Проблемы управления цепями поставок и пути их решения в косметической индустрии Российской Федерации

Тимохин А.А.1
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Тимохин А.А. Проблемы управления цепями поставок и пути их решения в косметической индустрии Российской Федерации // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 515-532. – doi: 10.18334/eo.13.3.118937.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628437

Аннотация:
Актуальность исследования определяется, с одной стороны, высокой востребованностью продукции парфюмерно-косметической промышленности в РФ, а с другой стороны, введением санкций в отношении РФ и усложнением логистических маршрутов. В сложившейся ситуации крайне важно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, чтобы обеспечить качественное импортозамещение, а для этого требуется решить ряд проблем. В связи с этим, данная статья направлена на выявление проблем управления цепями поставок в косметической индустрии РФ и поиск путей их решения. В ходе исследования использованы методы статистического анализа и систематизации данных, позволяющие комплексно рассмотреть сложности, возникающие в управлении цепями поставок. В статье представлены результаты анализа тенденций развития парфюмерно-косметической в РФ и мире, выявлены ключевые проблемы управления цепями поставок. Среди ключевых проблем - рост цен на продукцию ввиду повышения транспортных тарифов, рост сроков отгрузки, повышение стоимости транспортировки, проблемы межфункциональной координации и др. Показано, что развитие парфюмерно-косметической промышленности в РФ должно осуществляться параллельно с развитием предприятий смежных отраслей, которые производят тару, сырье, этикетки и т.д. Предложены авторские пути решения выявленных проблем в косметической индустрии РФ. Материалы статьи представляют практическую ценность для повышения конкурентоспособности ее продукции и импортозамещения в РФ.

Ключевые слова: управление цепями поставок, логистика, международная логистика, проблемы управления, косметическая промышленность

JEL-классификация: F13, F14, F19

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Современная турбулентная ситуация в мировой экономике не обходит стороной и косметическую индустрию. Бизнес-модели крупных косметических компаний основаны на тесном международном сотрудничестве, что наиболее четко отражается на их цепочках поставок, как для производства косметической продукции, так и для сбыта готовой продукции. Именно поэтому косметическая индустрия РФ столкнулась сегодня с новыми проблемами, обусловленными введением санкций в отношении РФ и прекращением прямых поставок сырья. Учитывая, что косметическая индустрия во многом схожа с такими индустриями, как пищевая и фармацевтическая, и многие виды продукции косметической индустрии являются товарами первой необходимости, тематика исследования проблем управления цепями поставок в косметической индустрии и поиска путей их решения, представляет собой актуальное направление научных исследований.

Проблемные вопросы управления цепями поставок ранее исследовались в научных работах Иванова Д.А. [18], Проценко О.Д. [37], Сергеева В.И. [42], Кокурина Д.И. [41], Дыбской В.В. [13], Трифонов, П. В. [43], Пустохиной И.В. [39] и др. Вопросы развития косметической индустрии отражены в научных трудах Гладенковой Т.А. [7], Королёвой Ю. Е., Болотовой С. С. [22], Корчаговой Л.А., Ли Л.В. [23] и др. Однако в проанализированных научных работах вопросы управления цепями поставок в косметической индустрии не учитывают современные факторы, обусловленные пандемией коронавируса и введением санкций в отношении РФ.

Целью данной работы является выявление и анализ современных проблем управления цепями поставок в косметической индустрии РФ и разработка рекомендаций по путям их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать тенденции развития косметической индустрии в РФ с позиции формирования цепей поставок.

2. Проанализировать проблемы управления цепями поставок в косметической индустрии РФ.

3. Сформулировать рекомендации по решению выявленных проблем управления цепями поставок в косметической индустрии РФ и определить пути дальнейшего ее развития.

Для достижения цели исследования и решения указанных задач применялись статистические методы обработки информации, а также общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, систематизации и обобщения.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем на основе научного анализа раскрыты основные тенденции и проблемы развития косметической индустрии РФ с точки зрения управления цепями поставок, а также сформулированы рекомендации по путям решения выявленных проблем в условиях санкций.

Современные тенденции развития косметической индустрии в РФ и мире.

