К вопросам исследования «теневого» сектора оплаты труда: специфика, масштаб, мотивация, пути решения
Богомолова И.П.1, Королев М.И.2, Хорев А.И.1, Василенко И.Н.1, Шайкин Д.В.1
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия, Воронеж
2 Объединение «Глобал-Безопасность», Россия, Воронеж
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53991226
Аннотация:
Заработная плата является важнейшим критерием благополучия общества и социально-политической стабильности. Сегодня имеет место быть распространенность «серых» схем оплаты труда и формирования скрытых доходов у населения. Данные неправомерные действия приводят к тому, что государство не может в полной мере реализовывать качественную социальную политику. Все это доказывает актуальность темы исследования. В работе были достигнуты следующие результаты: определены основные качественные особенности и тенденции развития «теневого» сектора заработной платы в РФ; приведены статистические данные о масштабах «серых» схем оплаты труда и объемов скрытых доходов населения; сформулированы основные причины распространенности заработной платы «в конвертах»; проанализированы основные положительные и отрицательные моменты от «теневого» заработка для работника, а также работодателя; исследован данный вопрос на примере стран-членов ЕС; приведены и обоснованы наиболее значимые и действенные меры, реализуемые на федеральном и региональном уровнях по борьбе с «теневой» заработной платой; рассмотрены успешные модели «легализации» бизнеса на примере сферы общественного питания и оказания клининговых услуг; обоснована перспективность активизации социологических исследований в режиме мониторинга. Результаты научной работы могут быть полезны ученым, которые занимаются данной тематикой, для проведения более глубоких и детальных исследований; предпринимателям в целях профилактики правонарушений в области организации труда, а также государственным органам управления с целью проведения более четкого контроля, а также выработки корректирующих мер адаптивного типа.
Ключевые слова: «теневая» заработная плата; неофициальные и нелегальные доходы; социальные обязательства государства; масштабы; причины; последствия; направления минимизации скрытых доходов граждан
JEL-классификация: J31, J32, J33, J38, E26, J46, O17
Введение. Экономическая сущность проблемы «теневой» заработной платы заключается в том, что выгодоприобретателем является и работник (получает большую заработную плату) и работодатель (экономит отчислениях в социальные фонды), а государство недополучает в бюджет весьма существенные средства, что препятствует проведению эффективной социальной политики (выплата пенсий и больничных, медицинское обслуживание, поддержка социально незащищенных граждан и т.д.). В тоже время, моментные выгоды для работника в виде зарплаты в «конверте» могут очень серьезно отразиться на нем в средне- и долгосрочной перспективах. В частности, это качается получения займов, налоговых вычетов, оплаты страховки по временному не трудоустройству, компенсации за лечение производственных травм (средней и высокой тяжести здоровью). Следовательно, заявленная проблема является весьма актуальной и имеет большую значимость в плане ее решения в ближайшей перспективе. Цель исследования – установить особенности, причины и тенденции изменений в сфере «теневой» оплаты труда и скрытых доходов граждан РФ от неофициальной и незаконной деятельности, а также выделить и обосновать наиболее актуальные и действенные решения данной проблемной ситуации и минимизации «теневого» сектора экономики. Среди ученых, которые достигли существенных результатов в данной предметной области, следует отметить труды: Абдуллиной И. Р. [48, с. 47-53], Богомоловой И. П., Буньковского Д. В. [110, с. 107-115], Вакуленко К. Э. [48, с. 46-49], Василенко И. Н., Воловской Н. М. [149, с. 147-152], Георгиевой Е. Х. [132, с. 131-133], Гореловой Л. В. [89, с. 87-92], Забелиной О. В. [18, с. 11-24], Зыбуновской Н. В. [14, с. 11-30], Казанчеева В. Н. [38, с. 37-40], Кирилловой М. М. [269, с. 268-272], Константиновой Д. С. [1418, с. 1415-1426], Королева М. И., Костеньковой Т. А. [1193, 1191-1202], Куприянова Б. Е. [95, с. 94-96], Мирошниченко Е. А. [269, с. 268-272] , Неволиной В. В. [38, с. 37-40], Омельченко И. Б. [18, с. 11-24], Плюсниной Л. К. [149, с. 147-152], Покиды А. Н. [14, с. 11-30], Полещука Т. А. [95, с. 94-96], Русиной А. В. [149, с. 147-152], Тарана Е. М. [89, с. 87-92], Хорева А. И., Щеглова В. Ю. [48, с. 47-53], Эрдынеевой Ж. Д. [89, с. 85-89]
