Принципы энергетической справедливости

Красноперова А.Б.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633405

Аннотация:
В настоящей работе проводится исследование основ энергетической справедливости как высокоэффективного инструмента не только с точки зрения коцептуализации теоретического представления об энергетически справедливом мире и эффективного анализа широкого круга вопросов, связанных с энергетикой, но и используемого в реальном процессе разработки энергетической политики в качестве основы оценки устойчивости практических проектов и инициатив в энергетической сфере.Автором рассматриваются различные научные подходы к понятию энергетической справедливости, а также формулируются основные постулаты, которые могут быть положены в основу концепции энергетической справедливости. По результатам исследования автором делается вывод о том, что предложенная система принципов энергетической справедливости может быть использована как операционная модель и руководство к действию для компаний энергетического сектора и государственных органов при выработке энергетической политики, добыче энергоресурсов и предоставлении энергетических услуг потребителям

Ключевые слова: слова: энергия, энергетическая справедливость, энергетические ресурсы, энергетические услуги, доступность энергии, эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, энергетическая безопасность, энергетическое равенство

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Энергия входит в минимальный перечень благ, необходимых для поддержания достойного уровня жизни, участвует в производстве различных материальных благ, покупается и продается на рынке. Она обладает способностью удовлетворять человеческие потребности в освещении, отоплении, эксплуатации бытовой техники, которые в общегосударственном масштабе определяются населением, оказывает непосредственное влияние на формирование человеческого капитала при участии публичной власти.

Слово «энергия» имеет древнегреческое происхождение и переводится на русский язык как действие, деятельность, сила, мощь. Высокая степень энергетического развития, надлежащее качество предоставляемых энергетических услуг положительно влияют на экономическое и социальное развитие общества.

Развитие и защита частной собственности, рыночных отношений, экономической свободы индивида невозможны без справедливого распределения финансовых ресурсов, справедливого обмена имущественными ценностями, справедливой конкуренции, что позволяет считать энергетическую справедливость важнейшей экономической категорией и инструментом, подчеркивающим необходимость сосредоточения внимания на таких аспектах реализации проектов и инициатив, связанных с энергетикой, как достижение социальной справедливости, обеспечение более широкого доступа к участию в процессе принятия решений, смягчение потенциальных рисков и негативных последствий практической реализации различных энергетических проектов.

В связи с этим концепция энергетической справедливости, включающая в себя такие элементы, как доступность энергетических ресурсов для потребителей, эффективное и рациональное использование энергоресурсов с целью удовлетворения общественных потребностей, обеспечение защиты экономики, общества и государства от возможных энергетических угроз, является ценным инструментом для оценки устойчивости проектов, связанных с энергетикой, а также для разработки руководящих принципов освоения предпринимательскими структурами энергетических ресурсов на основе постулатов устойчивого развития.

Актуальность темы работы. Реализация проектов в сфере энергетики часто пересекается с насущными социальными и экологическими проблемами. Разведка и добыча энергетических ресурсов, развитие энергетической инфраструктуры затрагивают интересы местных жителей, влияют на их экономическое и социальное благополучие. Решение проблемы обеспечения экологической устойчивости и смягчение потенциальной социальной несправедливости, достижение компромиссов, вызванных эксплуатацией энергетических ресурсов и развитием энергетической инфраструктуры, смягчение негативных экономических (таких, как потеря рабочих мест) и экологических последствий перехода к более устойчивой энергетической системе, основанной в том числе на возобновляемых источниках, предоставление всем потенциальным заинтересованным сторонам права участвовать в процессе выработки энергетической политики, признавая и уважая разрозненные формы знаний, культурные и традиционные различия, представляются весьма существенными и актуальными моментами энергетического развития.

Изученность проблемы. Теоретическая концепция энергетической справедливости была сформулирована в первом десятилетии ХХI века такими зарубежными учеными, как Дж.Агьеман [29], Н.Киберт [42], Д.Ли [43], Д.Макдональд [45], С.Харрисон [40], О.Харсем [41], С.Чи [33], в серии исследовательских работ, посвященных изучению актуальности вопросов, связанных с правосудием в энергетической сфере.

Включение руководящих принципов устойчивого развития и энергетической справедливости в существующие бизнес-модели и практики исследовано в работах В.Андерсона [30], С.Боргези [32], Дж.П.Веше [36], А.Голдтау [38], Л.Делины [35], Е.Кларка [34], Д.Макколи [44], Ф.Нерини [47], А.Николлс [48], Б.Совакула [49], К.Стампф [50], Д.Хеффрона [44] и других.

