Вопросы развития цифровых технологий в Узбекистане в контексте COVID-19

Талипова Н.Т.1
1 Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55944589

Аннотация:
В статье рассматриваются различные вопросы развития цифровых технологий в Узбекистане и факторы цифровой трансформации экономики в период распространения COVID-19. Анализ выявил возможности цифровых технологий, которые показали себя как перспективные организационные решения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19, открывшие новые возможности управления экономическими и социальными процессами и повышающие адаптивность исследуемых систем к возросшей нагрузке. Автор на основе мирового опыта развития цифровизации сопоставил растущие потребности, а также возможности развития исследуемой индустрии в Узбекистане. Изучение опыта использования компьютерных технологий в сложной эпидемиологической ситуации стало необходимым для выявления основных направлений цифровизации экономики не только в период пандемии, но и в последующем развитии Узбекистана.

Ключевые слова: цифровая экономика, технологии, COVID-19, социальная сфера, развитие, сфера услуг

JEL-классификация: H53, H75, R58



Введение.

Начало XXI века обусловлено активным внедрением процессов цифровизации в современную экономику на основе информационной и промышленной революции, а также процессов глобализации экономики. Распространение COVID-19 способствовало изменению экономической и социальной жизни во многих странах. Одним из ярких последствий текущей пандемии уже сейчас можно назвать ускоренное внедрение цифровых технологий в самых разных областях. В настоящее время продолжается внедрение в экономику глобально конкурентоспособных цифровых технологий, в том числе передовых производственных, информационных, телекоммуникационных, а также систем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, интернета вещей и, соответственно, трансформации экономики в цифровой формат или, иными словами, формирование цифровой экономики.

Развитие цифровой экономики означает вступление страны в новую эру развития, в эру постиндустриального общества, что открывает неограниченные возможности для демократического развития общества, совершенствования управления страной и экономикой. В условиях функционирования цифровой экономики, происходит замена физического труда интеллектуальным.

Мировой кризис COVID-19 и другие вопросы современности требуют поиска способов решения как страны будут взаимодействовать друг с другом. Как показала практика, в сложившейся сложной ситуации на первый план выдвинулись цифровые технологии, которые стали главными орудиями общения между людьми, продолжения обучения в учебных заведениях, взаимодействия между разными странами, что в определённой степени позволяет держать на плаву экономику государств. До недавнего времени невозможно было представить такое явление, но сегодня, это становится объективной реальностью, требует постоянного изучения и совершенствования.

Обзор литературы

Развитие мировой экономической системы в современный период, основывается на множественных инновационных технологиях, стратегиях и программах модернизации различных отраслей и сфер экономики. Данные изменения находят свое отражение и в развитии национальной экономики Республики Узбекистан. Следует отметить, что реформы, проводимые в Узбекистане, направлены на модернизацию экономики страны, либерализацию всех сфер жизни общества, демократизацию государства и общества.

Значительное число зарубежных публикаций посвящено непосредственно технологическим аспектам внедрения цифровых технологий: большим данным, машинному обучению, интернету вещей, блокчейну, искусственному интеллекту, цифровым платформам в целом. В ходе проведения научного исследования, авторами был изучен целый ряд научных статей и литературных источников отечественных и зарубежных авторов. В экономической литературе можно встретить примеры организации цифровизации в различных отраслях. В своей статье Скляр и Кудрявцева [1] предлагают несколько вариантов цифровизации, а Коптелов А. отмечает, «сочетание робототехники, Интернет вещей, искусственного интеллекта и 3D-печати уже сейчас позволяют создавать полностью механизированные фабрики по производству продукции [2]. Для условий Узбекистана важным является выбор общей направленности цифровизации, где главным должен быть не показатель оцифровки, а экономическая эффективность производства.

По вопросам эффективного применения цифровых техно­логий в деятельности отраслей и сфер экономики, а также оценке их деятельности в еди­ном экономическом комплек­се проанализирована работа коллектива авторов Павлинов И. А., Скодорова Л. К., Павлинова Е. И. и др. [3].

Как уже отмечалось, идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. Исследователи Узбекистана начали проявлять интерес к данной теме с 2017 года. Ряд авторов занимались вопросами исследования развития цифровой экономики в стране – Абдуллаев М.К. [4], Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. [5], Янгибоев Б. Я. [6] и другие. Узбекистан не остается в стороне от глобальных тенденций, не случайно 2020 год в стране был объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики, Президент Узбекистана предложил системную программу развития экономики, среди приоритетных направлений ведущая роль отводится цифровой экономике [7].

