Innovative means of ensuring the supply of agro-food goods between Russia and Uzbekistan
Gulyy I.M.1, Terebova S.V.2
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Russia
2 Вологодский научный центр РАН, Russia
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=59499146
Abstract:
The research goal was to systematize the innovative directions of modern transportation of means of delivery of agri-food products in accelerated refrigerated container trains between Russia and the countries of Central Asia (in particular, the Republic of Uzbekistan). The following methods were applied: statistical analysis of international trade, technical and economic assessment of vehicles, content analysis of materials and reports of transport and logistics operators. The analysis of the foreign trade of the Republic of Uzbekistan was carried out. As an indicator of the volume of food supplies in refrigerated containers between Russia and Uzbekistan, the cargo base was evaluated. Various means of delivering agricultural products in the Russia–Uzbekistan direction were considered. The advantages of innovative temperature control installations (diesel generator sets and diesel generator containers) were shown. The successful experience of GLONASS JSC in the formation of digitalized supply chains for end-to-end control of transportation and storage conditions of agri-food perishable goods is also presented. The research materials are addressed to representatives of companies producing agricultural and food products, companies operating international multimodal transportation.
Keywords: agricultural products, diesel generator set, diesel generator container, refrigerated container, accelerated container train
JEL-classification: Q13, Q17, Q18, L90, L91, R40
Введение
В условиях бурного роста грузооборота агропродовольственной логистики на пространстве ЕАЭС и в целом на евразийском континенте возрастают требования к транспортным средствам поставки скоропортящихся продовольственных грузов. В последние годы агрологистика стала отдельным направлением деятельности многих транспортных операторов. Формируются регулярные контейнерные поезда, повышается скорость доставки, внедряются телекоммуникационные технологии отслеживания местонахождения груза и соблюдения температурного режима.
Использование специализированного парка рефрижераторных контейнеров (реф-контейнеров) позволит торговым партнерам и логистическим операторам обеспечивать сохранность скоропортящихся товаров, оптимизировать транспортные расходы по доставке.
Цель исследования – оценить грузовую базу поставок агропродукции по маршрутам Россия – Узбекистан, рассмотреть различные средства доставки агропродукции на направлении Россия – Узбекистан, показать преимущества инновационных установок поддержания температурного режима (дизель-генераторные установки и дизель-генераторные контейнеры).
Методы
Информационная база исследования включает в себя статистические данные Евразийской экономической комиссии, информацию информационного сервиса trademap, данные операторских и ИТ-компаний, в частности компании «Полярная звезда», АО «ГЛОНАСС».
Теоретико-методологическую основу исследования составляет теория транспортных систем, одним из направлений которой является теория мультимодальных скоростных систем перевозок, а также теория транспортных-агропродуктовых систем, единых холодильных цепей поставок от производителя до ритейла и конечного потребителя.
Научная гипотеза исследования: современные требования по обеспечению качества агропродовольственной продукции, соблюдение температурного режима при поставках агропродукции от поставщиков к потребителям возможно обеспечить при организации отправок ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов с инновационными установками поддержания температурного режима и отслеживания соблюдения температурных условий хранения.
Рассмотрению вопросов организации поставок агропродовольственной продукции в международном сообщении, оценке возможностей внедрения в систему перевозок инновационных транспортных средств посвящены работы многих ученых.
