Применение цифровых и информационных технологий в сфере физической культуры и спорта
Белякова М.Ю.1, Дьяконов А.Д.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 40
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Цитировать:
Белякова М.Ю., Дьяконов А.Д. Применение цифровых и информационных технологий в сфере физической культуры и спорта // Экономика и управление в спорте. – 2021. – Том 1. – № 3. – С. 133-148. – doi: 10.18334/sport.1.3.119785.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54945840
Аннотация:
В эпоху глобального перехода к цифровой экономике мы наблюдаем цифровую трансформацию спортивной индустрии, которая происходит как в коммерческом секторе, так и на государственном уровне за счет разработки соответствующих стратегий, концепций и программ. Тем не менее, инновации могут быть чрезмерно использованы в спорте, и не хватает исследований, ставящих под сомнение вредную сторону технологии для индивидуального поведения. Некоторые технологии могут повлечь потерю человеческого элемента при общении или принятии решений или информационную перегрузку из-за огромного количества данных. Таким образом постоянная оценка эффективности технологических инноваций с разных точек зрения может помочь спортивным организациям управлять интеграцией и инвестициями в спортивные инновационные технологии или помочь в развитии будущего.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, цифровизация, информационные технологии, информационные системы
JEL-классификация: L80, L83, M20
Введение
Во Всероссийском реестре видов спорта числится 183 вида спорта [1], в мире же насчитывается более 3 тыс. видов спорта и спортивных игр [2]. Долгая история спорта и его роль в развитии человечества позволяют отследить эволюцию от игровой деятельности к деятельности многочисленных организаций и целой индустрии, которая значима, структурирована, профессионально организована и коммерциализирована.
Аналогично с развитием спорта развивается и спортивная наука, которая включает в себя коллекцию знаний, теорий и методов исследования, которые касаются вопросов и явлений, связанных со спортом. На сегодняшний день спортивная наука представляет собой сложную междисциплинарную область с множеством поддисциплин, такими как спортивная психология, физиология, биомеханика, менеджмент в спорте, экономика спорта, спортивная информатика и многие другие направления, которые подтверждают важность и специфику сферы физической культуры и спорта.
В эпоху глобального перехода к цифровой экономике мы наблюдаем цифровую трансформацию спортивной индустрии, которая происходит как в коммерческом секторе, так и на государственном уровне за счет разработки соответствующих стратегий, концепций и программ. Цифровая трансформация наблюдается на множестве уровней, происходит внедрение аналитических технологий для повышения результативности спортсменов, внедрение цифровых платформ для управления спортивными командами и организациями, также изменяется процесс фанатства и обучения физическим навыкам через технологии виртуальной и дополненной реальности. Меняется и сама индустрия за счет появления новых технологическим компаний, которые потенциально могут выйти на первый план.
Поскольку внедрение цифровых технологий происходит крайне быстро, академические исследования по этой теме остаются ограниченными и не соответствуют темпу повсеместного оцифровывания информации. Однако вызванные изменения в сфере физической культуры и спорта требуют всестороннего научно-исследовательского подхода для качественного научно-методического обеспечения при внедрении технологий, обучения кадров и общей оценке эффективности цифровой трансформации.
Основная часть
В сфере физической культуры и спорта от качества используемой информации зависит не только результат, но и здоровье спортсмена, выступление всей команды, работа тренерского штаба, федерации, более того, все это влияет и на экономическую эффективность организации. В работе будут рассмотрены основные примеры использования информационных систем и технологий в спорте.
С одной стороны, ускорение внедрения и использования цифровых технологий в спорте стимулируется за счет:
- общей адаптации специалистов к жизни в информационном современном обществе с учетом развития личности;
- заказа (социального) на специалистов в области физической культуры и спорта, обусловленного развитием и трансформацией сферы физической культуры и спорта;
- общего увеличения количества и темпа обработки информации на всех уровнях учебно-воспитательного и тренировочного процессов [3].
