Мониторинг рынка труда в Российской Федерации и анализ зарубежного опыта проведения мониторинга заработных плат
Омельченко И.Б.1, Васьков А.Б.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 32
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54745133
Аннотация:
Мониторинг рынка труда - исследование, основанное на анализе спроса, предложений, зарплат и оценке конкурентоспособности. Проведение регулярных мониторинговых наблюдений необходимо для решения задач государственного регулирования рынка труда. В статье анализируются характеристики наиболее масштабных мониторингов рынка труда в РФ (Мониторинг Роструда РФ, мониторинг по субъектам РФ, мониторинг по заработным платам и т.д.). Приводится зарубежный опыт ряда стран. Многоуровневая и многоцелевая система мониторинговых исследований рынка труда в РФ находится в стадии активного совершенствования. Пока в России не выработано единых подходов к анализу и мониторингу рынка труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, поэтому методические подходы СПК сильно дифференцированы
Ключевые слова: мониторинг, рынок труда, заработная плата, Россия, зарубежный опыт
JEL-классификация: J31, J32, J33
Введение
Актуальность Состояние рынка труда и заработных плат не является стабильным, поэтому для определения его характеристик и изменений с течением времени целесообразно проводить его мониторинг. Мониторинг рынка труда (жизненного цикла квалификаций) - инструмент анализа рынка, который позволяет анализировать его актуальное состояние.
Литературный обзор
Впервые термин «мониторинг» появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 году в противовес (или в дополнение) к термину «контроль».
Некоторые авторы, например В.Ф. Протасов и А.В. Молчанов [20], так же называют мониторингом процесс наблюдений, что следует рассматривать как весьма узкое толкование этого термина. К более узкой роли мониторинга склоняются и А.В. Ситнин, Б.Л. Хенкин и А.Д. Голубович. [21] Они соотносят мониторинг с понятием «управление», «планирование» и «контроль» и приходят к заключению, что мониторинг должен предоставлять руководству информацию о реальной деятельности в сравнении с планом. Е. Антосенков, Г.Н. Михмель, Г.В. Осипов и Е.В. Груздева включают в мониторинг четыре основные функции: наблюдение, оценку, анализ и прогнозирование. [22, 23]
Как указывают авторы доклада Центра трудовых исследований и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, “рынок труда играет очень важную роль в современной экономике. Как крайне сложный распределительный механизм, он обеспечивает соединение работников с рабочими местами. Тем самым оказывает влияние и на производительность, и на темпы роста, и на многие другие параметры экономики. Рынок труда обычно сильно институционализирован: его реакции во многом определяются конфигурацией и настройкой институтов” [1]. Как подчёркивают исследователи, сформировавшаяся адаптационная модель российского рынка труда базируется на конфигурации взаимодополняющих институтов:
1. Трудовое законодательство;
2. Минимальная зарплата;
3. Пассивная политика службы занятости, опирающаяся на низкий охват и размер пособия по безработице;
4. Гибкие механизмы зарплатообразования
Действующие институты созданы для того, чтобы минимизировать последствия возможных провалов рынка, но и сами часто становятся источниками неэффективности и дополнительных барьеров [1].
Научный пробел Пока в России не выработано единых подходов к анализу и мониторингу рынка труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, поэтому методические подходы СПК сильно дифференцированы.
В связи с этим необходимо исследовать характеристики наиболее масштабных мониторингов рынка труда.
Цель исследования В рамках настоящего исследования проводится анализ основных характеристик наиболее масштабных мониторингов рынка труда в России и за рубежом.
Научная новизна Многоуровневая и многоцелевая система мониторинговых исследований рынка труда в РФ находится в стадии активного совершенствования. Анализ характеристик наиболее масштабных мониторингов рынка труда позволяет выработать единые подходы к анализу и мониторингу рынка труда
Авторская гипотеза Исследование основных параметров и характеристик наиболее масштабных мониторингов рынка труда позволит выработать единые подходы к анализу и мониторингу рынка труда
Методология
Методологической основой исследования выступали структурный анализ, системный подход, сравнительный подход, методы статистической обработки информации, общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и сравнение.
