Мероприятия по управлению предпринимательскими рисками в организациях фитнес-индустрии на случай пандемии

Ащеулов А.В.1, Меговорян Е.А.1
1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44056367
Цитирований: 10 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Предпринимательские риски являются неотъемлемой составляющей деятельности организаций любой отрасли народного хозяйства. Их воздействие на социально-экономические системы всегда негативно, а степень влияния увеличивается в геометрической прогрессии во время кризиса. Причиной современных кризисных явлений в мировой экономике, негативно влияющих на деятельность организаций любой страны мира, является пандемия COVID-19, от противодействия которой многие компании различных сфер бизнеса находятся на грани банкротства. В данной статье подробно рассмотрены риски, с которыми столкнулись физкультурно-спортивные организации, в частности компании фитнес-индустрии, во время пандемии COVID-19. Авторами предлагается комплекс мер по минимизации негативных последствий от предпринимательских рисков, которые могут быть в будущем внедрены в деятельность фитнес-клубов.

Ключевые слова: предпринимательский риск, фитнес-индустрия, пандемия, мероприятия, управление

JEL-классификация: M21, Z21, Z29



Введение

Предприниматели, работающие в любой отрасли народного хозяйства, часто сталкиваются с различными рисками. Поскольку предпринимательская деятельность как таковая изначально предполагает наличие тех или иных рисков, то теория такого явления, как предпринимательский риск, давно и довольно полно изучена. Многие современные ученые каждый год вносят свой вклад в теорию риска. В своей работе «Система управления рисками – механизм повышения эффективности экономики» Д.В. Шамин рассматривает комплексную систему управления рисками как основу для повышения эффективности развития экономической деятельности в России [1] (Shamin, 2018). В своей статье «Формирование механизма управления рисками на базе процессного подхода» Д.М. Рыгаловский затрагивает вопросы о целесообразности внедрения системы управления рисками на отечественных предприятиях с позиции процессного подхода [2] (Rygalovskiy, 2017). В статье «Управление рисками» В.К. Чертыковцев предлагает математическую модель, позволяющую провести количественную оценку рисков в социально-экономических системах [3] (Chertykovtsev, 2013). В теоретическом и практическом аспекте различные финансовые риски предприятий, не относящихся к финансовым институтам, были рассмотрены в работе И.М. Ваньковича «Финансовые риски: теоретические и практические аспекты» [4] (Vankovich, 2014). Наиболее применяемые стандарты в управлении рисками в зарубежных компаниях детально рассмотрены в работе Д.Н. Палунина «Адаптация лучших зарубежных практик в области риск-менеджмента к условиям деятельности российских промышленных компаний» [5] (Palunin, 2019). Страхование профессиональных рисков детально изучено в статье Т.В. Куклиной «Модели страхования профессиональных рисков в зарубежных странах» [6] (Kuklina, 2020). В своей статье «Идентификация рисков промышленных предприятий в концепции риск-менеджмента» авторы Н.П. Дебердиева и А.В. Воронин рассматривают проблемы идентификации рисков промышленных предприятий, предлагают этапы данного процесса [7] (Deberdieva, Voronin, 2020).

Существует богатый инструментарий борьбы с последствиями предпринимательских рисков, а также методики «ухода» от рисков, их страхования. Казалось бы, предприниматели должны были встретить пандемию COVID-19, так сказать, во всеоружии, однако к рискам, которые она принесла, многие оказались не готовы. Об этом свидетельствуют банкротства организаций некоторых отраслей народного хозяйства страны. По данным доклада «COVID-19: последствия для бизнеса и экономики» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, 53,3% российских компаний сегмента малого и среднего бизнеса характеризуют свое положение как «кризис» или «катастрофа», а 62,2% этих же организаций оценивают шансы на «выживание» ниже 50% [8].

Целью проведенного исследования является изучение предпринимательских рисков, с которыми столкнулись российские физкультурно-спортивные организации, в частности компании фитнес-индустрии, во время карантина по противодействию пандемии COVID-19 и разработка рекомендаций по снижению вероятности возникновения данных рисков либо минимизации негативных последствий от их влияния.

Научная новизна исследования связана с его целью и заключается в разработке комплекса мероприятий по борьбе с предпринимательскими рисками в фитнес-индустрии, выявленными во время пандемии COVID-19.

