Особенности развития региональной инфраструктуры физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан

Ягушев А.А.1
1 Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ»»

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Ягушев А.А. Особенности развития региональной инфраструктуры физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 4. – doi: 10.18334/sport.4.4.121827.

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности развития региональной инфраструктуры физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан. Анализируются основные факторы, влияющие на этот процесс, такие как статус международной спортивной арены и большое количество молодого населения, а также исследуется исторический аспект данного вопроса. Статья подчёркивает значимость развития инфраструктуры физической культуры и спорта для повышения качества жизни населения и популяризации здорового образа жизни, а также экономического благосостояния региона.

Ключевые слова: Республика Татарстан, физическая культура и спорт, региональная инфраструктура

JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение

Издавна в России уделялось большое внимание физическому здоровью и подготовке населения. Развитие физической культуры и спорта всегда было приоритетом в стране, способствуя укреплению здоровья, формированию сильного духа и поддержанию общественного единства. Так, развитие удобной и эффективной инфраструктуры для физической культуры и спорта является одним из ключевых направлений, которое активно преследует Российская Федерация в целях достижения социального блага и улучшения качества жизни граждан.

Целью исследования является анализ Республики Татарстан, одного из наиболее экономически и социально развитых регионов России, как успешного примера развития инфраструктуры физической культуры и спорта на региональном уровне. Изучение истории формирования и модернизации спортивной инфраструктуры в Татарстане позволит выявить основные усилия и инвестиции, направленные на развитие спорта, а также оценить достигнутые результаты в данной сфере. Анализ успехов и в процессе развития спортивной инфраструктуры предоставит возможность не только глубже понять механизмы эффективного управления спортивной инфраструктурой, но и позволит выработать практические рекомендации, которые могут быть использованы для улучшения аналогичных процессов как в Татарстане, так и в других регионах России.

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к оценке опыта Татарстана, что позволит впервые систематизировать и обобщить практики регионального управления спортивной инфраструктурой и определить стратегии, применимые для других регионов страны.

Основное содержание

Исследование физической культуры и спорта и инфраструктуры, предназначенной для занятия спорта в Татарстане, стоит начать со времен СССР. В предвоенное время, в 30-е годы двадцатого века, Республика Татарстан имела следующую спортивную инфраструктуру: в то время, в ТАССР насчитывалось два крупных спортивных стадиона и 17 гимнастических залов (в городе Казань), а также 177 спортивных площадок и два водных стадиона. В те годы основной принцип распределения оставшихся средств заключался в их направлении на социальные цели и нужды общества. Однако, остаточные средства покрывали лишь минимум потребностей граждан. Таким образом, обеспеченность населения спортивными сооружениями составляла лишь 30% и требовала больших инвестиций со стороны государства [1].

В 1940-х годах произошло изменение в подходе к физической подготовке населения. Большие средства были выделены на улучшение физического состояния граждан, но основное внимание было уделено не здоровью, а подготовке к военной службе и прикладным спортивным навыкам. Таким образом, в 40-е годы было подготовлено огромное количество высококвалифицированных спортсменов, что не имело себе равных в предыдущие годы. В справке председателя Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК ТАССР Никита от 18 февраля 1943 года утверждалось, что в республике было подготовлено в общей сложности:

· 79 525 лыжников;

· 26 200 рукопашников;

· 8 260 пловцов;

· 16 294 значкистов ГТО 1 степени [1].

Фокус на физической подготовке населения принес ощутимые плоды в послевоенный период, когда спортивные достижения стали особенно почетными и востребованными в обществе. Этот подход также способствовал развитию тренерской деятельности, поскольку высококвалифицированные спортсмены могли делиться своим опытом и знаниями с другими. В связи с этим, в ТАССР было открыто множество спортивных школ и площадок, где молодые спортсмены могли развивать свои способности и таланты под руководством опытных тренеров. Благодаря этому подходу спорт в республике стал не только популярным занятием, но и серьезным видом деятельности, который позволял спортсменам из Татарстана проявить себя на международном уровне и привлечь внимание к спортивному потенциалу региона [1].

