Динамические и стохастические задачи линейного программирования в логистике и управлении цепями поставок
Бочкарев А.А.1, Нос В.А.1, Гончаренко Е.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Цитировать:
Бочкарев А.А., Нос В.А., Гончаренко Е.А. Динамические и стохастические задачи линейного программирования в логистике и управлении цепями поставок // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1123-1148. – doi: 10.18334/epp.14.4.120730.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667598
Аннотация:
В статье рассматривается ряд динамических и стохастических задач линейного программирования и методы их решения. Обширный класс данных задач представлен различными видами математических моделей, нередко применяемых в логистике. Так, в качестве моделей динамического и стохастического линейного программирования могут быть рассмотрены задача о стратегии приобретения и продажи товаров в условиях изменяющегося спроса, задача расчета размера партии поставки и выбора поставщиков с учетом площади складских помещений и бюджетных ограничений, а также множество других задач, представленных в обзоре научной литературы.
В данной статье представлена стохастическая задача оптимизации отправки контейнерных грузов ОАО «ММК-МЕТИЗ» на контейнерный пункт железнодорожной товарной станции города Магнитогорска и рассмотрен пример ее численного решения
Ключевые слова: Цепи поставок, линейное программирование, стохастическое программирование, оптимизации отправок контейнерных грузов, математическая постановка, оптимальность
Введение
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что приложения методов математического программирования к логистике и управлению цепями поставок непрерывно расширяются. Представленный ниже обзор литературных источников, посвященных рассмотрению методов динамического и стохастического программирования применительно к логистической практике, показал, что, несмотря на широкий спектр проблем, которые охватывают методы динамического и стохастического программирования, новые практические задачи требуют совершенствования подходов к математической постановке задач и методам их решения.
Математическая постановка задач динамического и стохастического линейного программирования имеет немало общего. Во-первых, обе задачи являются многопериодными. Во-вторых, обе задачи требуют качественного и количественного описания исходных данных, но в динамической задаче качественное и количественное описание делается для каждого периода времени, а в стохастической задаче – для каждого их рассматриваемых сценариев. Существенным отличием данных задач является то, что в динамической задаче линейного программирования все исходные данные (такие как предложение, спрос, цены на ресурсы и прочие) являются постоянными в рамках рассматриваемого периода времени, поэтому динамическая задача является детерминированной, а в стохастической задаче некоторые исходные данные носят вероятностный характер, что требует рассмотрения нескольких сценариев в рамках рассматриваемого периода времени, реализация каждого из них имеет свою вероятность.
Так, детерминированная модель оптимизации может быть расширена и преобразована (модифицирована) в модель стохастического программирования, позволяющую одновременно проработать множество сценариев, а также учесть неопределенность и риски.
В данной работе рассматривается задача оптимизации отправок груженых контейнеров с «ММК-МЕТИЗ» (Открытое акционерное общество «Магнитогорский метизно-калибровочный завод») на контейнерный пункт железнодорожной товарной станции города Магнитогорска. Далее контейнерным поездом эти контейнерные грузы отправляются со станции к морским портам городов Новороссийска и Владивостока, и далее конечным потребителям за рубежом. Рассматриваемый нами участок цепи поставок ОАО «ММК-МЕТИЗ» представлен на рис. 1.
Рисунок 1 – Рассматриваемый участок цепи поставок ООО «ММК-МЕТИЗ» (составлено авторами)
В рассматриваемой цепи поставок ОАО «ММК-МЕТИЗ» при отправке контейнерных грузов с железнодорожной грузовой станции города Магнитогорска периодически происходят неполадки, некоторые из которых обусловлены сдвигами в порядке отправления составов ОАО «Трансконтейнер», а именно:
- приоритетом для ОАО «Трансконтейнер» могли стать другие товары, например предметы быта, в результате чего контейнеры с завода не могли попасть в ближайший состав;
- отсутствие фитинговых платформ, необходимых для отправки частных контейнеров морских линий, включая контейнеры ОАО «ММК-МЕТИЗ»;
- ОАО «Трансконтейнер» зачастую использует железнодорожные фитинговые платформы, прибывшие в адрес завода, для других нужд, в то время как загруженные контейнеры могут простаивать на станции в ожидании отправки.
Конечно, отказы происходят и по вине ОАО «ММК-МЕТИЗ» по следующим причинам:
- неритмичная реализация плана погрузки контейнеров на заводе;
- задержки в отправке контейнеров из-за отсутствия транспортных документов;
- простои контейнеров из-за ожидания дня отгрузки в соответствующее место назначения и по ряду других причин.
Научная гипотеза: в силу названных причин план погрузки и отправки контейнерных грузов ОАО «ММК-МЕТИЗ» на контейнерную площадку железнодорожной станции, выводимый в результате детерминированной постановки данной задачи, является нереалистичным. Нереалистичность детерминированной постановки задачи показана нами на примере численного решения задачи и анализа его результатов. Проблема связана с необходимостью в дополнительных ресурсах для бесперебойного процесса отправки контейнеров (погрузо-разгрузочных механизмах) и необходимость в дополнительных площадях для хранения груженых контейнеров.
