Современные цифровые технологии в обеспечении прозрачности процессов цепей поставок

Квятковский Д.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Квятковский Д.В. Современные цифровые технологии в обеспечении прозрачности процессов цепей поставок // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.120818.

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы внедрения цифровых технологий для обеспечения прозрачности процессов в цепях поставок. Выявлены основные характеристики процессов в цепях поставок и влияние на них цифровых технологий. На основании контент-анализа научных публикаций и аналитических отчетов, а также опроса представителей бизнеса определены основные проблемы цифровизации в логистике. Выполнен анализ современных цифровых решений в сфере грузоперевозок, что позволило автору сформулировать предложения по их применению для обеспечения прозрачности грузоперевозок. Данное исследование опирается на практику действующих организаций и опыт автора в сфере грузоперевозок и представляет собой исследование, имеющее научную и практическую значимость

Ключевые слова: цифровые технологии, прозрачность цепей поставок, логистические операции (процессы) поток, маршрут

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Международное бизнес-сообщество и представители научной общественности признают логистику в качестве важнейшего элемента (системы) развития мировой экономики. Важное место в системе логистики отводится развитию цепей поставок и обеспечению прозрачности операций, выполняемых организациями (предприятиями-изготовителями, складами, дистрибьюторами, 3-PL и 4-PL провайдерами, предприятиями оптовой и розничной торговли), участвующими в материальных, финансовых и информационных потоках при осуществлении грузоперевозок от поставщика к конечному потребителю. Прозрачность цепи поставок автором рассматривается как возможность контроля процесса грузоперевозки на всем маршруте для обеспечения качества транспортировки материальных ценностей, надежности логистических услуг и их адаптации для снижения рисков нарушения сроков поставок груза. Для перевозки лекарственных препаратов и медицинского оборудования прозрачность операций в цепях поставок имеет особое значение, поскольку условия перевозки лекарственных препаратов строго регламентированы [1,2].

Вопросы качественного и количественного развития сферы логистики являются предметом изучения как российских научных деятелей и практиков [4-12], так и зарубежных ученых, технологов, экономистов, логистов, специалистов иного профиля [14-18]. Наиболее активная дискуссия научного сообщества относится к вопросам: (1) применения на практике информационных цифровых технологий и инструментов для построения системы управления цепями поставок в мире [14]; (2) использования технологий «больших данных» для нужд логистики, организации логистического процесса, управления грузопотоками и маршрутами движения транспорта [15]; (3) анализа статических показателей и оценки рисков компаний в системе цепи поставок [14]; (4) управления цепью поставок (SCM) на всех циклах организации потоков товаров (от получения заказа и его сборки до доставки грузополучателю) [16]. Важной задачей является необходимость усиления управления фармацевтической деятельностью с использованием цифровых технологий, рассматриваются проблемы доставки медикаментов и возможность повышения уровня прозрачности и подотчетности в сфере организации логистических операций и процессов на основе применения информационных систем и приложений [18]. В работе Мэн Ци (Qi, M.) [17] исследуются вопросы доступности различных цифровых инструментов и данных для организации контроля и слежения с целью повышения прозрачности цепей поставок. Российские ученые ставят вопросы обоснованности внедрения отдельных цифровых достижений с целью повышения уровня качества процессов и снижения сроков доставки продукции [4;5] и т.д. В последнее время по-новому определены возможности цифровых технологий, а именно обоснован теоретический базис цифровизации логистического управления с учетом параметров корпоративной цифровой ответственности представителей поставщиков и перевозчиков для управления грузовыми потоками и оптимизации маршрутов следования [6], разработана модель цифровой экосистемы платформенного типа в контексте развития транспортно-логистического обслуживания [7].

Таким образом, возрастающий интерес к цифровым технологиям в логистике, а также нерешенные теоретические и практические вопросы их использования, определяют актуальность данного исследования.

Целью данной статьи выявление возможностей и условий обеспечения прозрачности цепей поставок с помощью цифровых технологий.

Новизна исследования состоит в выявлении основных категорий качества процессов в цепях поставок и рассмотрении возможности и целесообразности внедрения современных цифровых технологий для обеспечения прозрачности в логистике.

Научная и практическая значимость работы определена теоретическим обоснованием практических рекомендаций по применению отдельных достижений цифровизации логистических процессов на практике (с формулировкой их достоинств и преимуществ).

