Физическая культура и спорт в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы развития

Енченко И.В.1, Егорова Н.М.1
1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Енченко И.В., Егорова Н.М. Физическая культура и спорт в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы развития // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 3. – doi: 10.18334/sport.4.3.121544.

Аннотация:
В данной статье рассматриваются такие показатели развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, как численность населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, численность штатных тренеров и тренеров-преподавателей, наиболее популярные виды спорта, уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из ЕПС, число спортивных сооружений по видам. В заключении авторы дают рекомендации по результатам проведённого анализа. Новизна данного исследования заключается в проведении комплексного анализа текущего состояния и перспектив развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Благодаря данному исследованию становится возможным оценить эффективность реализуемых мер и программ государственной поддержки. Полученные в результате исследования результаты могут стать основой для будущих исследований по данной тематике, разработки программ и стратегий по физической культуре и спорту в регионе, а также корректировке на основе статистических данных уже существующих программ и стратегий развития отрасли

Ключевые слова: физическая культура, спорт, адаптивная физическая культура, спортивные сооружения

JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57



Введение.

Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни общества. В последние годы идет активное развитие данной отрасли. Так, на сегодняшний день, активно реализуются Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года и различные государственные программы по развитию физической культуры и спорт как на уровне государства, так и на региональном уровне.

Несомненно, значительное влияние на отрасль физической культуры и спорта оказала пандемия коронавируса. Известно, что недостаток физической активности и малоподвижный образ жизни приводят к негативным последствиям для здоровья людей, включая изменения в составе тела, развитие мышечной атрофии, снижение аэробных функций и др. [1]. Эксперты указывают, что пандемия COVID-19 значительно ограничила общий уровень физической активности населения, практически во всех странах мира [2,3,4]. Карантинные мероприятия весны-лета 2020 года привели к существенному снижению объемов услуг физической культуры и спорта в денежном выражении [5].

Экспертная оценка критериев эффективности управления физической культурой и спортом (ФКиС) на муниципальном уровне является актуальным и важным инструментом для анализа и мониторинга деятельности местных органов власти в этой области [6]. Она позволяет определить степень достижения поставленных целей и задач, выявить существующие проблемы и предложить оптимальные пути их решения [7]. Для этого необходимо учитывать ряд ключевых критериев, таких как уровень вовлеченности населения в спорт, качество и количество спортивных объектов, уровень профессионализма работников, финансовую обеспеченность и удовлетворенность населения предоставляемыми услугами. Все эти аспекты должны быть тщательно проанализированы и оценены экспертами для получения объективной картины состояния ФКиС на местном уровне [8].

Органами государственной власти выявлена проблема недостаточности качественной и оперативной статистики по стране, в следствие чего сложно говорить о высокой и прозрачной информированности. Наличие актуальной и качественной статистики в сфере физической культуры и спорта является важным элементом планирования бюджета на соответствующий год. Так, государство сможет оперативно выделить в бюджете средства на строительство, эксплуатацию и последующую обслуживание спортивной инфраструктуры, требующей немалые затраты [9]. На современном этапе развития общества назрела необходимость цифровизации во всех сферах деятельности человека. Сфера физической культуры и спорта не является исключением, так как цифровая трансформация способствует решению многих проблем, связанных с управлением на разных уровнях [10].

Санкт-Петербург входит в Северо-западный федеральный округ, занимающий 9,9% территории Российской Федерации. В федеральном округе проживает 13 917 200 человек, что составляет 9,4% населения нашей страны [11]. В Северо-западном федеральном округе физической культурой и спортом занимаются 56,3% населения. Это шестой показатель среди всех федеральных округов [12].

В Санкт-Петербурге действует Государственная программа Санкт‑Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт‑Петербурге». В рамках программы действуют подпрограммы: «Развитие физической культуры и массового спорта», «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», «Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта», «Подготовка Санкт-Петербурга к проведению значимых спортивных мероприятий». Общий объем финансирования государственной программы составляет 170 885 527,6 тыс. руб [13].

