Социальные и экономические аспекты функционирования организаций в сфере физической культуры и спорта

Беликова Е.В.1, Чернявская Е.Ю.2
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
2 Автономная некоммерческая организация высшего образования «Волгоградский институт бизнеса», Россия, Волгоград

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать:
Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. Социальные и экономические аспекты функционирования организаций в сфере физической культуры и спорта // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 2. – С. 643-660. – doi: 10.18334/ce.17.2.117341.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50369212
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторы научного исследования акцентируют внимание на том, что в настоящее время как в международном, так и в национальном масштабе возрастает значение гармоничного развития общества на основе использования принципов инновационной экономики, что увеличивает роль социальных факторов экономического роста. В этом смысле занятия спортом имеют большое значение и большой социальный потенциал. Спорт и физическая культура важны для общественно-политической жизни страны и тем, что могут способствовать укреплению экономического потенциала. По мнению авторов, благодаря своей гибкости спорт является подходящей формой социального развития, применимой в культурном, политическом и экономическом разнообразии стран. Данный материал исследования интересен для лиц, которые координируют хозяйственную деятельности физической культуры и спорта, разрабатывают целевые программы планы, устанавливают социально-экономические нормативы, способы достижения намеченных результатов. Авторская концепция определяет значимость планомерной формы координации хозяйственной деятельности в системе взаимосвязанных звеньев финансирования в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: макроэкономика, микроэкономика, спорт, экономический рост, спортивные мероприятия

JEL-классификация: Z20, Z21, Z29, M21



Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью создания эффективного механизма финансирования физической культуры и спорта в России, играющих ключевую роль в восстановлении и улучшении здоровья нации, преодолении негативных последствий радикального общественного переустройства, реформирования экономических и политических основ государства.

Люди занимаются спортом и физической активностью по разным причинам, в том числе для удовольствия, для улучшения своего физического состояния и здоровья, а также для улучшения самочувствия.

Продвижение спорта, чтобы помочь людям достичь этих целей, важно само по себе, но есть и другие причины для поощрения спорта и физической активности, помимо непосредственных личных выгод. Спорт имеет положительное значение, если говорить о спорте как о физической активности в оздоровительных целях или как о лечебном средстве. Вещи начинают приобретать иной оттенок, когда мы говорим о спортивных состязаниях, которые, по мнению многих специалистов, стали продуктом, предназначенным для максимально выгодной продажи.

Изученность проблемы. Здоровье нации и влияние физического воспитания и спорта на его укрепление давно и глубоко изучалось представителями разных наук и направлений. Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали Зубарев Ю.А [1], Сучилин А.А. [1], Шамардин А.И. [1], Черкашин В.П. [1], Починкин А.В. [2] и др. и многие другие.

Целесообразность исследования. В современной экономике спорт вносит непосредственный вклад в экономическую деятельности, его можно использовать как средство порождения более широкого круга экономической деятельности и социальных действий, являясь при этом мощным мотивирующим фактором для различных людей и групп. То есть, спорт и физическая активность могут иметь серьезные экономические и социальные последствия [3]. Исходя из того, что социализация — это процесс, посредством которого люди приобретают навыки, установки, ценности и модели поведения, которые делают их способными участвовать в качестве членов общества, в котором они живут, благодаря своим образовательным и культурным аспектам, спорт признан сильным фактором социализации.

Цель исследования: выявление социально – экономических аспектов и особенности управления физкультурными организациями и массовым спортом на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

– проанализировать социальные функции спорта и физической культуры;

– выделить основные экономические факторы, присутствующие в спортивной индустрии и оценить их воздействие на экономическое систему в целом.

Научная новизна данного исследования заключается в обосновании авторской концепции социально-экономических особенностей функционирования организаций в сфере физической культуры и спорта, сущность которой заключается в том, что для сферы физической культуры и спорта (далее ФКиС) особую значимость приобретает планомерная форма координации хозяйственной деятельности, представляющая систему взаимосвязанных звеньев, в числе которых, прогнозирование, разработка целевых программ и планов, установление социально-экономических нормативов, способы достижения намеченных результатов.