Методы исследования. Статья подготовлена на основе контент-анализа научных публикаций, диссертационных исследований в сфере логистики, цифровизации и анализа данных. Информационной базой исследования являются данные опроса представителей бизнеса по вопросам внедрения цифровых технологий в процессы управления цепями поставок, а также статистические данные международной консалтинговой компании KPMG и фонда «Сколково». Для обобщения полученного материала был произведен синтез результатов обсуждения и исследования отдельных проблемных вопросов для выработки предложений по совершенствованию логистических операций средствами цифровых технологий.

ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

На современном этапе в логистике в целом и в отдельных операциях по перевозке и транспортировке материальных ценностей наблюдаются активные процессы модернизации на основе внедрения цифровых инструментов и технологий [4, с.23; 4, с.27]. Современные международные и внутригосударственные проблемы, связанные с глобальными угрозами, социальными, политическими, экономическими, рыночными, транспортными угрозами и рисками, отрицательно влияют на развитие цепей поставок. Товарные потоки испытывают сложности с построением маршрутов для перевозок [8, 9], что требует радикального переосмысления процессов управления в логистике. Анализ публикаций показал, что сложность построения современной логистики и цепей непрерывных поставок материальных ценностей в сфере здравоохранения требует соблюдения жестких требований законодательства к транспортировке и хранению фармакологических препаратов для сохранения их качественных характеристик при соблюдении принципов рациональной маршрутизации поставок и перевозок, что возможно только на основе применения достижений в области новых технологий [6; 7].

Процессы цифровой трансформации существенно повлияли на модель цепи поставок. Если традиционно движение потоков от поставщика к грузополучателю планировалось и отслеживалось в каждом звене независимо от предшествующих операций в цепи поставок (Рис.1), то в настоящее время платформенные решения позволяют контролировать процесс грузоперевозок централизованно (Рис.2). Следует отметить, что такая модель требует существенных перенастроек бизнес-процессов и значительных инвестиций, доступных только крупным логистическим компаниям [3].

Рисунок 1. Традиционная модель цепи поставок

Источник: составлено автором на основании [3]

Рисунок 2. Модель интегрированной цепи поставок

Источник: составлено автором на основании [3]

Для более глубокого изучения позиции бизнеса в вопросах цифровизации цепей поставок с целью достижения максимального уровня прозрачности, автором был проведен опрос представителей бизнеса, реализующих деятельность в системе логистических процессов и операций. В опросе участвовало 100 респондентов из числа представителей администрации предприятий малого и среднего бизнеса, непосредственно занимающихся вопросами транспортной логистики и управления товарными потоками. Опрос проводился по видеосвязи с использованием инструментов свободного опроса для выявления мнений респондентов по вопросам цифровизации и внедрения цифровых инструментов для достижения более высокого качества перевозок и сокращения временных затрат. Результаты опроса были соотнесены с мировыми тенденциями, представленными в аналитическом отчете KPMG (глобальной организации по предоставлению различных улучшений для бизнеса, представляющей собой международную сеть профессиональных услуг) [13].

Сравнительный анализ результатов опроса и данных аналитического отчета KPMG показал, что для 78% российских респондентов внедрение цифровых технологий представляет определенные сложности, в то время, как только 57% международных компаний сталкивается с этой проблемой. При этом 56% изученных KPMG иностранных организаций, занимающихся транспортными потоками, разработкой маршрутов для иных фирм, совершенствованием элементов цепей поставок, испытывали недостаток цифровых инструментов для отслеживания операций на различных этапах цепи поставок, в России этот показатель достигает 74% (Рис.3). Несмотря на значительные риски (коммерческие, технические, погодные и др.) и признание необходимости управления рисками в системе перевозок, только 29% иностранных компаний из числа респондентов KPMG и 9% российских компаний из числа опрошенных используют в своей практике цифровые инструменты оценки рисков.

Рисунок 3. Таблица соотношения результатов опроса о проблемах с внедрением цифровизации цепей поставок в логистических компаниях в России и опросом KPMG

Источник: составлено автором на основе [10]

Затраты более 10% на развитие цифровых технологий в сфере логистических операций и процессов в структуре общих внутрифирменных затрат произведены в половине компаний (50 %), исследованных KPMG, и в 15% в опрошенных российских организациях.