Вопросы энергетической справедливости не получили такого широкого освещения в российской научной литературе, как в трудах зарубежных авторов. Отдельные аспекты энергетической справедливости затрагиваются в исследованиях В.С.Автономова [1], С.С.Жолнерчика [26], Н.Ю.Кавешникова [5], Е.Н.Калмычковой [6], А.М.Мастепанова [13], Н.В.Пахомова [15], А.Б.Секачевой [21], Н.Н.Сергеева [22], Л.А.Студеникиной [24], Е.А.Телегиной [24], Т.В.Ховаловой [26], Л.Ш.Юлгушевой [28].

Цель исследования заключается в оценке и анализе основ концепции энергетической справедливости и разработке принципов энергетической справедливости, базирующихся на критериях устойчивого развития, социальной справедливости, соблюдении интересов местного населения и минимизации экологических угроз при осуществлении процессов, связанных с производством, транспортировкой и использованием энергоресурсов.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: аналитический метод, синтез, системный подход, исторический метод, сравнительный метод.

Научная новизна исследования заключается в систематизации основных современных экономических, социальных и экологических проблем, сопровождающих процесс производства и использования энергии, изменения энергетических систем, и обозначения пути их возможного решения через соблюдение принципов энергетической справедливости. В работе предлагается авторская трактовка принципов энергетической справедливости.

1. Этимология понятия энергетической справедливости

Понятие справедливости является связующим звеном, так называемым «мостиком» между нравственной и экономической составляющей общественных отношений. Оно основывается на понятии человеческих возможностей и опирается на концепцию общественного блага [7, 18].

Справедливость представляет собой «осуществление нравственного в общественных отношениях людей, позицию и практику предоставления каждому человеку того, что принадлежит ему по праву», - отмечает П.Козловски [8]. Это определение подтверждается трудами ученых на протяжении всей истории человечества, с древнейших времен до современности.

Так, по мнению Платона справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял свое же [17]. Аристотель понимал справедливость как среднее между излишеством и нехваткой, между многим и малым: «Несправедливый, совершая несправедливость, имеет больше, а терпящий несправедливость, подвергаясь ей, имеет меньше. Середина между ними – справедливое, среднее же – это равное» [2].

Именно Аристотелю приписывают разделение справедливости на дистрибутивную (распределительную) и коммутативную (компенсаторную, уравнивающую). Как отмечают И.В.Баскакова и З.В.Степанова, «первая относится к распределению благ между равноправными гражданами, вторая – к проблеме эквивалентности свободного обмена благами» [3]. Взглядов Аристотеля придерживался и средневековый ученый Фома Аквинский, различавший справедливость при обмене и справедливость при распределении [6].

Во флорентийских «Установлениях справедливости» под справедливостью понимается ответственность членов общества друг перед другом. Более высокий уровень благосостояния человека обязывает его нести большую ответственность перед обществом [9].

Следующий этап развития экономической мысли и теории экономической справедливости связан с трудами А.Смита, который разделил экономику и нравственность, считая справедливость этической категорией, основой, на которой располагается здание человеческого общества. Рынок и экономика, по его мнению, находятся под воздействием автоматического регулирования, а морально-этические вопросы остаются за рамками такого регулирования.

Взгляды А.Смита в специальной литературе нередко называют позицией «невидимой руки», поскольку в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» ученый отметил, что люди могут в условиях рынка через «невидимую руку» экономики реализовывать свои потребности и разрешать экономические проблемы, обеспечивая как собственное благосостояние, так и выгоду для общества в целом [23].

В настоящее время проблемы экономической справедливости рассматриваются в трудах Дж.Ролза [20], Ф.Хайека [25], Р.Дворкина [37], П.Козловски [8], В.Шапиро [27], С.Ю.Глазьева [4], В.С.Автономова [1] и других.

По мнению Д.Ролза, в упорядоченном обществе институты справедливы, и это признано на публичном уровне [20]. Ученый проводит параллель между справедливостью и истиной. Истина, по его мнению, есть добродетель мысли, а социальная справедливость – первая добродетель общественных институтов. Все отношения, складывающиеся в обществе, и все заключаемые свободными и рациональными индивидами соглашения должны основываться на принципах справедливости (честности).

Д.Ролз сформулировал два принципа справедливости. Первый принцип устанавливает равенство прав граждан. Второй принцип допускает наличие социальных и экономических неравенств при распределении доходов и богатств, доступе к должностям, однако эти неравенства «должны быть устроены так, чтобы от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех и доступ к положениям и должностям был бы открыт всем». При этом первый постулат является первичным по отношению ко второму. Непременным условием роста общественного благосостояния школа Д.Ролза считает повышение благосостояния наименее обеспеченных граждан на конкурентных началах, что в конечном итоге должно способствовать эффективному экономическому развитию [20].

По мнению Д.Петросяна, справедливость «выступает в экономике как экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам. Она означает, прежде всего, защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства от экономических и социальных кризисов» [14].

