Совершенствование управления устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента

Морозова И.А.1, Сметанина А.И.2, Сметанин А.С.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград
2 ООО «ИНК-групп» (Институт научных коммуникаций)

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838242
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию современного опыта и перспектив совершенствования управления устойчивым развитием бизнеса в России. На примере топ-20 российских бизнес-структур корпоративного типа, осуществляющих ESG-менеджмент в 2021 г. оценен вклад альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России. С помощью метода регрессионного анализа определена зависимость выручки от совокупности факторов E-, S-, и G-управления в модели ответственного менеджмента и от фактора ESG-управления в модели ESG-менеджмента. В результате доказано, что ESG-менеджмент более тесно связан с выручкой, чем ответственный менеджмент. Выявлен синергетический эффект, возникающий благодаря системной реализации системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической и социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса в модели ESG-менеджмента. Ключевой вывод состоит в том, что модель ESG-менеджмента более предпочтительна для управления российским бизнесом. Новизна и оригинальность статьи состоит в переосмыслении менеджмента на принципах социальной и экологической ответственности с позиций вклада в устойчивое развитие бизнеса. Прикладная ценность авторских выводов и рекомендаций заключается в том, что они позволяют усовершенствовать современную российскую практику управления устойчивым развитием бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента.

Ключевые слова: ответственный менеджмент, ESG-менеджмент, бизнес, устойчивое развитие, социальная и экологическая ответственность

JEL-классификация: G34, H12, Q01, L26, M14



Введение

Трансформационные процессы, происходящие хозяйственной системе России под влиянием изменений во внешнеэкономической среде, в 2022-2023 гг. являются нормальными для открытой экономики со свободными рынками и свидетельствует об успешности и завершенности процесса рыночного реформирования данной системы. Аргументом в пользу этого является ряд исторических примеров. Аналогичные трансформационные процессы наблюдались в экономике России наряду с другими странами как в 2008-2009 гг. в условиях мирового финансово-экономического кризиса, так и в 2020 г. в условиях мирового кризиса COVID-19, разразившегося на фоне пандемии.

Коренные изменения во внешнеэкономической среде с научной точки зрения трактуются как кризис. Данная трактовка распространяется и на обострившийся в 2022-2023 гг. международный санкционный кризис. При этом влияние кризиса на экономику и бизнес России не следует характеризовать исключительно в негативном ключе, поскольку кризис не только ограничивает прежние, но и открывает новые, ранее недоступные возможности. Адаптация к изменениям в рыночной среде, включая экономические кризисы, является неотъемлемой частью деятельности по ведению бизнеса.

В связи с этим в условиях происходящих в 2022-2023 гг. и далее трансформационных процессов необходима повышенная гибкость отечественного бизнеса. С учетом прогрессивной бизнес-культуры, которая сформировалась в России к настоящему времени, в качестве приоритета выступает устойчивое развитие бизнеса. Экономика и бизнес продемонстрировали высокую устойчивость к международному санкционному кризису, в основе успеха которой лежат передовые практики менеджмента.

Этим определяется актуальность научного изучения и систематизации накопленного в России опыта управления устойчивым развитием бизнеса для отбора наиболее эффективных практик и их массового распространения в отечественной деловой среде. Вышеизложенное определило постановку цели этой статьи, которая заключается в исследовании современного опыта и перспектив совершенствования управления устойчивым развитием бизнеса в России.

Литературный обзор

Устойчивое развитие бизнеса как научный концепт

Устойчивое развитие бизнеса – это сложный научный концепт, сущность которого является предметом продолжающегося научного дискурса. В зарубежной литературе [12] в связи с принятыми Организацией объединенных наций (ООН) целями устойчивого развития (ЦУР) устойчивое развитие бизнеса оценивается с позиций результатов реализации ЦУР. В этом случае корпоративная социальная и экологическая ответственность выступает в качестве самоцели. В общем смысле принимается правило: чем выше уровень корпоративной социальной и экологической ответственности в поддержку ЦУР (в частности, интегрированность ЦУР в корпоративные стратегии и в корпоративную отчетность об устойчивом развитии), тем больше устойчивость бизнеса.

В отечественной литературе [2, 3] более распространена традиционная и опирающаяся на более серьезное научное основание трактовка, часто формулируемая как финансовая устойчивость бизнеса. В этой трактовке бизнес считается устойчивым в случае стабильности или улучшения финансовых показателей своей деятельности (выручка, прибыль). В этом случае корпоративная социальная и экологическая ответственность выступают не самоцелью, а инструментом достижения цели по обеспечению финансового благополучия бизнеса.

