Метавселенная и цифровая экономика: путь от виртуального пространства до метаномики и ноосферы

Демиров В.В.1,2
1 Белорусский институт стратегических исследований
2 ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Демиров В.В. Метавселенная и цифровая экономика: путь от виртуального пространства до метаномики и ноосферы // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2531-2552. – doi: 10.18334/ce.18.9.121730.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960687

Аннотация:
В статье решается проблема преодоления узкого: тактического и инструментально-технического представления о Метавселенной. В этой связи, предлагается стратегическая концепция Метавселенной, основанная на комплексном представлении о выстраивании метаномики и ноосферы, которая позволяет в том числе выработать и конкретные предложения по выстраиванию белорусской метаномики. Анализ потенциального воздействия Метавселенной на глобальный ВВП, приводимый в данной работе, крайне важен для формулируемых предположений и предпосылок развития Метавселенной в открытых и развивающихся экономиках, подобных белорусской. В этой связи, делается вывод о целесообразности пути создания опорных точек Метавселенной в виде государственных базовых продуктово-сервисных систем отечественной метаномики. В качестве основной такой системы должна быть Открытая Государственная Система Автоматизации экономических отношений и предоставления государственных услуг (ОГСА)

Ключевые слова: Метавселенная, цифровая экономика, ноосферная экономика, «мета-номика», «истинное владение», «воплощенный Интернет», «цифровые двойники», невзаимозаменяемые токены

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение.

Актуальность: научные исследования Метавселенной как цифрового тренда обладают высокой актуальностью для современной экономической теории и практики, поскольку Метавселенная является новым и быстро развивающимся цифровым пространством, объединяющим в себе виртуальную и дополненную реальность, социальные сети, игровую индустрию, коммерцию и многое другое.

Виртуальные валюты Метавселенной, имеют потенциал изменить способы платежей и финансовых операций, а сама Метавселенная может стать новой платформой для коммерческой деятельности, рекламы, виртуальных конференций, обучения и других видов экономической активности. Такие объекты Метавселенной как невзаимозаменяемые токены (NFT, англ. non-fungible token), используя блокчейн для подтверждения подлинности и владения, способны и вовсе стать основой новой концепции собственности в цифровом пространстве, представление о котором может получить достаточно хорошую детализацию и осмысление в рамках ноосферной экономики и метаномики.

Литературный обзор: В книге Шабасона В.Е. «Разумная метавселенная. От цифровых приложений к новой среде обитания» проводится мысль о том, что Метавселенная в общепринятой на данный момент трактовке еще ей не является. Концепции Meta (признана экстремисткой организацией в России), Microsoft, NVIDIA, Roblox и так далее – это квазивселенные, пролог к появлению метавселенной. Они про новый способ самоорганизации сообществ, которым предшествуют цифровые экосистемы – результат объединения цифровых продуктов в большие сущности. Следующей стадией объединения является Метавселенная. Она, согласно мысли В.Е. Шабасона, от простого объединения цифровых продуктов перейдет к их объединению с людьми и физической реальностью. В этом смысле бегство в Метавселенную из реальности – нонсенс, поскольку физическая и цифровая реальности не отменяют одна другую, а дополняют, совершенствуя картину мира пользователя. [14]

В книге «Метавселенная. Как она меняет наш мир» бывший топ-менеджер Amazon Studios Мэтью Болл выражает уверенность в том, что Метавселенная вскоре произведет революцию во всех отраслях и профессиях – от видеоигр и социальных сетей до финансов и городского планирования. В своей книге он исследует роль Web 3.0, блокчейна, криптовалют и рынка NFT в развитии Метавселенной, описывает грядущие трансформации общественного и экономического устройства человеческой цивилизации. [10]

Исследователи систематизируют существующие трактовки термина «Метавселенная», разрабатываются концептуальные модели Метавселенной в Индустрии 5.0 на основе «синергетического взаимодействия пространственных цифровых двойников и параллельного интеллекта как комбинации искусственных сообществ, компьютерных экспериментов и параллельного образования». [13]

Согласно новому отчету Grayscale под названием «Метавселенная, виртуальная облачная экономика Web 3.0», количество активных пользователей Метавселенных с начала 2020 года по июнь 2021 года увеличилось в 10 раз. Увеличилась аудитория пользователей, имеющих активные кошельки в различных вариациях Метавселенной; концерты, творческие мероприятия, проводимые в цифровом формате, организация совместной удаленной работы для сотрудников, создание виртуальной модели бизнес процессов – это далеко не полный перечень новых возможностей. [8]

В этих условиях в рамках Метавселенной возрастает потребность в клиентоориентированном подходе к стандартизации данных, когда клиенту предлагается целый ряд услуг с учетом его персонализированной информации [9]

Научный пробел: На текущий момент одной из основных проблем остается восприятие Метавселенной в глазах не только широкого сообщества, но и специалистов в области экономики и технологического развития. Доминирующими линиями восприятия являются, с одной стороны, представление Метавселенной в качестве некоторой области исследований или, иначе говоря, мейнстрима компьютерных наук и цифровых технологий, а с другой стороны, представление Метавселенной в качестве отдельно взятой технологии, связанной с виртуальным миром будущего. И то и другое, по сути, отодвигает от подлинного понимания сущности Метавселенной и ее многообразной роли в экономических, социальных и управленческих процессах.