Таким образом, анализ исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов на тему справедливости свидетельствует, что эта категория тесно связана с понятием общественных благ.

Профессор В.С.Автономов также обращает внимание на взаимосвязь между понятиями справедливости и доверия: «В обществе, которое его члены считают справедливым, должен быть высокий уровень доверия… справедливость может означать либо беспристрастность, либо взаимовыгодность» [1].

Ученый выявил мировую тенденцию, согласно которой уровень доверия зависит от уровня ВВП на душу населения. В частности, самым высоким уровнем доверия, по мнению В.С.Автономова, отличаются скандинавские страны и государства Северной Европы, для которых характерны социальная стабильность, высокий уровень жизни, стабильные количественные и качественные показатели предоставляемых населению общественных благ, устойчивые темпы человеческого развития. В России при более низких значениях перечисленных показателей уровень доверия значительно ниже [1].

Из утверждений о взаимосвязанности категорий справедливости и общественных благ, справедливости и доверия можно сделать вывод о взаимной обусловленности понятий справедливости, доверия и общественных благ и сформулировать закономерность, состоящую в том, что чем выше существующий в обществе и государстве уровень доверия граждан к органам публичной власти, а также уровень доверия между людьми, тем выше уровень количества и качества общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам.

В ХХ веке понятие «справедливость» стало носить прикладной характер. В результате возникли различные «виды» справедливости – социальная, экономическая, энергетическая. Вопросы энергетической справедливости начали исследоваться учеными сравнительно недавно.

Термин «энергетическая справедливость» был введен в научный оборот К. Бикерстафф, Г. Уокер и Х. Балкли и первоначально рассматривался как понятие, сосредоточенное преимущественно на проблемах топливной бедности, социального и пространственного распределения энергии [31].

В 2010 году Всемирный энергетический совет предложил определять энергетическую справедливость как способность страны обеспечить всеобщий доступ к недорогостоящим и богатым запасам энергии для бытового и коммерческого использования [52]. В дальнейшем концепции экологической, климатической и энергетической справедливости были проанализированы Д.Макколи и Р.Хеффроном в контексте комментариев по поводу так называемого «справедливого перехода», то есть процесса перехода к постуглеродной энергетической системе [44].

2. Основные начала энергетической справедливости

Энергетическая справедливость как экономическая категория базируется на ряде принципов, образующих единую целостную систему.

Энергия имеет первоочередной целью удовлетворение общественных (индивидуальных и коллективных) потребностей, она предоставляется всем физическим и юридическим лицам, которые нуждаются в энергетических ресурсах и в том количестве, которое требуется каждому потребителю. Действительно, электрическая, тепловая, ветровая, солнечная и другие виды энергии могут быть предоставлены всем нуждающимся в этих ресурсах и желающим их получить, то есть они охватывают неограниченное число потребителей.

Таким образом, первый принцип энергетической справедливости применительно к экономической теории общественных благ может быть сформулирован как доступность энергетических ресурсов для неограниченного круга лиц и их предоставление пропорционально нуждам и запросам потребителей энергетических услуг в целом и каждого получателя определенного вида энергии в отдельности.

В этом постулате очень четко выражен статус энергии как товара, сформулированный Т.В.Ховаловой и С.С.Жолнерчиком: в любой момент времени должно быть произведено количество энергии, равное ее потреблению [26].

Следующий принцип энергетической справедливости - эффективность, дешевизна и устойчивость энергетических услуг. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии является целью устойчивого развития ООН (ЦУР 7) [35].

Цели устойчивого развития, в частности ЦУР 7, которая сосредоточена на энергетической сфере, четко признают, что социальное и экономическое развитие зависит от устойчивого управления природными ресурсами нашей планеты и что энергия (в ее различных формах) является основой человеческой жизни. В ЦУР четко выражена необходимость расширения доступа к энергии и развития энергетической инфраструктуры при одновременном повышении энергоэффективности.

Помимо ЦУР 7, которая непосредственно связана с энергетикой в ее различных формах и с предоставлением энергетических услуг, необходимость ускорения развития и преобразования энергетических систем рассматривается в ЦУР 13, где излагается роль низкоуглеродных энергетических решений и повышения эффективности энергетических услуг в смягчении последствий изменения климата [35].

Более того, в ряде международных документов, включая Парижское соглашение к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (принято в декабре 2015 года), подчеркивается важность содействия обеспечению доступа к энергии, развитию энергетической инфраструктуры и повышению энергоэффективности, а также растущее значение решений в области возобновляемых источников энергии.

С названными постулатами тесно связан третий принцип энергетической справедливости - всеобщность и равенство прав граждан при получении энергоресурсов.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. На основании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключаемый между энергоснабжающей организацией и потребителем энергии, признается публичным договором, то есть заключаемым с каждым потребителем на одинаковых условиях, за изъятиями, установленными в законе.