Целью решаемой задачи является минимизация затраты на отправку контейнеров при возникновении сбоев в цепи поставок – задержек с отправкой контейнеров ОАО «ММК-МЕТИЗ» с железнодорожной товарной станции потребителям.
Логика решения рассматриваемой задачи стохастического программирования представлена на рис. 2. Здесь мы видим, что нас интересует определение оптимального количества загруженных xj, складированных dj и отправленных yj контейнеров в течение первой и второй декады второго месяца при наличии задержек с их отправкой. При этом первая задержка в отправке контейнеров происходит в течение третьей декады первого месяца, а повторная задержка в течение первой декады второго месяца может не произойти (сценарий 1) или произойти (сценарий 2). Каждый из рассматриваемых сценариев реализуется с определенной вероятностью.
Рисунок 2 – Алгоритм решения поставленной задачи стохастического программирования (составлено авторами)
Научная новизна заключается в том, что авторами представлена индивидуальная математическая постановка стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов ОАО «ММК-МЕТИЗ» с железнодорожной товарной станции потребителям, разработан алгоритм ее численного решения и проведена апробация данного алгоритма на реальных данных.
Прежде чем мы начнем решать конкретную задачу, целесообразно изучить литературные источники по проблеме применения методов динамического и стохастического линейного программирования при решении логистических задач.
Обзор научной литературы по проблеме применения методов динамического и стохастического программирования в логистике
Динамические и стохастические модели линейного программирования успешно применяются в логистике для решения оптимизационных задач маршрутизации транспорта, производственного планирования, управления запасами и др. В данном контексте стохастическое программирование может применяться для моделирования вероятностных сценариев, что позволяет учесть случайный характер одного или нескольких параметров и принять решение на основе сравнения альтернатив.
К сожалению, российские авторы не уделили должного внимания проблеме использования методов динамического и стохастического программирования в логистике. Редким исключением из правила является монография Д.Б. Юдина и Е.Г. Гольштейна, в которой рассматриваются специальные задачи линейного программирования, среди которых задача о стратегии приобретения и продажи товаров в условиях изменяющегося спроса, представленная в виде модели динамического программирования [4, c. 159-164]. Теоретические основы динамического и стохастического программирования изложены в переведенной на русский язык монографии Дж. Шапиро [3, с. 449-463].
В рассмотренных нами научных работах зарубежных авторов представлены алгоритмы решения логистических задач, среди которых преимущественно встречается задача оптимизации складских и транспортных затрат при доставке товара Хсу П. и др. [12], Маджиони Ф. и др. [15], Карковс Е. и др. [8], Агазаде Д. и др. [5].
Помимо классических задач логистики, ряд литературных источников содержит решение оптимизационных задач в смежных с логистикой областях - экологии, энергопотреблении. Так, в работе [10] рассматривается стохастическая модель минимизации транспортных издержек наряду с минимизацией эмиссии парниковых газов. Алгоритмы решения задач минимизации энергопотребления, общей стоимости зарядки и затрат на оснащение парковок зарядными устройствами для электрических транспортных средств представлены в работах [13], [14] и [16].
Среди прочих областей решения подобных задач в изученной литературе можно выделить:
- производство - оптимизация времени производства и уровня качества деталей [19];
- энергетика - максимизация прибыли от эксплуатации гидроэнергетической системы [21]; минимизация затрат на выработку и потребление энергии [6], [22] и [23];
- гуманитарная сфера - оптимизация распределения гуманитарной помощи [18]; минимизация затрат на принятие решения при стихийных бедствиях [24];
- лесозаготовительная промышленность - максимизация заготовляемого объема дров [11];
- банковское дело - минимизация процентного риска [7].
Как видно из представленного множества моделей, в большинстве научных работ в качестве критерия оптимизации используется минимизация затрат - она составляет 65% всех критериев. Наряду с этим в нескольких источниках критерием решения задачи выступает максимизация прибыли ( [9]; [21]) и чистых дисконтированных доходов ( [20]).
В подавляющем большинстве задач рассмотрены однопродуктовые модели, многопродуктовые же – только в 10% случаев. Что касается однопериодных моделей, они встречаются в 65% случаев.
Табл. 1 содержит обобщенные выводы из проведенного анализа научной литературы по вопросам применения методов динамического и стохастического линейного программирования в логистике. Информация о всех рассмотренных моделях систематизирована по следующим критериям: 1) число видов продукции, рассматриваемых в модели; 2) является модель однопериодной или многопериодной; 3) учитываемые в модели ограничения; 4) критерий (критерии) оптимизации; 5) метод решения задачи; 6) какие исходные данные носят вероятностный характер, т.е. какие неопределённости рассматриваются в задаче.
