Цифровизация городской среды как фактор развития человеческого капитала

Строев П.В.1, Пивоварова О.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Строев П.В., Пивоварова О.В. Цифровизация городской среды как фактор развития человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116578.

Аннотация:
В статье обосновано влияние комфортной городской среды на развитие человеческого капитала. Определена роль цифровизации в трансформации структуры и функций современного города, что подтверждено результатами оценки уровня технологичности городов России. Проведен анализ международной и отечественной практики применения цифровых технологий благоустройства городской среды, выделены и описаны наиболее перспективные и эффективные инструменты для крупных, больших и средних городов России. Проанализирован мировой опыт цифровизации управления городом, обосновано значение краудсорсинговой и краудфандинговой технологий с применением цифровых сервисов в реализации городских проектов и повышении уровня партисипации на территории. Разработаны рекомендации по обеспечению эффективного внедрения краудсорсинговых платформ в систему городского управления.

Ключевые слова: управление городской средой, цифровизация, человеческий капитал, партисипация, краудсорсинг

Финансирование:
Статья подготовлена при поддержке РФФИ грант № 20–010–00783 «Моделирование и оценка влияния процессов трансформации человеческого капитала на экономическое и пространственное развитие регионов России», Финансовый университет, Москва, Россия.

JEL-классификация: E24, J24, O15, R11



Введение

Города всегда играли важную роль в развитии человека и экономики. Экономический рост напрямую связан с процессом урбанизации, и согласно актуальным данным ООН на сегодняшний день около 70% всего населения мира проживает в городах [1]. Так, постоянный рост мирового населения делает урбанизацию неотъемлемой частью национального развития, а сами города движущей экономической силой. Особая сложность интерпретации происходящих процессов заключается в том, что города выступают как акторы мировой глобальной сети, являясь одновременно государственными и негосударственными структурами, что делает их схожими с международными организациями [2, C. 17].

Современные тенденции развития городов свидетельствуют об изменении роли и функции самого города. В настоящее время городская трансформация касается не только перестройки зданий и сооружений, благоустройства улиц, а постепенного изменения всей привычной культуры. Города стали центрами знаний и инноваций, миграционных процессов, тем самым оказывая колоссальное воздействие на развитие человеческого капитала, формируя искусственную среду обитания, динамическую открытую систему социокультурных территориально-пространственных мест, потоков, практик. При этом важнейшим элементом влияния городской среды на человека является скорость распространения инноваций и связанной с ними информации, которую городское население потребляет [3, С. 70]. Сегодня главным инструментом развития инноваций в городе является цифровизация, так как именно данный процесс определяет современные тенденции, оказывающие влияние на трансформацию структуры и функций города, его миграционную привлекательность.

Цель данного исследования состоит в анализе передовой международной и отечественной практики цифровизации городской среды и разработке рекомендаций по внедрению отдельных инструментов городского развития для повышения качества человеческого капитала.

Методология исследования основана на использовании системного подхода, анализа и синтеза, логического и сравнительного анализа, метода группировки и обобщения, экспертного анализа и метода научной классификации.

Научная новизна заключается в систематизации лучших мировых практик цифровизации городской среды и разработке рекомендаций по их применению для российских городов, что позволит сформировать условия для активизации развития человеческого капитала на их территории.

Особенности цифровой трансформации городской среды в Российской Федерации

Цифровизация городского развития напрямую связана с распространением концепции «умного города», которая получила широкое применение в крупных городах мира [4, C. 269]. В Российской Федерации реализация данной концепции происходит в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», а измерение уровня технологичности городов осуществляется посредством расчета индекса IQ города, утвержденного в Методике оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации (IQ городов) [5]. Данный показатель является интегральным индексом, объединяющим 47 показателей и представляющим собой оценку развития по десяти направлениям цифровой трансформации городского хозяйства: городское управление; инновации для городской среды; интеллектуальные системы общественной безопасности; инфраструктура сетей связи; «умное» жилищно-коммунальное хозяйство; «умный» городской транспорт; интеллектуальные системы экологической безопасности; туризм и сервис; интеллектуальные системы социальных услуг; экономическое состояние и инвестиционный климат [5]. При этом города классифицированы по численности населения на четыре группы: крупнейшие (от 1 млн чел.), крупные (250 тыс. – 1 млн чел.), большие (100-250 тыс. чел.), административные центры (менее 100 тыс. чел.) [6].