Авторская гипотеза заключается в том, что в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, многие отечественные организации оказались не готовы к проявлению его последствий из-за отсутствия грамотно выстроенной системы риск-менеджмента и антикризисного управления.

В процессе исследования были использованы методы статистического анализа.

Основная часть

В марте 2020 года из-за пандемии COVID-19 в России был введен карантин, по условиям которого, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, ряд организаций полностью приостановили свою работу. В их число вошли и физкультурно-спортивные организации.

Особенно сильно в этих условиях пострадали организации фитнес-индустрии. Еще в начале марта до объявления карантина, по данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии, поток клиентов данных организаций сократился настолько, что продажи фитнес-услуг снизились на 30–95% (в зависимости от региона) [9]. Ассоциация операторов фитнес-индустрии 13 июля 2020 года подготовила петицию Президенту Российской Федерации, в которой прозвучала просьба о вмешательстве и помощи отрасли, чтобы фитнес-клубы страны полноценно работали в самое ближайшее время во всех регионах. В качестве аргументов, свидетельствующих о проблемах в отрасли в связи с пандемией, были представлены следующие данные:

- 20% организаций фитнес-индустрии были вынуждены уйти с рынка, признав себя банкротами;

- 30% (150 тысяч человек) работников фитнес-индустрии сменили вид деятельности;

- фитнес-индустрия с марта по июль понесла более 50 млрд убытков, что составляет треть от годового оборота;

- в Ассоциации операторов фитнес-индустрии существуют обоснованные опасения, что к концу 2020 года придется создавать индустрию заново [9].

Фитнес-индустрия в России начала развиваться с 1990 года, когда появился первый официальный фитнес-клуб. По данным Министерства спорта РФ, за последние пять лет индустрия фитнеса привлекает все больше потребителей, так, если в 2015 году количество занимающихся в фитнес-клубах России составляло 3 413 412 чел., то в 2019 году данное количество увеличилось вдвое и составило 6 368 074 чел. [10] Показатели развития фитнес-индустрии представлены на рисунках 1–3.

Рисунок 1. Динамика изменения численности штата работников фитнес-клубов России за 2015–2019 гг., чел.

Источник: составлена на основе данных Министерства спорта РФ [10].

Рисунок 2. Динамика изменения количества фитнес-клубов России

за 2015–2019 гг.

Источник: составлено на основе данных Министерства спорта РФ [10].

Рисунок 3. Динамика изменения численности занимающихся в фитнес-клубах России за 2015–2019 гг., чел.

Источник: составлено на основе данных Министерства спорта РФ [10].

Согласно данным рисунков 1–3, за последние пять лет фитнес-индустрия динамично развивалась, предоставляя больше рабочих мест и вовлекая в процесс занятий физической культурой и спортом все большее количество населения страны. На это указывает рост на 41,79% количества фитнес-клубов, увеличение на 75,11% численности их штатных работников, а также рост числа клиентов с 2015 г. по 2019 г. на 86,56%. Однако те предпринимательские риски, с которыми столкнулась фитнес-индустрия в 2020 году, могут нивелировать все вышеуказанные достижения.

Государство оказывает помощь организациям, наиболее пострадавшим от пандемии COVID-19, с целью недопущения кризиса в экономике страны, т.е. нейтрализацию части рисков малого и среднего бизнеса государство берет на себя, в том числе и в области физической культуры и спорта. 27 апреля 2020 года на сайте Министерства спорта РФ был опубликован список из девяти физкультурно-спортивных организаций, которые попали в перечень системообразующих предприятий российской экономики [10]. Для данных предприятий Правительством РФ были разработаны следующие специальные меры поддержки:

- льготное кредитование на пополнение оборотных средств и сохранение занятости;

- отсрочка по налоговым платежам;

- возможность претендовать на субсидии;

- мораторий на банкротство в течение 6 месяцев.

Однако следует отметить, что поддержка девяти физкультурно-спортивных организаций, семь из которых относятся к фитнес-индустрии, не является достаточной, поскольку, по данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии, количество фитнес-объектов в 2020 году составляло 13 000 [9].

