О методике оценки деятельности администраций муниципальных районов и городских округов по обеспечению населения бытовыми услугами
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (10), Октябрь 2011
Цитировать:
Сакаева В.Ф. О методике оценки деятельности администраций муниципальных районов и городских округов по обеспечению населения бытовыми услугами // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 10. – С. 38-42.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17678830
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье обоснована необходимость дальнейшего совершенствования управления в сфере бытового обслуживания, а также приведена попытка решения задачи повышения роли и ответственности органов местного самоуправления в вопросах обеспечения населения бытовыми услугами путем внедрения методики оценки деятельности администраций муниципальных районов и городских округов.
Ключевые слова: бытовые услуги, критерии и методика оценки, оценка деятельности администраций муниципальных районов и городских округов, сфера бытового обслуживания населения
Сегодня ясна необходимость модернизации экономики, совершенствования систем и структур управления, повышения эффективности деятельности этих структур, поэтому становится актуальным направление исследований по оценке эффективности деятельности органов управления, в том числе и органов местного самоуправления.
Серьезной проблемой на пути повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления является достаточно слабая ориентация исполнительных органов муниципальной власти на конечный результат своей деятельности и, прежде всего, на удовлетворенность граждан и организаций результатами этой деятельности [4]. Однако от этих результатов зависит социально-экономическое развитие муниципальных образований. Поэтому следует отметить, что довольно трудно обеспечить развитие муниципалитетов без наличия определенной системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят ряд документов, которые утверждают перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Показатели призваны оценить работу местных органов в самых разных сферах (в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства, транспортного обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и в некоторых других) [2, 3]. Но, к сожалению, в этих документах не уделено достаточного внимания сфере бытового обслуживания населения, которая занимает существенное место в общем объеме платных услуг и является одним из немаловажных звеньев в системе видов экономической деятельности.
Прогресс территории во многом определяется не только наличием природных ресурсов и особых климатических условий, но и благоприятной социальной средой и высоким уровнем предоставления услуг. Они и способствуют социально-экономическому развитию конкретной территории.
Поскольку одним из основных направлений общественного развития сегодня является повышение уровня обслуживания и качества услуг, то очень важно, чтобы в распоряжении современного человека находился весь спектр необходимых ему услуг, содействующих его полноценной жизни.
Степень удовлетворения потребностей населения в этих услугах, в том числе и бытовых, является одним из индикаторов уровня жизни. Развитие сферы бытового обслуживания населения способствует увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей, а также повышению благосостояния, улучшению качества жизни. Бытовое обслуживание представляет собой весьма перспективную отрасль экономики и социальной сферы региона в целом и особенно муниципальных образований [5].
Значительную часть услуг население получает по месту проживания, поэтому активная политика органов местного самоуправления в сфере услуг является одним из приоритетов развития территорий. Во многих из них существует значительная потребность в работе по содействию успешному развитию этой сферы и ощущается необходимость повышения эффективности такой деятельности.
Для совершенствования управления развитием бытового обслуживания населения необходим анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, который позволит выявить те моменты, которые требуют первоочередного внимания региональных и муниципальных властей, а также сформировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности.
В рамках осуществления анализа эффективности деятельности органов местного самоуправления автором разработана методика оценки деятельности администраций муниципальных районов и городских округов по развитию сферы бытового обслуживания населения. Данная методика устанавливает принципы, критерии (показатели), алгоритм оценки и порядок определения итоговых результатов. Одним из результатов такой оценки может быть и повышение роли муниципальных образований в развитии сферы бытовых услуг.
Оценку следует проводить отдельно по трем группам муниципальных образований:
1) муниципальные районы с сельскими поселениями;
2) муниципальные районы с сельскими и городскими поселениями;
3) городские округа.
Предлагаемая методика основывается на критериях, которые разносторонне отражают работу администрации, связанную с развитием сферы бытового обслуживания населения. Их значения показывают как достигнутый уровень, так и динамику эффективности деятельности органов местного самоуправления.
При осуществлении оценки необходимо использовать те критерии, которые наиболее актуальны, и те, на которые может влиять администрация. Критерии условно можно поделить на четыре группы.
Первая группа включает критерии, на значения которых администрация может иметь лишь косвенное влияние (например, объем бытовых услуг на душу населения).
Вторая группа состоит из критериев, на которые действительно может влиять администрация, в большей или меньшей степени (например, количество людей, направленных администрацией муниципального образования на обучение для дальнейшей работы в сфере бытового обслуживания, а также на переобучение и повышение квалификации).
Третья группа включает критерии, содержащие информацию о социально значимых видах бытовых услуг (например, количество предприятий бытового обслуживания населения, оказывающих социально значимые виды бытовых услуг).
Четвертая группа включает те критерии, которые характеризуют работу администрации по поддержке хозяйствующих субъектов (например, площадь выделенных помещений для субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих бытовые услуги населению).
При осуществлении оценки по каждому критерию применяются показатели динамики с целью исключения влияния изначальных различий в уровне развития муниципальных образований и факторов масштаба, а для учета изменений в приоритетах социально-экономического развития и непосредственно развития сферы бытового обслуживания (всей страны или региона) применяются коэффициенты значимости критерия, определяемые экспертным путем.
Для итоговой оценки по всем направлениям деятельности в рамках методики введен интегральный индекс результативности работы администрации муниципального образования по развитию сферы бытового обслуживания населения. Для подведения окончательных итогов сравниваются полученные интегральные индексы результативности работы администраций в каждой группе муниципальных образований. Администрации муниципальных районов и городских округов, чьи итоговые индексы оказались больше остальных, оказываются лучшими в своих группах.
Может показаться, что этот подход позволяет оценивать деятельность органов управления лишь по достаточно обобщенным показателям, которые отражают не все специфические особенности разных муниципальных образований. Но такой путь может обеспечить универсальность системы оценки деятельности органов местного самоуправления. К тому же данная система оценки может постоянно совершенствоваться и уточняться, дополняться новыми и более актуальными критериями для конкретного периода развития сферы бытового обслуживания.
Информация, полученная с помощью такой методики, может быть применена при формировании территориальной программы социально-экономического развития и программы развития сферы бытового обслуживания, а также для информирования жителей об успешности проводимых администрациями муниципальных образований мероприятий.
Для проведения расчетов, установленных методикой, и последующей оценки необходима соответствующая информация, статистические данные. Частично может помочь официальная статистика. Однако она не обладает достаточной информацией, позволяющей сформировать наиболее полную картину о положении дел в сфере бытового обслуживания в муниципальных образованиях. Поэтому для осуществления оценки необходима организация сбора информации с ее последующим предоставлением по запросу уполномоченных органов.
Вывод
Поскольку, как было уже сказано, сфера бытовых услуг является важной составляющей экономики, то на пути совершенствования управления развитием бытового обслуживания вопрос повышения уровня значимости деятельности органов местного самоуправления в обеспеченнию населения бытовыми услугами сегодня приобретает особый смысл.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
4. Вильчинская О.В., Чагина А.В. Проблемы реализации механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник БИСТ. – 2010. – № 1 (5). – С. 69-73.
5. Сакаева В.Ф. Оценка деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы бытового обслуживания населения // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2011. – № 4 (102). – С. 64-67.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:46:47