Динамические и стохастические задачи линейного программирования в логистике и управлении цепями поставок

Бочкарев А.А.1, Нос В.А.1, Гончаренко Е.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667598

Аннотация:
В статье рассматривается ряд динамических и стохастических задач линейного программирования и методы их решения. Обширный класс данных задач представлен различными видами математических моделей, нередко применяемых в логистике. Так, в качестве моделей динамического и стохастического линейного программирования могут быть рассмотрены задача о стратегии приобретения и продажи товаров в условиях изменяющегося спроса, задача расчета размера партии поставки и выбора поставщиков с учетом площади складских помещений и бюджетных ограничений, а также множество других задач, представленных в обзоре научной литературы. В данной статье представлена стохастическая задача оптимизации отправки контейнерных грузов ОАО «ММК-МЕТИЗ» на контейнерный пункт железнодорожной товарной станции города Магнитогорска и рассмотрен пример ее численного решения

Ключевые слова: Цепи поставок, линейное программирование, стохастическое программирование, оптимизации отправок контейнерных грузов, математическая постановка, оптимальность



Введение

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что приложения методов математического программирования к логистике и управлению цепями поставок непрерывно расширяются. Представленный ниже обзор литературных источников, посвященных рассмотрению методов динамического и стохастического программирования применительно к логистической практике, показал, что, несмотря на широкий спектр проблем, которые охватывают методы динамического и стохастического программирования, новые практические задачи требуют совершенствования подходов к математической постановке задач и методам их решения.

Математическая постановка задач динамического и стохастического линейного программирования имеет немало общего. Во-первых, обе задачи являются многопериодными. Во-вторых, обе задачи требуют качественного и количественного описания исходных данных, но в динамической задаче качественное и количественное описание делается для каждого периода времени, а в стохастической задаче – для каждого их рассматриваемых сценариев. Существенным отличием данных задач является то, что в динамической задаче линейного программирования все исходные данные (такие как предложение, спрос, цены на ресурсы и прочие) являются постоянными в рамках рассматриваемого периода времени, поэтому динамическая задача является детерминированной, а в стохастической задаче некоторые исходные данные носят вероятностный характер, что требует рассмотрения нескольких сценариев в рамках рассматриваемого периода времени, реализация каждого из них имеет свою вероятность.

Так, детерминированная модель оптимизации может быть расширена и преобразована (модифицирована) в модель стохастического программирования, позволяющую одновременно проработать множество сценариев, а также учесть неопределенность и риски.

В данной работе рассматривается задача оптимизации отправок груженых контейнеров с «ММК-МЕТИЗ» (Открытое акционерное общество «Магнитогорский метизно-калибровочный завод») на контейнерный пункт железнодорожной товарной станции города Магнитогорска. Далее контейнерным поездом эти контейнерные грузы отправляются со станции к морским портам городов Новороссийска и Владивостока, и далее конечным потребителям за рубежом. Рассматриваемый нами участок цепи поставок ОАО «ММК-МЕТИЗ» представлен на рис. 1.

Рисунок 1 – Рассматриваемый участок цепи поставок ООО «ММК-МЕТИЗ» (составлено авторами)

В рассматриваемой цепи поставок ОАО «ММК-МЕТИЗ» при отправке контейнерных грузов с железнодорожной грузовой станции города Магнитогорска периодически происходят неполадки, некоторые из которых обусловлены сдвигами в порядке отправления составов ОАО «Трансконтейнер», а именно:

- приоритетом для ОАО «Трансконтейнер» могли стать другие товары, например предметы быта, в результате чего контейнеры с завода не могли попасть в ближайший состав;

- отсутствие фитинговых платформ, необходимых для отправки частных контейнеров морских линий, включая контейнеры ОАО «ММК-МЕТИЗ»;

- ОАО «Трансконтейнер» зачастую использует железнодорожные фитинговые платформы, прибывшие в адрес завода, для других нужд, в то время как загруженные контейнеры могут простаивать на станции в ожидании отправки.

Конечно, отказы происходят и по вине ОАО «ММК-МЕТИЗ» по следующим причинам:

- неритмичная реализация плана погрузки контейнеров на заводе;

- задержки в отправке контейнеров из-за отсутствия транспортных документов;

- простои контейнеров из-за ожидания дня отгрузки в соответствующее место назначения и по ряду других причин.

Научная гипотеза: в силу названных причин план погрузки и отправки контейнерных грузов ОАО «ММК-МЕТИЗ» на контейнерную площадку железнодорожной станции, выводимый в результате детерминированной постановки данной задачи, является нереалистичным. Нереалистичность детерминированной постановки задачи показана нами на примере численного решения задачи и анализа его результатов. Проблема связана с необходимостью в дополнительных ресурсах для бесперебойного процесса отправки контейнеров (погрузо-разгрузочных механизмах) и необходимость в дополнительных площадях для хранения груженых контейнеров.

