Аналитический обзор государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
Алиев А.М.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 82
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54898213
Аннотация:
В работе представлен аналитический обзор государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Актуализированы основные направления, цели и задачи государственной политики в области физической культуры и спорта, отражённые в законодательных актах. Согласно основным положениями государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» проанализированы её ключевые показатели.
По результатам анализа сделан вывод, что финансовое обеспечение государственной программы свидетельствует об отрицательных тенденциях. Проанализированные показатели «доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом» и «уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями» показал положительные тенденции роста, однако отмечена неравномерность по субъектам Российской Федерации, на которую непосредственно влияет недостаточное финансовое обеспечение программы.
Ключевые слова: физическая культура, развитие спорта, государственная политика в области спорта, государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29
Введение. Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, и реализуется в образовательной, культурной, здравоохранительной, молодежной, национальной, международной сферах. «Физкультура и спорт обладают высоким политическим потенциалом, и способны выполнять многообразные функции государства, в том числе способствовать формированию внутреннего и внешнего образа государства, патриотических чувств граждан» [8].
В связи с этим, научный анализ формирования и развития государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта представляется актуальным. Актуальность также определяется необходимостью выявления сложившегося положения в развитии физической культуры и спорта в стране, анализа законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях.
«Роль спорта в современных условиях становится не только заметным социальным явлением, но и политическим фактором на глобальном уровне» [6]. Привлечение граждан к занятию физической культурой и спортом, успехи на международных соревнованиях интерпретируются как показатель жизнеспособности нации. Однако, добиться высоких уровней показателей физической культуры и спорта, улучшить здоровье, благосостояние и качество жизни граждан невозможно без поддержки государственных структур, осуществляющих государственную политику, в том числе в области физической культуры и спорта.
Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта. Государственная политика в области физической культуры и спорта основана на следующих ключевых принципах:
– обеспечение права на свободный доступ к физической культуре и спорту для всех категорий граждан и групп населения, как необходимое условие развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности. Данное положение указывает на то, что каждый человек в соответствии со спортивными традициями нашей страны имеет возможность участвовать в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов, исходя из своих способностей;
– единство нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории РФ. То есть, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить правовым положения основополагающего закона в данной сфере;
– сочетание государственного регулирования физкультурно-спортивных отношений с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
– установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта. При этом, Правительство РФ должно стремиться дать возможность каждому человеку заниматься спортом и получить знания по физическому воспитанию, обеспечить занятие спортом в безопасных условиях и на фоне благоприятной окружающей среды. Кроме того, государство гарантирует каждому гражданину возможность улучшать свои показатели в спорте и достигать общепризнанных вершин мастерства [9, с. 76];
– органы государственного управления в области физической культуры и спорта защищают моральные и этические основы спорта;
– принцип запрета на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта. Данный принцип получил признание на международном уровне. Примером здесь может служить Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий, в частности на футбольных матчах ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) [7, с. 112].
Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта на современном этапе определены в Указе Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], предусматривающие:
– вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи;
– повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями по здоровью и инвалидов;
– совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
– усиление конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.
Таким образом, в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации…» отмечены два ключевых направления государственной политики:
– развитие системы массового спорта и физической культуры;
– повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Следовательно, реализация стратегических целей в области физической культуры и спорта будет осуществляться по этим двум направлениям:
Первое направление – развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания:
– развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
– развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
– осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
– разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
– нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
– реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
– развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
Второе направление – повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене:
– модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
– развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;
– обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;
– обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
– совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;
– формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам.
В настоящее время действует государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» [4], разработанная с учетом опыта предыдущих государственных программ. Целью текущей программы является также создание условий для привлечения к массовому спорту, повышения конкурентоспособности российского спорта на международном уровне с инновационным акцентом, и повышенным вниманием на проведение в РФ международных спортивных мероприятий.
Анализ показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Основными положениями государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» являются [5]:
– период реализации: этап I: 2013-2021 гг. (завершён); этап II: 2022-2030 гг. (в процессе реализации);
– цели государственной программы: увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спорта, до 70% к 2030 г.; вхождение олимпийской сборной команды Российской Федерации в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете к 2030 г.; увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50% к 2030 г.;
– направления (подпрограммы): «Массовый спорт и подготовка спортивного резерва»; «Спорт высших достижений»;
– объемы финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета за весь период реализации 185 539 598,8 млн. руб.;
– влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации/Влияние на достижение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сохранение населения, здоровье и благополучие людей / показатель «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» / показатель «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%».
