Эффективное противодействие коррупции и теневой экономики – главное условие экономической безопасности каждого государства
Кязимов М.С.1, Алиев Н.К.1
1 Учебный Центр Министерства Налогов Азербайджанской Республики
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Цитировать:
Кязимов М.С., Алиев Н.К. Эффективное противодействие коррупции и теневой экономики – главное условие экономической безопасности каждого государства // Теневая экономика. – 2019. – Том 3. – № 4. – С. 245-251. – doi: 10.18334/tek.3.4.41496.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43931444
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Сегодня, в условиях глобализации, коррупция старается более глубже просочиться в общественную жизнь, которая в итоге приводит к нарушению принципов социальной справедливости, а также препятствует успешному и динамичному развитию каждого государства. В условиях глобализации экономики в каждой стране возникает необходимость поиска и внедрения новых методов и подходов обеспечения экономической безопасности государства. Потому что, экономическая безопасность является базисом для обеспечения национальной безопасности страны в целом и ее устойчивого социально-экономического развития. Существование теневой экономики является очень серьезным фактором, обусловливающим процветание экономической преступности, что создает условия для коррумпирования общества. Поэтому необходимо более детальное изучение сущности этого феномена.
Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, экономическая безопасность, экономическая преступность, организованная преступность
Экономическая безопасность является базисом системы национальной безопасности каждого суверенного государства, а коррупция и теневая экономика представляют собой основу криминализации экономических отношений. Сегодня, в условиях глобализации, становится весьма очевидным тот факт, что коррупция, как и преступность в целом, на протяжении истории развития человечества старается более глубоко просочиться в общественную жизнь, что в итоге приводит к нарушению принципов социальной справедливости, а также препятствует успешному и динамичному развитию каждого государства. Коррупция превратилась в одну из основных проблем ХХI века для всей цивилизации мира, носит международный характер.
Коррупция является отклоняющимся (девиантным) поведением публичных должностных лиц, которое выражается в нарушении формальных правил по использованию имеющихся у них официальных полномочий, а также иных общественных ресурсов для получения выгоды в личных или узкогрупповых (корпоративных) целях. Ее политэкономический аспект заключается в том, что коррупция, выступая формой проявления организованной экономической преступности, препятствует реализации макроэкономической политики государства, основательно деформирует структуру государственных расходов. Достижение корыстных корпоративных интересов проявляется в злоупотреблении публичным статусом лицами, уполномоченными обществом на выполнение законотворческих функций (Naumov, 2013).
Ни для кого не секрет, что коррупция в постсоветских странах – динамично растущий сектор теневой экономики. Ее социально-экономическая сущность проявляется в деформации чувств, убеждений, справедливости людей, распределительных и организационно-управленческих отношений.
Государственная политика в области борьбы с коррупцией в Азербайджане всегда была в числе основных приоритетов. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно подчеркнул необходимость борьбы с этим злом и считал, что эта рана может замедлить наше развитие и подорвать наши планы на будущее (Ilham Aliyev, 2019).
С самых незапамятных времен, будучи одной из опасных форм проявления организованной преступности, коррупция представляет собой весьма сложную социальную проблему, свойственную даже самым передовым обществам. Сегодня, на современном этапе развития нашей республики, руководством страны ведется жесткая и непримиримая борьба с этим зловредным явлением. На протяжении последних лет осуществлялось внедрение международных конвенций в отечественное законодательство, в результате мероприятий по модернизации правовой базы обеспечивалось их соответствие международным стандартам. Азербайджан присоединился к международным актам, касающимся борьбы с коррупцией, в том числе к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией, который является главной субрегиональной инициативой Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы, Центральной Азии, Южного Кавказа, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины и Узбекистана.
В итоге Азербайджан смог достаточно эффективно модернизировать законодательную базу и осуществить ряд важных и неотложных институциональных реформ. Государство, в свою очередь, показало удачные примеры в вопросе уголовного преследования коррупционных преступлений, установило уголовную ответственность юридических лиц в законодательстве и создало специализированную структуру для расследования и уголовного преследования коррупции. В настоящее время в Азербайджане существует двухступенчатая система, т.е. два основных антикоррупционных ведомства – Комиссия по борьбе с коррупцией и Главное управление по борьбе с коррупцией при Генеральном прокуроре.