Теоретическая значимость исследования отражена в результатах, полученных авторами в процессе решения задач проведенного исследования, к которым можно отнести рассмотрение современного хозяйственного механизма системы физической культуры и спорта, представляющий собой совокупность приемов и способов координации экономической деятельности физкультурно-спортивных организаций, базирующийся на рыночном механизме, и дополняющийся планомерным регулированием.

Практическая значимость предлагаемого исследования представлена анализом экономической составляющей физической культуры и спорта. Определение влияния спорта и физической культуры на качество человеческого капитала, структуру потребления и спроса, потребительское поведение, внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы

В данной статье представлены направления, подходы и методы исследования анализ научно-методической литературы и статистического материала, методы теоретического исследования (анализ, синтез).

Основная часть

Спорт предлагает уникальные возможности познакомиться с другими людьми, пообщаться, взять на себя разные роли, приобрести моральные установки, такие как честная игра, терпимость, уважение и пережить эмоции, отличные от других сфер жизни, и так далее.

Благодаря своим формам занятий (спорт для всех, спортивные достижения и адаптированные виды спорта - для людей с особыми потребностями) спорт помогает социализировать детей, обучая их различным ролям в играх, пожилые люди восстанавливают контакт с социальным миром, молодежь ценит их выступления в конкурентной социальной среде, и людям с особыми потребностями удается выйти за свои пределы.

Благодаря своей гибкости спорт является подходящей формой социального развития, применимой в культурном, политическом и экономическом разнообразии разных стран.

Аспектом общения через спорт является его зрелищность, собирающая вокруг себя большое количество зрителей и зрителей со всего земного шара.

Связь зрителя со своей командой или со спортсменом показывает, что спорт вызывает психологические реакции, переживания и особое поведение, вплоть до идентификации со спортсменами на арене.

Отметим способность спорта провоцировать позитивное социальное поведение, предотвращать и снижать антисоциальные настроения среди молодежи.

Основной чертой спорта является соревнование, имеющее преимущественно соревновательный характер, но также и формирующий характер, присутствующий как в спортивном спорте, так и в спорте для всех.

Функции спорта комплексные, воздействующие на спортсмена, отвечающие потребности молодежи в движении повсюду. Более того, соответствие между практикой физического воспитания и спорта в его различных формах и эффектом, их воздействием распространяется на всю общественную жизнь, привнося структурную преемственность всей учебно-воспитательной системы [4].

В сфере физического воспитания и спорта есть задачи с физиологическими функциями, другие с воспитательными функциями и, не в последнюю очередь, задачи с социальными функциями. Если мы объединим функции, профессию, образование, отдых, развлечение, гигиену, уверенность в себе, мы достигнем межличностных отношений, которые так важны для развития молодежи. Здоровое общество невозможно построить без понимания роли физического воспитания в эволюции детей к зрелости. Как можно было бы лучше научить детей следовать правилам, если бы они не были инициированы в соответствии с правилами игры? Менталитет победителя должен формироваться с детства и его можно найти на протяжении всей жизни во всех сферах деятельности. Стремление к самодостаточности, необходимое условие прогресса общества, может быть развито, в частности, через спорт, ведущий к развитию личности человека [5].

Спорт, и культура способствуют обогащению человеческого наследия: во-первых, за счет разумного и целенаправленного развития нашего тела, во-вторых, за счет терпеливого поиска, который постоянно следует за полем нашего интеллекта и чувствительности.

Во-первых, спорт и культура родились из одного источника, который называется свободным временем. Нет культуры и нет спорта без этого времени, когда работа оставляет человека и с которым он может делать то, что хочет. Спорт может выразить все чувства, все человеческие эмоции, так же как культура и культурное зрелище, особенно танец и театр, самые совершенные искусства, выражают чувства и эмоции в актере, а через симпатию и в зрителе.

