Цифровая трансформация в сфере физической культуры и спорта
Дьяконов А.Д.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 37
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Дьяконов А.Д. Цифровая трансформация в сфере физической культуры и спорта // Экономика и управление в спорте. – 2023. – Том 3. – № 1. – С. 39-50. – doi: 10.18334/sport.3.1.119818.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898274
Аннотация:
В работе исследована цифровая трансформация в сфере физической культуры и спорта. Проанализировано практическое использование цифровых технологий в спорте. На основании паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» актуализирована российская повестка цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта.
В заключении сформулирован ответ на вопрос – «Как рационализировать цифровую трансформацию спортивной организации»?
Ключевые слова: цифровая трансформация, спортивная индустрия, технологии в спорте, цифровые (спортивные) платформы, физическая культура и спорт
JEL-классификация: L80, L83, M20
Введение. В эпоху глобального перехода к цифровой экономике наблюдается цифровая трансформация спортивной индустрии, происходящая как в коммерческом секторе, так и на государственном уровне; разрабатываются соответствующие стратегии, концепции и программы. Внедряются аналитические технологии для повышения результативности спортсменов, и цифровые платформы для управления спортивными командами и организациями. Меняется также и сама спортивная индустрия за счет появления новых технологических компаний.
Интенсивная цифровая трансформация в сфере физической культуры и спорта происходит по следующим основным направлениям [15]:
– внутри спортивной организации (новые технологии и цифровые инновации изменяют и оптимизируют бизнес-процессы);
– с точки зрения производительности (цифровизация влияет на спортивные результаты);
– улучшения качества обслуживания болельщиков/фанатов (качество обслуживания болельщиков улучшается благодаря цифровым платформам и платежам на основе блокчейна).
Современные технологии, такие как Интернет вещей, искусственный интеллект и виртуальная реальность, оказывают глубокое влияние на спорт и физическую культуру. После временного спада в 2020-2021 гг., вызванного пандемией, эти технологии сыграли важную роль в оживлении отрасли [8]. Яркими примерами использования технологий в спорте могут служить телефитнес-решения для домашних тренировок, мобильные приложения для контроля веса, персональные носимые устройства и системы отслеживания производительности.
Цифровые технологии произвели революцию в работе компаний и приспособились к потребностям и ожиданиям современных клиентов. Ведущие игроки отрасли, от профессиональных спортсменов и лиг до частных фитнес-клубов, производителей одежды и снаряжения, а также организаторов мероприятий, экспериментируют и успешно используют преимущества технологий в спорте для получения конкурентных преимуществ [6].
Практическое использование цифровых технологий в спорте. Без сомнения, значимые тенденции, в быстро развивающихся технологиях, таких как Интернет вещей, искусственный интеллект и виртуальная реальность, оказали большое влияние на индустрию спорта. Наряду с уже распространенными фитнес-трекерами и мобильными приложениями для различных видов спорта, тестируются и внедряются новые технологии, рассмотрим основные из них.
Телефитнес-технологии. Новая реальность домашнего офиса повысила роль цифровых технологий в спорте и фитнесе [16]. В частности, телефитнес и все достижения спортивных технологий, которые делают возможными домашние тренировки и дистанционное обучение. В эту категорию также входит широкий спектр решений: от популярных инструментов для видеоконференций и мобильных приложений для преподавателей и студентов до футуристических фитнес-технологий, таких как Smart-зеркала.
Услуги теле-фитнеса особенно важны для таких групп потребителей, как пожилые люди и люди, которые восстанавливаются после травм, а также те, кто не может посещать тренажерные залы или считает, что тренироваться на открытом воздухе сложно по другим причинам.
Носимые устройства для спорта и фитнеса. Разнообразие носимых изделий и универсальность их функциональности поражают воображение. Например, умные очки для велосипедистов, которые строят и показывают маршруты в режиме реального времени, а также очки для пловцов, собирающие важные показатели на ходу. Обувь с сенсорным управлением для футболистов и бегунов, отслеживающая скорость, силу, движение, тягу и другие параметры, уже стала обычным примером использования технологий в спорте [13]. Существуют даже костюмы для всего тела, которые позволяют отслеживать производительность и координацию мышц во время тренировки, и помогают улучшить впечатления с помощью различных эффектов AR и VR. Эти носимые устройства подходят для профессиональных спортсменов, любителей, а также тех, кто проходит реабилитацию после травм.