Целью решаемой задачи является минимизация затраты на отправку контейнеров при возникновении сбоев в цепи поставок – задержек с отправкой контейнеров ОАО «ММК-МЕТИЗ» с железнодорожной товарной станции потребителям.

Логика решения рассматриваемой задачи стохастического программирования представлена на рис. 2. Здесь мы видим, что нас интересует определение оптимального количества загруженных xj, складированных dj и отправленных yj контейнеров в течение первой и второй декады второго месяца при наличии задержек с их отправкой. При этом первая задержка в отправке контейнеров происходит в течение третьей декады первого месяца, а повторная задержка в течение первой декады второго месяца может не произойти (сценарий 1) или произойти (сценарий 2). Каждый из рассматриваемых сценариев реализуется с определенной вероятностью.

Рисунок 2 – Алгоритм решения поставленной задачи стохастического программирования (составлено авторами)

Научная новизна заключается в том, что авторами представлена индивидуальная математическая постановка стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов ОАО «ММК-МЕТИЗ» с железнодорожной товарной станции потребителям, разработан алгоритм ее численного решения и проведена апробация данного алгоритма на реальных данных.

Прежде чем мы начнем решать конкретную задачу, целесообразно изучить литературные источники по проблеме применения методов динамического и стохастического линейного программирования при решении логистических задач.

Обзор научной литературы по проблеме применения методов динамического и стохастического программирования в логистике

Динамические и стохастические модели линейного программирования успешно применяются в логистике для решения оптимизационных задач маршрутизации транспорта, производственного планирования, управления запасами и др. В данном контексте стохастическое программирование может применяться для моделирования вероятностных сценариев, что позволяет учесть случайный характер одного или нескольких параметров и принять решение на основе сравнения альтернатив.

К сожалению, российские авторы не уделили должного внимания проблеме использования методов динамического и стохастического программирования в логистике. Редким исключением из правила является монография Д.Б. Юдина и Е.Г. Гольштейна, в которой рассматриваются специальные задачи линейного программирования, среди которых задача о стратегии приобретения и продажи товаров в условиях изменяющегося спроса, представленная в виде модели динамического программирования [4, c. 159-164]. Теоретические основы динамического и стохастического программирования изложены в переведенной на русский язык монографии Дж. Шапиро [3, с. 449-463].

В рассмотренных нами научных работах зарубежных авторов представлены алгоритмы решения логистических задач, среди которых преимущественно встречается задача оптимизации складских и транспортных затрат при доставке товара Хсу П. и др. [12], Маджиони Ф. и др. [15], Карковс Е. и др. [8], Агазаде Д. и др. [5].

Помимо классических задач логистики, ряд литературных источников содержит решение оптимизационных задач в смежных с логистикой областях - экологии, энергопотреблении. Так, в работе [10] рассматривается стохастическая модель минимизации транспортных издержек наряду с минимизацией эмиссии парниковых газов. Алгоритмы решения задач минимизации энергопотребления, общей стоимости зарядки и затрат на оснащение парковок зарядными устройствами для электрических транспортных средств представлены в работах [13], [14] и [16].

Среди прочих областей решения подобных задач в изученной литературе можно выделить:

- производство - оптимизация времени производства и уровня качества деталей [19];

- энергетика - максимизация прибыли от эксплуатации гидроэнергетической системы [21]; минимизация затрат на выработку и потребление энергии [6], [22] и [23];

- гуманитарная сфера - оптимизация распределения гуманитарной помощи [18]; минимизация затрат на принятие решения при стихийных бедствиях [24];

- лесозаготовительная промышленность - максимизация заготовляемого объема дров [11];

- банковское дело - минимизация процентного риска [7].

Как видно из представленного множества моделей, в большинстве научных работ в качестве критерия оптимизации используется минимизация затрат - она составляет 65% всех критериев. Наряду с этим в нескольких источниках критерием решения задачи выступает максимизация прибыли ( [9]; [21]) и чистых дисконтированных доходов ( [20]).

В подавляющем большинстве задач рассмотрены однопродуктовые модели, многопродуктовые же – только в 10% случаев. Что касается однопериодных моделей, они встречаются в 65% случаев.

Табл. 1 содержит обобщенные выводы из проведенного анализа научной литературы по вопросам применения методов динамического и стохастического линейного программирования в логистике. Информация о всех рассмотренных моделях систематизирована по следующим критериям: 1) число видов продукции, рассматриваемых в модели; 2) является модель однопериодной или многопериодной; 3) учитываемые в модели ограничения; 4) критерий (критерии) оптимизации; 5) метод решения задачи; 6) какие исходные данные носят вероятностный характер, т.е. какие неопределённости рассматриваются в задаче.

