Возможности оптимизации системы транспортного обслуживания городов и агломераций в условиях нехватки свободного городского пространства

Дробот Е.В.1,2, Макаров И.Н.3,4, Пивоварова О.В.5
1 Центр дополнительного профессионального образования
2 Первое экономическое издательство
3 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
4 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=76099370

Аннотация:
В условиях масштабных процессов урбанизации на повестку дня выходит проблема поиска путей и способов оптимизации системы транспортного обслуживания городов и агломераций в условиях ограниченности свободного городского пространства. При этом нехватка городского пространства является одной из ключевых проблем современных городов, что затрудняет обеспечение комфортного и безопасного движения транспортных средств. Авторы статьи предлагают новый подход к оптимизации системы транспортного обслуживания и использования транспортной инфраструктуры, основанный на принципах планирования и региональной дифференциации и учитывающий вектор развития конкретного макрорегиона. Данная статья будет интересна специалистам в области городского планирования, транспортного инжиниринга, а также исследователям, занимающимся проблемами регионального развития и устойчивого развития городского пространства. Результаты и выводы, представленные в статье, могут быть использованы для разработки стратегий и программ развития городов и агломераций в условиях ограниченности городского пространства.

Ключевые слова: город, городская агломерация, городское пространство, логистика, транспорт, транспортная логистика, транспортная система, транспортная сеть, транспортное обслуживание, транспортный поток

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, L90, L91, R40

Источники:

1. Александрова Л.Ю., Мунши А.Ю., Мунши Ш.М., Александрова О.С. Маркетинговая логистика как основа логистического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 35-52. – doi: 10.18334/lim.10.1.117086.
2. Артюхина Н.И., Бафанов А.П., Глотова И.В., Костров В.Н. Анализ предпочтений пассажиров в вопросе выбора регионального общественного транспорта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 3101-3116. – doi: 10.18334/epp.14.6.121076.
3. Бизин С.В. Государственный менеджмент в управлении развитием пассажирского транспорта в контексте повышения качества жизни населения региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 9. – c. 4839-4860. – doi: 10.18334/epp.14.9.121555.
4. Бочкарев А.А., Нос В.А., Гончаренко Е.А. Динамические и стохастические задачи линейного программирования в логистике и управлении цепями поставок // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1123-1148. – doi: 10.18334/epp.14.4.120730.
5. Владимирова О.Н., Морозова. А.А. Особенности развития транспортной инфраструктуры пристоличного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3037-3050. – doi: 10.18334/epp.13.8.118633.
6. Ганченко Д.Н., Митьковец Ю.М. Транспортные услуги в крупных городах: модели системы и подходы к их организации // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 2975-2990. – doi: 10.18334/ce.17.8.118694.
7. Гулый И.М. Понятие, новые свойства и характеристики платформенных транспортных систем // Креативная экономика. – 2024. – № 8. – c. 2001-2014. – doi: 10.18334/ce.18.8.121471.
8. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Жидков Н.С. Формирование новой системы транспортно-логистической инфраструктуры как необходимой составляющей роста экономики России и стран Азии // Экономика Центральной Азии. – 2023. – № 1. – c. 37-48. – doi: 10.18334/asia.7.1.117423.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сотников Н.Б., Сотников И.Б., Кокорева А.А. Формирование транспортных производственно-образовательных кластеров как фактор устойчивого развития транспортной отрасли и экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 3977-3994. – doi: 10.18334/epp.13.10.119205.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Олейникова Т.А., Шепелев М.И., Володина А.И. Перспективы формирования бесшовной транспортной системы в условиях цифровизации: системный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4943-4958. – doi: 10.18334/epp.13.11.119245.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Манасян С.М., Володина А.И. Новая роль транспортной системы в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6393-6404. – doi: 10.18334/epp.13.12.120218.
12. Збарский А.М., Горбунов Д.В., Иващева К.А. Модель инновационной транспортной экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2385-2398. – doi: 10.18334/epp.13.7.118347.
13. Збарский А.М., Гаранин М.А., Горбунов Д.В. Модель региональной отраслевой транспортной экосистемы инновационного развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 1927-1938. – doi: 10.18334/epp.14.5.120918.
14. Кархова С.А. Обновление и развитие научной концепции экономической логистики в первой четверти XXI века // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2301-2316. – doi: 10.18334/ce.15.6.112215.
15. Келлер А.В., Окольнишникова И.Ю., Ухова А.И. Маркетинговый анализ рынка научных разработок для развития высокотехнологичных решений в области транспортной логистики // Креативная экономика. – 2023. – № 9. – c. 3439-3452. – doi: 10.18334/ce.17.9.118764.
16. Кобозева Н.Г. Развитие транспортных систем в условиях внедрения цифровой государственной информационной системы «Электронные перевозочные документы» // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6009-6018. – doi: 10.18334/epp.13.12.120494.
17. Лапидус Б. М. Влияние цифровизации и индустрии 4.0 на развитие экосистемы железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. – 2018. – № 3. – c. 28-33.
18. Лапидус Б. М., Махутов Н. А., Фомин В. М. [и др.] Научная платформа железнодорожного транспорта России - стратегические направления инновационного развития. / Управление товарными потоками и перевозочным процессом на железнодорожном транспорте на основе клиентоориентированности и логистических технологий : Коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». - Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2019. – 5-28 c.
19. Лапидус Б. М. Об основных направлениях научных исследований в интересах опережающего развития ОАО РЖД и их приоритезации // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 11. – c. 22-29.
20. Лапидус, Б. М. З Задачи опережающего развития российских железных дорог // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 2. – c. 4-14.
21. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1387-1404. – doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
22. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Дробот Е.В., Шепелев М.И., Юшков М.А. Региональное измерение пространственной политики России: аспекты транспортно-инфраструктурного обеспечения территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6383-6392. – doi: 10.18334/epp.13.12.119988.
23. Морозова А. А. Методические рекомендации по оценке развития транспортной инфраструктуры муниципальных образований пристоличного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5639-5652. – doi: 10.18334/epp.14.10.121811.
24. Никишов С.И. Мероприятия для повышения эффективности интегрированной логистики // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2107-2116. – doi: 10.18334/eo.9.3.40817.
25. Сагинова О.В. Модели городской мобильности и логистика крупного города // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 321-330. – doi: 10.18334/epp.10.2.100430.
26. Тиньков С.А. Факторы, влияющие на динамику показателей общественного транспорта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 743-756. – doi: 10.18334/epp.14.3.120599.
27. Титов В.П. Модели транспортного планирования в системе прогнозирования развития города // Креативная экономика. – 2023. – № 11. – c. 4249-4262. – doi: 10.18334/ce.17.11.119580.
28. Титов В.П., Устюжанина Е.В. Проблемы оценки эффективности инфраструктурных проектов (на примере городского рельсового транспорта) // Креативная экономика. – 2024. – № 10. – c. 2687-2700. – doi: 10.18334/ce.18.10.121837.
29. Ян Юйцин Логистическая организация бизнес-процессов трансграничной торговли с использованием международных транспортных коридоров // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5811-5822. – doi: 10.18334/epp.14.10.121918.
30. Lapidus B. M., Zurkowski A., Wisniewski J., Schut D. Global Vision for Railway Development. - Paris : UIC Communication Department, 2019. – 52 p.

Страница обновлена: 03.08.2025 в 15:28:28

 

 

How to optimize the system of transport services in cities and agglomerations in conditions of limited free urban space?

Drobot E.V., Makarov I.N., Pivovarova O.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 11 (November 2024)

Citation:

Abstract:
In the context of large-scale urbanization processes, the problem of finding ways and means to optimize the system of transport services in cities and agglomerations in conditions of limited free urban space is on the agenda. At the same time, the lack of urban space is one of the key problems of modern cities, which makes it difficult to ensure comfortable and safe movement of vehicles. The authors of the article propose a new approach to the optimization of the system of transport services and transport infrastructure. The approach is based on the principles of planning and regional differentiation, taking into account the vector of development of a particular macro-region. The article will be of interest to specialists in urban planning, transport engineering, as well as researchers dealing with problems of regional development and sustainable urban development. The results and conclusions presented in the article can be used to develop strategies and programs for the development of cities and agglomerations in conditions of limited urban space.

Keywords: city, urban agglomeration, urban space, logistics, transportation, transportation logistics, transportation system, transportation network, transport service, traffic flow

JEL-classification: R11, R12, R13, R58, L90, L91, R40