Социально-ответственный бизнес как субъект региональной социальной политики

Бурдули В.Е.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44760113
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Целью данной статьи стало изучение и анализ феномена социально-ответственного бизнеса как субъекта региональной социальной политики. В статье анализируется проблема реализации региональной социальной политики посредством ведения социально-ответственного бизнеса малыми, средними и крупными предприятиями. Материалы и методы. В данном исследовании автор использовал следующие научные подходы и методы: логический и аналитический метод для анализа основных направлений корпоративной социальной политики предприятий в Российской Федерации, методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения для изучения тенденций реализации государственной социальной политики и ее синтеза с социально-ответственным бизнесом. Полученные данные обобщены, систематизированы и представлены в соответствии с требованиями к изучаемой проблеме. Результаты. В данной статье рассмотрены основные уровни социальной политики государства. Внимание автора акцентировано на региональной социальной политике и ее субъект-объектном составе. В качестве одного из ключевых субъектов выделен социально-ответственный бизнес, определены основные его направления развития и вклад в развитие региона. Автором определены актуальные направления деятельности и проблемы крупных, средних и малых предприятий в сфере социальной ответственности. Выводы. В рамках проведенного исследования автор пришел к следующему заключению: в настоящее время социально-ориентированная и социально-ответственная политика предприятий и концепция устойчивого развития обеспечивают длительное развитие компании и ее конкурентоспособность на рынке, а также решение задач региональной социальной политики, то есть социально-ответственный бизнес становится субъектом региональной социальной политики.

Ключевые слова: социальная политика, региональная социальная политика, социально-ответственный бизнес, корпоративная социальная ответственность, концепция устойчивого развития, региональное развитие, социальная защита, проектная деятельность



Введение

В настоящее время особую актуальность приобретает региональная направленность развития социального пространства, то есть наблюдается воздействие региональности на социальное поведение населения. На территории регионов реализуются процессы, которые свойственны для всего государства в целом, так и специфические, характерные только для данного региона. Поэтому региональную социальную политику следует рассматривать как подсистему государственной социальной политики в контексте развития социального государства.

Объектом региональной социальной политики является регион, в который интегрированы индивиды и социальные общности, формирующие и реализующие социальные отношения, процессы и социальное взаимодействие. Региональная социальная политика направлена на более целенаправленное решение проблем социальных общностей, что подчеркивает ее специфику.

Субъектами региональной социальной политики становятся органы регионального государственного управления, общественные организации, компании и предприятия, а также отдельные социальные группы и индивиды.

Система регионального управления самостоятельно не сможет решить весь спектр социальных проблем и задач, поэтому на помощь привлекаются крупные компании, а также малый и средний бизнес (МСБ), что осуществляется путем реализации социальных проектов, благотворительности, развитии территории [3] (Bobrova, 2013).

Результаты исследования

Государственная социальная политика реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Федеральный уровень формирует нормативно-правовую базу и определяет основные направления взаимоотношений между регионами, централизованное финансирование. Федеральный уровень является базой для региональной социальной политики. Региональный же уровень ориентирован на решение конкретных задач региона, в данном случае федеральная социальная политика адаптируется и конкретизируется под потребности и проблемы региона, к их числу относят следующие: социально-экономическое развитие региона, решение проблем населения, реализация политики социальной защиты населения, решение проблем занятости населения, медицинского обслуживания и образования. На местном (муниципальном) уровне происходит еще большая конкретизация целей, методов и подходов реализации социальной политики государства применительно к муниципальным образованиям и их особенностям. Основные направления социальной политики государства подстраиваются под требования конкретного региона, закрепляются указами, постановлениями, региональными программами развития определенного региона.

Швецов А.Н. выделяет два блока в региональной социальной политике: общесистемный блок и территориальный. Так, к общесистемному блоку относят воздействие глобального мирового экономического кризиса, демографические проблемы, проблему занятости населения и нестабильность на рынке труда, проблемы в системе образования. Территориальный блок включает в себя уровень жизни населения региона, проблемы качества жизни, проблемы кадрового обеспечения и прочее. Общесистемный блок оказывает прямое воздействие на территориальный [11] (Shvetsov, 2009).

Для типологизации и конкретизации проблем региональной социальной политики принято выделять четыре сектора общественной жизни: демография региона, проблема занятости и трудоустройства, личные доходы населения, инфраструктура. Категоризация социальных проблем по предложенным секторам помогает не только их идентифицировать, но и разрабатывать пути их решения [7] (Zhdanchikov, 2016).

