Применение форм государственно-частного партнерства для развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

Калимулин В.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (45), Сентябрь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15186471
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автор раскрывает содержание понятия «государственно-частное партнерство» (ГЧП), отражены его разновидности и базовые модели, основания применения и возможные риски. Проведенный анализ законодательства РФ позволяет выявить сферы внедрения ГЧП. Эффективные механизмы ГЧП могут быть использованы для развития высокотехнологичной сферы производства – оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: партнерские отношения, государственно-частное партнерство, инвестиции, высокотехнологичные предприятия, оборонно-промышленный комплекс, инновационно-ориентированная экономика



В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти, партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской экономической литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

ГЧП – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики.

О разновидностях и моделях партнерства

Международная ассоциация проектного финансирования (International Project Finance Association) выделяет три разновидности государственно-частного партнерства:

1) привлечение частного партнера в госпредприятия, допускающее продажу как миноритарного, так и контрольного пакета акций;

2) соглашения, обязывающие государство закупать у частного партнера предоставляемые им высококачественные услуги на долгосрочной основе;

3) партнерские соглашения, в которых опыт частника и его финансовые возможности являются жизненно важными для проекта, предполагающего использование коммерческого потенциала государственных активов.

Большой опыт в реализации проектов с применением механизмов ГЧП позволяет выделить следующие базовые модели партнерства с присущим каждой из них специфичным соотношением форм организации, финансирования и кооперации (табл. 1).

Таблица 1

Базовые модели партнерства

Очевидным достоинством такого «разделения труда» для государства является отсутствие необходимости отвлечения из бюджета значительных средств на протяжении всего срока создания актива, а в идеале частный инвестор берет на себя обязательства по долгосрочному управлению созданным активом, избавляя государство от затрат и хлопот по его содержанию. Наиболее известной формой кооперации является организация ГЧП, в которой частный консорциум на основе контракта с государством принимает на себя обязательства по разработке актива, финансированию, созданию и управлению им с целью производства определенных общественно необходимых благ.

Необходимость внедрения ГЧП и возможные риски

В последние годы области применения различных форм ГЧП расширяются, развиваются и сами формы партнерств. В частности, концессионные соглашения в настоящее время получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского транспорта. ГЧП также определяется как особая, но вполне полноценная замена приватизационных программ, реализующая потенциал частно предпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохраняющая контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики – с другой.

Для государства эффективное воздействие на структуру национальной экономики представляется необходимым в силу ряда причин:

1. Некоторые сферы экономики обладают значительным мультипликативным эффектом при незначительном развитии в рамках общего режима.

2. Крупный частный капитал отличается консервативностью и склонен оставаться в рамках своей отрасли.

3. Перспективные направления на начальной стадии относятся к высокорискованным и малоприбыльным проектам.

4. В ряде капиталоемких и наукоемких отраслей, находящихся в депрессивном состоянии при наличии хорошего потенциала развития, требуется быстрый приток долгосрочного капитала в значительных объемах.

5. При условии проведения государством линии на сохранение или даже рост своего влияния на деятельность экономических субъектов частному бизнесу желательно получить четкие ориентиры для принятия долгосрочных решений.

Среди основных рисков ГЧП в России отмечаются следующие:

а) необеспеченность качественной гражданской и государственной средой для эффективного планирования;

б) высокий уровень коррупции;

в) превосходство бизнеса над государством по качеству кадров;

г) неподготовленность правовой среды;

д) отсутствие независимой судебной системы;

е) безответственность госаппарата;

ж) влияние политики на экономические решения в регионах;

з) низкий уровень доверия общества в целом. Основой ГЧП является выявление государством того, в каких общественно значимых услугах и развитии какой инфраструктуры назрела необходимость, на что частный бизнес формирует предложения, которые в наибольшей степени должны отвечать предъявляемым требованиям. Концепция ГЧП, как правило, придерживается следующего структурного алгоритма:

  • разработка проекта, в рамках которого частный сектор планирует объект инвестиций, сооружает и частично управляет им в соответствии с заданиями государства;
  • финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры;
  • заключение долгосрочного договора, содержание и структура которого характеризуются большим разнообразием;
  • переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность.
  • Добровольное партнерство в законе

    В России наибольшее число взаимоотношений власти и бизнеса регулируется подзаконными нормативными правовыми актами: указами президента и постановлениями правительства. Модели ГЧП классифицируются по определенным признакам: по целям, ради достижения которых может возникать партнерство, по составу участников партнерств, по формам правового оформления взаимоотношений органов власти и юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Анализ российского показывает, что по названным признакам существуют:

    1. Правовая сфера – партнерство органов власти и юридических лиц, которые возникают как по общим, так и по отдельным вопросам отраслевого управления.