Особенности проведения мониторинга рынка труда в Российской Федерации
Мониторинг рынка труда — это исследование, основанное на анализе спроса, предложений, зарплат и оценке конкурентоспособности. С помощью него можно сопоставить востребованность вакансий, профессий и сфер деятельности. Проведение регулярных мониторинговых наблюдений необходимо для решения задач государственного регулирования рынка труда. В зарубежных странах на уровень и особенности рынка труда оказывают большое влияние сложившиеся традиции в трудовой сфере, национальный менталитет, развитие сферы образования, государственная политика и многое другое. В связи с этим национальные рынки труда имеют свои специфические особенности функционирования.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась многоуровневая и многоцелевая система мониторинговых исследований рынка труда, которая находится в стадии активного совершенствования. В проведении мониторинговых исследований в качестве субъектов принимают участие как органы государственного и муниципального управления, так и научно-исследовательские институты, экспертно-аналитические центры, кадровые агентства, интернет-порталы поиска работы и др.
Все реализуемые в настоящее время мониторинги рынка труда можно условно разделить на:
1) общероссийские мониторинги (реализуемые Минтрудом России и Рострудом в разрезе субъектов федерации или по наиболее важным сегментам рынка труда);
2) региональные мониторинги (рынка труда в целом и его отдельных сегментов);
3) профессионально-отраслевые мониторинги (реализуемые Советами по профессиональным квалификациям)
4) международные мониторинги (реализуемые в рамках межгосударственных соглашений со странами СНГ).
Представляется интересным рассмотреть характеристики наиболее масштабных мониторингов рынка труда.
Мониторинговые исследования Федеральной службы по труду и занятости (Роструда)
Службой занятости осуществляются многочисленные мониторинги состояния рынка труда с различной периодизацией (еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные). Важной тенденцией последних лет стало увеличение частоты их проведения. Для наиболее важных показателей введен еженедельный сбор, что делает данные мониторинга более актуальными.
В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения, Рострудом проводятся мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, эффективности реализации дополнительных мероприятий на рынке труда субъектов Российской Федерации. По результатам мониторинга составляются рейтинги регионов.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2017 г. № 751 “Об оценке качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения” от 9 ноября 2017 – изменения с 2018 года [2] формируются рейтинговые перечни субъектов Российской Федерации по каждому показателю деятельности органов службы занятости субъектов РФ (качества и доступности государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; качества и доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и др.).
По результатам оценки составляются рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому показателю в зависимости от фактического исполнения показателя путем упорядочивания баллов, присвоенных по 100-балльной шкале.
Проведение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам РФ в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов
Постановлением Правительства России от 15 октября 2015 г. № 1106 утверждены «Правила проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» [3]. Данный документ направлен на исполнение требований Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [4]. В соответствии с этим законом, Минтруд России должен осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Федерации (единых требований до этого не было).
Правилами установлено, что мониторинг включает в себя сбор информации о ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, обработку, систематизацию полученной информации, а также анализ состояния рынка труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, проведенный на основе указанной информации.
Правилами определено, что мониторинг проводится ежемесячно. В его рамках проводится расчет уровня социальной напряженности на российском рынке труда, с детализацией по регионам. Под контролем находится процент иностранных работников, привлекаемых к работе в регионах, по отношению к численности экономически активного населения.
Проведение мониторинга ситуации на рынке труда дает возможность оперативно анализировать состояние федерального и регионального рынков труда в России, а также своевременно выявлять и предупреждать социальную напряженность в трудовой сфере.
Мониторинг показателей рынка труда для отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (Минтруд, Росстат)
Этот мониторинг закреплен постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875 "О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда" (с изменениями и дополнениями от 8 декабря 2010 г., 25 марта 2013 г.) [5].
Федеральная служба государственной статистики ежегодно, до 15 марта, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации статистические данные по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации (далее именуются - территории) за 2 предыдущих года по следующим показателям:
1) уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения (в процентах);
2) уровень общей безработицы - отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
3) уровень регистрируемой безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности экономически активного населения (в процентах);
4) доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах);
5) коэффициент напряженности на рынке труда - отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях.