При изучении современного опыта устойчивого развития бизнеса России следует учитывать, что за последние годы отечественные бизнес-структуры добились серьезных успехов в реализации ЦУР, которые интегрированы в корпоративные стратегии и в корпоративную отчетность об устойчивом развитии. Однако, ни в условиях мирового кризиса COVID-19, ни в условиях обострившегося международного санкционного кризиса поддержка ЦУР бизнес-структурами не определяла их позиции на российских рынках. В связи с этим в данном исследовании целесообразно руководствоваться традиционной трактовкой устойчивого развития бизнеса с позиций финансовых результатов его деятельности.

Альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности

В существующей литературе [1, 4, 5, 6, 7, 9, 11] подробно раскрыта современная российская практика управления устойчивым развитием бизнеса в России. В этой практике важное место занимает корпоративная социальная и экологическая ответственность. Поэтому реализуемую в современной России модель управления устойчивым развитием бизнеса можно назвать «ответственный менеджмент».

Сущность реализуемой модели состоит в соблюдении принципов социальной и экологической ответственности, но по отдельности в рамках обособленных бизнес-процессов, а также в большей или меньшей степени в зависимости от рыночного контекста. Так, бизнес гибко перестраивается, наращивая усилия в области реализации инициатив социальной и/или экологической ответственности, когда это выгодно (увеличивает выручку и прибыль), и ограничивает эти инициативы в пользу повышения экономической своей деятельности, когда корпоративная ответственность менее выгодна или менее доступна из-за дефицита финансовых ресурсов.

В мире растет популярность новой модели управления устойчивым развитием бизнеса – модели ESG-менеджмента [13, 14]. Особенность этой модели заключается в том, что она объединяет и предполагает одновременную, системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической (E) и социальной (S) ответственности и экономической эффективности G) бизнеса. В России эта модель пока не получила широкого распространения, хотя отдельными бизнес-структурами реализуются практики ESG-менеджмента [2, 3].

Анализ пробелов

Проведенный обзор литературы свидетельствует о том, что в ней подробно изучены вопросы управления устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности. Это позволяет определить степень проработанности проблемы исследования как высокую. Тем не менее, вклад менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России недостаточно изучен и является неопределенным. Это является пробелом в литературе, который стремится заполнить данная статья.

В ней ставится следующий исследовательский вопрос: «Какой вклад в устойчивое развитие бизнеса в России вносят альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности?». Исследовательская гипотеза H состоит в том, что модель ESG-менеджмента вносит больший вклад в устойчивое развитие бизнеса в России, чем модель ответственного менеджмента. Проверка выдвинутой гипотезы в статье осуществляется через оценку преимуществ реализации выделенных двух альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности для устойчивого развития бизнеса в России.

Материалы и методы исследования

Выборка и фактологическая база исследования

В выборку для исследования включены ведущие (топ-20) российские бизнес-структуры корпоративного типа, осуществляющие ESG-менеджмент. Критериями включения бизнес-структур в выборку выступили лидерство в эффективности ESG-менеджмента в России (в рейтинге [11]), а также большой объем выручки (включенность в рейтинг RAEX-600 [8]). Исследование проводится по данным за 2021 г. (полные данные по итогам года на основе официальной корпоративной отчетности), которые собраны в табл. 1.

Таблица 1. Фактологическая база исследования за 2021 г.

Бизнес-структура корпоративного типа
Выручка (RVN),
млн. руб.
E, место
S, место
G, место
ESG, место
«ЛУКОЙЛ»
9220710
11
11
13
10
«Татнефть», группа
1265380
17
10
8
13
«Транснефть» (ПАО)
998165
20
13
14
14
НОВАТЭК
1156724
18
6
66
17
«Роснефть», нефтяная компания
8412000
13
28
34
18
ПАО «Ростелеком»
580092
19
24
52
20
ЕВРАЗ
993514
22
38
17
21
СУЭК
717767
39
19
10
22
«УРАЛХИМ», ОХК
474213
26
18
58
25
«Сахалин Энерджи»
423087
25
22
61
27
«РусГидро»
406033
10
52
53
28
«ЮНИПРО», группа
88344
47
41
7
30
«Интер РАО – Электрогенерация»
221775
16
50
55
31
«АЛРОСА», АК
326973
41
27
35
32
«Яндекс»
356171
42
51
21
33
«Вымпел-Коммуникации»
332000
45
17
71
37
«ЕвроХим», группа
751581
44
53
18
39
X5 Group
2200000
30
55
43
41
En+ Group
1040662
33
49
38
42
«Аэрофлот - Российские авиалинии»
491733
49
23
81
43
Источник: составлено авторами на основе материалов [8, 11].