Таблица 1 – Резюме обзора литературного обзора по вопросам применения методов динамического и стохастического линейного программирования в логистике (составлено авторами)
Авторы
|
Условия
|
Ограничения
|
Критерий
или критерии |
Метод
решения
|
Неопределенности
| |||||
Продукт
|
Период
|
Спрос
|
Цена
товара
|
Другое
| ||||||
один
|
несколько
|
один
|
несколько
| |||||||
Юдин Д.Б. и Гольштейн Е.Г. [4]
|
+
|
|
|
+
|
Емкость склада, спрос на товары и бюджет на закупку
|
Максимизация прибыли
|
Динамическое программирование
|
+
|
|
|
Хсу П. и др. [12]
|
+
|
|
|
+
|
Емкость склада на строительной площадке и на заводе;
временные ограничения
|
Минимизация ожидаемых суммарных эксплуатационных
затрат
|
Многоступенчатое
стохастическое программирование |
+
|
|
Опоздание транспорта; еженедельная скорость сборки
модулей
|
Эсламипур Р. [10]
|
+
|
|
+
|
|
Количество
перевозимых товаров
|
Минимизация транспортных расходов и минимизация
эмиссии парниковых газов
|
Детерминированная модель; двухэтапное
стохастическое программирование |
+
|
|
Норма возврата продукции от потребителей в центр
сбора
|
Бералди П. и др. [6]
|
+
|
|
|
+
|
Количество электроэнергии, которое может быть
потреблено за один час
|
Минимизация затрат на электроэнергию
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
|
|
Выработка энергии от возобновляемых источников;
нагрузка на возобновляемые источники
|
Риммеле А. и др. [20]
|
+
|
|
|
+
|
Целевые показатели добычи на руднике; условия
извлечения блоков
|
Максимизация чистых дисконтированных доходов
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
|
|
Цены на сырьевые товары, свойства горных пород
|
Галактозидаз С. и др. [11]
|
+
|
|
|
+
|
Площади возрастных классов
|
Максимизация заготовляемого объема дров
|
Динамическое программирование
|
|
|
|
Бломвалль Ж. и Хагенбьерк Й. [7]
|
+
|
|
+
|
|
Сроки погашения
|
Минимизация процентного риска
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
|
|
Величина трансакционных издержек
|
Маджиони Ф. и др. [15]
|
+
|
|
+
|
|
Набор узлов
|
Минимизация ожидаемой общей стоимости поездки по
всем сценариям
|
Стохастическое программирование
|
|
|
Величина транспортных затрат
|
Наим М.К. и др. [18]
|
|
+
|
+
|
|
Недоступность дорог; емкость склада; вместимость и
количество транспортных средств
|
Минимизация времени распределения гуманитарной
помощи, стоимости штрафов и постоянных затрат на открытие распределительного
центра
|
Стохастическое программирование
|
+
|
|
Пропускная способность временных центров
распределения гуманитарной помощи
|
Карковс Е. и др. [8]
|
+
|
|
+
|
|
Количество задействованного в доставке товара
транспорта; уровень запасов товаров в магазинах
|
Минимизация затрат на транспортировку товара
|
Стохастическое программирование
|
+
|
|
|
Хуан Д. и Ван Ш. [13]
|
+
|
|
+
|
|
Количество зарядных устройств на конечной станции
|
Минимизация общей стоимости зарядки электрического
автобуса, включая зарядку от сети и замену батареи
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
|
|
Энергопотребление аккумуляторов электрических
автобусов во время работы
|
Сан Ю. и др. [23]
|
+
|
|
|
+
|
Коэффициент зеленой энергии; мощность выработки
электроэнергии
|
Минимизация общих затрат потребителя энергии и
энергетической компании
|
Многоступенчатое стохастическое программирование
|
|
|
Снабжение возобновляемой энергией
|
Шледорн А. и др. [22]
|
+
|
|
+
|
|
Мощность выработки тепла блоками; ограничения по
выработке ТЭЦ
|
Минимизация затрат на выработку тепла
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
|
+
|
|
Мирхассани С.А. и др. [16]
|
+
|
|
+
|
|
Количество зарядных устройств, доступных для
установки; количество парковок, которые могут быть оборудованы зарядными
устройствами
|
Минимизация затрат на оснащение парковок зарядными
устройствами для электромобилей; максимизация ожидаемого покрытия спроса
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
+
|
|
|
Агазаде Д. и др. [5]
|
+
|
|
+
|
|
Количество клиентов для посещения в один день; транспортное
средство и частота пополнения запаса одного клиента
|
Минимизация складских и транспортных затрат при
доставке товара
|
Двухэтапное стохастическое программирование;
приближенное динамическое программирование
|
|
|
Частота пополнения запаса клиента
|
Иннис К. и Чен П. [14]
|
+
|
|
|
+
|
Минимальная и максимальная скорости движения
транспортного средства; время ездки
|
Минимизация энергопотребления электрических
транспортных средств
|
Динамическое программирование
|
|
|
|
Черняховская К. и Лутославская К. [9]
|
|
+
|
+
|
|
Пространство магазина
|
Максимизация прибыли ритейлера в результате
распределения товара по полкам (решение задачи комбинаторной
оптимизации/задачи о рюкзаке)
|
Динамическое программирование
|
|
|
|
Ньевас Н. и др. [19]
|
+
|
|
|
+
|
Температурный предел для металлического листа и
матрицы
|
Минимизация времени производства партии деталей;
максимизация соответствия параметрам качества деталей
|
Динамическое программирование
|
|
|
|
Шаффер Л.Е. и др. [21]
|
+
|
|
+
|
|
Минимальный и максимальный расход воды; уровень воды
в хранилищах; минимальный объем пласта; порог притока воды
|
Максимизация прибыли от эксплуатации
гидроэнергетической системы
|
СДП-алгоритм
|
|
|
Общий недельный приток в систему; средняя
еженедельная цена энергии; превышение или непревышение притоком воды
определенного порога
|
Мун Ю. и др. [17]
|
+
|
|
+
|
|
Максимальная скорость изменения ускорения ротора;
минимальная угловая скорость ротора
|
Максимизация отдачи мощности турбины (максимизация
выходной электрической мощности и минимизация изменений ускорения ротора)
|
Детерминированное динамическое программирование
|
|
|
|
Ван Ц. и др. [24]
|
+
|
|
+
|
|
Минимальный и максимальный уровень спроса на
аварийные ресурсы
|
Минимизация затрат на принятие решения
|
Двухэтапное стохастическое программирование
|
|
|
Точное время, в которое произошло стихийное
бедствие; интенсивность стихийного бедствия; заблаговременная оценка уровня
воздействия бедствия, ущерба и потребности в ресурсах для ликвидации
последствий
|
Анализ, представленных в табл. 1 работ, показал, что методы динамического и стохастического программирования непрерывно развиваются, в частности, достаточно часто используются методы многоступенчатого стохастического программирования, двухэтапного стохастического программирования и эвристические алгоритмы.
