Факторы развития и модель формирования социально-ответственного бизнеса в системе менеджмента современного предприятия

Еронкевич Н.Н.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549018

Аннотация:
В современных условияхконсолидации общества всёчаще поднимается вопрос о социально-ответственном бизнесе и его вкладе в развитие территорий присутствия и влияния на уровень жизни населения. В статье представлено авторское видение модели формирования социально-ответственного бизнеса, которая показывает, как меняются внутренние переменные организации при переходе с одного уровня социальной ответственности к другому. Также автором приведена систематизация факторов развития и эффектов, формирующихся в рамках реализации социально-ориентированного поведения бизнес-сообществом. В связи с чем проведена попытка решения проблемы в области выделения причинно-следственных связей между развитием самого предприятия при социально-ответственном поведении и егоорганизационным окружением. Данная статья будет полезна всем, у кого областью научных исследований выступает концепция социальной ответственности бизнеса, а также представителям бизнес-сообщества, заинтересованных в решении данного вопроса

Ключевые слова: социальная ответственность, социально-ответственный бизнес, эволюция концепции, факторы развития, модельформирования социально-ответственного бизнеса

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

Актуальность. В последнее десятилетие в условиях глобальной трансформации, мировую экономику невозможно представить без ESG-концепции, которая отражает философию устойчивого развития не конкретного предприятия, а мира в целом. ESG-концепция – это современный подход ведения бизнеса, основанный на принципах, которые компании внедряют в свои практики управления, чтобы решать экологические, социальные и корпоративные проблемы в рамках достижения 17 глобальных целей устойчивого развития, указанных в резолюции ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [3], что позволяет попасть компаниям в ESG-рейтинг, учитывающий некоторыми стейкхолдерами.

Стоит отметить, что за последние 1,5-2 года настроения в российском обществе изменились, так по данным опроса, проводимой командой исследования компании «Михайлов и партнеры: стратегические коммуникации» в марте 2023 года было выявлено смещение акцентов с экологической стороны в социальную, которую в приоритеты вывели 74% опрошенных респондентов. Так, на 10.09.2023 г. количество социальных предпринимателей составило 10 173, за год рост составил более чем 30%, а рассматривая данный показатель в разрезе трех лет, можно увидеть увеличение в 3 раза [16]. Данный тренд подчеркивает актуальность развития концепции социальной ответственности не только у крупного, но и у среднего, и малого бизнеса, а значит задача внедрения модели ESG-концепции в систему менеджмента стоит весьма остро.

Цель исследования – предложить модель формирования социально-ориентированного бизнеса в систему менеджмента предприятия.

Научная новизна данного исследования состоит в представленной модели формирования социально-ответственного бизнеса в системе менеджмента предприятия, которая показывает причинно-следственные связи и выгоды от взаимоотношений предприятия со стейкхолдерами в рамках социально-ответственного поведения, а также в систематизации факторов, влияющих на развитие социально-ориентированного организационного окружения предприятия и эффекты получаемые от него как в частности самой компанией, так и обществом в целом.

Основные положения социально-ответственного бизнеса

Прежде чем погрузиться в особенности социально-ответственного бизнеса необходимо рассмотреть историю развития данной концепции. Так, изучая историю развития социальной ответственности бизнеса [10], можно выделить несколько парадигм к ее пониманию, которые зависели от уровня развития общества и того уклада, который был принят на тот момент (рис. 1).

Рисунок 1 – Главные парадигмы в становлении социальной ответственности бизнеса

Источник: составлено автором по [10, 17]

Изначально, первой предпосылкой сформировать общее представление о социальной ориентации бизнеса было сформулировано в рамках парадигмы утопического социализма, которая соответствовала индустриальному этапу развития общества, где наблюдалось высокая эксплуатация большого количества наемных работников малым количеством собственников бизнеса [10]. В связи с чем главной целью выступало накопление капитала, а работник был основным инструментом этого. Поэтому здесь социальная ответственность проявлялась только через создание нормальных условий жизнедеятельности работника как основного фактора производства, а также поддержание социальной стабильности в обществе.