Цель исследования заключается в выстраивании целостной концепции Метавселенной, обосновании конкретных социально-экономических и управленческих следствий от внедрения Метавселенной, в том числе в развивающихся странах.

Авторская гипотеза: в работе обосновывается идея, согласно которой Метавселенная представляется в первую очередь в качестве эволюционно следующего функционального слоя поверх Интернета, слоя, финализирующего развитие всех системно значимых и сквозных технологий цифровизации в целях создания новой гибридной реальности. Подобный подход открывает возможности для понимания многообразной роли Метавселенной в экономических, социальных и управленческих процессах, ее необходимого влияния и взаимосвязи с реальным миром по мере выстраивания новой гибридной реальности.

Научная новизна: учитывая подобную концептуализацию Метавселенной, предлагается набор инструментов и подходов для этичного, безопасного и ответственного построения Метавселенной в соответствии с национальными интересами. Ключевую роль занимают предложения по текущему выстраиванию белорусской метаномики, поскольку в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет создаваться большое количество компонентов Метавселенной и локальных метаверсов с улучшенным сенсорно-графическим опытом. Все это динамично растущий рынок с высоким потенциалом, встраиваться в который необходимо уже сейчас.

Методология исследования основана на системном анализе метавселенных как сложных систем с множеством взаимосвязей между компонентами (технологиями, пользователями, экономическими практиками и экосистемами), а также методологическом приеме, связанном с аналогией между мобильными технологиями и Метавсленной. Данные методы помогли понять их структуру, динамику и эволюцию Метавсленных. Кроме того, исследование опирается на: кросс-дисциплинарные подходы при интеграции знаний из разных областей (экономика, управление и технологии), позволяющие получить более полное представление о сложной природе метавселенных, а также кейс-исследования при анализе конкретных случаев использования метавселенных, включая успешные и неудачные проекты, что дает возможность извлечь уроки и выявить лучшие практики.

1.1 Метавселенная как новое экономическое пространство, разрушающее границы платформ и объединяющее формально разрозненные экосистемы вокруг новой роли данных как актива, а также новой концепции собственности.

Парадигмальный сдвиг, который Метавселенная несет для экономики приближает последнюю к ноосферному состоянию, о котором достаточно полно и подробно писал выдающийся белорусский экономист, академик П.Г. Никитенко. [11] Разумный способ общественного воспроизводства товаров, услуг и работ, основанный на платформизации экономических отношений и повсеместного использования «умных контрактов» позволит вместо утилитарной научной рациональности (основывающей систему оценок общественного воспроизводства на бесплатности или низкой платности продуктов интеллектуального труда и природных ресурсов, по сути, на принципах их эксплуатации) прошлого добиться более устойчивого развития и долгосрочного экономического процветания.

Изучение Метавселенной в экономическом измерении позволяет не только понять ее потенциал для создания новых бизнес-моделей, повышения эффективности деятельности компаний, реализации возможностей для новых инвестиций и получения прибыли, но и заложить прочных фундамент для развития цифровой экономики в целом как новой экономической парадигмы, в центре которой не алгоритм, а человек.

При этом, одной из основных проблем вхождения Метавселенной в качестве полноценного объекта экономического анализа является восприятие Метавселенной лишь в качестве мейнстрима компьютерных наук и цифровых технологий, либо представление Метавселенной в качестве отдельно взятой технологии, связанной с виртуальным миром будущего. И тот и другое, по сути, отодвигает от подлинного понимания сущности Метавселенной и ее многообразной роли в экономических, социальных и управленческих процессах.

В данном исследовании мы, напротив, представляем Метавселенную в первую очередь в качестве эволюционно следующего функционального слоя (имеющего свою структуру – подслои) поверх Интернета; слоя, финализирующего, в конечном итоге, развитие всех системно значимых и сквозных технологий цифровизации в целях создания новой гибридной реальности и экономических отношений.

На сегодняшний день понятию Метавселенной не хватает универсальности в определении. Как правило, данное понятие концептуализируется в качестве сети иммерсивных (вовлекающих) цифровых сред, где люди могут взаимодействовать, играть, общаться, работать и делать покупки, часто с помощью гарнитур виртуальной реальности (VR), подключенных к мобильной широкополосной связи [1].

Следуя подобному определению, можно представить Метавселенную в виде параллельной цифровой вселенной или виртуального мира будущего, существующего наряду с физическим миром и «населенного» цифровыми двойниками реальных людей – аватарами.

