Человеческий потенциал как фактор экономического роста и экономической безопасности России
Шомахов К.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 158
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929835
Аннотация:
В статье проанализирован человеческий потенциал в аспекте экономического развития России, и его роль в обеспечении экономической безопасности. Исследование охватывает государственные меры, направленные на развитие человеческого потенциала, а также культурные и социальные факторы, влияющие на его формирование. В статье подчеркивается важность дальнейшего развития человеческого потенциала для стимулирования экономического роста и улучшения жизни граждан. Рассмотрены факторы, способствующие развитию человеческого потенциала, такие как богатое культурное наследие, акцент на образование и научное наследие, анализируется важность разработки политики и инициатив, поддерживающих доступ к образованию и профессиональной подготовке для всех граждан. Выводы работы подчеркивают, что дальнейшее развитие человеческого потенциала в России будет иметь существенное значение для стимулирования экономического роста и повышения благосостояния граждан.
Ключевые слова: человеческий потенциал, экономический рост, экономическая безопасность, измерение, уровень, качество, факторы, повышение, устойчивость, культура, влияние
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение. Изучение темы человеческого потенциала актуально в экономическом аспекте по нескольким причинам. Важнейшими компонентами человеческого капитала, являются навыки, знания и способности, которыми обладают люди. Изучение человеческого потенциала может помочь компаниям и государствам лучше понять рынок труда, включая спрос на определенные навыки и влияние образования и профессиональной подготовки на занятость и заработную плату. «Высококвалифицированные и мотивированные люди могут генерировать новые идеи, продукты и услуги и открывать свой собственный бизнес, который может способствовать экономическому росту» [11].
Цель исследования – анализ важности человеческого капитала для содействия экономическому росту и обеспечению экономической безопасности в России, а также изучение мер, предпринимаемых государством, чтобы способствовать развитию этого капитала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать государственные меры и направления развития человеческого потенциала;
2. Выявить культурные особенности и социальные факторы, способствующие/препятствующие развитию человеческого потенциала в России;
3. Оценить влияние компаний и инструменты для развития человеческого потенциала сотрудников.
4. Проанализировать взаимосвязь между развитием человеческого потенциала и обеспечением экономической безопасности в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Объектом исследования является человеческий потенциал и его влияние на уровень экономического развития страны.
Предметом исследования выступает политика государства, направленная на содействие развитию человеческого потенциала в России.
Научной новизной исследования является авторский подход к взаимосвязи между человеческим потенциалом и его воздействием на экономический рост и экономическую безопасность России.
В процессе написания статьи использовались следующие методы исследования: аспектный и системный анализ, сравнение, типологизация, теоретическое прогнозирование. Сочетание нескольких методов исследования обеспечили более полное и детализированное понимание развития человеческого потенциала как компонента экономического развития в России.
Информационной базой исследования являются источники официальных статистических данных, отражающие состояние образования, здравоохранения, научных исследований, экономических показателей и социальных аспектов как в России, так и в странах ЕАЭС. Также рассматриваются публикации и научные работы, посвященные темам экономического роста, человеческого капитала, экономической безопасности и социальным аспектам развития. Применены отчеты и аналитические материалы международных организаций, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная организация здравоохранения и другие. Кроме того, исследование опирается на данные и анализ программных инициатив, разработанных государствами по развитию человеческого потенциала и обеспечения экономической безопасности.
Практическая значимость данного исследования заключается в его потенциальной способности оказать влияние на разработку политики, образовательные и экономические инициативы, а также на повышение уровня благосостояния и экономического развития в России.
Роль человеческого потенциала в экономическом развитии. Государство может обладать природными, технологическими, финансовыми ресурсами, но всё это не имеет значения без высококвалифицированных кадров и высокого уровня человеческого развития. В современном, быстро меняющемся мире роль человеческого капитала постоянно возрастает. «В век цифровизации и трансформации производственных процессов человеческий капитал становится фундаментом развития экономики любой страны» [12].
В общем смысле человеческий капитал – это способности, знания, умения, навыки, интеллект и здоровье человека, которые применяются в производственных процессах, и для получения дохода семьи и страны в целом.
В экономике выделяют следующие виды человеческого капитала:
1. Национальный человеческий капитал – часть национального богатства, которая включает в себя интеллектуальные, физические, трудовые способности, помогающие развитию экономики страны.