По итогам 2021 года среднее значение индекса по сравнению с предыдущим годом увеличилось более чем на 16%, составив 52,6 баллов из 120 возможных. При этом 44% городов обладают уровнем IQ от 60 до 120 баллов и относятся к группе высокоинтеллектуальных интегрированных городов. К их числу традиционно относятся города федерального значения и ядра крупных городских агломераций России, что подтверждает их высокий уровень привлекательности для развития человеческого капитала. Почти 50% являются высокотехнологичными управляемыми городами с уровнем IQ от 30 до 60 баллов, около 6% - технологически ориентированными городами (0-30 баллов). Именно для данных двух групп городов, а также других средних городов России, не обладающих статусом административного центра, наиболее актуальны лучшие цифровые практики управления городом, способные создать комфортную среду для проживания, что позволит на первом этапе остановить отток человеческого капитала, а в перспективе привлечь его на данные территории.

Необходимо отметить, что перечень направлений, определяющий согласно рассмотренной методике уровень технологичности города, является достаточно обширным, что не позволяет в рамках текущего исследования уделить внимание каждому из них. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть инструменты цифровизации благоустройства городской среды и городского управления в рамках концепции «умного города», которые, по мнению авторов, в наибольшей степени влияют на развитие человеческого капитала.

Цифровые технологии благоустройства городской среды

Одним из наиболее востребованных направлений цифровой трансформации городского пространства являются интеллектуальные системы общественной безопасности, базирующиеся на применении видеонаблюдения, фотофиксации и видеоаналитики. Данная технология активно развивается во многих городах России в рамках проекта «Безопасный город», демонстрируя положительные результаты. Видеокамеры позволяют правоохранительным органам фиксировать противоправные действия, а органам власти – контролировать процессы в строительстве, дорожном хозяйстве, сфере обращения с бытовыми отходами. Бесспорным лидером является г. Москва, где к системе «Безопасный город» подключено более 170 000 камер видеонаблюдения в черте города. При этом в мире наибольшее количество камер на 1000 человек приходится в городах Китая Тайюань и Уси (около 100 единиц), что позволяет обеспечивать высокий уровень общественной безопасности и положительно сказывается на качестве человеческого капитала [7, С. 289].

В сфере городского хозяйства наиболее перспективными для использования в средних, больших и крупных городах России представляются следующие цифровые решения.

«Умное» освещение – в г. Смоленске благодаря применению данной технологии, работающей при поддержке «Ростелеком», удалось снизить электропотребление, что позволило сэкономить до 70% бюджетных средств [8, C. 576].

Цифровизация утилизации отходов. Хорошим примером повышения эффективности вывоза мусора является Сеул (Южная Корея): к мусорным бакам прикреплены датчики отслеживания наполнения, которые подключены к облачной платформе Clean City Networks. В результате автоматического формирования маршрутов спецтехники на основании данных о наполненности баков удалось полностью исключить случаи переполнения баков. Исключив поездки специалистов к пустым бакам, удалось сократить пробег спецтехники на 66%, а затраты на 88%. Более того, сами жители города стали активнее соблюдать правила сортировки мусора, увеличив долю направляемых на переработку отходов на 45% [9]. В России подобную технологию пытаются реализовать в Самарской области.