Данные изменения в отношении к спорту и физической культуре оказались успешными и актуальными не только для ТАССР, но и для современно Татарстана и для всей России в целом. Они помогли развить спортивный потенциал региона и страны, обеспечивая не только популярность спорта, но и поддерживая здоровый образ жизни среди населения и по сей день.

В настоящее время Республика Татарстан продолжает активно развивать спортивную инфраструктуру, при этом интерес населения к физической культуре демонстрирует устойчивый рост. Однако акценты развития изменились: сегодня спортивная инфраструктура способствует не только укреплению здоровья граждан, но и приносит значительные экономические выгоды региону. С переходом в XXI век источники инвестиций в сферу спорта расширились: наряду с государственными вложениями, важную роль стали играть частные инвестиции. Государственные средства, как правило, направляются на создание и поддержание базовой инфраструктуры, обеспечивающей доступные возможности для занятий физической культурой и спортом, что подтверждает опыт ТАССР. Частные инвестиции, напротив, чаще всего сосредоточены на развитии коммерческих спортивных объектов и услуг, ориентированных на получение прибыли.

Таким образом, в XXI веке развитие спортивной инфраструктуры становится многогранным процессом, который наряду с социальными функциями приносит значимые финансовые выгоды. Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов отметил, что спорт является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Таблица 1 – Спортивные сооружения в Республике Татарстан

2018
2019
2020
2021
2022
Число стадионов с трибунами на 1,5 тыс. мест и более
46
46
45
45
48
Число спортивных залов
1994
1999
2012
2036
2061
Число плавательных бассейнов
234
235
249
263
281
Плоскостные спортивные сооружения (площадки и поля)
5899
5922
6020
6257
6327
Численность занимающихся физкультурой и спортом, тыс. чел.
1702
1786
1853
1911
2043
Источник: составлено автором на основе данных [9] (Татарстанстат)

С 2013 года в регионе успешно реализуется программа по строительству спортивных площадок, что способствует развитию спортивной инфраструктуры в Татарстане. Кроме того, каждый год выделяется более 1 млрд рублей на капитальный ремонт и реконструкцию спортивных объектов, а также на строительство универсальных спортивных площадок, что поддерживает интерес к спорту и физической активности среди населения [3]. Таким образом, за последние пять лет было построено 428 новых спортивных сооружений, что является важным шагом к популяризации здорового образа жизни и активного времяпровождения среди жителей региона (табл. 1) [7].

Наличие современных спортивных объектов значительно повышает инвестиционную привлекательность прилегающих районов, что способствует росту стоимости недвижимости и увеличению экономической активности в регионе. Исследования показывают, что арендная плата за квартиры в районах, оснащенных спортивной инфраструктурой, может быть на 8% выше по сравнению с другими районами, не имеющими аналогичных объектов. Таким образом, развитие спортивной инфраструктуры не только улучшает качество жизни населения, но и создает предпосылки для роста доходов от арендной платы и увеличения капитализации недвижимости [12].

Кроме того, эффективная общественная политика по стимулированию участия людей в физической культуре и спорте привела к значительному увеличению численности занимающихся спортивной деятельностью. За период пяти лет наблюдается впечатляющий прирост - более чем на 300 тысяч человек (табл. 1) [9]. Этот позитивный тренд свидетельствует о важности и успешности мер, направленных на поощрение здорового образа жизни и регулярных занятий физическими упражнениями. Рост интереса к спорту является одним из показателей успешной социальной программы и свидетельствует о повышении общественного благосостояния через физическую активность. К настоящему моменту, согласно данным на 2024 год, более двух миллионов граждан Республики Татарстан, что составляет около 62% общего численности населения, занимаются физической культурой и спортом различного уровня интенсивности. Согласно словам заместителя министра спорта Республики Татарстан Алмаза Хусаинова, данный показатель можно охарактеризовать как весьма «очень хороший результат» [6].

Помимо того, новейшие статистические данные за 2023 год свидетельствуют о продолжающемся усердии правительства в развитии спортивной сферы. Построение 139 новых спортивных сооружений за год и достижение показателя единовременной пропускной способности в 71,7% позволяют более чем 327,5 тысячам человек заниматься спортом одновременно. Это говорит о стремлении правительства к созданию комфортных условий для занятий спортом и улучшения общественного здоровья [3].