Обязанностью потребителя является оплата принятой энергии в соответствии с показаниями приборов учета, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон. Несоблюдение правил потребления энергии может повлечь для потребителей меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Согласно Германскому гражданскому уложению договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи. Обязанностью продавца – энергоснабжающей или сетевой организации - по этому договору является передача энергии покупателю – энергоснабжающей организации или конечному потребителю. Покупатель, в свою очередь, должен уплатить покупателю согласованную цену товара и принять его поставку. Причем в немецком праве энергия признается товаром, но не рассматривается как вещь, поскольку вещами являются только материальные предметы. Договор действует с начала поставки товара (параграфы 243, 271, 433 ГГУ).

В Германии допускается не только письменная форма договора энергоснабжения, но и конклюдентная [12], однако письменная форма более предпочтительна, так как может служить доказательством при возникновении спорных ситуаций. Существенными условиями договора являются определение вида и объема поставляемой энергии, место его исполнения, цена товара (электроэнергии, газа), сроки поставки, вопросы подсудности.

По законодательству Великобритании правом продажи энергии потребителям обладает любая организация, имеющая лицензию на энергосбытовую деятельность. Как правило, энергосбытовые компании занимаются одновременно поставками электроэнергии и газа. Наиболее крупными среди них являются British Gas, Electricitede France (EDF), E.On, NPower, Scottish Power и Scottishand Southern Energy.

Наличие договора энергоснабжения и четкое выполнение сторонами его условий является гарантией соблюдения такого принципа энергетической справедливости, как прозрачность предоставления и потребления энергетических услуг. Проявлением принципа прозрачности в энергетической сфере является, в частности, публикация цен и тарифов на электроэнергию на специальных сайтах компетентных органов (например, в Москве это сайт Мосэнергосбыта – energosbyt.net) и в средствах массовой информации.

Еще один принцип энергетической справедливости может быть сформулирован как участие физических и юридических лиц в производстве энергии и ее доставке до адресата (получателя энергетических услуг).

Данный принцип реализуется как непосредственно в виде платы потребителей энергии за оказываемые им услуги энергоснабжения, так и опосредованно, через налоговый механизм.

Физические лица и организации уплачивают налоги, которые в большинстве своем, за исключением очень немногочисленных целевых налогов, являются индивидуально безвозмездными платежами, аккумулируемыми в государственной казне. Средства от уплаты конкретного налога в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (этот принцип заключается в том, что по общему правилу расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования его дефицита) непосредственно не направляются на финансирование заранее определенных расходных обязательств.

Опосредованное действие анализируемого постулата усиливается, когда цены на энергию дотируются или энергия используется для общественных нужд, поскольку в таких ситуациях энергопользование для непосредственных потребителей энергии оплачивается государством, в том числе за счет налоговых платежей, собираемых с населения.

По нашему мнению, в аспекте так называемого «бесплатного» предоставления энергетических услуг энергия как экономическое общественное благо имеет сходство с налогом с точки зрения принципов, природы и механизма практической реализации этих институтов.

Справедливость является не только основой энергетической сферы, но и одним из важнейших принципов налогообложения. На данный постулат обратил внимание А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»: «Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства» [23]. По мнению русского финансиста В.А.Лебедева, «хороший налог должен удовлетворять разным условиям – фискальным, экономическим, юридическим, нравственным» [10].

Применительно к налогам справедливость понимается как соразмерность, всеобщность и равномерность налогообложения [28]. Принцип справедливого налогообложения вытекает из пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате.

Данный принцип закреплен в налоговом законодательстве многих зарубежных стран. В статье 51 Конституции Хорватии указано, что налоговая система базируется на принципах равенства и справедливости. Согласно статье 31 Конституции Испании каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанный на принципах равенства и прогрессивного налогообложения.

В статье 53 Конституции Италии предусмотрено, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами, а налоговая система основывается на прогрессивном обложении. В США принцип справедливости получил отражение в Законе о налоговом равенстве и финансовой ответственности 1882 года (Tax Equity and Fiscal Responsibility Act of 1982).

Человек, желающий пользоваться общественным благом, но не принимающий материального участия в его производстве и предоставлении, в специальной литературе именуется «безбилетником» [19]. По мнению Д.Н.Мухамадиевой, сделать поведение «безбилетника» невыгодным и побудить индивидов выявлять истинные предпочтения возможно через взимание налога Кларка [14, 34]. Налог Кларка не имеет отношения к налогам как доходам бюджетной системы государства, этот показатель применяется в экономической науке для выявления уровня востребованности того или иного общественного блага.