2. Человеческий капитал организации – знания, навыки, интеллектуальные и профессиональные способности, физическое и психологическое здоровье персонала, использующееся для получения высоких результатов деятельности той или иной организации.
3. Индивидуальный человеческий капитал – знания, навыки, здоровье и способности отдельного индивида, которые влияют на его уровень жизни и доходов.
Человеческий капитал каждой отельной страны можно измерить. Начиная с 2018 г. Всемирный банк (ВБ) составляет рейтинг Индекса человеческого капитала (ИЧК) по странам. ИЧК может использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их социально-экономической политике и для оценки готовности к переходу на модель устойчивого развития, основанной на росте человеческого капитала.
ИЧК рассчитывается на основе 3 компонентов:
– выживаемость;
– ожидания продолжительности обучения в школе, скорректированная на результаты обучения;
– состояние здоровья.
Организация Объединенных Наций (ООН) использует для определения развития человеческого потенциала другой показатель – Индекс человеческого развития (ИЧР), который представляет собой интегральный показатель, характеризующий способность человека вести долгую и здоровую жизнь, получать знания и достигать достойного уровня жизни.
При расчете индекса учитываются следующие показатели: здоровье и долголетие; доступ к образованию; достойный уровень жизни.
Индекс позволяет разделить страны на четыре группы по уровню человеческого развития:
– очень высокое значение – индекс не менее 0,800;
– высокое значение – индекс 0,700-0,799;
– среднее значение – индекс 0,550-0,699;
– низкое значение – индекс ниже 0,550.
В 2020 г. в ИЧК включены данные о состоянии здоровья и образования по 174 странам, на которые приходится 98% населения мира. По данным ВБ, Россия в мировом рейтинге ИЧК занимает 41-е место и её индекс составляет 0,68, или 68%. Это означает, что ребёнок, рождённый в нашей стране сегодня, в будущем может достичь 68% от производительности, характерной для взрослого человека, который имеет полное образование и хорошее состояние здоровья. В России, к примеру, лучше показатели уровня образования, чем во многих странах с более высоким доходом, но показатели здоровья хуже средних по миру. Лидерами рейтинга являются Сингапур (88%), Гонконг (81%) и Япония (80%).
Последний доклад ООН за 2020 г. включает в себя расчёты ИЧР для 189 стран. В России этот показатель составил 0,824, что выше среднего по миру — 0,737. В рейтинге стран по человеческому развитию Россия занимает 52-е место, находясь в группе с очень высоким уровнем человеческого развития.
По данным ВБ, 64% мирового богатства, которое оценивается в 1152 трлн долл., составляет человеческий капитал. Поэтому человеческий интеллект, здоровье, развитие профессиональных и творческих способностей, образование становятся важными ресурсами наряду с нефтью, газом, инновационными технологиями и другими богатствами национальной экономики. Высокий уровень человеческого капитала способствует росту доходов, благосостояния и качества жизни не только отдельного человека, но и всей страны в целом. По этой причине, «национальные программы должны в первую очередь быть направлены на совершенствование системы образования, здравоохранения и социальной сферы» [13].
Современный мир требует современных решений. Инновации сопровождают любую трудовую деятельность и отрасль экономики. Сегодня развитие высокотехнологичных отраслей экономики является ведущим конкурентным преимуществом государства. По данным Росстата, за последние десять лет наблюдается рост продукции этих отраслей в общем объёме ВВП. В свою очередь, для производства высокотехнологичных видов продукции требуются высококвалифицированные профессионалы. Следовательно, по мере роста технологических инноваций внутри страны потребность в человеческом капитале будет только увеличиваться [20].
Развитие человеческого потенциала как фактор обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС. Евразийский экономический союз – активно развивающееся интеграционное объединение на постсоветском пространстве, которое призвано обеспечивать проведение единой экономической политики, свободу движения не только товаров, услуг, капитала, но и трудовых ресурсов [18]. Одной из целей его создания стало всестороннее развитие модернизации, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-членов в условиях глобальной экономики [8]. В современных условиях именно человеческий потенциал становится важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности ЕАЭС.
Обратимся к анализу ИЧР стран мира за 2022 год (рис. 1; табл. 1).
Рисунок 1. Карта мира по уровню индекса человеческого развития, 2022 г.
Источник: [21].
Таблица 1. Рейтинг стран по ИЧР, 2022 г.