Несмотря на наличие большого количества научных работ в области организации и оплаты труда, на текущий момент отдельные вопросы остаются не достаточно проработанными, в частности: основные качественные особенности и тенденции развития «теневого» сектора заработной платы в РФ; комплексная оценка масштабов «серых» схем оплаты труда и объемов скрытых доходов населения в России; причины распространенности заработной платы «в конвертах»; положительные и отрицательные моменты от «теневого» заработка для работника, а также для работодателя; исследование распространенности «теневой» оплаты труда в развитых странах; меры, реализуемые на федеральном и региональном уровнях по борьбе с «теневой» заработной платой; перспективность моделей «легализации» бизнеса на примере сферы общественного питания и оказания клининговых услуг; роль социологических исследований в легализации скрытых доходов населения.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования были использованы результаты научных исследований современных ученых в области «теневой» заработной платы и скрытых доходов населения, которые были опубликованы в периодических изданиях (печатные и электронные журналы экономического профиля, публикующие статьи по специальности ВАК – 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки)). Активно применялись официальные данные Росстата, информационно-аналитических агентств и государственных ведомств. В работе наиболее активно применялись системные, логические, диалектические и функциональные научные подходы, а также следующие методы исследования социально-экономических процессов: сравнение, экспертная оценка, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, конкретизация, абстрагирование, ретроспектива, сравнительный анализ; сводка и группировка материалов статистического наблюдения; абсолютные и относительные статистические величины.
Основная часть. Заработная плата является одним из важнейших факторов организации социально-экономических и общественно-правовых процессов в обществе. Современный гражданин без регулярной оплаты труда не может нормально жить и развиваться, пользоваться всеми благами и полноценно содержать семью. Все данные обстоятельства подтверждают, что последняя является основным стимулом/драйвером активизации каждого члена общества к обучению и последующему трудоустройству (по найму и/или ведение индивидуальной предпринимательской деятельности). Следующим ключевым аспектом является уровень заработной платы. От размера оплаты труда напрямую зависит показатель качества и количества потребляемых услуг и товаров (благ). Каждый член общества стремится к более высокому доходу и соответственно социальному статусу [13, 15].
Таким образом, показатель реального уровня заработной платы является важнейшим в системе оценки уровня развития трудовых отношений, экономического благополучия общества и социально-политической стабильности в стране. Также от уровня оплаты труда напрямую зависит наполняемость пенсионного фонда, фондов медицинского и социального страхования, что предопределяет уровень защищенности социальных категорий граждан, а также гарантированность оказания финансовой помощи трудящимся гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, заработная плата напрямую формирует основы социального государства, а также безопасность и благополучие всех категорий граждан. В данной ситуации важным остается вопрос легализации всей системы оплаты труда, так как на текущий момент имеют место быть проявления на практике «теневых» форм оплаты труда – «скрытая» заработная плата [3, 5, 7].
В настоящее время «теневая» заработная плата является одним из ключевых элементов, так называемой «теневой» экономики. В современной литературе имеется множество тождественных интерпретаций, в частности: «серая заработная плата», «черная оплата труда», «теневая оплата труда», «оплата труда в конвертах». Все данные понятия представляют собой вознаграждение за труд работника со стороны работодателя, но никак не учитываемое в системе государственного контрольно-надзорного управления, таким образом, последняя не соответствует установленным нормам и положениям современного законодательного регулирования, то есть имеется неправовая практика применения трудового и налогового кодексов в сфере организации и регулирования оплаты труда и сборов налогов. На практике это выражается в том, что работодатель и работник намеренно скрывают свои договорные отношения с целью ухода от платы налогов и сборов в бюджет государства [1, 8, 10].
