очередь, снижает ожидания посетителей и сотрудников. Сочетание роста расходов и снижение доходов негативным образом отражается на прибыльности.
В данном контексте существенным образом повышается роль и значимость маркетинга персонала для гостинично-ресторанных предприятий. В индустрии гостеприимства, где впечатления клиентов зависят от взаимодействия с людьми, вовлеченность сотрудников неразрывно связана с оказанием услуг и коммерческим успехом предприятия. Удовлетворенный персонал обеспечивает более высокое качество обслуживания и способствует росту бренда, в то время как неудовлетворенные работники наносят ущерб [3].
Таким образом, задачи рассмотрения действенности маркетинговых персонал-технологий для решения вопросов дефицита кадров в индустрии гостеприимства, повышения вовлеченности и удовлетворенности работников являются актуальными, теоретически и практически значимыми, что и обусловило выбор темы данной статьи.
Вопросы, связанные с процессом управления персоналом и обеспечения его развития на современных предприятиях изучались такими учеными как M. Беретта, Х. A. Зондергаард [4], T. Парк, Л. Фрейзер, С. Вивен [5].
Маркетинговому подходу в управлении кадрами особое внимание на современном этапе развития экономики уделяют Е.А. Родина [6], М.В. Бугаева, Д.В. Сидорова [7], Г.В. Чумаченко [8].
Рассмотрению действенности маркетинговых персонал-технологий, как составляющей кадровой политики гостинично-ресторанных предприятий, посвящены труды И.В. Щедриной, Т.А. Клименковой [9].
Несмотря на пристальное внимание к исследованиям теоретических и практических аспектов маркетинга отношений и управления персоналом, ряд спорных моментов требует отдельного внимания. Так, недостаточно исследован вопрос интеграции маркетинга и управления персоналом (а, по сути, построение системы внутреннего маркетинга), что в итоге позволит достичь лояльности персонала и клиентоориентированности в индустрии гостеприимства. В уточнении и дальнейшей формализации нуждаются факторы, влияющие на удовлетворенность сотрудников в сфере гостеприимства.
Таким образом, целью статьи является определить подходы маркетинга персонала на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса для привлечения персонала и повышения его вовлеченности в работу. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье предложены стратегии маркетинга персонала для гостично-ресторанных предприятий с точки зрения стратегического и оперативного содержания.
Основная часть
Прежде всего, необходимо отметить, что маркетинг персонала - часто называемый внутренним маркетингом — это систематический подход к управлению внутренними коммуникациями и успешному согласованию работы персонала с бизнес-целями предприятия [10]. При этом отдельный акцент необходимо сделать на том, что коммуникационные практики выходят за рамки простых маркетинговых кампаний, их целью является установить эмоциональную связь с сотрудниками и заинтересовать их брендом.
В деятельности гостинично-ресторанных предприятий маркетинг персонала неразрывно связан с восприятием клиентами услуг предприятия. Гости полагаются на сотрудников, которые предоставляют основной сервис и формируют их впечатления в каждой точке контакта. Вовлеченный, полный энтузиазма персонал приводит к довольным гостям, которые доверяют предприятию, часто возвращаются и рекомендуют его другим. И наоборот, неудовлетворенные сотрудники менее продуктивны, они проецируют негатив, который отвлекает клиента и подрывает его лояльность.
Исследования показали, что неудовлетворенные сотрудники на 18% чаще совершают ошибки и могут стоить организациям до 34% их годовой зарплаты из-за снижения производительности. Более того, у работников с низким уровнем вовлеченности на 25% выше уровень прогулов и на 62% больше несчастных случаев, что приводит к увеличению операционных расходов [5].
Преимущества маркетинга персонала (см. рис. 2) делают его выгодной инвестицией, которую сегодня следует рассмотреть гостинично-ресторанным предприятиям.
Рис. 2 Преимущества маркетинга персонала для гостинично-ресторанных предприятий
Источник: составлено автором
Рассмотрим более подробно пять ключевых преимуществ.
1. Повышение продуктивности. Маркетинг персонала дает возможность повысить производительность, поскольку он устанавливает четкий путь, протокол и рекомендации для сотрудников, которым они должны следовать. Такая ясность помогает кадровому составу лучше работать и решать эффективно задачи в различных ситуациях, а также влияет на их отношение к предприятию.