Системный анализ комплекса задействованных технологий (слоев Метаверса) и их функциональных возможностей позволяет сделать вывод, что чрезмерный акцент на параллельности и виртуальности цифровой вселенной и активности в ней аватаров является ошибочным, поскольку с помощью нашей цифровой идентичности можно будет управлять не только аватаром, но и техническими артефактами в реальном мире. Таким образом, речь должна идти скорее о сложном, комплексном, синтетическом мире, объединяющем физическую биологическую и цифровую реальность. Виртуальные миры являются лишь частью этого комплексного синтетического мира [10].

Крайне важным атрибутом Метавселенной является полностью функционирующая экономика: частные лица и предприятия имеют возможность создавать, владеть, инвестировать, продавать и получать вознаграждение за широкий спектр продуктов и услуг, которые генерируют стоимость, признаваемую другими [10]. Несмотря на отдаленный горизонт полной реализации Метавселенной, в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет создаваться большое количество ее компонентов и локальных метаверсов с улучшенным сенсорно-графическим опытом. Например, Ауди в своем концепткаре продемонстрировала будущий тренд автоиндустрии, когда предельно минималистичный (значит и более дешевый при реализации) интерьер компенсируется за счет управления в виде дополненной реальности (AR). В данном случае несуществующие в реальности объекты управления можно увидеть не на экране авто. Они, по сути, накладываются на реальное открытое пространство, четко и ярко визуализируются внутри салона авто.

Для Беларуси как открытой индустриальной экономики достаточно важно прогнозировать динамику глобального спроса на различные компоненты и устройства, лежащие в основе создания Метавселенной, поддержания ее функционирования и обеспечения доступа к ней. Ориентация отечественных промышленных мощностей и промышленной политики в целом должна опираться на воссоздание ключевых элементов стоимостных цепочек и в качестве ключевого ориентира иметь стремление к достижению контроля над определенными аспектами процесса как пути к оптимальной форме реализации технологического суверенитета. Очевидно, что Метаверс на первом этапе простимулирует рост рынка AR/VR-гарнитур, однако вкладываясь в подобное направление или другие направления не следует ориентироваться на долю рынка и краткосрочную прибыль как первостепенный показатель. Выбирая в качестве ключевого приоритета контроль над определенными аспектами процесса создания стоимостных цепочек необходимо, например, ответить на вопрос: а насколько долго AR/VR-гарнитуры как класс технических систем будут безальтернативным решением (или сменятся нейроинтерфейсами [12]) и насколько значительным оказывается порог входа в выбранное направление бизнеса для конкурентов. Ответ достаточно однозначный: чем меньше этот порог входа, тем в менышей степени собственное производство можно использовать в целях контроля над цепочкой создания стоимости.

Одна из главных возможностей, которую будет давать Метавселенная в экономическом плане, разрушая границы платформ и объединяя формально разрозненные экосистемы вокруг новой роли данных как актива, а также новой концепции собственности, заключается в истинном владении. Например, в игровой индустрии игроки покупают игровые предметы за реальные деньги. Но они никогда не смогут продать или обменять этот конкретный предмет у других игроков [7]. Снятие подобных ограничений в Метавселенных будет касаться не только игр, но любых других цифровых активов. Истинное владение, поддерживается протоколами блокчейна и поможет пользователям получить больший контроль над своими цифровыми активами [2].

Примером первых шагов изменения концепции владения в сетевом пространстве может выступить метавселенная High Fidelity. Краеугольным камнем этой Метавселенной является предоставление каждому инструментов с открытым исходным кодом для создания самых разнообразных цифровых объектов (например, одежды для аватара, новые предметов и зданий). Данные творения сертифицируются и записываются в блокчейн, а затем становятся доступными для покупки в сообществе High Fidelity. Важное обстоятельство заключается в том, что блокчейн позволяет связать предметы, которые приобретаются или создаются пользователем в Метавселенной High Fidelity, с самим пользователем (его цифровой идентичностью), а не с метавселенной High Fidelity [5]. Следование данной парадигме со стороны различных корпораций приведет к тому, что впоследствии в единой унифицированной Метавселенной будет много разных миров и переживаний, которые должны быть неразрывно связаны друг с другом для создания впечатления единой цифровой вселенной в которой пользователи смогут перенести свой аватар из одного мира в другой, свободно импортируя и экспортируя свои навыки, внешний вид и «вещи» [4]. Именно данная способность будет подразумевать истинное владение пользователями собой и своими цифровыми предметами.

Расширение Метавселенной в среднесрочной перспективе перерастет в полноценную мета-номикуотношения агентов в смешанном пространстве, состоящем из физического и цифрового пространств, общественных и частных сетей, открытых и закрытых платформ. Агентами в подобном смешанном пространстве будут не только реальные люди и их цифровые двойники (аватары), но и искусственные интеллектуальные агенты. В промежуточном состоянии роста креативной экономики будут появятся новые рынки для заказа и продажи созданных виртуальных товаров. Будут активно функционировать базары цифрового искусства, такие как SuperRare и OpenSea, принимающие у себя архитекторы, которые смогут выставлять на аукцион свои коллекции и населять новую цифровую среду. Высокая популярность на рынке уже в краткосрочной перспективе будут иметь компании внедряющие технологии расширенной реальности (Extended Reality, XR) для упрощения и оптимизации процессов создания прототипов, обучения, дистанционного управления и взаимоотношений с клиентами.