Кроме того, есть такие категории как: «скрытые денежные поступления граждан», «ненаблюдаемые доходы граждан». Данные понятия несколько шире, чем отмеченные выше, так как включают доходы граждан, полученные не только за счет «серой» заработной платы, но и от других видов неофициальной/незарегистрированной, а также нелегальной/противозаконной деятельности.
Среди основных причин «серой» заработной платы стоит отметить:
стремление работодателя сэкономить средства для развития бизнеса или сохранения своих конкурентных преимуществ;
желание работника получить дополнительный доход;
трудные экономические условия ведения бизнеса;
высокие налоги и сборы;
сложность и трудоемкость оплаты налоговых отчислений;
относительно небольшие наказания и взыскания за неуплату налогов с доходов работника и реализацию «серых» схем оплаты труда [2, 11, 18, 20].
В рамках борьбы с «теневым» сектором экономики снижение масштабов «серых» схем оплаты труда является одним из ключевых приоритетов. Сегодня имеется немало случаев, когда руководители отечественных предприятий и организаций переводят сотрудников на неполные оклады с целью снижения налоговой нагрузки на свой бизнес. Работник также имеет выгоду с данной нелегальной сделки, так как по факту он получает больше денежных средств. В результате этого идет серьезное недофинансирование социальных фондов, а также сам работник может столкнуться с реальными трудностями в процессе получения потребительского кредита, где требуется документ с уровнем заработной платы, и от последней будет зависеть максимальная сумма займа, а также в ходе оформления пенсии, так как уровень последней очень сильно зависит от показателя реальной заработной платы. Таким образом, все это отрицательно сказывается не только на эффективности функционирования всей государственной социальной сферы (социальные услуги и обеспечение), но и на потенциальных возможностях, социальных гарантиях и благополучии самого работника (получение кредита, оплата больничного, возмещение средств на лечение в случае получения на работе тяжелой травмы, оплата декретного отпуска и т.д.) [1, 5, 6].
Важно отметить, что сегодня существует две принципиальные ситуации: когда гражданин неофициально занимается трудовой деятельностью и скрывает свои доходы, и когда он официально трудоустроен, но по договоренности с работодателем официально получает только часть заработной платы, а оставшуюся получает «в конверте». Стоит подчеркнуть, что первая ситуация сегодня начинает преобладать в динамике роста над второй и приобретает все большие масштабы и специфические качества. Правительство РФ сегодня делает многое для разрешения данной ситуации, в частности, законодательно определило такое понятие как «самозанятый» и предложило для таких граждан упрощенную и весьма доступную систему налогообложения. Отметим, что те, кто приобретает данный статус, а также своевременно и честно платят налоги, получают от государства дополнительные социальные гарантии [4, 9, 10].
Таким образом, в виду высокой значимости и актуальности данной проблемы сегодня государство в лице отдельных министерств и ведомств (Минтруда РФ, ФНС, МВД) проводит масштабную политику по разрешению данной проблемы отечественной национальной экономики
Если говорить о преобладающих тенденциях, специфических особенностях и масштабах такого явления как «теневая» заработная плата, то стоит отметить, что началом распространения данных явлений и негативных процессов следует считать реформенные преобразования начала 1990-х годов. В то время до 90% всех бизнес-структур и предпринимателей работали с нарушением налогового и трудового законодательства. Система государственного контроля и надзора практически не работала, а высокий уровень преступности и коррупции выступали системным «драйвером» наращивания масштабов «серых» схем оплаты труда. Подчеркнем, что «теневая» заработная плата входит в общий сегмент «скрытых/неучтенных» доходов граждан. В настоящее время масштаб данного сегмента оценивается Росстатом по средствам применения балансового метода, то есть разницей между объемами суммарных расходов граждан с включением прироста финансовых активов и суммой официальных доходов. Данная оценка не рассчитывает точного показателя «теневой» оплаты труда и всего объема «скрытых/неучтенных» доходов, но включает в себя оцениваемый параметр. На текущий момент, по оценкам специалистов, объем «скрытых/неучтенных» доходов граждан РФ составляет порядка 25-28 % ВВП. Росстат отмечает, что сегодня порядка 1/4 всех доходов россиян – это «скрытые/нелегальные» денежные поступления. Если говорить непосредственно о «серой» заработной плате, то ее объем весьма значительно изменяется в зависимости от той или иной оценки. Так, согласно расчетам ФНС данный показатель составляет около 20%, а отдельные специалисты и информационно-аналитические агентства заявляют о 40 %. Согласно официальным данным Росстата в 2022 г. масштаб «теневой» оплаты труда составил 19,5 % от всего объема официально зарегистрированной (учтенной) заработной платы. Отметим, что это минимальный показатель за всю современную историю нашей страны начиная с 1990-х годов. В 2021 г. данный показатель составлял 20,3 %, аналогичный же был отмечен и в 2020 г. В период 2012-2017 г. доля «теневой» заработной платы в среднем составляла 24-27 % [12, 14, 16].