Содержательная постановка задачи
Содержательная постановка рассматриваемой задачи подробно была рассмотрена в работах [1] и [2], поэтому в данной статье опишем ее кратко.
Грузы своим потребителям ОАО «ММК-МЕТИЗ» может отправлять как 20-футовыми, так и 40-футовыми контейнерами. Доставка контейнеров с завода на железнодорожную товарную станцию города Магнитогорска может быть осуществлена как собственным, так и наемным автотранспортом. Существуют три способа загрузки контейнеров: 1) загрузка на полу и погрузка на полуприцеп с использованием крана; 2) загрузка на полу и погрузка на полуприцеп с использованием домкратов; 3) загрузка контейнера без снятия его с полуприцепа (загрузка в автомобиль). Таким образом, имеется два типа контейнеров, два типа автотранспорта и три способа погрузки контейнеров, что приводит к 12 вариантам отправки груженых контейнеров, отличающихся затратами.
Альтернативные варианты отправки груженых контейнеров представлены на рис. 3. Задача заключается в определении оптимального количества загруженных xj, складированных dj и отправленных yj контейнеров j-го типа, при которых затраты являются минимальными.
Рисунок 3 – Альтернативные варианты отправки груженых контейнеров
(составлено авторами)
Существенным обстоятельством является то, что в рассматриваемой задаче имеется ряд ограничений, которые необходимо учитывать при ее решении:
1) ограничения на количество контейнеров, которые загружаются на полу и, соответственно, должны быть погружены на автотранспорт с использованием крана или домкратов;
2) ограничения на количество грузов, которые должны быть отправлены 20- и 40-футовыми контейнерами;
3) ограничения на вместимость заводского склада для хранения груженых контейнеров;
4) ограничения, учитывающие неравномерность производства продукции на ОАО «ММК-МЕТИЗ» и соответственно неравномерность загрузки контейнеров.
Кроме того, необходимо учитывать возможные задержки с отправкой контейнеров с железнодорожной товарной станции города Магнитогорска потребителям.
Опишем подробнее предлагаемую модификацию имеющейся проблемы. Задача рассматривает смежных три периода (декады), в течение которых возможны задержки с отправкой контейнеров:
- третья декада первого месяца (в этот период происходит первый сбой);
- первая декада второго месяца (в этот период возможен повторный сбой (задержка с отправкой контейнеров) с определенной вероятностью);
- вторая декада второго месяца (предполагаем, что в этот период сбоя не будет).
Таким образом, в рассматриваемой задаче возможны три сценария.
Базовый сценарий: отсутствие сбоя (задержки с отправкой контейнеров). Следует отметить, что в этом случае задача не является стохастической. Базовый сценарий необходим, чтобы оценить увеличение затрат в случае возникновения сбоев с отправкой контейнеров.
Сценарий 1. Сбой происходит только на третьей декаде первого месяца, сбоя в течение первой и второй декады второго месяца нет; сценарий 1 реализуется с вероятностью p1 = 0,7;
Сценарий 2. Происходят подряд два сбоя, первый сбой происходит в течение третьей декады первого месяца, второй – в течение первой декады второго месяца; сценарий 2 реализуется с вероятностью p2 = 0,3.
Суть задачи заключается в рассмотрении двух сценариев одновременно, т.е. задержки при отправке контейнеров, которая происходит только в третьей декаде первого месяца, при отсутствии задержки в течение второго месяца (с вероятностью p1 = 0,7) и повторной задержки при отправке контейнеров в течение первой декады второго месяца (с вероятностью p2 = 0,3).
В результате решения задачи мы должны полить ответы на следующие вопросы.
1. Имеет ли эта задача решение без ослабления ограничений по площади хранения контейнеров и по способам их загрузки?
2. Если задача не имеет решения без ослабления ограничений, то какие конкретно ограничения должны быть ослаблены?