Место
|
Страна
|
ИЧР
| ||
В 2022 году
|
Разница с
предыдущим годом
|
Индекс за 2022
год
|
Разница с предыдущим периодом
| |
1
|
+ 2
|
Швейцария
|
0,962
|
+ 0,006
|
2
|
- 1
|
Норвегия
|
0,961
|
+ 0,002
|
3
|
- 1
|
Исландия
|
0,959
|
+ 0,002
|
8
|
…
|
Ирландия
|
0,945
|
+ 0,002
|
48
|
…
|
Турция
|
0,838
|
+ 0,005
|
52
|
- 3
|
Россия
|
0,822
|
- 0,008
|
56
|
+ 3
|
Казахстан
|
0,811
|
- 0,003
|
85
|
+ 2
|
Армения
|
0,759
|
+ 0,002
|
|
Мир в целом
|
0,732
|
Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы. Швейцария, Норвегия и Исландия демонстрируют высокие показатели ИЧР, свидетельствуя о высоком уровне человеческого развития в этих странах. Ирландия также имеет высокий показатель ИЧР, указывая на качественный уровень жизни и доступ к основным услугам для населения. Страны, такие как Турция, Россия, Казахстан и Армения, характеризуются более низкими показателями ИЧР, что может указывать на ограничения в сферах образования, здравоохранения, и других аспектах человеческого развития. Средний мировой уровень ИЧР ниже, чем у большинства указанных стран, подчеркивает существующие различия в уровне развития между разными регионами мира. В целом, анализ данных свидетельствует о том, что страны с более высокими показателями ИЧР, вероятно, обеспечивают более высокий уровень человеческого развития, и имеют более устойчивые экономические и социальные системы. Странам с более низкими показателями ИЧР, возможно, потребуются дополнительные усилия для улучшения качества жизни и обеспечения устойчивого развития.
Для комплексного представления человеческого потенциала страны/региона следует также учитывать уровень и качество жизни населения с использованием социально-демографических показателей (население и миграция, труд, образование, здравоохранение, доходы и потребление, социальная защита). За последние пятнадцать лет на территории ЕАЭС численность населения постоянно росла. Как видно из рисунка 2, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), суммарная численность постоянного населения стран ЕАЭС увеличилась с 176,87 млн. чел. в начале 2005 г. до 184,27 млн. чел. в начале 2020 г.
Рисунок 2. Динамика численности населения государств-членов ЕАЭС
за 2005-2020 гг. и ее прогноз до 2100 г.
Источник: [22].
Анализ данных о численности населения стран ЕАЭС за последние пятнадцать лет выявляет значительный рост этого показателя. Проанализировав представленные данные, можно сделать следующие выводы. В начале исследуемого периода (2005 г.) численность населения составляла наибольшее значение в России, за ней следовали Казахстан, Кыргызстан и Беларусь. Однако, в течение этого периода динамика численности населения стран была разной. Например, Россия поддерживала относительную стабильность этого показателя, оставаясь близкой к начальному уровню к 2020 году. Казахстан показал положительную динамику, увеличив численность населения к 2020 году. Кыргызстан, в свою очередь, демонстрировал относительную стабильность, сохраняя уровень населения близким к начальному значению.
В целом, за последние пятнадцать лет численность населения стран ЕАЭС увеличилась, достигнув существенного роста к 2020 году. Эти изменения подчеркивают важность демографического аспекта при анализе социально-экономической ситуации в регионе, и необходимость учитывать динамику населения при разработке стратегий развития.
По возрастной структуре населения – Россия, Беларусь и Армения являются странами с относительно невысокой долей несовершеннолетних и существенной долей престарелого населения, т. е. в этих странах наблюдается эффект старения населения. Данный эффект может привести к ослаблению экономического и военного влияния соответствующих стран, а первоочередными станут задачи обеспечения функционирования пенсионной системы и системы здравоохранения, так как суммарная демографическая нагрузка на трудоспособное население к середине века вырастет почти в два раза.