Скорость развития парфюмерно-косметической отрасли набирает обороты в РФ. Одна из тенденций – это экономический рост в данной отрасли: «в докладе Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии были озвучены предварительные итоги 2022 года. В отрасли наблюдается устойчивый рост доли отечественных производителей на внутреннем рынке на 7–8% в денежном эквиваленте, а также увеличение объёмов производства парфюмерно-косметической продукции более чем на 10%.» [11] Этому во многом способствует рост внимания к развитию отрасли со стороны Минпромторга РФ, который разработал проект « [29] Целью стратегии является - повышение конкурентоспособности отечественной продукции парфюмерно-косметической промышленности на внутреннем и внешнем рынках. [35] Как отмечается в стратегии: «государственное регулирование парфюмерно-косметической промышленности включает государственную поддержку и техническое регулирование». [29]

Впервые с момента проведения первого Петербургского международного экономического форума в 2023 году организована панельная секция «Развитие национальной парфюмерно-косметической отрасли». [10] В рамках сессии обсуждались вопросы участия Правительства РФ в развитии косметической отрасли и ее российских брендов. Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации представил положения государственной политики в отрасли парфюмерии и косметики, включающие следующие основные направления: импортозамещение, государственная поддержка, фокусы развития отрасли.

Внимание Правительства РФ к парфюмерно-косметической отрасли – это само по себе уже важное событие в развитии отрасли. Разработка комплекса мер и поддержки является уже новым этапам для отрасли. Открываются возможности для инноваций, обеспечения импортозамещения, развития российской химико-технологического отрасли, которая, в свою очередь, способствует производству отечественных ингредиентов для других смежных отраслей, нуждающихся в химическом сырье. Стоит отметить, что нет цели заменить все сырьевые ингредиенты: речь идет о ключевых компонентах, импортозамещение которых будет экономически обоснованным.

В сегодняшних непростых экономических условиях Правительство РФ поддерживает развитие косметической отрасли. Так, например, «совет Евразийской экономической комиссии по инициативе Российской Федерации принял решение освободить на 6 месяцев от ввозной таможенной пошлины продовольственные товары и товары, используемые в их производстве.» [31]

Для производителей из ряда недружественных стран введена высокая 35% ввозная пошлина. Соответствующее постановление №2240 утверждено премьер-министром РФ М. Мишустиным 7 декабря 2022 г. Это решение также способствует развитию отечественных производителей косметической продукции. [45]

Минпромторг РФ регулярно организует форумы, совещания и конференции по проблемам в косметической отрасли с участием косметических компаний, что позволит разработать механизмы и инструменты для преодоления проблем развития индустрии, в т.ч. решения проблем управления цепями поставок.

Развитие парфюмерно-космического производства РФ соответствует и общемировым тенденциям. Анализ мирового рынка парфюмерии и косметики в 2015-2019 гг. демонстрирует стабильный рост, который составляет в среднем 6% ежегодно. [2] В 2019-2022 гг. темпы роста сократились до 4% ввиду пандемии коронавируса, [2] что связано с ограничением использования косметики и парфюмерии из-за дистанционной работы, ношения масок, снижения количества массовых мероприятий (Рис. 1).

Рисунок 1. Динамика структуры продаж косметической продукции на мировом рынке по регионам в 2015-2027 гг., млрд долл. США

Figure 1. Dynamics of the structure of sales of cosmetic products on the world market by region in 2015-2027, USD billion

Источник: [2]

Анализ динамики структуры продаж косметической продукции на мировом рынке по регионам в 2015-2027 гг. (Рис. 1) также показывает, что в доковидный период (до 2019 года включительно) наиболее быстрыми темпами развивались рынки Китая (12% ежегодно) и Азиатско-Тихоокеанского региона (10%). [2] Затем был некоторый спад. В 2021 г. зафиксировано падение объемов мирового производства (в натуральных показателях) на 8,7% (с 5,3 млрд. шт. до 4,8 млрд. шт.) при росте стоимостного выражения рынка на 18% (с 290 млрд. руб. до 342 млрд. руб.). [3]

По данным агентства NielsenIQ, наметилась мировая тенденция к возвращению к покупкам в офлайн магазины. При этом доля объемов продаж в онлайн магазинах зафиксировались на уровне 30%. [1] NielsenIQ отмечает также тренд на повышение устойчивости в цепочке поставок.

