Влияние физической культуры и спорта на командный дух и корпоративную культуру государственных служащих Республики Татарстан

Мифтахов М.Р.1,2
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
2 Государственный Совет Республики Татарстан

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75097648

Аннотация:
Спортивные мероприятия на государственном уровне играют важную роль в укреплении здоровья нации, сплочении коллективов и повышении мотивации сотрудников. Спартакиада среди государственных служащих Республики Татарстан является ярким примером такого мероприятия, демонстрируя, как спорт становится эффективным инструментом для достижения социальных и профессиональных целей. В ходе этого масштабного события участники имеют уникальную возможность не только продемонстрировать свои спортивные достижения, но и укрепить командный дух, обменяться опытом и установить новые профессиональные связи. Организация и проведение Спартакиады требует тщательного планирования, координации и взаимодействия множества структур. Опыт Республики Татарстан в этом направлении может служить образцом для подражания, поскольку именно здесь удалось достичь высоких результатов в организации спортивных соревнований на государственном уровне. Эта статья представляет собой анализ участия команд органов исполнительной власти Республики Татарстан и иных государственных органов Республики Татарстан в Спартакиаде в 2014-2023 гг. и предложения по совершенствованию ее организации в 2024 г. В статье выделяются ключевые аспекты планирования, исполнения и эффекты от проведенных мероприятий, которые сыграли решающую роль в ее успехе. В рекомендательной части даны предложения по совершенствованию организации проведения ежегодной Спартакиады государственных и муниципальных служащих Республики Татарстан.

Ключевые слова: спартакиада госслужащих, корпоративный спорт, оценка физического состояния, доля занимающихся спортом, спортивная активность

JEL-классификация: L80, L83, L89



Актуальность.

Республика Татарстан входит в число регионов-лидеров по многим показателям: развивается экономика, общественные пространства, социальная сфера. За этим стоит сплоченная команда государственных и муниципальных служащих республики.

В настоящее время в Татарстане на государственной и муниципальной службе работает свыше 12000 человек (5757 госслужащих, 6506 мун.служащих; средний возраст – 40 лет; свыше 70% - женщины). Распределение полномочий осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством [1,2,3,4]. В рамках данных нормативных источников распределены полномочия между уровнями властей. Вместе с тем на практике больших различий между государственными и муниципальными служащими нет. Все работают в одной команде, ради одной цели – развитие республики.

Вот уже 11 лет действует стратегический документ – республиканская госпрограмма по развитию государственной и муниципальной службы [5] . В ней определены основные мероприятия, благодаря осуществлению которой сегодня в Татарстане имеется качественный кадровый состав госуправленцев. Значительная часть данного документа посвящена внедрению и использованию современных кадровых технологий, а также профессиональному развитию служащих.

В республике всегда уделяется особое внимание подготовке служащих, их постоянному обучению. Создана система профразвития, когда обучаются все: от специалиста до министра. Ежегодно через курсы повышения квалификации проходит более 6000 чел. Площадками для обучения являются Высшая школа государственного и муниципального управления при КФУ, Казанский филиал РАНХиГС, Университет Иннополис. Применяется широкая линейка образовательных форматов – это тренинги, вебинары, занятия с элементами геймификации (игровые методы, симуляции) и др. Учитывая стремительную цифровизацию экономики, особое внимание уделяется вопросу обучения цифровым навыкам. Налажены партнерские отношения с крупными образовательными центрами (РАНХиГС, Университет Сбербанка, Сколково, Высшая школа экономики и др.).

У сотрудников госаппаратов есть много возможностей проявить себя. Так, участники ежегодного конкурса «Лучший госслужащий» могут представить свои проекты высшему руководству республики, а его победители, помимо денежного приза, получают диплом из рук Раиса Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. Победители этого конкурса часто получают продвижение по карьерной лестнице.

Реализуются различные кадровые проекты для всех категорий и возрастов: от молодёжных резервов (конкурс «Вверх», Молодёжное правительство РТ, Молодежный парламент) до управленческих. С 2014 г. формируется Кадровый резерв Раиса РТ, который является флагманским кадровым проектом Татарстана, куда стремятся попасть лучшие управленцы республики. Ежегодно отбирается порядка 20 чел. За резервистами закрепляются наставники, они проходят спецобучение, стажируются, готовят проекты по социально-экономическому развитию республики (реализовано 65% проектов). Более половины резервистов получили новые назначения (56%).