Обзор публикаций и исследований [10-12;15-17], а также обобщение данных опроса и материалов отчета компании KPMG свидетельствует о возрастающей роли и значимости информационных систем в управлении цепями поставок, достаточно низком уровне использования технологий в практике компаний в нашей стране, а также позволяет выделить основные параметры грузоперевозок, которые могут быть улучшены путем применения цифровых инструментов отслеживания, анализа и корректировки маршрутов и товарных потоков (табл. 1):

Таблица 1

Влияние внедрения цифровых технологий на достижение прозрачности процессов и стабилизации показателей в цепи поставок

Группа характеристик процесса
Наименование показателя
Влияние цифровых технологий
Качество транспортировки товаров и продукции
Уровень сохранности товаров и продукции при загрузке в транспортное средство
Процент повреждения ед. транспортировки товаров и продукции при загрузке товаров в транспортное средство
Повышение уровня сохранности товаров и продукции при загрузке в транспортное средство
Уровень сохранности товаров и продукции при транспортировке
Процент повреждения ед. транспортировки товаров и продукции при транспортировке
Повышение уровня сохранности товаров и продукции при транспортировке
Уровень сохранности товаров и продукции при выгрузке товаров и продукции
Процент повреждения ед. транспортировки товаров и продукции при выгрузке товаров и продукции
Повышение уровня сохранности товаров и продукции при выгрузке товаров и продукции
Соблюдение нормативных значений по условиям транспортировки
Отклонение от температурного режима
100% соблюдение нормативов
Уровень удовлетворенности получателя товара и продукции (качество обслуживания)
Оценка получателя по 10-бальной шкале
Повышение уровня удовлетворенности качеством логистических услуг
Надежность логистических услуг
Соответствие графика поставки потребностям заказчика
Отсутствие отказов в логистических услугах вследствие ошибок планирования поставок
Детальное планирование
Соблюдение графика поставки товаров и продукции
Время задержки поставки товаров м продукции
Соблюдение плановых графиков
Гарантия предоставления логистических услуг
Отсутствие отказов в логистических услугах следствие неисполнения обязательств поставщиками
Возможность повышения эффективности работы с контрагентами
Финансовая составляющая логистических услуг
Затраты на складирование/хранение товаров и продукции в промежуточных стадиях логистического процесса
Отклонение стоимости логистических услуг от договорных обязательств с получателем товаров и продукции
Снижение затрат
Штрафные санкции в отношении контрагентов цепи поставок при неисполнении обязательств
Сумма штрафов в цепи поставок, предъявленная контрагенту
Компенсация издержек
Адаптивность логистических услуг
Гибкость в вопросах изменения объемов перевозимых товаров и продукции
Наличие/отсутствие возможности увеличения объёмов перевозимых товаров и продукции
Возможность взаимодействия с партнерами и гибкость при изменении объемов перевозимых грузов
Возможность дополнения ассортимента на различных промежуточных точках маршрута
Наличие/отсутствие возможности
Возможность взаимодействия с контрагентами, партнерами
Оптимизация маршрута (путем отслеживания пробок на дорогах, погодных условий, свободных морских быстроходных судов и т.д.)
Наличие/отсутствие технических условий оптимизации маршрута
Возможность применения сценарного подхода к планированию маршрута и его оптимизации

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Спектр современных информационных технологий и систем, применяемых в управлении цепями поставок достаточно широк. Рассмотрим наиболее важные из них:

1. RFID-технология, которая по своей сути восходит к системе распознавания «свой – чужой» IFF (Identification Friend or Foe), и давно применяется в системе отслеживания грузов в цепях поставок. RFID имеет широкое применение для отслеживания и хранения продуктов в компаниях малого и среднего предпринимательства. В Европе, данная технология нашла широкое применение у компаний ритейлеров. К примеру, Metro Group начал использовать RFID-технологии в своих магазинах с 2004 [19].

2. Технология Control Tower – логистический хаб, оснащенный инструментами, которые позволяют выполнять анализ информации в реальном времени, что обеспечивает поддержку управленческих решений на операционном, тактическом и стратегическом уровнях и повышать прозрачность проводимых операций по всей цепи поставок. Крупные компании, такие как Toyota Motor Corporation активно используют такую технологию для планирования материальных потоков. Технология Control Tower позволила избежать простоев в 2016 году на 187 миллионов долларов [20].