Широкое распространение и общественное признание получают цифровые технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства – «умное» ЖКХ. Так, в г. Новосибирске функционирует приложение «Мой Новосибирск», представляющее собой муниципальный геоинформационный портал, который интегрирован с картографическим модулем и содержит информацию об объектах городской инфраструктуры и возможность для пользователей отправить сообщения о проблемах городского хозяйства. Помимо удобных сервисов (карта парковок, карта отключений воды, карта социальных объектов) в приложении есть функция «народный контроль» для общения с городской мэрией [10]. Кроме приложения городские власти при активном взаимодействии с «Ростелеком» разработали и используют в сфере ЖКХ комплекс сервисов, использующих технологии интернета вещей (IoT). Система дистанционного контроля приборов учета анализирует информацию по заданным параметрам и, в случае их отклонений от нормы, направляет СМС и электронные оповещения в адрес управляющей компании, что способствует повышению качества предоставляемых населению услуг.

В г. Железноводске используется приложение «Умный Железноводск», посредством которого жители могут сообщить о коммунальной проблеме, происшествии или просто высказать свое мнение в отношении развития городского коммунального хозяйства. В приложении также представлена карта движения городских автобусов и вкладка для жалоб на коммунальные проблемы [11]. В перспективе планируется также использовать возможности данного приложения для проведения социологических опросов и голосования за городские проекты. Следует отметить, что г. Железноводск относится к категории малых городов, так как его численность населения составляет около 25 тыс. чел [12]. При этом уровень цифровизации его городского хозяйства по итогам 2021 года составил 79,54 балла, что является высоким показателем и свидетельствует об успешности применения такого рода «умных» технологий в небольших городах России [6].

Развитие интеллектуальных транспортных систем, представляющих собой совокупность технических комплексов и подсистем по обеспечению и контролю безопасности дорожного движения с функцией предоставления необходимой информации для владельцев транспортных средств и других субъектов дорожно-транспортного процесса, является неотъемлемой частью современного города, привлекательного для проживания. Они представляют собой комплекс взаимосвязанных элементов: дорожные камеры видеонаблюдения, «умные» светофоры, детекторы трафика, электронные устройства оплаты проезда, информационные табло, паркоматы, автоматизация освещения дорог, оборудование автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения [13, C. 33]. Полная реализация спектра данных «умных» решений в настоящий момент финансово доступна только городам-миллионерам и крупнейшим городам, однако отдельные технологии уже сегодня следует использовать и в городах с меньшей численностью населения.

«Умные» светофоры. Данная технология активно развивается в городах России и демонстрирует хорошие результаты. Так, в г. Воронеже транспортные и пешеходные «умные» светофоры, размещенные на десяти городских перекрестках, позволяют оптимально распределять транспортные потоки и уменьшать городские пробки. По предварительным прогнозам экспертов, установка 145 «умных» светофоров позволит на 20% сократить для жителей города время в пути и очереди на перекрестках, и на 5-10% снизить количество выхлопных газов [14, С. 49].

В Псковской области используются детекторы трафика и информационные табло, информация с которых поступает в специальное мобильное приложение. В данном приложении можно узнать точное время прихода трамвая или автобуса, в салонах установлены USB-разъемы для зарядки гаджетов, работает высокоскоростная бесплатная WiFi-сеть, что делает поездки в общественном транспорте более комфортными.

Мировой вектор на экологизацию жизнедеятельности обуславливает целесообразность использования интеллектуальных систем экологической безопасности в городской среде, основной целью применения которых является контроль уровня загрязнения окружающей среды и повышение энергоэффективности.

Так, в Манхэттене (Нью-Йорк) при внедрении системы «умного» учета электроэнергии на базе решения SAP HANA каждый дом района был оборудован интеллектуальным счетчиком, отсылающим каждые пять минут данные в учетный центр. При этом муниципалитет, в зависимости от уровня потребления электроэнергии, получил возможность выделять зоны различной интенсивности потребления, что позволило в конечном итоге сэкономить городу до 80% электропотребления [15, C. 20].