Повышенный интерес к развитию спортивной инфраструктуры в Республике Татарстан также обусловлен сочетанием ее экономической и культурной значимостью. Республика Татарстан, являющаяся одним из крупнейших и наиболее развитых регионов в Российской Федерации, активно инвестирует в развитие спорта как одной из важнейших отраслей государственной политики. Благоприятная экономическая среда, современные спортивные сооружения и высокий уровень подготовки спортивных кадров способствуют проведению крупных спортивных событий, как на национальном, так и на международном уровнях.

Татарстан часто выступает в качестве хозяина всероссийских и международных спортивных мероприятий. Такой статус требует больших инвестиций в спортивную инфраструктуру, поскольку обеспечение высокого уровня организации соревнований и удобств для спортсменов и зрителей — это залог успешного проведения мероприятий. Кроме того, развитие современных спортивных объектов способствует привлечению туристов, поддерживает активный образ жизни среди населения и способствует развитию спортивного потенциала региона.

Становление Казани мировой спортивной ареной началось в 2013 году, когда город был выбран местом проведения летней Универсиады. В связи с проведением мероприятия в Казани были возведены следующие спортивные объекты:

· Деревня Универсиады;

· Футбольный стадион «Ак Барс Арена»;

· Дворец водных видов спорта [10].

В последующие гости Казань принимала немало международных спортивных мероприятий, среди которых чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года, чемпионат мира по футболу 2018 года, «Игры Будущего» и игры стран БРИКС 2024 года. Участие в таких крупных спортивных мероприятиях дает огромные возможности для развития спортивной инфраструктуры в Республике Татарстан. Во-первых, для проведения таких масштабных событий требуется строительство или модернизация спортивных сооружений, что способствует улучшению общей инфраструктуры и повышает привлекательность города для спортивных мероприятий в будущем. Во-вторых, участие в таких соревнованиях помогает привлечь внимание спортивных организаций, спонсоров и инвесторов, что способствует дальнейшему развитию спорта в регионе [10]. Туризм, спортивные стадионы и крупные мероприятия оказывают существенное влияние на экономическое развитие региона. Наличие развитой инфраструктуры, подходящей для проведения международных спортивных мероприятий, предоставляет региону значительные экономические выгоды. Инвестиции в транспортную, туристическую и телекоммуникационную инфраструктуру являются обязательным условием для успешной организации таких событий. Эти дорогостоящие вложения способствуют созданию и поддержанию позитивного имиджа страны, которая рассчитывает на долгосрочную экономическую отдачу от этих инвестиций [4].

Так, во время чемпионата мира по футболу 2018 года в Казани туристы оставили более 1 миллиарда рублей, что свидетельствует о значительном экономическом эффекте таких мероприятий для региона. Согласно исследованию Regional Science and Urban Economics, посещение спортивных объектов ведет к существенному увеличению спроса на услуги в сферах общественного питания и гостиничного бизнеса. Статистические данные показывают, что каждые 100 посещений спортивных матчей приводят к 29 дополнительным посещениям ресторанов и гостиниц, что подтверждает высокую экономическую отдачу от крупных спортивных событий. Такой тренд подчеркивает важность развития спортивной инфраструктуры не только с социальной, но и с экономической точки зрения [13].

Однако экономические выгоды не прекращаются с окончанием масштабного спортивного мероприятия. Так, например, экономические выгоды от проведения чемпиона мира в Германии сохранялись еще два года [2]. Наряду с краткосрочным ростом доходов от туризма, сферы услуг и торговли, долгосрочные преимущества заключаются в повышении международной узнаваемости города и региона, что способствует привлечению новых туристов и инвесторов. Вложение средств в улучшение транспортной, гостиничной и спортивной инфраструктуры повышает общую конкурентоспособность региона на мировом уровне. Казань, где после проведения чемпионата мира 2018 года модернизированная инфраструктура и возросшая привлекательность для международных спортивных мероприятий привели к проведению последующих крупных событий, таких как уже ранее упомянутые чемпионаты по водным видам спорта и будущие Игры стран БРИКС 2024 года. Это создает эффект "снежного кома", при котором уже существующие инвестиции продолжают генерировать доходы и открывают новые возможности для экономического роста.