Не смотря на солидный задел исследований в данной сфере, анализ институциональных и социально-экономических условий развития Узбекистана в условиях цифровой трансформации в период пандемия COVID-19 изучена недостаточно, что и обусловило проведение настоящего исследования.

Основная часть.

В рамках введенных правительством ограничений на поездки и мер по социальному дистанцированию предприятий в период пандемии потребители активно использовали цифровые решения для продолжения удаленной работы. Цифровизация облегчает переход в онлайн-среду медицины, работы, образования, позволяет совершать онлайн-покупки, получать больше данных о распространении вируса и делиться информацией об исследованиях. Развитие этого направления говорит не только о насущной необходимости, но и о созданной материальной базе для широкого использования цифровых технологий.

Из шести ключевых тенденций цифровизации, которые ЮНКТАД выделяет в контексте кризиса COVID-19, три напрямую связаны с ускорением повсеместного перехода к цифровой экономике [8].

В связи с распространением COVID-19 в мире все больше людей работают удаленно, используя сервисы видеоконференций и мессенджеры. Увеличился спрос на использование таких программ, как Microsoft Teams, Skype, Cisco Webex и Zoom. В Китае использование сервисов удаленной работы от WeChat, Tencent и Ding значительно увеличилось в конце января 2020 года, когда вступили в силу ограничения, связанные с COVID-19 [9].

Кризис также способствовал переходу школ и вузов на дистанционное обучение. Цифровые инструменты и онлайн-обучение позволяют учителям и преподавателям оставаться на связи со студентами.

Согласно информации, размещенной на сайте Министерства Цифровых технологий, в настоящее время в Узбекистане действуют 5 операторов мобильной связи и более 30 провайдеров, предоставляющих телекоммуникационные услуги посредством проводных систем связи. Количество абонентов мобильной связи в настоящее время выросло до 23 млн, пользователей Интернета до 22 млн, в том числе мобильного - до 19 млн, а проводного - до 3 млн человек [10].

Суммарная пропускная способность внешнего (международного) интернет-канала за последние два года увеличена в 10 раз с 110 Гбит/с до 1200 Гбит/с. Тарифы для операторов и провайдеров на интернет-услуги с 1 января 2020 года снижены на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и теперь неожиданно составляют 56 тысяч сумов. за 1 Мбит/с.

В целях развития сетей мобильной связи в 2019 году было установлено 6 тыс. новых мобильных базовых станций, в результате чего их общее количество превысило 26 тыс. Расширение предпочтительной сети мобильной связи создает условия для оказания услуг мобильной связи до 96% населения страны, уровень охвата сетью широкополосного (высокоскоростного) мобильного Интернета до 70% [10]. При этом следует отметить, что расширение сети мобильных сетей происходит за счет установки новых сетей, выявления их работы в сетях 3G/4G, то есть сетей 3-го и 4-го поколений [11]. В частности, только в этом году было установлено и запущено более 2,2 таких наблюдений. Установка блока для сетей 3G/4G позволяет увеличить скорость использования трафика интернет-канала.

По данным сервиса Speedtest.net, который ежемесячно составляет рейтинг стран по скорости мобильного и проводного интернета Speedtest Global Index [12], в марте 2020 года Узбекистан улучшил свои показатели мобильного интернета на одну позицию, заняв 133 место (скорость - 10,07 Мбит/с), и семь позиций по скорости фиксированного интернета, заняв 95-е место в рейтинге (скорость - 26,92 Мбит/с) из 176 стран мира. За год Узбекистан в этом рейтинге по скорости фиксированного интернета поднялся на 36 позиций, увеличив ее почти в 2,3 раза с 11,62 Мбит/с в марте 2019 года до 26,92 Мбит/с в марте 2020 года.

Количество зарегистрированных, действующих и вновь создаваемых предприятий отрасли информационных технологий и связи показывает ежегодный рост, что свидетельствует о ее динамичном развитии (табл. 1) [13].

При этом следует отметить, что если в первом квартале 2020 года было создано 24,1 тыс. предприятий, что меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года, то в сфере «информация и связь», наоборот, 488 предприятий было создано в 2020 году, что показывает рост (табл. 2) [14].

Таблица 1.