В целях повышения уровня экологической безопасности в г. Красноярске авторы проекта «Красноярск.Небо», занимающиеся измерением уровня загрязнения воздуха в краевом центре, запустили работу одноименного мобильного приложения. Оно информирует жителей о том, насколько чистая атмосфера в том или ином районе города. Датчики «Красноярск.Небо», установленные в некоторых районах краевого центра, измеряют количество твердых микроскопических взвешенных частиц в воздухе (PM2.5 — диаметром меньше 2,5 микрометров). Данная технология, с одной стороны, дополнительно стимулирует предприятия города контролировать уровень выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а с другой – позволяет горожанам следить за уровнем экологического благополучия на территории проживания, что является существенным стимулом для дальнейшего развития на ней.

Учитывая низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований и высокую стоимость инфраструктурных экологических проектов, целесообразно стимулировать развитие «зеленого» финансирования в России в целом, так как эмиссия регионами и муниципальными образованиями «зеленых» облигаций является перспективной формой их финансирования. В международной практике данный процесс называется стратегическим выпуском облигаций. Подобный опыт имеют страны Западной Европы, США и ЮАР. Первый выпуск городских «зеленых» облигаций состоялся в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2014 году в объеме 1,5 млрд ранд (139 млн долл.) на 10 лет. Подписка в 1,5 раза превысила объем выпуска. Поступления были использованы на цели финансирования проектов солнечной и биоэнергетики, а также гибридных автобусов [16, C. 57]. Целесообразно создать соответствующие институциональные условия для реализации подобной практики и в России.

Представляется, что рассмотренные цифровые технологии благоустройства городской среды и мероприятия, способствующие их практической реализации, позволят улучшить условия жизнедеятельности населения и выступят фундаментом для развития человеческого капитала.

Цифровизация управления городом

Важным стимулом для активизации развития человеческого капитала на конкретной территории является уровень партисипации, то есть глубина взаимообратной связи органов системы публичной власти с населением, на основе которой совместно разрабатываются и принимаются согласованные решения, направленные на повышение эффективности публичного управления и качества жизни населения территории [17, C. 53]. Именно партисипация, способствуя увеличению действенности институтов гражданского общества, повышает качество человеческого капитала конкретной территории, поскольку «развитая гражданственность представляет собой социальный капитал, который во многом определяет будущее страны» [18, C. 260].

Значение процессов цифровизации в развитии партисипации сложно переоценить, так как именно применение современных технологий позволяет обеспечить наибольший охват населения в настоящее время [19]. Именно цифровизация обусловила популярность краудсорсинга и краудфандинга в качестве ключевых партисипативных механизмов.

Краудсорсинговые интернет-платформы, позволяющие привлечь различные категории граждан к решению городских проблем, показали свою эффективность в различных городах мира. Так, в Вене было создано приложение «Sag’s Wien» для общения граждан с городской администрацией, где жители имеют возможность отправлять жалобы на работу городских служб и получать оперативные отклики от ответственных исполнителей, а функция «умная проверка» данного приложения позволяет проверить, была ли администрация уже проинформирована о данной проблеме.

В России таким флагманским проектом является портал «Активный гражданин» в г. Москве, который позволяет оперативно получить мнение горожан по актуальным вопросам, касающимся развития города, а также проводить голосования, в т.ч. по вопросам принятия законов города Москвы, постановлений Правительства Москвы и ведомственных решений. При этом его функционирование обеспечивается в трех категориях – общегородская, отраслевая, районная – за активное участие в которых граждане получают бонусы, которые можно обменять на вознаграждение в виде муниципальных услуг в сфере культуры или сувенирную продукцию [20, C. 54]. В работу посредством данного портала вовлечены более пяти миллионов жителей столицы, что является одним из лучших результатов функционирования подобных цифровых сервисов не только в России, но и в мире.

В г. Челябинске функционирует платформа «Гражданский контроль», благодаря которой жители могут участвовать в формировании и реализации программы благоустройства дворов, скверов и других социально важных городских объектов.