По данным Euromonitor и McKinsey, прогнозируется, что темпы роста продаж будут наибольшими в 2022-2027 гг. в Африке, на Ближнем Востоке (12%) и Китае (8%). А темпы роста рынка в целом в мире будут такими же, как до периода пандемии коронавируса. [2] Прогнозируется, что именно Ближний Восток будет стимулировать рост косметической индустрии в ближайшие 5 лет, а Индия, как ожидается, станет новым драйвером рынка в долгосрочной перспективе. Отсюда можно сделать вывод, что данные регионы являются наиболее перспективными с точки зрения продвижения отечественной продукции косметической индустрии РФ.

О положительных тенденциях развития рынка косметической индустрии свидетельствует и тот факт, что сегодня стираются границы между желанием быть красивыми и быть здоровыми, а, следовательно, этот тренд будет лишь стимулировать развитие отрасли, и потому для РФ это перспективное направление для развития.

Кроме того, согласно данным McKinsey, [2] намечен сдвиг тренда с акцента на быстрорастущие независимые «бренды момента» на бренды с инновационным продуктовым портфелем, прибыльным и устойчивым в долгосрочной перспективе. И отсюда можно сделать вывод, что курс на инновационные продукты, ориентированные, в первую очередь, на Z-поколение (именно представители этого поколения составляют основную целевую аудиторию индустрии красоты), должен быть учтен российскими косметическими компаниями.

Как отмечает Mordor intelligence: «В последние годы органическая косметика без жестокости (без испытаний на животных), вегетарианская (без побочных продуктов убоя животных) и веганская (без ингредиентов животного происхождения) набирает все большую популярность в развитых странах и находит свое место на развивающихся рынках, таких как Индия, Китай, Бразилия и т. д. Более того, с продвижением веганских продуктов потребители обращают особое внимание не только на конкретный оттенок помады, который им подходит, но и на процесс ее производства.» [40]

Средства личной гигиены, средства по уходу за кожей производители постоянно совершенствуют, стремясь повысить их конкурентоспособность, и важной составляющей этого процесса являются логистические операции, включая всю цепочку поставок как важнейший элемент внутренних и внешних бизнес-процессов.

Во многом от эффективности управления цепями поставок зависит ценовая конкурентоспособность продукции косметической индустрии, поэтому для производителей является крайне важным поиск узких мест и их оптимизации. В связи с чем далее рассмотрим проблемы управления цепями поставок.

Проблемы управления цепями поставок в косметической индустрии РФ

Одна из традиционных проблем поставок сырьевых компонентов в косметической индустрии - проблема роста цен на продукцию ввиду повышения транспортных тарифов. Ключевые составляющие логистики – это стоимость и время доставки. Так, например, череда новогодних праздников стимулирует высокий спрос на большой спектр товаров, растет потребление и соответственно увеличиваются объёмы перевозимых грузов. Логистическая инфраструктура в ряде случаев просто не справляется с таким объемом, что приводит к задержкам, простоям, дополнительным затратам и увеличению тарифов. Впоследствии весь этот клубок накладывает свой отпечаток на себестоимость продукции, что приводит к ее удорожанию, а значит и сокращению ценовой конкурентоспособности продукции.

Усложнение геополитической ситуации в мире, введение санкций в отношении РФ, а также кризис, вызванный пандемией коронавируса, как и сезонные колебания, крайне негативно повлияли на время и стоимость доставки. Так, например, привычная стоимость доставки (морской фрахт) грузов из Китая до портов Санкт-Петербурга составляла 3000 долл. США, в период пандемии Covid-19 тарифы выросли до 10000 -12000 долл. США. [21] На других направлениях с некоторой разницей во времени произошла примерно такая же ситуация, и тарифы выросли не только для российских получателей, но и для европейских получателей, что привело к удорожанию продукции на европейском рынке.

И проблема состоит не столько в росте цены, сколько в увеличении сроков отгрузки из страны отправления и очереди на поиск средств для провозки и отгрузки (она составляла 45-60 дней). [12]

Рост сроков отгрузки – это рост стоимости транспортировки, что существенно сказывается на стоимости продукции. Например, при стоимости груза в Китае 30 тыс. долл. США его транспортировка составляет 3 тыс. долл. США, что составляет 10% удорожания, а при стоимости его транспортировки 10 тыс. долл. США (ввиду задержек и других негативных факторов), удорожание составит уже 33,3%, и это еще не все. Стоимость доставки облагается ввозной таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость (НДС). Получается, что в итоге удорожание груза составляет 40%, а в новых условиях доходит до 70%.