Для каждой территории определяется общий показатель путем деления суммы порядковых номеров всех показателей этой территории на число показателей. К территориям с напряженной ситуацией на рынке труда относятся субъекты РФ, у которых общий показатель, характеризующий уровень напряженности на рынке труда, более чем в 1,5 раза превышает показатель в целом по Российской Федерации.
Мониторинг рынка труда в национальной системе профквалификаций (профессионально-квалификационный и отраслевой срез)
С 2014 года в Российской Федерации с участием крупнейших работодателей и их объединений, профессиональных союзов, федеральных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций формируется национальная система квалификаций – инновационная платформа управления кадровыми ресурсами на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Развитие национальной системы квалификаций на основе вовлечения и расширения участия в ее функционировании работодателей – одна из задач, сформулированных в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года.
В основу развития национальной системы квалификаций поставлен мониторинг рынка труда, который отнесен к полномочиям Советов по профессиональным квалификациям и проводится при поддержке Национального агентства развития квалификаций.
Пока в России не выработано единых подходов к анализу и мониторингу рынка труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, поэтому методические подходы СПК сильно дифференцированы. Наиболее полные отчеты по исследованию рынка труда представили СПК нефтегазового комплекса, атомной отрасли, предприятий наноиндустрии, сферы управления персоналом.
Региональные мониторинги перспективных потребностей экономики и социальной сферы региона в кадрах с профессиональным образованием (прогноз потребности в профессиональных кадрах)
В целях планирования потребностей в подготовке кадров в системе профессионального образования за счет средств федерального бюджета (госзаказа на подготовку кадров) в России с 2011 года введена обязанность регионов проводить расчет потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Совместным приказом Минтруда и Минобразования в 2011 и 2015гг. были утверждены «Положение о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [6] и «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах» [7].
На основе этой типовой методики в каждом субъекте федерации принята и используется своя методика. Общие черты таких методик заключаются в следующем:
1) ориентация структуры подготовки на региональные кадровые потребности;
2) прогнозирование проводится в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки, используемыми в системе образования;
3) изучается структура рабочих мест (с точки зрения требований к уровню образования);
4) примерные этапы прогноза кадровых потребностей экономики: сбор статистической информации (от различных региональных государственных структур); формирование выборки; этап сбора полевой информации (т.е. социологические опросы работодателей, выпускников и экспертов); ввод данных; расчет прогнозных показателей; анализ и интерпретация полученных показателей.
Потребность в кадрах определяется с использованием ОКВЭД2 и ОКЗ. Из общей потребности в профессиональных кадрах выделяется потребность в инженерно-технических кадрах. Показатели потребности в кадрах рассчитываются в среднегодовом исчислении. Информация о потребности крупнейших работодателей в профессиональных кадрах, в т.ч. инженерно-технических, распределенной по субъектам РФ, является составной частью общей потребности субъектов РФ в профессиональных кадрах.
Международные мониторинги (реализуемые в рамках межгосударственных соглашений со странами СНГ)
Решением № 26 Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ от 22 ноября 2013 года одобрена «Система мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест» [8].
Система включает:
1) информационный ресурс, который формируется в соответствии с перечнем ключевых показателей, характеризующих рынок труда;
2) систему обмена информацией о потребностях в трудовых ресурсах на национальных рынках труда.
Ключевые показатели, характеризующие рынок труда, предоставляются национальными статистическими службами государств – участников СНГ в Статистический комитет СНГ в соответствии с ежегодной Программой работ Межгосударственного статистического комитета СНГ, утверждаемой решением заседания Совета руководителей статистических служб государств – участников СНГ. Указанная информация Межгосударственным статистическим комитетом СНГ включается в информационный ресурс и размещается на сайте Межгосударственного статистического комитета СНГ [9].
Мониторинги по заработным платам
Деятельность по сбору и анализу информации о заработных платах в Российской Федерации реализуется Росстатом. Источниками данных являются население и бизнес. О том, сколько россияне зарабатывают, тратят и откладывают, как часто делают ремонт в квартире (и другие бытовые детали), статистики могут узнавать из данных, полученных в ходе выборочных наблюдений. Интервьюеры Росстата исследуют домохозяйства по социально-демографическим проблемам. Участники — несколько десятков тысяч россиян, их выбирает Росстат из разных категорий населения. Люди ведут дневники, где записывают доходы, расходы, привычки в потреблении. Так статистики выясняют множество показателей — от того, в каких магазинах люди покупают еду, до того, где они проводят отпуск. Самое масштабное исследование проводится раз в пять лет и охватывает более 900 тыс. человек (или 390 тыс. домохозяйств). Один раз в год собираются данные по 60 тыс. домов и квартир, раз в квартал — по 40 тыс.
