Уровень развития человеческого потенциала как важная характеристика социально-экономической безопасности

Кузнецова Е.И.1, Осипова А.Н.1
1 Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47146453
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие технологий изменило структуру экономики и социальную среду. Вместе с тем, изменились и требования, которые выдвигаются обществом к человеку, как к экономическому ресурсу и двигающей силе. Уровень развития человеческого потенциала влияет на готовность к трансформации и адаптации всех субъектов хозяйствования к условиям и вызовам современного мира. При этом развитие человеческого потенциала является проблемой многокомпонентных систем и лежит в плоскости как экономического, так и социального аспекта. В статье рассматривается уровень развития человеческого потенциала, как характеристика социально-экономической безопасности, через компоненты развития человеческого потенциала и показатели оценки состояния экономической безопасности.

Ключевые слова: человеческий потенциал, экономическая безопасность, социально-экономическая безопасность, стратегия, развитие, компонента, показатель

JEL-классификация: J24, O15, O11



Введение. Актуальность представленной на рассмотрение проблемы определяется тенденциями экономического развития, которые, в свою очередь, диктуются взаимозависимостью и взаимообусловленностью значимых угроз экономической безопасности с человеческим фактором как социально активным элементом воспроизводственных процессов. Вопросы развития человеческого потенциала, снижения его качества представляют особую актуальность для разработки направлений их предотвращения в социальной сфере. Наиболее актуальными из них на современном этапе стали: усиление дифференциации населения по уровню доходов, недостаточность трудовых ресурсов, неравномерность пространственного развития страны, усиление дифференциации регионов по уровню и темпам социально-экономического развития [15] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, Perestoronina, 2021).

Целью представленного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и управлению человеческим потенциалом как фактором развития в целях обеспечения экономической безопасности. Поднимается проблема пересмотра и разработки концепций управления человеческим потенциалом на основе решения проблемы развития человеческого потенциала через влияние на его структурных компонентов, которые формируются из наиболее значимых блоков социальной и экономической сферы.

Для достижения поставленной цели исследования были выявлены факторы, влияющие на формирование и развитие человеческого потенциала, определена специфика трансформации их приоритетности в российском обществе; обозначены условия и закономерности между развитием человеческого потенциала и состоянием экономической безопасности; проведена оценка факторов перехода из условий опасной среды в безопасную при формировании человеческого потенциала.

При проведении исследования применялись диалектико-материалистический подход и его основные принципы к изучению экономических процессов (восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие логического историческому, исследование противоположностей и разрешение неантагонистических противоречий); институциональный подход; общенаучные методы исследования, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

В качестве объекта исследования рассматривался человеческий потенциал российского социума как совокупная способность к продуктивной жизнедеятельности и его влияние на уровень экономической безопасности.

Отличием представленного подхода к исследованию степени влияния развития человеческого потенциала на уровень экономической безопасности является исследование вопроса оценки среды развития человеческого потенциала, где в качестве факторов социально-экономического развития являются рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей, повышение здоровья и уровня образования граждан, создание условий для комфортного проживания.

Основная часть. 2020 год стал сложным периодом для России и всего мирового сообщества в экономическом и социальном плане. Этот год высветил новые угрозы и объективно показал способность экономических и социальных систем противостоять вызовам времени. Вопрос адаптации и экономики, и общества в целом к процессам цифровизации в этот период не просто выступил как направление и ориентир, а стал острой необходимостью для выживания хозяйствующего субъекта любого уровня. Готовые к цифровой трансформации организации, а также отдельные люди не только смогли сэкономить ресурсы и увеличить доход от деятельности, но и оказались способными к дальнейшей экономической и общественной деятельности, несмотря на ограничения, введенные в результате распространения коронавирусной инфекции [11] (Filatova, Osipova, 2021). Следовательно, развитие технологий изменило структуру экономики и социальной среды, процессы воспроизводства и бизнес-продукты, актуальные профессии и потребности людей. Вместе с тем изменились и требования, которые выдвигаются обществом и конкретно работодателем к человеку. Это связано с тем, что переход любой организации и в целом экономики к цифровой трансформации – процесс не эфемерный. Он напрямую связан с готовностью к трансформации каждого человека, ведь этот переход осуществляют люди.