В целом возможности Метавселенной будут расширяться и идти дальше, касаясь консультаций, инженерного дела, образования, тиражирования традиционных сфер мировой экономики, частично переносящих с собой рынок труда. Работники, нанятые крупными хайтек корпорациями, зачастую, происходят из регионов с невысоким уровнем дохода. Если Метавселенная должна стать продолжением цифровой вселенной, то эти тенденции могут и будут усиливаться. Отсюда следует, что за ними последуют дополнительные платформы найма, такие как Upwork, или, в более общем плане, пункты Метавселенной, которые позволят осуществлять расширенный аутсорсинг рабочей силы на иностранные рынки во все более глобализирующейся экономике. В данном случае можно увидеть прямые параллели с идеологией ноосферной экономики, для которой по словам академика П.Г.Никитенко: «Труд в целом должен стать свободным на деле, т.е. таким, при котором человек будет включен в не ограниченную ни местом, ни временем общечеловеческую, корпоративную, творческую, преобразующую деятельность». [11]

Несмотря на то, что становление Метавселенной усилит тенденции на пространственно-временное освобождение труда, дальнейшей глобализации рынка занятости в среднесрочной перспективе не произойдет. Необходимость как минимум тысячекратного улучшения нынешней вычислительной инфраструктуры и решение вопросов безопасности и синхронизации ценностной подоплеки алгоритмов искусственного интеллекта. При обучении нынешних интеллектуальных технологий типа чата-GTP использовалось не более нескольких процентов данных на русском языке. При этом, в каждом государстве существуют свои собственные законы, тонкости межнациональных взаимодействий, отношение к науке, историческим событиям, праздники, шутки, произведения искусства и так далее. Это говорит о том, что в будущем страны будут двигаться к созданию более крупных технико-экономических регионов и метавселенных с теми, с кем у них больше точек соприкосновения по указанным выше аспектам.

В досрочном периоде активизация глобализационных тенденций будет возможна только после кардинальной трансформации экономической парадигмы и практики взаимодействия на международном уровне. В частности, по мере того как крупные компании начинают переходить на открытый доступ к своим разработкам и реализовывать взаимодействия на основе новой архитектуры интернета web 3.0.

Поскольку потребители активизируют свою экономическую активность, это приведет к дальнейшему спросу на рабочие места. Криптоинвесторы могут захотеть поискать сервисы, которые будут хранить их товары, или виртуальные агентства для защиты своей собственности.

Поскольку фирмы должны будут успешно воспроизвести свою текущую деятельность в цифровом мире и относиться к событиям в реальном мире, можно прогнозировать значительный спрос на ознакомление (консалтинговые услуги) с технологиями, которые входят в состав Метавселенной и понимание того, как они взаимосвязаны. Важным моментом развития метаномики станет также партнерство, поскольку компании обосновывающиеся в Метавселенной, скорее всего, станут точкой соприкосновения между измерениями. Так, для поддержания работы обширной сети услуг между реальным и виртуальным измерениями, потребуются третьи стороны, которые будут облегчать «полевые операции».

Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе рынок Метаверса будет значительно уступать цифровой экономике старого образца, ситуация будет меняться. Сегодня общая рыночная капитализация ведущих криптосетей Web 3.0, связанных с Метаверсом составляет около 27,5 млрд долл США. Это меркнет по сравнению с рыночной капитализацией Facebook примерно в 900 млрд долл США, рыночной капитализацией игрового сектора примерно в 2 трлн долл США и рыночной капитализацией компаний Web 2.0 в размере 14,8 трлн долл США, которые могут перейти в Метавселенную или рисковать сбоями [1].

Переход от закрытых корпоративных метавселенных Web 2.0 (централизованно принадлежащих и контролируемых крупными технологическими компаниями) к открытым криптографическим метавселенным Web 3.0 (принадлежащих и контролируемых глобальными пользователями и сообществами) будет обусловлен диктатом пользователей метавселенных, формирующих запрос на различные типы бесшовных, реальных взаимодействий между цифровыми сообществами. И наоборот, закрытый характер корпоративных платформ Метаверс Web 2.0 может поставить пользователей в невыгодное положение по сравнению с открытыми криптографическими сетями Metaverse Web 3.0 [7]. Уже сегодня видно как многие геймеры тратят свои деньги и время на создание цифрового богатства в закрытых корпоративных метавселенных Web 2.0, но при этом наталкиваются на запреты монетизации своих вложений и усилий со стороны разработчиков игр. Запреты разработчиков на обмен предметами с другими игроками, удержание миров закрытыми, чтобы игроки не могли передавать свое внутриигровое богатство в реальную экономику рано или поздно с высокой вероятностью будут преодолены. Перед лицом давления даже крупнейшим корпорациям Web 2.0 необходимо будет разрушить свои бизнес-модели, открыв свои экосистемы и устранив препятствия для конкуренции, дабы достичь приемлемых квартальных результатов для акционеров.