С учетом вышесказанного прослеживаются следующие основные направления использования цифровых технологий в спорте:
- образовательные инструменты для совершенствования процесса преподавания, в том числе с помощью ускоренного процесса передачи данных;
- инструменты для информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и административным процессом в различных спортивных организациях;
- автоматизированные инструменты для наблюдения и прогнозирования учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов, с возможностью внесения корректировок в результаты;
- электронный процесс сбора и анализа физических, психических, умственных и общефункциональных показателей спортсмена;
- инструмент автоматизации процессов обработки спортивных результатов;
- аналитический инструмент автоматизации процессов систематизации и обработки научных исследований;
- организационный инструмент интеллектуального досуга и развивающих игр;
- рекламная, издательская и маркетинговая деятельность;
- инструмент мониторинга физического состояния и здоровья.
На основе теоретических сведений можно рассмотреть более конкретные примеры, которые использовались или используются до сих пор.
Использование цифровых технологических решений для подготовки и обслуживания спортивных мероприятий. Автоматизированный процесс администрирования способствует эффективному принятию управленческих решений и снижению нагрузки на организационную команду соревнований за счет делегирования цифровой системе решения логистических задач, финансового планирования, информационного сопровождения пользователей, а также юридического делопроизводства. Более того, системы с искусственным интеллектом способны выявлять и прогнозировать потенциально слабые точки в процессе проведения соревнований, а также распределять потоки спортсменов и зрителей.
На сегодняшний день монополистом в информационном обеспечении спортивных мероприятий является американская компания Gracenote Inc., поглотившая голландскую компанию Infostrada, специализирующаяся в сборе, анализе и управлении спортивными данными для каждого профессионального вида спорта. Эти данные публикуются на любой платформе в любом желаемом формате и в любое время. База данных содержит информацию о результатах и рейтингах, спортсменах, командах и многом другом. Из этой базы данных следуют три типа услуг: контент-услуги, медиа-услуги и службы аналитики. Спортивная информация из базы данных также составляет основу Gracenote Inc. Event Services – сервис использует данные для глубокого освещения всех спортивных результатов.
Спортивно-тренировочные комплексы с использованием цифровых технологий. Внедрение различных технологических решений в процесс спортивных тренировок предоставляет экспертам возможность производить комплексный и прозрачный сбор данных, а впоследствии анализировать их автоматически.
Далее следует выделить несколько современных технологий, увеличивающих эффективность как спортсмена, так и тренера в ежедневной деятельности:
1. Видеоанализ для отслеживания и изучения траектории движения спортсмена, его отдельных частей тела, а также сопроводительных предметов.
2. Стабилометрические исследования для отслеживания и тренировки процесса поддержания равновесия при формировании двигательных навыков и умений [4].
3. Технологии виртуальной и дополненной реальности для моделирования и прогнозирования различных ситуаций в спорте.
4. Аналитические системы для сбора и обработки индивидуальных показателей спортсменов (пульс, скорость, километраж), а также биологической групповых (командных) показателей (групповая пульсометрия и километраж и др.).
5. Системы сбора и обработки обратной связи. Технология позволяет регистрировать и возвращать спортсмену его физиологическую информацию в виде различных показателей и статистике. Подобные системы позволяют отслеживать пиковую активность, переутомляемость и иные показатели [5].
6. Экспертные научные системы, которые позволяют производить углубленный анализ по различным параметрам. Исходя из количества задач и интерфейса, подобные решения могут быть применимы как для широкой аудитории, так и для узкопрофильных специалистов, под которых разрабатываются дополнительные возможности.
По мнению разработчиков и специалистов экспертных систем, подобный тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению соответствующих задач. К настоящему времени данные технологии крайне быстро развиваются и требуют постоянного отслеживания тенденций для специалистов отрасли.
Не стоит недооценивать сложность разработки подобных систем, поскольку для разработки специализированных программ недостаточно поставить задачу по сбору, анализу или сохранению информации – уже этот процесс требует научно-исследовательских работ, так как анализ спортивных данных в каждом виде спорта имеет свою профессиональную специфику.
Под каждую задачу необходима разработка специализированного и понятного интерфейса – вот что представляет сложную комплексную задачу. Каждый вид спорта состоит из многочисленных алгоритмов и имеет свои характерные особенности. Редкое программное обеспечение позволит при грамотных настройках собирать данные и быть полезным аналитическим инструментом как для бега, так и для плавания, лыжной гонки и других видов спорта [6]. Для профессионального спорта каждое внедрение программного обеспечения требует предварительного правоведения соответствующих научно-исследовательских работ.