Таким образом, это актуализирует проблему развития потенциала человека, отражающего круг его компетенций и развитость навыков – hard и soft skills в сфере обеспечения экономической безопасности, предполагая, что безопасность человека предопределена предоставленной возможностью делать свой выбор свободно, будучи в относительной уверенности, что те возможности, которыми они обладают сегодня, не будут ими утрачены завтра.

По мнению экспертов ООН, безопасность человека не является оборонительной концепцией подобно военной или территориальной безопасности, а представляет собой интегральное понятие, объединяющее в себе универсальность жизненных потребностей, стремление людей к развитию своего потенциала.

Развитие человеческого потенциала в системе социально-экономической безопасности приобретает вид двустороннего процесса [12] (Chubarova, 2021). С одной стороны, ведется работа по формированию человека и его способностей, умений, навыков. В один ряд встают вопросы трудовой, эмоционально-психологической, физиологической, интеллектуальной, компетентностной состоятельности и устойчивости. С другой стороны, развитый на достаточном уровне потенциал и реализация приобретенных способностей используются для производительных целей во взаимодействии с внешней средой. Так, затрагивается еще одна плоскость пересечения социального и экономического в вопросе развития человеческого потенциала. Взаимодействие социальных и экономических институтов через систему социальных отношений оказывает влияние, преобразуя человеческие ресурсы в соответствии с собственными целями.

В процессе деятельности индивиды воздействуют на социальные и экономические структуры, воспроизводя и изменяя их, при этом претерпевая и собственную трансформацию. Это определяет цикличность процессов и взаимосвязь субъектов и объектов как развития человеческого потенциала, так и социально-экономической безопасности, где среда формирует человеческий потенциал, а реализованный в процессе деятельности потенциал воспроизводит и трансформирует эту среду.

Человек является главным субъектом и объектом социально-экономической безопасности и человеческого потенциала. То есть человек, личность, одновременно выступает и производителем, и потребителем:

- c одной стороны, как субъект, создающий, формирующий, развивающий и реализующий потенциал и при участии в экономической деятельности обеспечивающий такое состояние экономики, при котором будет возможно его сохранение и развитие;

- с другой стороны, как объект, ради которого государством и институтами создаются благоприятные социально-экономические условия и осуществляется экономический процесс.

В то же время субъектами, которые обеспечивают и распределяют человеческий потенциал, и объектами, на которые распространяется и влияет человеческий потенциал, кроме самого человека, будет: государство, его социально-экономические институты, организации.

Таким образом, мы видим распределение ролей в вопросе развития человеческого потенциала, ответственные и заинтересованные стороны. Из этого следует вывод, что элементы обладают двойственной природой, одновременно выступая как субъектами, так и объектами человеческого потенциала.

Объекты человеческого потенциала – это то, на что (тот, на кого) распространяется человеческий потенциал, и что (кто) заинтересован в его развитии. Другими словами, это элементы, на которые распространяется человеческий потенциал, часть материального и нематериального мира, созданная посредством воздействия на субъект человеческого потенциала и направленная субъектом человеческого потенциала в целях воздействия на их состояние и управление этим состоянием.

Объектами человеческого потенциала являются люди – отдельный человек, организации, социально-экономическая сфера, государство и общество в целом. Субъектами или носителями человеческого потенциала являются люди, конкретная личность, организации и предприятия, социально-экономические институты и государство.

Следовательно, предлагается сформировать задачи и цель для механизма развития человеческого потенциала.

С одной стороны, механизм должен обеспечивать условия для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов. С другой стороны, механизм должен обеспечивать условия для самореализации человека в процессе социально-экономического потребления.