Таблица 1 – Резюме обзора литературного обзора по вопросам применения методов динамического и стохастического линейного программирования в логистике (составлено авторами)

Авторы
Условия
Ограничения
Критерий
или критерии
Метод решения
Неопределенности
Продукт
Период
Спрос
Цена товара
Другое
один
несколько
один
несколько
Юдин Д.Б. и Гольштейн Е.Г. [4]
+


+
Емкость склада, спрос на товары и бюджет на закупку
Максимизация прибыли
Динамическое программирование
+


Хсу П. и др. [12]
+


+
Емкость склада на строительной площадке и на заводе; временные ограничения
Минимизация ожидаемых суммарных эксплуатационных затрат
Многоступенчатое
стохастическое программирование
+

Опоздание транспорта; еженедельная скорость сборки модулей
Эсламипур Р. [10]
+

+

Количество перевозимых товаров
Минимизация транспортных расходов и минимизация эмиссии парниковых газов
Детерминированная модель; двухэтапное
стохастическое программирование
+

Норма возврата продукции от потребителей в центр сбора
Бералди П. и др. [6]
+


+
Количество электроэнергии, которое может быть потреблено за один час
Минимизация затрат на электроэнергию
Двухэтапное стохастическое программирование


Выработка энергии от возобновляемых источников; нагрузка на возобновляемые источники
Риммеле А. и др. [20]
+


+
Целевые показатели добычи на руднике; условия извлечения блоков
Максимизация чистых дисконтированных доходов
Двухэтапное стохастическое программирование


Цены на сырьевые товары, свойства горных пород
Галактозидаз С. и др. [11]
+


+
Площади возрастных классов
Максимизация заготовляемого объема дров
Динамическое программирование



Бломвалль Ж. и Хагенбьерк Й. [7]
+

+

Сроки погашения
Минимизация процентного риска
Двухэтапное стохастическое программирование


Величина трансакционных издержек
Маджиони Ф. и др. [15]
+

+

Набор узлов
Минимизация ожидаемой общей стоимости поездки по всем сценариям
Стохастическое программирование


Величина транспортных затрат
Наим М.К. и др. [18]

+
+

Недоступность дорог; емкость склада; вместимость и количество транспортных средств
Минимизация времени распределения гуманитарной помощи, стоимости штрафов и постоянных затрат на открытие распределительного центра
Стохастическое программирование
+

Пропускная способность временных центров распределения гуманитарной помощи
Карковс Е. и др. [8]
+

+

Количество задействованного в доставке товара транспорта; уровень запасов товаров в магазинах
Минимизация затрат на транспортировку товара
Стохастическое программирование
+


Хуан Д. и Ван Ш. [13]
+

+

Количество зарядных устройств на конечной станции
Минимизация общей стоимости зарядки электрического автобуса, включая зарядку от сети и замену батареи
Двухэтапное стохастическое программирование


Энергопотребление аккумуляторов электрических автобусов во время работы
Сан Ю. и др. [23]
+


+
Коэффициент зеленой энергии; мощность выработки электроэнергии
Минимизация общих затрат потребителя энергии и энергетической компании
Многоступенчатое стохастическое программирование


Снабжение возобновляемой энергией
Шледорн А. и др. [22]
+

+

Мощность выработки тепла блоками; ограничения по выработке ТЭЦ
Минимизация затрат на выработку тепла
Двухэтапное стохастическое программирование

+

Мирхассани С.А. и др. [16]
+

+

Количество зарядных устройств, доступных для установки; количество парковок, которые могут быть оборудованы зарядными устройствами
Минимизация затрат на оснащение парковок зарядными устройствами для электромобилей; максимизация ожидаемого покрытия спроса
Двухэтапное стохастическое программирование
+


Агазаде Д. и др. [5]
+

+

Количество клиентов для посещения в один день; транспортное средство и частота пополнения запаса одного клиента
Минимизация складских и транспортных затрат при доставке товара
Двухэтапное стохастическое программирование; приближенное динамическое программирование


Частота пополнения запаса клиента
Иннис К. и Чен П. [14]
+


+
Минимальная и максимальная скорости движения транспортного средства; время ездки
Минимизация энергопотребления электрических транспортных средств
Динамическое программирование



Черняховская К. и Лутославская К. [9]

+
+

Пространство магазина
Максимизация прибыли ритейлера в результате распределения товара по полкам (решение задачи комбинаторной оптимизации/задачи о рюкзаке)
Динамическое программирование



Ньевас Н. и др. [19]
+


+
Температурный предел для металлического листа и матрицы
Минимизация времени производства партии деталей; максимизация соответствия параметрам качества деталей
Динамическое программирование



Шаффер Л.Е. и др. [21]
+

+

Минимальный и максимальный расход воды; уровень воды в хранилищах; минимальный объем пласта; порог притока воды
Максимизация прибыли от эксплуатации гидроэнергетической системы
СДП-алгоритм


Общий недельный приток в систему; средняя еженедельная цена энергии; превышение или непревышение притоком воды определенного порога
Мун Ю. и др. [17]
+