Количественные показатели зарегистрированных, действующих и вновь созданных предприятий в Узбекистане, в том числе в сфере «информация и связь»


Количество предприятий в сфере услуг (тыс.ед.)
2018 год
2019 год
2020 год
Удельный вес (%)
1.
Зарегистрированные (на 1 октября) - всего
311,70
367,90
440,90
100,0

в т.ч.в сфере «информация и связь»
6,90
7,70
8,90
2,0
2.
Действующие (на 1 октября) - всего
296,40
350,70
415,30
100,0

в т.ч.в сфере «информация и связь»
6,50
7,24
8,28
2,0
3.
Созданные (январь-октябрь) - всего
15,50
31,60
24,10
100,0

в т.ч.в сфере «информация и связь»
360
370
488
2,0
Источник: Составлено автором по данным Госкомстат Узбекистана/ URL: https://uzdaily.uz/ru/post/59538 (дата обращения 15.03.2023).

Таблица 2.

Динамика объема оказанных рыночных услуг в Узбекистане в период январь-октябрь в 2017-2020 гг.


Показатели (млрд.сум)
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1.
Всего в сфере услуг всех видов, в т.ч.
27 188,1
31 810,1
40 168,7
50 365,7
2.
в сфере услуг – «информация и связь»
1608,7
2117,4
2215,7
2891,9
3.
Доля в общем объеме (%)
5,9
6,6
5,5
5,7
Источник: Составлено автором по данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан (stat.uz) / URL: https://stat.uz/ru/ (дата обращения 17.03.2023).

Объемы оказываемых услуг в сфере информации и связи имеют устойчивую динамику ежегодного роста, при этом их доля в общем объеме оказываемых услуг остается практически неизменной и составляет в среднем 5,5-6%.

Наибольший удельный вес (80,2%) в объеме оказываемых услуг в сфере «информация и связь» занимают услуги телекоммуникаций, включая услуги проводной и мобильной связи, а также Интернет. В связи с этим увеличение объема оказываемых услуг в отрасли во многом зависит от развития предприятий, оказывающих данные виды услуг.

COVID-19 оказал негативное влияние на цифровые платформы, в основном в сфере передвижения и путешествий. В эту группу входят услуги, связанные с транспортом (Uber, Lyft, Didi Chuxing), а также услуги по аренде жилья (Airbnb, Booking.com) [15]. Данная тенденция отражает общий спад в индустрии путешествий и туризма во период пандемии.

Спрос на услуги роуминга увеличивается с увеличением количества граждан Узбекистана, выезжающих за границу, и иностранных граждан, въезжающих в страну [16]. В январе-марте 2019 года в Узбекистан въехало 1,65 млн иностранных граждан, из них 1,55 млн из стран СНГ и 98,2 тыс. из дальнего зарубежья. Количество граждан Узбекистана, выехавших за этот период за границу, составило 2,86 млн человек, из них 2,73 млн – в страны СНГ и 137,4 тыс. – в страны дальнего зарубежья [17].

Карантинный режим и закрытие границ для передвижения людей начали действовать практически во всех странах СНГ и дальнего зарубежья примерно с 20 марта. Следовательно, в Узбекистан за истекший месяц действия карантина в среднем не смогло въехать порядка 500 тысяч иностранных граждан и выехать за границу около 700 тысяч граждан Узбекистана. Таким образом, телефонные компании потеряли около 1,2 млн потенциальных клиентов за продажу услуг роуминга, а с учетом сезонного фактора, возможно, и больше [18].

В соответствии с тарифами на услуги международного роуминга, предоставляемые операторами мобильной связи своим абонентам, находящимся за границей, стоимость одной минуты входящего вызова составляет 5-10 тысяч сумов. (0,5-1 долл.), а исходящие звонки в Узбекистан - 10-50 тыс. сум. (1-5 долларов) в зависимости от страны отправления. Стоимость услуг интернет-роуминга составляет 7-50 тысяч сумов. (0,7-5 долларов) за использование 1 Мб интернет-трафика [19].

По практике зарубежных стран, среди абонентов телефонной компании, выезжавших за границу, обычно 30-50% пользовались голосовым роумингом и/или 15-25% интернет-роумингом. Если предположить, что телефонные компании в результате карантинных мер потеряли как минимум около 200 тыс. клиентов на голосовую связь и интернет-роуминг, которые могли покупать услуги в день примерно на $1, то за 30 дней сотовые операторы потеряли около $6 млн выручки [8].