Таким образом, человеческий потенциал напрямую влияет на все составные элементы экономической безопасности, такие как производственная безопасность, продовольственная безопасность, внешнеэкономическая безопасность, социально-демографическая безопасность и т. д [14; 16]. Среди основных дестабилизирующих явлений, оказывающих влияние на человеческий потенциал и экономическую безопасность стран ЕАЭС, следует выделить наличие большого разрыва в развитии человеческого потенциала и в социально-демографическом развитии; наличие гендерного неравенства; углубление дифференциации населения по уровню доходов, ухудшение уровня качества жизни и благосостояния населения. Кроме того, в России, Беларуси и Армении еще наблюдается депопуляция и старение населения, которые напрямую ведут к потере трудовых ресурсов.
В связи с наличием значительных проблем в уровнях и синхронности развития человеческого потенциала в странах ЕАЭС, необходимо пересмотреть подходы в рамках внутри-интеграционного взаимодействия в плоскости формирования, развития, реализации и сохранения человеческого потенциала, и идти по пути укрепления сотрудничества, к приоритетным направлениям которого относятся:
1. Ускорение цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности человека и общества в целом.
2. Укрепление сотрудничества в сфере здравоохранения.
3. Усиление «зеленой» направленности при разработке новых совместных проектов для достижения устойчивого человеческого развития.
4. Активизация сотрудничества в сфере образования, науки и инноваций.
Учет данных приоритетов и их реализация позволит через развитие человеческого потенциала обеспечить надлежащий уровень экономической безопасности как отдельной страны ЕАЭС, так и всего Союза.
Меры государства, направленные на развитие человеческого капитал. В 2016 г. Президент РФ озвучил ценность человеческого капитала для России: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры» [19]. Президент подчеркнул, что государство продолжит изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой. Он напомнил, что программа создания новых мест в общеобразовательных организациях рассчитана на 2016-2025 гг., и на нее предусматривается по 25 млрд. руб. ежегодно. Всего, в период с 2016 по 2019 гг. планируется создать около 188 тыс. новых мест в школе. В Распоряжении № 1382-р [3] зафиксировано, что в ближайшие три года на реализацию этой программы будет направлено более 144,6 млрд. руб. С помощью господдержки до конца 2024 г. планируется создать около 650 тыс. дополнительных учебных мест. Речь идёт как о строительстве новых школ, так и о переоснащении действующих образовательных учреждений. Решение этих задач осуществляется в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография». Для этого из Федерального Бюджета предусмотрено на строительство школ в 2019-2024 гг. 489,5 млрд. рублей, и на строительство детских садов в 2018-2023 гг. 160,3 млрд. рублей» [6].
Тем не менее, если обратиться к числовым данным и к динамике развития организации, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, то можно сделать вывод, что общее количество таких организаций снижается (табл. 2).
Таблица 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
Всего
|
2000/01
|
2005/06
|
2010/11
|
2018/19
|
2019/20
|
2020/21
|
2021/22
|
68804
|
63174
|
50793
|
41349
|
40823
|
40346
|
39908
| |
Государственные и муниципальные организации
|
68169
|
62448
|
50128
|
40498
|
39966
|
39462
|
39037
|
Города и поселки городского типа
|
22694
|
21743
|
19505
|
17004
|
16907
|
16812
|
16700
|
Сельская местность
|
45475
|
40705
|
30623
|
23494
|
23059
|
22650
|
22337
|
Частные организации
|
635
|
726
|
665
|
851
|
857
|
884
|
871
|
Города и поселки городского типа
|
…
|
…
|
620
|
763
|
770
|
792
|
779
|
Сельская местность
|
…
|
…
|
45
|
88
|
87
|
92
|
92
|
Из предоставленной таблицы можно сделать следующие выводы: общее количество исследуемых организаций в целом снизилось за рассматриваемый период с 2019 по 2022 гг. В 2019 г. их было 41349, а в 2022 г. уменьшилось до 39908. Помимо этого, значительное большинство организаций составляют государственные и муниципальные учреждения. Они составляют основную долю среди всех типов организаций, и также имеют снижение с 2019 по 2022 гг. При этом, можно заметить, что уменьшение числа государственных и муниципальных организаций в городах и поселках городского типа незначительное, в то время, как в сельской местности уменьшение более заметное. Если говорить про частные организации, то их количество намного меньше по сравнению с государственными и муниципальными учреждениями, но они отражают некоторый рост в период с 2019 по 2022 год.
Стоит отметить, что количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в городах и поселках городского типа остается более-менее стабильным. В сельской местности отмечено заметное снижение в количестве организаций.