На госслужбе также активно используются цифровые технологии. К примеру электронный документооборот. Татарстан одним из первых разработал и стал применять его в деятельности госорганов, чтобы улучшить оперативность принятия управленческих решений. В 2021 году было разработано специальное мобильное приложение «PRO службу. Татарстан», чтобы сделать госслужбу более открытой и понятной для всех сотрудников. Оно предназначено не только для государственных и муниципальных служащих, но и для всех, кто хочет работать в республиканских органах власти. В нём размещена информация о вакансиях, можно подготовиться к конкурсу, подать документы в электронном виде и пройти пробный тест. Также в нём можно ознакомиться со служебной культурой госорганов, воспользоваться функционалом по сопровождению образовательных программ и многое другое. Самим служащим доступен более широкий функционал – можно проходить тестирование, участвовать в опросах, читать учебные материалы. Кроме того, в приложении есть раздел, который помогает новым служащим адаптироваться в первые дни работы и осуществлять процесс наставничества в цифровом виде.

Сотрудники с хорошей спортивной подготовкой участвуют в регулярной Спартакиаде государственных и муниципальных служащих. Средний охват сотрудников около 1300 человек или 25 команд. Данный турнир проводится по 9 видам спорта, в том числе командные (волейбол, баскетбол, футбол) и индивидуальные (шахматы, бадминтон, плавание, лыжи, бег, настольный теннис). Соревнования проходят очень насыщенно с болельщиками и денежными призами. В конце года подводятся итоги и лучший государственный орган награждается кубком и ценными призами.

Обзор литературы

Положения данной статьи основываются на ряде проведенных исследований, в которых обосновывается влияние спортивной активности на создание социального капитала (см. табл. 1) [10]. Ранее, в своих исследованиях мною сформирована система факторов влияния спортивной активности социально-экономических систем на их развитие, включая формирование социального капитала [7-9], что способствует развитию самоуверенности, уважение к правилам, а также расширяет круг общения. Согласно трактовке М. Warren [11], R. Putnam [12] доверие, взаимность и признание являются важными элементами спортивной активности, которые схожи с социальным капиталом. Оба исследователя считают, что спортивные организации способствуют формированию социального капитала. В частности, М. Warren утверждает, что социальный капитал, полученный через участие в спортивных мероприятиях, способствует укреплению общественных связей (например, увеличению общего доверия). E. Uslaner [12] отмечает, что занятие спортом развивает различные социальные навыки, близкие к социальному капиталу, которые могут иметь положительное социальное воздействие.

Таблица 1 – Атрибуты спортивной активности, формирующие социальный капитал

Атрибуты спортивной активности, формирующие социальный капитал
Источник информации
Положительные эффекты спортивной активности
Спортивная активность развивает независимость, самоконтроль, решительность, ответственность, единство взглядов
Papp, Prisztoka, 1995 [13]
Спорт обучает, формирует личность, объединяет, успокаивает нервную систему, возвышает
Gough, 1997 [14]
Формирует характер и развивает социальное сотрудничество
Elias, 1971; Mandell, 1984 [15,19]
Формирование ключевых механизмов социального капитала: информационный обмен, влияние и формирование личной и групповой идентичности
Johnson, 2003; Levi, 1996; Lin, 2001; Seippel, 2006; Stolle, 2003; Study on the Contribution of Sport, 2012 [16-20]
Возможные отрицательные эффекты спортивной активности c точки зрения формирования социального капитала
Ориентация на процессы коммерциализации, конкурентный успех, профессионализма
Gruneau, 1993; Hargreaves, 1986; Leeds, Allmen, 2002; Morgan, 1994 [21-23]
Национализм, шовинизм, расизм и насилие
Tännsjö, Tamburrini, 2000 [24]
«Составлено автором»

Результаты исследования. В соответствии с Положением о проведении ежегодной Спартакиады государственных и муниципальных служащих Республики Татарстан (далее – Спартакиада), одной из основных задач является привлечение работников аппаратов органов исполнительной власти РТ к систематическим занятиям физической культуры и спортом, формирования и популяризация среди них здорового образа жизни [6].

В таблице №2 представлено количество команд, участвующих в Спартакиаде государственных служащих Республики Татарстан по видам спорта в 2014 - 2023 годах [1].

Среднее число заявленных в Спартакиаде команд составляет - 33 команды, из них непосредственное участие принимают в среднем 25 команд (75%). Если в 2014-2016 годах от общего количества команд процент вовлеченности органов власти в Спартакиаде составлял - 86%, то в 2021 – 2023 годах – 71%.

