Совершенствование управления устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента
Морозова И.А.1, Сметанина А.И.2, Сметанин А.С.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград
2 ООО «ИНК-групп» (Институт научных коммуникаций)
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Морозова И.А., Сметанина А.И., Сметанин А.С. Совершенствование управления устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 2. – С. 643-656. – doi: 10.18334/lim.10.2.117240.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838242
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена исследованию современного опыта и перспектив совершенствования управления устойчивым развитием бизнеса в России. На примере топ-20 российских бизнес-структур корпоративного типа, осуществляющих ESG-менеджмент в 2021 г. оценен вклад альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России. С помощью метода регрессионного анализа определена зависимость выручки от совокупности факторов E-, S-, и G-управления в модели ответственного менеджмента и от фактора ESG-управления в модели ESG-менеджмента. В результате доказано, что ESG-менеджмент более тесно связан с выручкой, чем ответственный менеджмент. Выявлен синергетический эффект, возникающий благодаря системной реализации системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической и социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса в модели ESG-менеджмента. Ключевой вывод состоит в том, что модель ESG-менеджмента более предпочтительна для управления российским бизнесом. Новизна и оригинальность статьи состоит в переосмыслении менеджмента на принципах социальной и экологической ответственности с позиций вклада в устойчивое развитие бизнеса. Прикладная ценность авторских выводов и рекомендаций заключается в том, что они позволяют усовершенствовать современную российскую практику управления устойчивым развитием бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента.
Ключевые слова: ответственный менеджмент, ESG-менеджмент, бизнес, устойчивое развитие, социальная и экологическая ответственность
JEL-классификация: G34, H12, Q01, L26, M14
Введение
Трансформационные процессы, происходящие хозяйственной системе России под влиянием изменений во внешнеэкономической среде, в 2022-2023 гг. являются нормальными для открытой экономики со свободными рынками и свидетельствует об успешности и завершенности процесса рыночного реформирования данной системы. Аргументом в пользу этого является ряд исторических примеров. Аналогичные трансформационные процессы наблюдались в экономике России наряду с другими странами как в 2008-2009 гг. в условиях мирового финансово-экономического кризиса, так и в 2020 г. в условиях мирового кризиса COVID-19, разразившегося на фоне пандемии.
Коренные изменения во внешнеэкономической среде с научной точки зрения трактуются как кризис. Данная трактовка распространяется и на обострившийся в 2022-2023 гг. международный санкционный кризис. При этом влияние кризиса на экономику и бизнес России не следует характеризовать исключительно в негативном ключе, поскольку кризис не только ограничивает прежние, но и открывает новые, ранее недоступные возможности. Адаптация к изменениям в рыночной среде, включая экономические кризисы, является неотъемлемой частью деятельности по ведению бизнеса.
В связи с этим в условиях происходящих в 2022-2023 гг. и далее трансформационных процессов необходима повышенная гибкость отечественного бизнеса. С учетом прогрессивной бизнес-культуры, которая сформировалась в России к настоящему времени, в качестве приоритета выступает устойчивое развитие бизнеса. Экономика и бизнес продемонстрировали высокую устойчивость к международному санкционному кризису, в основе успеха которой лежат передовые практики менеджмента.
Этим определяется актуальность научного изучения и систематизации накопленного в России опыта управления устойчивым развитием бизнеса для отбора наиболее эффективных практик и их массового распространения в отечественной деловой среде. Вышеизложенное определило постановку цели этой статьи, которая заключается в исследовании современного опыта и перспектив совершенствования управления устойчивым развитием бизнеса в России.