В целом, можно выделить общий тренд снижения количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это может быть связано с разными факторами, такими как демографические изменения, экономические условия, изменения в образовательной политике и многое др. Сложившиеся обстоятельства могут иметь влияние на доступность образования и образовательную инфраструктуру, что, в свою очередь, может повлиять на человеческий капитал и его вклад в экономическое развитие и экономическую безопасность страны [9].
Далее, обратимся к организациям, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (табл. 3).
Таблица 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
Профессиональные образовательные организации – всего |
2018/19
|
2019/20
|
2020/21
|
2021/22
|
3311
|
3330
|
3273
|
3239
| |
Государственные и муниципальные организации
|
2961
|
2922
|
2890
|
2850
|
Частные организации
|
350
|
378
|
383
|
389
|
Обособленные подразделения (филиалы) профессиональных
образовательных организаций - всего
|
609
|
630
|
608
|
604
|
Государственные и муниципальные организации
|
536
|
561
|
537
|
526
|
Частные организации
|
73
|
69
|
71
|
78
|
Образовательные организации высшего образования - всего
|
348
|
342
|
338
|
345
|
Государственные и муниципальные организации
|
289
|
292
|
294
|
299
|
Частные организации
|
59
|
50
|
44
|
46
|
Обособленные подразделения (филиалы) образовательных организаций
высшего образования – всего
|
443
|
420
|
435
|
429
|
Государственные и муниципальные организации
|
383
|
363
|
379
|
375
|
Частные организации
|
60
|
57
|
56
|
54
|
Из представленной таблицы можно сделать следующие выводы:
1. Общее количество исследуемых организаций снизилось за рассматриваемый период с 2019 по 2022 гг., с 3311 организации в 2019 г. до 3239 в 2022 г.
2. Государственные и муниципальные организации составляют основную долю среди всех типов учреждений, количество которых снижалось с 2019 по 2022 год.
3. Количество частных организаций увеличивается в течение рассматриваемого периода.
4. Количество обособленных подразделений (филиалов) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования немного снижается, особенно среди государственных и муниципальных организаций.
5. Государственные и муниципальные организации преобладают во всех типах образовательных программ среднего профессионального образования, но их количество уменьшается, в то время как количество частных организаций показывает некоторое увеличение.
Таким образом, можно сделать вывод, что в период с 2019 по 2022 год в России наблюдается общее снижение количества организаций, предоставляющих образовательные программы среднего профессионального образования. При этом, количество частных организаций в этой сфере увеличивается, что может свидетельствовать о некотором разнообразии в образовательной индустрии и влиянии частных инициатив на развитие данной области.
Помимо этого, национальные цели и стратегические задачи развития России на период до 2024 года обеспечиваются принятыми национальными проектами по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и занятость, наука, цифровая экономика, культура, предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы и другие. Перечисленные проекты коррелируют с идеями, воплощенными в концепции развития человеческого потенциала.
Развитие человеческого потенциала и проблема снижения его качества отмечены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1] в числе основных направлений и значимых угроз экономической безопасности в социальной сфере.
Российское правительство уделяет особое внимание нескольким ключевым направлениям содействия развитию человеческого потенциала. К ним относятся:
1) Образование – Правительство РФ инвестирует в развитие системы образования, уделяя особое внимание повышению качества начального и среднего образования, а также профессионального образования и профессиональной подготовки. Кроме того, Правительство РФ увеличивает финансирование высшего образования, и содействует расширению международного сотрудничества в этой области. Федеральный закон № 273 [6] определяет основные принципы и нормативные акты для системы образования в России, включая организацию начального, среднего и высшего образования. Закон также включает положения о развитии дошкольного образования, профессионального образования и образования взрослых.
2) Здравоохранение – Правительство РФ инвестирует в развитие системы здравоохранения, уделяя особое внимание повышению качества медицинской помощи, расширению доступа к медицинским услугам и пропаганде здорового образа жизни среди населения. Кроме того, Правительство РФ осуществляет ряд мер по борьбе с распространением инфекционных заболеваний. Федеральный закон № 323 [5] определяет основные принципы и нормативные акты для системы здравоохранения в России. Закон включает положения об организации медицинской помощи, финансировании медицинских услуг и защите прав пациентов.