Таблица 2 - Доля команд (%), принявших участие в Спартакиаде от общего количества команд по видам спорта в 2014-2023 годах [2]

период
Всего команд
Лыжные гонки
Шахматы
Баскетбол
Легкая атлетика
Плавание
Мини-футбол
Настольный теннис
Бадминтон
Волейбол
2014
30
25 (83%)
26
(86%)
26
(86)
27
(90)
22
(73%)
28 (93%)
26
(86%)
22
(73%)
27
(90%)
2015
30
27 (90%)
27
(90%)
24
(80%)
28 (93%)
27
(90%)
25
(83%)
27
(90%)
26
(86%)
26
(86%)
2016
31
26 (84%)
29
(94%)
23
(74%)
28 (90%)
29
(94%)
30 (97%)
26
(84%)
27
(87%)
27
(87%)
2017
32
27 (84%)
29 (91%)
23
(72%)
23 (72%)
27
(84%)
24 (75%)
24
(75%)
23
(72%)
29
(91%)
2018
33
26 (79%)
28
(85%)
23
(70%)
25 (76%)
26
(79%)
26 (79%)
24
(73%)
24
(73%)
28
(85%)
2019
32
23 (72%)
27
(84%)
24
(75%)
23 (72%)
23
(72%)
24 (75%)
24
(75%)
22
(69%)
27
(84%)
2020 [3]
32
23 (72%)
20
(63%)
-
22 (69%)
20
(63%)
22 (69%)
-
-
23
(72%)
2021
32
23 (72%)
23
(72%)
25
(78%)
21 (66%)
20
(63%)
25 (78%)
22
(69%)
21
(66%)
21
(66%)
2022
36
22 (61%)
21
(58%)
22
(61%)
22 (61%)
23
(64%)
24 (67%)
21
(58%)
20
(56%)
23
(64%)
2023
33
22 (67%)
19
(58%)
21
(64%)
22 (67%)
19
(58%)
21 (64%)
21
(64%)
20
(61%)
21
(64%)
«Составлено автором»

За 2014 – 2023 г. среди госслужащих РТ наиболее популярные виды спорта: волейбол (82%), мини-футбол (80%), лыжные гонки (78%), легкая атлетика (77%), настольный теннис (77%). Меньше принимают участие в баскетболе (75%) и бадминтоне (73%).

По некоторым видам спорта в состязаниях участвовали менее 2/3 от числа заявленных команд (58% - шахматы 2022 - 2023 г., 58% - настольный теннис 2022 г., 56% -бадминтон 2022 г.).

Рис.1 Динамика участия команд в видах спорта Спартакиады в 2014 – 2023 гг.

«Составлено автором»

Как показано на Рисунке 1, с 2014 года наиболее существенное падение по участию команд в видах спорта наблюдается в шахматах, плавании, настольном теннисе, бадминтоне.

В 2023 году фактическое участие в Спартакиаде приняло менее 2/3 от заявленных команд в следующих видах спорта: шахматы (58%), плавание (58%), бадминтон (61%). Такая же тенденция сохраняется в других видах спорта (исключение составляют лыжные гонки и легкая атлетика -67%).

Принимая во внимание недобор команд при действующей системе проведения соревнований, в число причин, способствующих снижению интереса команд органов государственной власти к соревнованиям, входит формат проведения жеребьевки в командных видах спорта и в некоторых индивидуальных (бадминтон и настольный теннис).

Выводы:

На основании вышеизложенного оргкомитету Спартакиады в целях дальнейшего совершенствования спортивных соревнований, популяризации среди сотрудников госучреждений предлагаем следующие предложения в порядок проведения соревнований:

1. С целью минимизации фактора жеребьевки пересмотреть регламент проведения командных соревнований в сторону уменьшения количества групп и увеличения игр на групповом этапе.

2. Внести изменение в Положение по шахматам с целью перехода от лично-командного к командному формату соревнований.

3. В положение о соревнованиях по плаванию внести пункт об обязательном участии женщин (не менее одного этапа).

4. В целях усиления мотивации госслужащих Республики Татарстан к активной подготовке и участию в Спартакиаде рассмотреть возможность награждения денежными или иными призами первых восьми сильнейших команд.

5. Рекомендовать руководителям ведомств, профсоюзным организациям поощрять сотрудников, активно принимающих участие в Спартакиаде.

6. Руководителям ведомств, команды которых систематически игнорируют соревнования Спартакиады предложить проанализировать в своих коллективах причину неучастия и предоставить собственные предложения вовлечения сотрудников к систематическим занятиям физической культуры и спортом, формирования и популяризация среди них здорового образа жизни.

7. Для повышения прозрачности проведения соревнований на досках объявлений и в мессенджерах следует вывешивать стартовые протоколы участников с фамилиями и итоговые результаты соревнований.

Заключение

За 10-летний период проведения Спартакиада среди госслужащих Республики Татарстан стала значимым событием, укрепляющим командный дух и корпоративную культуру. Соревнования способствовали взаимопониманию и доверию между коллегами, создавая благоприятную атмосферу для профессионального и личностного роста. Участие в различных видах спорта помогло сотрудникам наладить эффективное взаимодействие, что в последствии положительно сказалось на их работе. В некоторых ведомствах налажен систематический тренировочный процесс, что позволяет прогрессировать сотрудникам и достигать более высоких спортивных результатов. Есть примеры, когда по некоторым видам спорта сотрудники углубленно занимающиеся видом спорта выполняли нормативы 1 взрослого разряда и кандидата в мастера спорта.