Последующее усложнение труда и рост конкуренции на рынке привели к развитию предыдущей парадигмы до парадигмы социального действия, где ключевую роль начал играть человеческий капитал как источник экономического роста [17], обеспечивающего долговременный эффект. Основными формами социальной ответственности бизнеса являются: пожертвования средств на финансирование общественных потребностей, меценатство. При этом бизнес не выступает инициатором благотворительной деятельности, она возможна лишь только под давлением общественного мнения.

Усложнение бизнес-процессов и развитие наукоемких технологий привело к превращению информации и знаний в такой фактор производства, который привел к фундаментальным изменениям как в характере труда, так и капитале [11]. Социально ответственное поведение начало проявляться через готовности к реальным шагам в сфере улучшения жизни общества, инвестирования в интеллектуальный человеческий капитал и сохранения экологической среды. Последующая трансформация общества и экономики привели к рождению новой парадигмы – устойчивого развития, которая отвечает ценностям бизнес-сообщества и способна активно влиять на социально-экономическое окружение, благодаря созданию взаимовыгодных механизмов социальных инвестиций бизнеса в общество через взаимодействие бизнеса и власти.

Таким образом, социально-ориентированный бизнес становится важным элементом в развитии общества, который использует в своей коммерческой деятельности такие инструменты как «корпоративная социальная ответственность» (КСО), «социальное ответственное инвестирование», «социальное предпринимательство» для решения или смягчения социальных и экологических проблем [18]. При этом можно выделить несколько уровней социально-ответственного предпринимательства (рис. 2), начиная от первого, который подразумевает соблюдение законодательства и до третьего, в рамках которого наблюдаются партнерские отношения с государством на всех уровнях для решения проблем населения той или иной территории.

Рисунок 2 – Уровни социально-ответственного предпринимательства

Источник: составлено автором по [2, 7]

Изучая прикладные аспекты данного вопроса, стоит выделить ряд особенностей, которые можно наблюдать в последнее время. Так, по результатам опроса, представленным 08.10.2023 г ВЦИОМ, часть населения 44% считает, что бизнес-сообщество стало более социально-ответственным, хотя во второй половине 2000-х годов в среднем около четверти россиян могли назвать российский бизнес таковым (2006 г. – 29%, 2008 г. – 23%, 2009 г. – 27%) [14]. При этом альтруистические мотивы компаний при реализации принципов КСО в общей сложности выделили 35% опрошенных, в том числе 17% респондентов видят в социальной активности бизнеса стремление сделать страну лучше, решить общественные проблемы, 15% – выполнение своего гражданского долга (2008 г. – 20%) и только 3% – попытку вернуть долги обществу за неправедно нажитое состояние (9% – в 2008 г.) [14].

Далее рассматривая рейтинг 2023 года, представленный рейтинговым агентством AK&M, можно увидеть, что в топ-лист социально-ориентированных компаний попали 25 крупнейших холдингов РФ из разных отраслей, формирующих консолидированную выручку объемом более 200 млрд. руб. в год [15]. При этом доля социальных затрат в выручке компаний значительно разниться, так у лидера рейтинга «ИНК» она составляет 71.8 %, у ПАО «Сургутнефтегаз» – 69,2%, а вот замыкающее 10 место ПАО «Полюс» имеет долю данных затрат в размере 29.4% [15], а это более чем в 2 раза ниже от лидера списка. Таким образом, видно, что лидирующие места в данном рейтинге с высокими показателями финансирования социальных проектов выступают группы компаний, относящихся к нефтегазовой отрасли, а вот замыкают список, представленного рейтинга – торговые сети с долей социальных затрат в среднем равной 8.8 %. Подытоживая, можно сказать, что с одной стороны, присутствует отраслевое разнообразие предприятий, ориентированных на социально-ответственное поведение, что соответствует текущим тенденциям консолидации общества и бизнес-сообщества, а с другой заметно, что реальный сектор экономики имеет более высокую степень социальной ориентированности и ответственности.

Факторы развития и модель формирования социально-ответственного бизнеса

С учетом выявленных особенностей и наблюдаемых тенденций в обществе остро встает вопрос представления модели формирования социально-ответственного бизнеса, интегрированной в систему менеджмента компании.

