Основные направления развития научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта с учетом внедрения цифровых информационных технологий

Белякова М.Ю.1, Дьяконов А.Д.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Белякова М.Ю., Дьяконов А.Д. Основные направления развития научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта с учетом внедрения цифровых информационных технологий // Экономика и управление в спорте. – 2021. – Том 1. – № 2. – С. 65-78. – doi: 10.18334/sport.1.2.119783.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54894106

Аннотация:
Данная работа основывается на изучении и анализе международных и российских направлений внедрения цифровых технологий в спортивную индустрию, в том числе международных документов ООН, ЮНЕСКО и МОК, а также профильных межправительственных соглашений ЕАЭС и СНГ. Для изучения текущего российского положения в данном направлении велась работа с национальными проектами, существующими концепциями цифровой трансформации, а также готовящимися документами, которые находятся в открытом доступе для экспертного обсуждения. Выявлены основные направления применения цифровых технологий в спорте, а также определена важная роль технологических партнеров в спортивной индустрии.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, информационные технологии, научно-исследовательская деятельность

JEL-классификация: I23, L83, L86,M15

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Спортивные организации имеют свойственные им особенности в структуре и характере организационной деятельности, составе групп заинтересованных сторон, потребительском продукте или услуге и самих потребителях. Текущая цифровизация совместно с остальными трендами, в том числе коммерциализацией, создает сложности для сегодняшних организаций, задействованных в сфере физической культуры и спорта.

Быстрое распространение цифровых технологий трансформирует многие виды экономической и социальной деятельности, создавая новые инструменты для межотраслевого взаимодействия. Страны и корпорации, которые заранее определили цифровой вектор развития, открывают для себя много новых возможностей с учетом высокого экспортного потенциала цифровых технологий. Вместе с тем происходит усугубление цифрового неравенства, которое угрожает оставить позади развивающиеся страны и особенно наименее развитые страны [1]. Международная спортивная индустрия, где образовались естественные монополии в области информационного и технологического обеспечения спортивных соревнований, не является исключением.

Для устранения цифрового разрыва между странами важная роль отводится научно-исследовательским организациям, задействованным в спорте – их соответствие современным вызовам и глубокая аналитика происходящих процессов могут способствовать разумному использованию цифровых технологий, расширению партнерских отношений, усилению интеллектуального лидерства и балансу между странами.

Международная повестка цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта

Начиная с 1995 года в международных документах и стратегиях развития разных стран начал регулярно фигурировать термин «цифровая экономика», объединяющий в себе цифровые, информационные и электронные технологии. Первым сформулировал его американский ученый-информатик Массачусетского технологического института Николас Негропонте (Nicholas Negroponte), который использовал метафору перехода от обработки атомов к обработке битов.

Однако до сих пор при изучении определения цифровой экономики можно встретить совершенно различные формулировки – они встречаются в отчетах Deloitte, Европейской комиссии и в официальных документах Международного банка и других организаций. В большинстве зарубежных примеров акцент делается на специализированные технологии и последующее изменение способов взаимодействия экономических агентов. Далее по усмотрению авторов происходит упоминание конкретных видов технологий или же иных форм изменения экономических процессов.

В данной работе будет использовано определение цифровизации из книги доктора Мирьяны Павлович (Mirjana Pavlovic) «Биоинженерия: концептуальный подход», подразумевающее, что это процесс преобразования информации в цифровой формат. В этом формате информация организована в дискретные единицы данных (называемые битами), которые могут адресоваться отдельно (обычно в многобитовых группах, называемых байтами). Это двоичные данные, обрабатываемые компьютерами и другими устройствами с вычислительной мощностью (например, цифровыми камерами, мобильными устройствами и даже цифровыми слуховыми аппаратами) [2].