Также существуют эффективные «пакетные» решения, которые позволяют органам местного самоуправления без дополнительных затрат повысить уровень открытости и прозрачности своей деятельности. В России создана и успешно функционирует мультисервисная платформа для взаимодействия граждан и власти «iGrajdanin.ru», посредством которой можно отметить проблему на карте своего населенного пункта, а система автоматически сформирует официальное обращение и направит его в соответствующий орган местного самоуправления, а в случае отсутствия ответа в установленный срок отправит его в вышестоящие инстанции.

Для обеспечения эффективного внедрения в систему городского управления краудсорсинговых платформ представляется целесообразным руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Создавать единый электронный сервис, включающий в себя возможности для реализации всех функций краудсорсинга: подачу обращений о проблемах городского хозяйства, онлайн-опросы и голосования по темам и гражданским, в т.ч. правотворческим, инициативам, общественную экспертизу нормативно-правовых актов. В настоящее время во многих городах мира данные функции разделены между различными интернет-платформами, что представляется неэффективным, поскольку негативно сказывается на восприятии пользователями, т.к. путает их, а также увеличивает материальные и трудовые затраты на обслуживание данных сервисов.

2. Размещать на краудсорсинговых платформах помимо общественных оценок мнение профильных экспертов для обеспечения более предметного погружения в тему обсуждаемого вопроса городского развития, что в свою очередь позволит нивелировать негативное воздействие от генерируемого на подобных общественных порталах «шума» идей.

3. Использовать игровые техники для привлечения широких слоев населения на платформу посредством использования балльно-рейтинговых систем с возможностью их обмена на городские услуги, что позволит также увеличить охват ими большего числа горожан.

4. Обеспечить функционирование краудсорсинговой платформы в рамках мобильного приложения, так как данный формат является наиболее популярным в настоящее время.

Еще одним важным механизмом цифровой партисипации для развития городской среды являются краудфандинговые платформы, посредством которых осуществляется софинансирование обществом и бизнесом важных для города проектов и мероприятий, что особенно актуально в условиях ограниченного количества ресурсов на муниципальном уровне.

Особенной популярностью такого рода платформы пользуются за рубежом, где к настоящему моменту сложилась достаточная практика. Например, в Милане посредством краудфандинговой платформы было привлечено софинансирование на городские инновационные идеи объемом около 400 тыс. евро. Другим хорошим примером краудфандингового инструмента в масштабах города стал сервис gofundme.com, с помощью которого было собрано 6 тыс. долларов на установку флажков при въезде в город (США). В Нью-Йорке посредством интернет-платформы ioby.org профинансировано и реализовано 86 проектов по решению экологических проблем города [21].

В России краудфандинг находится в стадии развития, однако уже сложились определенные успешные практики. «Городские проекты» (https://city4people.ru/) – фонд, созданный депутатом Максимом Кацем и блогером Ильей Варламовым, в рамках краудфандинговой платформы которого реализуется сбор средств на проекты по улучшению городской среды. Также функционирует «Бумстартер» (https://boomstarter.ru) – платформа, аккумулирующая средства для создания информационных порталов на территории городов. Данные технологии могут быть использованы городами для продвижения городских проектов и привлечения софинансирования со стороны граждан и бизнеса с наименьшими трансакционными издержками.

Заключение

Проведенное исследование показало, что города, являясь центрами знаний и инноваций, оказывают значительное влияние на развитие человеческого капитала на конкретной территории. При этом ключевое значение имеет качество городской среды, так как именно она формирует условия для жизнедеятельности человека. Темпы развития современных технологий ставят на первое место цифровизацию как ключевой процесс, оказывающий воздействие на трансформацию структуры и функций города. Оценка уровня технологичности городов России подтверждает данные тренды и обуславливает необходимость внедрения «умных» сервисов в городскую среду.