Последние несколько лет в России актуальна реализация цифрового медицинского (биологического) паспорта спортсмена, который позволит отслеживать прохождение допингового контроля, защиты спортсмена, а также анализа биометрических показателей.
Развитие данного направления цифровой трансформации спорта высших достижений выводит на рынок платформенные решения для профессиональных тренировок, которые предназначены для циклических видов спорта. Подобные платформы позволяют вести электронный дневник физической нагрузки (дата, время, продолжительность, объем, нагрузка, средство), питания, результатов допинг-тестов и других анализов, локаций проведения тренировок и многое другое. В результате тренерский состав получает большое количество данных (показатели действий спортсменов за любую неделю, месяц или олимпийский цикл), разбор которых можно сравнить с решением сложной математической задачи. Чем лучше проработаны подобные программы, тем шире количество аналитических графиков и таблиц, которые может выдавать система.
Цифровизация научно-исследовательской и медико-биологической деятельности в спорте. Внедрение технологий в этом направлении позволяет производить непрерывную фиксацию и анализ различных показателей спортсмена как в соревновательном, так и в тренировочном и внетренировочном процессах.
Если изначально научная команда производила обработку собранных данных, то теперь при постановке грамотной задачи искусственному интеллекту возможна моментальная обработка различных показателей (больших данных), в том числе в динамике. Таким образом можно в реальном времени вносить корректировки в тренировочный процесс, выявлять наилучшие / наихудшие тренировочные подходы, программы питания, а также подводить (прогнозировать) состояние спортсмена к крупным международным соревнованиям.
Более того, в системы могут быть интегрированы результаты медико-биологических анализов, и если ранее подобные системы применялись на отдельных тренировочных базах, то сейчас они имеют широкое применение. Так, с 2009 года Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) по решению Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) использует систему «Биологический паспорт спортсмена», которая производит сбор и обработку различных показателей спортсмена. Ключевая задача системы – отследить изменения биологических показателей с течением времени. Ранее паспорт состоял только из гематологического модуля и анализировал только гематологические переменные для обнаружения последствий манипуляций с кровью или использования препаратов. Начиная с 2014 года, паспорт включает еще два модуля: стероидный и эндокринный.
Однако, учитывая последние скандалы и судебные разбирательства из-за корректировки данных в подобных системах, можно сделать выводы о необходимости усиления информационной безопасности этих систем. К примеру, использование технологии блокчейна (выстроенной по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков, содержащих информацию) [7] при хранении данных спортсменов смогло бы лучше защитить и отследить все возможные манипуляции с базами данных.
Также на сегодняшний день в спорте широко распространены различные эргометры и тренажерные установки, оснащенные цифровыми технологиями. Тренажеры собирают данные пользователя (пульс), рассчитывают расход калорий, а таже анализируют и устанавливают уровень нагрузки на мышцы за счет увеличения скорости и дистанции и других показателей, исходя из особенностей тренажера.
Далее будет рассмотрено применение цифровых технологий в спортивной диетологии. Дистанционная тренировка и консультации по питанию существуют уже некоторое время, однако ранее они были предназначены только для профессиональных спортсменов, используя опыт известных тренеров, которые работают со спортсменами из разных стран одновременно. По мере того как спортивное питание становится все более распространенным явлением, люди осознают необходимость более доступных и удобных персонализированных дистанционных фитнес-тренировок, в том числе подходящих цифровых программных решений.
С развитием технологий на рынке появляются новые стартапы, специализирующиеся на цифровом спортивном обучении и индивидуальном питании. В ближайшие несколько лет будут окончательно разработаны спортивные приложения, основанные на искусственном интеллекте, данных виртуальных диетологов и элитных тренеров, доступные любому человеку в любом месте.
Как и персональные онлайн-тренировки, так и программы групповых занятий уже имеют свое применение, однако благодаря облачным технологиям и более быстрым потоковым возможностям интернета мы увидим захватывающие разработки в этой области. Тренажеры будут транслировать групповые занятия в прямом эфире, чтобы мы могли почувствовать себя частью общего единого тренировочного сообщества, независимо от того, где находится занимающийся.
Российские разработчики также демонстрируют хороший результат в реализации цифровых проектов для спорта. Так, специалисты сектора биохимии спорта ФГБУ СПбНИИФК разработали программу, которая способна просчитать диетологические особенности для различных видов спорта. Специальный алгоритм системы выдает адресные рекомендации для спортсмена по пищевому режиму, рассчитывая калории и БЖУ, и водному балансу. Помимо индивидуальных рекомендаций, система может производить аналитику для целой команды [8].