Структурная природа человеческого потенциала отличается своей системностью, внешней обусловленностью и стратегичностью [7] (Lev, Kolpakova, 2020). Это говорит о том, что структура человеческого потенциала имеет сложное внутреннее устройство, состоящее из взаимосвязанных элементов, имеющее цель, ресурсы, связь с внешней средой и обратную связь. Для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение имеют внешние условия и факторы, а свойства человеческого потенциала дают возможность человеческого развития в перспективе [5] (Kazantsev, Kolpakova, Lev, Sokolov, 2021).

Вопрос оценки среды развития человеческого потенциала на сегодняшний день становится одним из центральных для понимания факторов и перспектив социального и экономического развития. При этом в качестве ориентиров социально-экономического развития считают: рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей, повышение здоровья и уровня образования граждан, создание условий для комфортного проживания, доступности культурных ценностей и др. [6].

Так, Президент России В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, определил, что: «… мы обсудим ключевые направления развития страны, наших дальнейших действий, а их главная, объединяющая задача – это повышение качества жизни граждан. Еще раз хочу подчеркнуть: в центре всех наших решений, планов, программ должен находиться человек» [4].

В этой связи национальные цели и стратегические задачи развития России на период до 2024 года обеспечиваются принятыми национальными проектами по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и занятость, наука, цифровая экономика, культура, предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы и другие. Названные цели коррелируют с идеями, воплощенными в концепции развития человеческого потенциала.

Развитие человеческого потенциала и проблема снижения его качества отмечены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1] в числе основных направлений и значимых угроз экономической безопасности в социальной сфере. Развитие человеческого потенциала зависит от уровня развития каждого элемента социально-экономической сферы, состояния защищенности элементов и способности противостоять внутренним и внешним угрозам, открытости и взаимосвязанности этих элементов, способности к дальнейшему развитию элементов системы, способности развития человека внутри этой системы как минимальной и основной единицы.

Кроме того, в качестве значимых угроз также признано: усиление дифференциации населения по уровню доходов и недостаточность трудовых ресурсов [13] (Eriashvili, Kuznetsova, Sokolov, Mailyan, 2020), что также связано с проблемой развития человеческого потенциала.

Оценка факторов перехода из условий опасной среды в безопасную при формировании человеческого потенциала приведена в таблице 1.

Таблица 1

Социально-экономическая безопасность и развитие человеческого потенциала

Опасность
Безопасность

Развитие человеческого потенциала
Вызовы
смена парадигмы экономического роста с экстенсивной на интенсивную модель

Направления по обеспечению социально-экономической безопасности
формирование экосистемы цифровой экономики
необходимость развития инновационной экономики
достижение приемлемой устойчивости экономической системы
необходимость всеобщего охвата населения качественным образованием, соответствующим актуальным требованиям и компетенциям
доступность переквалификации и обучения на протяжении всей жизни
необходимость оказания качественной и оперативной медицинской помощи любой сложности
доступность качественных продуктов питания и медикаментов
доступность жилья и развитая инфраструктура
поддержка экологии и социальная ориентированность городской среды
адекватная оплата труда
своевременное оказание социальной поддержки нуждающимся категориям граждан
усиление международной конкуренции за кадры высшей категории
Угрозы
снижение качества и доступности образования и здравоохранения
утечка кадров (как межрегиональная, так и международная, трудовая миграция)
недостаточность качественных трудовых ресурсов
отставание экономики ввиду слабого инновационного развития
неравномерное развитие регионов
растущая дифференциация доходов
Следствие
низкие темпы экономического роста
недостаточность развития человеческого потенциала
Источник: составлено авторами.

В докладе ПРООН [3] о человеческом развитии за 2020 год Российская Федерация заняла 52-е место в рейтинге по совокупному индексу и вошла в группу стран с очень высоким уровнем, так как индекс человеческого развития России составил 0,824, заметно превысив среднемировое значение, равное 0,737. Таким образом, введенный ООН индекс, позволяет проводить оценку экономики страны в общемировом разрезе, а степень развития человеческого потенциала стала главным индикатором экономического роста и социально-экономического развития.