В итоге, новая парадигма позволит пользователям владеть своими цифровыми активами в виде нефинансовых токенов (NFT), обменивать их с другими участниками платформы и использовать их в других цифровых технологиях, создавая совершенно новую метаэкономику, основанную на новом Интернете и подлежащую монетизации в физическом мире. Метавселенную в этом случае можно будет называть своего рода «воплощенным Интернетом», в котором люди будут чувствовать, что они действительно «присутствуют» в своих переживаниях, а не просто смотрят на объекты этих переживаний через свои экраны. Ожидается, что сама Метавселенная будет открытым модифицированным рынком (с низкой асимметрией и высокой полнотой информации), на котором предприятия и отдельные лица будут свободно участвовать в деятельности и создавать контент и опыт. Кроме того, ожидается, что Метавселенная будет охватывать как цифровой, так и физический миры и предлагать исключительную функциональную совместимость данных, цифровых элементов/активов, контента и так далее [1]. Это приведет к тому, что в долгосрочной перспективе аналитики финансовых структур перед принятием решения об инвестировании помимо отчетов о прибылях и убытках будут спрашивать гендиректоров крупных компаний, какова их стратегия развития и интеграции собственного бизнеса в Метавселенную. В итоге, в компаниях будут целые специализированные команды, посвященные анализу и предложению новых способов рекламы, продажи или даже создания продукта в Метавселенной.

Воздействие Метавселенной, вероятно, будет по-разному ощущаться в разных секторах экономики, в разных странах и регионах, в разное время и для разных людей. Необходимы дальнейшие исследования для количественной оценки этих разнородных воздействий и измерения потенциального смещения отраслей и реструктуризации национальной экономики, которые также могут сопровождать рост Метавселенной. Подобные исследования должны стать основой национальной промышленной политики и активности по воссозданию ключевых элементов стоимостных цепочек, используемых для достижения контроля над определенными аспектами процесса, понимаемого в качестве траектории к оптимальной форме реализации технологического суверенитета.

Предложения по выстраиванию белорусской метаномики в контексте оценки потенциального воздействия Метавселенной на глобальный ВВП, а также динамики цифровизации экономической сферы Беларуси.

Прямые и традиционные способы оценки экономического воздействия Метавселенной имеют серьезные затруднения. В целом, экономические теории дают некоторое представление о том, как инновации могут развиваться и влиять на экономику, но, как и в случае со многими системными инновациями, невозможно предсказать все области, в которых будут использоваться технологии Метавселенной, масштабы и сроки их внедрения, инновации, которые будут разработаны на основе Метавселенной, и все связанные с ними экономические последствия.

Иначе говоря, на сегодняшний день не существует Метавселенной как завершенного технологического продукта, соответствующего основным атрибутам, выделенным венчурным капиталистом Мэтью Боллом и который можно было бы измерить во всех указанных аспектах. [10]

В этой связи, можно говорить лишь об оценке потенциального воздействия Метавселенной на глобальный ВВП. При этом различного рода децентрализованные платформы в виртуальной реальности, которые соответствуют некоторым из указанных Боллом атрибутов уже существуют. Также по всему миру уже широко используются множество технологий, необходимых для создания Метавселенной. В конечном счете, соответствие всем заявленным атрибутам должно сделать из Метавселенной «преемника» Интернета в форме так называемого «воплощенного Интернета» [1]. Очевидно, что по потенциалу воздействия на глобальную экономическую деятельность он будет превышать традиционный Интернет за счет упорядочивания и объединения на верхнем уровне набора взаимосвязанных на нижнем уровне цифровых пространств, включая иммерсивные XR-опыты.

Учитывая текущую ситуацию развития Метавселенной для оценки уровня потенциального воздействия Метавселенной на глобальный ВВП, эксперты одной из крупнейших консалтинговых фирм в мире Analysis Group опираются на аналогию с мобильными технологиями [3].

Важным аргументом экспертов в выборе мобильных технологий в качестве аналога Метавселенной для моделирования динамики и воздействия последней на экономику является способ, которым мобильные технологии объединили существующие технологии и эволюционировали для изменения использования Интернета. Это напоминает путь, которому может следовать Метавселенная. В частности, объединение существующих технологий, таких как телефоны, Интернет, камеры и mp3-плееры и так далее, в одном мобильном устройстве фундаментально изменило то, как мы подключаемся к Интернету, преодолев географические ограничения. Текущие концепции Метавселенной схожи: они объединяют существующие технологии, такие как AR/VR, видеоконференции, многопользовательские игры, цифровую валюту и блокчейны различного типа и превращают их в нечто новое. Как и в случае с мобильными технологиями, диапазон ожидаемых применений Метавселенной достаточно обширен, включая сектора связи, образования, здравоохранения, развлечений, производства и розничной торговли. Так же как мобильные телефоны отвязали Интернет от настольных компьютеров, Метавселенная еще больше разрушит географические барьеры и границы платформ, преобразует широкий спектр отраслей, обеспечивая более плавный и захватывающий опыт, а также создавая ощущение присутствия без необходимости физического присутствия в определенном месте [4]. Ощущение присутствия без необходимости физического присутствия является своего рода логическим продолжением мобильности, которую принесли смартфоны.