Интернет вещей и 5G. Новые технологии 5G и широкое внедрение Интернета вещей в спорте влияют на отрасль в целом, с самых разных точек зрения. Например, крупномасштабные инфраструктуры, такие как подключенные стадионы, на основе решений VR/AR, отслеживание результатов спортсменов и аналитика.
Умное оборудование для тренировок. Оборудование часто является основным направлением деятельности спортивных стартапов. Когда обычное тренировочное оборудование, такое как беговые дорожки или гантели, оснащаются датчиками, они становится источником уникальных данных о производительности, и помогают отслеживать и корректировать тренировки в режиме реального времени, повышать эффективность, и даже избегать травм. Беговые дорожки и велосипеды Peloton – одни из самых популярных примеров фитнес-приложений IoT и интеллектуальных цифровых технологий, используемых в спорте.
Подключенное оборудование. Умные костюмы, очки, шлемы, клюшки для гольфа и т.д. уже стали частью необходимой экипировки профессиональных спортсменов [9]. Эти инструменты предоставляют важную информацию для формирования эффективных программ и стратегий тренировок.
Очки Solos – отличная иллюстрация использования подключенных цифровых технологий в спорте. Этот продукт предлагает впечатляющий набор функций (возможности мониторинга, помощь в навигации по маршруту, инструменты измерения производительности и расширенную аналитику), предназначенных для профессиональных велосипедистов и бегунов.
Улучшенные спортивные сооружения. Влияние технологий в спорте проявляется не только в тренировках и результатах спортсменов, но и в условиях спортивной среды (например, стадионы, гоночные трассы, катки и др.) [11]. Объекты, оснащенные датчиками, системами управления электричеством и освещением, превращаются в более умные и экологичные пространства, обеспечивающие спортсменам и зрителям комфортные условия для проведения спортивных мероприятий.
Системы отслеживания спортсменов. Как технологии повлияли на спорт? Пожалуй, лучший способ ответить на данный вопрос – это сравнить выступления спортсменов сегодня и 20 лет назад. Одна из ключевых причин, почему спортсмены добиваются невероятных результатов буквально за короткий период времени, – это реальные данные, которые они используют для корректировки своих тренировочных и игровых стратегий.
Спортивные команды отслеживают и анализируют данные о результативности, определяют возможности, выявляют слабые места, корректируют программы тренировок и, в конечном итоге, достигают своих целей. Вот почему платформы для отслеживания спортсменов, такие как STATSports, набирают популярность (эту платформу используют «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Арсенал» и другие крупные футбольные клубы) [14].
Программное обеспечение для команд, клубов и управления спортивными мероприятиями. Влияние технологий на спорт ясно видно по тому, как мероприятия организуются, управляются и доводятся до болельщиков и зрителей. Веб-платформы для управления командами и мероприятиями – это универсальные решения, которые позволяют менеджерам создавать профили команд, планировать мероприятия, общаться с болельщиками и предоставлять медиа-контент в одном месте. Хорошим примером является многофункциональное приложение Wooter для управления лигами и командами.
Веб-платформы для спортивной статистики и аналитики. Веб-платформы играют важную роль во многих технологических разработках в спорте. Спортивные приложения, связанные с распространением контента, трансляцией, статистикой и профессиональной аналитикой, основаны на веб-технологиях и службах управления данными, а также на современных инженерных подходах (преимущества микросервисов, облачной масштабируемости и т.д.) позволяют эффективно доставлять спортивный контент и данные по доступной цене в глобальных масштабах [12].
Профессиональные тренеры, спортсмены, команды и лиги, а также болельщики и профессиональные игроки используют веб-приложения, которые собирают, анализируют и предоставляют высококачественную спортивную аналитику и статистику игр. Это очень разнообразная категория, включающая в себя крупные многофункциональные платформы. Среди примеров технологий в аналитике спортивной статистики можно назвать «Статистика решения и экспериментальные инструменты», такие как «Спортивная платформа» от Microsoft Garage.
Облачные решения. «Облако» – одна из основных цифровых технологий в спортивной индустрии. Современные облачные платформы обеспечивают глобальное распространение, масштабируемость и эффективность практически любого спортивного онлайн-решения, начиная от фитнес-приложений и заканчивая аналитикой результатов профессиональных спортсменов.