+

Максимальная скорость изменения ускорения ротора; минимальная угловая скорость ротора
Максимизация отдачи мощности турбины (максимизация выходной электрической мощности и минимизация изменений ускорения ротора)
Детерминированное динамическое программирование



Ван Ц. и др. [24]
+

+

Минимальный и максимальный уровень спроса на аварийные ресурсы
Минимизация затрат на принятие решения
Двухэтапное стохастическое программирование


Точное время, в которое произошло стихийное бедствие; интенсивность стихийного бедствия; заблаговременная оценка уровня воздействия бедствия, ущерба и потребности в ресурсах для ликвидации последствий
Следует отметить, что различные неопределенности или параметры вероятностного характера при решении задач динамического и стохастического программирования рассматриваются большинством авторов работ, представленных в табл. 1. Наиболее часто стохастический характер имеет спрос на товар или услугу, но нередко встречается и случайная величина в виде цены на товар или величина затрат.

Анализ, представленных в табл. 1 работ, показал, что методы динамического и стохастического программирования непрерывно развиваются, в частности, достаточно часто используются методы многоступенчатого стохастического программирования, двухэтапного стохастического программирования и эвристические алгоритмы.

Содержательная постановка задачи

Содержательная постановка рассматриваемой задачи подробно была рассмотрена в работах [1] и [2], поэтому в данной статье опишем ее кратко.

Грузы своим потребителям ОАО «ММК-МЕТИЗ» может отправлять как 20-футовыми, так и 40-футовыми контейнерами. Доставка контейнеров с завода на железнодорожную товарную станцию города Магнитогорска может быть осуществлена как собственным, так и наемным автотранспортом. Существуют три способа загрузки контейнеров: 1) загрузка на полу и погрузка на полуприцеп с использованием крана; 2) загрузка на полу и погрузка на полуприцеп с использованием домкратов; 3) загрузка контейнера без снятия его с полуприцепа (загрузка в автомобиль). Таким образом, имеется два типа контейнеров, два типа автотранспорта и три способа погрузки контейнеров, что приводит к 12 вариантам отправки груженых контейнеров, отличающихся затратами.

Альтернативные варианты отправки груженых контейнеров представлены на рис. 3. Задача заключается в определении оптимального количества загруженных xj, складированных dj и отправленных yj контейнеров j-го типа, при которых затраты являются минимальными.

Рисунок 3 – Альтернативные варианты отправки груженых контейнеров

(составлено авторами)

Существенным обстоятельством является то, что в рассматриваемой задаче имеется ряд ограничений, которые необходимо учитывать при ее решении:

1) ограничения на количество контейнеров, которые загружаются на полу и, соответственно, должны быть погружены на автотранспорт с использованием крана или домкратов;

2) ограничения на количество грузов, которые должны быть отправлены 20- и 40-футовыми контейнерами;

3) ограничения на вместимость заводского склада для хранения груженых контейнеров;

4) ограничения, учитывающие неравномерность производства продукции на ОАО «ММК-МЕТИЗ» и соответственно неравномерность загрузки контейнеров.

Кроме того, необходимо учитывать возможные задержки с отправкой контейнеров с железнодорожной товарной станции города Магнитогорска потребителям.

Опишем подробнее предлагаемую модификацию имеющейся проблемы. Задача рассматривает смежных три периода (декады), в течение которых возможны задержки с отправкой контейнеров:

- третья декада первого месяца (в этот период происходит первый сбой);

- первая декада второго месяца (в этот период возможен повторный сбой (задержка с отправкой контейнеров) с определенной вероятностью);

- вторая декада второго месяца (предполагаем, что в этот период сбоя не будет).

Таким образом, в рассматриваемой задаче возможны три сценария.

Базовый сценарий: отсутствие сбоя (задержки с отправкой контейнеров). Следует отметить, что в этом случае задача не является стохастической. Базовый сценарий необходим, чтобы оценить увеличение затрат в случае возникновения сбоев с отправкой контейнеров.

Сценарий 1. Сбой происходит только на третьей декаде первого месяца, сбоя в течение первой и второй декады второго месяца нет; сценарий 1 реализуется с вероятностью p1 = 0,7;

Сценарий 2. Происходят подряд два сбоя, первый сбой происходит в течение третьей декады первого месяца, второй – в течение первой декады второго месяца; сценарий 2 реализуется с вероятностью p2 = 0,3.

Суть задачи заключается в рассмотрении двух сценариев одновременно, т.е. задержки при отправке контейнеров, которая происходит только в третьей декаде первого месяца, при отсутствии задержки в течение второго месяца (с вероятностью p1 = 0,7) и повторной задержки при отправке контейнеров в течение первой декады второго месяца (с вероятностью p2 = 0,3).

В результате решения задачи мы должны полить ответы на следующие вопросы.