Выборка исследования репрезентативна, так как она включает бизнес-структуры из различных отраслей российской экономики. Преимуществом сформированной фактологической базы является то, что она позволяет изучить как вклад обособленных практик корпоративной социальной и экологической ответственности (E, S, и G по отдельности), так и их системный вклад (ESG).

Методология исследования

Исследование опирается на экономико-математический аппарат и проводится в два этапа. На первом этапе оценивается вклад альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России. Для этого с опорой на статистику из табл. 1 с помощью метода регрессионного анализа определяется зависимость выручки (объема реализации): 1) от совокупности факторов E-, S-, и G-управления в модели ответственного менеджмента; 2) от фактора ESG-управления в модели ESG-менеджмента.

Надежность регрессионных моделей определяется с помощью теста на мультиколлинеарность переменных, теста на гетероскедастичность (F-теста Фишера) и t-теста Стьюдента. С помощью метода корреляционного анализа определяется связь выручки с факторами E-, S-, и G-управления (rRVN,E,S,G) (находится среднее арифметическое коэффициентов корреляции с каждым из выделенных факторов), с одной стороны, и с фактором ESG-управления (rRVN,ESG), с другой стороны.

На втором этапе определяются перспективы устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности. С опорой на уравнения регрессии определяется прогнозный объем выручки при оптимизации факторных переменных (E=1; S=1; G=1 в модели ответственного менеджмента и ESG=1 в модели ESG-менеджмента).

Учитывается вероятность извлечения преимуществ для роста выручки при реализации каждой из двух рассматриваемых альтернативных моделей. Для этого находится произведение прогнозного значения выручки с коэффициентом корреляции: rRVN,E,S,G и rRVN,ESG для каждой модели соответственно. Прогнозируемый с учетом вероятности прирост выручки по сравнению с 2021 г. при каждой модели (∆RVNE,S,G для модели ответственного менеджмента и ∆RVNESG для модели ESG-менеджмента) сопоставляется.

Разница между приростом выручки при реализации модели ESG-менеджмента и приростом выручки при реализации модели ответственного менеджмента представляет собой синергетический эффект, возникающий благодаря системной реализации системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической и социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса в модели ESG-менеджмента.

В случае, если rRVN,ESG>rRVN,E,S,G, а также если ∆RVNESG>∆RVNE,S,G, гипотеза H признается доказанной, что свидетельствует о предпочтительности модели ESG-менеджмента. В противном случае предпочтительной признается альтернативная ей модель ответственного менеджмента.

Результаты

Вклад альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России

Для определения вклада альтернативных моделей менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности в устойчивое развитие бизнеса в России с опорой на статистику из табл. 1 с помощью метода регрессионного анализа определена регрессионная зависимость выручки: 1) от совокупности факторов E-, S-, и G-управления в модели ответственного менеджмента; 2) от фактора ESG-управления в модели ESG-менеджмента. В результате получено два следующих уравнения линейной регрессии.

Модель 1 (ответственный менеджмент):

RVN=5609115-82963*E-24052*S-26604*G (1)

Согласно модели (1), при улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге корпоративной экологической ответственности (E) на 1 место объем их выручки возрастает на 82963 млн руб. При улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге корпоративной социальной ответственности (S) на 1 место объем их выручки возрастает на 24052 млн руб. При улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге экономической эффективности (G) на 1 место объем их выручки возрастает на 26604 млн руб.

Модель 2 (ESG-менеджмент):

RVN=4602029-113414*ESG (2)

Согласно модели (2), при улучшении позиций российских бизнес-структур в рейтинге ESG-менеджмента на 1 место объем их выручки возрастает на 113414 млн руб. Проверка обеих моделей на надежность проведена с помощью теста на мультиколлинеарность переменных в табл. 2, а также с помощью теста на гетероскедастичность (F-теста Фишера) и t-теста Стьюдента в табл. 3.

Таблица 2. Тест на мультиколлинеарность переменных

Кросскорреляция, %
Выручка (RVN)
ESG
E
S
G
Выручка (RVN)
100
-45,26
-46,48
-22,43
-24,04
ESG
-
100
70,12
64,59
39,10
E
-
-
100
20,63
2,16
S
-
-
-
100
-8,55
G
-
-
-
-
100
Источник: рассчитано и составлено авторами.