Литературный обзор
Устойчивое развитие бизнеса как научный концепт
Устойчивое развитие бизнеса – это сложный научный концепт, сущность которого является предметом продолжающегося научного дискурса. В зарубежной литературе [12] в связи с принятыми Организацией объединенных наций (ООН) целями устойчивого развития (ЦУР) устойчивое развитие бизнеса оценивается с позиций результатов реализации ЦУР. В этом случае корпоративная социальная и экологическая ответственность выступает в качестве самоцели. В общем смысле принимается правило: чем выше уровень корпоративной социальной и экологической ответственности в поддержку ЦУР (в частности, интегрированность ЦУР в корпоративные стратегии и в корпоративную отчетность об устойчивом развитии), тем больше устойчивость бизнеса.
В отечественной литературе [2, 3] более распространена традиционная и опирающаяся на более серьезное научное основание трактовка, часто формулируемая как финансовая устойчивость бизнеса. В этой трактовке бизнес считается устойчивым в случае стабильности или улучшения финансовых показателей своей деятельности (выручка, прибыль). В этом случае корпоративная социальная и экологическая ответственность выступают не самоцелью, а инструментом достижения цели по обеспечению финансового благополучия бизнеса.
При изучении современного опыта устойчивого развития бизнеса России следует учитывать, что за последние годы отечественные бизнес-структуры добились серьезных успехов в реализации ЦУР, которые интегрированы в корпоративные стратегии и в корпоративную отчетность об устойчивом развитии. Однако, ни в условиях мирового кризиса COVID-19, ни в условиях обострившегося международного санкционного кризиса поддержка ЦУР бизнес-структурами не определяла их позиции на российских рынках. В связи с этим в данном исследовании целесообразно руководствоваться традиционной трактовкой устойчивого развития бизнеса с позиций финансовых результатов его деятельности.
Альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности
В существующей литературе [1, 4, 5, 6, 7, 9, 11] подробно раскрыта современная российская практика управления устойчивым развитием бизнеса в России. В этой практике важное место занимает корпоративная социальная и экологическая ответственность. Поэтому реализуемую в современной России модель управления устойчивым развитием бизнеса можно назвать «ответственный менеджмент».
Сущность реализуемой модели состоит в соблюдении принципов социальной и экологической ответственности, но по отдельности в рамках обособленных бизнес-процессов, а также в большей или меньшей степени в зависимости от рыночного контекста. Так, бизнес гибко перестраивается, наращивая усилия в области реализации инициатив социальной и/или экологической ответственности, когда это выгодно (увеличивает выручку и прибыль), и ограничивает эти инициативы в пользу повышения экономической своей деятельности, когда корпоративная ответственность менее выгодна или менее доступна из-за дефицита финансовых ресурсов.
В мире растет популярность новой модели управления устойчивым развитием бизнеса – модели ESG-менеджмента [13, 14]. Особенность этой модели заключается в том, что она объединяет и предполагает одновременную, системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической (E) и социальной (S) ответственности и экономической эффективности G) бизнеса. В России эта модель пока не получила широкого распространения, хотя отдельными бизнес-структурами реализуются практики ESG-менеджмента [2, 3].
Анализ пробелов
Проведенный обзор литературы свидетельствует о том, что в ней подробно изучены вопросы управления устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности. Это позволяет определить степень проработанности проблемы исследования как высокую. Тем не менее, вклад менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России недостаточно изучен и является неопределенным. Это является пробелом в литературе, который стремится заполнить данная статья.
В ней ставится следующий исследовательский вопрос: «Какой вклад в устойчивое развитие бизнеса в России вносят альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности?». Исследовательская гипотеза H состоит в том, что модель ESG-менеджмента вносит больший вклад в устойчивое развитие бизнеса в России, чем модель ответственного менеджмента. Проверка выдвинутой гипотезы в статье осуществляется через оценку преимуществ реализации выделенных двух альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности для устойчивого развития бизнеса в России.
Материалы и методы исследования
Выборка и фактологическая база исследования
В выборку для исследования включены ведущие (топ-20) российские бизнес-структуры корпоративного типа, осуществляющие ESG-менеджмент. Критериями включения бизнес-структур в выборку выступили лидерство в эффективности ESG-менеджмента в России (в рейтинге [11]), а также большой объем выручки (включенность в рейтинг RAEX-600 [8]). Исследование проводится по данным за 2021 г. (полные данные по итогам года на основе официальной корпоративной отчетности), которые собраны в табл. 1.