3. Технология Blockchain ‒ децентрализованная база данных, которая поддерживается и обновляется сетью участвующих компьютеров. Создание участниками сети взаимодействия записей привязано ко времени и предыдущей записи и не могут быть изменены, однако в настоящее время о полной безопасности говорить преждевременно, поскольку несанкционированный доступ к записям не исключается. При этом крупные игроки в автомобильной промышленности уже используют технологи Blockchain для оптимизации своих цепей поставок, в том числе компании: Volvo, Volkswagen , Hyundai, BMW и другие [18]. Компания Toyota Motor Corporation пошла дальше и запустила свою лабораторию Blockchain для ускорения инициатив в области технологии Blockchain в апреле 2019 г. Россия, в свою очередь, внедрила Blockchain в страхование грузов.

4. Интернет-вещей IoT (Internet of Things, IoT) ‒ совокупность технологий (дронов, датчиков, Control Tower), объединение которых обеспечивает возможность удаленного контроля процессами грузоперевозок и управления ими в дистанционном режиме. Некоторыми примерами компаний, успешно использующих возможности Интернета вещей, являются Amazon, Volvo и Nissan Motor Co. Volvo использует цепь поставок IoT для отслеживания компонентов своих автомобилей из нескольких стран и поставок автомобилей своим клиентам по всему миру. Nissan использует цепь поставок IoT для связи своих многочисленных промышленных подразделений. Amazon использует парк роботов с поддержкой Интернета вещей для управления складскими операциями путем сканирования QR-кода на упаковках.

5. Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence) – это технология, которая позволяет имитировать интеллектуальную деятельность человека с применением методов машинного обучения и делать выводы, имитируя понимание сложного контента. В настоящее время ИИ уже нашел широкое применение в управлении цепями поставок при прогнозировании спроса, планировании маршрутов с учетом погодных условий и загруженности дорог. Перспективы применения автономных транспортных средств также в значительной степени обусловленное развитием искусственного интеллекта. Так британский супермаркет Ocado, использует одну из платформ искусственного интеллекта на складе своего розничного продавца, где роботы управляют тысячами заполненных продуктами контейнеров по лабиринту конвейерных лент и доставляют их упаковщикам как раз вовремя, чтобы заполнить сумки для покупок [22]. Аналогичным образом другие роботы доставляют сумки в фургоны, водители которых направляются к домам клиентов по оптимальному маршруту в зависимости от дорожных условий и погоды [23]. Логистические роботы, оснащенные искусственным интеллектом, также способны учитывать нарушения в своих процедурах движения с помощью неконтролируемой системы обучения динамике. Эта возможность приводит к более точной перестройке и повышению общей надёжности процессов [24].

6. «Цифровой двойник» в логистике представляет собой математическую модель, которая полностью повторяет принципы управления цепями поставок. Цифровые двойники помогли фармацевтической компании GlaxoSmithKline разработать надежный процесс производства вакцин и улучшить упаковку продукции с контролируемой температурой за счёт усовершенствованных процедур тестирования [25].

До начала 2022 года рынок решений по управлению цепями поставок в России был представлен разработками западных компаний JDA, SAP , PTC Inc (Parametric Technology Corporation ) и многих других. Однако после завершения годовых контрактов и ухода западных компаний с российского рынка остро встал вопрос о создании отечественных программных продуктов по управлению цепями поставок. Фонд «Сколково» [4] провел оценку конкурентных возможностей российских компаний и их ИТ-решений в области планирования цепей поставок (SCP-решений) по методике, учитывающей текущие возможности компаний и планы по развитию решений данного класса программного обеспечения. В исследовании не участвовали компании, в которых SCP реализованы в формате партнерского решения (например, в решениях компании 1С функции планирования выполнены компанией Assino). Критериями оценки выступали:

Оценка текущих возможностей SCP-решения

1. Предлагаемый функционал решения: основные модули;

2. Предлагаемый функционал решения: возможности платформы;

3. Предлагаемый функционал решения: техническое решение;

4. Модель ценообразования и/или структура предложения;

5. Предоставление качественных услуг заказчикам;

6. Удовлетворенность потребностей заказчика;

7. Локальное соответствие;

8. Интеллектуальные процессы.