Крупный бизнес обязан регулярно (и в обозначенные сроки) отправлять в Росстат отчеты с разными показателями — от оплаты труда сотрудников до трат на электричество. Средний бизнес делает это по ряду важнейших показателей (например, об оплате труда). Малый бизнес не нагружен такими отчетами. Малый и средний бизнес обследуют выборочно путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований (за исключением микропредприятий). Микропредприятия обследуют выборочно и ежегодно. Данные об их работе также получают у министерств и ведомств, которые считают другие показатели, скажем, доходы и расходы государства (это информация Федерального казначейства). На основе собранных данных рассчитываются следующие показатели: уровень реальной среднемесячной заработной платы, средняя начисленная заработная плата работников, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации и т.д.
Собранные Росстатом данные используются в аналитических материалах, выпускаемых федеральными органами исполнительной власти. Однако в соответствии с методикой сбора данных, применяемой Росстатом, сама процедура основывается на опросе определенной группы респондентов, в качестве которых выступает порядка 5000 домохозяйств, и распространении полученных результатов методом пропорционального масштабирования. Аналогичный подход сбора данных применяется службами государственной статистики во многих странах. Полученные данные носят усреднённый характер и не отражают многих важных для оценки эффективности систем оплаты труда критериев, например дифференциацию заработной платы внутри категорий работников, структуру заработной платы, элементы заработной платы и т.д.
Рассматривая альтернативу сведениям, собираемых Росстатом, и принимая во внимание недостаточную достоверность этой информации, появилась идея сконцентрироваться на административных данных, официальных источниках персонифицированных данных, содержащих всю необходимую для анализа информацию, а именно, уровень заработной платы всех официально трудоустроенных граждан в Российской Федерации. Источниками административных данных могут служить сведения ПФР, Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), Федеральной налоговой инспекции и других государственных учреждений РФ. Для целей мониторинга может быть рассмотрен информационный обмен с Пенсионным фондом Российской Федерации, поскольку передаваемые в ПФР сведения наиболее точно отражают именно трудовой доход граждан РФ.
Зарубежный опыт мониторинга рынка труда и заработных плат
Интересен международный опыт мониторинга рынка труда и заработных плат. В большинстве зарубежных стран, в которых есть службы государственной статистики, на систематической основе собирается информация о заработных платах, которая используется для анализа разных показателей, например: средняя заработная плата, часовая ставка по отраслям, минимальная заработная плата, дифференциация заработной платы по гендерному признаку и т.д.
В Германии разработкой модели Interindustry FORecasting Germany (INFORGE) занимается институт исследований экономической структуры (The Institute of Economic Structures Research). Модель INFORGE необходима для исследования изменений, происходящих в структуре экономики. Данная модель считается уникальной, так как включает в себя распределение региональных прогнозов по отраслям. Институтом исследований экономической структуры была разработана уникальная система, содержащая в себе модели макроэкономических прогнозов, данные прогнозы могут предоставлять информацию по отраслям национальной экономики с разбивкой на прогнозы регионального масштаба [10].
В Канаде проводится ежегодное обследование занятости, заработной платы и рабочего времени (SEPH) [11], которое предоставляет ежемесячный портрет суммы заработка, а также количества рабочих мест (т.е. занятых должностей) и отработанных часов в разбивке по отраслям на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Данные SEPH используются Налоговым агентством Канады (CRA) для пересмотра максимального зачитываемого для пенсии заработка и лимитов взносов в пенсионный накопительный план, а также частным сектором для увеличения контрактов и определения ставок заработной платы.
Ежемесячные оценки обследования составляются на основе данных переписи отчислений из заработной платы, предоставленных Канадским налоговым агентством, и опроса о заработной плате в бизнесе (BPS), который собирает данные из выборки от 15 000 предприятий.