Проблема «безбилетника» применима к энергетической сфере именно в части опосредованного участия потребителей энергии как общественного блага в ее оплате.

Энергетика как отрасль экономики преимущественно финансируется государством, однако в некоторых случаях для содержания энергосетей возможно привлечение частных средств, например, когда прокладываются частные линии электропередач (существуют в России, Казахстане, Великобритании), владельцы таких линий (ими могут быть как физические, так и юридические лица) осуществляют их содержание и эксплуатацию за счет собственных финансовых средств.

Следующим принципом использования энергетических ресурсов как общественного блага в трактовке автора является наделение публичной власти компетенцией по их производству и распределению. Это одна из основных функций государства. Ее реализация осуществляется как в интересах самой государственной власти, которая нуждается в обеспечении электрической, тепловой и иными видами энергии, так и в интересах населения страны. Соблюдение рассматриваемого принципа способствует успешному социально-экономическому развитию государства, достижению высокого уровня жизни граждан и эффективному функционированию его финансовой системы.

3. Энергетическая безопасность в системе энергетической справедливости

Энергетическая справедливость на современном этапе общественного развития базируется на принципе энергетической безопасности, который гарантирует надежное энергетическое обеспечение граждан, государства, общества, экономики и их защищенность от возможных энергетических угроз, а, следовательно, направлен на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей в необходимом уровне общественных благ в энергетической сфере.

Учеными разработано несколько определений энергетической безопасности. По мнению Н.Ю.Кавешникова, в самом широком смысле энергетическую безопасность следует понимать как устранение угрозы того, что энергетический фактор станет потенциальным препятствием для экономического роста страны в долгосрочной перспективе» [5].

С точки зрения Е.А.Телегиной и Л.А.Студеникиной данное понятие означает «обеспечение в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества по экономически приемлемым ценам, а при чрезвычайных обстоятельствах – гарантированное обеспечение минимально необходимых потребностей» [24].

Н.В.Пахомов сформулировал определение глобальной энергетической безопасности как состояния защищенности международных отношений от кризисов, вызванных односторонними действиями государств по обеспечению их национальной энергетической безопасности [15].

Н.Н.Сергеевым в работе «Формирование системы энергетической безопасности Российской Федерации» разработаны принципы энергетической безопасности. В их числе государственный контроль генерации и транспортировки энергоресурсов, энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики, использование альтернативных и возобновляемых источников энергии, надежность энергообеспечения, снижение экологической нагрузки на окружающую среду [22]. Соблюдение указанных принципов содействует доступности энергетических ресурсов, их справедливому распределению и использованию и, следовательно, является важнейшим фактором достижения энергетической справедливости в целом.

Современная политическая ситуация в мире, безусловно, способствует формированию дефицита энергии в Европе, а, следовательно, неминуемо обостряет проблему энергетической безопасности Западных стран, что, в свою очередь, повлечет рост спроса на сырье для «зеленой» энергетики, например, на редкоземельные металлы (используются для изготовления литий-ионных и солнечных батарей, турбин ветряных двигателей). Крупнейшим мировым поставщиком такого сырья на сегодняшний день является Китай, который производит 80% производства редкоземельных металлов [46]. Эта страна может стать важным энергетическим партнером России, однако продажа нефти и природного газа этой стране будет менее выгодна, чем европейским партнерам, поскольку Китай всегда будет стремится к снижению цен на российский сырьевой экспорт.

Еще один путь решения проблемы энергетической безопасности – разработка механизма трансграничных углеродных котировок [32, 11] в целях предотвращения перемещения компаний в государства, где цены на выбросы гораздо ниже либо не установлены в принципе. Фактически это тот же углеродный налог в несколько иной интерпретации.

Энергетическая безопасность рассматривается в качестве одного из векторов, наряду с экологической устойчивостью и энергетическим равенством, концепции «энергетической трилеммы», за которой в мировом сообществе закрепился статус сценария энергетического будущего. Эта концепция была разработана Мировым энергетическим советом (МИРЭС) совместно с известной международной компанией Accenture Strategy (занимается вопросами IT-консультирования) и швейцарским Институтом Пауля Шеррера.

Суть данной концепции состоит в том, что каждая страна должна соблюдать баланс между энергетической безопасностью, энергетическим равенством и экологической устойчивостью. Насколько эффективно это удается, показывает Индекс энергетической трилеммы – WETI.