К вышеупомянутым направлениям также можно отнести спортивную морфологию, нейрофизиологию и психологию, а также другие направления спортивной науки, где происходит внедрение цифровых технологий.
Одна из трудностей в разработке и применении сервисов, которые производят автоматизированное наблюдение за спортсменом, – это выстраивание логической взаимосвязанной цепочки данных, исходя из большого количества несвязанных между собой показателей. Их постоянная связь (сердечно-сосудистые, дыхательные и мышечные показатели, в скупе со спортивным результатом) на различных этапах подготовки спортсмена может стать возможной только с помощью искусственного интеллекта, необходимого для качественного и быстрого формирования и обработки базы данных из различных показателей и последующего создания цифровой модели спортсмена.
Обучение специалистов в области спорта с помощью информационных технологий. Процесс использования технологий дистанционного обучения сегодня очевиден во всем мире. Более того, их актуальность и необходимость подтвердилась во время пандемии коронавируса, который перевел все школы, вузы, а также спортивные учреждения на дистанционный режим работы. Вместе с плюсами эксперты начали отмечать недостаточную подготовку преподавательского состава, адаптированность материалов, инфраструктурные недоработки.
Отмечено, что образовательный процесс может быть в режиме онлайн, однако он не может сравниться с аудиторными занятиями, где более эффективно можно отследить усвоение материала, адаптировать материал под группу, а также проверить «гибкие навыки» (комплекс навыков – социальных и коммуникативных, черт характера, карьерных качеств, социального и эмоционального интеллекта, которые позволяют людям достичь своих целей) [9].
Сегодняшние платформы можно разделить на два типа:
- платформы с массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК), например: «Открытое образование» [10], Coursera [11], «Лекториум» [12];
- LMS (Learning Management System) – система управления обучением или e-learning. Разработаны глобальные системы управления обучением, например: Moodle [13], «Е-Стади» [14].
Как правило, все крупные вузы имеют свою LMS-платформу. LMS удобен для загрузки материалов, описания выполнения заданий, загрузки решений, установки ограничений на выполнение заданий, но решения представлены в виде визуальных файлов (текст, таблица, презентация и пр.). LMS-система позволяет размещать МООКи на ней, но зачастую получается слишком громоздко и неудобно.
Отдельно существуют качественные курсы в виде довольно удобных систем, но у них страдает система проверки усвоения материалов. Как правило, это тест или письменное задание. В итоге преподаватели вообще не могут без очной части обучения проверить «гибкие навыки». А в рамках большинства дистанционных курсов с помощью существующих решений их даже невозможно сформировать.
Один из ведущих спортивных вузов США, United States Sports Academy, использует дистанционные онлайн-курсы в процессе обучения, часть из них предоставляется бесплатно для всех желающих.
Также Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) реализует онлайн-курсы повышения квалификации по футбольному менеджменту, где в 300 образовательных часов включены четыре аудиторных модуля и четыре – в онлайн-режиме.
Примером активного развития дистанционных технологий в России служат Высшая школа экономики, РАНХиГС и другие ведущие вузы, где успешно применяются LMS-системы. Существенным преимуществом данных систем является возможность настроить их, исходя из особенностей образовательных программ, интегрировать в них тестовые, видео-, лекционные или другие образовательные модули. Аналогичные решения подходят и для спортивных образовательных программ, где у большинства обучающихся – профессиональных спортсменов – гибкий график обучения из-за многочисленных сборов и соревнований. Благодаря дистанционным технологиям у спортсменов есть возможность проходить обучение без отрыва от тренировочного процесса, имея обратную связь с преподавателями.
В период пандемии коронавируса появилось большое количество цифровых решений для занятий физической культурой и спортом дома. Минспорт России в рамках федерального проекта «Спорт – Норма Жизни» запустил интернет-портал «Тренируйся дома», который призван показать, что достаточно всего 30 минут в день физических нагрузок для значительных улучшений. Однако при использовании подобных систем зачастую ограничена возможность контроля за соблюдением качества выполняемых упражнений.