Благодаря спортивным, соревновательным или рекреационным мероприятиям, проводя досуг в приятной, организованной, полезной для здоровья обстановке, можно удовлетворить потребность в движении, а также желание наблюдать за спортивными соревнованиями в качестве зрителей, что делает явление спорта социальным. явление.

Таким образом, можно выделить социальные аспекты функционирования спортивных организаций. К ним были отнесены:

- обеспечение достижения определенного уровня физического развития человека,

- формирование коммуникационной среды занимающихся физической культурой и спортом;

- создание творческой среды и возможности формирования профессионального, личностного плана развития личности;

- возможность профессионального развития в спорте и физической культуре;

- формирование условий для проведения содержательного досуга;

- удовлетворения эмоциональных потребностей человека, через просмотр, или участие в спортивных мероприятиях;

- отвлечение от вредных привычек и формирование здорового образа жизни.

Эти социальные аспекты формируют потребности в физической культуре. Эти потребности могут трактоваться очень широко от потребности в движении до принадлежности к команде победителю. Формирование этих потребностей и характеризует спорт определяется как экономический фактор.

Спорт определяется как фактор, оказывающий большое влияние на экономический рост и создание новых рабочих мест. Спорт – это инструмент местного и регионального развития, возрождения городов или развития сельских районов.

Спорт часто тесно связан с частным сектором бизнеса, который обычно ориентирован на получение краткосрочной прибыли, что противоречит принципам сохранения природы. В районах с потенциалом и спросом на спорт планирование и мониторинг могут оказать мощную поддержку устойчивому развитию сообществ на основе спорта и физического воспитания. Поэтому экономическая роль физической культуры и спорта ярко выражена в нескольких основных направлениях (рисунок 1)

Рисунок 1 – Направления функционирования спортивных организаций [6]

Рассмотрим эти направления более подробно.

Спортивно-оздоровительные практики способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности компании и являются альтернативой порокам, оказывающим мощное разрушительное воздействие на экономическую систему.

Физическая активность является важным фактором увеличения продолжительности жизни населения и положительно влияет на повышение трудоспособного возраста людей.

Физическая культура и спорт являются одними из основных компонентов качественной подготовки кадров и, следовательно, фактором обеспечения экономического роста.

Физкультурно-спортивный и спортивно-событийный туризм являются в настоящее время важной сферой широкой предпринимательской деятельности, обеспечивающей, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристского комплекса, а с другая часть - указанные отрасли пополняют бюджет за счет налоговых поступлений, что позволяет государству эффективно решать социальные проблемы населения [7].

Экономическая составляющая физической культуры и спорта делится на две части с учетом хозяйственной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Макроэкономика выявляет общие тенденции развития физической культуры и спорта, разрабатывает меры государственного регулирования экономических отношений в сфере спорта.

На микроэкономическом уровне акцент делается на анализе экономического поведения отдельных субъектов в сфере физической культуры и спорта. Рассмотрим финансирование физической культуры и спорта по округам в 2021 году (таблица 1)

Таблица 1 – Финансирование физической культуры и спорта по округам в 2021году

Федеральный округ
Финансирование физической культуры и спорта (тыс.руб.)
Численность занимающихся группах и секциях по видам спорта
Всего израсхо-довано на ФКиС (тыс. руб.)
Финансиро-вание ФКиС на 1 жителя (руб.)
%
внебюджетных
Внебюджетные средства
Центральный федеральный округ
5,9%
8 368 426,8
10 878 477
141 153 794,9
4 027,7
Северо-Западный федеральный округ
12,4%
8 710 610,7
2 510 073
70 393 198,5
5 590,9
Южный федеральный округ
27,8%
13 545 279,0
3 283 181,0
48 764 999,7
3 281,9
Северо-Кавказский федеральный округ
4,3%
1 831 541,4
3 009 207
42 477 802,1
4 714,6
Приволжский федеральный округ
14,6%
11 405 985,8
5 676 090
77 951 790,2
2 959,8
Уральский федеральный округ
16,5%
11 310 519,4
3 390 163
68 537 419,7
6 078,1
Сибирский федеральный округ
11,1%
6 155 384,7
3 833 016
55 334 539,4
3 588,7
Дальневосточный федеральный округ
13,3%
5 034 690,6
1 806 605
37 719 848,2
5 060,3
Российская Федерация
12,2%
66 362 438,5
34386812
542 333 392,9
4 108,8
Составлено авторами по материалам [10]