Чтобы разработать эмпирические оценки потенциального экономического воздействия Метавселенной, эксперты первоначально опирались на оценку влияния мобильных технологий на рост ВВП, используя годовые данные на уровне страны по: (1) внедрению мобильной широкополосной связи от Международного союза электросвязи и (2) ВВП и набору контрольных переменных от Всемирного банка, оба за период 2007-2019 гг. Результаты проведенной регрессии показывали, что увеличение внедрения мобильного широкополосного доступа на 10% связано с увеличением роста ВВП на 0,087 процентного пункта [3].

Серия исследований, проведенных отраслевой организацией GSMA, показала, что «мобильная экономика» внесла примерно 2,4 трлн долл США (3,6%) в мировой ВВП в 2013 году, 3,9 трлн долл США (4,6%) в мировой ВВП в 2018 году и 4,4 трлн долл США (5,1%) мирового ВВП в 2020 году. [6] Эти оценки включают прямой вклад (например, операторов мобильной связи и связанную с ним инфраструктуру), косвенный вклад и вклад в производительность, при этом производительность составляет наибольшую долю ВВП – например, $2,9 трлн (3,4%) в 2020 году. Более того, исследование показало, что в 2020 году в мировой мобильной индустрии напрямую было занято около 12 миллионов человек, а косвенно – еще 13 миллионов человек в смежных отраслях.

В 2005 году Леонард Ваверман и другие, измеряя влияния мобильных технологий конкретно на развивающиеся страны, обнаружили, что увеличение проникновения мобильной связи на 10% было связано с увеличением темпов роста ВВП на душу населения на 0,6% в развивающихся странах, что почти в два раза превышает влияние в развитых странах [3]. Этот вывод может быть обусловлен возможностями «скачка» для многих развивающихся стран в результате того, что мобильные телефоны стали заменой фиксированной связи в качестве основных сетей связи и, следовательно, позволили таким странам «заменить роль систем фиксированной связи по сбору информации.

Следуя указанному методологическому приему, связанному с аналогией между мобильными технологиями и Метавсленной, в отчете Analysis Group дается оценка, согласно которой введение полноценной Метавселенной в эксплуатацию уже в 2022 году, и ее развитие согласно траектории мобильных технологий, приведет к вкладу в мировой ВВП на уровне 2,8% через 10 лет [3]. Эти цифры представляют собой прирост ВВП, связанный с Метавселенной, и не учитывают какого-либо потенциального вытеснения других отраслей и секторов из ВВП, которое также может произойти с течением времени. Доля Метавселенной в ВВП 2031 года была бы самой высокой в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Обеспечивая 2,3 процента ВВП этих экономических зон, Метавселенная может способствовать увеличению ВВП АТР более чем на 1 трлн долл США, при этом ее вклад только в экономику США в 2031 году составил бы 560 млрд долл США. [3]

Отмечая позитивное влияние на экономику Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Африки, Латинской Америки и Канады в совокупности с регионами США и АТР, эксперты Analysis Group отмечают, что создание Метавселенной будет способствовать увеличению мирового ВВП более чем на 3 триллиона долларов или 2,8% [3].

Важнейшим экономическим свойством Метавселенной, которое, по всей вероятности, позволит превзойти указанные цифры является функциональная совместимость, определяющая, по сути, основные свойства метаномики. В этом смысле Метавселенная перестает быть продуктом или пространством одной фирмы или организации. Не является она даже совместным собранием этих продуктов. Метавселенная – это именно тот особый способ, которым связаны эти продукты. Способ, преодолевающий разрозненный и несовместимый характер цифрового пространства вокруг человека как собственника своих данных и цифрового контента. Подобное видение развивает также Эндрю Чоу из журнала Time. Он пишет: «Вместо того, чтобы иметь отдельные учетные записи в Facebook и Twitter, в которых все, что вы публикуете, принадлежит этим корпорациям, вы сможете владеть своей цифровой личностью, всеми своими идеями и цифровыми вещами, где бы вы ни находились» [5]. Основу социальной и экономической деятельности внутри Метавселенной, реализующей функциональную совместимость будут составлять блокчейн и NFT. Данные технологии будут играть центральную роль в обмене цифровыми товарами внутри Метавселенной.