Система менеджмента предприятия – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых между собой элементов, где центральное положение занимают: механизм, процесс, структура управления, механизм развития организации и конечно же управленческие способности руководителя, которые в первую очередь подвергаются трансформации при внедрении модели формирования социально-ориентированного бизнеса.

Так, в рамках модели, представленной на рисунке 3, можно наблюдать несколько уровней социальной ориентации компании, начиная от базового (ориентированного на добросовестное выполнение обязательств перед

Рисунок 3 – Модель социально-ответственного бизнеса в системе менеджмента

Источник: составлено автором

государством и рядом стейкхолдерами) заканчивая третьим уровнем, где наблюдается самая высокая степень КСО. Каждый уровень развития социально-ответственного поведения требует от руководителя реализации соответствующего механизма управления, применения особых методов и инструментов, а также взятие ответственности за получаемый результат [8]. Стоит отметить, что при переходе на более высокий уровень социальной ответственности начинают усложняться взаимосвязи предприятия с организационным окружением, где на постоянной основе осуществляется его мониторинг [1], в т.ч. потребностей и ожиданий общества. А зная интересы общества на тот или иной момент времени, компания, реализовывая социальные, экологические проекты, должна ориентироваться на них, а значит и повышать свой имидж и репутацию в глазах стейкхолдеров через удовлетворение их потребностей, что в последствии улучшает качество жизни населения и культуру конкурентной борьбы.

Помимо этого, нужно обратить внимание, что в представленной модели видна взаимосвязь между уровнем социальной ориентации бизнеса и развитием технологий производства, а также готовым продуктом для потребителя. Так на первом уровне КСО, как правило, технологии, имеющие экстенсивный характер, нацелены на выпуск конкретного продукта, который ожидает потребитель, без каких-либо дополнительных эффектов, что позволяет установить взаимосвязь с клиентами в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Переход ко 2 и 3 уровню КСО, обычно, усложняет технологический процесс [12], появляются черты интенсивного производства, которое становится более инновационным с внедрением элементов бережливости и ориентацией на внедрение системы менеджмента качества, а значит и готовый продукт становится расширенным, т.е. потребитель получает от его использования сверх того, что ожидает, а это ведет к росту клиентской лояльности в стратегической перспективе, и как следствие, компания начинает приобретать черты устойчивого развития.

Переход бизнес-сообщества к социальной ориентации позволяет сформировать новый уровень организационного окружения, где интересы всех участников рынка гармонично соблюдаются при устойчивом их развитии.

Рисунок 4 – Движущие факторы и эффекты, возникающие при социально-ответственном поведении бизнес-сообщества

Источник: составлено автором

При этом стоит выделить ряд внешних и внутренних факторов развития, которые ускоряют процесс перехода к социальной ориентации бизнеса (рис. 4). Также, используя сильные стороны компании и возможности внешнего окружения, предприятие генерирует и получает ряд эффектов, которые благотворно влияют на его финансовые результаты и соблюдение интересов стейкхолдеров.

Из представленного рисунка 4, можно выделить 5 основных групп факторов, и как следствие, эффектов таких как, экономические, социокультурные, экологические, этические и правовые. Каждая группа факторов проявляет себя как во внешней, так и во внутренней среде предприятия подчеркивая свои особенности и значимость при социально-ответственной ориентации бизнеса.

Так, рассматривая движущие внешние факторы экономической группы можно выделить следующие: ответственное налогообложение, уровень занятости населения, инвестиционная привлекательность и добросовестная конкуренция, благодаря которым новый «игрок», выходящий на рынок вынужден приспосабливаться под данные условия, чтобы быть конкурентоспособным, а значит становиться социально-ориентированным. Таким образом, территория, где присутствует социально-ответственный бизнес приобретает новые черты и наблюдается стимулирование ее развития и благоустройства, рост качества жизни населения, честное взаимодействие стейкхолдеров, что в совокупности позволяют региону стать привлекательным как для введения бизнеса, так и для жизни населения.

Выводы

Подытоживая сказанное выше, стоит отметить следующее:

1.Социальная ответственность бизнеса как парадигма начала развиваться относительно недавно и имеет несколько уровней, при этом значимость данной концепции возрастает с каждым днем.

2. На данный момент наблюдается консолидация общества и бизнес-сообщества, которая становится движущим фактором к переходу на социально-ориентированное поведение предприятий.