И, казалось бы, последствия локдауна начали сходить на нет, однако возникли новые обстоятельства, связанные с санкционными ограничениями, распространяющимися на Российскую Федерацию, что неблагоприятно повлияло на всю экономическую ситуацию и ряд отраслей в целом.

Для российской косметической индустрии ключевыми факторами оказались следующие:

­- высокой уровень зависимости от поставок сырья из стран ЕС;

- ограничения по транспорту: страны Евросоюза с 8 апреля 2022 г. перестали пропускать автотранспорт, зарегистрированный в России и Белоруссии; [15]

- крупные контейнерные перевозчики больше не сотрудничают с Россией, включая такие судоходные гиганты, как Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM. [38] Впоследствии и Российская Федерация ввели ограничения на транспорт зарегистрированный в EC. Данные меры не парализовали логистику, было выделено время на адаптацию и переориентацию. Стоит отметить, что логистические компании справились с ситуацией и смогли наладить работу пунктов перегрузки товаров на границах или на приграничных складах, но ряд сложностей, связанных со сроками доставки и стоимости, были созданы;

- уход из России ключевых игроков косметического сегмента, таких как Johnson & Johnson, L’Oréal, и другие. [20] Стоит отметить, что с их уходом не все однозначно, например, «американская корпорация Procter & Gamble (Gillette, Pantene, Head & Shoulders, Old Spice) решил отказаться от рекламы и инвестиций в российский рынок, но продолжит продавать повседневные товары первой необходимости для здоровья, гигиены и персонального ухода. Кроме того, компания сумела подстроить свой бизнес под постоянно меняющуюся ситуацию, что может стать хорошим примером для других» [20].

Все эти факторы открывают новые возможности для российских производителей косметических средств, но и тут не все так просто, важным аспектом является то, что «порядка 60-90% ингредиентов для косметических средств имеет иностранное происхождение» [4] , и тут компании Croda, BASF, Merck, которые являлись одними из ключевых поставщиков высококачественных компонентов для производства косметических средств и средств бытовой химии, прекратили свою деятельность в России и Белоруссии. Более того отгрузку сырья для косметической промышленности напрямую с заводов в Европе запретили несмотря на то, что некоторые ингредиенты не попали в перечень санкционных товаров. На такой же принцип пошли и ряд других производителей компонентов из европейских стран, которые не были представлены на российском рынке. Некоторые зарубежные компании запретили посредникам заниматься перепродажей путем проверки использования сырья, запросов объёмов производства и выездных проверок. В такой ситуации перспективным является развитие азиатского направления. «В качестве альтернативных поставщиков сырья главным образом рассматриваются Китай и Индия, часть компонентов планируется поставлять на российский рынок из Турции. Однако смена рецептуры производства, а также поиск новых поставщиков привели к снижению объемов выпуска продукции и росту ее себестоимости». [4]

Однако производители, которые заботятся о качестве своей продукции и ее характеристиках, не могут сразу переключиться на другой вид сырья. Для этого необходимо менять рецептуру продукта, а также проводить анализы и испытания, что занимает длительный период.

Таким образом, одна из ключевых проблем заключается в высокой импортозависимости от поставок сырья из стран ЕС. Как отмечает генеральный директор Estel Л. Охотин, «в Советском Союзе хоть что-то было, а с его развалом вся наша химическая отрасль, включая косметическую химию, была уничтожена». [5] Из-за сложностей логистики и стоимости ее услуг, отсутствия сырьевых компонентов на внутреннем рынке возникли проблемы ценообразования и конкурентоспособности, вследствие чего в 2022 г. продажи косметических средств для лица в России сократились на 22% и составили 355 млн упаковок. Спад произошел из-за существенного роста цен на фоне падения доходов россиян.

Стоит также выделить и внутренние проблемы самих компаний. Одна из них - проблема межфункциональной координации. В крупных косметических компаниях много различных подразделений, которые регулярно обмениваются информацией, собираются на совещаниях, планируют продажи, производство, закупку и т.д. Зачастую возникают ситуации, в которых достаточно сложно решить проблемы по внутреннему взаимодействию, а резкие изменения, складывающиеся на мировом рынке, вообще могут приостановить работу.

Большинство подразделений пытаются придерживаться ранее намеченным планам, прогнозам, а при сбое в одном из звеньев цепочки поставок зачастую начинаются сложности у всей компании.