В рамках цифровой межотраслевой трансформации каждое решение и внедренная платформа должны быть подтверждены соответствующим научно-исследовательским процессом, доказывающим, что применение данных технологий не принесет вред ее пользователям. Сам процесс перехода с академических занятий на дистанционный режим обучения требует качественную переработку материала, адаптируя ее под новый формат как размещения, так и восприятия материалов студентами.
Исходя из новых требований к дистанционному образовательному процессу, в экспертных кругах широкое распространение приобретает термин «информационный потенциал», который определяется как совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать информационные ресурсы. Экспертное сообщество отмечает важность усвоения информации, а не ее количество [15]. Современный образовательный ресурс должен быть наделен интеллектуальной аналитической базой знаний, а также структурированной информацией. Подобный подход позволяет интегрировать в него модули для выборки и анализа данных, обладающими свойствами машинного обучения. Повышение требований к источнику и качеству информации – это необратимый универсальный процесс, который запрашивает аудитория.
Несмотря на возникшую актуальность дистанционных технологий во время пандемии, данный процесс широко применяется уже на протяжении последних десяти лет. И благодаря проведенным научно-исследовательским работам на эту тему, есть возможность отследить, что меняется сама модель взаимоотношений между преподавателем и студентами. Если ранее доминировала авторитарно-патерналистическая модель отношений, которая требует от студентов постоянного запоминания и последующего воспроизведения материалов, то сейчас на смену ей приходит демократический процесс, где студента приучают к самостоятельному поиску достоверной информации и знаний, осуществляя информационное взаимодействие с объектами и моделями [16].
Вспомогательные цифровые технологии для фиксации спортивного результата. Данные технологии представляют из себя прозрачный и точный процесс вычисления, поскольку несут в себе педагогические и административные элементы. Более того, на их основе может происходить юридическое обоснование тех или иных моментов во время соревнований. Ярчайшим примером стали технологические внедрения в футболе, фиксирующие взятие ворот, или система видеопомощи арбитрам, позволяющая главному арбитру принимать решения с помощью видеоповторов.
Одной из наиболее прорывных технологий, которая быстро нашла свое широкое применение в спорте, стала технология «ястребиный глаз». Данная система отслеживает траекторию спортивных объектов (мяча) на площадке за счет объединения нескольких скоростных видеокамер в игровой зоне. Камеры отслеживают объект и создают оцифрованную траекторию его движения. Данная технология служит современным помощником для судей в теннисе, волейболе, снукере и других видах спорта.
Еще одним подтверждением эффективного применения цифровых технологий служит беспроводной фиксатор уколов для фехтования («Примула-идея»), который является разработкой казанских ученых. Технология стала популярна после использования на XXIX Летних Олимпийских играх в Пекине в 2008 году. Учитывая высокую скорость движения объектов в этом виде спорта, судьям, не смотря на высокую квалификацию, зачастую невозможно зафиксировать результативное действие одного из спортсменов. Однако благодаря многочисленным датчикам, которые расположены на костюме, маске и оружии спортсменов, все данные передаются судьям через инфракрасный порт, устраняя при этом необходимость в использовании проводов.
Вместе с тем, в саму маску встроен дополнительный передатчик, который загорается соответствующим светодиодным индикатором, если спортсмен совершил результативное действие. Это не только облегчает работу для судей, но и делает более зрелищным процесс для болельщиков, которым ранее приходилось всегда ожидать решения судей.
Также в спорте нашли свое применение специализированные цифровые тахеометры для измерения расстояния, которые позволяют с точностью до миллиметра измерить длину прыжка или расстояние до запущенного снаряда. Инфракрасные створы, финишные панели, оснащенные датчиками касания, и фотофиниш – все эти технологии исключают человеческий фактор в принятии решения. Более того, существует запрос от зрителей, которые хотят понимать и наглядно видеть точность зафиксированного результата, а для сохранения зрелищности данный процесс вычисления должен происходить мгновенно и выводиться с применением технологии дополненной реальности.
Учитывая высокую коммерциализацию и популярность ряда видов спорта, процесс внедрения технологий прорабатывается как в теории, так и в практике. Цифровая трансформация действует положительно для всех субъектов спорта: спортсменов, судей, тренеров и зрителей. Однако во многих видах спорта процесс внедрения цифровых технологий происходит медленно – причиной тому не только высокая стоимость разработки и эксплуатации цифровых технологий, но и высокая консервативность видов спорта и управляющих организаций.