Из табл. 2 видно, что ни один коэффициент кросс-корреляции переменных не превысил 90%, следовательно, дублирующие переменные отсутствуют, тест на мультиколлинеарность пройден. В модели ответственного менеджмента корреляция выручки с E-фактором составила -46,48%, с S-фактором составила -22,43%, с G-фактором составила -24,04%. Среднее арифметическое оказалось следующим: rRVN,E,S,G=(46,48+22,43+24,04)/3=30,98%.

В модели ESG-менеджмента корреляция выручки с ESG-фактором оказалась выше и составила -45,26% (rRVN,ESG). Коэффициенты регрессии и коэффициенты корреляции имеют отрицательный знак, поскольку факторные переменные измеряются в местах (их значения чем меньше, тем лучше), а результирующая переменная – в денежных единицах (ее значение чем больше, тем лучше). Поэтому отрицательные значения коэффициентов регрессии и корреляции свидетельствуют о позитивной связи факторных переменных с результирующей переменной.

Таблица 3. Тест на гетероскедастичность (F-тест) и t-тест

Регрессионная статистика
Модель 1
Ответственный менеджмент
Модель 2
ESG-менеджмент
E
S
G
ESG
Значимость F
0,1271
0,0451
Уровень значимости
0,15
0,05
K1=m
3
1
K2=n-m-1
20-3-1=16
20-1-1=18
Табличное F
2,03
4,41
Наблюдаемое F
2,2056
4,6362
F-тест Фишера (наличие гетероскедастичности)
пройден (гетероскедастичность отсутствует)
пройден (гетероскедастичность отсутствует)
Число степеней свободы
19
19
Табличное t
1,73
2,09
Наблюдаемое t
-1,9858
-0,7281
-1,1580
-2,1531
t-тест Стьюдента
пройден
не пройден
не пройден
пройден
Источник: рассчитано и составлено авторами.

Согласно табл. 3, модель ESG-менеджмента (2) соответствует более высокому уровню значимости (0,05), она прошла F-тест Фишера (гетероскедастичность отсутствует) и t-тест Стьюдента. Модель ответственного менеджмента (1) соответствует уровню значимости 0,15. И хотя она также прошла прошла F-тест Фишера (гетероскедастичность отсутствует), t-тест Стьюдента пройден только для одной (E) из трех факторных переменных, в связи с чем модель менее надежна и менее точна. Это означает, что ESG-менеджмент вносит значительно больший и более стабильный вклад в устойчивое развитие бизнеса в России, чем ответственный менеджмент.

Перспективы устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности

Для выявления перспектив устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности с опорой на уравнения регрессии (1) и (2) составлены прогнозы изменения выручки в зависимости от оптимизации факторных переменных при ответственном менеджменте и при ESG-менеджменте (табл. 4).

Таблица 4. Перспективы устойчивого развития бизнеса в России с опорой на альтернативные модели менеджмента на основе принципов социальной и экологической ответственности

Модель менеджмента
Переменная
Базовое значение
в 2021 г.
Значение в перспективе
Вероятность извлечения преимуществ
Значение с учетом вероятности
Прирост значения в перспективе по сравнению с 2021 г.
Модель ответственного менеджмента
Условия реализации модели
E
28,35 место
1 место
-
-
96,47%
S
30,35 место
1 место
-
-
96,71%
G
37,75 место
1 место
-
-
97,35%
Последствия
Выручка
1522,84 млрд руб.
5475,50 млрд руб.
0,3098
(30,98%)
1696,31 млрд. руб.
11,39%
Модель ESG-менеджмента
Условия реализации модели
ESG
27,15 место
1 место
-
-
96,32%
Последствия
Выручка
1522,84 млрд руб.
4488,62 млрд руб.
0,4526
(45,26%)
2031,55 млрд руб.
33,40%
Источник: рассчитано и составлено авторами.

Как продемонстрировано в табл. 4, условием реализации модели ответственного менеджмента в перспективе является оптимизация значений факторных переменных (E=1; S=1; G=1). Последствием реализации модели в перспективе (исходя из уравнения (1)) является увеличение выручки в среднем с 1522,84 млрд руб. с 2021 г. до 5475,50 млрд руб. Учитывается установленную выше вероятность извлечения преимуществ (rRVN,E,S,G=30,98%), выручка при реализации модели ответственного менеджмента возрастет перспективе до 1696,31 млрд руб. (5475,50*0,3098), то есть увеличится на 11,39% по сравнению с 2021 г.