В межфункциональном взаимодействии зачастую отсутствует координация и понимание процессов других подразделений, своевременная информационная логистика. Отсутствие налаженного и эффективного обмена информации приводит к несогласованности действий, а в критический момент не позволяет принять быстрого и правильного решения в той или иной ситуации. Например, отдел планирования запланировал объемы производства, отдел снабжения обеспечил сырьем и материалами, а отдел продаж не отгрузил предыдущую партию товара. Как следствие, происходит рост складских запасов, что противоречит концепции бережливого производства, которая получает сегодня широкое распространение.

В условиях нестабильности происходят постоянные сбои в процессах планирования сбыта и, что также негативно отражается на конкурентоспособности отечественной продукции.

Кроме того, для российских компаний косметической индустрии сегодня актуальна проблема поиска новых каналов и рынков сбыта. В последнее годы рынок косметической продукции Российской Федерации развивался в том числе и за счет экспорта, но ситуация усложняется тем, что в странах EC ввели запрет на импорт, покупку или трансфер из России товаров, которые приносят России значительные доходы, указанные в Приложении XXI Регламента (ЕС) 833/2014. [32] Например, Украина была одним из важных импортеров: по данным на 2020 г. она занимала 4 место в рейтинге стран-импортеров российской продукции по категории ««эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические, туалетные средства» (9,7 %). [47] Экспортный оборот также влияет на транспортные тарифы, так как создает замкнутый цикл и стабильную загрузку транспорта.

Рекомендации по решению проблем управления цепями поставок в косметической индустрии РФ

Для обеспечения стратегической безопасности страны необходимо развивать собственную обрабатывающую промышленность, при чем не только косметическую, но и смежные с ней (химическая, целлюлозная и др.). Курс на импортозамещение является неотъемлемой частью для развития страны. Развитие промышленности невозможно без строительства и модернизации логистической инфраструктуры, но это не простая задача, требующая время.

В текущей ситуации возникает потребность в разработке механизма объективного и быстрого анализа ситуации в пунктах перевалки товаров и пунктах пропуска через границу. Данный механизм позволил бы лицам принимающим решения максимально оперативно реагировать на ситуации и корректировать маршруты поставки. Для производственной компании это позволит координировать производственную логистику и минимизировать производственные простои

Развитие новых маршрутов поставки менее загруженных терминалов позволит сократить сроки поставок, что в свою очередь увеличит скорость оборачиваемости транспорта и повлияет на снижение тарифов на перевозку. И как результат, на снижение себестоимости продукции и ее рост ее конкурентоспособности.

Развитие косметической индустрии способствует развитию смежных отраслей. Это процесс цикличный. Без развития смежных отраслей производство конечной продукции (косметики) будет невозможно. Ведь косметика состоит из смеси химических элементов, упаковывается во флаконы, закрывается крышками, на флаконы наносится этикетка, которая в свою очередь печатается на определённой бумаге с определенными красителями, затем все это упаковывается в красивую картонную коробку.

Для решения проблемы межфункционального взаимодействия можно рассмотреть развитие направления Т-образного специалиста «который обладает высокой компетенцией в своей основной специализации, и при этом на начальном или среднем уровне разбирается в смежных областях деятельности команды». [14] Специалисты будут понимать задачи смежных отделов и выполнять свою работу в координации с другими подразделениями.

С уходом иностранных брендов перед российскими компаниями открылись новые возможности, но далеко не все к этому готовы: необходима работа над восприятием российских брендов, а также развитие культуры ухода за телом при помощи косметических средств, проведение маркетинговых исследований и адаптация товаров для новых рынков и других стран.

Резюмируя результаты анализа проблем, сведем их в таблицу 1, где систематизируем возможные пути их решения и результаты, которые можно ожидать от внедрения авторских рекомендаций.

Таблица 1. Проблемы управления цепями поставок в косметической индустрии России и возможные пути их решения.

Table 1. Problems of supply chain management in the cosmetic industry of Russia and possible ways to solve them.