Проведя анализ финансирования организаций физической культуры и спорта по округам за 2021 год, можно отметить следующие выявленные тенденции: значительно различающийся процент внебюджетных средств по округам, наибольшее количество внебюджетных средств привлечено в Южном федеральном округе – 27,8%, наименьшее количество внебюджетных средств привлечено в Северо-Кавказском федеральном округе.

Также наблюдается большая разница в численности занимающихся группах и секциях по видам спорта, она варьируется от 1806605 человек в Дальневосточном федеральном округе, до 10878477 человек в Центральном федеральном округе, конечно на количество занимающихся оказывает большое влияние численность населения, проживающего в округе и демографический состав населения округа. При этом можно отметить что не прослеживается прямой зависимости от финансирования на одного занимающегося ФКиС и количества занимающихся, то есть можно сделать вывод, что на потребность заниматься ФКиС влияет не только количество выделенных на одного занимающего денег, но и другие факторы, в том числе и социального характера.

По мимо прямые финансирования физкультурно-спортивной деятельности и спонсорских контрактов, можно выделить еще несколько направлений взаимодействия спортивных организаций с экономикой своих регионов, это такие направления как крупные спортивные мероприятия, проводимые в регионе (соревнования и национального и международного уровней) и спортивный туризм.

Что касается доходов мирового спортивного рынка, статистика показывает, что североамериканский спортивный рынок является крупнейшим в мире, с доходами более 50 миллиардов долларов США от основных спортивных лиг - NFL, MLB, NBA и NHL [7].

Например, НФЛ ежегодно приносит около 9 миллиардов долларов дохода, а НБА — около 3,7 миллиарда долларов. Для сравнения, согласно отчету Deloitte, европейский футбольный рынок оценивается в 28,4 млрд евро в сезоне 2020-2021 годов [8]. Более половины этого дохода приходится на так называемую большую пятерку лиг. Термин относится к футболу в первых лигах Англии (Премьер-лига), Германии (Бундеслига), Испании (Пример-дивизион), Италии (Серия А) и Франции (Лига 1). Оценка экономического воздействия мегасобытий требует дальнейшего рассмотрения.

Мега-события могут принести пользу местной экономике. В более широкой (например, страновой) перспективе тем не менее, остается значительное перераспределение расходов, поскольку доходы от туризма, полученные в результате популярного мероприятия в одной стране, часто поступают за счет расходов в других странах. [9]

Спортивные мероприятия и мероприятия могут оказывать прямое и мощное влияние на местную экономику, а также предлагают отличные возможности для маркетинга и продвижения — от конкретных продуктов до иностранных инвестиций.

Спорт тесно связан с другими видами экономической деятельности, особенно с туризмом, и может быть важным элементом более широкой стратегии развития. Спорт и физическая активность могут улучшить умственную гибкость и физическое состояние, а также оказать прямое влияние на производительность и профессиональную работоспособность, тем самым способствуя активному старению и хорошему здоровью [10].

Спорт эффективно мотивирует людей и способствует благосостоянию и социальной сплоченности. Спорт особенно полезен для установления отношений с социальными группами, которые сталкиваются с отчуждением, и для развития базовых, но применимых навыков, а также для повышения способности к профессиональному включению. Интенсивная физическая активность может привести к сокращению использования транспортных средств, вырабатывающих углекислый газ, и вызвать другие положительные эффекты для окружающей среды.