Помимо поддержки государства организаций фитнес-индустрии, необходимо изменить свою стратегию развития, внеся туда коррективы, учитывающие такие факторы, как пандемия и возможные ее последствия. Следует отметить, что фитнес-индустрия оказалась полностью не готова к рискам, с которыми столкнулась. В связи с этим можно констатировать, что риск-менеджмент в подобных организациях либо отсутствует, либо неэффективен.

Какие же меры могут предпринять организации фитнес-индустрии в будущем, чтобы в случае риска пандемии не оказаться банкротом? Ответить на данный вопрос очень сложно, поскольку физкультурно-спортивные услуги предполагают непосредственное взаимодействие тренера с клиентом, в рамках которого осуществляется контроль правильности выполнения тех или иных упражнений. Этот аспект работы физкультурно-спортивных организаций является ключевым. Без обеспечения указанного взаимодействия теряется смысл функции физкультурно-спортивной организации и, как следствие, снижается интерес со стороны потребителей. Удаленные тренировки, например с использованием оборудования таких компаний, как Mirror или Peloton, набирающих популярность в США, могут лишь частично заменить взаимодействие тренера с клиентом, однако в ситуации, когда иного выхода нет, удаленные тренировки могут стать единственной альтернативой.

В связи с вышесказанным, в качестве меры для обеспечения взаимодействия клиента с тренером в условиях невозможности посещения клиентом физкультурно-спортивной организации, можно порекомендовать фитнес-компаниям России заключать договоры с высокотехнологичными предприятиями, производящими оборудование для удаленных тренировок. По данному договору тренерский персонал фитнес-клуба мог бы (за определенную плату) осуществлять удаленные тренировки с использованием оборудования производителя, с которым был заключен договор. Таким образом, клиент, который приобрел подобное оборудование и у которого есть абонемент конкретного фитнес-клуба, мог бы продолжить тренировки со знакомым ему тренером. Данное мероприятие помогло бы и в расширении клиентской базы даже в отсутствие пандемии, так как позволило бы захватить сегмент потребителей, которые по тем или иным причинам предпочитают удаленные тренировки.

Также одной из ключевых проблем, с которой столкнулись фитнес-организации, является невозможность ввиду отсутствия средств оплачивать арендную плату. В связи с этим многим руководителям фитнес-клубов приходилось вести тяжелые переговоры с арендодателями о предоставлении отсрочки. Решением этой проблемы в будущем может стать формирование специального фонда, в котором бы аккумулировались денежные средства для выкупа у арендодателя площадей, на которых фитнес-организация осуществляет свою деятельность. Естественно, в случае получения в собственность определенной площади фитнес-организация будет вынуждена платить налог на имущество, увеличить амортизацию, а также расширить штат сотрудников, включив специалистов по ремонту (данная мера необязательна, поскольку можно воспользоваться аутсорсингом), однако эти расходы намного меньше постоянно меняющейся арендной платы, да и поддержку государства в качестве налоговых каникул в период пандемии получить намного проще, чем договориться с арендодателем.

Одним из наиболее действенных инструментов минимизации последствий от предпринимательских рисков является страхование. Организаторы Уимблдонского теннисного турнира после вспышки атипичной пневмонии в 2003 году заключили договор страхования на случай отмены спортивного мероприятия по причине пандемии, в течение этих лет осуществляли страховые взносы и теперь могут рассчитывать на покрытие своих расходов ввиду отмены турнира в 2020 году за счет страховки.

Многие страховые компании в России предлагают страхование на случай перерыва в производстве и хозяйственной деятельности для организаций как часть страхования имущественных рисков. В будущем организациям фитнес-индустрии необходимо расширить свой пакет страхования имущества, включив туда вышеуказанный пункт. Однако обязательно необходимо в договоре страхования указать, что перерыв в деятельности связан не только с порчей оборудования или пожаром, но и с постановлениями Президента РФ и Правительства РФ о приостановке работы и требованиями контролирующих организаций, не позволяющими продолжать основную деятельность. Данные поправки в договоре страхования необходимы по той причине, что многие организации, включившие пункт о перерыве в деятельности в договор страхования, столкнулись с тем, что не могут после окончания карантина получить выплаты от страховых компаний, поскольку страховщики ссылаются на то, что приостановление деятельности никак не было связано с имуществом.