Статистическое управление Канады (IBSP) проводит SEPH при помощи программного комплекса. Участниками обследования являются почти все предприятия в Канаде, которые, осуществили хотя бы один денежный перевод по заработной плате в течение отчетного месяца. Исключаются предприятия, которые в основном занимаются сельским хозяйством, рыболовством и отловом рыбы, частными бытовыми услугами, религиозным воспитанием, международным и другим экстерриториальным государственным управлением и военнослужащими оборонных служб.
Для целей мониторинга анализируются следующие показатели: общее количество работников на отчетный период и валовая ежемесячная заработная плата. Данные показатели извлекаются на ежемесячной основе из административного источника - канадского налогового агентства по вычету заработной платы (PD7). Выборка включает всех работодателей, уплачивающих подоходный налог и социальные отчисления.
В проводимом мониторинге дифференциация показателей производится по регионам и отраслям с использованием данных профиля предприятия из бизнес-регистра статистического управлении Канады.
В Сербии ежемесячный мониторинг заработной платы [12] проводится с использованием комплекса средств опроса (RAD-1), который регулируется законом об официальной статистике. Его целью является предоставление фактических и достоверных данных об уровне, структуре и тенденциях средней заработной платы по видам деятельности и субъектам Республики Сербия. В этом опросе также собираются данные о количестве сотрудников, на основе чего проводится ежемесячная оценка численности сотрудников юридических лиц в Республике Сербия.
Мониторинг проводится среди всех предпринимателей, которые подают заполненную налоговую декларацию о начисленных и уплаченных налогах на заработную плату в налоговую администрацию за отчетный месяц. Выборка охватывает примерно 8000 учреждений, в которых работают около 65% от общего числа работников учреждений. Выборка обновляется каждый март. В опросе не участвуют сотрудники Министерства обороны и Министерства внутренних дел Республики Сербия. Данные о заработной плате направляет налоговая администрация после чего их синхронизируют с данными ежемесячного опроса. Для заполнения анкеты используются бухгалтерские записи (RAD-1) о заработной плате, а также записи о кадровых ресурсах. Отчитывающиеся подразделения должны заполнять опросники с данными за предыдущий месяц и представить их в соответствующее региональное отделение статистического управления Республики Сербия, где осуществляется ввод, контроль и редактирование данных.
В рамках статистического мониторинга рынка труда [13] в Словакии обеспечивается предоставление информация о состоянии заработной платы и других затрат на рабочую силу в службу статистики Республики Словакии. Основным источником этой информации являются регулярные статистические обследования предприятий. Ежеквартальная корпоративная отчетность используется в качестве основного источника данных о выплаченной заработной плате, затратах на труд на предприятии.
Основной целью ежегодного сбора информации о структуре заработной платы работников является получение информации о структуре и различиях в заработной плате работников в валовой и чистой формах в соответствии с занятостью, полом, возрастом, образованием, экономической деятельностью, округами и другой классификацией.
В Великобритании на ежегодной основе с 2011 года выпускается форма обзора рабочего времени и заработка (ASHE) [14], в которой анализ основан на еженедельной заработной плате. На заработную плату влияют как почасовые ставки оплаты, так и отработанные/оплаченные часы. В данной форме о низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работах подробно рассматривается распределение заработной платы на основе почасовых ставок. Это особенно полезно при рассмотрении политики в отношении национальной минимальной заработной платы.
Оценки в этой форме основаны на информации, собранной из выборки в 1% работников в Великобритании. До пандемии коронавируса достигнутый объем выборки по ASHE составлял примерно 180 000 человек в год. Однако, учитывая проблемы со сбором данных во время пандемии коронавируса и отсутствие восстановления показателей реагирования, окончательный достигнутый размер выборки составил 144 000 человек в 2020 году и 140 000 человек в 2021 году. Таким образом, оценки ASHE на 2020 и 2021 годы менее достоверны.
Турецкий статистический институт [15], начиная с 2006 года, проводит мониторинг доходов по средствам опроса (четыре ежегодных интервала). Основная цель опроса - предоставить информацию об уровне, структуре и динамике заработной платы и доходов. Исследование предназначено для получения оценок по таким характеристикам сотрудников как пол, возраст, трудовой стаж, профессия, уровень образования, а также по характеристикам учреждения, таким как вид экономической деятельности и географический регион.