Таким образом, значительно возросла роль и значение отрасли информационных технологий и связи Узбекистана в условиях пандемии и связанных с ней ограничений, укрепились ее позиции в экономической и социальной жизни страны. В то же время отрасль несет и определенные затраты, которые в некоторых отношениях весьма значительны. Однако в период карантинных мер использование телекоммуникационных услуг бизнесом и населением значительно увеличилось, тем самым расширив сферу их рынка сбыта, что предполагает весьма оптимистичные перспективы развития отрасли в период поствирусного восстановления экономики [20-21]. Узбекистана. Впрочем, аналогичные прогнозы даются и для мирового телекоммуникационного сектора.

Факторы, стимулирующие развитие отрасли

В то же время распространение COVID-19 привело к увеличению объемов электронных продаж. Например, в США наблюдается рост онлайн-продаж в сфере доставки еды, кормов для домашних животных. Значительный рост коснулся некоторых позиций медицинских товаров. По данным компании Pacvue, наблюдается всплеск запросов, связанных с покупкой антисептиков для рук и антибактериального мыла.

Крупнейший в мире онлайн-ретейлер Amazon принял решение о найме дополнительных 75 тыс. сотрудников в связи с увеличением количества заказов во время пандемии COVID-19. Учрежден специальный фонд размером в 25 млн долл. США, «предназначенный для облегчения положения партнеров, в частности водителей грузовиков и сезонных внештатных работников» [22].

Китайский онлайн-ретейлер JD.com сообщил об увеличении объемов продаж продовольственных товаров на 215% до 15 тыс. тонн за период в десять дней в конце января – начале февраля 2020 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) [23].

Агентство ЕС по вопросам кибербезопасности (англ. – European Union Agency for Cybersecurity) полагает, что рост электронных продаж способствует ускорению цифровой трансформации предприятий, особенно среднего и малого бизнеса, вынужденного расширять свое онлайн-присутствие для того, чтобы выжить в текущих условиях. Предприятия среднего и малого бизнеса составляют 99% от числа всех компаний в Европе. Хотя 77% таких предприятий имеют собственные веб-сайты, только 17% продают товары через Интернет. В то же время около 41% европейцев обеспокоено безопасностью онлайн-платежей [24].

Другую область, где наблюдается увеличение активности пользователей, представляют стриминговые сервисы. Закрытие театров и кинотеатров привлекло новую аудиторию для стриминговых сервисов и видео-хостингов Netflix, HBO, Youtube и др. Закрытие школ также способствует увеличению спроса в данной области, поскольку дети и подростки проводят больше времени дома.

Большинство цифровых решений предлагаются и поддерживаются достаточно небольшим числом крупнейших платформ, созданных в США или Китае. Например, в отчете ЮНКТАД «Цифровая экономика – 2019» отмечается, что на долю компании Google приходится 90% всего рынка поисковых запросов в Интернете, на долю Facebook – две трети рынка социальных сетей, на долю Amazon – 40% от общемирового рынка ритейла [10]. Ускорение темпов цифровизации способствует укреплению их позиций на рынках. Эффект сетевой выгоды, а также их способность отслеживать, извлекать и анализировать информацию, позволили получить таким компаниям преимущество. Впоследствии полученные данные могут быть трансформированы в цифровые знания и монетизированы различными способами. Изменения в поведении общества, произошедшие во время распространения COVID19, будут иметь долгосрочные последствия. Многие организации и пользователи будут более активно использовать цифровые решения, так как во время кризиса выработают к этому определенную привычку.

Заключение.

Пандемия коронавируса дала мощный толчок к массовому внедрению цифровых технологий в повседневную жизнь. Уже сейчас очевидно, что изменения, которые эта тенденция принесет в социально-экономическую структуру, будут носить беспрецедентный характер.

Продолжающиеся меры социальной изоляции в большинстве стран мира вынудили значительную часть мировой торговли товарами и услугами перейти в онлайн режим. Вполне вероятно, что в ближайшее время в мире произойдет дальнейший взрывной рост капитализации поставщиков онлайн-услуг на фоне снижения позиций компаний сырьевых отраслей. Структура потребления резко изменится. Значительная доля работы и обучения также перейдет в дистанционный формат.

С одной стороны, эти изменения сделают жизнь человека еще удобнее. Широкие горизонты для развития человечества открывает возможность, не выходя из дома, обеспечивать себя необходимыми потребностями, использовать робототехнику для выполнения ряда «непрестижных» или опасных задач, получать необходимую информацию об основных социально-экономических тенденциях в формате открытых данных, для лечения заболеваний и противодействия их распространению с использованием технологий удаленного взаимодействия, применения искусственного интеллекта и анализа больших данных. Тем не менее существует огромный набор рисков и вопросов, на которые пока нет однозначного ответа.