Наиболее активную позицию в вопросе энергетической безопасности занимает Франция. По данным 2022 года WETI Франции составил 81,1. Для сравнения этот индекс в Германии был равен 80,6, в США – 78,5, в России – 69,6 [51]. Обеспечение бесперебойных и безопасных поставок энергии названы основными целями французской энергетической политики. В атомной промышленности Франции ответственность за безопасность урановых поставок возложена на корпорацию Electricite de France (EDF), в которой доля государства составляет 84% активов. Компания обеспечивает энергетическую безопасность посредством управления запасами в целях предотвращения перерывов в поставках ядерного топлива, географической и коммерческой диверсификации источников поставок для каждой стадии топливного цикла на договорной основе и в долгосрочной перспективе [21]. Однако в последние годы EDF испытывает трудности, связанные со срывом сроков ввода в эксплуатацию новых атомных реакторов из-за отставания в модернизации действующих. Это отставание возникло во время пандемии коронавируса по причине введенных ограничений.

В настоящее время, в условиях внедрения цифровой составляющей во все сферы жизнедеятельности общества особую актуальность приобретает такой аспект энергетической безопасности, как борьба с кибератаками. От их предотвращения и скорейшего восстановления системы после возможной кибератаки зависит бесперебойное функционирование всех современных технологий – интернета, технологий блокчейн, умных счетчиков и энергетического сектора в целом.

Свой вклад в концепцию энергетической безопасности внесла пандемия коронавируса, дополнившая данную концепцию еще одной составляющей – фактором жизнеспособности.

Наиболее распространенным в специальной литературе является определение жизнеспособности как способности и возможности системы противостоять атакам, справляться с различными сбоями и быстро восстанавливать полную функциональность, что очень актуально для поддержания достаточного уровня общественного благосостояния и соблюдения энергетической справедливости. Следовательно, жизнеспособность необходимо рассматривать как неотъемлемую часть безопасности в энергетической сфере, ее отсутствие выхолащивает само понятие безопасности, говоря иными словами, нежизнеспособная система не может быть безопасной, а значит, и справедливой.

Элементами энергетической жизнеспособности являются эффективность, самодостаточность, адаптивность, гибкость, надежность ресурсов, инфраструктуры и системы в целом. Указанные критерии имеют важное значение для обеспечения энергетической справедливости.

Коронавирус повлек за собой снижение потребления и производства электроэнергии вследствие введенных карантинов, сокращения количества поездок в деловых и личных целях. Однако уже к началу 2022 года потребности в энергоснабжении выросли до докризисного уровня.

Заключение

На основе изложенных принципов энергетическую справедливость можно определить как экономическую категорию, включающую в себя следующие элементы: доступность энергетических ресурсов для потребителей, предполагающую обеспечение каждого из них гарантированным минимумом общественных благ в виде энергетических услуг, эффективное и рациональное использование энергоресурсов с целью удовлетворения общественных потребностей, обеспечение защиты экономики, общества и государства от возможных энергетических угроз.

Понятие энергетической справедливости в современных условиях расширяется от вопросов, связанных с переходом к более экологически устойчивым источникам энергии, на весь энергетический сектор в целом, а также на использование традиционных источников энергии - ископаемого топлива, и на проекты, связанные с развитием энергетической инфраструктуры.

В энергетической сфере активно развиваются процессы экономической цифровизации, предприятиями топливно-энергетического комплекса внедряются новые информационные технологии, направленные на повышение эффективности энергетической отрасли, снижение трансакционных издержек и экономию финансовых средств и затрат трудовых ресурсов.

Процесс изменения энергетических систем сопровождается рядом весьма значимых проблем. Одной из наиболее существенных среди них является противоречие между необходимостью соблюдения такого постулата энергетической справедливости, как принцип расширения доступа к базовым энергетическим услугам в максимально возможно короткие сроки и утверждением о том, что упомянутые выше энергетические услуги должны оказываться на основе принципа эффективности, и предоставление указанных услуг должно отвечать сущности энергии как общественного блага и критериям социальной справедливости.

В связи с этим следует выделить еще одну проблему, имеющую непосредственное отношение к энергетической справедливости, - справедливое распределение потенциальных рисков и прибыли, получаемых в результате реализации проектов, связанных с энергетикой.

Суть рассматриваемой проблемы заключается в том, что бремя и выгоды, связанные с производством и потреблением энергии, должны распределяться поровну и справедливо между потенциальными заинтересованными сторонами [49]. Предотвращение таких дисбалансов, когда, например, местные сообщества подвергаются дополнительным экологическим угрозам из-за работ по добыче ресурсов и получают при этом непропорционально низкую долю дохода от данных проектов, является еще одной проблемой, которая имеет важное значение для обеспечения принципов энергетической справедливости, а сама система энергетической справедливости должна включать в себя оценку такого распределения выгод и угроз.