Облачные веб-платформы для налаживания связей и взаимодействия между спортсменами и болельщиками становятся все более популярными. Эти решения, часто в сочетании с мобильными приложениями для обеспечения бесперебойной работы, способствуют созданию удобного пространства, где игроки, целые команды и болельщики могут общаться и обмениваться мнениями по тому или иному вопросу в спорте.
ИИ-аналитика. Мобильные приложения и носимые технологии в фитнесе и спорте интегрируются с аналитикой данных, обеспечивая реальную ценность как профессионалам, так и любителям. В этом контексте ИИ-аналитика приобретает все больший интерес, благодаря способности анализировать огромные объемы данных, и формировать точные прогнозы.
Одним из примеров является сотрудничество групп Формулы-1 с Cgniant, IBA и HPE для сбора и анализа гоночных данных, собранных за предыдущие годы и в режиме реального времени. Эти идеи помогают командам Формулы-1 лучше корректировать гоночные стратегии, улучшать подготовку и техническое обслуживание автомобилей, и даже обеспечивать безопасность своих водителей.
Платформы по запросу для инструкторов и клиентов. Как технологии помогают в управлении спортивным и фитнес-бизнесом? Чтобы ответить на этот вопрос, упомянем еще одну категорию программного обеспечения для управления тренажерными залами и фитнес-студиями, занятий фитнесом по запросу и потоковой передачи тренировок. Эти решения помогают профессионалам спорта и фитнеса перевести всю или часть своей деятельности в онлайн, проводить занятия и предоставлять клиентам телефитнес-услуги без необходимости инвестировать в дизайн и разработку нового фитнес- или спортивного веб-сайта.
Киберспорт. Говоря о последних технологических достижениях в спорте, было бы несправедливо упустить новый рынок в этой отрасли, возникший благодаря цифровым технологиям. Киберспорт, включающий в себя электронные гонки, файтинги, шутеры и т.д., представляет собой быстрорастущий сектор, основанный на мобильных и компьютерных играх, AR и VR, а также технологиях искусственного интеллекта и даже беспилотных транспортных средствах [10].
Технология NFT и блокчейн в спорте. Влияние некоторых IT-технологий на спорт менее очевидно, но существенно. Блокчейн и NFT, казалось бы, наименьшие кандидаты на попадание в этот список, на самом деле являются одними из основных движущих сил спорта как бизнеса [7]. Жетоны болельщиков, цифровые билеты, цифровые предметы коллекционирования и программы лояльности, которые приближают многомиллионную аудиторию к их любимым клубам и спортивным мероприятиям основаны на этих технологиях.
Российская повестка цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта. Национальный проект «Цифровая экономика» находится в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и первоначально содержал шесть федеральных проектов с конкретным бюджетом:
– Информационная инфраструктура (бюджет – 772,4 млрд руб.);
– Нормативное регулирование цифровой среды (бюджет – 1,7 млрд руб.);
– Кадры для цифровой экономики (бюджет – 143,1 млрд. руб.);
– Информационная безопасность (бюджет – 30,2 млрд. руб.);
– Цифровые технологии (бюджет – 451,8 млрд. руб.);
– Цифровое государственное управление (бюджет – 235,7 млрд. руб.) [1].
Учитывая, что данный проект был подготовлен в 2018 г., уже в 2020 г. экспертами Минкомсвязи РФ был подготовлен список изменений. Практически в каждом из входящих в его состав федеральных проектов планировалось корректировать/заменять цели и показатели.
Изначально сфера физической культуры и спорта не входила в данный национальный проект, однако по итогам ряда заседаний по развитию физической культуры и спорта, Президентом РФ были озвучены следующие поручения:
– проработать возможность включения мероприятий, направленных на достижение результатов в области физической культуры и спорта в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», предусмотрев финансовое обеспечение таких мероприятий [2];
– обеспечить создание с учетом передового мирового опыта единого методического информационного ресурса в области физической культуры, спорта и спортивной медицины на основе существующих цифровых платформ [3].
В качестве первого шага для исполнения данных поручений Министерством спорта РФ была разработана Концепция цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Минспорта РФ на период 2019-2024 гг. Общей целью реализации концепции стало преобразование рабочих процессов государственного управления в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) для повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия [5].