Таблица 1. Фактологическая база исследования за 2021 г.
Бизнес-структура
корпоративного типа
|
Выручка (RVN),
млн. руб. |
E, место
|
S, место
|
G, место
|
ESG, место
|
«ЛУКОЙЛ»
|
9220710
|
11
|
11
|
13
|
10
|
«Татнефть», группа
|
1265380
|
17
|
10
|
8
|
13
|
«Транснефть» (ПАО)
|
998165
|
20
|
13
|
14
|
14
|
НОВАТЭК
|
1156724
|
18
|
6
|
66
|
17
|
«Роснефть», нефтяная
компания
|
8412000
|
13
|
28
|
34
|
18
|
ПАО «Ростелеком»
|
580092
|
19
|
24
|
52
|
20
|
ЕВРАЗ
|
993514
|
22
|
38
|
17
|
21
|
СУЭК
|
717767
|
39
|
19
|
10
|
22
|
«УРАЛХИМ», ОХК
|
474213
|
26
|
18
|
58
|
25
|
«Сахалин Энерджи»
|
423087
|
25
|
22
|
61
|
27
|
«РусГидро»
|
406033
|
10
|
52
|
53
|
28
|
«ЮНИПРО», группа
|
88344
|
47
|
41
|
7
|
30
|
«Интер РАО –
Электрогенерация»
|
221775
|
16
|
50
|
55
|
31
|
«АЛРОСА», АК
|
326973
|
41
|
27
|
35
|
32
|
«Яндекс»
|
356171
|
42
|
51
|
21
|
33
|
«Вымпел-Коммуникации»
|
332000
|
45
|
17
|
71
|
37
|
«ЕвроХим», группа
|
751581
|
44
|
53
|
18
|
39
|
X5 Group
|
2200000
|
30
|
55
|
43
|
41
|
En+ Group
|
1040662
|
33
|
49
|
38
|
42
|
«Аэрофлот - Российские
авиалинии»
|
491733
|
49
|
23
|
81
|
43
|
Выборка исследования репрезентативна, так как она включает бизнес-структуры из различных отраслей российской экономики. Преимуществом сформированной фактологической базы является то, что она позволяет изучить как вклад обособленных практик корпоративной социальной и экологической ответственности (E, S, и G по отдельности), так и их системный вклад (ESG).
Методология исследования
Исследование опирается на экономико-математический аппарат и проводится в два этапа. На первом этапе оценивается вклад альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России. Для этого с опорой на статистику из табл. 1 с помощью метода регрессионного анализа определяется зависимость выручки (объема реализации): 1) от совокупности факторов E-, S-, и G-управления в модели ответственного менеджмента; 2) от фактора ESG-управления в модели ESG-менеджмента.
Надежность регрессионных моделей определяется с помощью теста на мультиколлинеарность переменных, теста на гетероскедастичность (F-теста Фишера) и t-теста Стьюдента. С помощью метода корреляционного анализа определяется связь выручки с факторами E-, S-, и G-управления (rRVN,E,S,G) (находится среднее арифметическое коэффициентов корреляции с каждым из выделенных факторов), с одной стороны, и с фактором ESG-управления (rRVN,ESG), с другой стороны.
На втором этапе определяются перспективы устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности. С опорой на уравнения регрессии определяется прогнозный объем выручки при оптимизации факторных переменных (E=1; S=1; G=1 в модели ответственного менеджмента и ESG=1 в модели ESG-менеджмента).