Авторы Ю. Егоров, Н. Журавлева, М. Поляк [1] (Egorov, Zhuravleva, Poliak, 2020) рассматривают ценовую составляющую мультимодальной перевозки как фактор устойчивости при формировании цепей поставок агропродукции. Инновационным средствам формирования цепей поставок скоропортящихся грузов посвящена работа М. Бонаренко [2] (Bondarenko, 2022). Совершенствованию механизма стратегического планирования транспортных систем на основе преимуществ использования форсайт-технологий посвящена работа Е.М. Волковой [3] (Volkova, 2018). Н.А. Журавлева, А.Ю. Панычев [4] (Zhuravleva, Panychev, 2015) рассматривают железнодорожный транспорт и в целом мультимодальные перевозки в качестве индустрии, производящей дифференцируемую транспортную продукцию (продукт перемещения), то есть транспортная мультимодальность выступает не вспомогательным сектором экономики, а предлагает конкурентоспособный продукт, формирующий высокую добавленную стоимость как для перевозочных компаний, так и для производителей товаров. Цифровые принципы и факторы развития транспортно-логистических систем рассматриваются в работах Л.Ф. Казанской, А.В. Яшуниной [5] (Kazanskaya, Yashunina, 2018), Л.М. Чеченовой [10] (Chechenova, 2019). Оценке систем товародвижения агропромышленной продукции и определению грузовой базы доставки конкретных видов агропродукции, обоснованию необходимости формирования пар встречных товарных партий посвящены труды Я.Р. Поляковой, А.А. Росторгуевой [6] (Polyakova, Rostorgueva, 2022), И.Н. Рыковой, Р.С. Губанова [7] (Rykova, Gubanov, 2020).
Вместе с тем отметим, что в имеющихся исследованиях и публикациях недостаточно раскрыты особенности применения средств цифрового мониторинга соблюдения температурного режима скоропортящихся грузов.
Результаты
Анализ внешней торговли Республики Узбекистан и определение грузовой базы для долгосрочного планирования логистики поставок продовольственных грузов в рефрижераторных контейнерах
Статистика торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами Республики Узбекистан со странами мира (в целом) в 2021–2022 гг. (тыс. долл. США) приведена в таблице 1. Так, импорт товаров из мировой экономики в Республику Узбекистан в 2022 году значительно увеличился (до 28 млрд долл. США). Порядка 11% объема международной торговли Узбекистана составляют сельскохозяйственные и продовольственные товары. Сальдо торгового баланса по сельскохозяйственным и продовольственным товарам составляет минус 0,6 млрд долл. США.
Таблица 1
Торговля сельскохозяйственными и продовольственными товарами Республики Узбекистан со странами мира (в целом) в 2021–2022 гг. (тыс. долл. США)
ТН ВЭД
|
Наименование
группы товаров ТН ВЭД
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо
| |||
2021
|
2022
|
2021
|
2022
|
2021
|
2022
| ||
01
|
Живые животные
|
6
383
|
6
221
|
178
157
|
119
884
|
-171
774
|
-113
663
|
02
|
Мясо и пищевые
мясные субпродукты
|
204
|
216
|
181
442
|
308
271
|
-181
238
|
-308
055
|
03
|
Рыба,
ракообразные, моллюски и другие виды беспозвоночных
|
556
|
1
933
|
12
815
|
18
381
|
-12
259
|
-16
448
|
04
|
Молочная
продукция, яйца, мед
|
14
654
|
19
960
|
62
519
|
82
334
|
-47
865
|
-62
374
|
05
|
Продукты
животного происхождения прочие
|
17
331
|
22
478
|
5
695
|
5
242
|
11
636
|
17
236
|
06
|
Живые деревья и
другие растения
|
3
766
|
1
937
|
39
818
|
33
228
|
-36
052
|
-31
291
|
07
|
Овощи,
корнеплоды и клубнеплоды
|
404
080
|
478
271
|
82
397
|
98
091
|
321
683
|
380
180
|
08
|
Фрукты и орехи
|
511
759
|
618
595
|
67
831
|
124
863
|
443
928
|
493
732
|
09
|
Кофе, чай, мята
и пряности
|
19
297
|
11
538
|
50
271
|
51
011
|
-30
974
|
-39
473
|
10
|
Злаки
|
7
778
|
10
095
|
662
144
|
834
934
|
-654
366
|
-824
839
|
11
|
Продукция
мукомольно-крупяной промышленности
|
283
241
|
272
069
|