Поэтому ключевыми целями региональной социальной политики являются:

· решение демографических проблем, связанных с уровнями рождаемости и смертности, продолжительностью жизни населения, миграционными процессами;

· поддержание необходимого уровня и качества жизни;

· социальная защита населения;

· обеспечение стабильности в сфере занятости, снижение уровня безработицы в регионе;

· развитие системы образования;

· подготовка квалифицированных кадров;

· развитие духовной сферы;

· поддержка органов местного самоуправления в реализации социальной политики на местном уровне [4] (Vertakova, Lavrikova, 2016).

В настоящее время наблюдается переход ряда полномочий по вопросам социальной политики в ведомство субъектов Российской Федерации, то есть наблюдается акцент именно на региональном уровне социальной политики, реализация которой становится возможной посредством синтеза с бизнес-сообществом, общественными организациями, социальными группами. Одним из ключевых субъектов социальной политики региона становится бизнес-сообщество. В данном случае мы говорим о таком феномене, как социально ответственный бизнес, разделяющий в своей деятельности основные задачи социальной политики региона.

В последнее время проводится большое количество конференций, форумов и конкурсов, посвященных решению социальных проблем. В рамках данных форумов компании различного уровня (как крупные, так средние и малые) представляют свои проекты ведения социально ответственного бизнеса, среди направлений которых выделяются следующие:

· ответственность перед персоналом организации (развитие человеческого капитала сотрудников, гигиена и охрана труда, социальная защита);

· развитие эффективной и прозрачной системы взаимодействия с акционерами, поставщиками, агентами и клиентами, государством;

· забота об экологии региона (защита окружающей среды от загрязнения, энергосберегающее производство и прочее);

· участие в развитии региона (инвестиции в развитие социальной сферы: медицину и адресную помощь определенным категориям граждан, образование, культуру и искусство) [8].

Ведение социально ответственного бизнеса становится значимым фактором, воздействующим на устойчивое и конкурентоспособное положение компании на рынке. Иными словами, для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности стратегию и деятельность компании следует связывать с развитием концепций устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Концепция устойчивого развития включает в себя три составляющие: экономическую, экологическую и социальную.

Экономические цели устойчивого развития (ЦУР) предполагают следующие направления деятельности компании: экономический рост и обеспечение населения достойной работой, энергосбережение, развитие инноваций, новаторство и включение новых технологий в производство, развитие городов. Экологические ЦУР связывают с проблемами изменения климата, сохранения чистой воды и биологических систем, что связано с развитием и модернизацией очистных систем и возможного вторичного использования отходов. Социальные ЦУР включают в себя заботу о здоровье населения и предоставление качественной медицинской помощи (на внутреннем уровне компании – забота о здоровье сотрудников и предоставлении добровольного медицинского страхования), обеспечение качественным образованием, решение проблемы безработицы, развитие человеческого капитала персонала компании [6] (Gorkovaya, Petrov, 2019).

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) тесно связана с устойчивым развитием компании и предполагает стремление организации улучшить благосостояние общества путем свободного выбора компании и использования своих корпоративных ресурсов [6] (Gorkovaya, Petrov, 2019).

А.Н. Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), акцентирует внимание на необходимости рассматривать вопросы КСО в контексте устойчивого социально-экономического развития общества, а также повышения качества жизни, повышения человеческого капитала и бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов [8].

РСПП и Европейский университет в Санкт-Петербурге разработали комплекс индексов КСО, среди которых выделили индекс «Ответственность и открытость» и индекс «Вектор устойчивого развития».

Индекс «Ответственность и открытость» ориентирован на выявление уровня открытости компании, раскрытие ее информации в сфере КСО, а именно того, как компания своей деятельностью воздействует на общество в целом, окружающую среду и экономику [8].

Индекс «Вектор устойчивого развития» указывает на деятельность компании по областям ответственности: занятость населения, охрана труда, гигиена труда, здоровье сотрудников, развитие человеческого капитала сотрудников, забота об экологии региона, экономическое воздействие и прочее [8].

По мнению разработчиков данных индексов (РСПП и Европейского университета в Санкт-Петербурге), их разработка и публикация позволит обеспечить информационную открытость, демонстрацию эффективных решений и практик в сфере КСО.