Человеческий потенциал имеет сложную природу и состоит из суммы потенциалов. В результате суммирующего эффекта взаимодействия потенциалов формируется потенциал личности, который наиболее эффективно реализуется в процессе взаимного развития отдельных потенциалов и формируется под влиянием внешних и внутренних воздействий различной природы. Развитие человеческого потенциала не только улучшает кадровый потенциал, но и делает его носителя компетентным и конкурентоспособным [8] (Loshakov, 2020).

Решение проблемы развития человеческого потенциала возможно через влияние на его структурные компоненты, которые формируются из наиболее значимых блоков социальной и экономической сферы. Таким образом, компоненты уровня развития человеческого потенциала включают в себя: трудовую компоненту, компоненту доходов и имущества, компоненту образования и культуры, компоненту здравоохранения, компоненту демографии и миграции, научно-инновационную компоненту, экологическую компоненту [9] (Osipova, 2020). Каждая из выделенных компонент является основным условием существования и равновесия общественных систем, формирующих потенциал человека. Наравне с экономическими аспектами компоненты человеческого потенциала актуализируют исследование социальных аспектов экономической безопасности. Компоненты не только включают в себя эти аспекты, но и указывают на их синергию, взаимосвязь и равнозначность.

Так, человеческий потенциал и оценка уровня его развития представляют собой комплексную проблему, вынося на повестку дня вопрос доли «социального блока» в экономической безопасности, расширяя концепцию экономической безопасности до социально-экономической. Это формирует комплексный подход к управлению экономической безопасностью и ее ключевым направлениям, в частности – по развитию человеческого потенциала.

Следовательно, человеческий потенциал формируется под влиянием экономической и социальной среды и с их взаимодействием, а система развития человеческого потенциала представляет собой многокомпонентную систему, включающую как экономические, так и социальные факторы. Это формирует дефиницию социально-экономической безопасности, под которой предлагается понимать состояние защищенности экономической и социальной сферы деятельности государства, общества и личности, при котором возможно их взаимное сосуществование и сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам, а также обеспечена возможность равномерного развития каждого элемента социально-экономической системы.

Процесс формирования системы потребностей, способностей, умений и навыков имеет сложную структуру. На результаты этого процесса влияет сам индивид как носитель потенциала, также влияние на результат оказывает его окружение на макро- и микроуровне – среда. Общество и его внутренняя структура на всех уровнях выступают главными заказчиками потенциала и через систему управления оказывают воздействие на его формирование и реализацию.

При проведении анализа показателей состояния экономической безопасности, описывающих среду для развития человеческого потенциала как части научного исследования можно сделать вывод о том, что среда оказывает влияние не только на формирование, но и на развитие человеческого потенциала (табл. 2).

Уровень развития социальной и экономической сферы общества отражается на его реальной способности сформировать потенциал внутри себя.

Таблица 2

Показатели экономической безопасности, описывающие среду

для развития человеческого потенциала

Показатель
2016
2017
2018
2019
ВВП по ППС (доллар США)
24125
26006
28764
29175
Индекс производительности труда, %
102,2
105,3
102,8
103,7
Коэффициент напряженности на рынке труда
3,3
2,7
2,3
2,1
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения, %
57,4
56,7
56,0
55,4
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %
13,2
12,9
12,6
12,3
Распределение числа занятых в экономике по уровню образования (высшее), %
33,5
34,2
34,2
34,2
Децильный коэффициент (соотношение доходов)
15,5
15,4
15,6
15,4
Доля работников с з/п ниже велич.
прожит. минимума трудосп. нас.
-
7,3
-
3,3
Уровень преступности в сфере экономики
108,8
105,1
109,5
104,9
Источник: «Официальные статистические показатели» [10].