Одним из очевидных благ цифровой трансформации является возможность сохранения наследия, созданного нашими предками, для будущего поколения. В 1992 году ЮНЕСКО была запущена программа «Память мира». Изначально идея возникла из-за неудовлетворительного состояния процесса хранения и доступа к документальному наследию в различных частях мира. Войны и социальные потрясения, а также серьезная нехватка ресурсов усугубили проблемы, которые существовали на протяжении веков. Значительные коллекции по всему миру постигли самые разные судьбы. Не стали исключением и спортивные архивы. Так, в 2012 году около 20–30% бумажных архивов Международного олимпийского комитета (МОК) были повреждены из-за водопроводной трубы, которая лопнула возле штаб-квартиры МОК на берегу Женевского озера.

Именно для подобных случаев действует программа ЮНЕСКО «Память мира», которая оказывает финансовую поддержку для оцифровки национальных архив по всему миру. А также специализированные рекомендации ЮНЕСКО об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме, которые предлагают разрабатывать надлежащую правовую основу для учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации обеспечение максимально возможного доступа с соблюдением законных интересов правообладателей [3].

В последнее десятилетие мы наблюдаем очередную волну трансформации бизнес-процессов, которая вызвана появлением цифровых технологий нового поколения, которые в силу увеличения количества информации, ее глубины, обработки и аналитики стали известны как «сквозные» – искусственный интеллект, робототехника, интернет вещей, технологии беспроводной связи нового поколения 5G и другие. Их интеграция и применение, по оценке экспертов, способны повысить производительность труда в компаниях на 40% [4].

Цифровая революция коренным образом меняет нашу жизнь и общество с беспрецедентной быстротой, однако она может предоставить как огромные возможности, так и трудности, которые появляются столь же стремительно.

Международное научное сообщество отмечает положительный вклад цифровых технологий в достижение целей резолюции ООН A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». По подсчетам Глобальной инициативы по обеспечению устойчивости (GeSI), ускорение достижения этих целей возможно за счет увеличения использования цифровых технологий на 22%. Одновременно в этой же резолюции признается важная роль спорта в области социального прогресса, отмечен растущий вклад спорта в дело развития мира, поскольку он способствует утверждению принципов терпимости и уважения, а также достижению целей в смежных областях здравоохранения, образования и социальной интеграции [5]. Таким образом мы понимаем, что достижение глобальных целей в области спорта будет наиболее быстрым и эффективным именно за счет внедрения цифровых технологий.

Согласно «Докладу о цифровой экономике 2019» конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем глобального трафика на основе интернет-протокола (IP), который позволяет получить приблизительное представление о масштабах потоков данных, вырос с примерно 100 гигабайт (Гб) в день в 1992 году до более чем 45 000 Гб в секунду в 2017 году [1].

Мы не можем отследить, сколько из этих данных приходится на сферу физической культуры и спорта, чтобы оценить уровень информатизации спортивной индустрии. Однако компания Microsoft, одна из восьми крупнейших международных цифровых технологических компаний, на которые приходится две трети совокупной капитализации рынка, выступает в роли технологического подрядчика Международного олимпийского комитета и обслуживает сайт организации. А еще две глобальные компании, Alibaba Group и Airbnb, выступают в роли топ-партнеров Международного олимпийского комитета. Помимо этого, в программе 13 топ-партнеров МОК участвуют французская компания Atos S. E., которая является лидером среди европейских поставщиков цифровых услуг и объединяет 110 000 человек штата в 73 странах мира, а также транснациональная корпорация Intel Corp. – разработчик и производитель электронных устройств и компьютерных компонентов.

Согласно все том уже отчету ЮНКТАД, размер цифровой экономики составляет от 4,5 до 15,5% мирового ВВП. При этом почти 40% добавленной стоимости, создаваемой в мировом секторе информационно-коммуникационных технологий, приходятся на США и КНР.

Чтобы стабилизировать сложившуюся ситуацию, на территории стран Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) действует решение № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского Экономического союза до 2025 года», где отмечена важность цифровой трансформации отраслей экономики и кросс-отраслевой трансформации в ЕАЭС. Эксперты ЕАЭС считают, что цифровая трансформация приносит наибольшие эффекты на стыках отраслей, при использовании углубленных аналитических данных о потребителях и появлении на их основе новых моделей экономики.