3) Наука и техника – Правительство РФ инвестирует в развитие науки и техники, уделяя особое внимание содействию инновациям, передаче технологий и развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. Правительство РФ увеличивает финансирование научных исследований и разработок, и содействует расширению международного сотрудничества в этой области. Федеральный закон № 127 [4] устанавливает основные принципы и нормативные акты развития науки и инноваций в России. Закон включает положения о финансировании научных исследований, защите интеллектуальной собственности и коммерциализации научных результатов.
4) Социальные услуги – Правительство РФ инвестирует в развитие социальных служб, уделяя особое внимание предоставлению доступного жилья, пособий по социальному обеспечению и социальной помощи нуждающимся. Кроме того, Правительство РФ содействует культурному развитию и сохранению культурного наследия России. Федеральный закон № 442 [7] определяет основные принципы и нормативные акты предоставления социальных услуг в России. Закон включает положения о предоставлении социальной помощи уязвимым группам населения, таким как инвалиды и пожилые люди, а также о развитии доступного жилья и пособий по социальному обеспечению.
5) Региональное развитие – Правительство РФ проводит политику, направленную на стимулирование экономического развития в регионах России, уделяя особое внимание созданию рабочих мест, поддержке малого и среднего бизнеса, и содействию расширению регионального сотрудничества.
Государственные заказы на развитие человеческого потенциала в России в 2023 г. будут сосредоточены на этих ключевых областях, а также на содействии расширению международного сотрудничества.
Влияние компаний на развитие человеческого потенциала сотрудников. Компании могут влиять на развитие человеческого потенциала несколькими способами:
1) Предлагать своим сотрудникам программы обучения и развития, чтобы помочь им приобрести новые навыки и знания. Это может включать обучение без отрыва от производства, программы наставничества или формальное обучение в группах. Инвестируя в навыки своих сотрудников, компании могут повысить их производительность, вовлеченность, и способствовать карьерному росту.
2) Предлагать различные условия работы, такие как удаленная работа, гибкий график или совместное использование работы. Это может помочь сотрудникам сбалансировать свою работу и личную жизнь, снизить стресс и эмоциональное выгорание, а также повысить удовлетворенность работой.
3) Способствовать разнообразию и инклюзивности путем найма и удержания сотрудников с разным опытом работы и перспективами. Это может помочь создать более инновационную и творческую рабочую среду, а также повысить вовлеченность сотрудников и снизить текучесть кадров.
4) Предлагать своим сотрудникам программы здоровья и хорошего самочувствия, такие как абонементы в тренажерный зал, велнес-коучинг или ресурсы по охране психического здоровья. Это может помочь улучшить здоровье и самочувствие сотрудников, сократить количество прогулов и повысить производительность.
5) Предоставлять своим сотрудникам доступ к технологиям и инструментам, которые повышают их эффективность и продуктивность. Это может включать программное обеспечение, аппаратное обеспечение и другие цифровые инструменты, которые автоматизируют и оптимизируют рабочие процессы, улучшают коммуникацию.
Российские компании сегодня играют значительную роль в содействии росту человеческого потенциала в стране. Одним из примеров этого является Яндекс, ведущая технологическая компания в России. Яндекс был в авангарде продвижения гибких условий труда и удаленной работы, что оказало положительное влияние на развитие человеческого потенциала в IT сфере.
Одним из способов, которым Яндекс повлиял на рост человеческого потенциала, является увеличение количества удаленных рабочих мест, доступных его сотрудникам. Это позволило большему числу людей получить доступ к возможностям трудоустройства, например, тем, кто живет в сельской местности или имеет семейные обязанности, которые не позволяют им отработать полный рабочий день в офисе. Продвигая удаленную работу, Яндекс смог привлечь более широкий круг талантов, что помогло компании расти и внедрять инновации.
Помимо продвижения удаленной работы, Яндекс также инвестировал в развитие навыков и знаний своих сотрудников. Компания внедрила ряд программ обучения и повышения квалификации, включая онлайн-курсы и семинары, чтобы помочь своим сотрудникам развить новые навыки и быть в курсе последних тенденций и технологий в своих областях. Это не только помогло улучшить работу компании, но и способствовало росту и развитию ее сотрудников.
Есть несколько других российских компаний, которые за последние годы улучшили работу своих сотрудников:
1) Сбербанк является одним из крупнейших банков в России, и он находится в авангарде продвижения цифровой трансформации в финансовой отрасли. Компания реализовала ряд инициатив, направленных на улучшение работы своих сотрудников, включая внедрение новых цифровых инструментов и платформ для оптимизации рабочих процессов и повышения эффективности [15].