3. Предложенная модель формирования социально-ответственного бизнеса и система внутренних и внешних факторов, показывают взаимосвязь и взаимозависимость КСО предприятия от его организационного окружения и непосредственные выгоды, которые получает бизнес при его социально-ответственном поведении.

В дальнейшем планируется углубить исследование и выявить причинно-следственные связи между получаемым эффектом (в т.ч. с выделением управленческой, социальной, экономической эффективностей) и тем инструментом и методом, которые были использованы в рамках КСО с учетом стадии жизненного цикла предприятия в разрезе нескольких отраслей.


Источники:

1. Pustokhin D.A., Pustokhina I.V. National models of corporate social responsibility: comparative analysis // Innovations. – 2020. – № 5. – p. 93-103.
2. Бытдаева М.М., Абдокова Л.З. Социальная и духовная ответственность как составляющие корпоративной социальной ответственности в бизнесе // Научные исследования современных ученых: Материалы XXV Международной научно-практической конференции. г. Черкесск. Черкесск, 2017. – c. 140-142.
3. Гришина Т.В. Социальная ответственность в системе современных социально-трудовых отношений. / монография. - Москва: Изд. дом «АТИСО», 2010. – 266 c.
4. Гужин А.А., Гужина Г.Н. Проблема социальной ответственности бизнеса перед потребителями // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы VI международной научно-практической конференции. Государственный гуманитарно-технологический университет. Орехово-Зуево. Орехово-Зуево, 2018. – c. 74-78.
5. Дегтерева В.А., Иванов М.В., Барабанов А.А. Социальное партнерство и институционализация социальной ответственности предприятий как фактор эффективности региональной политики // Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – № 2(485). – c. 246-263.
6. Зимовец А.В., Ханина А.В., Кошман В.В., Сорокина Ю.В. Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1451-1468. – doi: 10.18334/epp.13.5.117218.
7. Каримова С.А. Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации. / монография. - Москва: Издательство «Креативная экономика», 2020. – 208 c.
8. Климкович Н.И. Корпоративная социальная ответственность как инструмент повышения инвестиционной привлекательности организации // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2022. – № 3(41). – c. 39-63.
9. Макаров А.С., Логинова А.А. Корпоративная социальная ответственность, нефинансовая отчетность и развитие методики анализа социально-ответственных инвестиций компании // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 3(39). – c. 146-157.
10. Морозов А.А. Корпоративная социальная ответственность в контексте социально-экономического развития общества // Российское предпринимательство. – 2018. – № 10. – c. 3119-3128.
11. Никитина Л.М. Корпоративная социальная ответственность как система социально-экономических отношений. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009. – 204 c.
12. Попова Е.В., Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Сироткин С.А., Пелымская И.С. Социальная ответственность и человеческий капитал предприятий в системе региональной социальной политики. / монография. - Москва: Издательство «Креативная экономика», 2017. – 318 c.
13. Смыков В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана. / монография. - Санкт-Петербург: Издательство: РОСТ, 2003. – 253 c.
14. Социальная ответственность бизнеса: мониторинг Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). [Электронный ресурс]. URL: www.wciom.ru (дата обращения: 22.11.2023).
15. Списочный рейтинг ответственности перед обществом крупнейших российских компаний 2023. [Электронный ресурс]. URL: AK&M_social_responsibility_Rating_2023.pdf (akm.ru) (дата обращения: 22.11.2023).
16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2023).
17. Чумлякова Д.В. Модель интеграции социальной ответственности бизнеса в систему стратегического управления организацией. / дис.,.. канд. экон. наук : 08.00.05. - Тюмень, 2015. – 228 c.
18. Щеголева Е.А. Социальная ответственность бизнеса и корпоративная социальная ответственность: соотношение понятий // Социологические чтения: социальные тренды современности: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 2022. – c. 280-283.
19. Щербаченко П.С., Крюкова И.В. Роль социальных программ в реализации корпоративной социальной ответственности // Вестник университета. – 2020. – № 9. – c. 158-165.
20. Яхнеева И.В., Павлова А.В. Социальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1485-1496. – doi: 10.18334/epp.11.6.112289.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 10:10:22