    2. Социальная сфера (так называемое социальное партнерство) – при необходимости защиты социальных и трудовых прав граждан.

    3. Экономическая сфера – в форме проектного финансирования с участием государственных финансовых средств или без их участия.

    Кроме того, определяющим фактором являются не предметы или объекты, в отношении которых могут возникать партнерства, а именно цели, ради которых органы власти и юридические лица вступают в различного рода партнерства. Образование добровольного партнерства возможно только в случае корреляции целей юридического лица и органа власти.

    Пилотная площадка для отработки взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере

    Моделью отработки эффективных механизмов ГЧП в России может стать оборонно-промышленный комплекс (ОПК), в котором традиционно сходились достижения промышленности и науки, где сосредоточен значительный научный потенциал и человеческий капитал. ОПК может стать пилотной площадкой для отработки взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере, так как отвечает сразу нескольким необходимым и достаточным условиям для установления долгосрочных партнерских отношений. Основаниями для реализации ГЧП в сфере ОПК могут являться:

  • выпускаемая наукоемкая продукция, обеспеченная стабильным долгосрочным государственным спросом в виде госпрограммы вооружений и государственного оборонного заказа;
  • программы, стратегии и концепции, определяющие перспективный образ комплекса, его отдельных отраслей или направлений деятельности;
  • высокая регламентация, в условиях которой предстоит действовать частному бизнесу.
  • Переход РФ к инновационно–ориентированной экономике сопровождается отсутствием гармонизации на государственном уровне двух стратегий: инновационной, которая задает ориентиры, вектор развития экономики в целом, и стратегии оптимизации технологического перевооружения широкого спектра отраслей промышленности (в первую очередь высокотехнологичных), а также повышения их конкурентоспособности на национальном, региональном и глобальном рынках (рисунок 1).

    Рис.1. Модель гармонизации государственных стратегий: инновационной и оптимизации технологического перевооружения* * Составлено автором на основании проведенных исследований

    При этом традиционно сильные отрасли должны развиваться на сбалансированной основе, базирующейся на использовании как импортируемых технологий и оборудования, так и отечественного научно-технического потенциала и разработках, отвечающих современным требованиям и потребностям рынка. Первоочередной задачей в нынешних условиях, на наш взгляд, является коммерческая реализация инновационных проектов, прежде всего в тех сферах, где приоритет российских научно-технических разработок не подвергается сомнению. Отмечается современная тенденция к декомбинированию производства и оптимизации средних размеров промышленных предприятий, что способствует пространственному расчленению стадий производства, основанного на инновациях, распространению его на новые регионы и страны. В условиях глобализации значительно изменились представления об экономической эффективности имеющихся форм общественной организации.

    На протяжении всей истории ОПК государство являлось основным инвестором, заказчиком и потребителем его продукции, а государственная политика – определяющим фактором формирования инновационной среды. Влияние государства на инновационную ситуацию в военной промышленности по-прежнему велико, однако масштабы, формы и способы его поддержки существенно изменились.

    В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» предусмотрен постепенный уход государства от организационно-технологического способа управления ОПК. Развитие ОПК — это, прежде всего, развитие его конкурентоспособных отраслей на базе перспективных технологий, создание современной электронной компонентной базы, развитие производства радиоэлектронной аппаратуры, авиационно-космических материалов, специальной металлургии и др. Решение этих вопросов связано со значительными инвестициями при тесном взаимодействии государства, предприятий и бизнеса.

    Необходимо совершенствование и создание эффективных организационно-экономических, правовых и налоговых механизмов, использование которых позволит активнее направлять свободные финансовые ресурсы коммерческих структур в обороннопромышленный комплекс.

    Выводы

    В современных условиях развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит повысить эффективность инвестиционного сектора экономики, науки и образования, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инновационных значимых для государства проектов.


    Источники:

    1. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство // Cайт«Экспертный канал «Открытая экономика»» // http://www.opec.ru.
    2. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. – М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006.
    3. Пахомов С., Караваев Г. Государственно-частное партнерство в современной России // Бюджет, 2007. – № 9.
    4. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен, 2004. – № 2.
    5. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М.: 2005.
    6. Столяров Б. Есть серьезный риск провала системы ГЧП. – ИА «Альянс Медиа», 22.11.2006 // http://www.allmedia.ru.
    7. Хатаева М.А., Цирин А.М. Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Журнал российского права, 2008.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 16:25:12