130
602
|
186
046
|
152
639
|
86
023
|
12
|
Масличные семена
и плоды, лекарственные растения, солома и фураж
|
37
546
|
38
008
|
80
958
|
124
766
|
-43
412
|
-86
758
|
13
|
Шелпак, смолы,
прочие растительные соки и экстракты
|
38
579
|
34
688
|
3
360
|
4
898
|
35
219
|
29
790
|
14
|
Растительные
материалы для изготовления плетеных изделий, прочие продукты растительного
происхождения
|
2
828
|
50
|
205
|
1
751
|
2
623
|
-1
701
|
15
|
Жиры и масла
животного и растительного происхождения
|
6
513
|
33
664
|
517
917
|
643
828
|
-511
404
|
-610
164
|
16
|
Изделия из мяса,
рыбы и ракообразных
|
366
|
1
114
|
13
672
|
20
104
|
-13
306
|
-18
990
|
17
|
Сахар и
кондитерские изделия из сахара
|
5
769
|
9
554
|
365
210
|
559
864
|
-359
441
|
-550
310
|
18
|
Какао и продукты
из него
|
7
145
|
11
606
|
115
112
|
140
147
|
-107
967
|
-128
541
|
19
|
Изделия из зерна
злаков, муки, крахмала, молока
|
10
563
|
18
972
|
121
955
|
172
011
|
-111
392
|
-153
039
|
20
|
Продукты
переработки плодов, овощей, орехов
|
37
801
|
45
181
|
49
652
|
69
019
|
-11
851
|
-23
838
|
21
|
Прочие разные
пищевые продукты
|
3
438
|
3
779
|
131
591
|
162
740
|
-128
153
|
-158
961
|
22
|
Напитки
алкогольные и безалкогольные, уксус
|
18
172
|
44
310
|
54
606
|
83
122
|
-36
434
|
-38
812
|
23
|
Остатки и отходы
пищевой промышленности, готовые корма для животных
|
46
551
|
40
632
|
186
580
|
213
490
|
-140
029
|
-172
858
|
24
|
Табак и его
промышленные заменители
|
17
825
|
66
352
|
35
604
|
56
542
|
-17
779
|
9
810
|
Итого сельскохозяйственные
и продовольственные товары
|
1 502
145
|
1
502 145
|
1
791 223
|
3
150 113
|
4
114 567
|
-1
647 968
| |
25–99
|
Промышленные
товары
|
12
532 835
|
13
495 706
|
20
574 165
|
24
149 436
|
-8
041 330
|
-10
653 730
|
|
Итого
|
14
034 977
|
15
286 928
|
23
724 275
|
28
264 000
|
-9
689 298
|
-12
977 072
|
В таблице 2 показаны основные торговые партнеры Узбекистана. Основными торговыми партнерами Республики Узбекистан являются: Китай, Россия, Республика Корея, Казахстан, Турция. Россия на протяжении многих последних лет занимает 2-е место в товарообороте Узбекистана, сальдо торгового баланса составило -1,9 млрд долл. США.
Таблица 2
Торговые партнеры Республики Узбекистан в 2022 году, тыс. долл. США
Страна
– торговый партнер
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо
|
Товарооборот
|
Россия
|
2
599 856
|
6
053 279
|
-3
453 423
|
8
653 135
|
Китай
|
1
753 104
|
6
321 467
|
-4
568 363
|
8
074 571
|
Литва
|
2
468 374
|
4
117 507
|
-1
649 133
|
6
585 881
|
Казахстан
|
1
251 472
|
3
222 241
|
-1
970 769
|
4
473 713
|
Турция
|
1
457 560
|
1
674 203
|
-216
643
|
3
131 763
|
Республика Корея
|
28
516
|
2
171 775
|
-2
143 259
|
2
200 291
|
Кыргызстан
|
926
869
|
217
778
|
709
091
|
1
144 647
|
Германия
|
55
155
|
1
010 475
|
-955
320
|
1
065 630
|
Туркменистан
|
132
434
|
725
193
|
-592
759
|
857
627
|
Индия
|
24
323
|
652
689
|
-628
366
|
677
012
|
Таджикистан
|
392
713
|
165
415
|
227
298
|
558
128
|
Беларусь
|
119
159
|
405
483
|
-286
324
|
524
642
|
Иран
|
124
184
|
292
188
|
-168
004
|
416
372
|
Италия
|
48
681
|
327
966
|
-279
285
|
376
647
|
Украина
|
80
178
|
226
714
|
-146
536
|
306
892
|
США
|
16
550
|
273
741
|
-257
191
|
290
291
|
Франция
|
4
565
|
266
028
|
-261
463
|
270
593
|
Япония
|
9
765
|
218
463
|
-208
698
|
228
228
|
Латвия
|
76
246
|
145
608
|
-69
362
|
221
854
|
Швейцария
|
12
369
|
162
166
|
-149
797
|
174
535
|
Всего
|
11
582 073
|
28
650 379
|
-17
068 306
|
40
232 452
|
Условия развития агропроизводства в Республике Узбекистан с точки зрения организационных форм сельхозтоваропроизводителей. Примерно 98% объемов сельскохозяйственной продукции в Узбекистане производится в дехканских (личных подсобных) хозяйствах и крестьянско-фермерских хозяйствах (табл. 3).