Для описания КСО крупных компаний были разработаны следующие показатели:

· управление и взаимодействие;

· забота об окружающей среде, охрана окружающей среды;

· трудовые взаимоотношение и развитие персонала организации;

· экономическое воздействие (в том числе наличие инновационных технологий и разработок в производстве, производительность труда, качество производимой продукции и предоставляемых услуг);

· участие в развитии местных сообществ (наличие различных социальных программ и благотворительности);

· права человека (отсутствие дискриминации и соблюдение прав человека) [8].

Но следует отметить, что не все показатели КСО, применимые к крупным компаниям, могут распространяться на МСБ. Это связано прежде всего с тем, что МСБ отличается ограниченностью ресурсов (как финансовых, так и человеческих) и поведенческими особенностями, то есть предприятия малого и среднего бизнеса являются более динамичными и открытыми инновациям, в то время как крупные компании отличаются большей ригидностью. Также следует отметить, что в крупных компаниях социальная ответственность закреплена в ее стратегии и структуре, а в МСП зависит от ценностей и ориентаций их владельца. Поэтому в сфере КСО в МСП можно выделить как сильные, так и слабые стороны.

К сильным сторонам МСП в сфере КСО относят:

· По сравнению с крупными компаниями в МСП наблюдается менее развернутая бюрократия, что влияет на процесс принятия управленческих решений.

· МСП являются более гибкими и динамичными по сравнению с крупными компаниями, то есть могут достаточно быстро реагировать на запросы общества (например, оказание помощи в чрезвычайной ситуации).

· Открытость инновациям и их использование в производственной деятельности.

· Благодаря небольшим размерам МСП, коммуникация внутри организаций, а также с внешними клиентами реализуется, опираясь на формальные и неформальные взаимодействия, что влияет на повышение уровня доверия.

· Часто владельцы малого и среднего бизнеса являются членами местного сообщества, что подтверждает и мотивирует их заинтересованность в проблемах общества, а соответственно, вызывает интерес и доверие со стороны населения к предприятиям.

Помимо сильных можно выделить и слабые стороны МСП в отношении КСО:

· МСП не располагают достаточными средствами, которые могут быть направлены в КСО-проекты.

· В связи с недостатком средств МСП не могут привлекать к своей деятельности специалистов в сфере КСО.

· Поскольку МСП обладают ограниченными человеческими ресурсами, им достаточно сложно следить и оперативно реагировать на изменения законодательства и государственную бюрократию.

В настоящее время решение вопроса о внедрении и развитии стратегии КСО и УР является осознанной необходимостью для обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества организации на рынке. Данное направление поддерживает постоянный интерес к компании со стороны общества и потребителей, обеспечивает узнаваемость компании и поддерживает лояльность к ней потребителей. На современном этапе развития малого и среднего бизнеса встает вопрос о разработке методологии формирования стратегии КСО для МСБ и роли государственной поддержки социально ответственных компаний, поскольку социально ответственный бизнес становится субъектом региональной социальной политики, способствующим решению экономических, социальных и экологических проблем региона.

В данную методологию должны быть интегрированы следующие блоки: устойчивое развитие компании и разработка основных положений миссии организации, КСО в соответствии с ISO 26000 (формирование общих ценностей в компании), система менеджмента качества ISO 9000, а также система безопасности и гигиены труда ISO 9001, система экологического менеджмента в соответствии с ISO 14000, система информационной безопасности – ISO/IEC 27001. Иными словами, разрабатывая свою бизнес-стратегию, компании должны учитывать интересы не только экономические (конечная прибыль), но и ориентироваться на социальные и экологические требования сообщества. Под КСО также понимают ту ответственность, которую несет компания перед обществом за реализуемую деятельность, за принимаемые решения.

Опираясь на идеи М. Портера и М. Крамера, связывающих конкурентоспособность и КСО, компаниям следует включать в свою стратегию социально ориентированные ценности и рассматривать их в контексте конкурентных преимуществ, а в дальнейшем рассматривать социальные последствия деятельности компании. В данном случае КСО понимается как последствия деятельности компании и ее воздействие на экономику, экологию и общество. Поэтому, разрабатывая стратегию развития, компания должна рассматривать свою деятельность в контексте социальных норм, человеческих прав и свобод, экономической ситуации, экологических требований. В данном случае разрабатываются ценности и стандарты, общие для собственников и акционеров, поставщиков и потребителей и общества в целом. Поэтому формируется возможность предотвратить негативное влияние деятельности компании на окружающую среду или смягчить это воздействие.

На наш взгляд, при формировании политики КСО в отношении МСБ следует вести деятельность в следующих направлениях:

· Повышение осведомленности о КСО и распространение наилучших практик.