Авторская концепция определяет, что экономическое состояние отрасли нельзя рассматривать в отрыве от народного хозяйства в целом. Макроэкономическое регулирование экономической деятельности в сфере физической культуры и спорта может идти по следующим направлениям:

Во-первых, формирование инвестиционного процесса, как средства расширенного воспроизводства, преодоления износа производственных мощностей сферы физической культуры и спорта, обеспечения их обновления с учетом достижений научно-технического прогресса;

Во-вторых, совершенствование налоговой системы с целью стимулирования вложения средств в эту сферу;

В-третьих, регулирование цен на физкультурно-спортивные услуги с целью привлечения широких слоев населения к активным формам занятий физической культурой и спортом [11].

Отметим, что развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта невозможно без расширения инвестирования, способного давать быструю и высокую отдачу (в связи с обеспечением более коротких сроков капитального строительства и более быстрого оборота финансовых ресурсов, с возможностью существенного сокращения внутренних затрат, применением эффективного управления и контроля реализации инвестиционных проектов). Одним из наиболее реальных и рациональных способов решения комплекса проблем, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта является привлечение финансовых средств хозяйствующих субъектов и сбережений населения, при условии разработки мероприятий, уменьшающих риски при вложении финансовых средств.

С точки зрения авторской концепции, наиболее эффективными, могут быть инвестиции в области туризма, организации спортивно-оздоровительных комплексов, спортивных мероприятий различных видов спорта как любительского, так и профессионального.

С этой целью для обеспечения своевременной и качественной разработки и реализации перспективных социально-экономических инвестиционных проектов, повышения их обоснованности, сбалансированности и эффективности важно создать единую методологию, порядок и инструментарий формирования, экспертизы, представления, согласования, утверждения, доведения до исполнителей и контроля реализации заданий по различным направлениям.

Проблема повышения управляемости системы физической культуры и спорта является многоаспектной и включает решение многих задач:

· государственная поддержка развития организаций физической культуры и спорта в приватизированном секторе;

· повышение эффективности управления государственным сектором в сфере физической культуры и спорта;

· организация управления системой физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях.

С точки зрения авторской концепции, повышение уровня управляемости отрасли предполагает усиление роли государственных органов управления в следующих направлениях:

· разработка и проведение структурной и инвестиционной политики;

· управление предприятиями и организациями государственного сектора и совершенствование методов взаимодействия с негосударственными структурами [12].

Бюджетные расходы включают операционные расходы, такие как расходы на персонал (заработная плата), а также расходы на товары и услуги, проценты и текущие трансферты. Текущие расходы являются наиболее часто используемым входным показателем в литературе по муниципальной эффективности, поскольку они позволяют избежать волатильности, вызванной капитальными и финансовыми затратами, связанными со строительством крупных спортивных сооружений, которые происходят только в определенные годы.

Физкультурно-спортивные организации могут привлекать одновременно несколько источников финансирования, например, частично из государственного бюджета, а другая часть денежных средств может поступать в виде отчислений от доходов производственных предприятий и т.д. Одновременно происходят изменения в соотношении источников финансирования физической культуры и спорта. Возрастает объём и удельный вес такого источника финансирования, каким являются доходы населения.

В связи с этим меняются соотношения платной и бесплатной форм оказания физкультурно-спортивных услуг. Выбор конкретной формы оказания физкультурно-спортивных услуг определяется функциональной направленностью деятельности физкультурно-спортивных организаций, необходимостью повышения социально-экономической эффективности использования денежных фондов.

В соответствии с представлениями авторской концепции, замена затратного механизма финансирования эффективным предполагает:

Во-первых, сопоставление предполагаемых расходов с возможными источниками поступления денежных средств. При этом размер поступлений увязывается с количественной определенностью основной функции данной физкультурно-спортивной организации.

Во-вторых, выбор формы финансирования, при которой достижение эффекта в деятельности физкультурно-спортивных организаций осуществляется при наименьших совокупных затратах средств.

В-третьих, возрастание удельного веса платных физкультурно-спортивных услуг [13].

Развитие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта невозможно без расширения инвестирования, способного давать быструю и высокую отдачу (в связи с обеспечением более коротких сроков капитального строительства и более быстрого оборота финансовых ресурсов, с возможностью существенного сокращения внутренних затрат, применением эффективного управления и контроля реализации инвестиционных проектов).