Таблица 3
Распределение валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2021 году (доля по отношению ко всем категориям хозяйств, %)
Территория
|
Фермерские хозяйства, %
|
Дехканские (личные подсобные) хозяйства, %
|
Организации, %
|
Сурхардарьинская
|
25,1
|
74
|
0,9
|
Навойская
|
27,8
|
72
|
0,2
|
Бухарская
|
28,3
|
71
|
0,7
|
Хорезмская
|
31,7
|
67
|
1,3
|
Ферганская
|
33
|
65
|
2
|
Джизакская
|
34,1
|
65
|
0,9
|
Андижанская
|
34,7
|
65
|
0,3
|
Каракалпакстан
|
34,3
|
63
|
2,7
|
Кашкадарьинская
|
37,1
|
62
|
0,9
|
Ташкентская
|
34,3
|
61
|
4,7
|
Самаркандская
|
39,9
|
57
|
3,1
|
Около 90% экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции из Республики Узбекистан в страны ЕАЭС приходится на овощи и фрукты (скоропортящиеся товары). Порядка 70% импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров в Республику Узбекистан из стран ЕАЭС составляют злаковые, мука, крупа, масло, сахар, кондитерские изделия (продукция переработки с более высокой добавленной стоимостью.
Рассмотрим грузооборот внешнеторговой деятельности для оценки грузовой базы в обоих направлениях Россия – Узбекистан. Если посмотреть первые 20 товарных позиций грузов по экспорту и импорту, то 70% экспорта продукции из Узбекистана в Россию приходится на сельскохозяйственные и продовольственные товары, а обратно из этой же группы поступают по импорту только 7%. Это является важнейшим фактором развития, планирования агрологистики.
Таким образом, видим проблему, которая является важнейшей при планировании логистики рефконтейнеров – это обратная загрузка вагонов – специализированного подвижного состава по перевозке скоропортящихся товаров. Фактически грузовую базу для обратной загрузки из Узбекистана формируют товары, которые не требуют температурных режимов.
В последние годы инновационном решением по развитию агрологистики между Россией и странами Центральной Азии является формирование регулярных ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов. Схема ускоренной доставки грузов из Узбекистана и обратно на экспорт (регулярный рефрижераторный контейнерный поезд) приведена на рисунке 1. В качестве преимуществ таких отправок отметим: уменьшенный срок поставки 4–6 дней с момента отправления поезда; регулярность отправок по расписанию 1 раз в неделю и больше, возможность загрузки до 26 тонн в 1 рефрижераторный контейнер, отправка значительных объемов грузов до 1000 тонн продукции еженедельно.
Рисунок 1. Схема ускоренной доставки из Узбекистана и обратно на экспорт (регулярный рефрижераторный контейнерный поезд)
Источник: [7] (Rykova, Gubanov, 2020).
Инновационные средства перевозки и цифровые средства мониторинга соблюдения температурного режима при организациях поставок агропродукции в рефрижераторных контейнерах
Основными видами транспорта при поставках агропродукции по сухопутным транспортным коридорам Евразии выступают железнодорожный и автомобильный. При этом железнодорожный транспорт имеет весомые преимущества перед автомобильным: возможности бесконтактного взаимодействия (актуально в периоды волн пандемий); распространенность современных технологий «от двери до двери» без перетарки в пути следования; возможность перевозки груза до 30 тонн (на автомобильных перевозках ограничения до 20 тонн); стоимость на транспортном плече свыше 2000 км меньше, чем стоимость автоперевозок.