Следует отметить, что важное место в системе государственного управления физической культурой и спортом отводится региональным органам управления. В России, которая является Федеративным государством, полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами законодательно разграничены [1]. Данные нормы распространяются и на отношения в области физической культурой и спорта. Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта закреплены в ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3].
Обратимся к статистическим данным Паспорта государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», и проанализируем ключевые показатели:
– финансовое обеспечение государственной программы (рис. 1);
– доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом (рис. 2);
– уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями (рис. 3).
Рисунок 1. Финансовое обеспечение государственной программы, млн. руб.
Примечание: 2023 и 2024 гг. прогнозные.
Источник: [5].
Финансовое обеспечение государственной программы возложено на федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники (рис. 1), которые демонстрируют следующие тенденции:
– федеральному бюджету отводится максимальная нагрузка в финансовом обеспечении программы, тем не менее она с каждым годом сокращается;
– консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации имеют меньшую нагрузку, чем федеральный бюджет в финансовом обеспечении программы, однако, она также сокращается;
– внебюджетные источники имеют минимальную (фиксированную) нагрузку в финансовом обеспечении программы на уровне 0,41 млн. руб.
Рисунок 2. Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом, %
(по РФ и по отдельным субъектам РФ)
Примечание: 2023 и 2024 гг. прогнозные
Источник: [5].
Как видно из рисунка 2, по данному показателю установлено базовое значение по каждому субъекту РФ, зависящее от многих факторов, но основным является финансовое обеспечение.
Из анализируемых субъектов РФ максимальное базовое значение отмечено у Краснодарского края (56,5%), минимальное у Республики Крым (26,3%). При этом, текущие и прогнозные значения свидетельствуют о положительной тенденции роста доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом по всем исследуемым субъектам РФ. Интенсивный рост демонстрирует Республика Крым.
Рисунок 3. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, %
Примечание: 2023 и 2024 гг. прогнозные
Источник: [5].
Как видно из рисунка 3, по данному показателю также установлено базовое значение по каждому субъекту РФ, зависящее от многих факторов, но основным остаётся финансовое обеспечение.
Из анализируемых субъектов РФ максимальное базовое значение отмечено у Саратовской области (68,9%), минимальное у Республики Крым (42%). При этом, текущие и прогнозные значения свидетельствуют о положительной тенденции роста уровня обеспеченности граждан спортивными сооружениями по всем исследуемым субъектам РФ. Интенсивный рост по данному показателю также отмечается у Республики Крым, минимальный рост наблюдается у Московской области.
Заключение
Аналитический обзор государственной политики в области физической культуры и развития спорта позволил сделать следующие выводы:
– физическая культура и спорт – это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на развитие государства;
– в рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности;
– управление физической культурой и спортом представляет систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта;
– государственная политика включает в себя организационную деятельность по проведению массовых соревнований и физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;
– анализ финансового обеспечения государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» федеральным бюджетом, консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации и внебюджетными источниками свидетельствует об отрицательных тенденциях;
– анализ показателей «доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом» и «уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями» показал положительные тенденции роста, однако отмечена неравномерность по субъектам РФ, на которую влияет недостаточное финансовое обеспечение программы.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=loblsw8ggg671641017.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/cc4ec50f25155f454528b9eb785c5d12e656e7d4/ .
4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234/?ysclid=lobm3bbg9z840083278.
5. Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации Развитие физической культуры и спорта (утв. решением Правительства РФ от 23.12.2021 N ММ-44-19192). Sudact.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/pasport-gosudarstvennoi-programmy-kompleksnoi-programmy-rossiiskoi-federatsii/?ysclid=lobq6njs5t306642814.
6. Аркалов Д.П. Теоретические аспекты функционирования сферы физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2021. – № 2. – c. 10-13. – doi: 10.18572/2070-2175-2021-2-10-13.
7. Белокрылова О.С. Государственные антикризисные программы поддержки бизнеса: мировой, российский и региональный опыт. - М.: Содействие - XXI век, 2018. – 918 c.
8. Братановский С.Н., Братановская М.С., Вулах М.Г. Административно-правовые аспекты функционирования сферы физической культуры и спорта в России // Спорт: экономика, право, управление. – 2019. – № 1. – c. 19-26.
9. Жердева Ю.А., Авраменко А.В. Функционирование сферы физической культуры и спорта как важный фактор экономического развития государства // Вестник профессионального образования. – 2020. – № 2(14). – c. 108-113.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 10:45:48