2) Mail.ru Group – ведущая интернет-компания в России, предоставляющая широкий спектр онлайн-сервисов, включая электронную почту, социальные сети и игры. Она так же реализовала ряд инициатив, направленных на улучшение работы своих сотрудников, включая внедрение гибких режимов работы.
3) «Газпром нефть» – крупная нефтегазовая компания в России. Она вложила значительные средства в обучение и развитие сотрудников, включая создание собственного корпоративного университета.
В целом, эти компании лишь несколько примеров того, как российский бизнес инвестирует в своих сотрудников, чтобы способствовать улучшению условий труда, повышению эффективности и продуктивности. Поощряя гибкие условия труда, инвестируя в развитие сотрудников, и поддерживая более широкие инициативы, направленные на содействие развитию человеческого потенциала, компании могут внести свой вклад в более динамичную, инновационную и конкурентоспособную экономику России.
Влияние человеческого капитала на экономическую безопасность страны. Достижение целей и задач, установленных в рамках приоритетных национальных проектов, является фактором, способствующим развитию человеческого потенциала, и тесно связано с интересами государства в обеспечении национальной безопасности.
Место человеческого потенциала в системе экономической безопасности определяется значимостью человеческого капитала для производства и экономики государства в целом. Основные направления развития человеческого потенциала определены в Стратегии национальной безопасности РФ через национальные интересы государства [2]. Обозначенные национальные интересы находят свою реализацию через стратегические национальные приоритеты [2].
Также отдельно, проблема развития человеческого потенциала, как одно из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности определена в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [1]. Направление, касающееся развития человеческого потенциала, предполагается реализовать через решение задач, определенных в Стратегии [1]. Необходимо отметить, что данные задачи также представлены через приоритетные национальные проекты.
Исследуя институциональный аспект развития человеческого потенциала как важнейшей стратегической задачи экономической безопасности, можно сделать следующий вывод: в сложившейся социально-экономической ситуации основные усилия государства должны быть направлены на сохранение и восстановление человеческого потенциала как основу перехода страны на инновационную модель развития. Человеческий потенциал, как и его базовые компоненты, являются важнейшим фактором решения существующих проблем в социально-экономической, политической и культурной сферах, а также обеспечения национальной безопасности.
Сохранение и развитие человеческого потенциала способствует предотвращению оттока из страны как финансового капитала, так и ценных человеческих ресурсов. Решение этих задач требует пересмотра всего институционального механизма, т. е. как места социальной политики в системе государственных приоритетов, так и ее общей концепции, и, следовательно, предлагаемых форм и методов реализации.
В настоящее время в Российской Федерации проводится активная государственная социальная политика. Реализуются приоритетный национальные проекты в таких важнейших областях, как образование, здравоохранение, жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит демографическое благополучие страны. Руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» отметил, что «Концентрация бюджетных и административных ресурсов для повышения качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России» [10].
Культурные и социальные факторы, способствующие/препятствующие развитию человеческого потенциала в России. Культурные и социальные факторы играют важную роль в развитии человеческого потенциала в России. Перечислим отдельные из них, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала:
1) Акцент на образовании. Образование высоко ценится в российской культуре, и многие родители поощряют своих детей получать высшее образование. Такой акцент на образовании может помочь развить навыки и знания, необходимые для экономического роста, и способствовать развитию человеческого потенциала.
2) Советское наследие. Советский Союз уделял большое внимание науке и технике, и это наследие продолжает оказывать влияние на российскую культуру. Такой акцент на науке и технике может способствовать развитию человеческого потенциала в таких областях, как инженерия и информатика.
3) В последние годы в стране все больше внимания уделяется предпринимательству, и многие молодые люди открывают собственный бизнес. Однако, некоторые традиционные взгляды на работу и владение бизнесом все еще могут создавать препятствия для предпринимательства и развития человеческого потенциала в этой области.
4) В России действует система социального обеспечения, которая оказывает социальную защиту нуждающимся, в их числе получение образования и профессиональной подготовки.
5) Наша страна обладает богатым культурным наследием, которое может влиять на отношение к работе, образованию и личностному развитию. Например, понятие «душа» занимает центральное место в русской культуре и воздействует на отношение к творчеству и самовыражению.