Рассмотрим 3 вида транспортных средств, применение которых возможно при планировании контейнерных поездов по доставке агропродукции: 1) рефрижераторные контейнеры с дизель-генераторным вагоном; 2) рефрижераторные контейнеры с Genset; 3) рефрижераторные энергоконтейнеры.
Рассмотрим каждую группу подробнее.
1. Классические рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами, особенностью которых является то, что в вагоне проживают 2 механика и расположены 2 дизель-генераторные установки. Преимуществами таких отправок обозначим: визуальный контроль рефрижераторных контейнеров в пути механиками; возможность оперативного ремонта реф-контейнеров (КРК).
Но такой тип транспортных средств имеет ряд недостатков: моральное устаревание сцепов с дизель-генераторными вагонами (они были распространены 30 лет назад), возможные риски при пересечении государственной границы механиками, не имеющими визы в конкретную страну, средний возраст работников бригад свыше 50 лет, дорогой тариф, отсутствие современного производства таких видов перевозки, экономическая целесообразность перевозки при объеме партии свыше 12 крупнотоннажных контейнеров.
Визуально рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Рефрижераторные сцепы с дизель-генераторными вагонами
Источник: [11].
2. Современные дизель-генераторные установки (Genset). Они навешиваются на рефрижераторный контейнер сбоку (рис. 3). Преимуществами таких транспортных средств выступают: возможность питания одновременно 2 рефрижераторных контейнера, отсутствует железнодорожный тариф на Ginset-установку, возможность онлайн-слежения за работой генератора и температурой груза, автономная работа до 14 суток, безлюдные технологии (особенно актуально в условиях возможных пандемий в будущем).
Рисунок 3. Дизель-генераторные установки (Genset)
Источник: [11].
3. Дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры. Электроснабжение одной установки позволяет снабдить электроэнергией от 12 до 32 реф-контейнеров. Устанавливаются современные дизель-генераторные установки с хорошими экологическими показателями. Контейнер перевозится на обычной фитинговой платформе (рис. 4). Технология не предполагает присутствие бригады механиков.
Рисунок 4. Дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры
Источник: [11].
Далее в завершение нашего исследования покажем успешный опыт компании АО «ГЛОНАСС» по формированию цифровизированных цепей поставок и осуществлению сквозного контроля транспортировки и условий хранений агропродовольственных скоропортящихся грузов.
Непрерывная цифровизированная холодильная цепь поставок агропродукции под контролем средств телекоммуникационного мониторинга показана на рисунке 5.
Принцип работы средств отслеживания температурного режима: производится установка датчиков и пломб (в случае отсутствия датчиков внутри самого реф-контейнера), датчики передают сигнал с помощью модема. Вся информация о метоположении и температуре внутри контейнера поступает в ГАИС ЭРА ГЛОНАСС. Также для удобства предусмотрено мобильное приложение, которое предназначено для того, чтобы любе пользователи, в том числе покупатели продовольственных товаров – физические лица, смогли удостовериться в соблюдении температурного режима.
Запорно-пломбировочное устройство необходимо для того, чтобы выполнять функцию модема и передавать информацию с датчиков во внешнюю среду, а также для того, чтобы отследить, вскрывался или нет контейнер.
Рисунок 5. Схема непрерывной холодильной цепи поставок агропродукции под контролем средств телекоммуникационного мониторинга
Источник: [11].
Технология отслеживания имеет косвенный положительный эффект: очищение транспортного рынка от недобросовестных перевозчиков (например, тех, кто возит рыбу в открытых вагонах, полувагонах, подменяет груз вразрез с фактически заявленным в транспортной документации и др.).
На рисунке 6 показан пример прослеживаемости движения агропродукции: приведен путь движения транспортного средства. Экран показывает цвет состояния температурного режима на различных участках пути следования. Красным показаны участки, где температурное ограничение превышено, зеленый цвет – участки, где соблюдение температурного режима прошло хорошо (рис. 6).