Помимо этого, в аналитическом докладе «Образ будущего ЕАЭС глазами научно-образовательного сообщества» обозначены наиболее перспективные направления развития евразийской экономической интеграции до 2045 года, где наряду с цифровой трансформацией выделен и спорт [6].

Текущее отставание признают и стараются сократить и на территории Содружества Независимых Государстве (СНГ). В 2019 году в рамках Международного экономического форума «СНГ: цифровая экономика – платформа интеграции» обсуждалась подготовка кадров в условиях цифровой экономики, инновационное сотрудничество государств, а также возможность создания единой цифровой экосистемы. По итогам форума было запланировано обновление концепции дальнейшего развития СНГ, которая включает в себя разработку программы экономического развития Содружества до 2030 года с учетом внедрения цифровой экономики, которой будет посвящен специализированный раздел [7].

В сфере физической культуры и спорта была отмечена важность реализации единого цифрового реестра объектов спорта стран СНГ, который позволит организовать совместное использование спортивных объектов сборными командами при подготовке и проведении спортивных соревнований.

Внимание спортивной индустрии к цифровым технологиям можно отследить на примере решений Международного олимпийского комитета, одной их системообразующих организаций спортивного сообщества.

МОК под руководством доктора Т. Баха (Thomas Bach) с 2013 года демонстрирует стремление быть продвинутой организацией и модернизирует международное олимпийское движение путем разработки соответствующих стратегий и рекомендаций, внедрения современных технологий в соревновательный процесс и запуска цифровых платформ, направленных на популяризацию спорта и олимпизма.

Одним из подтверждений вышесказанного является Олимпийская повестка – 2020, принятая на 127 сессии МОК в Монако (8–9 декабря 2014 г.), в которую были включены следующие рекомендации:

- Рекомендация № 19. МОК должен запустить Олимпийский канал.

- Рекомендация № 22. МОК должен разработать электронную платформу для предоставления образовательных программ национальным олимпийским комитетам разных стран и другим организациям, ориентированным на олимпийские ценности.

- Рекомендация № 23.1. Создать виртуальный центр для спортсменов.

- Рекомендация № 23.2. Создать виртуальный центр для волонтеров [8].

Наиболее значимым результатом от внедрения данной повестки стал запуск Олимпийского канала, который произошел 21 августа 2016 г., одновременно с закрытием XXXI летних Олимпийских игр (2016) в Рио-де-Жанейро. Проект был реализован на территории Испании с штаб-квартирой в Мадриде под руководством члена МОК от Испании Х. А. Самаранча (Juan Antonio Samaranch).

Олимпийский канал представляет собой источник информации, в первую очередь видео, вокруг и около Олимпийских игр, начиная от личных историй спортсменов до их тренировочных режимов, чемпионатов мира и олимпийских отборочных соревнований.

Общий объем финансирования Олимпийского канала с 2015 по 2018 гг. составил более 233 млн долл. США от Международного олимпийского комитета в сотрудничестве с компаниями Toyota Motor Corporation и Bridgestone Corporation (рис. 1). Согласно итоговому отчету, МОК за 2018 год, Олимпийский канал аккумулировал 2,2 млрд просмотров видео, 12 500 видеоматериалов (8 мин. – среднее время просмотра видео), 8,6 млн подписчиков, привлек 78 партнеров и транслировался в 158 странах [9].

Рисунок 1. Расходы на проект «Олимпийский канал» в период с 2015 по 2018 гг.

Источник: Ежегодный отчет МОК 2015–2018

После окончания реализации данной повестки МОК планирует разработку цифровой стратегии развития МОК, а также задачу по построению цифровой олимпийской экосистемы [10].

Наиболее осязаемым результатом от данной деятельности станут предстоящие Олимпийские игры в Токио в 2021 г. и в Пекине в 2022 г., которые по заявлениям представителей оргкомитетов данных игр, обещают стать самыми инновационными с точки зрения внедрения цифровых технологий и использования мобильного интернета в пятом поколении сотовой связи (5G).