Развитие массового спорта в Санкт-Петербурге осуществляется в следующих направлениях: ежегодное проведение более чем 10 тыс. массовых спортивных мероприятий как общероссийского («Лыжня России», «Кросс нации», «Кожаный мяч» и др.), так и регионального уровня (фестиваль гимнастики «Санкт-Петербургская грация», легкоатлетическая эстафета «Звёздная», фестиваль пляжного волейбола и др.) [14].

По данным Годового отчета о ходе реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» за 2023 год доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся физической культурой и спортом в возрасте от 3 до 79 лет составила 58,1%. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта составил 65,8% [15].

Основная часть

На 1 января 2024 года в Санкт-Петербурге проживает 5 597 763 человека. Наиболее населенным районом города является Приморский район. По данным Петростата в нем проживает 704 075 человек [16]. На рисунке 1 представлены данные по численности населения по районам Санкт-Петербурга.

Рисунок 1 – Численность населения Санкт-Петербурга по районам (составлено авторами)

Мы видим, что самым многонаселенным является Приморский район, далее идут Невский и Выборгский районы.

Самые низкие показатели наблюдаются в Курортном, Кронштадтском и Адмиралтейском районах.

Рассмотрим такой важный показатель, как доля лиц от 3 до 79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом. В 2023 году данный показатель составлял 58,1%, в том числе в возрастной категории от 3 до 29 лет – 92,9%, от 30 до 59 лет - 48,4%, от 60 до 79 лет – 29,1%.

Среди людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов физической культурой и спортом занимается 46,4% населения [17]. Наибольшее количество занимающихся АФК составляют лица, отнесенные к категории имеющих общие заболевания. Второй по численности занимающиеся, группа лиц с нарушения опорно-двигательного аппарата [18].

По данным Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга в 2023 году систематически физической культурой и спортом занималось 2 962 331 человек, в том числе в возрасте от 3 до 15 лет – 693 053 человек, 16-17 лет – 89 398 человек, 18-29 лет – 627 326 человек, 30-59 лет – 1 146 312 человек, 60-79 лет – 392 833 человека, старше 80 лет – 13 409 человек [19].

На рисунке 2 представлены данные по доле граждан от 3 до 79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 2017 по 2023 год [20].

Рисунок 2 - Доле граждан от 3 до 79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 2017 по 2023 год, в % (составлено авторами)

Мы видим, что с 2017 года показатели значительно улучшились. Прирост составил 18,6%. Самый значительный прирост наблюдается в 2022 году – 9,2%.

На рисунке 3 представлены данные по численности граждан, занимающихся видами спорта и двигательной активностью с 2015 по 2022 год [21].

Рисунок 3 - Данные по численности граждан, занимающихся видами спорта и двигательной активностью с 2015 по 2022 год, тыс. чел. (составлено авторами)

Наиболее высокие показатели наблюдались в 2015 году – 670,53 тысяч человек. Далее наблюдался постепенный спад. Самый низкий показатель мы видим в 2020 году – 590,19 тысяч человек. Несомненно, данный факт можно связать с пандемией коронавируса. С 2021 года показатели стабильно возрастают. По итогам 2022 года показатель равен 620,36 тысяч человек. Таким образом средний прирост с 2016 по 2022 год является отрицательным и составляет – 7,17, то есть показатель снизился на 1,1%.

Рассмотрим наиболее популярные в Санкт-Петербурге виды спорта по данным Единого Методического Информационного Ресурса Министерства спорта Российской Федерации за 2023 год [22]. На рисунке 4 представлена информация по данному показателю.

Рисунок 4 – Популярные виды спорта и двигательной активности Санкт-Петербурга (составлено авторами)

Наиболее большой прирост наблюдается у бодибилдинга – 9807 человек, далее идет фитнес-аэробика – 3764 человека и хореография (танцы) – 2525 человек. Самым популярным видом спорта является плавание, далее идет фитнес-аэробика и футбол.