Кризис, вызванный распространением COVID-19, знаменует собой одно из крупнейших политических и социально-экономических преобразований в современной истории. Ведущую роль в нем будут играть именно цифровые технологии, и практически ни одно государство мира не останется в стороне от него.


Источники:

1. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 3(61). – c. 103-114.
2. Коптелов А. Цифровые технологии, которые изменят мир. Libermedia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.libermedia.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=54.
3. Павлинов И.А.. Скодорова Л.К. и др. Цифровая экономика. / Коллективная монография. - Рыбница: ПГУ, 2019. – 260 c.
4. Абдуллаев М.К. Тенденции развития цифровой экономики в Республике Узбекистан // Экономика и инновационные технологии. – 2021.
5. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. Актуальные аспекты цифровой трансформации образовательной среды // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1259-1272. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112998.
6. Янгибоев Б.Я. Цифровая экономика: сущность и социально-экономическое значение. - Самарқанд: Фан булаги, 2022.
7. Мирзиёев Ш.М. Послание к Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса. Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5841077 (дата обращения: 17.08.2023).
8. The COVID-19 Crisis: Accentuating the Need to Bridge Digital Divides. Юнктад. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/dtlinf2020d1_en.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
9. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19. Ach.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf?ysclid=lleyy1tfuh280980808 (дата обращения: 20.02.2023).
10. Телекоммуникационные услуги на фоне пандемии. Review.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://review.uz/post/telekommunikacionne-uslugi-na-fone-pandemii?ysclid=llg4j6qkv0890663741 (дата обращения: 17.08.2023).
11. Министерство цифровых технологий Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://mitc.uz/ru/news/category/15 (дата обращения: 07.03.2023).
12. Internet Speed around the world. Speedtest Global Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www.speedtest.net/global-index (дата обращения: 15.03.2023).
13. Госкомстат: темпы роста количества вновь созданных предприятий. Uzdaily.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://uzdaily.uz/ru/post/59538 (дата обращения: 15.03.2023).
14. Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/ru/ (дата обращения: 17.03.2023).
15. How COVID-19 will change the nation’s long-term economic trends. Brookings.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.brookings.edu/research/how-covid-19-will-change-the-nations-long-termeconomic-trends-brookings-metro/ (дата обращения: 17.03.2023).
16. Талипова Н.Т. Цифровая экономика в будущем информационном пространстве // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития: Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Сургут, 2021. – c. 166-169.
17. Хазраткулова Л.Н., Талипова Н.Т., Махмутходжаева Л.С. Туризм в Узбекистане в ракурсе региональной привлекательности // Экономическое обозрение. – 2023. – № 2(278). – c. 69-74.
18. Из-за карантина около 500 тысяч узбекистанцев не смогли выехать на работу за границу. Газета.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/29/migrants/ (дата обращения: 18.08.2023).
19. Кутбитдинов Ю. Развитие услуг мобильной связи и интернета в Узбекистане // Экономическое обозрение. – 2020. – № 5(245).
20. Талипова Н.Т. Управлением внешнеэкономическими рисками на современном этапе // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. – № 8(118). – c. 167-175. – doi: 10.26726/1812-7096-2020-08-167-175.
21. Талипова Н.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью: проблемы стратегического соответствия // Тенденции развития мировой торговли в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию учебного заведения. Пермь, 2019. – c. 556-563.
22. Bloomberg School of Public Health Research, Johns Hopkins University. Review of Mobile Application Technology to Enhance Contact Tracing Capacity for COVID-19. Centerforhealthsecurity.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.centerforhealthsecurity.org/resources/COVID-19/COVID-19-fact-sheets/200408contact-tracing-factsheet.pdf (дата обращения: 22.03.2023).
23. British space industry joins race to help NHS deal with coronavirus. Mobihealthnews.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mobihealthnews.com/news/europe/british-space-industry-joins-race-help-nhs-dealcoronavirus (дата обращения: 22.03.2023).
24. Learning remotely when schools close: How well are students and schools prepared? Insights from PISA. Read.oecd-ilibrary.org. [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close (дата обращения: 27.03.2023).

Страница обновлена: 30.11.2024 в 12:52:08