Отдельно стоит отметить цифровую трансформацию Олимпийских игр. МОК должен координировать усилия 200 000 сотрудников, обращаясь к 4 миллиардам клиентов и работая 24 часа в сутки на новой территории каждые два года. В состав участников входят около 15 000 спортсменов, 25 000 средств массовой информации и более 30 технологических партнеров. Перед МОК и его технологическим партнером Atos S. E. стоит сложная задача, которая заключается в предоставлении надежных платформ, позволяющих заинтересованным сторонам иметь централизованный источник информации и взаимодействовать друг с другом.

Поскольку игры транслируются в режиме реального времени для столь большой аудитории, с технологической точки зрения это означает, что во время игр приложения и базовая ИТ-инфраструктура не должны быть причиной задержки, и, кроме того, МОК не должен терять важную информацию о результатах спортивных мероприятий.

Также во время игр происходит управление операциями физической и цифровой безопасности. Более того, имеет смысл производить мониторинг социальных сетей и обмен информацией о рисках для физических или цифровых активов.

На примере игр можно понять, что цифровое преобразование стирает почти все границы внутри и за пределами организации. В связи с чем важную роль выполняют поставщики услуг, у которых фактически нет шанса для ошибок.

XXIII Зимние Олимпийские игры в Пхенчхане в 2018 году были первыми играми, где Atos S. E. обслуживал все приложения полностью через облачные технологии. Таким образом часть данных, а также тестовых и интеграционных процессов хранились и осуществлялись далеко от места проведения игр. И это дало для МОК 25% экономию средств ежегодно, которая будет перераспределена на дополнительную поддержку организационных комитетов Олимпийских игр [11].

Также стоит отметить инициативу Всемирного объединения международных спортивных федераций (GAISF), которое с 2012 года реализует внедрение доменной зоны «.sport», обеспечивающей большую степень узнаваемости, наглядности и возможности поиска для спортивных организаций. Данное расширение доступно только для легитимных органов, от спортивных организаций до спортивных мероприятий, клубов и компаний, которые поставляют товары и услуги, необходимые для спорта.

С 2012 года более 100 заинтересованных сторон в мире спорта (спортивные федерации, СМИ, агентства, спонсоры, спортивные провайдеры, клубы, организаторы мероприятий или спортсмены) зарегистрировали свои доменные имена в зоне «.sport».

Таким образом можно отследить, что цифровая трансформация влияет на все аспекты развития физической культуры спорта. И если рассматривать спорт как социальный институт, то цифровые технологии охватывает все четыре основные компонента: организационный, технологический, символический и образовательный. О чем будет сказано в последующих главах.

Российская повестка цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта

Первым основополагающим документом Российской Федерации на тему цифровизации стала Стратегия развития информационного общества в России на 2017–2030 гг., в рамках которой было дано определение цифровой экономики: она представляет собой хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [12].

Согласно данным Росстата за период 2014–2018 гг., доля населения, использующая интернет, выросла с 67,2% до 80,9% (рис. 2). Доля домашних хозяйств с доступом в интернет выросла с 69,9% до 76,6%. Аналогичный процесс происходит и с общественными библиотеками, доля охвата интернетом которых выросла с 61,1% до 81,4%. За 2017–2018 гг. количество подключений к интернету среди социально значимых объектов инфраструктуры выросло с 30,3% до 36,1%, а к 2024 году будет подключено 100% объектов [13].

Рисунок 2. Население, использующее интернет (в процентах от общей численности населения в возрасте 15–74 лет)

Источник: Росстат.

По итогам 2019 года пользователями портала «Госуслуги» стали 103 миллиона человек, в течение года через портал было заказано более 152 млн услуг, то есть в среднем ежедневно оказывалось более 416 тыс. услуг [14]. Данные цифры подтверждают глубокую интеграцию цифровых технологий в социальную сферу.

Следующим важным документом, определяющим будущее внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, стал Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Данный указ включает сразу несколько стратегических задач для различных отраслей:

- ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов;

- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей [15].

Поскольку исполнение данного указа требует разработку законодательства, модернизацию цифровой инфраструктуры, внедрение цифровых практик во всех ключевых сферах экономики и госуправления и квалифицированную подготовку кадров для переходного периода, правительство РФ разработало 13 национальных проектов.