Оценка планов развития SCP-решений

1. Функционал решения в предлагаемой дорожной карте;

2. Планы роста. Стратегия развития, обеспечивающая рост;

3. Продуктовая стратегия;

4. Финансы/ финансирование;

5. Стратегия по модели развертывания/ доставке;

6. НИОКР и скорость освоения средств.

По результатам оценки, лидирующее положение заняли In Plan, Knowledge Space и GoodsForecast. В целом SCP-решения российского рынка имеют высокий потенциал развития, поскольку все анализируемые решения имеют развитый базовый функционал в части планирования спроса и поставок, планирование производства, планирование в режиме реального времени, интеграция с Control Tower, а также поддержки интеллектуальных процессов (Рис.4):

Рисунок 4. Сравнительный анализ российских поставщиков решений для планирования цепочек поставок. Отчет по результатам исследования. Фонд «Сколково»

Источник: [26]

Стоимость внедрения платформ интегрированного планирования, к которым относятся большинство анализируемых Фондом «Сколково» решений, достаточна высока, поскольку «поставщики SCP-решений предлагает заказчикам комплексное, проектное решение, включающее в себя ИТ-услуги консалтинга, внедрения и последующего обучения пользователей» [26].

В связи с этим, компании малого и среднего сегмента бизнеса не могут воспользоваться такими решениями. Как правило, компании малого и среднего бизнеса применяют под свои нужны традиционные ИТ системы. Фармацевтические дистрибьюторы для покрытия собственных потребностей используют решения, представленные (табл. 2):

Таблица 2

Примеры технологических решений фармацевтических дистрибьюторов

Организация
Количество сотрудников
Задача
Способы реализации
ООО «Ацино Рус»
До 200
Обеспечить непрерывность и эффективность поставок готовой продукции без использования иностранных ERP
Построение автоматизированных отчётов в Microsoft Excel ч использованием макросов;
Разработка должностных регламентов и должностных инструкций отвечающим требованиям реализации задач.
АО «ЦВК «Протек»»
До 5000
Поддержание высоко уровня постпродажного сервиса, контроль доставки и выполнения заданий водителем, при условии 1000 маршрутов в пиковый день и 27000 клиентов доставки в сутки.
Разработка мобильного приложения ПО «Мобильный водитель Протек»
ООО «ASKLEPIY»
До 800
Автоматизация полного цикла бизнес-
процессов
Разработка собственной WMS системы;
ООО «Ирвин»
До 500
Цель проекта -внедрение
автоматизированного
процесса «Работа с
претензиями»
Разработка ПО автоматизированного процесса
работы с претензиями
Источник: [27]

Как показано в таблице, фармацевтические дистрибьюторы для решения своих текущих задач используют узконаправленные решения, разработанные и внедрённые своими силами. В рамках текущей операционной деятельности у компаний малого и среднего бизнеса отсутствует потребность в SCP решениях по типу Control tower, «Цифровые двойники» и другие. В настоящее время логистические компании ориентированы на использование Российских ERP (управление ресурсами) и WMS (управление складами) систем и продолжают совершенствовать цифровые решения в области логистики. Например, компания NC Logistic разработала собственное прикладное программное обеспечение INTEGRICO. Данный IT-продукт предназначен для интеграции системы управления предприятием (ERP) и системы управления складом (WMS).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень цифровизации в транспортно-логистических компаниях сегодня является одним из важнейших критериев их конкурентоспособности. Грузополучатели требуют высокого качества предоставляемых логистических услуг, их надежности, адаптивности при минимизации финансовых затрат и рассчитывает получить информацию грузах максимально оперативно. Трендами 2024 года в сфере логистики можно назвать цифровизацию всех процессов, внедрение в работу цифровых платформ, реализующих алгоритмы бизнес-анализа данных, а также формирование экосистем, объединяющих множество ИТ- решений. Важную роль в цифровизации логистических операций играет искусственный интеллект и машинное обучение, что обеспечивает возможность прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов доставки, управления запасами, что существенно влияет на снижение издержек логистических компаний. Внедрение современных цифровых технологий обеспечивает прозрачность цепей поставок и является важным условием лидерства на рынке логистических услуг в условиях возрастающих товарных потоков на территорию России.