Другим отличительным аспектом Республики Татарстан, оказывающим влияние на формирование его спортивной инфраструктуры, является высокая доля молодежи и детей в общей численности населения. Присутствие большого количества молодых жителей способствует формированию спортивной культуры и стимулирует спрос на спортивные мероприятия, тренировки и сооружения.

Согласно данным министра, в Республике Татарстан проживает более миллиона человек в возрастной категории от 14 до 35 лет, что составляет около 25% от общего населения региона. Очевидно, что наличие значительной доли молодежи в общей структуре населения предполагает важность инвестирования в развитие их спортивных способностей и физического потенциала. Правительство Республики Татарстан ориентировано на популяризацию здорового образа жизни среди молодежи через стимулирование участия в спортивных мероприятиях и развитие спортивной инфраструктуры [7].

Развитие спортивной инфраструктуры способствует формированию здорового образа жизни у молодежи, что в перспективе может оказать влияние на их понимание важности физической активности для здоровья. Этот подход также может сыграть значительную роль в формировании привычек и ценностей, передаваемых от родителей к потомству. Поддержка спортивных увлечений родителями создает благоприятную атмосферу для развития спортивных интересов и навыков у детей, что способствует их полноценному развитию и укреплению физического здоровья [5]. У детей и подростков, регулярно занимающихся спортом, наблюдаются улучшение физической формы, высокие когнитивные способности и стабильное психоэмоциональное состояние [14]. Исследование, опубликованное в American Journal of Public Health, подтверждает, что социальные факторы, такие как наличие спортивных залов в непосредственной близости, коррелируют с уровнем детского ожирения: так, дети, имеющие доступ к спортивной инфрастрктуре, имеют низший шанс иметь лишний вес в отличии от тех детей, которые доступ к спортивным сооружениям не имеют. Кроме того, было выявлено, что окружающая среда оказывает значительное влияние на формирование детских привычек, даже если они не посещают спортивные сооружения или занимаются спортом. Наблюдение за тем, как взрослые уделяют время заботе о своем здоровье, формирует у детей восприятие физических упражнений как неотъемлемой части повседневной жизни [11].

Таблица 2 – Численность обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта в РТ.


Наименование показателей
Численность обучающихся в возрасте:
менее З лет до 18 лет
из них от 5 до 18 лет
2022
2023
2022
2023
по общеразвивающим программам
106937
117030
96628
106876
по предпрофессиональным программам
13500
30486
12803
30019
Источник: составлено автором на основе данных [8] (Татарстанстат)

Стимулирование активного образа жизни о подрастающего поколения имеет свои плоды. За один год, с 2022 по 2023, количество детей, занятых в общеобразовательной спортивной деятельности, выросло на более чем 10%. Численность детей, занимающихся по предпрофессиональным спортивным программам, за год выросло в дважды (табл. 2) [8].

Из представленных данных следует, что стимулирование активного образа жизни среди подрастающего поколения дает конкретные положительные результаты. Увеличение количества детей, занимающихся спортом как в рамках общеобразовательных, так и предпрофессиональных программ, свидетельствует о повышенном интересе к физической активности среди детей и подростков. Рост численности участвующих в спортивных занятиях указывает на увеличение спроса на спортивные услуги и программы.

Данная тенденция указывает на значимость развития и расширения спортивной инфраструктуры, улучшения условий для занятий спортом, повышения квалификации тренеров и инструкторов. Также важным аспектом развития спортивного духа молодежи является обеспечение доступностью спортивных мероприятий для всех слоев населения, чтобы обеспечить равные возможности для занятий спортом детям из разных социальных групп. Инвестирование в развитие и совершенствование спортивной инфраструктуры станет ключевым фактором для продолжения этой положительной тенденции и стимулирования активного образа жизни среди подрастающего поколения.