Это несколько примеров культурных и социальных факторов, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала в России. Важно учитывать эти факторы при разработке политики и инициатив, направленных на содействие развитию человеческого потенциала и экономическому росту.
Заключение
В заключение отметим, что развитие человеческого потенциала является важнейшей составляющей экономического роста в России. Правительство РФ проводит образовательные реформы, которые расширяют доступ к качественному образованию, способствует инновациям и повышает соответствие системы образования потребностям современной экономики. Государство оказывает также поддержку предпринимательству путем разработки программ, которые предоставляют финансирование, наставничество и другие ресурсы, помогающие отдельным лицам начинать и развивать свой собственный бизнес. Это включает развитие фондов венчурного капитала, предоставление доступа к бизнес-инкубаторам и акселераторам, а также создание нормативной среды, благоприятствующей предпринимательству.
Анализ государственных мер и направлений развития человеческого потенциала показал, что Россия придает значительное значение образованию, науке и технологиям. Государственные программы, направленные на повышение качества образования, развитие научно-исследовательской деятельности и поддержку инноваций, являются важными шагами для стимулирования развития человеческого потенциала.
Выявление культурных особенностей и социальных факторов позволило понять, что богатое культурное наследие России, акцент на образовании и научное наследие являются сильными основами для развития человеческого потенциала. Однако, существуют также некоторые препятствия, такие как недостаточное финансирование, несоответствие образовательной системы современным требованиям, а также отсутствие доступа к образованию и возможностям профессиональной подготовки для всех слоев населения.
Оценка влияния компаний и инструментов для развития человеческого потенциала сотрудников подтвердила, что частный сектор, включая компании, такие как Яндекс и Сбербанк, играет важную роль в содействии развитию человеческого потенциала. Программы обучения сотрудников и поддержка предпринимательства способствуют повышению квалификации, инновационности и профессионального роста.
Инвестируя в образование, развитие рабочей силы, предпринимательство, исследования и разработки, а также здоровье и хорошее самочувствие, Российская Федерация может помочь раскрыть потенциал своих граждан, и способствовать долгосрочному экономическому росту.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=llwndubim043771280 (дата обращения: 29.08.2023).
3. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2022 N 1382-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3260-р». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_418196/?ysclid=llwpgw75i119503916 (дата обращения: 29.08.2023).
4. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О науке и государственной научно-технической политике». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/?ysclid=llwpsfgbzd691069731 (дата обращения: 29.08.2023).
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=llwpk95qag468349210 (дата обращения: 29.08.2023).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=llwpmlunzc477399500 (дата обращения: 29.08.2023).
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/?ysclid=llwpucp6dc385414428 (дата обращения: 29.08.2023).
8. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 29.08.2023).
9. Воротынская А.М. Управление человеческим потенциалом в аспекте обеспечения экономической безопасности предприятия. / Межвузовский сборник научных трудов. Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2013. – 48-50 c.
10. Выступление на встрече с членами Правительства руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» С. М. Миронова. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/23157 (дата обращения: 29.08.2023).
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
12. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
13. Караваева И.В., Лев М.Ю. Новые вызовы экономической безопасности России (обзор выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения. Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. – № 3. – c. 177-193. – doi: 10.52180/2073-6487_2023_3_177_193.
14. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
15. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка устойчивости коммерческого банка в аспекте экономической и финансовой безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 173-200. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117469.
16. Лещенко Ю.Г. Новые подходы к оценке уровня внешнеэкономической безопасности РФ // Экономическая безопасность. – 2018. – № 2. – c. 149-155. – doi: 10.18334/ecsec.1.2.100532.
17. Гохберг Л.М., Кузьмичева Л.Б., Озерова О.К., Сутырина Т.А., Шкалева Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах: 2022. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 132 c.
18. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в процессе интеграции в Евразийский экономический союз // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1191-1210. – doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
19. Послание Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/53379 (дата обращения: 29.08.2023).
20. Почему человеческий капитал – самый ценный ресурс современной экономики. Journal.open-broker.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/research/chelovecheskij-kapital/ (дата обращения: 29.08.2023).
21. Список стран по индексу человеческого развития. Ru.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_человеческого_развития (дата обращения: 10.08.2023).
22. Юрова Н., Яо Ц. Развития человеческого потенциала как фактор обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС // Банковский вестник. – 2022. – № 1(702). – c. 62-72.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 01:01:03