Важнейшим показателем развития физической культуры и спорта является численность штатных тренеров и тренеров-преподавателей. Рассмотрим данные по этому показателю с 2015 по 2022 год по данным Единого Методического Информационного Ресурса Министерства спорта Российской Федерации (рисунок 5) [23].

Рисунок 5 – Численность штатных тренеров и тренеров-преподавателей, чел. (составлено авторами)

Наиболее существенное снижение по численности штатных тренеров и тренеров-преподавателей произошло в 2018 году. С 2019 года показатели начали вновь возрастать. К 2022 году показатель составил 4061 человек.

Средний прирост с 2016 по 2022 год является отрицательным и составляет – 293,1, что равно 38,3%.

Всего в Санкт-Петербурге на 2023 год насчитывается 21 478 работников физической культуры и спорта, из них 17 433 являются штатными работниками [24].

Для развития физической культуры и спорта в регионе крайне важным представляется такой показатель как уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (ЕПС) [26]. Рассмотрим данные по этому показателю с 2017 по 2023 год (рисунок 6).

Рисунок 6 - Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из ЕПС, % (составлено авторами)

Анализируя данные, представленные на рисунке 6, можно сказать, что фактические значения превосходят плановые. С 2017 года данный показатель возрос на 33,5%.

Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из ЕПС равен 65,8%.

Рассмотрим число спортивных сооружений по типам. Данные по этому показателю представлены на рисунке 7 [18, 27, 28].

Рисунок 7 – Число спортивных сооружений с 2021 по 2023 год (составлено авторами)

Анализируя данные, представленные на рисунке 7, можно сказать, что общее число спортивных сооружений увеличилось с 8671 в 2021 году до 8891 в 2022 и до 9570 в 2023 году, то есть на 899 спортивных объектов. Количество стадионов увеличилось на 1 единицу. Число плоскостных сооружений увеличилось с 2021 года на 219 объектов, число залов возросло на 74 объекта, бассейнов стало больше на 41 объект. Таким образом, мы видим, что самые значительные изменения произошли в количестве плоскостных сооружений.

Рассмотрим показатели финансирования физической культуры и спорта с 2021 по 2023 год. Всего в 2023 году было израсходовано 29 338 995,6 рублей. Отметим, что данный показатель меньше показателей 2021 года на 5 536365,1 рублей и меньше показателей 2022 года на 25 687 141,6 рублей [18, 27, 28]. На рисунке 8 представлены данные по финансированию физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге с 2021 по 2023 год.

Рисунок 8 - Финансирование физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге с 2021 по 2023 год (составлено авторами)

Мы видим, что максимальные объемы финансирования приходятся на заработную плату работников физической культуры и спорта. Самые высокие показатели наблюдались в 2022 году – 55 026 137,2 рублей.

Важнейшей составляющей финансирования физической культуры и спорта является предоставление платных услуг. На рисунке 9 представлены данные по поступлению средств от проведения платных услуг от занятий в клубах, секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности [25, 26,27].

Рисунок 9 - Данные по поступлению средств от проведения платных услуг от занятий в клубах, секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности (составлено авторами)

Мы наблюдаем наиболее высокие показатели в 2022 году – 4 555 042 рублей. В 2023 году показатель снизился на 2 600 000 рублей.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что в целом развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге имеет положительную динамику.

Численность людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом постепенно возрастает. С 2017 года данный показатель возрос на 18,6%. Максимальное число занимающихся приходится на возрастную категорию от 3 до 29 лет – 92,9%. С каждым годом возрастает число спортивных объектов. С 2021 года данный показатель увеличился на 899 спортивных объектов.

Ежегодно Санкт-Петербург принимает крупные спортивные соревнования и массовые мероприятия различного уровня. Данный факт способствует укреплению имиджа города и развитию физической культуры и спорта.

В городе реализуются программы, направленные на массовый и любительский спорт и спорт высших достижений. Активно реализуются программы, направленные на подготовку спортивного резерва.