За последний период времени Азербайджан усилил уже имеющиеся высокие темпы в борьбе с коррупцией. Этот успех стал возможным во многом благодаря упрощению административных процедур и эффективной правоохранительной деятельности. В 2018 году международные рейтинговые агентства Standard & Poor's, Moody's и Fitch повысили кредитный рейтинг Азербайджана. В престижном Индексе экономической свободы 2018 года, опубликованном Heritage Foundation, показатели Азербайджана превзошли не только страны СНГ, но и Францию и Италию. В отчете Doing Business Азербайджан занимает 25-е место в мире по бизнес-среде. В последнем отчете Азербайджан вновь вошел в число 20 самых реформаторских стран. Недавно Давосский всемирный экономический форум (форум является одной из ведущих международных финансовых структур мира) опубликовал новый отчет, который еще раз свидетельствует о том, что проводимые в Азербайджане реформы носят последовательный характер. Как нам известно, здесь имеется много критериев, связанных с конкурентоспособностью – общественно-политическая ситуация и борьба с преступностью, экономические реформы, социальные реформы, инфраструктура и прочее. Таким образом, Азербайджан занимает 18-е место в мире по борьбе с организованной преступностью. Данный отчет подготовлен и опубликован на основе результатов исследования, проведенного среди 141 страны мира. По уровню доверия населения органам полиции Азербайджан находится на 30-м месте. В сфере защиты прав собственности – на 37-м месте. По долгосрочной стратегии правительства Азербайджан занимает 10-е место в мировом масштабе. По уровню стремления руководства к переменам, то есть к реформам, Азербайджан находится на 5-м месте в мире. По транспортной инфраструктуре – на 31-м месте, дорожной инфраструктуре – на 27-м месте (Ilham Aliyev, 2019).
Если фронтально пересмотреть глобальный подход мирового объема коррупции в разрезе его начинки от пирога, то одним из основных звеньев из общего объема является теневой экономика. Касаясь общих условий и причин преступности, заметим, что они выступают в качестве негативных социальных явлений и процессов, имеющих объективный характер и обусловленных закономерностями его функционирования, а также коренящихся в самом обществе. Согласно справедливому суждению нашего соотечественника Ч.Ф. Мустафаева, в настоящее время в корнях экономической преступности нашей страны стоит существовавшая еще в советские времена теневая экономика (Mustafaev, 2015).
Средний показатель теневой экономики Азербайджана на промежутке с 1991 по 2018 год составляет 49,58 % в год. В 2018 году показатель теневой экономики сократился до 44,23 % с 44,78 % в 2017 году. На текущий год эти показатели составляют 44,6 %. Среди пяти соседних стран самый низкий средний уровень теневой экономики зафиксирован в Иране (18,71 %), самый высокий в Грузии (59,65 %). Об этом 13 сентября 2019 года в Баку заявил профессор австрийского университета имени Иоганна Кеплера Фридрих Шнайдер на конференции «Борьба с теневой экономикой как важный фактор развития экономики». В свою очередь, министр налогов Азербайджана М. Джаббаров заявил, что наибольший объем теневой экономики в стране приходится на сферу розничной торговли и общественного питания. Теневая экономика приводит не только к уклонению от уплаты налогов, но и к несправедливой конкуренции и притеснению легального бизнеса. Он также отметил, что теневая экономика является одним из трех основных факторов, препятствующих приходу иностранных инвесторов в Азербайджан (The average indicator, 2019).
Надо отметить, что в последние годы геополитическая и геоэкономическая картина мира очень сложна. Практика свидетельствует о том, что наличие «теневого сектора» экономики наблюдается в большинстве стран с рыночной экономикой и является неизбежным условием развития рыночных экономических отношений. Указанные негативные явления влекут последствия в виде многочисленных злоупотреблений в сфере финансирования и неэффективного использования денежных средств. Нужно также отметить, что одним из условий формирования теневой экономики служит возникновение обстоятельств, когда сокрытие активной экономической деятельности от определенного круга лиц становится более выгодным. При этом масштабы такого сокрытия могут быть разными, начиная от сокрытия отдельных сделок до сокрытия самого факта существования предприятия.
Актуальность заявленной темы подтверждается тем, что теневая экономика характеризуется своей масштабностью и сокрытием от учета и контроля и вызывает интерес с точки зрения ее многофункциональности и разнородности, поскольку охватывает чрезвычайно широкий спектр социально-экономических явлений, имеющих порой различную природу и не всегда сопоставимые основы функционирования [1].
Понятию теневой экономики посвящено достаточное количество научных исследований. В настоящее время исследователям данной проблемы приходится сталкиваться со множеством понятий, применяемых для обозначения теневой экономики. Так, в англоязычных государствах наиболее распространенными являются термины «несанкционированная», «параллельная», «скрытая» и др.; во франкоязычных странах употребляются термины «подземная», «неформальная», «неофициальная»; в немецких источниках используется термин «теневая», а в российских – «нелегальная», «внелегальная», «подпольная», «криминальная», «неформальная», «теневая» и т.п.