Выводы

Анализ развития спортивной инфраструктуры Республики Татарстан показал, что регион является успешным примером интеграции физической культуры и спорта в социально-экономическую политику. Инвестиции в строительство и модернизацию спортивных объектов значительно улучшили качество жизни населения, повысили доступность спорта и способствовали популяризации здорового образа жизни. Важной особенностью стало привлечение частных инвестиций, что усилило экономические выгоды от развития инфраструктуры. Опыт Татарстана может быть полезен для других регионов России в выработке стратегий, направленных на улучшение спортивной инфраструктуры, среди которых стоит отметить важность следующих направлений:

1. Инвестиции в спортивную инфраструктуру. Развитие базовой и коммерческой спортивной инфраструктуры не только положительно влияет на здоровье населения, но и привлекает дополнительные инвестиции. Регулярные инвестиции в спортивные объекты должны стать частью региональных программ для стимулирования экономического роста и улучшения качества жизни.

2. Проведение международных мероприятий. Организация крупных спортивных событий является источником роста экономики региона, привлекая туристов и повышая престиж территории.

3. Привлечение молодежи и работа с населением. Важным аспектом развития спортивной инфраструктуры является популяризация спорта среди молодежи. Разработка доступных программ и создание площадок для занятий спортом, особенно в районах с высокой долей молодых жителей, способствует формированию устойчивого спроса на спортивные услуги и поддержке здорового образа жизни.


Источники:

1. Насыров И.И. Из истории развития физкультуры и спорта в республике Татарстан // Гасырлар авазы. – 2013. – № 1-2. – c. 196-198.
2. Рансбергер М., Видищева Е.В. Мультипликативный эффект спортивных мероприятий мирового масштаба - миф или реальность? // Вестник сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2010. – № 3(13). – c. 78-81.
3. Татарстан назван в числе лучших по развитию спортивной инфраструктуры. Реальное время. [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/news/307727-tatarstan-v-chisle-luchshih-po-razvitiyu-sportivnoy-infrastruktury (дата обращения: 12.05.2024).
4. Сафронов Р.А. Экономические и финансовые последствия крупных спортивных соревнований для стран-организаторов // European Science. – 2016. – № 12(22). – c. 46-50.
5. Солдатова С.О., Антонов В.А., Финогентова Л.А., Ахметвалеева Э.Т. Развитие системы управления физической культурой и спортом на территории Республики Татарстан // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 6(172. – c. 247-251.
6. В Татарстане почти две трети населения систематически занимается спортом. Татар-информ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/v-tatarstane-pocti-dve-treti-naseleniya-sistematiceski-zanimaetsya-sportom-5935967 (дата обращения: 15.05.2024).
7. Численность молодежи в Татарстане превышает миллион человек. Татар-информ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/cislennost-molodezi-v-tatarstane-prevysaet-million-celovek-5922444 (дата обращения: 10.05.2024).
8. Численность обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ. Татарстанстат. [Электронный ресурс]. URL: https://16.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Доп%20образование.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
9. Спортивные сооружения. Татарстанстат. [Электронный ресурс]. URL: https://16.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Спортивные%20сооружения(3).pdf.
10. Республика спорта. Татарстан.ТОП. [Электронный ресурс]. URL: https://tatarstan.top/achievement/kazan-mirovaya-sportivnaya-arena/ (дата обращения: 17.05.2024).
11. Luisa Franzini, Marc N. Elliott, Paula Cuccaro, Mark Schuster, M. Janice Gilliland, Jo Anne Grunbaum, Frank Franklin, Susan R. Tortolero Influences of Physical and Social Neighborhood Environments on Children's Physical Activity and Obesity // American Journal of Public Health. – 2009. – № 2. – p. 271-278. – doi: 10.2105/AJPH.2007.128702.
12. Gerald Carlino, Edward Coulson N. Compensating Differentials and the Social Benefit of the NFL: Reply // Journal of Urban Economics. – 2006. – № 1. – p. 132-138.
13. Abbiasov T., Sedov D. Do local businesses benefit from sports facilities? The case of major league sports stadiums and arenas // Regional Science and Urban Economics. – 2023. – p. 103853. – doi: 10.1016/j.regsciurbeco.2022.103853.
14. Physical activity. World Health Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 20.09.2024).

Страница обновлена: 13.11.2024 в 17:03:46