«Цифровая экономика» стала профильным национальным проектом для цифровой трансформации, объединяя 6 федеральных проектов с общим бюджетом 1 837,7 млрд руб. Если сравнивать с остальными направлениями по количеству выделенного бюджета, то «Цифровая экономика» занимает 4 место. Больше финансирование только у следующих национальных проектов: «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (бюджет – 3 028,8 млрд руб.), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (бюджет – 4 779,7 млрд руб.), «Демография» (бюджет – 3 105,2 млрд руб.) [16].

Руководителем нацпроекта «Цифровая экономика» является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. «Цифровая экономика» включает 6 федеральных проектов, которые определены следующим образом:

- Информационная инфраструктура (бюджет – 772,4 млрд руб.);

- Нормативное регулирование цифровой среды (бюджет – 1,7 млрд руб.);

- Кадры для цифровой экономики (бюджет – 143,1 млрд руб.);

- Информационная безопасность (бюджет – 30,2 млрд руб.);

- Цифровые технологии (бюджет – 451,8 млрд руб.);

- Цифровое государственное управление (бюджет – 235,7 млрд руб.) [17].

Учитывая, что данный проект был подготовлен в 2018 г., уже к середине 2020 г. экспертами Минкомсвязи РФ был подготовлен список изменений. Почти в каждом из входящих в его состав федеральных проектов планируется корректировка или даже заменена целей и показателей.

Изначально сфера физической культуры и спорта не входила в данный нацпроект, однако по итогам ряда заседаний Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта президентом РФ были озвучены следующие поручения:

- проработать возможность включения мероприятий, направленных на достижение результатов в области физической культуры и спорта, в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», предусмотрев финансовое обеспечение таких мероприятий [18];

- обеспечить создание с учетом передового мирового опыта единого методического информационного ресурса в области физической культуры, спорта и спортивной медицины на основе существующих цифровых платформ [19].

В качестве первого шага для исполнения данных поручений Министерством спорта РФ была разработана Концепция цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Минспорта РФ на период 2019–2024 гг. Общей целью реализации концепции является преобразование рабочих процессов государственного управления в сфере ФКиС для существенного повышения их эффективности за счет перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия [20].

Достижение данной цели позволит лучше удовлетворить потребности граждан в занятиях физкультурой и спортом, повысит их вовлеченность в спортивные тренировки, обеспечит условия для успешного развития основных сфер спорта высших достижений.

Если оценивать уровень цифровизации сферы ФКиС, то на сегодняшний день использование цифровых технологий носит преимущественно локальный характер, что не позволяет качественно улучшить межведомственное и межрегиональное взаимодействие, а также повысить качество государственных услуг.

Информационные системы, которые действуют на сегодняшний день, формировались в условиях отсутствия единой концепции, требований, нормативно-правовой и нормативно-технической базы. Более того, они формировались отдельными органами государственной власти без учета и перспективы межведомственного взаимодействия. Сведения, которые содержатся на данных ресурсах, доступны локально и не доступны другим субъектам физической культуры и спорта для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам, как при ведомственном, так и межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах, файлах или даже на бумажных носителях. И если даже часть информации регулярно обновляется на подобных платформах, то это приводит к противоречивости данных в сравнении с остальной неактуальной информацией.

С учетом мировых тенденций глобализации и цифровизации существующий уровень внедрения технологий в процесс управления сферы физической культуры и спорта требует создания концептуального платформенного подхода, который позволит:

- снизить общий уровень административной нагрузки на субъекты и аппарат управления;

- повысить уровень эффективности деятельности всех субъектов ФКиС;

- оперативнее совершенствовать механизмы мониторинга и статистического учета показателей развития физической культуры и спорта на всех уровнях.