Анализ мирового опыта применения механизмов и инструментов цифровизации благоустройства городской среды и городского управления в рамках концепции «умного города» позволил выявить наиболее перспективные для крупных, больших и средних городов России. При этом особое внимание было уделено цифровым партисипативным технологиям как способствующим повышению качества человеческого капитала территории посредством развития гражданственности. По итогам исследования опыта их применения были сформулированы рекомендации по внедрению краудсорсинговых платформ в процесс городского управления.

Представляется, что эффективная адаптация выделенных лучших мировых практик цифровизации городской среды позволит повысить ее качество, обеспечив условия для сохранения и развития человеческого капитала на конкретной территории.


Источники:

1. Бушуева Т.Н., Доронин В.В. Механизм управления развитием городской среды // Бизнес и общество. – 2022. – № 3.
2. Строев П. В. Пространственная организация экономики России: тенденции и перспективы развития городов как точек экономического роста. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «А-проджект», 2015. – 144 c.
3. Заборова Е.Н. Городская среда как фактор развития человеческого капитала // Управленец. – 2017. – № 6(70). – c. 65-71.
4. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Методология оценки привлекательности крупных городов России для жителей, туристов и бизнеса // Регион: Экономика и Социология. – 2019. – № 4. – c. 268-294.
5. Приказ Минстроя России от 31 декабря 2019 года № 924/пр «Об утверждении методики оценки хода и эффективности цифрового трансформации городского хозяйства в Российской федерации (IQ городов)». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=379313#tDt0xLTIbhZJwzZm (дата обращения: 29.10.2022).
6. Официальный сайт проекта «Умный город». [Электронный ресурс]. URL: https://russiasmartcity.ru/ (дата обращения: 27.10.2022).
7. Линьков В.В. Обеспечение общей безопасности городов на основе использования комплексной системы «безопасный город» // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2019. – № 1(2). – c. 287-291.
8. Сизов Ю.И., Медведева Л.Н. Развитие среднего города на основе концепта: от «умного дома к умному городу» // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – № 4. – c. 573-580.
9. Malchenko Yu.A. From digital divide to consumer adoption of smart city solutions: a systematic literature review and bibliometric analysis // Vestnik of Saint Petersburg University. Management. – 2020. – № 19(3). – p. 316-335.
10. Муниципальный портал «Мой Новосибирск». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90absbknhbvge.xn--p1ai/portal/ (дата обращения: 16.10.2022).
11. Мобильное приложение «Умный Железноводск». [Электронный ресурс]. URL: https://apps.apple.com/ru/app/%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA/id1491183030 (дата обращения: 16.10.2022).
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.11.2022).
13. Дышленко С. Г. Применение географических информационных систем в интеллектуальных транспортных системах // Наука и технологии железных дорог. – 2022. – № 3. – c. 32-37.
14. Новиков А.Н., Еремин С.В., Кулев А.В., Ломакин Д.О. Проблемы внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах // Мир транспорта и технологических машин. – 2021. – № 1. – c. 47-54.
15. Shyngyssova N.T., Dudinova E.I., Ospanova Zh. Strategic communications in the process of integration and media planning of the smart city advertising campaign // Herald of journalism. – 2019. – № 54(4). – p. 18-25.
16. Богачева О.В., Смородинов О.В. Государственные меры по организации и развитию рынка «зеленых» облигаци // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2016. – № 3. – c. 55-65.
17. Епинина В.С. Приоритетные направления развития партисипативного механизма российского публичного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 3. – c. 52-59.
18. Белинская Д.В., Задонская И.А. Гражданское общество как фактор формирования партисипаторных практик // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2012. – № 8 (112). – c. 257-561.
19. Строев П.В., Пивоварова О.В. Проектный подход как необходимое условие реализации эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2661-2672.
20. Пивоварова О.В. Открытое и прозрачное управление социально-экономическим развитием региона: анализ состояния и проблемы реализации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2019. – № 9. – c. 52-57.
21. Ioby. [Электронный ресурс]. URL: https://ioby.org/ (дата обращения: 15.10.2022).

Страница обновлена: 08.11.2022 в 14:49:24