2. Лучший клиентский опыт. Сотрудники гостинично-ресторанного хозяйства могут стремиться обеспечить образцовое обслуживание клиентов только в том случае, если они знают свой бренд на отлично. Маркетинговые инициативы для персонала помогают людям вникнуть в тонкости того, что происходит на предприятии, узнать о последних новостях и обновлениях, новейших продуктах, предложениях, акциях и многом другом. Это, в свою очередь, помогает им предоставлять исключительные услуги клиентам, обладая необходимыми знаниями. Знакомство с работой бренда и тем, что он собой представляет, также дает возможность установить определенные уровни обслуживания в индустрии гостеприимства, которые отражают бренд в его истинном смысле [6].
3. Согласование целей. Для того, чтобы создать правильный брендинг и послание, необходимо, чтобы сотрудники работали как единая сила. Важно направить их усилия на достижение единой цели и вооружить их теми знаниями, которые помогут предприятию занять лидирующие позиции на рынке. Четкое информирование о целях, ролях, обязанностях, кодексе поведения, протоколе и других элементах бренда помогает добиться того, чтобы все сотрудники действовали совместно и стремились к достижению одних и тех же бизнес-целей.
4. Формирование позитивной корпоративной культуры. Сегодня культура предприятия и торговой марки стала еще более важной, чем раньше, и мир обязан этому пандемии. Рассеивание рабочей силы и работа из дома лишили сотрудников возможности «чувствовать» связь с брендом, с которым они работают [7]. Маркетинговые инициативы для персонала помогают преодолеть этот разрыв, способствуя формированию внутренней культуры, которая отражает то, каким образом предприятие справляется с трудностями.
5. Мобилизация персонала. Одним из ключевых преимуществ маркетинга персонала в гостинично-ресторанном бизнесе является создание рабочей силы, готовой взять на себя роль защитника собственных интересов, когда возникнет такая необходимость [8]. Маркетинг персонала помогает поддерживать связь со всеми работниками предприятия и готовность к сотрудничеству в рамках внешних маркетинговых кампаний, что дает возможность сократить задержки с мобилизацией при запуске важных для предприятия действий. Более того, исследование показало, что улучшение связи между сотрудниками с помощью социальных технологий влечет за собой повышение производительности и взаимодействие между ними не менее, чем на 25% [9].
В рамках маркетинга персонала гостинично-ресторанного предприятия, по мнению автора, целесообразно выделить стратегический и оперативный уровень (см. табл. 1).
Таблица 1
Содержание стратегического и оперативного персонал-маркетинга гостинично-ресторанного предприятия
Уровни
|
Направления
персонал-маркетинга
| |
Внешний
|
Внутренний
| |
Стратегический
|
-
анализ
регионального и отраслевого рынка труда;
- анализ перспектив развития производительных сил региона; - формирование стратегии привлечения высококвалифицированных кадров; - выбор внешних источников покрытия потребности в персонале; - исследование социальных потребностей носителей рабочей силы для формирования оптимальной мотивационной системы, - изучение изменений в трудовом законодательстве; - анализ деятельности конкурентов, т.е. изучение форм и методов работы с кадрами, специфики кадровой политики с целью выбора собственного варианта стратегии управления персоналом; |
-
анализ
общей стратегии развития предприятия;
- анализ состояния корпоративного рынка труда; - анализ потребности в персонале; - разработка требований к персоналу; - анализ привлекательности рабочих мест; - анализ трудового потенциала работника и коллектива; - выбор внутренних источников покрытия потребности в персонале; - расчет плановых затрат на привлечение и содержание персонала; |
Оперативный
|
-
рекламная
деятельность в сфере персонал-маркетинга;
- формирование тактики привлечения высококвалифицированных кадров; - поиск, подбор и отбор необходимого персонала; - установление и поддержание связей с внешними источниками покрытия потребности в персонале; - поддержка конкурентоспособности предприятия на рынке труда через изменения в системе мотивации, организации труда и производства. |
-
комплексная
оценка конкурентоспособности работника на корпоративном рынке труда;
- установление соответствия между «качеством труда» и «ценой труда»; - приспособление персонала к потребностям производства; - расстановка персонала; - проведение опроса персонала с целью выявления негативных тенденций в кадровой системе и разработки мер по их устранению; - планирование деловой карьеры. |
Итак, стратегический маркетинг кадровой деятельности представляет собой составляющую кадровой политики предприятия и включает проведение различного рода маркетинговых исследований. Результатом его реализации является формирование целевых программ по привлечению и удержанию персонала на длительную перспективу. В свою очередь, оперативный маркетинг персонала ориентирован на текущую кадровую ситуацию и предусматривает активное воздействие как на рынок труда, так и на внутренний персонал средствами конверсионного, инновационного маркетинга, синхромаркетинга, ремакретинга и т.д.