Условием реализации альтернативной модели – ESG-менеджмента – в перспективе является оптимизация значения единственной факторной переменной (ESG=1). Последствием реализации модели в перспективе (исходя из уравнения (2)) является увеличение выручки в среднем до 4488,62 млрд руб. Учитывается установленную выше вероятность извлечения преимуществ (rRVN,ESG=45,26%), выручка при реализации модели ESG-менеджмента возрастет перспективе до 2031,55 млрд руб. (4488,62*0,4526), то есть увеличится на 33,40% по сравнению с 2021 г.

Заключение

Итак, полученные результаты доказали выдвинутую гипотезу H. ESG-менеджмент более тесно связан с выручкой (корреляция 45,26%), чем ответственный менеджмент (корреляция 30,98%). Также выявлен синергетический эффект, возникающий благодаря системной реализации системную реализацию управленческих мер, направленных на обеспечение корпоративной экологической и социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса в модели ESG-менеджмента. Синергетический эффект оценен в 335,24 млрд руб. (19,76) – это разница между приростом выручки при реализации модели ESG-менеджмента и приростом выручки при реализации модели ответственного менеджмента.

На основании этого ключевой вывод проведенного исследования состоит в том, что модель ESG-менеджмента более предпочтительна для управления российским бизнесом. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что они уточнили причинно-следственные связи управления устойчивым развитием бизнеса в России. Практическая значимость авторских выводов и рекомендаций заключается в том, что они позволяют усовершенствовать управление устойчивым развитием бизнеса в России на основе принципов социальной и экологической ответственности с помощью ESG-менеджмента.


Источники:

1. Клейнер Г.Б. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент - путь к менеджменту XXI века // Российский журнал менеджмента. – 2018. – Т. 16. – № 2. – c. 231-252.
2. Макаров И.Н., Евсин М.Ю., Шаповалова И.Б., Арутюнян В.А. ESG-менеджмент: устойчивое развитие как фактор стратегического успеха компании // Креативная экономика. – 2022. – Т. 16. – № 10. – С. 3891-3900.
3. Молчанов И.Н. Экономические санкции и финансовая система России // Финансы: теория и практика. – 2017. – Т. 21. – № 5 (101). – С. 50-61.
4. Молчанов И.Н., Степанова Н.С. Стратегия корпоративной социальной ответственности и финансовые результаты российских компаний // В сборнике: Современные тенденции развития науки и образования: Теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 126-131.
5. Морозова И.А., Сметанина А.И., Сметанин А.С. Менеджмент устойчивого развития бизнеса на основе принципов социальной и экологической ответственности в контексте цифровой трансформации // Экономика и управление. – 2023. – Т. 29. – № 1. – c. 54-65. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-1-54-65
6. Осипов В.А., Красова Е.В., Вичковский Н.А. Современные подходы к стратегическому управлению на предприятии в условиях неопределенности // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Т. 9. – № 4. – С. 1015-1032.
7. Попкова Е.Г., Соловьев А.А., Сметанин А.А. ESG-менеджмент качества в цифровом бизнесе России с опорой на ответственное инновации и институты информационного общества // На страже экономики. – 2023. – №1 (24) (В печати).
8. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции – RAEX-600 [Электронный ресурс]. URL: https://raex-rr.com/country/RAEX-600/raex-600_rating_of_biggest_companies (дата обращения: 02.02.2023).
9. Рубцов А.В., Мамаева С.В., Киргизова Е.В., Лукин Ю.Л., Шмульская Л.С., Мальцева М.В. Понятие ответственного менеджмента в контексте тенденций экономики замкнутого цикла // Российский экономический интернет-журнал. – 2021. – № 3.
10. Столяров Н.О. Роль организационной культуры в развитии экосистем современных компаний // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Т. 9. – № 4. – С. 1003-1014.
11. ESG Ranking of Russian Companies 2023 as of 01.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.eu/esg_corporate_ranking/ (дата обращения: 02.02.2023).
12. Hübel, B., Scholz, H. Integrating sustainability risks in asset management: the role of ESG exposures and ESG ratings // Journal of Asset Management. – 2020. – №21(1). – с. 52-69. doi: 10.1057/s41260-019-00139-z
13. Liang, Y., Lee, M.J., Jung, J.S. Dynamic Capabilities and an ESG Strategy for Sustainable Management Performance // Frontiers in Psychology. – 2022. – №13. – с. 887776. doi: 10.3389/fpsyg.2022.887776
14. Niu, S., Park, B.I., Jung, J.S. The Effects of Digital Leadership and ESG Management on Organizational Innovation and Sustainability // Sustainability (Switzerland). – 2022. – №14(23). – с. 15639. doi: 10.3390/su142315639

Страница обновлена: 03.12.2024 в 15:20:07