Этот опыт подтвердил, что спорт - мощный инструмент для укрепления корпоративного духа и здоровой рабочей среды. При проведении межведомственных соревнований как внутри коллективов, так и между ведомствами налаживаются устойчивые коммуникационные связи, укрепляется моральный дух.

Спартакиада среди государственных служащих Республики Татарстан наметила путь к укреплению здоровья и сплочению команд. В перспективе, планируется расширение списка спортивных дисциплин и увеличение числа участников. Это поможет вовлечь больше сотрудников в спортивную активность и способствовать повышению общего уровня физической подготовки госслужащих. Также предполагается создание постоянно действующих спортивных секций и организация тренировочных сборов, что позволит подготовить кадры высокого уровня для представления республики на всероссийских и международных состязаниях.

[1] Период с 2011 по 2013 гг. не включен в анализ ввиду участия в Спартакиаде представителей силового блока и иного состава видов спорта.

[2] Источник: официальный сайт Министерства спорта Республики Татарстан https://minsport.tatarstan.ru/arhiv-1020877.htm

[3] В 2020 году в связи с острым течением Коронавирусной инфекции проведение соревнований было принято сократить до 6 видов спорта.


Источники:

1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
4. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
5. Государственная программа «Развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан» Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 ноября 2013 г. N 910
6. Положение о подготовке и проведении ежегодной Спартакиады государственных и муниципальных служащих Республики Татарстан Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 июля 2020 г. N 1214-р
7. Мифтахов М.Р. Спортивная активность населения как фактор экономического развития регионов России. / Диссертация по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук. - Казань, 2021. – 159 c.
8. Мифтахов М.Р. Роль спортивной активности в развитии социально-экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-2. – c. 289-294. – doi: 10.17513/vaael.1423.
9. Мифтахов М.Р. Совершенствование критериев оценки эффективности реализации программ развития физической культуры и спорта (На примере Республике Татарстан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-1. – c. 92-99. – doi: 10.17513/vaael.1399.
10. Uslaner E. Democracy and Social Capital. / In book: Democracy and Trust. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. – 121-150 p.
11. Warren M. Democracy and Association. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 2001. – 265 p.
12. Putnam R.D. Bowling alone: America's declining social capital // Journal of Democracy. – 1995. – № 1. – p. 65-78. – doi: 10.1353/jod.1995.0002.
13. Papp G., Prisztoka G. Sportsmanship as an Ethical Value // International Review for Sociology of Sport. – 1995. – № 3-4. – p. 375-389. – doi: 10.1177/101269029503000309.
14. Gough R. Character Is Everything: Promoting Ethical Excellence in Sports. - Fort Worth, TX: Harcourt Brace College Publishers, 1997. – 100 p.
15. Elias N. The Genesis of Sport as a Sociological Problem. / In book: The Sociology of Sport. - London, 1971. – 88-115 p.
16. Johnson J. Conceptual problems as obstacles to progress in political science. four decades of political culture research // Journal of Theoretical Politics. – 2003. – p. 87-115. – doi: 10.1177/0951692803151004.
17. Levi M. Social and Unsocial Capital: A Review Essay of Robert Putnam’s Making Democracy Work // Politics and Society. – 1996. – № 1. – p. 45-55. – doi: 10.1177/0032329296024001005.
18. Seippel Ø. Sport and social capital // Acta Sociologica. – 2006. – № 2. – p. 169-183. – doi: 10.1177/000 699306064771.
19. Mandell R. Sport. A Cultural History. - New York: Columbia University Press, 1984. – 330 p.
20. Stolle D. Getting to Trust: An Analysis of the Importance of Institutions, Families, Personal Experiences and Group Membership. / In book: Social Capital and Participation in Everyday Life. - London, 2001. – 118-133 p.
21. Gruneau R. The Critique of Sport in Modernity: Theorizing Power, Culture, and the Politics of the Body. / In book: The Sports Process. - Campaign, IL, 1993. – 85-109 p.
22. Hargreaves J. Sport, Power and Culture. - Cambridge: Polity Press, 1986. – 258 p.
23. Leeds M., P. Von Allmen The economics of sports. - Boston: Addison Wesley, 2002. – 446 p.
24. Tännsjö T., Tamburrini C. Values in Sport. - London: E. & F.N. Spon, 2000. – 256 p.

Страница обновлена: 30.11.2024 в 17:43:43