1. Имеет ли эта задача решение без ослабления ограничений по площади хранения контейнеров и по способам их загрузки?

2. Если задача не имеет решения без ослабления ограничений, то какие конкретно ограничения должны быть ослаблены?

3. Насколько возрастут затраты при реализации сценариев с задержкой отправки контейнеров по сравнению с базовым сценарием?

В целом, решение этой задачи должно ответить на вопрос о том, какими дополнительными ресурсами должен обладать грузоотправитель – ОАО «ММК-МЕТИЗ» – для того, чтобы обеспечить отправку в течение месяца всего объема произведенной продукции в случае возникновения задержек с отправкой контейнеров.

Математическая постановка задачи

Опишем математическую постановку стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов.

Предлагается использовать такие обозначения:

– индексы, обозначающие типы контейнеров;

– индексы для обозначения способов отправки контейнеров;

– индексы для идентификации периода планирования, где – третья декада первого месяца, – первая декада второго месяца, – вторая декада второго месяца;

– количество контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом в определённый период t;

– предельное число контейнеров i-го типа, которое возможно загрузить j-м способом, в период t;

– число контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом и отправлены на железнодорожную станцию, в период t;

– число складированных контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом, в начале периода t;

– число складированных контейнеров i-го типа, которые были загружены j-м способом, в конце периода t;

– издержки на отправку 1 контейнера типа i, который был загружен способом j, в период t;

– сбор за предъявление раньше требуемого срока контейнера i-го типа, загруженного j-м способом, в период t;

– масса [брутто] загруженной продукции в контейнер i-го типа;

– масса продукции, отправленной в контейнерах i-го типа, в период t;

– масса продукции, которая должна быть загружена в контейнеры в период t;

– масса продукции, которая может быть отправлена в период t (ограничение по отправке);

– общий объём отгруженной за месяц продукции.

Общая целевая функция рассматриваемой стохастической задачи L выглядит следующим образом (1):

(1)

где – затраты на отправку контейнеров в течение третьей декады прошлого месяца (базовый сценарий с задержкой в отправке контейнеров); и – затраты на отправку контейнеров в течение первых двух декад текущего месяца в соответствие со сценариями 1 и 2; и – коэффициенты, которые представляют собой соответственно вероятности реализации сценария 1 и 2.

Таким образом, для каждого k-го сценария необходимо найти значения переменных и , минимизирующих значения целевой функция (2):

. (2)

при ограничениях, которые для сценария 1 имеет вид (3) – (11):

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

В рассматриваемой задаче ищутся в задаче значения и на интервале , т.е. для первой и второй декады второго месяца.

Формулой (3) выражаются ограничения по вместимости склада. В левой части данного ограничения рассчитывается количество контейнеров на заводском складе, которое равно числу складированных контейнеров в начале данного периода плюс количество загруженных контейнеров минус количество отправленных контейнеров . Формула (4) уравнивает количество загруженных и отправленных различными способами контейнеров. Формулой (5) выражено ограничение по числу контейнеров i-го типа для загрузки j-м способом за время t. Формула (6) представляет ограничение на количество контейнерных грузов, требующих загрузки в период t. Ограничение по числу контейнерных грузов, которые могут быть отправлены в период времени t, выражается формулой (7). Формулой (8) представлено ограничение на количество грузов, отправленных в контейнерах i-го типа. Ограничение, выражаемое формулой (9), обеспечивает сбалансирование числа загруженных и отправленных контейнеров в течение всего периода планирования.

При решении данной задачи необходимо также учесть ограничения на неотрицательность , и (10) и целочисленность переменных и (11).

Для сценария 2, в котором моделируется возможный сбой, ограничения несколько видоизменяются (12) – (21):

(12)

(13)

(14)

; (15)

(16)

(17)

(18)

(19)

(20)

(21)

Таким образом, в сценарии 2 также ищутся в задаче значения и , но для периода , т.е. только за вторую декаду второго месяца, так как значения для первой декады второго месяца являются постоянными величинами, а значения принимаются равными 0, поскольку моделируется задержка в отправке контейнеров. Смысл других ограничений в системе (12) – (21) полностью соответствует смыслу рассмотренных выше ограничений (3) – (11).

Надо заметить, что ограничения по площади хранения контейнеров в конце концов были ослаблены в задаче, т.к. без их ослабления задача не имеет решения. Логично предположить, что компания ОАО «ММК-МЕТИЗ» найдет на территории завода площадь для хранения дополнительных (неотправленных в срок) груженых контейнеров, либо заплатит своему контрагенту – компании ОАО «ТрансКонтейнер» – сбор за преждевременное предъявление грузов.

Пример численного решения задачи и анализ результатов

Численное решение стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов было получено в Excel с помощью надстройки «Поиск решения». Описание табличная модель данной задачи, которое является довольно громоздким, в данной статье не представлено, но фрагменты внешнего вида рабочего листа Excel с исходными данными задачи и результатами решения задачи для первой декады базового сценария представлены в табл. 2. Аналогично формируется табличная модель для численного решения задачи в соответствии с первым и вторым сценарием.