3. Насколько возрастут затраты при реализации сценариев с задержкой отправки контейнеров по сравнению с базовым сценарием?
В целом, решение этой задачи должно ответить на вопрос о том, какими дополнительными ресурсами должен обладать грузоотправитель – ОАО «ММК-МЕТИЗ» – для того, чтобы обеспечить отправку в течение месяца всего объема произведенной продукции в случае возникновения задержек с отправкой контейнеров.
Математическая постановка задачи
Опишем математическую постановку стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов.
Предлагается использовать такие обозначения:
– индексы, обозначающие типы контейнеров;
– индексы для обозначения способов отправки контейнеров;
– индексы для идентификации периода планирования, где – третья декада первого месяца, – первая декада второго месяца, – вторая декада второго месяца;
– количество контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом в определённый период t;
– предельное число контейнеров i-го типа, которое возможно загрузить j-м способом, в период t;
– число контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом и отправлены на железнодорожную станцию, в период t;
– число складированных контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом, в начале периода t;
– число складированных контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом, в конце периода t;
– издержки на отправку 1 контейнера типа i, который был загружен способом j, в период t;
– сбор за предъявление раньше требуемого срока контейнера i-го типа, загруженного j-м способом, в период t;
– масса [брутто] загруженной продукции в контейнер i-го типа;
– масса продукции, отправленной в контейнерах i-го типа, в период t;
– масса продукции, которая должна быть загружена в контейнеры в период t;
– масса продукции, которая может быть отправлена в период t (ограничение по отправке);
– общий объём отгруженной за месяц продукции.
Общая целевая функция рассматриваемой стохастической задачи L выглядит следующим образом (1):
(1)
где – затраты на отправку контейнеров в течение третьей декады прошлого месяца (базовый сценарий с задержкой в отправке контейнеров); и – затраты на отправку контейнеров в течение первых двух декад текущего месяца в соответствие со сценариями 1 и 2; и – коэффициенты, которые представляют собой соответственно вероятности реализации сценария 1 и 2.
Таким образом, для каждого k-го сценария необходимо найти значения переменных и , минимизирующих значения целевой функция (2):
. (2)
при ограничениях, которые для сценария 1 имеет вид (3) – (11):
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)
(11)
В рассматриваемой задаче ищутся в задаче значения и на интервале , т.е. для первой и второй декады второго месяца.
Формулой (3) выражаются ограничения по вместимости склада. В левой части данного ограничения рассчитывается количество контейнеров на заводском складе, которое равно числу складированных контейнеров в начале данного периода плюс количество загруженных контейнеров минус количество отправленных контейнеров . Формула (4) уравнивает количество загруженных и отправленных различными способами контейнеров. Формулой (5) выражено ограничение по числу контейнеров i-го типа для загрузки j-м способом за время t. Формула (6) представляет ограничение на количество контейнерных грузов, требующих загрузки в период t. Ограничение по числу контейнерных грузов, которые могут быть отправлены в период времени t, выражается формулой (7). Формулой (8) представлено ограничение на количество грузов, отправленных в контейнерах i-го типа. Ограничение, выражаемое формулой (9), обеспечивает сбалансирование числа загруженных и отправленных контейнеров в течение всего периода планирования.
При решении данной задачи необходимо также учесть ограничения на неотрицательность , и (10) и целочисленность переменных и (11).
Для сценария 2, в котором моделируется возможный сбой, ограничения несколько видоизменяются (12) – (21):
(12)
(13)
(14)
; (15)
(16)
(17)
(18)
(19)
(20)
(21)
Таким образом, в сценарии 2 также ищутся в задаче значения и , но для периода , т.е. только за вторую декаду второго месяца, так как значения для первой декады второго месяца являются постоянными величинами, а значения принимаются равными 0, поскольку моделируется задержка в отправке контейнеров. Смысл других ограничений в системе (12) – (21) полностью соответствует смыслу рассмотренных выше ограничений (3) – (11).
Надо заметить, что ограничения по площади хранения контейнеров в конце концов были ослаблены в задаче, т.к. без их ослабления задача не имеет решения. Логично предположить, что компания ОАО «ММК-МЕТИЗ» найдет на территории завода площадь для хранения дополнительных (неотправленных в срок) груженых контейнеров, либо заплатит своему контрагенту – компании ОАО «ТрансКонтейнер» – сбор за преждевременное предъявление грузов.
Пример численного решения задачи и анализ результатов
Численное решение стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов было получено в Excel с помощью надстройки «Поиск решения». Описание табличная модель данной задачи, которое является довольно громоздким, в данной статье не представлено, но фрагменты внешнего вида рабочего листа Excel с исходными данными задачи и результатами решения задачи для первой декады базового сценария представлены в табл. 2. Аналогично формируется табличная модель для численного решения задачи в соответствии с первым и вторым сценарием.