Подчеркнем, что такое явление как «серые» схемы оплаты труда весьма распространены не только в развивающихся экономиках, но и в довольно благополучных странах, в частности, Европы. Если оценить средний показатель «теневой» заработной платы во всех странах ЕС, то он будет составлять от 1 до 22 %. Так, в Румынии данный показатель составляет более 24 %, в Чехии и в Словении 4 % и 6 % соответственно, в Италии – 8 %, в Бельгии – 5 %. Самый низкий показатель «серой» заработной платы наблюдается в Великобритании, Франции, Германии, Мальте и Люксембурге – около одного процента [1].
Сегодня очень важной задачей, которая стоит перед Правительством РФ, является повышение уровня благосостояния граждан. Одним из ключевых аспектов решения последней может стать легализация бизнеса и снижение масштабов «теневой» заработной платы. Комплекс мер, который призван эффективно решить данные проблемы, весьма разнообразен и имеет высокий уровень системности и структурированности. На рис. 1 приведены наиболее значимые и действенные, с нашей точки зрения, меры по снижению масштабов «теневой» заработной платы, реализуемые на федеральном и региональном уровнях.
Рисунок 1. Перечень наиболее значимых и действенных мер по снижению масштабов «теневой» заработной платы, реализуемых на федеральном и региональном уровнях [3, 7, 17]
Официальные данные Росстата таковы, что за последний семилетний период доля заработной платы (официальной и неофициальной) в ВВП снизилась на 9,1 п.п. и на момент 2022 г. составила 39,1 %. Важно отметить, что данные средства не были направлены работодателями на организацию в создание высокооплачиваемых рабочих мест. Все это является реальным основанием для предъявления претензий к современному отечественному бизнесу со стороны общества [16].
Также стоит отметить, что работники с низкими доходами – это потенциальные клиенты на получение со стороны государства различных форм поддержки (льготы, субсидии, дотации). Кроме того, «серые» заработные платы снижают уровень страхования гражданина от возможных негативных ситуаций (болезни, травмы, потеря рабочего места, сокращение и т.д.).
Как уже отмечалось выше, сегодня Правительство РФ реализует целый комплекс мер по борьбе с «теневым» сектором экономики и, в частности, с «серыми» схемами оплаты труда и общей тенденцией «скрытия» доходов населением. В настоящее время реализуется план мероприятий по снижению масштаба «теневой» занятости на период 2022-2024 гг. По данным Росстата, в 2022 г. официальная средняя зарплата в российских организациях составила 64,2 тыс. р., что на 27% превышало более общий показатель среднего трудового дохода (50,7 тыс. р.), учитывающего зарплаты в неформальном секторе экономики. Подчеркнем, что сегодня государство ориентировано не на применение жестких мер по борьбе с неофициальной занятостью и «скрытыми» доходами населения, а на создание оптимальных условий ведения легального и открытого бизнеса [15, 16].