Таблица 2 – Исходные данные и результаты численного решения задачи – подмодель для первой декады базового сценария (составлено авторами)

Показатели
Ед. изм.
20 футовый контейнер
40 футовый контейнер
Значение
Знак ограничения
Ограничение
собственный автотранспорт
сторонних организаций
собственный автотранспорт
сторонних организаций
затарка
затарка
затарка
затарка
на полу с использованием
в автомобиль
на полу с использованием
в автомобиль
на полу с использованием
в автомобиль
на полу с использованием
в автомобиль
крана
домкратов
крана
домкратов
крана
домкратов
крана
домкратов
1. Затраты на 1 контейнер
руб.
6593,4
6271,1
7056,4
7109,2
6786,9
7572,2
8141,4
7729,2
8456,2
8120,3
7708,1
8435,1



2. Сбор за предъявление грузов ранее назначенного срока

628,7
628,7

628,7
628,7

911,6
911,6

911,6
911,6




3. Вес груза (брутто) в контейнере
т
21,5
21,5
21,5
21,5
21,5
21,5
27,5
27,5
27,5
27,5
27,5
27,5



4. Загружено контейнеров
ед.
3
0
9
0
0
2
0
2
0
2
2
9
29


5. Отправлено контейнеров
ед.
1
0
9
0
0
2
0
0
0
0
0
9
21


6. Складировано 20 футовых контейнеров на начало периода
ед.
0
0
0
0
0
0






0


7. Складировано 40 футовых контейнеров на начало периода
ед.






0
0
0
0
0
0
0


8. Складировано 20 футовых контейнеров на конец периода
ед.
2
0
0
0
0
0






2

5
9. Складировано 40 футовых контейнеров на конец периода
ед.






0
2
0
2
2
0
6

10
10. Загружено грузов
т
64,5
0
193,5
0
0
43
0
55
0
55
55
247,5
713,5

700
11. Отправлено грузов
т
21,5
0
193,5
0
0
43
0
0
0
0
0
247,5
505,5

500











Итого отправлено грузов, т, в том числе:
505,5

500
Затраты на отправку контейнеров в течение 1-й декады
руб.
154433,57








20 футовыми контейнерами, т
258

250
Общие затраты
руб.
154433,57








40 футовыми контейнерами, т
247,5


Табл.3 содержит сводные результаты численного решения задачи по трем сценариям.

Таблица 3 – Анализ найденных решений по всем сценариям (составлено авторами)

Показатели
Ед. изм.
Значения для сценария
Комментарии
Динамическая задача
Стохастическая задача
Базовый
Сценарий 1
Сценарий 2
Итого отправлено контейнеров, в том числе:
ед.
64
69
69
Общее количество отправленных контейнеров при решении стохастической задачи увеличивается, т.к. возможности для их оптимальной загрузки сокращаются (меньшее количество периодов планирования, необходимо отправлять контейнеры, не отправленные в прошлом месяце).
20 футовых контейнеров с затаркой на полу с использованием крана
ед.
12
9
9
По сравнению с базовым сценарием более чем втрое увеличивается количество 40 футовых контейнеров, затаренных на полу и погруженных с помощью крана, но сокращается количество 20 футовых контейнеров с тем же способом погрузки.
40 футовых контейнеров с затаркой на полу с использованием крана
ед.
3
10
10
Всего отправлено контейнеров с затаркой на полу с использованием крана
ед.
15
19
19
20 футовых контейнеров с затаркой на полу с использованием домкратов
ед.
5
6
6
По сравнению с базовым сценарием увеличивается количество как 20 футовых контейнеров, так и 40 футовых контейнеров, затаренных на полу и погруженных с помощью домкратов.
40 футовых контейнеров с затаркой на полу с использованием домкратов
ед.
8
13
13
Всего отправлено контейнеров с затаркой на полу с использованием домкратов
ед.
13
19
19

Продолжение табл. 3

Показатели
Ед. изм.
Значения для сценария
Комментарии
Динамическая задача
Стохастическая задача
Базовый
Сценарий 1
Сценарий 2
20 футовых контейнеров с затаркой в автомобиль
ед.
22
14
14
По сравнению с базовым сценарием сокращается количество 20 футовых, но увеличивается количество 40 футовых контейнеров с затаркой в автомобиль.
40 футовых контейнеров с затаркой в автомобиль
ед.
14
17
17
Всего отправлено контейнеров с затаркой в автомобиль
ед.
36
31
31
Всего отправлено 20 футовых контейнеров
ед.
39
29
29
По сравнению с базовым вариантом значительно на 10 единиц сокращается количество отправленных 20 футовых контейнеров, но в то же время на 15 единиц увеличивается количество отправленных 40 футовых контейнеров.
Всего отправлено 40 футовых контейнеров
ед.
25
40
40
Использовано способов загрузки контейнеров
ед.
10
11
11