В обзоре структуры доходов, ежемесячные данные о заработной плате даются на конкретный месяц отчетного года. Годовой доход представляет собой сумму всех регулярных и нерегулярных платежей, выплаченных в течение отчетного года.
Во Франции Национальный институт статистики и экономических исследований проводит ежегодный обзор затрат на рабочую силу и структуру доходов. Целью обследований затрат на рабочую силу и структуру заработка (Ecmoss) является ежегодный мониторинг структуры заработка и рабочего времени сотрудников, который включает:
- анализ в различиях в заработной плате;
- измерение и анализ дифференциации стоимости рабочей силы для предприятий-работодателей.
Обследования Ecmoss разработаны в соответствии с требованиями европейского рамочного регламента № 530/1999 от 9 марта 1999 года, ("Затраты на рабочую силу" - № 1737/2005 и "Структура доходов" - № 1738/2005) [16].
Австралийское бюро статистики проводит опрос среднего недельного заработка (AWE) [17] — это опрос предприятий, который проводится с 1981 года. До августа 1981 года данный опрос основывался в основном на информации из налоговых деклараций о заработной плате. В настоящее время опрос проводится два раза в год, в мае и ноябре (до мая 2012 года проводился ежеквартально). Данные собираются с помощью электронного сбора данных в режиме онлайн.
В Болгарии проводится ежегодный мониторинг фонда заработной платы и других расходов на оплату труда [18], целью которого является расчет основных макроэкономических показателей, характеризующих рынок труда. В рамках мониторинга проводится сбор, обработка и анализ статистических данных, относящихся к среднегодовой численности работников и их среднегодовой заработной плате. Объектом наблюдения выступают количество наемных работников, и их заработная плата, которая разбивается по полу, возрасту, трудовому стажу, профессии, уровню образования, а также по характеристикам учреждения, таким как вид экономической деятельности и регион.
В Америке действует Американская некоммерческая членская организация библиотек и архивов крупных государственных и частных университетов, федеральных правительственных учреждений и крупных государственных учреждений Канады и США [19]. Ассоциация занимается проблемами, представляющими интерес для библиотечного, исследовательского, высшего образования и научных сообществ. В рамках своей работы Ассоциация проводит мониторинг и публикует отчет по обследованию заработных плат более чем 14 000 профессиональных должностей в библиотеках-членах ARL. Эти данные используются для определения того, являются ли зарплаты конкурентоспособными, справедливыми для разных учреждений и компетенций. Данное исследование проводится на ежегодной основе, на сегодняшний момент опубликованы отчеты с 2005 по 2020 года. В своих отчетах Ассоциация предоставляет данные о заработных платах в разрезе следующих признаков: пол, должность, грейд, стаж, филиал, подразделение, ученая степень. Производится мониторинг и анализ начальных заработных плат, медианных заработных плат, а также средней заработной платы.
Заключение
Таким образом, были проанализированы характеристики наиболее масштабных мониторингов рынка труда в РФ и рассмотрен зарубежный опыт, который частично может быть применим и в России. Выделяются несколько общих черт существующих моделей прогнозирования спроса на кадры: в ряде зарубежных стран (США, Франция, Япония) прогнозы разрабатываются министерствами труда и социального развития, часто эта задача передается независимым исследовательским организациям. Данные модели представляют большой интерес при изучении и прогнозировании тенденции рынка труда и занятости. Мониторинг рынка труда (жизненного цикла квалификаций) - инструмент анализа рынка. Многоуровневая и многоцелевая система мониторинговых исследований рынка труда в РФ находится в стадии активного совершенствования. Пока в России не выработано единых подходов к анализу и мониторингу рынка труда в профессионально-квалификационном и отраслевом разрезе, поэтому методические подходы СПК сильно дифференцированы. Наиболее полные отчеты по исследованию рынка труда представили СПК нефтегазового комплекса, атомной отрасли, предприятий наноиндустрии, сферы управления персоналом.