На наш взгляд, концепция снижения «теневой» занятости и доходов граждан может быть весьма эффективно построена на взаимовыгодном сотрудничестве между предпринимательскими структурами и государством. В качестве примера стоит привести эксперимент в отрасли общепита, где с 2022 г. предприятия этой сферы освободили от НДС, а также расширили для них критерии отнесения к МСП с 250 до 1500 чел. В результате выведение из «тени» этой отрасли идет очень успешно. Эксперимент по снижение «теневого» сектора весьма эффективно проводится среди клининговых компаний, так ряд из них вошли в специальный реестр ФНС и согласились платить налоги выше среднеотраслевого уровня. Все это свидетельствует о том, что сегодня необходимо действовать, в большей степени, не жесткими административными методами, а мягкими стимулирующими мерами комплексного формата.
Многие эксперты отмечают, что стремление российского бизнеса работать в «серой» зоне – это «чистая экономика». Особенно это актуально для «человекоемких» отраслей, где фонд оплаты труда является основной издержкой. К таким сферам относятся, в частности, охранная деятельность, транспортно-логистический сектор, а также строительный бизнес. Процессу легализации «теневого» бизнеса препятствует тот факт, что при выходе из «тени» субъектам предпринимательства, как правило, доначисляют старые долги, а также они почти автоматически попадают в очередь на выездную внеплановую проверку. В данной ситуации было бы уместно и логично обнулять долги и работать с данными субъектами на общих правилах и принципах контроля.
Факт заключается в том, что «теневая» занятость есть во всех странах, так как экономические агенты всегда стремятся сократить расходы, в том числе связанные с налогообложением труда. Согласно мнению многих экспертов и профильных специалистов, на текущий момент одним из наиболее действенных способов сокращения «теневой» занятости является контроль доходов и расходов налоговыми органами. Он позволяет выявить «дельту» между ними и обложить ее налогом. Подчеркнем, что Правительство РФ занялось вопросом усиления контроля над «серым» сектором экономики, прежде всего, для обеспечения большей стабильности региональных бюджетов (значительная часть их доходов приходится на НДФЛ) [1, 6, 10, 14].
Кроме того, на наш взгляд, для легализации «теневой» оплаты труда необходимо осуществлять управленческие воздействия, которые будут способствовать тому, что работодателям будет невыгодно выплачивать заработную плату неофициально, а работникам ее получать. Для повышения эффективности управленческих воздействий сегодня необходимо активизировать исследования в данной сфере, в частности, проводить социологические исследования в режиме мониторинга. Это позволит, во-первых, органам власти получить информацию о состоянии и тенденциях развития «теневой» оплаты труда, во-вторых, отслеживать эффективность управленческих воздействий и корректировать их.
Выводы. Исследование показало, что проблема существования «серых» схем оплаты труда в РФ является на текущий момент одной из распространенных и масштабных в рамках борьбы с «теневым» сектором экономики. По оценкам специалистов, сегодня объемы «скрытых/неучтенных» доходов граждан РФ составляют порядка 25-28 % ВВП. Росстат отмечает, что около 1/4 всех доходов россиян – это «скрытые/нелегальные» денежные поступления. Если говорить непосредственно о «серой» заработной плате, то согласно ФНС данный показатель составляет около 20%, а отдельные специалисты и информационно-аналитические агентства заявляют о 40 %. Согласно Росстату, в 2022 г. масштаб «теневой» оплаты труда в России достиг 19,5 % от всего объема официально зарегистрированной (учтенной) заработной платы. Отметим, что это минимальный показатель за всю современную историю нашей страны, начиная с 1990-х годов. В 2021 г. данный показатель составлял 20,3 %, такой же уровень был отмечен и в 2020 г. В период 2012-2017 г. доля «теневой» заработной платы в среднем составляла 24-27 %. Среди основных причин такого явления как «серые» заработные платы, стоит отметить: стремление работодателя сэкономить средства для развития бизнеса или сохранения своих конкурентных преимуществ; желание работника получить дополнительный доход; трудные экономические условия ведения бизнеса; высокие налоги и сборы; сложность и трудоемкость оплаты налоговых отчислений; относительно небольшие наказания и взыскания за неуплату налогов с доходов работника и реализацию «серых» схем оплаты труда [3, 6, 16].