Таблица 2 – Исходные данные и результаты численного решения задачи – подмодель для первой декады базового сценария (составлено авторами)
Показатели
|
Ед. изм.
|
20 футовый
контейнер
|
40 футовый
контейнер
|
Значение
|
Знак
ограничения
|
Ограничение
| ||||||||||
собственный
автотранспорт
|
сторонних
организаций
|
собственный
автотранспорт
|
сторонних
организаций
| |||||||||||||
затарка
|
затарка
|
затарка
|
затарка
| |||||||||||||
на полу с
использованием
|
в
автомобиль
|
на полу с
использованием
|
в
автомобиль
|
на полу с
использованием
|
в
автомобиль
|
на полу с
использованием
|
в
автомобиль
| |||||||||
крана
|
домкратов
|
крана
|
домкратов
|
крана
|
домкратов
|
крана
|
домкратов
| |||||||||
1. Затраты
на 1 контейнер
|
руб.
|
6593,4
|
6271,1
|
7056,4
|
7109,2
|
6786,9
|
7572,2
|
8141,4
|
7729,2
|
8456,2
|
8120,3
|
7708,1
|
8435,1
|
|
|
|
2. Сбор за
предъявление грузов ранее назначенного срока
|
|
628,7
|
628,7
|
|
628,7
|
628,7
|
|
911,6
|
911,6
|
|
911,6
|
911,6
|
|
|
|
|
3. Вес
груза (брутто) в контейнере
|
т
|
21,5
|
21,5
|
21,5
|
21,5
|
21,5
|
21,5
|
27,5
|
27,5
|
27,5
|
27,5
|
27,5
|
27,5
|
|
|
|
4.
Загружено контейнеров
|
ед.
|
3
|
0
|
9
|
0
|
0
|
2
|
0
|
2
|
0
|
2
|
2
|
9
|
29
|
|
|
5.
Отправлено контейнеров
|
ед.
|
1
|
0
|
9
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
9
|
21
|
|
|
6.
Складировано 20 футовых контейнеров на начало периода
|
ед.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
|
|
|
|
0
|
|
|
7.
Складировано 40 футовых контейнеров на начало периода
|
ед.
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
8.
Складировано 20 футовых контейнеров на конец периода
|
ед.
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
|
|
|
|
2
|
≤
|
5
|
9.
Складировано 40 футовых контейнеров на конец периода
|
ед.
|
|
|
|
|
|
|
0
|
2
|
0
|
2
|
2
|
0
|
6
|
≤
|
10
|
10.
Загружено грузов
|
т
|
64,5
|
0
|
193,5
|
0
|
0
|
43
|
0
|
55
|
0
|
55
|
55
|
247,5
|
713,5
|
≥
|
700
|
11.
Отправлено грузов
|
т
|
21,5
|
0
|
193,5
|
0
|
0
|
43
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
247,5
|
505,5
|
≥
|
500
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
отправлено грузов, т, в том числе:
|
505,5
|
|
500
| ||
Затраты на
отправку контейнеров в течение 1-й декады
|
руб.
|
154433,57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
футовыми контейнерами, т
|
258
|
≥
|
250
| ||
Общие
затраты
|
руб.
|
154433,57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40
футовыми контейнерами, т
|
247,5
|
|
|
Таблица 3 – Анализ найденных решений по всем сценариям (составлено авторами)
Показатели
|
Ед. изм.
|
Значения
для сценария
|
Комментарии
| ||
Динамическая
задача
|
Стохастическая
задача
| ||||
Базовый
|
Сценарий 1
|
Сценарий 2
| |||
Итого
отправлено контейнеров, в том числе:
|
ед.
|
64
|
69
|
69
|
Общее
количество отправленных контейнеров при решении стохастической задачи
увеличивается, т.к. возможности для их оптимальной загрузки сокращаются
(меньшее количество периодов планирования, необходимо отправлять контейнеры,
не отправленные в прошлом месяце).
|
20 футовых
контейнеров с затаркой на полу с использованием крана
|
ед.
|
12
|
9
|
9
|
По
сравнению с базовым сценарием более чем втрое увеличивается количество 40
футовых контейнеров, затаренных на полу и погруженных с помощью крана, но
сокращается количество 20 футовых контейнеров с тем же способом погрузки.
|
40 футовых
контейнеров с затаркой на полу с использованием крана
|
ед.
|
3
|
10
|
10
| |
Всего
отправлено контейнеров с затаркой на полу с использованием крана
|
ед.
|
15
|
19
|
19
| |
20 футовых
контейнеров с затаркой на полу с использованием домкратов
|
ед.
|
5
|
6
|
6
|
По
сравнению с базовым сценарием увеличивается количество как 20 футовых
контейнеров, так и 40 футовых контейнеров, затаренных на полу и погруженных с
помощью домкратов.
|
40 футовых
контейнеров с затаркой на полу с использованием домкратов
|
ед.
|
8
|
13
|
13
| |
Всего
отправлено контейнеров с затаркой на полу с использованием домкратов
|
ед.
|
13
|
19
|
19
|
Продолжение табл. 3
Показатели
|
Ед. изм.
|
Значения
для сценария
|
Комментарии
| ||
Динамическая
задача
|
Стохастическая
задача
| ||||
Базовый
|
Сценарий 1
|
Сценарий 2
| |||
20 футовых
контейнеров с затаркой в автомобиль
|
ед.