Помимо функциональной совместимости остальные свойства метаномики будут определяться за счет прямых, косвенных и каталитических эффектов.

Прямые эффекты будут проявляться за счет того, что Метавселенная в первую очередь окажет влияние на отрасли, создающие ее инфраструктуру, включая оборудование, программное обеспечение, платежные системы и провайдеров широкополосного доступа. В частности, произойдут значительные изменения, например, в графических процессорах, аппаратном обеспечении, используемом для взаимодействия с Метавселенной (например, AR/VR), разработке общих программных платформ, позволяющих перемещаться по Метавселенной, и технологиях блокчейна для установления права собственности. и выплаты. Подобные прямые экономические последствия будут накапливаться в отраслях, участвующих в развитии инфраструктуры и постоянном предоставлении технологий, необходимых для поддержки Метавселенной, подобно тому, как интернет-провайдеры получают прямые экономические выгоды от Интернета.

Косвенные эффекты. После выстраивания инфраструктуры Метавселенной на ранних этапах процесса внедрения, скорее всего, окажутся затронутыми отрасли: онлайн-торговля и образование, социальные сети и игры. Эти и другие отрасли потенциально могут извлечь выгоду из косвенного экономического воздействия Метавселенной, например, за счет создания новых рабочих мест или продуктов, которые поддерживаются и становятся возможными благодаря существованию Метавселенной, подобно тому, как Интернет «косвенно генерирует экономическую активность» в секторах экономики за пределами прямого предоставления интернет-услуг. Согласно ожиданиям экспертов метаномика сможет значительно увеличить экономический рост в сфере удаленной работы, здравоохранения, образования и производства. При этом, производственные компании смогут создавать «цифровых двойников», что позволит непосредственно производственным цехам сокращать использование энергии, времени и сырья.

Каталитические эффекты. Наконец, подобно тому, как компьютеры, мобильные телефоны и Интернет оказали на бизнес и потребителей широкомасштабное воздействие, которое невозможно было предсказать с какой-либо точностью, Метавселенная может оказать каталитическое воздействие на экономику, ускоряя рост и производительность и создавая воздействие, которое выходит далеко за рамки предприятий и отраслей, непосредственно связанных с инфраструктурой и ранним внедрением Метавселенной, интегрируясь с традиционным бизнесом, создавая новые рабочие места и по-новому влияя на потребителей.

Учитывая результаты исследования Л.Вавермана для развивающихся стран относительно (проникновение мобильной связи на 10% было связано с увеличением темпов роста ВВП на душу населения на 0,6% в развивающихся странах [3]) влияния проникновения мобильной связи на экономический рост, можно предположить, что белорусский ВВП в результате проникновения мобильной связи растет примерно схожими темпами.

Далее, учитывая, что наиболее высокий в десятилетней перспективе прирост ВВП, связанный с Метавселенной (на уровне 2,3% ВВП [3]) предполагается у таких экономических зон как США и АТР, а также полагая, что так называемый «воплощенный Интернет» по своему комплексному воздействию на экономику будет шире нежели мобильные технологии, можно утверждать, что прирост белорусского ВВП, связанный с Метавселенной будет в границах от 0,6% до 2,3%.

Следует отметить, что потенциальное воздействие Метавселенной на экономический рост Беларуси в диапазоне указанных значений возможен при условии реализации следующих предложений.

Во-первых, необходимо будет интенсивно развивать инфраструктуру параллелизма. Данная инфраструктура представляет собой технологию, которая будет поддерживать одновременное присутствие миллионов пользователей в общей синхронной среде. Для технической реализации подобной среды потребуется вычислительная инфраструктура для обеспечения соединений серверов «многие-ко-многим», которые могут взаимодействовать постоянно и одновременно, в отличие от нынешней интернет-инфраструктуры с соединениями серверов «один-к-одному».

Во-вторых, необходимо будет создать регулятора отечественной Метавселенной, который следил бы за реализацией масштабного сотрудничества в целях достижения такого уровня совместимости, включая консолидацию и единообразие существующих протоколов и стандартов, которые будут необходимы для поддержания полноценного функционирования открытой национальной Метавселенной. Суть указанной открытости, необходимой для достижения привлекательности Метавселенной для широкого круга участников и максимизации ее полезных свойств (переноса цифровых активов из одной национальной платформы в другую) для пользователей заключается в том, что отдельно взятая компания или несколько компаний не будут владеть Метавселенной и не будут ее в буквальном смысле слова [10]. Скорее, продукты отдельных компаний будут пунктами назначения в Метавселенной или опорными точками поддержки Метавселенной.

В целях сглаживания базовых негативных свойств открытости полагаем, что интеллектуальные алгоритмы модерации контента должны сертифицироваться и внедряться государством на базе соответствия национальной Конституции Метавселенной (которую следует принять по мере готовности перехода от локальных метавселенных к одной открытой национальной Метавселенной). Без национальных руководящих принципов публичная, открытая система Метавселенной потерпит неудачу и лишь воссоздаст и масштабирует вопиющие недостатки социальных сетей с помощью более продвинутых инструментов. Основные строительные блоки должны состоять из открытых стандартов и открытого исходного кода, а все политики в отношении данных должны быть прозрачными и понятными.