Учитывается вероятность извлечения преимуществ для роста выручки при реализации каждой из двух рассматриваемых альтернативных моделей. Для этого находится произведение прогнозного значения выручки с коэффициентом корреляции: rRVN,E,S,G и rRVN,ESG для каждой модели соответственно. Прогнозируемый с учетом вероятности прирост выручки по сравнению с 2021 г. при каждой модели (∆RVNE,S,G для модели ответственного менеджмента и ∆RVNESG для модели ESG-менеджмента) сопоставляется.
Разница между приростом выручки при реализации модели ESG-менеджмента и приростом выручки при реализации модели ответственного менеджмента представляет собой синергетический эффект, возникающий благодаря системной реализации системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической и социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса в модели ESG-менеджмента.
В случае, если rRVN,ESG>rRVN,E,S,G, а также если ∆RVNESG>∆RVNE,S,G, гипотеза H признается доказанной, что свидетельствует о предпочтительности модели ESG-менеджмента. В противном случае предпочтительной признается альтернативная ей модель ответственного менеджмента.
Результаты
Вклад альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России
Для определения вклада альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России с опорой на статистику из табл. 1 с помощью метода регрессионного анализа определена регрессионная зависимость выручки: 1) от совокупности факторов E-, S-, и G-управления в модели ответственного менеджмента; 2) от фактора ESG-управления в модели ESG-менеджмента. В результате получено два следующих уравнения линейной регрессии.
Модель 1 (ответственный менеджмент):
RVN=5609115-82963*E-24052*S-26604*G (1)
Согласно модели (1), при улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге корпоративной экологической ответственности (E) на 1 место объем их выручки возрастает на 82963 млн руб. При улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге корпоративной социальной ответственности (S) на 1 место объем их выручки возрастает на 24052 млн руб. При улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге экономической эффективности (G) на 1 место объем их выручки возрастает на 26604 млн руб.
Модель 2 (ESG-менеджмент):
RVN=4602029-113414*ESG (2)
Согласно модели (2), при улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге ESG-менеджмента на 1 место объем их выручки возрастает на 113414 млн руб. Проверка обеих моделей на надежность проведена с помощью теста на мультиколлинеарность переменных в табл. 2, а также с помощью теста на гетероскедастичность (F-теста Фишера) и t-теста Стьюдента в табл. 3.
Таблица 2. Тест на мультиколлинеарность переменных
Кросскорреляция, %
|
Выручка (RVN)
|
ESG
|
E
|
S
|
G
|
Выручка (RVN)
|
100
|
-45,26
|
-46,48
|
-22,43
|
-24,04
|
ESG
|
-
|
100
|
70,12
|
64,59
|
39,10
|
E
|
-
|
-
|
100
|
20,63
|
2,16
|
S
|
-
|
-
|
-
|
100
|
-8,55
|
G
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
Из табл. 2 видно, что ни один коэффициент кросс-корреляции переменных не превысил 90%, следовательно, дублирующие переменные отсутствуют, тест на мультиколлинеарность пройден. В модели ответственного менеджмента корреляция выручки с E-фактором составила -46,48%, с S-фактором составила -22,43%, с G-фактором составила -24,04%. Среднее арифметическое оказалось следующим: rRVN,E,S,G=(46,48+22,43+24,04)/3=30,98%.
В модели ESG-менеджмента корреляция выручки с ESG-фактором оказалась выше и составила -45,26% (rRVN,ESG). Коэффициенты регрессии и коэффициенты корреляции имеют отрицательный знак, поскольку факторные переменные измеряются в местах (их значения чем меньше, тем лучше), а результирующая переменная – в денежных единицах (ее значение чем больше, тем лучше). Поэтому отрицательные значения коэффициентов регрессии и корреляции свидетельствуют о позитивной связи факторных переменных с результирующей переменной.