При этом приверженность концепции энергетической справедливости следует воспринимать не как препятствие для расширения доступа к энергии, а, скорее, как инструмент содействия предоставлению энергетических услуг. Процесс реализации различных энергетических стратегий и проектов должен затрагивать не только вопросы наличия и ценовой доступности энергетических услуг, но и систему энергетической справедливости в целом и включать такие вопросы, как соблюдение надлежащей правовой процедуры в отношении производства и использования энергии, прозрачность, что означает более широкий доступ к информации, подотчетность лиц, принимающих решения, и способность всех заинтересованных сторон участвовать в процессе разработки энергетической политики, устойчивое развитие, согласно которому энергетические ресурсы должны использоваться с должной осторожностью и вниманием, энергетическое равенство между поколениями, ответственность всех стран за минимизацию угроз, возникающих в результате процессов, связанных с производством энергии, защиту окружающей среды в целом, сопротивление и активное противодействие несправедливости, признание и уважение культурных, расовых и гендерных различий, различий в знаниях и опыте [35].

Следовательно, основные принципы системы энергетической справедливости являются значимыми с точки зрения бизнеса и могут быть приняты в моделях управления компаниями, занимающимися преобразованием энергии. Именно таким образом организации и предприятия, предоставляющие энергетические услуги на местном и международном уровнях, смогут добиться успешной интеграции ценностей социальной справедливости в бизнес-стратегии, обеспечивая соответствие своей деятельности принципам справедливого предоставления энергетических услуг.


Источники:

1. Автономов В.С. В поисках человека: очерки по истории и методологии экономической науки. - М., Издательство Института Гайдара, 2020. – 671 c.
2. Аристотель. Соч. в 4 т. - М., Мысль, 1976. – 613 c.
3. Баскакова И.В., Степанова З.В. Справедливость в контексте экономической теории // Известия УрГЭУ. – 2014. – № 1(51). – c. 14-19.
4. Глазьев С.Ю., Щипков А.В. Экономика и общество. - М., Проспект, 2022. – 192 c.
5. Кавешников Н.Ю. Многоликая энергетическая безопасность // Международная жизнь. – 2011. – № 12. – c. 88-103.
6. Калмычкова Е.Н., Чаплыгина И.Г. Экономическое мышление: философские предпосылки. - М., ИНФРА-М, 2012. – 271 c.
7. Канарш Г. Справедливость // Философская антропология. – 2018. – № 1. – c. 244-262.
8. Козловски П. Принципы этической экономии. - СПб. Экономическая школа, 1999. – 344 c.
9. Краснова И. А. Флорентийское общество во второй половине XIII — XIV в.: гранды и пополаны, «добрые» купцы и рыцари. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. – 494 c.
10. Лебедев В.А. Финансовое право. - СПб, 1882. – 344 c.
11. Леонард М., Пизани-Ферри Ж., Шапиро Д., Тальяпиетра С., Вульф Г. Геополитика «Зеленой сделки» Европейского союза // Вестник международных организаций. – 2021. – № 2. – c. 204-235.
12. Малинкин А.И. Договор энергоснабжения в гражданском праве Российской Федерации и Федеративной Республик и Германия // Право и современные государства. – 2012. – № 5. – c. 59-68.
13. Мастепанов А.М. Чигарев Б.В. TheEnergyTrilemmaIndex как оценка энергетической безопасности // Энергетическая политика. – 2020. – № 8(150). – c. 66-83.
14. Мухамадиева Д.Н. Социально-экономические последствия производства и распределения общественных благ. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата.экономических наук. - М., МГИМО, 2019. – 205 c.
15. Пахомов Н.В. Политика России в обеспечении глобальной энергетической безопасности. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М., 2016. – 228 c.
16. Петросян Д.С. О социальной справедливости в экономических отношениях // Общество и экономика. – 2005. – № 9. – c. 135-154.
17. Платон Государство. / Собр.соч. в 3 т. - СПб., 2006. – 752 c.
18. Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости. - М., Альфа-М, 2013. – 512 c.
19. Прокофьев М.Н., Калинова В.Д. Проблема «безбилетника» в управлении общественными благами // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 9-2 (86-2). – c. 266-269.
20. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. – 534 c.
21. Секачева А.Б. Современное состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Франции // Мир новой экономики. – 2020. – № 4. – c. 6-14.
22. Сергеев Н.Н. Формирование системы энергетической безопасности Российской Федерации // Вестник АГТУ. Серия «Экономика». – 2016. – № 1. – c. 14-20.
23. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., Соцэкгиз, 1962. – 684 c.
24. Телегина Е.А., Студеникина Л.А. Энергетическая безопасность и энергетическая интеграция в Евразии в ХХI веке: азиатский профиль. - М., 2006. – 221 c.
25. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М., Социум, 2011. – 432 c.
26. Ховалова Т. В., Жолнерчик С. С. Эффекты внедрения интеллектуальных электроэнергетических сетей // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 2. – c. 92–101.
27. Шапиро В., Ольдерогге Н., Шеин В.Н. Корпоративный менеджмент. - М., Омега-Л., 2009. – 784 c.
28. Юлгушева Л. Ш. Анализ справедливости налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Lex Russica. – 2021. – № 3. – c. 82–94.
29. Agyeman J., Cole P., Haluza-DeLay R., O’Riley P. ‘Speaking For Ourselves: Environmental Justice in Canada’. - UBC Press, Vancouver, 2010.
30. Anderson W.P., DiFrancesco R.J. ‘Potential impacts of climate warming on hydrocarbon production in the northern Mackenzie Basin’. - Mackenzie Basin impact study final report., 2007. – 247 p.
31. Bickerstaff, K., Walker, G.P., Bulkeley, H., (2013), ‘Introduction: making sense of energy justice’, in K. Bickerstaff, G.P. Walker, Bulkeley (Eds.), ‘Energy Justice in a Changing Climate: Social Equity and Low-Carbon Energy’. - Zed Books
32. Borghesi S., Caro P. Revising Emission Responsibilities through Consumption-Based Accounting: A European and Post-Brexit Perspective // Sustainability. – 2019. – № 11 (2).
33. Chi C. ‘Capitalist expansion and indigenous land rights: emerging environmental justice issues in Taiwan’ // Asia Pacific Journal of Anthropology. – 2001. – № 2 (2). – p. 135-153.
34. Clarke E.N. Multi-part pricing of public goods // Public Choice. – 1971. – № 11. – p. 20-23.
35. Delina L.L., Sovacool B.K. Of temporality and plurality: an epistemic and governance agenda for accelerating just transitions for energy access and sustainable development // Current Opinion in Environmental Sustainability. – 2018. – № 34. – p. 1-6.
36. Dütschke E., Wesche J.P. ‘The energy transformation as a disruptive development at community level’ // Energy Research & Social Science. – 2018. – № 37. – p. 251-254.
37. Dworkin R., Sovereign V. The Theory and Practice of Equality. - Cambridge, Massachussets and London, England, Harvard University Press, 2000. – 511 p.
38. Goldthau A., Sovacool B.K. The uniqueness of the energy security, justice and governance problem // Energy Policy. – 2012. – № 41. – p. 232-240.
39. Grimshaw H., Atkinson J. ‘Using Carbon Co-op's 'Community Green Deal' programme as a case study to examine how widely quoted barriers to whole house retrofit can be overcome by a community energy co-operative and what further challenges to wider uptake exist’. [Электронный ресурс]. URL: http://urbed.coop (дата обращения: 10.10.2023).
40. Harrison C. ‘Industry perspectives on barriers, hurdles, and irritants preventing development of frontier energy in Canada's Arctic Islands’ // Arctic. – 2006. – № 59. – p. 238-242.
41. Harsem Ø., Eide A., Heen K. ‘Factors influencing future oil and gas prospects in the Arctic’ // Energy Policy. – 2011. – № 39 (12). – p. 8037-8045.
42. Kibert N. ‘Green justice: a holistic approach to environmental injustice’ // Journal of Land Use and Environmental Law. – 2001. – № 17 (1). – p. 169-182.
43. Lee D.I., Eom K.H., Kim G.Y., Baeck G.W. ‘Scoping the effective marine environmental assessment of dredging and ocean disposal of coastal sediments in Korea’ // Marine Policy. – 2010. – № 34 (5). – p. 1082-1092.
44. McCauley D., Heffron R. ‘Just Transition: Integrating Climate, Energy and Environmental Justice’ // Energy Policy. – 2018. – № 119. – p. 1-7.
45. McDonald D. ‘Environmental Justice in South Africa’. - University Press, Ohio, 2002.
46. Meidan M., Hafner M., Tagliapietra S. China: Climate Leader and Villain. The Geopolitics of the Global Energy Transitio. - Springer, 2020. – 5-91 p.
47. Nerini F. ‘Mapping synergies and trade-offs between energy and the Sustainable Development Goals’ // Nature Energy. – 2018. – № 3. – p. 10-15.
48. Nicholls A. ‘Institutionalizing social entrepreneurship in regulatory space: reporting and disclosure by community interest companies’ // Accounting, Organizations and Society. – 2010. – № 35. – p. 394-415.
49. Sovacool B.K., Dworkin M.H. Energy justice: conceptual insights and practical implications // Applied Energy. – 2015. – № 142. – p. 435-444.
50. Stumpf K. The Justice Dimension of Sustainability: A Systematic and General Conceptual Framework // Sustainability. – 2015. – № 7. – p. 7438-7472.
51. Trilemma.worldenergy.org (датаобращения: 10.09.2023)
52. World Energy Council, World Energy Trilemma Index 2019. - London, 2019.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:09