|
22
|
14
|
14
|
По
сравнению с базовым сценарием сокращается количество 20 футовых, но
увеличивается количество 40 футовых контейнеров с затаркой в автомобиль.
|
40 футовых
контейнеров с затаркой в автомобиль
|
ед.
|
14
|
17
|
17
| |
Всего
отправлено контейнеров с затаркой в автомобиль
|
ед.
|
36
|
31
|
31
| |
Всего
отправлено 20 футовых контейнеров
|
ед.
|
39
|
29
|
29
|
По
сравнению с базовым вариантом значительно на 10 единиц сокращается количество
отправленных 20 футовых контейнеров, но в то же время на 15 единиц
увеличивается количество отправленных 40 футовых контейнеров.
|
Всего
отправлено 40 футовых контейнеров
|
ед.
|
25
|
40
|
40
| |
Использовано
способов загрузки контейнеров
|
ед.
|
10
|
11
|
11
|
|
Общие
затраты
|
руб.
|
458413,05
|
486736,53
|
486736,53
|
Очевидно,
что общие затраты при наличии сбоя (задержки) в отправке контейнеров выше,
чем в базовом сценарии (при отсутствии сбоя), т.к. используется больше
контейнеров. Оба сценария требуют ослабления ограничений по площади хранения
контейнеров, иначе решения не может быть получено. В Сценарии 2 это
ограничение ослаблено в большей степени (<=75), чем в Сценарии 1
(<=50), как следствие, общие затраты в Сценарии 1 > общих затрат в
Сценарии 2.
|
Увеличение
(+) / снижение (-) общих затрат по сравнению со сценарием 1
|
%
|
0,00%
|
6,18%
|
6,18%
|
Анализ решения, представленного в табл. 3, показывает:
1. Общее количество отправленных контейнеров при решении стохастической задачи увеличивается с 64 до 69 ед., т.к. возможности для их оптимальной загрузки сокращаются (меньшее количество периодов планирования, необходимо отправлять контейнеры, не отправленные в прошлом месяце).
2. По сравнению с базовым сценарием более чем втрое (с 3 до 10 ед.) увеличивается количество 40 футовых контейнеров, затаренных на полу и погруженных с помощью крана, но с 12 до 9 ед. сокращается количество 20 футовых контейнеров с тем же способом погрузки.
3. По сравнению с базовым сценарием увеличивается количество как 20 футовых контейнеров, так и 40 футовых контейнеров затаренных на полу и погруженных с помощью домкратов с 5 до 6 ед. и с 8 до 13 ед. соответственно.
4. По сравнению с базовым сценарием с 22 до 14 ед. сокращается количество 20 футовых контейнеров, но с 14 до 17 ед. увеличивается количество 40 футовых контейнеров с затаркой в автомобиль.
5. По сравнению с базовым вариантом значительно на 10 единиц (с 39 до 29 ед.) сокращается количество отправленных 20 футовых контейнеров, но в то же время на 15 единиц (с 25 до 40 ед.) увеличивается количество отправленных 40 футовых контейнеров.
6. Очевидно, что общие затраты при наличии сбоя (задержки) в отправке контейнеров, составляющие 486,7 тыс. руб., выше, чем в базовом сценарии (при отсутствии сбоя) – 458,4 тыс. руб. Главная причина увеличения затрат на 6,18% при наличии сбоев – необходимость использования большего количества контейнеров.
Следует отметить, что данная задача содержит лимитирующие ограничения двух видов. Во-первых, ограничения по способам загрузки – не более 5 контейнеров должно быть загружено с помощью крана и не более 5 контейнеров должно быть загружено с помощью домкратов в течение каждого из периодов. Во-вторых, ограничение по вместимости склада – это ограничение на максимальное количество груженых 20 футовых и 40 футовых контейнеров, которые могут храниться на территории завода. Ограничение по вместимости склада является довольно жестким, и рассматриваемая задача не имеет решения без ослабления данного ограничения. В Сценарии 2 это ограничение ослаблено в большей степени (), чем в Сценарии 1 ().
Таким образом, численный пример решения этой задачи показал, что в случае возможных сбоев, т.е. задержек с отправкой контейнеров с железнодорожной товарной станции, компании ОАО «ММК-МЕТИЗ» необходимо иметь дополнительные контейнеры и дополнительные складские площади для хранения загруженных контейнеров. В то же время, погрузо-разгрузочного оборудования вполне достаточно как при плановом графике отгрузок, так и при внеплановых отгрузках при наличии сбоев в отправке контейнеров.
Заключение
Предложенная авторами модель стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов позволит компании оценивать свои риски и затраты при отправке контейнеров, учитывать неопределённости и вероятности наступления событий. Это важно в условиях реальной жизни, в условиях, максимально приближенных к практике, что дополнительно подчёркивает полезность и важность модели. Модель доработана, в ней учитываются повторные сбои в отправке контейнеров, учитываются не отправленные с прошлого месяца контейнеры, исследуются повторные задержки в отправке контейнеров, принимается во внимание вероятность повторного сбоя отправки.