Общие затраты
руб.
458413,05
486736,53
486736,53
Очевидно, что общие затраты при наличии сбоя (задержки) в отправке контейнеров выше, чем в базовом сценарии (при отсутствии сбоя), т.к. используется больше контейнеров. Оба сценария требуют ослабления ограничений по площади хранения контейнеров, иначе решения не может быть получено. В Сценарии 2 это ограничение ослаблено в большей степени (<=75), чем в Сценарии 1 (<=50), как следствие, общие затраты в Сценарии 1 > общих затрат в Сценарии 2.
Увеличение (+) / снижение (-) общих затрат по сравнению со сценарием 1
%
0,00%
6,18%
6,18%

Анализ решения, представленного в табл. 3, показывает:

1. Общее количество отправленных контейнеров при решении стохастической задачи увеличивается с 64 до 69 ед., т.к. возможности для их оптимальной загрузки сокращаются (меньшее количество периодов планирования, необходимо отправлять контейнеры, не отправленные в прошлом месяце).

2. По сравнению с базовым сценарием более чем втрое (с 3 до 10 ед.) увеличивается количество 40 футовых контейнеров, затаренных на полу и погруженных с помощью крана, но с 12 до 9 ед. сокращается количество 20 футовых контейнеров с тем же способом погрузки.

3. По сравнению с базовым сценарием увеличивается количество как 20 футовых контейнеров, так и 40 футовых контейнеров затаренных на полу и погруженных с помощью домкратов с 5 до 6 ед. и с 8 до 13 ед. соответственно.

4. По сравнению с базовым сценарием с 22 до 14 ед. сокращается количество 20 футовых контейнеров, но с 14 до 17 ед. увеличивается количество 40 футовых контейнеров с затаркой в автомобиль.

5. По сравнению с базовым вариантом значительно на 10 единиц (с 39 до 29 ед.) сокращается количество отправленных 20 футовых контейнеров, но в то же время на 15 единиц (с 25 до 40 ед.) увеличивается количество отправленных 40 футовых контейнеров.

6. Очевидно, что общие затраты при наличии сбоя (задержки) в отправке контейнеров, составляющие 486,7 тыс. руб., выше, чем в базовом сценарии (при отсутствии сбоя) – 458,4 тыс. руб. Главная причина увеличения затрат на 6,18% при наличии сбоев – необходимость использования большего количества контейнеров.

Следует отметить, что данная задача содержит лимитирующие ограничения двух видов. Во-первых, ограничения по способам загрузки – не более 5 контейнеров должно быть загружено с помощью крана и не более 5 контейнеров должно быть загружено с помощью домкратов в течение каждого из периодов. Во-вторых, ограничение по вместимости склада – это ограничение на максимальное количество груженых 20 футовых и 40 футовых контейнеров, которые могут храниться на территории завода. Ограничение по вместимости склада является довольно жестким, и рассматриваемая задача не имеет решения без ослабления данного ограничения. В Сценарии 2 это ограничение ослаблено в большей степени (), чем в Сценарии 1 ().

Таким образом, численный пример решения этой задачи показал, что в случае возможных сбоев, т.е. задержек с отправкой контейнеров с железнодорожной товарной станции, компании ОАО «ММК-МЕТИЗ» необходимо иметь дополнительные контейнеры и дополнительные складские площади для хранения загруженных контейнеров. В то же время, погрузо-разгрузочного оборудования вполне достаточно как при плановом графике отгрузок, так и при внеплановых отгрузках при наличии сбоев в отправке контейнеров.

Заключение

Предложенная авторами модель стохастической задачи оптимизации отправок контейнерных грузов позволит компании оценивать свои риски и затраты при отправке контейнеров, учитывать неопределённости и вероятности наступления событий. Это важно в условиях реальной жизни, в условиях, максимально приближенных к практике, что дополнительно подчёркивает полезность и важность модели. Модель доработана, в ней учитываются повторные сбои в отправке контейнеров, учитываются не отправленные с прошлого месяца контейнеры, исследуются повторные задержки в отправке контейнеров, принимается во внимание вероятность повторного сбоя отправки.

Кроме того, предложенная модель даёт как детальное решение (чётко известно, какие способы погрузки и какие типы контейнеров нужно использовать), так и более общую картину – например, увеличение совокупных затрат, необходимость в дополнительных ресурсах для бесперебойного процесса отправки контейнеров (необходимость в дополнительных площадях для хранения груженых контейнеров). Стохастическая природа рассматриваемой задачи позволяет адаптировать её под разные сферы, к примеру, если у какой-либо компании есть похожий процесс в цепи поставок, но вероятность сбоя – иная, простым изменением параметров можно адаптировать предложенную модель под собственные запросы.