Кроме того, в высших и средних специальных учебных заведениях города активно реализуются программы высшего образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта.

В качестве рекомендаций по дальнейшему развитию сферы физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге целесообразно продолжать работу по созданию условий для занятий физической культурой и спортом всех категорий населения. Важным представляется обеспечение доступности спортивных объектов и площадок. Обеспечить предоставление услуг физической культуры и спорта как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

Кроме того, по нашему мнению, важно работать над повышением качественных и количественных показателей массовых спортивных мероприятий. Данное обстоятельство будет способствовать привлечению большего числа людей к занятиям физической культурой и спортом. В современных условиях, важно сосредоточиться на мероприятиях для массового и любительского спорта, привлечении населения к различным видам спорта. Целесообразно проводить спортивные мероприятия и фестивали по различным видам спорта с привлечением населения всех возрастных категорий.

Необходимо продолжать вести работу по строительству и реконструкции спортивных объектов. Необходимо учитывать потребности всех категорий населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. После пандемии коронавируса актуальность и популярность приобрели занятия на открытом воздухе, в связи с чем, по нашему мнению, целесообразно расширять число внутридворовых площадок с тренажёрами, а также спортивных площадок для игровых видов спорта и лёгкой атлетики.

Для популяризации физической культуры и спорта необходимо активно применять средства массовой информации. Для этого следует проводить мониторинг наиболее востребованных у различных категорий населения средств массовой информации и максимально привлекать именно их. Так для старшего поколения следует делать акцент на телевидении, радио, печатной продукции в газетах и на информационных стендах. Для молодежи и людей среднего возраста более актуальными являются источники в сети интернет, социальные сети и различные каналы в мессенджерах.

Важным представляется также разработка мер по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге функционируют вузы физической культуры, которые готовят не только тренерские кадры, но и кадры, занимающиеся управлением в сфере физической культуры и спорта. Так, в частности, НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта реализует программы бакалавриата и магистратуры по целому ряду направлений, в том числе и связанных с управленческой деятельностью, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации также по различным направлениям.

Кроме того, необходимо продолжать работу по повышению уровня цифровизации сферы физической культуры и спорта. Формирование цифровой платформы в данной отрасли будет способствовать увеличению качественных характеристик статистических данных, которые на сегодняшний день формируются на основе статистических отчётов по специальным формам (1-ФК, 3-АФК и т.д.). Несомненно для формирования качественной цифровой платформы потребуются высококвалифицированные специалисты в области физической культуры и информационных технологий. Данная проблема решается формированием специализированных программ обучения специалистов, способных сформировать качественную информативную и удобную платформу для обработки статистических данных в области спорта. Все это приведёт к формированию более точных и обоснованных решений в отрасли физической культуры и спорта как на региональном, так и на государственном уровне.

Данные меры, по нашему мнению, будут способствовать повышению уровня здоровья населения Санкт-Петербурга, росту спортивных достижений и укреплению имиджа города в целом.


Источники:

1. Осипов А. Ю., Клепцова Т. Н., Лепилина Т. В. Влияние пандемии COVID-19 на физическую активность студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3 (193). – c. 313—317.
2. Galle F., Sabella E., Ferracuti S. Sedentary behaviors and physical activity of Italian undergraduate students during lockdown at the time of COVID-19 pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 17 (17). – p. 6171.
3. Lopez-Valenciano A., Suarez-Iglesias D., Sanchez-Lastra M. Impact of COVID-19 pandemic on university students' physical activity levels: An early systematic review // Frontiers in Psychology. – 2020. – № 11. – p. 624567.
4. Romero-Blanco C., Rodriguez-Almagro J., Onieva-Zafra M. Physical activity and sedentary lifestyle in university students: Changes during confinement due to the COVID-19 pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 17(18). – p. 6567.
5. Верзилин Д.Н., Дубатов М.А. Оценка влияния пандемии COVID-19 на экономику сферы физической культуры и массового спорта // Экономика. Право. Инновации. – 2021. – № 2. – c. 22-28.
6. Гацуля О. Развитие отраслевого управления в сфере физической культуры и спорта: концептуальные основы // Государственное управление и местное самоуправление. – 2015. – № 1. – c. 176–185.
7. Починкин А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. - Москва : Спорт, 2016. – 53 c.
8. Слободянюк Б.В., Мяконьков В.Б., Мустафин Д.В. Экспертная оценка критериев эффективности управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2024. – № 1. – c. 227-231.
9. Луцкая А.В., Савельева О.В. Спонсорство как специфический вид предпринимательской деятельности в спорте // Трансформация экономической и правовой системы России: проблемы и перспективы: сборник научных статей Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Самара, 23–25 ноября 2020 года. – Самара: Самарский государственный экономический университет. Самара, 2021. – c. 56-60.
10. Крылова А. Т., Круглова Т. Э. Цифровизация как основа получения качественных статистических данных для управления системой физической культуры и спорта // Экономика. Право. Инновации. – 2022. – № 1. – c. 48-53.
11. Северо-Западный федеральный округ. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. [Электронный ресурс]. URL: http://szfo.gov.ru/district (дата обращения: 23.06.2024).
12. Показатели развития физической культуры и спорта за 2023 год. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/documents/1337/ (дата обращения: 10.06.2024).
13. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге». Официальный сайт Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://kfis.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2024/05 (дата обращения: 26.06.2024).
14. Андросова Г.А., Михайлова Е.Я. Критерии эффективности государственного управления отраслью физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2019. – № 2. – c. 128-133.
15. Годовой отчет о ходе реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» за 2023 год. Официальный сайт Комитета по физической культуре и спорту. [Электронный ресурс]. URL: https://kfis.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2024/05/15/%D0%93%D0%BE%D (дата обращения: 26.06.2024).
16. Численность постоянного населения в разрезе муниципальных образований Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января 2024 года. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%A1% (дата обращения: 26.06.2024).
17. Ерёмин И.Б., Акулова Л.Н., Филиппов С.С. Некоторые аспекты развития адаптивной физической культуры в Санкт-Петербурге // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 4 (88). – c. 329-335.
18. Форма 1-ФК 2023 год. Официальный сайт Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_physic/statistic (дата обращения: 27.06.2024).
19. Доля граждан 3-79 лет, систематически занимающихся ФКиС. Единый Методический Информационный Ресурс Официальный ресу. [Электронный ресурс]. URL: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/region-plan/RU-SPE (дата обращения: 26.06.2024).
20. Численность граждан, занимающихся видами спорта и двигательной активностью. Единый Методический Информационный Ресурс Официальный ресурс Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/sports-development/ru-spe (дата обращения: 26.06.2024).
21. Популярные виды спорта и двигательной активности региона. Единый Методический Информационный Ресурс Официальный ресурс Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/sports-development/ru-spe (дата обращения: 27.06.2024).
22. Число штатных тренеров и тренеров-преподавателей. Единый Методический Информационный Ресурс Официальный ресурс Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/sports-development/ru-spe (дата обращения: 27.06.2024).
23. Достижение показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Единый Методический Информационный Ресурс Официальный ресурс Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/region-plan/RU-SPE (дата обращения: 26.06.2024).
24. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из ЕПС. Единый Методический Информационный Ресурс Официальный ресурс Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://emir.gov.ru/analytics/indicators/region-plan/RU-SPE (дата обращения: 26.06.2024).
25. Показатели развития физической культурой и спортом в 2022 году. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/activity/statisticheskaya-informacziya (дата обращения: 23.06.2024).
26. Показатели развития физической культурой и спортом в 2021 году. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/activity/statisticheskaya-informacziya (дата обращения: 03.06.2024).
27. Форма 1-ФК 2022 год. Официальный сайт Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_physic/statistic (дата обращения: 27.06.2024).
28. Форма 1-ФК 2021 год. Официальный сайт Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_physic/statistic (дата обращения: 27.06.2024).

Страница обновлена: 02.09.2024 в 21:30:44