Эффективным решением для более ускоренного внедрения технологий могло бы стать усиление роли научно-исследовательских организаций и создание сети научно-исследовательских центров по профилю цифровых технологий в спорте, что способствовало бы более быстрому тестированию и научному обоснованию необходимости внедрения или отказа от технологий для различных видов спорта.
Цифровые технологии для профессионального спорта. Для того, чтобы спортсмен достиг вершины мастерства в своем виде спорта, существует общепризнанная потребность в создании организационной и управленческой системы для поддержки развития и выступления спортсмена. Эта признанная потребность впоследствии привела к инвестициям правительств и национальных руководящих органов во всем мире в развитие эффективных систем поддержки профессиональных спортсменов. Одним из актуальных направлений стало создание систем статистической идентификации и мониторинга прогресса талантливых и профессиональных спортсменов.
Также одним из актуальных направлений для тренеров и научной команды является анализ моделей движения спортсмена, которые важны для улучшения и получения стабильных результатов (т.е. наблюдение выполнения двигательного навыка, который можно определить количественно по его результату или технической форме). Залогом успеха является сбор точных и надежных данных и наблюдение за моделями движения спортсменов для последующего изменения в сторону более желательной техники.
Появление цифровых технологий предоставило более легкодоступные методы для мониторинга производительности биомеханики спортсменов вне лаборатории, что позволяет проводить измерения во время тренировок или в рабочих средах (т.е. во время соревнований). Широкий спектр технологий означает, что спортсмены, тренеры и научная команда также имеют возможность генерировать значительные объемы данных о технике спортсмена с помощью:
- кинематики;
- видео (двухмерное (2D) / трехмерное (3D), высокоскоростное);
- систем трехмерного анализа движений (активный, пассивный, электромагнитный);
- инерциальных единиц измерения (ИДУ) (акселерометры, гироскопы, магнитометры);
- лазера / радара (например, монитор запуска);
- спутниковых систем глобального позиционирования (GPS);
- дополненной и виртуальной реальности;
- кинетики;
- датчиков давления и других цифровых технологий.
Огромное количество коммерческих технологий, доступных спортивным организациям, привело ко многим исследовательским публикациям и обзорам обоснованности технологий для конкретного применения. Эта информация может быть полезна для спортивных организаций, поскольку внедрение технологий часто сопряжено со значительными расходами. Крайне важно, чтобы технология обеспечивала экономическую эффективность или соотношение цены и качества для долгосрочной устойчивой интеграции в систему поддержки профессионального спорта. Спортивные организации постоянно сталкиваются с необходимостью быть в курсе технологических достижений и инноваций.
Важно понимать, что должны существовать возможности изучить предполагаемые и непреднамеренные результаты использования технологий в спорте. Инновации могут быть чрезмерно использованы в спорте, и не хватает исследований, ставящих под сомнение вредную сторону технологии для индивидуального поведения. Некоторые предполагаемые технологии могут повлечь потерю человеческого элемента при общении или принятии решений или информационную перегрузку из-за огромного количества данных. Таким образом постоянная оценка эффективности технологических инноваций с разных точек зрения может помочь спортивным организациям управлять интеграцией и инвестициями в спортивные инновационные технологии или помочь в развитии будущего.
Заключение
Международная повестка в области цифровизации берет свое начало с программы ЮНЕСКО «Память мира», которая с 1992 года направлена на финансовую и правовую поддержку оцифровывания документов в национальных архивах и библиотеках. Однако цифровая трансформация сегодня за счет внедрения сквозных технологий позволяет создавать межотраслевые платформенные решения, которые при помощи своей многозадачности и скорости в значительной мере повышают производительность труда в компаниях.По оценке международных экспертов, достижение целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которых в том числе признается важная роль спорта в области социального прогресса, будет возможно значительно быстрее при использовании цифровых технологий.
Международный олимпийский комитет как одна из системообразующих организаций в мире спорта формирует свою цифровую повестку для всего олимпийского движения (Олимпийская повестка 2020), в том числе через реализацию многомиллионных цифровых проектов для коммуникации с молодой аудиторией и создание цифровой экосистемы. Более того, среди 13 участников программы топ-партнеров МОК четыре из них – технологические компании, что свидетельствует о совершенно новой категории заинтересованных корпораций в спортивной индустрии.