Источники:

1. Бочкарев А. А Оптимизация перевозок контейнерных грузов // Логистика и управление цепями поставок. – 2012. – № 1. – c. 43-55.
2. Бочкарев А. А., Бочкарев П. А., Франюк Р. А. Динамическое программирование и планирование сценариев в задаче оптимизации перевозок контейнерных грузов // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 5. – c. 61-73.
3. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок. / пер. с англ. под ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2006. – 720 c.
4. Юдин Д. Б., Гольштейн Е. Г. Задачи и методы линейного программирования: математические основы и практические задачи. / 3-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. – 320 c.
5. Aghazadeh D., Ertogral K. An Improved Approximate Dynamic Programming Method for The Integrated Fleet Sizing and Replenishment Planning Problem with Predetermined Delivery Frequencies // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 10. – p. 3034–3039.
6. Beraldi P., Violi A., Carrozzino G. The optimal management of the prosumer’s resources via stochastic programming // Energy Reports. – 2020. – № 6. – p. 274–280.
7. Blomvall J., Hagenbjork J. Reducing transaction costs for interest rate risk hedging with stochastic programming // Europe Journalof Operational Research. – 2022. – № 302. – p. 1282-1293.
8. Carkovs J., Matvejevs A., Matvejevs A., Kubzdela A. Stochastic modeling for transport logistics // Procedia Computer Science. – 2019. – № 149. – p. 457–462.
9. Czerniachowska K., Lutosławski K. Dynamic Programming approach for solving the retail shelf-space allocation problem // Procedia Computer Science. – 2021. – № 192. – p. 4320–4329.
10. Eslamipoor R. A two-stage stochastic planning model for locating product collection centers in green logistics networks // Cleaner Logistics and Supply Chain. – 2023. – № 6. – p. 1-8.
11. Galatsidas S., Petridis K., Arabatzis G., Kondos K. Forest production management and harvesting scheduling using dynamic Linear Programming (LP) models // Procedia Technology. – 2013. – № 8. – p. 349 – 354.
12. Hsu P., Aurisicchio M., Angeloudis P. Optimal logistics planning for modular construction using multistage stochastic programming // Transportation Research Procedia. – 2019. – № 46. – p. 245–252.
13. Huang D., Wang S. A two-stage stochastic programming model of coordinated electric bus charging scheduling for a hybrid charging scheme // Multimodal Transportation. – 2022. – № 1. – p. 1-11.
14. Innis C., Chen P. Dynamic Programming-based Macroscopic Speed Planner for Electric Vehicle Platooning // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 37. – p. 31–36.
15. Maggioni F., Perboli G., Todei R. The Multi-Path Traveling Salesman Problem with Stochastic Travel Costs: Building Realistic Instances for City Logistics Applications // Transportation Research Procedia. – 2014. – № 3. – p. 528 – 536.
16. Mirhassani S.A., Khaleghi A., Hooshmand F. Two-stage stochastic programming model to locate capacitated EV-charging stations in urban areas under demand uncertainty // EURO Journal on Transportation and Logistics. – 2020. – № 9. – p. 1-12.
17. Moon Y., Nozarijouybari Z., Handler C. Optimal Spin-Up Motion of Wind Turbine using Deterministic Dynamic Programming // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 55. – p. 770–775.
18. Nayeem M.K., Alam S.T. A scenario-based stochastic programming model for multi-commodity distribution considering disruption in distribution network // Results in Control and Optimization. – 2022. – № 8. – p. 1-13.
19. Nievas N., Pagès-Bernaus A., Bonada F., Echeverria L. A Dynamic Programming approach for bath cycle time optimization in hot meal forming // IFAC-PapersOnLine. – 2022. – № 55. – p. 2671–2676.
20. Rimele A., Dimitrakopoulos R., Gamache M. A dynamic stochastic programming approach for open-pit mine planning with geological and commodity price uncertainty // Resources Policy. – 2020. – № 65. – p. 1-8.
21. Schaffer L.E., Helseth A., Korpas M. A stochastic dynamic programming model for hydropower scheduling with state-dependent maximum discharge constraints // Renewable Energy. – 2021. – № 194. – p. 571-581.
22. Schledorn A., Guericke D., Andersen A.N., Madsen H. Optimising block bids of district heating operators to the day-ahead electricity market using stochastic programming // Smart Energy. – 2021. – № 1. – p. 1-11.
23. Sun J., Ozawa M., Zhang W.,Takahashi K. Electricity supply chain management considering environmental evaluation: A multi-period optimization stochastic programming model // Cleaner and Responsible Consumption. – 2022. – № 7. – p. 1-11.
24. Wang J., Yang H., Zhu J. A Two-stage Stochastic Programming Model for Emergency Resources Storage Region Division // Systems Engineering Procedia. – 2012. – № 5. – p. 125 – 130.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:06:05