Таблица 3. Тест на гетероскедастичность (F-тест) и t-тест
Регрессионная статистика
|
Модель 1
Ответственный менеджмент |
Модель 2
ESG-менеджмент | ||
E
|
S
|
G
|
ESG
| |
Значимость F
|
0,1271
|
0,0451
| ||
Уровень значимости
|
0,15
|
0,05
| ||
K1=m
|
3
|
1
| ||
K2=n-m-1
|
20-3-1=16
|
20-1-1=18
| ||
Табличное F
|
2,03
|
4,41
| ||
Наблюдаемое F
|
2,2056
|
4,6362
| ||
F-тест Фишера (наличие
гетероскедастичности)
|
пройден (гетероскедастичность
отсутствует)
|
пройден (гетероскедастичность
отсутствует)
| ||
Число степеней свободы
|
19
|
19
| ||
Табличное t
|
1,73
|
2,09
| ||
Наблюдаемое t
|
-1,9858
|
-0,7281
|
-1,1580
|
-2,1531
|
t-тест Стьюдента
|
пройден
|
не пройден
|
не пройден
|
пройден
|
Согласно табл. 3, модель ESG-менеджмента (2) соответствует более высокому уровню значимости (0,05), она прошла F-тест Фишера (гетероскедастичность отсутствует) и t-тест Стьюдента. Модель ответственного менеджмента (1) соответствует уровню значимости 0,15. И хотя она также прошла прошла F-тест Фишера (гетероскедастичность отсутствует), t-тест Стьюдента пройден только для одной (E) из трех факторных переменных, в связи с чем модель менее надежна и менее точна. Это означает, что ESG-менеджмент вносит значительно больший и более стабильный вклад в устойчивое развитие бизнеса в России, чем ответственный менеджмент.
Перспективы устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности
Для выявления перспектив устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности с опорой на уравнения регрессии (1) и (2) составлены прогнозы изменения выручки в зависимости от оптимизации факторных переменных при ответственном менеджменте и при ESG-менеджменте (табл. 4).
Таблица 4. Перспективы устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности
Модель менеджмента
|
Переменная
|
Базовое
значение
в 2021 г. |
Значение
в перспективе
|
Вероятность
извлечения преимуществ
|
Значение
с учетом вероятности
|
Прирост
значения в перспективе по сравнению с 2021 г.
| |
Модель
ответственного менеджмента
|
Условия реализации модели
|
E
|
28,35 место
|
1 место
|
-
|
-
|
96,47%
|
S
|
30,35 место
|
1 место
|
-
|
-
|
96,71%
| ||
G
|
37,75 место
|
1 место
|
-
|
-
|
97,35%
| ||
Последствия
|
Выручка
|
1522,84 млрд руб.
|
5475,50 млрд руб.
|
0,3098
(30,98%) |
1696,31 млрд. руб.
|
11,39%
| |
Модель
ESG-менеджмента
|
Условия реализации модели
|
ESG
|
27,15 место
|
1 место
|
-
|
-
|
96,32%
|
Последствия
|
Выручка
|
1522,84 млрд руб.
|
4488,62 млрд руб.
|
0,4526
(45,26%) |
2031,55 млрд руб.
|
33,40%
|
Как продемонстрировано в табл. 4, условием реализации модели ответственного менеджмента в перспективе является оптимизация значений факторных переменных (E=1; S=1; G=1). Последствием реализации модели в перспективе (исходя из уравнения (1)) является увеличение выручки в среднем с 1522,84 млрд руб. с 2021 г. до 5475,50 млрд руб. Учитывается установленную выше вероятность извлечения преимуществ (rRVN,E,S,G=30,98%), выручка при реализации модели ответственного менеджмента возрастет перспективе до 1696,31 млрд руб. (5475,50*0,3098), то есть увеличится на 11,39% по сравнению с 2021 г.
Условием реализации альтернативной модели – ESG-менеджмента – в перспективе является оптимизация значения единственной факторной переменной (ESG=1). Последствием реализации модели в перспективе (исходя из уравнения (2)) является увеличение выручки в среднем до 4488,62 млрд руб. Учитывается установленную выше вероятность извлечения преимуществ (rRVN,ESG=45,26%), выручка при реализации модели ESG-менеджмента возрастет перспективе до 2031,55 млрд руб. (4488,62*0,4526), то есть увеличится на 33,40% по сравнению с 2021 г.