Готовящаяся стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года впервые включает раздел цифровизации, предусматривающий в том числе:

- создание единой цифровой платформы в сфере физической культуры и спорта, включающей сведения об объектах спорта, организациях и физических лицах, осуществляющих (проходящих) спортивную подготовку, календарных планах физкультурных и спортивных мероприятий субъектов РФ и муниципальных образований, а также предусматривающей создание и развитие социальных сетей в сфере спорта и организацию онлайн-курсов для специалистов в сфере физической культуры и спорта;

- создание и развитие межведомственной базы данных о результатах научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

- создание системы, упрощающей процесс принятия управленческих решений, за счет статистического наблюдения и аналитических модулей для управления данными.

Заключение

Внедрение цифровых технологий способствует становлению нового технологического уклада, ликвидации отставания от ведущих в спортивном отношении стран по внедрению передовых технологий и инноваций.

Управление большими данными, применение CRM-технологий (система управления отношениями с клиентами) при планировании и проведении спортивно-массовой и информационной работы ориентирует государственную политику, физкультурно-спортивные организации, включая профессиональные клубы, и производителей спортивных товаров на нужды конечного потребителя и постоянное обновление предложений и продуктов. Это, в том числе, стимулирует привлечение в спортивную индустрию внебюджетных инвестиций и развитие всех форм предпринимательства.


Источники:

1. Доклад о цифровой экономике 2019. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). Unctad. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf.
2. Pavlovic M. Bioengineering: A Conceptual Approach. - NY: Springer, 2015. – 17 p.
3. Recommendation concerning the Preservation of, and Access to, Documentary Heritage Including in Digital Form. UNESCO. UNESDOC Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000244675.
4. Digital Transformation Initiative. Unlocking $100 Trillion for Business and Society from Digital Transformation. Executive summary. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/wp-content/blogs.dir/94/mp/files/pages/files/dti-executive-summary-20180510.pdf.
5. Резолюция ООН A/RES/70/1. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. United Nations. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1.
6. Ежегодный доклад интеграционного клуба при председателе Совета Федерации ФС РФ за 2019 год. Будущее Евразийского экономического союза: цифровая трансформация и молодежь. Совет Федерации ФС РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/HdAihh6irv2PotnxpkFojjDCTY19oXAT.pdf.
7. Стенограмма выступления Силуанова А.Г. 2019. Пленарное заседание Международного экономического форума СНГ: цифровая экономика — платформа интеграции. Сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/36060/.
8. Олимпийская повестка 2020. Валовс. [Электронный ресурс]. URL: http://valovs.ru/userfiles/docs/VneocherednayaSessiyaMOKmaterialy2014.pdf.
9. International Olympic Committee. IOC Annual Report. [Электронный ресурс]. URL: https://stillmed.olympic.org/media/Document%20Library/OlympicOrg/Documents/IOC-Annual-Report/IOC-ANNUAL-REPORT-2018.pdf.
10. Miah A. Sport 2.0: Transforming Sports for a Digital World. - Cambridge, MA: The MIT Press, 2017. – 288 p.
11. Little G. IOC Cloud Journey Completed for PyeongChang by Atos: A Buyer Case Study. Atos.net. [Электронный ресурс]. URL: https://atos.net/wp-content/uploads/2018/02/IDC-Case-Study_IOC-cloud-journey-completed-for-PYG-by-Atos.pdf.
12. Указ президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.
13. Абдрахманова Г.И., Баскакова О.Е., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах. / Аналитический доклад. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 144 c.
14. Госуслуги в 2019 году: главные события и факты. Госуслуги. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/news/2019_12_30_results_of_the_year.
15. Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425.
16. Будущие России. Национальные проекты. [Электронный ресурс]. URL: https://futurerussia.gov.ru/.
17. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Минкомсвязь России. [Электронный ресурс]. URL: https://meganorm.ru/Data2/1/4293727/4293727034.pdf.
18. Поручение Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта № Пр-759 от 30.04.2019 года. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/60467.
19. Поручение Президента РФ по итогам заседаний Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта № Пр-2397 от 22.11.2019 года. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119.
20. Приказ от 25 ноября 2019 года. № 971 «Об утверждении концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта министерства спорта российской федерации на период 2019–2024 гг.». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=617284#029578857120757895.

Страница обновлена: 01.03.2024 в 10:52:25