Особое значение применение цифровых технологий имеет для фармацевтических дистрибьюторов, поскольку рынок фармпрепаратов является социально значимым, влияет на национальную безопасность и здоровье людей, а логистические операции строго регламентированы. В настоящее время этап цифровизации процессов грузоперевозок фармпрепаратов связан с перейти от используемых ранее решений зарубежных компаний в связи с их уходом с российского рынка на отечественные. Российский рынок предлагает значительное число SCP-решений, основанных на интеграции приложений по всем направлениям логистических операций. Потенциальными покупателями таких решений являются крупные дистрибьютерские компании из-за высокой стоимости внедрения. Малый и средний бизнес используют в основном решения для автоматизации операционной деятельности, что сразу снижает их конкурентоспособность на рынке логистических услуг. Однако малый и средний бизнес являются важным звеном в цепи поставок, поскольку внутренние перевозки и решение проблемы «последней мили» опирается именно на представителей этого сегмента рынка. В России действует «Программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса», в которой приоритет отдается логистической отрасли для плавного перехода на новые технологии. Механизм меры поддержки предусматривает возмещение недополученных доходов правообладателей от предоставления российского программного обеспечения (ПО) субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) по льготной цене (50% от средней рыночной цены) [28]. Логистическим компаниям малого и среднего бизнеса необходимо более активно подключаться к этой программе, хотя приоритизация интересов крупного бизнеса как драйвера цифровой трансформации по-прежнему сохраняется.

Однако существует ряд проблем, существенно препятствующих обеспечению прозрачности цепей поставок: (1) гетерогенность цифровых решений; (2) низкий уровень осведомленности о кибербезопасности, (3) недостаточность регуляторных требований к киберзащите объектов транспортной инфраструктуры и персональных данных; (4) отсутствие интеграции ЭПД (электронных платежных документов) на всех этапах грузоперевозок; (5) недостаточный опыт сотрудников компаний работы с цифровыми решениями.


Источники:

1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от от 31 августа 2016 года N 646н Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420377390?ysclid=ltd8kfur8m246113481 (дата обращения: 04.03.2024).
2. Решение от 3 ноября 2016 года N 80 Совет Евразийской экономической комиссии Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456026098 (дата обращения: 04.03.2024).
3. Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Андреева А.А. Анализ технологий цифровой логистики для автоматизации и сервисной интеграции складских процессов организации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1759-1772. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110285.
4. Бордунов И. В. Применение технологии блокчейн в управлении цепями поставок // Финансовая экономика. – 2019. – № 12. – c. 22-24.
5. Борисевич Я.Р., Пильковский Д.О., Прокопеня Е.С. Основные направления цифровой трансформации в логистике и управлении цепями поставок // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2022. – № 1(31). – c. 10.
6. Гвилия Н.А. Цифровая трансформация корпоративной логистики в условиях устойчивого развития. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук : 08.00.05 / Н.А. Гвилия; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»]. - Санкт-Петербург, 2022. – 41 c.
7. Дмитриев А.В. Формирование и развитие цифровых экосистем транспортно-логистического обслуживания. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук : 08.00.05 / А.В. Дмитриев; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»]. - Санкт-Петербург, 2021. – 40 c.
8. Ивахненко А. М., Фаддеева Е.Ю., Малышев М.И., Башмаков И.А. Преобразование и развитие цифровых цепей поставок // Транспорт: наука, техника, управление. – 2021. – № 9. – c. 30-32. – doi: 10.36535/0236-1914-2021-09-5.
9. Колоскова А. С., Якунина Ю. С. Тенденции цифровой трансформации логистики // Умные технологии в современном мире: материалы III всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 24–25 ноября 2020 года. Том 2. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. Челябинск, 2020. – c. 92-102.
10. Сергеев И.В. Современные цифровые технологии для повышения прозрачности логистических бизнес-процессов в цепях поставок // Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры): Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2023 года. – Москва: Государственный университет управления. Москва, 2023. – c. 351-354.
11. Сергеев В.И. Прозрачность и устойчивость цепей поставок // Логистика сегодня. – 2021. – № 3. – c. 200-206.
12. Сироткин А.А. Аспекты исследования и оценки информационной прозрачности в цепях поставок // Научные проблемы водного транспорта. – 2022. – № 70. – c. 147-157. – doi: 10.37890/jwt.vi70.239.
13. Advisory N.V. Supply chain transparency: creating stakeholder value. Kpmg, 2021. – p. 1-11. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/nl/pdf/2021/services/supply-chain-transparency-web.pdf. (дата обращения: 04.03.2024).
14. Hu, N. Risk Pooling, Supply Chain Hierarchy, and Analysts’ Forecasts / Hu, N., Ke, J., Liu, L., & Zhang, Y. // Production and Operations Management. – 2019. – № 28(2). – P. 276-291. – URL: https://escholarship.org/uc/item/95m6d6qc
15. Ke Ya. The application of big data in logistics management // Logistics systems in the global economy. – 2019. – № 9. – p. 293-295.
16. Posner M. Breakpoints and Black Boxes: Information in Global Supply Chains. Ucla, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://escholarship.org/uc/item/2q15p66g (дата обращения: 04.03.2024).
17. Qi M. Smart Data-Driven Decision-Making with Uncertainty: Methods and Applications in Supply Chain Management. UC Berkeley, 2022. – ProQuest ID: Qi_berkeley_0028E_21569. [Электронный ресурс]. URL: https://escholarship.org/uc/item/8jw8d8fg/ (дата обращения: 04.03.2024).
18. Saeed G., Kohler J., Cuomo R., Mackey T. A systematic review of digital technology and innovation and its potential to address anti-corruption, transparency, and accountability in the pharmaceutical supply chain // Expert Opinion on Drug Safety. – 2022. – № 21(8). – p. 1061-1088. – doi: 10.1080/14740338.2022.2091543.
19. METRO Group’s Future Store takes German public by storm—thanks to Wireless technology. [Электронный ресурс]. URL: https://public.dhe.ibm.com/software/solutions/pdfs/10704035_Metro_cs_1b.pdf (дата обращения: 07.03.2024 г.).
20. IoT at M&T: An Inside Look at Toyota Operations Technology. [Электронный ресурс]. URL: https://www.industryweek.com/manufacturing-technology-an-industryweek-event/article/21972731/iot-at-mt-an-inside-look-at-toyota-operations-technology (дата обращения: 07.03.2024 г.).
21. Blockchain, The next driver of Innovation in the Auto Industry. [Электронный ресурс]. URL: https://www.telematicswire.net/blockchain-the-next-driver-of-innovation-in-the-auto-industry/ (дата обращения: 7.03.2024 г.).
22. Kar, Upendra & Dash, Rupa & McMurtrey, Mark & Rebman, Carl. (2019). Application of Artificial Intelligence in Automation of Supply Chain Management. Journal of Strategic Innovation and Sustainability. 14. 10.33423/jsis.v14i3.2105
23. McKinsey Global Institute Study, Artificial Intelligence, The Next Digital Frontier (80 pp., PDF, free, no opt-in) published JUNE 2017 (07.03.2024г.)
24. Webster, Craig & Ivanov, Stanislav. (2019). Robotics, Artificial Intelligence, and the Evolving Nature of Work. 10.1007/978-3-030-08277-2_8
25. Özden Tozanli, Maria Jesús SaénzUnlocking the Potential of Digital Twins in Supply Chains MIT Sloan Management Review. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mitsloanme.com/article/unlocking-the-potential-of-digital-twins-in-supply-chains/ (дата обращения: 7.03.2024 г.).
26. Сравнительный анализ российских поставщиков решений для планирования цепочек поставок. Отчет по результатам исследования. Фонд «Сколково» Март 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://im.systems/uploads/ckeditor/files/Исследование%20SCP-решений_vF_public.pdf (дата обращения: 05.03.2024).
27. Профессиональная премия фармацевтической логистики и качества SCM Pharm. [Электронный ресурс]. URL: https://scmpharm.ru/award2023/ (дата обращения: 08.03.2024).
28. Субсидирование приобретения программного обеспечения для МСП. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://invest.economy.gov.ru/subsidirovanie-priobreteniya-programmnogo-obespecheniya-dlya-msp (дата обращения: 10.03.2024).

Страница обновлена: 07.04.2024 в 11:31:59