Однако названные понятия, на наш взгляд, страдают нечеткостью, расплывчатостью и зачастую совпадают. Теневую экономику следует определять как любую официально незарегистрированную законную экономическую активность, а также запрещенную законом нелегальную (криминальную) деятельность. Как в экономической, так и криминологической литературе указываются различные признаки, характеризующие теневую экономику. Большинство криминологов определяют теневую экономику как встроенную в официальную хозяйственную активность общества экономическую преступность, направленную на нелегальное перераспределение доходов, максимальное получение незаконной прибыли. Экономисты считают, что под теневой экономикой следует понимать «неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг» (A large economic dictionary, 1999).
Из приведенных определений как криминологический, так и экономический подходы к пониманию теневой экономики являются взаимодополняющими, с разных сторон раскрывающими сущность и содержание этого сложного социального явления. Не меньше споров вызывает в теоретической литературе и анализ содержания данного понятия, определяемого как «криминальный сектор», «латентный сектор», «неформальный сектор». Авторы склоняются к мнению о том, что составные части теневой экономики не представляют из себя четкой структуры, а «относятся друг к другу как пересекающиеся понятия, при этом криминальный сектор является частью неформального» (The informal sector, 1998).
Под теневой экономикой следует понимать незаконную предпринимательскую деятельность по производству товаров и оказанию услуг, а также нелегальную (криминальную) деятельность, основной целью которой является извлечение максимальной возможной прибыли любыми способами с успешным сокрытием от контролирующих государственных органов незаконно нажитых средств. Стремление сокрыть незаконную экономическую деятельность от государственного надзора и контроля вынуждает компетентные государственные органы затрачивать значительные средства и усилия, а также осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия для уголовно-правового регулирования данных процессов и сокращения уровня латентности в указанной сфере.
Из этого следует, что именно криминологический подход к понятию теневой экономики, выступающий специализированным процессом толкования, имеет более важное и определяющее значение в сравнении с экономическими и правовыми науками. Поскольку теневая экономика препятствует реализации государством своих контрольных и фискальных функций, она противодействует осуществлению государственной функции по управлению экономикой, повышает риск появления на рынке товаров некачественной продукции, создающей реальную опасность для жизни и здоровья потребителей, а также приводит к бесконтрольности процессов распределения и перераспределения финансовых ресурсов, разрушающих экономическую стабильность и служащих неотъемлемой частью финансовых доходов организованной преступности. Теневые экономические операции, в отличие от иных общественно опасных экономических операций, представляющих собой нарушения отдельных правил экономического регулирования, нарушая состояние государственной урегулированности экономических отношений, выступают в качестве монолитной совокупности нарушений действующего законодательства.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, теневая экономика выступает в виде своеобразной части всей экономики, состоящей из незаконной или преступной экономической деятельности, подразделяющейся на три разновидности правонарушений – уголовные, административные и налоговые, масштабы которых определяются динамикой активного прогрессивного развития государства. Такой вывод, по нашему мнению, позволяет обосновать ряд предложений, направленных на предупреждение и сокращение указанных видов правонарушений.
На наш взгляд, теневая экономика – это государство в государстве. Учитывая системный и организованный характер этой экономики, считаем, что его наличие в каком-либо государстве свидетельствует о том, что экономика этих стран под угрозой.
Несмотря на трудности, за последние годы Азербайджан добилcя значительного прогресса в деле борьбы с коррупцией и теневой экономикой. Надо отметить, что этот успех стал возможным в первую очередь благодаря сильной политической воле главы государства. В борьбе с коррупцией и теневой экономикой используются различные методы, но особое место занимают системные реформы, институциональные, профилактические и административные меры.
[1] Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – Том 1. – № 2. – С. 57-72. – doi: 10.18334/tek.1.2.37712
Источники:
2. Мустафаев Ч.Ф. Криминология. / учебник. - Баку: Изд-во «Хазар ун-т», 2015. – 332 c.
3. Наумов Ю.Г. Теория и методология противодействия институциональной коррупции. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 2013. – 50 c.
4. Неформальный сектор в Российской экономике. - М.: Предпринимательство в России, 1998. – 208 c.
5. Президент Азербайджана пригрозил суровыми наказаниями чиновникам за взяточничество и коррупцию. Interfax.az. [Электронный ресурс]. URL: https://interfax.az/view/782757.
6. Речь Ильхама Алиева на экономическом совещании при Президенте Азербайджанской Республики. President.az. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.president.az/articles/34463.
7. Средний показатель теневой экономики в Азербайджане составляет почти 50 %. Media.az. [Электронный ресурс]. URL: https://media.az/economy/1067746850/obem-nalogovyh-postupleniy-v-byudzhet-azerbaydzhana-sostavil-280-mln-manatov.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:45:33