Учитывая значительный объем информации (от дополнительного количества датчиков и гарнитур Метавселенной) о людях и их среде, необходимый для предоставления иммерсивных технологий, а также высокую роль контроля и управления данными, включая установление стандартов цифровой безопасности и личной конфиденциальности создание национальной Метавселенной с самого начала, является ключевой политической задачей.

Опираясь на эволюционный подход в развитии белорусской социально-экономической модели, целесообразно идти по пути создания подобных опорных точек Метавселенной в виде государственных базовых продуктово-сервисных систем отечественной метаномики. В качестве основной такой системы должна быть Открытая Государственная Система Автоматизации экономических отношений и предоставления государственных услуг (ОГСА).

В-третьих, для начала работы и масштабирования полноценной открытой национальной Метавселенной требуется массовое принятие Метавселенной как резидентами, так и международными партнерами [12]. Если провести аналогию с недавно построенным торговым центром: продавцы и покупатели не будут спешить в торговый центр, если для них всех нет преимуществ и дополнительной привлекательности по отношению с традиционными инструментами. Таким образом, если открытая национальная Метавселенная не может предложить дополнительную ценность пользователям и участникам, достижение широкого внедрения Метавселенной может оказаться непростой задачей.

Приведенный технико-экономический анализ, а также эмпирические данные о влиянии мобильных и прочих системных технологий, лежащих в основании «воплощенного Интернета» показывает, что Метавселенная может оказать существенное, благотворное экономическое воздействие. Это воздействие может проявляться во многих измерениях, включая содействие росту ВВП, созданию рабочих мест, повышению производительности и улучшению благосостояния потребителей через другие измерения как в развитых, так и в развивающихся странах.

Сформулированные предложения о необходимости государственных опорных точек поддержки Метавселенной, национальной Конституции Метавселенной, а также соответствующих ее положениям алгоритмов интеллектуального анализа (на основе прозрачных, понятных и принятых обществом политик в отношении данных) и модерации контента Метавселенной позволят выстроить безопасную долгосрочную стратегию цифровизации в целях развития страны.


Источники:

1. Alаbinа T.A., Dzangieva K.S., Yushkovskaya A.A. The metaverse as a global economic trend // Economics Profession Business. – 2022. – № 1. – p. 5–12.
2. Carson B., Romanelli G., Walsh P., Zhumaev A. Blockchain beyond the hype: What is the strategic business value?. McKinsey & Company, June 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/blockchainbeyond (дата обращения: 23.07.2024).
3. Christensen, L., Robinson A., Analysis Group “The potential global economic impact of the Metaverse,” // analysisgroup.com [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: URL: analysisgroup.com.
4. Financial Times, “NFTs: The metaverse economy”. Ft.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/partnercontent/crypto-com/nfts-the-metaverse-economy.html (дата обращения: 04.03.2023).
5. Gadekallu T.R. et al. Blockchain for the Metaverse: A Review //arXiv preprint arXiv:2203.09738. – 2022
6. GSMA, “The Mobile Economy 2020”. Gsma.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gsma.com/solutions-and-impact/connectivity-for-good/mobile-economy/wp (дата обращения: 23.04.2023).
7. He Metaverse. Web 3.0 Virtual Cloud Economics. Grayscale Re-search. November 2021
8. Абрамов В.И., Мельник А.Д. Метавселенные: перспективы и возможности для бизнеса // Менеджмент в социальных и экономических системах: сб. докл. XIII Юбилейн. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2021. – c. 179–183.
9. Гарин А.В. Направления повышения качества цифровых платформ на основе интеграции // Информационно-эконо-мические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2021. – № 3 (61). – c. 113–116.
10. Мэтью Болл Метавселенная. Как она меняет наш мир = Matthew Ball. The Metaverse: And How it Will Revolutionize Everything. - М.: Альпина Паблишер, 2023. – 362 p.
11. Никитенко П.Г. Концептуальная модель ноосферной политической экономии // Журнал экономической теории. – 2016. – № 1. – c. 8-14.
12. Федоров А.А., Либерман И.В., Корягин С.И., Клачек П.М. Технология проектирования нейро-цифровых экосистем для реализации концепции Индустрия 5.0 // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2021. – № 3. – c. 19–39. – doi: 10.18721/JE.14302.
13. Шкарупета Е.В., Колесникова В.Б., Белянцева О.М. Метавселенная как пространственный цифровой двойник в ин-дустрии 5.0. / Экосистемы в цифровой экономике: драйверы устойчивого развития / под. ред. А.В. Бабкина. - СПб., 2021. – 96–116 c.
14. Шабасон В. Е. Разумная метавселенная. От цифровых приложений к новой среде обитания. - Автор, 2022.

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:43:45