Проблемы
Пути решения
Результат
1
Повышение стоимости доставки сырья ввиду усложнения логистических маршрутов
- Диверсификация поставщиков и поиск новых партнеров в странах Азии (Китай и др.).
- Замена ингредиентов на отечественное сырье.
- Повышение ценовой конкурентоспособности.
- Стимулирование спроса на отечественное сырье.
- Экономическая независимость.
2
Прекращение сотрудничества с ведущими судоходными компаниями
- Поиск новых логистических партнеров.
- Регистрация зарубежной дочерней компании.
- Развитие новых эффективных логистических маршрутов.
- Развитие компании на внешних рынках.
3
Проблема межфункционального управления
- Разработка логистической стратегии
- Внедрение методологии бережливого производства
- Сокращение временных затрат.
- Увеличение оборачиваемости запасов.
- Повышение уровня квалификации специалистов.
4
Слабая роль логистики в компании и отсутствие понимания ее инструментов
Разработка и внедрение инструментов управления цепями поставок, позволяющих оценивать и отбирать перспективных партнеров, оценивать конкурентоспособность новой продукции, выстраивать алгоритм выхода на новые рынки и т.д.
- Сокращение логистических издержек
- Повышение эффективности внутренних процессов
- Рост эффективности взаимодействия с партнерами
5
Рост транспортных тарифов
Субсидирование со стороны государства и предоставление налоговых льгот при заключении договоров об оказании услуг с транспортными компаниями.
- Повышение спроса
- Рост доступности продукции в отдаленных регионах
6
Рост добавленной стоимости при неизменной ценности продукта ввиду санкций.
Разработка карты создания потока ценности и методики оценки и устранения «узких» мест.
Внедрение бережливого производства.
Использование перерабатываемых материалов
- Повышение конкурентоспособности продукции
- Снижение издержек
7
Сокращение экспорта в страны EC
- Субсидирование со стороны государства на рекламные кампании.
- Маркетинговые исследования для новых рынков сбыта.
- Развитие новых рынков сбыта.
- Рост узнаваемости отечественных брендов
- Рост выручки
Составлено автором по источникам: [6, 16, 17, 25, 26, 27, 34]

Стоит отметить, что некоторые изменения уже происходят. Как отмечается в газете «Коммерсантъ», [44] спрос на автомобильные перевозки вырос на 61%, стоимость увеличилась на 38% за год и на 10 % за период апрель-июнь 2023 г. Рост связан с ускорением процессов импортозамещения и перенастройкой цепочек поставок, что подтверждает анализ статистических данных по количеству заявок на международные перевозки (Таблица 2).

Таблица 2. Изменение количества российских заявок на некоторые международные перевозки в 2022-2023 гг..

Table 2. Change in the number of Russian applications for some international transportation in 2022-2023..


Направление
Изменение, %
1
Европейские страны
- 75 %
2
Беларусь
106 %
3
Монголия
139 %
4
Китай
85 %
Источник: [33]

В настоящее время можно отметить сокращение экспорта по европейским направлениям, что связано с санкционными ограничениями. Рост объемов экспорта наблюдается в следующих направлениях: Китай, Турция, Узбекистан и Казахстан. Таким образом, можно наблюдать трансформацию логистических потоков, переориентирование на новые рынки в новых условиях.

При этом роста тарифов на международные перевозки не наблюдается, а по некоторым направлениям даже идет снижение.

В заключении отметим, что важнейшую роль в решении множества описанных проблем может сыграть государство. Причем не столько путем субсидирования и дотаций, сколько путем регулирования и координирования движения грузовых потоков, эффективного использования транспортной инфраструктуры, производственной инфраструктуры, а также посредством поддержки инновационного развития компаний косметической отрасли. Развитие указанных направлений особенно важно для РФ, учитывая, что наша страна является крупнейшей по площади в мире и обладает уникальными природными ресурсами, которые могут быть использованы при производстве косметики.


Источники:

1. NielsenIQ: главные тенденции и темы 2023 года. Журнал «Сырье и Упаковка». [Электронный ресурс]. URL: https://cosmetic-industry.com/nielseniq-glavnye-tendentsii-i-temy-2023-goda.html?ysclid=lk1c8v0y2n244615574 (дата обращения: 27.07.2023).
2. The beauty market in 2023: A special State of Fashion report. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/the-beauty-market-in-2023-a-special-state-of-fashion-report (дата обращения: 07.07.2023).
3. Аналитический обзор российской парфюмерно-косметической отрасли. Pharmmedprom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pharmmedprom.ru/wp-content/uploads/2022/08/analiticheskii-obzor-parfyumerno-kosmeticheskoi-otrasli-fmp.pdf?ysclid=lj7epgtba7871554132 (дата обращения: 27.07.2023).
4. В 2022 г продажи косметических средств по уходу за кожей лица в России сократились на 22% и составили 355 млн упаковок. Marketing.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/14187/?ysclid=livv58ltuc320405676 (дата обращения: 27.07.2023).
5. В ожидании ренессанса российской косметики. Expert.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/expert/2022/23/v-ozhidanii-renessansa-rossiyskoy-kosmetiki/?ysclid=livu0n80k2579519953 (дата обращения: 27.07.2023).
6. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Таможенная логистика в санкционных условиях // Маркетинг и логистика. – 2022. – № 3(41). – c. 12-24.
7. Видинеева Е.В. Организационные основы обеспечения межфункциональной логистической координации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 1-1(95). – c. 71-74. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-1-1-71-74.
8. Гелюс А.В., Науменко Е.Е. Решение проблем сбытовой логистики путем использования процессного подхода // Экономика и социум. – 2017. – № 6-2(37). – c. 953-955.
9. Гладенкова Т.А. Географические аспекты изменений корпоративной структуры мировой парфюмерно-косметической промышленности // Географический вестник. – 2018. – № 4(47). – c. 33-44. – doi: 10.17072/2079-7877-2018-4-33-44.
10. Деловая программа МСП. Forumspb.com. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/programme/the-sme-forum/104466/#broadcas.
11. Денис Мантуров обсудил с отраслью поддержку парфюмерно-косметической промышленности. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/47549/ (дата обращения: 27.07.2023).
12. Дефицит контейнеров привел к коллапсу на рынке морских перевозок. Спрос и цены выросли в разы. Tks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tks.ru/logistics/2021/01/21/0003?bx_sender_conversion_id=243730.
13. Дыбская В.В., Сергеев В.И. Мировые тренды развития управления цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2018. – № 2(85). – c. 3-14.
14. Ерыгина А.В. Востребованность сотрудников t-shaped типа в современном мире // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в россии. – 2021. – № 4. – c. 70-75. – doi: 10.12737/2305-7807-2021-10-4-70-75.
15. ЕС перестал пускать зарегистрированные в России и Белоруссии грузовики. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/09/04/2022/62517bfc9a794717792e9a0f?ysclid=liudvc3m9f694062696.
16. Жуковская И.Ф., Бутырева Т.В. Транспортно-логистическая отрасль России в условиях новых санкций // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – c. 438-441. – doi: 10.34925/EIP.2022.141.4.078.
17. Зенитато Д.С., Демчук О.В. Экономические проблемы импортозамещение на российском рынке косметики и парфюмерии // Уральский научный вестник. – 2022. – № 12. – c. 73-78.
18. Иванов Д.А. Управление цепями поставок. / Монография. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2009. – 659 c.
19. Измайлова Д.А. Теоретические основы управления международными цепями поставок компаний сектора FMCG // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 2-1(72). – c. 83-87. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-2-1-83-87.
20. Иностранная косметика уходит из России. Чем мы будем пользоваться и каким российским брендам можно доверять?. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/brief/2022/06/04/cosmetic/?ysclid=lj7g1bfls284274528 (дата обращения: 27.07.2023).
21. Контейнеры в дефиците. Tks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/logistics/2021/02/25/0003 (дата обращения: 27.07.2023).
22. Королёва Ю.Е., Болотова С.С. Состояние российского косметического рынка: тенденции и перспективы // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 2(46). – c. 181-184.
23. Корчагова Л.А., Ли Л.В. Формирование продуктового портфеля на предприятиях косметической отрасли в России с применением матричных методов // Практический маркетинг. – 2015. – № 11(225). – c. 27-31.
24. Красникова А.С. Исследование проблем межфункциональной координации на промышленных предприятиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 4. – c. 67-74. – doi: 10.18384/2310-6646-2018-4-67-74.
25. Кулягина Е.А. Логистические процессы в России в условиях санкционных ограничений в 2022 году // Транспортное дело России. – 2022. – № 3. – c. 56-68. – doi: 10.52375/20728689_2022_3_56.