Кроме того, предложенная модель даёт как детальное решение (чётко известно, какие способы погрузки и какие типы контейнеров нужно использовать), так и более общую картину – например, увеличение совокупных затрат, необходимость в дополнительных ресурсах для бесперебойного процесса отправки контейнеров (необходимость в дополнительных площадях для хранения груженых контейнеров). Стохастическая природа рассматриваемой задачи позволяет адаптировать её под разные сферы, к примеру, если у какой-либо компании есть похожий процесс в цепи поставок, но вероятность сбоя – иная, простым изменением параметров можно адаптировать предложенную модель под собственные запросы.
Источники:
2. Бочкарев А. А., Бочкарев П. А., Франюк Р. А. Динамическое программирование и планирование сценариев в задаче оптимизации перевозок контейнерных грузов // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 5. – c. 61-73.
3. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок. / пер. с англ. под ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2006. – 720 c.
4. Юдин Д. Б., Гольштейн Е. Г. Задачи и методы линейного программирования: математические основы и практические задачи. / 3-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. – 320 c.
5. Aghazadeh D., Ertogral K. An Improved Approximate Dynamic Programming Method for The Integrated Fleet Sizing and Replenishment Planning Problem with Predetermined Delivery Frequencies // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 10. – p. 3034–3039.
6. Beraldi P., Violi A., Carrozzino G. The optimal management of the prosumer’s resources via stochastic programming // Energy Reports. – 2020. – № 6. – p. 274–280.
7. Blomvall J., Hagenbjork J. Reducing transaction costs for interest rate risk hedging with stochastic programming // Europe Journalof Operational Research. – 2022. – № 302. – p. 1282-1293.
8. Carkovs J., Matvejevs A., Matvejevs A., Kubzdela A. Stochastic modeling for transport logistics // Procedia Computer Science. – 2019. – № 149. – p. 457–462.
9. Czerniachowska K., Lutosławski K. Dynamic Programming approach for solving the retail shelf-space allocation problem // Procedia Computer Science. – 2021. – № 192. – p. 4320–4329.
10. Eslamipoor R. A two-stage stochastic planning model for locating product collection centers in green logistics networks // Cleaner Logistics and Supply Chain. – 2023. – № 6. – p. 1-8.
11. Galatsidas S., Petridis K., Arabatzis G., Kondos K. Forest production management and harvesting scheduling using dynamic Linear Programming (LP) models // Procedia Technology. – 2013. – № 8. – p. 349 – 354.
12. Hsu P., Aurisicchio M., Angeloudis P. Optimal logistics planning for modular construction using multistage stochastic programming // Transportation Research Procedia. – 2019. – № 46. – p. 245–252.
13. Huang D., Wang S. A two-stage stochastic programming model of coordinated electric bus charging scheduling for a hybrid charging scheme // Multimodal Transportation. – 2022. – № 1. – p. 1-11.
14. Innis C., Chen P. Dynamic Programming-based Macroscopic Speed Planner for Electric Vehicle Platooning // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 37. – p. 31–36.
15. Maggioni F., Perboli G., Todei R. The Multi-Path Traveling Salesman Problem with Stochastic Travel Costs: Building Realistic Instances for City Logistics Applications // Transportation Research Procedia. – 2014. – № 3. – p. 528 – 536.
16. Mirhassani S.A., Khaleghi A., Hooshmand F. Two-stage stochastic programming model to locate capacitated EV-charging stations in urban areas under demand uncertainty // EURO Journal on Transportation and Logistics. – 2020. – № 9. – p. 1-12.
17. Moon Y., Nozarijouybari Z., Handler C. Optimal Spin-Up Motion of Wind Turbine using Deterministic Dynamic Programming // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 55. – p. 770–775.
18. Nayeem M.K., Alam S.T. A scenario-based stochastic programming model for multi-commodity distribution considering disruption in distribution network // Results in Control and Optimization. – 2022. – № 8. – p. 1-13.
19. Nievas N., Pagès-Bernaus A., Bonada F., Echeverria L. A Dynamic Programming approach for bath cycle time optimization in hot meal forming // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 55. – p. 2671–2676.
20. Rimele A., Dimitrakopoulos R., Gamache M. A dynamic stochastic programming approach for open-pit mine planning with geological and commodity price uncertainty // Resources Policy. – 2020. – № 65. – p. 1-8.
21. Schaffer L.E., Helseth A., Korpas M. A stochastic dynamic programming model for hydropower scheduling with state-dependent maximum discharge constraints // Renewable Energy. – 2021. – № 194. – p. 571-581.
22. Schledorn A., Guericke D., Andersen A.N., Madsen H. Optimising block bids of district heating operators to the day-ahead electricity market using stochastic programming // Smart Energy. – 2021. – № 1. – p. 1-11.
23. Sun J., Ozawa M., Zhang W.,Takahashi K. Electricity supply chain management considering environmental evaluation: A multi-period optimization stochastic programming model // Cleaner and Responsible Consumption. – 2022. – № 7. – p. 1-11.
24. Wang J., Yang H., Zhu J. A Two-stage Stochastic Programming Model for Emergency Resources Storage Region Division // Systems Engineering Procedia. – 2012. – № 5. – p. 125 – 130.
Страница обновлена: 31.07.2024 в 21:49:59