· Повышение доверия к деятельности компании и МСБ в целом.

· Формирование и развитие сотрудничества государства, предприятий МСБ и общества.

· Развитие премий для компаний в области КСО.

· Повышение уровня информационной открытости компаний: предоставление социальной, экономической и экологической информации.

· Поддержка КСО компании в сфере образования, подготовки кадров и повышения их квалификации, участие в проведении и поддержке научных исследований.

· Поддержка МСБ со стороны крупных компаний в области КСО.

· Использование международных практик и подходов в формировании КСО.

· Воздействие на имидж и репутацию компании через политику ведения социально ответственного бизнеса.

· «Узнавание» компании по ее деятельности в сфере КСО.

Выводы

На основе теоретического и сравнительного анализа автором статьи был сделан вывод о взаимосвязи конкурентоспособности компании и политики КСО. МСП обладают своей спецификой, что указывает на существенные отличия их деятельности в сфере КСО от деятельности крупных компаний. Эти особенности открывают сильные и слабые стороны социально ответственного бизнеса малых и средних предприятий.

В данном исследовании обозначены проблемы, которые требуют дальнейшего изучения, а именно исследования в направлении формирования КСО-стратегий для малого и среднего бизнеса, привлечения поддержки со стороны крупных компаний и корпораций, а также со стороны государства. Приоритетными являются следующие векторы развития: устойчивое развитие компании, социально ответственный бизнес, изменение ценностных установок в направлении решения социально-экономических и экологических проблем общества, поскольку именно социально ответственный бизнес становится субъектом региональной социальной политики.


Источники:

1. Авилова М.Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – c. 1-5. – url: http://e-koncept.ru/2016/56712.htm.
2. Балдина Ю.А. Модели социально-ответственного поведения субъектов предпринимательства в России и за рубежом // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2015. – № 4. – c. 1-6.
3. Боброва Е.В. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики // Экономика и социум. – 2013. – № 4-1(9). – c. 138-142.
4. Вертакова Ю.В., Лаврикова Н.И. Содержание и ключевые особенности региональной политики в социальной сфере // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2016. – № 2(28). – c. 15-22.
5. Демчук О.Н. О социальной ответственности малого и среднего предпринимательства // Дискуссия. – 2011. – № 5(13). – c. 21-25.
6. Горьковая О.П., Петров А.В. Социально ответственный бизнес и реализация целей устойчивого развития в России как возможность снижения комплаенс-рисков // Общество. Среда. Развитие. – 2019. – № 1(50). – c. 32-37.
7. Жданчиков П.А. Региональные проблемы социальной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решение. – 2016. – № 22. – c. 14-28.
8. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчётности. Nko.economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/c14a52ae-2ae8-42e7-93b8-7412a36eefc7.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). Официальный сайт компании «Консультант-плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 01.03.2020).
10. Чистякова О.В. Исследование процессов современного предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2010. – № 2. – c. 94-98.
11. Швецов А.Н. Общесистемная и селективная государственная региональная политика // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2009. – № 2. – c. 38-50.

Страница обновлена: 13.08.2025 в 07:01:05

 

 

Socially responsible business as a subject of regional social policy

Burduli V.E.

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 10, Number 1 (January-March 2020)

Citation:

Abstract:
The purpose of this article was to study and analyze the phenomenon of socially responsible business as a subject of regional social policy. The article analyzes the problem of implementing regional social policy through conducting socially responsible business by small, medium and large companies. Materials and methods. In this study, the author used the following scientific approaches and methods: a logical and analytical method for analyzing the main directions of corporate social policy of companies in the Russian Federation, methods of analysis and synthesis, generalization and comparison to study trends in the implementation of state social policy and its synthesis with socially responsible business. The obtained data are summarized, systematized and presented in accordance with the requirements for the studied problem. Results. This article discusses the main levels of state social policy. The author's attention is focused on regional social policy and its subject-object composition. Socially responsible business has been singled out as one of the key entities, and its main directions of development and contribution to the development of the region have been identified. The author defines the current areas of activity and problems of large, medium and small companies in the field of social responsibility. Conclusions. The author came to the following conclusion. At present, a socially-oriented and socially responsible policy of companies and the concept of sustainable development ensure the long-term development of the company and its competitiveness in the market, as well as solving regional social policy problems, that is, socially responsible business becomes a subject of regional social policy.

Keywords: social policy, regional social policy, socially responsible business, corporate social responsibility, concept of sustainable development, regional development, social protection, project activity