Представляется целесообразным обратить внимание на наиболее прогрессивные и результативные подходы, которые могут быть использованы на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса для повышения уровня вовлеченности сотрудников и обеспечения успеха предприятия в целом (см. рис. 3).
Рис. 3 Стратегии маркетинга персонала для гостично-ресторанных предприятий
Для реализации обозначенных подходов на практике, по мнению автора, эффективными будут следующие инструменты и программы.
1. Вводный и ознакомительный тренинг — это первый этап введения сотрудника в работу предприятия. Данный вид обучения охватывает общую информацию об организации, такую как политика и процедуры, ожидания от работы, культура работы и многое другое. Кроме того, он обеспечивает первоначальное обучение навыкам, которые помогут новому сотруднику быстрее освоиться в своей роли.
2. Ознакомление с нормативными требованиями в гостинично-ресторанном бизнесе. Это важная область обучения, которая помогает обеспечить осведомленность сотрудников о любых юридических законах и нормах, способных повлиять на их работу. Данный комплекс мер необходим для того, чтобы защитить предприятие от потенциальной ответственности, возникающей из-за незнания трудового законодательства и других применимых норм [10].
3. Формирование и совершенствование «твердых» навыков — это важный аспект маркетинга персонала в индустрии гостеприимства. Данная деятельность должна быть направлена на совершенствование конкретных навыков сотрудников и может включать в себя знание программного обеспечения, иностранных языков и различных операций в гостинично-ресторанном бизнесе. Овладение «твердыми» навыками позволяет сотрудникам работникам оставаться конкурентоспособными в рамках своей должности и помогает обеспечить наличие у них самых современных знаний.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что эффективное применение маркетинга персонала на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса может повысить вовлеченность работников, способствовать продвижению бренда и обеспечить устойчивые позиции предприятия на рынке. В тоже время, чтобы добиться успеха в долгосрочной перспективе, стратегии маркетинга персонала должны быть гибкими и адаптируемыми, учитывать специфику внутренней среды предприятия, а также запросы и ожидания сотрудников.
Источники:
2. Бексултанова К.И. Управление маркетингом персонала в современной организации // Научный Лидер. – 2024. – № 16(166). – c. 50-54.
3. Heffernan M., Cafferkey K. HRM system strength and employee well-being: the role of internal process and open systems // Asia Pacific Journal of Human Resources. – 2021. – № 1. – p. 13-19.
4. Beretta M., Søndergaard H.A. Employee behaviours beyond innovators in internal crowdsourcing: What do employees do in internal crowdsourcing, if not innovating, and why? // Creativity and Innovation Management. – 2021. – № 3. – p. 118-124.
5. Park T., Frazer L., Weaven S. Relationship Marketing in Franchising and Retailing. - London: Routledge, 2023. – 187 p.
6. Родина Е.А. Маркетинг персонала на условиях корпоративной социальной ответственности для укрепления глобальных брендов и конкурентоспособности российских компаний // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 10. – c. 72-76.
7. Бугаева М.В., Сидорова Д.В. Применение инструментов маркетинга персонала в кадровой политике организации // Теория и практика современной науки. – 2023. – № 9(99). – c. 11-14.
8. Чумаченко Г.В. Тенденции развития маркетинга персонала как базиса формирования стратегического потенциала компании // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 5(71). – c. 186-190. – doi: 10.51832/2223798420225186.
9. Щедрина И.В., Клименкова Т.А. Актуальные стратегии управления персоналом в сфере ресторанного бизнеса // Креативная экономика. – 2022. – № 3. – c. 1067-1080. – doi: 10.18334/ce.16.3.114350.
10. Верховская А. О., Борисова О.В. Стратегия развития персонала в современных условиях // Вестник ГГУ. – 2020. – № 4. – c. 1-7.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:19