Одним из наиболее реальных и рациональных способов решения комплекса проблем, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта является привлечение финансовых средств хозяйствующих субъектов и сбережений населения, при условии разработки мероприятий, уменьшающих риски при вложении финансовых средств. Непосредственное воздействие на систему физической культуры и спорта оказывают следующие социальные изменения, которые тесно связаны с демографическими и экономическими переменами в жизни общества: индивидуалистические тенденции, вызвавшие второй демографический сдвиг и тесно связанные с вопросами личностного развития и индивидуальной свободы человека; спорт (занятия в рамках здорового образа жизни) постепенно начинает выполнять свою основную задачу, которой является поддержание стабильно хорошего физического и психического состояния человека; повышаются требования к качеству спортивных и физкультурных занятий; особое значение имеет возвращение к живой природе и всему естественному, а также бережное отношение к окружающей среде [14].

Результаты исследования

Анализ исследований показал, что спорт определяется как фактор, оказывающий большое влияние на экономический рост и создание новых рабочих мест. Спорт – это инструмент местного и регионального развития, возрождения городов или развития сельских районов. Безусловно, спорт создает экономические ценности, создавая рабочие места (организация, техническое обслуживание, строительство и т. д.), с одной стороны, а, с другой стороны, через воздействие/пользу, которую он оказывает на здоровье и, наконец, работоспособность, труд граждан. При этом мы подтверждаем, что спорт и физическая культура сильно влияют на качество человеческого капитала, структуру потребления и спроса, потребительское поведение, внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Эффективная стоимость определяется суммой прямых затрат, связанных исключительно с общественными спортивными сооружениями и продвижением спортивных услуг (т. е. затрат на оплату труда, текущих расходов на товары и услуги, амортизации инвестиций, чистых процентных платежей по лизинговым операциям, текущих и капитальных расходы и другие расходы, связанные с предоставлением услуги), косвенные расходы (доход, полученный от сборов и субсидий, покрывающих цену услуги, которая может соответствовать местной организации, которой принадлежит право собственности на услугу).

Поэтому ожидается, что эффективные затраты всегда будут выше бюджетных расходов, особенно в муниципальных спортивных службах с большим количеством видов деятельности, переданных на аутсорсинг (косвенное управление).

Макроэкономика выявляет общие тенденции развития физической культуры и спорт, разрабатывает меры государственного регулирования экономических отношений в сфере спорта. На микроэкономическом уровне акцент делается на анализе экономического поведения отдельных субъектов в сфере физической культуры и спорта [15].

Заключение

Учитывая всё выше изложенное, можно сделать вывод, что финансирование спорта в России в настоящее время решаются недостаточно эффективно, что наносит существенный урон всему населению, в особенности молодому поколению, а также государству в целом, в связи с этим, не получившие достаточной физической подготовки дети и подростки не обеспечивают в дальнейшем высокой трудоспособности, что приводит к постоянному снижению производительности труда, ускоренному старению населения, высокой смертности, росту алкоголизма, наркомании, инвалидности и другим явлениям, угрожающим безопасности существования Российского государства.

Отметим, что современные условия жизнедеятельности требуют постоянного усовершенствования, преобразования законодательной базы в области спорта и физической культуры. Процесс совершенствования предусматривает учет уже установленного федерального закона и имеющейся практики. Кроме того, в данном деле существенное значение имеет обмен опытом между субъектами РФ в части нормативной и правовой поддержки индустрии спорта.

Так же главной задачей физической культуры в современном обществе это оздоровление населения, которое осуществляется путем организации исправления недостатка двигательной активности, которая занимает от 15 до 30% влияния на образ жизни человека, и путем физического воспитания населения в целом [16]. Успешная организация двигательной активности населения возможна при достаточном количестве спортивных сооружений, укомплектованности спортивных объектов оборудованием и спортивным инвентарем, персоналом, наличием квалифицированных тренеров и инструкторов.