Достижение данной цели позволило лучше удовлетворить потребности граждан в занятиях физкультурой и спортом, повысить их вовлеченность в спортивные тренировки, обеспечить условия для успешного развития основных сфер спорта высших достижений.
Если оценивать уровень цифровизации сферы ФКиС, то на сегодняшний день использование цифровых технологий носит преимущественно локальный характер, что не позволяет качественно улучшить межведомственное и межрегиональное взаимодействие, а также повысить качество государственных услуг.
Информационные системы, которые действуют на сегодняшний день, формировались в условиях отсутствия единой концепции, требований, нормативно-правовой и нормативно-технической базы. Более того, они формировались отдельными органами государственной власти без учета и перспективы межведомственного взаимодействия. Сведения, которые содержатся на данных ресурсах, доступны локально и не доступны другим субъектам физической культуры и спорта для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам, как при ведомственном, так и межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах, файлах или даже на бумажных носителях. И если даже часть информации регулярно обновляется на подобных платформах, то это приводит к противоречивости данных в сравнении с остальной неактуальной информацией.
С учетом мировых тенденций цифровизации, существующий уровень внедрения технологий в процесс управления сферы физической культуры и спорта требует создания концептуального платформенного подхода, который позволит:
– снизить общий уровень административной нагрузки на субъекты и аппарат управления;
– повысить уровень эффективности деятельности всех субъектов ФКиС;
– оперативнее совершенствовать механизмы мониторинга и статистического учета показателей развития физической культуры и спорта на всех уровнях.
Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года [4] впервые включила раздел цифровизации, предусматривающий в том числе:
– создание единой цифровой платформы в сфере физической культуры и спорта, включающей сведения об объектах спорта, организациях и физических лицах, осуществляющих (проходящих) спортивную подготовку, календарных планах физкультурных и спортивных мероприятий субъектов РФ и муниципальных образований, а также, предусматривающей создание и развитие социальных сетей в сфере спорта и организацию онлайн-курсов для специалистов в сфере физической культуры и спорта;
– создание и развитие межведомственной базы данных о результатах научных исследований в сфере физической культуры и спорта;
– создание системы, упрощающей процесс принятия управленческих решений, за счет статистического наблюдения и аналитических модулей для управления данными.
Внедрение цифровых технологий способствует становлению нового технологического уклада, ликвидации отставания от ведущих в спортивном отношении стран по внедрению передовых технологий и инноваций.
Управление большими данными, применение CRM-технологий (система управления отношениями с клиентами) при планировании и проведении спортивно-массовой и информационной деятельности ориентирует государственную политику, физкультурно-спортивные организации, включая профессиональные клубы, и производителей спортивных товаров, на потребности конечного потребителя и постоянное обновление предложений и продуктов. Это, в том числе, стимулирует привлечение внебюджетных инвестиций в спортивную отрасль и развитие всех форм предпринимательства.
В заключении – как рационализировать цифровую
трансформацию спортивной организации?
Единого подхода к цифровой трансформации в спорте не существует. Тем не менее, независимо от масштаба спортивной организации/клуба, когда дело доходит до цифровой трансформации, существуют четыре ключевых элемента: стратегия, данные, сотрудничество и концепция роста.
Стратегия. Цифровые инновации требуют другой организационной структуры и новой стратегии. Спортивные организации/клубы больше не являются просто спортивными организациями. Многие из них превратились в медиа- и развлекательные компании, создавая многогранные мероприятия и контент, отвечающий потребностям болельщиков/фанатов. Изменения, вызваны новыми технологиями, и тем, что у людей есть альтернативы выбора. Спортивные организации конкурируют в своем виде спорта с другими видами спорта, а также с отраслями и компаниями (например, Netflix, играми и концертами).
Поскольку организациям приходится концентрироваться не только на спорте, им приходится реализовывать другую стратегию. Им необходимо знать, чего они хотят достичь в ближайшие годы и насколько технологии соответствуют их целям. Постоянно меняющаяся среда из-за инноваций требует от организаций постоянной корректировки своей стратегии.