26. Куршакова Н.Б., Левкин Г.Г., Ларин А.Н., Саттаров Р.С., Олюнина Л.А. Формирование и развитие транспортно-логистической системы промышленного предприятия // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 2(37). – c. 105-114. – doi: 10.51608/23058641_2023_2_105.
27. Лаптев Р.А., Коварда В.В. Перспективы развития транспортно-логистической системы России в контексте трансформации мировой экономики // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 5-1. – c. 46-55. – doi: 10.47576/2712-7516_2022_5_1_46.
28. Малихина О.В., Назарова А.Н. Ситуационный анализ состояния логистических цепочек поставок в условиях геополитического кризиса // Экономический вектор. – 2022. – № 2(29). – c. 35-37. – doi: 10.36807/2411-7269-2022-2-29-35-3.
29. Минпромторг предлагает к обсуждению Стратегию развития парфюмерно-косметической промышленности России до 2030 года. Minpromtorg.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/minpromtorg_predlagaet_k_obsuzhdeniiu_strategiiu_razvitiya_parfiumerno_kosmeticheskoi_promyshlennosti_rossii_do_2030_goda (дата обращения: 27.07.2023).
30. Немцев А.Д., Шевлякова Е.М., Шевляков М.К. Практика применения «Карты потока создания ценности» для анализа бизнес-процессов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. – № 2. – c. 176-178.
31. Обнуление на 6 месяцев ввозных таможенных пошлин на группы товаров. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/sanctions_measures/podderzhka_importozameshcheniya/obnulenie_na_6_mesyacev_vvoznyh_tamozhennyh_poshlin_na_gruppy_tovarov/?ysclid=livx696cpl789397908 (дата обращения: 14.07.2023).
32. Ограничения ЕС, США, Великобритании, Японии, Швейцарии, Канады и Австралии на импортные и экспортные операции с Россией. Alta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes/?ysclid=lj78jf48bq86058524.
33. Официальный сайт биржи грузоперевозок и крупнейшей экосистемы сервисов для транспортной логистики в России и СНГ. [Электронный ресурс]. URL: https://about.ati.su/ (дата обращения: 27.07.2023).
34. Плаксина М.С., Сивакс А.Н. Влияние пандемии COVID-19 и западных санкций на мировую транспортно-логистическую систему // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 2(139). – c. 663-666. – doi: 10.34925/EIP.2022.139.2.124.
35. Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии развития парфюмерно-косметической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. View.officeapps.live.com. [Электронный ресурс]. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx??src=https%3A%2F%2Fcosmetic-industry.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2FPoyasnitelnaya-zapiska.docx (дата обращения: 27.07.2023).
36. Прохорова М.П., Булганина С.В., Булганина А.Е., Белоусова К.В. Анализ поведения российских потребителей парфюмерии и косметики // Наука Красноярья. – 2019. – № 1. – c. 41-56. – doi: 10.12731/2070-7568-2019-1-41-56.
37. Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее: макроэкономический аспект. / Монография. - Москва: Дело, 2012. – 191 c.
38. Прощай, контейнер. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5238836?ysclid=lk1cos90sb621081183.
39. Пустохина И., Афанасьева И., Чурилина В. Инновационные технологии в логистике и управлении цепями поставок: зарубежный опыт и возможности применения в российских компаниях // Логистика. – 2018. – № 9(142). – c. 48-51.
40. Рынок косметических товаров – рост, тенденции и прогнозы (2023 – 2028 гг.). Mordorintelligence.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/global-cosmetic-products-industry.
41. Сергеев В.И., Кокурин Д.И. Применение инновационной технологии «Блокчейн» в логистике и управлении цепями поставок // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – c. 125-140. – doi: 10.18334/ce.12.2.38833.
42. Сергеев В.И., Дутиков И.М. Цифровое управление цепями поставок: взгляд в будущее // Логистика и управление цепями поставок. – 2017. – № 2(79). – c. 87-97.
43. Трифонов П.В., Серышев Р.В. Трансформация управления цепями поставок в условиях четвертой промышленной революции // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 3(106). – c. 30-37.
44. Фурный интерес Грузовые автоперевозки в РФ резко подорожали. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6109564 (дата обращения: 27.07.2023).
45. Чем обернется введение пошлин на импортные шампуни, средства для волос и зубные пасты. Alta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/96010/?ysclid=livyiphx74658479403 (дата обращения: 21.05.2023).
46. Шибзухов Т.А., Савельева К.Д., Галиева Н.Л., Еричев А.В. Складская логистика: история, структура, проблемы и пути решения // Экономика и социум. – 2021. – № 6-2(85). – c. 660-669. – doi: 10.46566/2225-1545_2021_2_85_660.
47. Экспорт из России: «эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические, туалетные средства». Ru-stat.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/date-Y2019-2021/RU/export/world/0633?ysclid=lj7akofj1l250219762 (дата обращения: 27.07.2023).

Страница обновлена: 27.11.2023 в 07:49:59