Заключение
Итак, полученные результаты доказали выдвинутую гипотезу H. ESG-менеджмент более тесно связан с выручкой (корреляция 45,26%), чем ответственный менеджмент (корреляция 30,98%). Также выявлен синергетический эффект, возникающий благодаря системной реализации системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической и социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса в модели ESG-менеджмента. Синергетический эффект оценен в 335,24 млрд руб. (19,76) – это разница между приростом выручки при реализации модели ESG-менеджмента и приростом выручки при реализации модели ответственного менеджмента.
На основании этого ключевой вывод проведенного исследования состоит в том, что модель ESG-менеджмента более предпочтительна для управления российским бизнесом. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они уточнили причинно-следственные связи управления устойчивым развитием бизнеса в России. Практическая значимость авторских выводов и рекомендаций заключается в том, что они позволяют усовершенствовать управление устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента.
Источники:
2. Макаров И.Н., Евсин М.Ю., Шаповалова И.Б., Арутюнян В.А. ESG-менеджмент: устойчивое развитие как фактор стратегического успеха компании // Креативная экономика. – 2022. – Т. 16. – № 10. – С. 3891-3900.
3. Молчанов И.Н. Экономические санкции и финансовая система России // Финансы: теория и практика. – 2017. – Т. 21. – № 5 (101). – С. 50-61.
4. Молчанов И.Н., Степанова Н.С. Стратегия корпоративной социальной ответственности и финансовые результаты российских компаний // В сборнике: Современные тенденции развития науки и образования: Теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 126-131.
5. Морозова И.А., Сметанина А.И., Сметанин А.С. Менеджмент устойчивого развития бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности в контексте цифровой трансформации // Экономика и управление. – 2023. – Т. 29. – № 1. – c. 54-65. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-1-54-65
6. Осипов В.А., Красова Е.В., Вичковский Н.А. Современные подходы к стратегическому управлению на предприятии в условиях неопределенности // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Т. 9. – № 4. – С. 1015-1032.
7. Попкова Е.Г., Соловьев А.А., Сметанин А.А. ESG-менеджмент качества в цифровом бизнесе России с опорой на ответственное инновации и институты информационного общества // На страже экономики. – 2023. – №1 (24) (В печати).
8. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции – RAEX-600 [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/country/RAEX-600/raex-600_rating_of_biggest_companies (дата обращения: 02.02.2023).
9. Рубцов А.В., Мамаева С.В., Киргизова Е.В., Лукин Ю.Л., Шмульская Л.С., Мальцева М.В. Понятие ответственного менеджмента в контексте тенденций экономики замкнутого цикла // Российский экономический интернет-журнал. – 2021. – № 3.
10. Столяров Н.О. Роль организационной культуры в развитии экосистем современных компаний // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Т. 9. – № 4. – С. 1003-1014.
11. ESG Ranking of Russian Companies 2023 as of 01.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.eu/esg_corporate_ranking/ (дата обращения: 02.02.2023).
12. Hübel, B., Scholz, H. Integrating sustainability risks in asset management: the role of ESG exposures and ESG ratings // Journal of Asset Management. – 2020. – №21(1). – с. 52-69. doi: 10.1057/s41260-019-00139-z
13. Liang, Y., Lee, M.J., Jung, J.S. Dynamic Capabilities and an ESG Strategy for Sustainable Management Performance // Frontiers in Psychology. – 2022. – №13. – с. 887776. doi: 10.3389/fpsyg.2022.887776
14. Niu, S., Park, B.I., Jung, J.S. The Effects of Digital Leadership and ESG Management on Organizational Innovation and Sustainability // Sustainability (Switzerland). – 2022. – №14(23). – с. 15639. doi: 10.3390/su142315639
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:49:44