Данные. Данные имеют основополагающее значение для разработки стратегии. Стратегия в настоящее время преимущественно определяется тем, чего хотят клиенты и фанаты. Именно данные дают представление о том, кто эти клиенты и их предпочтения. Например, «Арсенал» использует службу онлайн-подписки не для получения денежного дохода, а для сбора ценных данных. Поклонники получают доступ к контенту после регистрации, указав свой адрес электронной почты. В свою очередь, предоставляя клубу ценные данные об их предпочтениях (необходимо для предоставления персонализированного контента). Данные также выполняют функцию обратной связи для стратегии.
Сотрудничество. Правильные люди и партнеры могут помочь реализовать и скорректировать стратегию. Спортивным организациям необходимо иметь соответствующее цифровое лидерство. Им необходимо нанимать людей, обладающих (технологическими) навыками. Но не только это: вся организация должна сотрудничать и нести ответственность за цифровую трансформацию.
Внешние партнеры также могут оказать помощь. На рынке существует множество игроков, которые могут создать подходящую экосистему для успешного перехода организаций к цифровой трансформации.
Концепция роста. Одних только стратегии, навыков, данных и партнеров недостаточно. Важность сосредоточенности на инновациях вполне может стать самым важным фактором.
Между организациями существуют различия в том, насколько смелыми они могут быть и как часто они могут «потерпеть неудачу». Например, Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) имеет определенную репутацию и хочет быть уверенным, прежде чем внедрять что-то новое. Другие организации, например, Всемирная лига серфинга, значительно выросли благодаря цифровой трансформации и нуждаются в продолжении, в то время как Формула-1 практически ничего не сделала за последнее десятилетие и хочет наверстать упущенное, постоянно внедряя инновации (т.е. увеличивая количество неудач).
Тем не менее, всем им необходимо проявить сосредоточенность на цифровой трансформации, прежде чем они останутся позади. Поскольку все больше количество спортивных организаций инвестируют в новые технологии и цифровые инновации, осознавая их важность и потенциал дохода.
Источники:
2. Поручение Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта № Пр-759 от 30.04.2019 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/60467.
3. Поручение Президента РФ по итогам заседаний Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта № Пр-2397 от 22.11.2019 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119.
4. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html?ysclid=louq7pduty70784817.
5. Приказ Минспорта России от 25 ноября 2019 года. № 971 «Об утверждении концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта министерства спорта российской федерации на период 2019-2024 гг.». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=617284#029578857120757895.
6. Быков Н.Н., Денисов Е.А. Пути совершенствования спортивного отбора для занятий профессиональным спортом // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – № 2. – c. 71-78. – doi: 10.18334/ide.2.2.113384.
7. Ванюк Е.В., Григорьев В.В. Блокчейн в спорте // Бенефициар. – 2019. – № 41. – c. 19-23.
8. Верзилин Д.Н. Управление субъектами индустрии спорта в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2020. – № 12. – c. 3697-3708. – doi: 10.18334/ce.14.12.111448.
9. Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б., Столяр К.Э., Пуховская М.Н., Высоцкая Т.П. Деятельностно ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту. / Монография. - Москва: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске Ставропольского края, 2020. – 248 c.
10. Иванов Ю.Ю., Евдокимова Т.Ю. Киберспорт как вид спорта. Киберспорт это спорт // Студенческий вестник. – 2021. – № 9-1(154). – c. 61-65.
11. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1085-1094. – doi: 10.18334/epp.10.4.100880.
12. Макаров И.В. Статистические компании как инструмент менеджмента в современном спорте // Научный руководитель. – 2018. – № 6(30). – c. 95-101.
13. Макарцев М.П. Носимая электроника в спорте и фитнесе // Цифровые технологии в сфере спорта и физической культуры: Международная молодежная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Омск, 2019. – c. 27-31.
14. Обухов М.Я., Вечкинзова Е.А. Анализ эффективности футбольных клубов российской Премьер-лиги методом DEA-моделирования // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 2261-2276. – doi: 10.18334/ce.15.5.112117.
15. Самойленко А.А., Карамурзова А.Х. Особенности методологии расчета нормативных затрат на содержание имущества государственных бюджетных учреждений (на примере государственных бюджетных учреждений физической культуры и спорта г. Москвы) // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 5133-5154. – doi: 10.18334/ce.16.12.116918.
16. Tóth N.Á. Sport and Security-New Technologies // Victimology. – 2021. – № 3. – p. 241-254.
Страница обновлена: 29.07.2024 в 14:40:12