Данная ситуация отрицательно сказывается не только на эффективности функционирования всей государственной социальной сферы (социальные услуги и обеспечение), но и на потенциальных возможностях, социальных гарантиях и благополучии самого работника (получение кредита, оплата больничного, возмещение средств на лечение в случае получения на работе тяжелой травмы, оплата декретного отпуска и т.д.). Сегодня Правительство РФ реализует целый комплекс мер по борьбе с «теневым» сектором экономики и, в частности, с «серыми» схемами оплаты труда и общей тенденцией «скрытия» доходов населением. В настоящее время реализуется план мероприятий по снижению масштаба «теневой» занятости на период 2022-2024 гг. Подчеркнем, что сегодня государство ориентировано не на применение жестких мер по борьбе с неофициальной занятостью и «скрытыми» доходами населения, а на создание оптимальных условий ведения легального бизнеса. На наш взгляд, концепция снижения «теневой» занятости и доходов граждан может быть весьма эффективно построена на взаимовыгодном сотрудничестве между предпринимательскими структурами и государством. В качестве примере стоит привести эксперимент в отрасли общепита и сфере оказания клининговых услуг. Для повышения эффективности управленческих воздействий сегодня необходимо активизировать исследования в данной сфере, в частности, проводить социологические исследования в режиме мониторинга. Это позволит, во-первых, органам власти получить информацию о состоянии и тенденциях развития «теневой» оплаты труда, во-вторых, отслеживать эффективность управленческих воздействий и корректировать их [10, 12, 13, 17, 19].
Источники:
2. Абдуллина И.Р., Щеглов В.Ю. Теневой рынок труда России // Теневая экономика. – 2018. – № 2. – c. 47-53. – doi: 10.18334/tek.2.2.40568.
3. Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – doi: 10.18334/tek.7.2.117599.
4. Буньковский Д.В. Теневая экономика: анализ развития // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2015. – № 4(75). – c. 107-115.
5. Вакуленко К.Э. Теневая экономика: причины и формы, влияние на экономическую систему // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – № 2. – c. 46-49.
6. Власти обсудили, как сократить число получающих зарплату «в конверте». Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/04/2023/644a69299a79470b33e7efe1 (дата обращения: 22.04.2023).
7. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Масштабы и сферы распространения теневой оплаты труда // Вестник Бурятского государственного университета. – 2019. – № 5. – c. 147-152.
8. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мониторинг скрытой оплаты труда: специфические качества, распространенность, мотивация // Проблемы развития территории. – 2017. – № 5(91). – c. 75-87.
9. Георгиева Е.Х. Направления государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 11. – c. 131-133.
10. Забелина О.В., Омельченко И.Б. Методические подходы к оценке неформальной и теневой занятости // Теневая экономика. – 2023. – № 1. – c. 11-24. – doi: 10.18334/tek.7.1.117395.
11. Казанчеев В.Н., Неволина В.В. Теневая экономика и региональный экономический интерес // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12(140). – c. 37-40.
12. Константинова Д.С. Исторические и современные подходы к установлению минимального размера оплаты труда // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1415-1426. – doi: 10.18334/et.8.12.113939.
13. Костенькова Т.А. Влияние современных тенденций в сфере занятости на организацию оплаты труда работников // Экономика труда. – 2021. – № 10. – c. 1191-1202. – doi: 10.18334/et.8.10.113601.
14. Костенькова Т.А. Оплата труда как фактор развития экономики России // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 791-798. – doi: 10.18334/et.5.3.39429.
15. Мирошниченко Е.А., Кириллова М.М. Теневая экономика и «серые» зарплаты // Наука и современность. – 2010. – № 2-3. – c. 268-272.
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.04.2023).
17. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Об основных тенденциях на теневом рынке труда // Теневая экономика. – 2022. – № 1. – c. 11-30. – doi: 10.18334/tek.6.1.114392.
18. Полещук Т.А., Куприянов Б.Е. Проблемы теневой оплаты труда и заработной платы в России, ее аспекты и возможные пути решения // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 1(18). – c. 94-96.
19. Таран Е.М., Горелова Л.В. Анализ теневой деятельности в России // Вестник Екатерининского института. – 2016. – № 2(34). – c. 87-92.
20. Эрдынеева Ж.Д. Совершенствование системы оплаты труда работников на предприятии // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 43. – c. 85-89.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:31