Учитывая чрезвычайную актуальность и высокую эффективность затрат в сфере спорта, государство должно создавать максимально благоприятную экономическую среду для инвестиций отечественного капитала, особенно для частных фирм-спонсоров, а также фирм, работающих в сфере обслуживания спорта. Государство на всех уровнях: федеральном, региональном и местном должно обеспечивать постоянное наращивание затрат в сфере спорта, отдавая себе отчет в том, что каждый рубль, вложенный в эту сферу даст в обозримом будущем не менее 10 рублей дохода в сфере промышленности и сельского хозяйства, социальной, внешнеполитической, военной и других сферах. В настоящее время финансовая политика в сфере спорта недостаточно эффективна и не отражает приоритетный характер спортивной деятельности для всего общества.


Источники:

1. Ащеулов А.В., Туманян К.В., Лукьяненко О.В. Варианты лидерства в различных физкультурно-спортивных организациях // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – doi: 10.18334/lim.10.1.117083.
2. Зубарев, Ю.А., Сучилин, А.А., Черкашин, В.П., Столярчук, Л.И., Дивинская Е.В. Международная научно-практическая конференция «подготовка олимпийского резерва: спортивно-педагогические, медицинские и управленческие аспекты». / Материалы международной научно-практической конференции. - Ижевск: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИНТ», 2021. – 188 c.
3. Быков Н.Н., Денисов Е.А. Пути совершенствования спортивного отбора для занятий профессиональным спортом // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – № 2. – c. 71-78. – doi: 10.18334/ide.2.2.113384.
4. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - М.: Спорт, 2017. – 384 c.
5. Белякова М.Ю., Лебедева С.А., Дьяконов А.Д., Плесовских Ю.А. Анализ профессионального опыта руководителей спортивных федераций // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 1219-1232. – doi: 10.18334/lim.9.4.116756.
6. Полякова Т.В., Беликова Е.В. Крупные спортивные события как маркетинговый инструмент формирования имиджа территории // Маркетинг в России и за рубежом. – 2020. – № 2(136). – c. 46-53.
7. Низяев Д.А., Лебедева С.А., Белякова М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1791-1804. – doi: 10.18334/epp.12.6.114837.
8. Перфильева И.В., Беликова Е.В., Борисенко Е.Г. Основные финансовые и коммерческие аспекты работы клубов премьер-лиги // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2020. – № 1(31). – c. 123-130.
9. Сейранов С.Г., Евсеев С.П. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации и концепции развития детско-юношеского спорта // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – № 1. – c. 18-27.
10. Элмос-Эстерлунд К., Иверсен Э.Б. Имеют ли значение государственные субсидии и покрытие расходов для добровольных спортивных клубов? // Обзор спортивного менеджмента. – 2020. – № 2. – c. 315-329. – doi: 10.1016/j.smr.2019.03.007.
11. Шавандина О., Коваленко Е. Совершенствование анализа источников финансирования спортивных организаций различных организационно-правовых форм в России // Журнал физического воспитания и спорта. – 2021. – № 3. – c. 2001-2009. – doi: 10.7752/jpes.2021.s3256.
12. Росси Л., Брейер К., Фейлер С. Факторы, определяющие восприятие некоммерческими спортивными клубами конкуренции со стороны коммерческих спортивных провайдеров // Обзор спортивного менеджмента. – 2020. – № 4. – c. 736-749. – doi: 10.1016/j.smr.2019.10.001.
13. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1085-1094. – doi: 10.18334/epp.10.4.100880.
14. Ведомости. Спорт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/sport/around/news/2022/07/07/930289-mirovoi-rinok-sportivnogo-oborudovaniya-virastet-do-1-trln (дата обращения: 19.01.2023).
15. Sportbox.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news.sportbox.ru/about_the_portal (дата обращения: 18.01.2023).
16. Статистика. Министерство спорта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2023).
17. Коваленко М.Г. Стили управления в современной спортивной организации // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2015-2030. – doi: 10.18334/ce.14.9.110808.

Страница обновлена: 27.05.2024 в 11:55:13