-
Источники:
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2017 г. № 751 “Об оценке качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения” от 9 ноября 2017 – изменения с 2018 года
3. Постановление Правительства России от 15 октября 2015 г. № 1106, утвердившее «Правила проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
5. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875 "О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда" (с изменениями и дополнениями от 8 декабря 2010 г., 25 марта 2013 г.)
6. Приказ Минтруда и Минобразования в 2011 и 2015гг., утвердивший «Положение о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»
7. Приказ Минтруда и Минобразования в 2011 и 2015гг., утвердивший «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах»
8. Решение № 26 Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ от 22 ноября 2013 года, утвердившее «Систему мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест»
9. Забелина О.В. Формирование системы мониторинга и прогнозирования рынка труда как условие перехода к новой модели службы занятости населения // Труд в современной российской экономике: социальное измерение. 2020.
10. Храбров Г. Зарубежный опыт прогнозирования спроса на трудовые ресурсы // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 1(13). – c. 136-139.
11. Survey of employment payment and hours (SEPH). Statistics Canada. [Электронный ресурс]. URL: https://www23.statcan.gc.ca/imdb/p2SV.pl?Function=getSurvey&SDDS=2612 (дата обращения: 22.08.2023 г.).
12. Labor market statistics. The Statistical Office of the Republic of Serbia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.rs/en-us/oblasti/trziste-rada/zarade/ (дата обращения: 22.08.2023 г.).
13. Náklady práce. Štatistický úrad Slovenskej republiky. [Электронный ресурс]. URL: https://slovak.statistics.sk/wps/portal/ext/themes/demography/cost/metadata/!ut/p/z1/lZHNUsMgFEafxSfgC9BAlpAaQmXSEpq0snGycjKj1YXj85tqN7FTonfH3HMu94dEciTxNHyOz8PH/ (дата обращения: 22.08.2023 г.).
14. Earnings and working hours. Office for National Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ons.gov.uk/employmentandlabourmarket/peopleinwork/earningsandworkinghours (дата обращения: 22.08.2023 г.).
15. Ücretli Çalışan İstatistikleri. İstatistik Konseyi. [Электронный ресурс]. URL: https://data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Ucretli-Calisan-Istatistikleri-Agustos-2022-45825 (дата обращения: 22.8.2023 г.).
16. Европейский рамочный регламент № 530/1999 от 9 марта 1999 года, ("Затраты на рабочую силу" - № 1737/2005 и "Структура доходов" - № 1738/2005)
17. Earnings and working conditions. Australian Bureau of Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.abs.gov.au/statistics/labour/earnings-and-working-conditions (дата обращения: 22.08.2023 г.).
18. Пазар на труда. Национален статистически институт. [Электронный ресурс]. URL: https://nsi.bg/bg/content/3827/пазар-на-труда (дата обращения: 22.08.2023 г.).
19. ARL Annual Salary Survey. The Association of Research Libraries (ARL). [Электронный ресурс]. URL: https://www.arl.org/arl-terms/arl-annual-salary-survey/ (дата обращения: 22.08.2023 г.).
20. Протасов В. Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 525 c.
21. Ситнин А.В., Хенкин Б.Л., Голубович А.Д. Управление банком. - М.: Менатеп-информ, 2005. – 37 c.
22. Груздева Е.В. Банковский мониторинг в регионе: сущность, организация Банковский мониторинг в регионе: сущность, организация, совершенствование (теоретический и прикладной аспекты). / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.10. - Иваново, 2001. – 177 c.
23. Ларченко Е.М. «Конфликт мнений» в трактовке определения понятия мониторинг рынка труда // Вестник магистратуры. – 2013.
24. Платыгин Д.Н., Попков С.Ю., Смирнов В.М., Волгин Н.А., Вашаломидзе Е.В., Джума В.И., Уланова Е.С. Система мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 4 (41). – c. 27-39.
25. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Специфика бедности в дальневосточном федеральном округе // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 485-502.
26. Дозорцев О.Е., Старокожева В.П. Оплата труда работников научной сферы // Экономика труда. – 2021. – № 8. – c. 865-880.
27. Дозорцев О.Е., Агарычева А.В., Данилина М.В. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на территориях с особыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) // Экономика труда, сегодня, завтра. – 2022. – № 8-1. – c. 24-38.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 16:01:30