С учетом сильного влияния технологических корпораций из США и КНР на мировом рынке международные содружества, такие как ЕАЭС и СНГ, формируют региональные цифровые стратегии развития для баланса сил, которые в том числе касаются спорта как одной из приоритетных сфер для сотрудничества и интеграции технологий.
Для устранения цифрового неравенства и соответствия международным тенденциям в Росси также действует ряд основополагающих программ, в особенности национальный проект «Цифровая экономика» (с общим бюджетом 1 837,7 млрд руб. на 2018–2020 гг.). В нацпроект не сразу, но вошло направление физической культуры и спорта для финансирования цифровой трансформации данного направления.
С учетом мировых тенденций глобализации и цифровизации внедрение технологий в государственный процесс управления спортом позволит снизить общий уровень административной нагрузки, повысить уровень эффективности всех субъектов ФКиС, а также предоставит прозрачную статистику для качественного мониторинга. Для реализации этого направления Минспорт России готовит стратегию развития ФКиС в РФ до 2030 года, в которую также включен раздел цифровизации, предусматривающий создание единой цифровой платформы для ведомственного и межведомственного взаимодействия.
Помимо упрощения процесса принятия управленческих решений как на уровне организации, так и на уровне государства, цифровая трансформация коренным образом меняет процесс подготовки и обслуживания спортивных мероприятий, научно-исследовательскую и медико-биологическую деятельности в спорте, образование, правила различных видов спорта, а также тренировочный и внетренировочный процесс спортсменов и многое другое.
С учетом высокого темпа цифровой трансформации не хватает исследований, ставящих под сомнение внедрение той или иной технологии, в этой связи важна роль профильных научно-исследовательских организаций, которые должны успевать разрабатывать и внедрять технологии в свои направления деятельности, а также изучать влияние технологий на человека, организацию и всю индустрию, в том числе за счет международного сотрудничества, чтобы сохранить сам спорт в погоне за технологическим прогрессом.
Источники:
2. Liponski W. World Sports Encyclopedia. - St Paul. USA: MBI Publishing Company, 2003. – 596 p.
3. Гурьев С.В. Современные технологии в физическом воспитании. / Монография., 2017. – 164 c.
4. Ахмадеева Л.Р., Галяутдинова С.И., Киреева А.И., Уразбахтина Ю.О., Блинова А.Б., Харисова Э.М., Ахмадеева Э.Н. Методы и средства для реабилитации при нарушениях опоры и равновесия в условиях импортозамещения // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2018. – № 2. – c. 10-16. – doi: 10.24411/2075-4094-2018-15988.
5. Курашвили В.А., Генералов А.В. Планирование тренировочного процесса на основе интеллектуальных технологий // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 2. – c. 9-10.
6. Курашвили В.А. Системы анализа результатов тренировочного процесса // Вестник спортивных инноваций. – 2015. – № 50. – c. 5-15.
7. Словарь по экономике. Блокчейн: определение, блоки транзакций и применение вне сферы криптовалют. HR-portal. [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/varticle/blokcheyn-opredelenie-bloki-tranzakciy-i-primenenie-vne-sfery-kriptovalyut.
8. Фудин Н.А., Чернышев С.В., Классина С.Я. Медико-биологические технологии при подготовке спортсменов высшей квалификации (краткий обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. – 2016. – № 2. – c. 206-213. – doi: 10.12737/20450.
9. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – c. 114-124. – doi: 10.25588/CSPU.2018.12.
10. Открытое образование. [Электронный ресурс]. URL: https://openedu.ru/.
11. Coursera. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/.
12. Лекториум. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lektorium.tv/.
13. Moodle. [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org/?lang=ru.
14. Ё-Стади. [Электронный ресурс]. URL: https://your-study.ru/.
15. Агапов Е.П. Социальная информатика. / Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, РИОР, 2016. – 142 c.
16. Зяблюк Р.Т., Аузан А.А., Колесов В.П. и др. Единый воспроизводственный комплекс как основание инновационного развития // Инновационное развитие экономики России: Междисциплинарное взаимодействие: Седьмая международная научная конференция. Москва, 2014.
Страница обновлена: 29.07.2024 в 14:39:09