Существенный риск в работе фитнес-клубов во время пандемии также заключается в потере квалифицированных работников, которые вместо ожидания смягчения мер по противодействию COVID-19 или ввиду банкротства работодателя предпочитают получить новую квалификацию и сменить вид деятельности. Отчасти решением этой проблемы может стать система удаленных тренировок, когда работник продолжает посещать рабочее место и, используя цифровые технологии, а также специальное оборудование, проводит тренировку с клиентом в дистанционном режиме. Но также фитнес-клубам необходимо давать возможность всячески поощрять и поддерживать работников-тренеров (как ключевой персонал любой физкультурно-спортивной организации) в их индивидуальных предпринимательских проектах. Например, если тренер ведет канал на популярном видеохостинге или в мобильном приложении, то он по договору с фитнес-клубом обязуется всячески рекламировать его, полностью ассоциируя себя с данной физкультурно-спортивной организацией, а фитнес-клуб предоставляет возможность тренеру использовать оборудование для создания контента. Впоследствии, всячески популяризируя канал тренера на видеохостинге или в мобильном приложении, фитнес-клуб по договору с тренером мог бы получать 5–10% от его рекламных контрактов. Также фитнес-клубам совместно с тренерами, которые будут являться совладельцами (т.е. получать дивиденды), а также IT-компаниями, разработать приложение для тренировок по типу adidas Training или Nike Training Club. Представленные варианты – это лишь часть из того, чем тренерам приходится заниматься самостоятельно, без поддержки основного работодателя. Данные меры позволят диверсифицировать бизнес фитнес-клубу и повысить лояльность работников даже в кризисных ситуациях.

Заключение

Обобщая вышесказанное, выделим ключевые мероприятия, которые могут быть использованы организациями фитнес-индустрии, для снижения вероятности возникновения предпринимательских рисков, связанных с пандемией:

1. Пересмотреть стратегию развития фитнес-клуба, заложив туда риск приостановления основной деятельности и меры по минимизации последствий от этого риска.

2. Фитнес-клубам заключить договоры с высокотехнологичными компаниями о сотрудничестве в разработке оборудования для удаленных тренировок.

3. Создание специального фонда средств для выкупа фитнес-клубом находящегося в аренде помещения.

4. Взаимодействие со страховыми компаниями для расширения перечня страховых случаев при страховании имущества – включение следующего страхового случая: перерыв в производственной и хозяйственной деятельности (с учетом всех возможных причин).

5. Руководству фитнес-клубов осуществлять помощь и поддержку работникам-тренерам в их предпринимательских проектах с учетом получения материальной выгоды от данных проектов.

6. Фитнес-организациям совместно с IT-компаниями разработать мобильное приложение для тренировок.

В заключение следует отметить, что предложенные мероприятия по снижению предпринимательских рисков организации фитнес-индустрии России смогут реализовать, только когда восстановят свое экономическое состояние, которое у них было до пандемии, поскольку предложенные меры требуют значительных денежных средств, которыми фитнес-клубы на данный момент не обладают. Однако внедрение предложенных рекомендаций в деятельность фитнес-организаций в будущем позволит им минимизировать ущерб от предпринимательских рисков, в том числе связанных с пандемией.


Источники:

1. Шамин Д.В. Система управления рисками – механизм повышения эффективности экономики // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 7. – С. 2133-2148.
2. Рыгаловский Д.М. Формирование механизма управления рисками на базе процессного подхода // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 8. – С. 1303-1312.
3. Чертыковцев В.К. Управление рисками // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 2. – С. 14-18.
4. Ванькович И.М. Финансовые риски: теоретические и практические аспекты // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 13. – С. 18-33.
5. Палунин Д.Н. Адаптация лучших зарубежных практик в области риск-менеджмента к условиям деятельности российских промышленных компаний // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 2. – С. 117-130.
6. Куклина Т.В. Модели страхования профессиональных рисков в зарубежных странах // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 721-736.
7. Дебердиева Н.П., Воронин А.В. Идентификация рисков промышленных предприятий в концепции риск-менеджмента // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1425-1438.
8. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте российской федерации по защите прав предпринимателей – http://ombudsmanbiz.ru/#1 дата обращения: 13.08.2020 г.
9. Официальный сайт Ассоциации операторов фитнес-клубов России - https://fitnessassociation.ru/ дата обращения: 13.08.2020 г.
10. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации – https://minsport.gov.ru/ дата обращения: 13.08.2020 г.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:16