Рисунок 6. Информация о грузе в АСМ ЭРА
Источник: [11].
Заключение
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую научную гипотезу.
В последние годы инновационным решением по развитию агрологистики между Россией и странами Центральной Азии является формирование регулярных ускоренных рефрижераторных контейнерных поездов.
Но остается пока нерешенной проблема обратной загрузки вагонов и контейнеров. Рефрижераторные контейнерные на обратном пути из Узбекистана в Россию не имеют должной грузовой базы. Обратная загрузка из Узбекистана в контейнерах, которые на сегодня могут перевозить агропродукцию из России, составляет лишь 7%. Основную долю в грузовой базе для обратной загрузки из Узбекистана формируют товары, которые не требуют температурных режимов.
Для формирования технологичных непрерывных холодильных цепей поставок должны использоваться преимущественно современные дизель-генераторные установки (Genset). Преимуществами таких транспортных средств нами определены следующие моменты: возможность питания одновременно два рефрижераторных контейнера, отсутствие железнодорожного тарифа на Ginset-установку, возможность онлайн-слежения за работой генератора и температурой груза, автономная работа до 14 суток, безлюдные технологии (особенно актуально в условиях возможных пандемий в будущем).
Также большими перспективами обладают дизель-генераторные 20 и 40-футовые контейнеры с хорошими экологическими показателями. Контейнер перевозится на обычной фитинговой платформе. А сама технология не предполагает присутствия бригады механиков.
533
References:
Bondarenko M. (2022). Refrizheratornye konteynery kak opredelyayushchiy faktor postroeniya tsepi postavok skoroportyashchikhsya gruzov [Refrigerated containers as a determining factor in building a perishable cargo supply chain] Innovative technologies in railway transport. 100-106. (in Russian).
Chechenova L.M. (2019). Issledovanie teoreticheskikh podkhodov k opredeleniyu ekonomicheskogo rosta transportnyh sistem i issledovanie evolyutsionnyh izmeneniy tsennosti transportnoy uslugi [The study of theoretical approaches to determining the economic growth of transport systems and the study of evolutionary changes in the value of transport services] Saint Petersburg: OOO «INSEI-otsenka». (in Russian).
Egorov Y., Zhuravleva N., Poliak M. (2020). The level of railway rates as a factor of sustainable development of territories 1st conference on sustainable development: industrial future of territories, ift 2020. 04010. doi: 10.1051/e3sconf/202020804010.
Kazanskaya L.F., Yashunina A.V. (2018). Optimizatsiya sistemy upravleniya v transportno-logisticheskoy kompanii s uchetom trebovaniy tsifrovyh tekhnologiy [Optimization of the management system in a transport and logistics company, taking into account the requirements of digital technologies] Development of economic science in transport: creation of a methodological basis for the development of competencies for digitalization of transport systems. 184-189. (in Russian).
Polyakova Ya.R., Rostorgueva A.A. (2022). Kharakteristika protsessa transportirovki skoroportyashchikhsya gruzov v konteynerakh i ikh mirovyh gruzopotokov [Characteristics of the process of transportation of perishable goods in containers and their world cargo flows]. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta im. admirala F.F. Ushakova. (2(39)). 67-72. (in Russian).
Rykova I.N., Gubanov R.S. (2020). Eksportnyy potentsial agropromyshlennogo kompleksa v zarubezhnyh stranakh [Export potential of the agro-industrial complex in foreign countries]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (10). 529-535. (in Russian). doi: 10.34755/IROK.2020.14.21.138.
Volkova E.M. (2018). Razvitie multimodalnyh transportnyh uslug v regionalnyh passazhirskikh perevozkakh v dolgosrochnoy perspektive [Multimodal services development in regional transportation systems in long-term period] Trends in the economic development of the Russian transport complex: foresight, forecasts and strategies. 64-67. (in Russian).
Zhuravleva N.A., Panychev A.Yu. (2015). Finansirovanie proektov razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury: aktualnye resheniya dlya Rossii [Project financing of railway infrastructure development: a topical solution for Russia]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (2). 122-141. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:02:21