Следовательно, развитие человеческого потенциала зависит от:

- уровня развития каждого элемента социально-экономической сферы;

- состояния защищенности элементов и способности противостоять внутренним и внешним угрозам;

- открытости и взаимосвязанности этих элементов;

- способности к дальнейшему развитию элементов системы;

- способности развития человека внутри этой системы как минимальной и основной единицы.

Среда и компоненты развития должны отличаться высокой степенью согласованности и взаимосвязи между друг другом.

Такая среда позволяет сформировать и реализовать в человеке потенциал, отличающийся высокими конкурентными и инновационными качествами, управленческими и предпринимательскими способностями, профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками.

Заключение

Таким образом, человек в современных реалиях – это высшая ценность и цель жизни, развития и безопасности. В этом качестве он становится фундаментальной целью социального государства, стратегическим приоритетом динамичной и высокопроизводительной экономики, государственной экономической политики [2] (Gorodetskiy, 2020).

Названная многокомпонентная структура уровня развития человеческого потенциала дублирует основные блоки социально-экономической безопасности, в плоскости которой лежит проблема управления и оценки уровня развития человеческого потенциала. Через состояние компонент и оценку их показателей возможно определить уровень развития человеческого потенциала, который, в свою очередь, позволяет дать характеристику состоянию социальной и экономической инфраструктуры.

В этой связи изменение экономических условий требует регулярного пересмотра целевых показателей обеспечения экономической безопасности личности [14] (Karavaeva, Ivanov, Lev, 2021). В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» к национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года отнесены: сохранение населения, здоровье и благополучие людей (повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г.); возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни (увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год); достойный труд и успешное предпринимательство (рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.).

В этой связи необходимо отметить, что ожидаемая продолжительность жизни в 2019 г. составила 73,5 года (довести к 2030 г. до 78 лет); уровень бедности в 2017 г. – 19% (необходимо обеспечить достижение показателя до 9,5%); объем жилищного строительства в 2019 г. – 82 млн кв. метров в год (довести к 2030 г. не менее чем до 120 млн кв. метров в год).

Таким образом, развитие человеческого потенциала лежит в плоскости многокомпонентных систем, включающих воздействие как экономических, так и социальных факторов. Достижение заявленных параметров экономической безопасности, оценивающих уровень развития среды формирования человеческого потенциала, позволит, в свою очередь, сбалансированно сформировать его компоненты.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ, 15.05.2017 г., № 20, ст. 2902.
2. Городецкий А.Е. Развилки социальной политики государства: от патерналистского к социальному провалу в экономике // Вопросы политической экономии. – 2020. – № 4(24). – c. 82-105. – doi: 10.5281/zenodo.4422731 .
3. Доклад о человеческом развитии за 2020 год. Программа развития ООН. – Доклады о развитии человеческого потенциала. [Электронный ресурс]. URL: https://report.hdr.undp.org/index.html (дата обращения: 12.03.2021).
4. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63635 (дата обращения: 10.06.2021).
5. Казанцев С. В., Колпакова И. А., Лев М. Ю., Соколов М. М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. - Москва, 2021. – 224 c.
6. Караваева И. В., Иванов Е. А., Лев М. Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2179-2198. – doi: 10.18334/epp.10.8.110705.
7. Лев М. Ю., Колпакова И. А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1521-1534. – doi: 10.18334/epp.10.5.110264.
8. Лошаков А.С. Актуальные направления повышения производительности труда в современной России // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2020. – № 2. – c. 75-83.
9. Осипова А.Н. Базовые компоненты человеческого потенциала // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 2. – c. 276-282. – doi: 10.24411/2073-0454-2020-10112 .
10. Официальные статистические показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 20.06.2021).
11. Филатова И.В., Осипова А.Н. Влияние пандемии коронавируса на экономическую безопасность страны // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 1. – c. 281-284.
12. Чубарова Т.В. Эффективное здравоохранение как условие воспроизводства человеческого потенциала: современные вызовы для социальной политики // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112706.
13. Эриашвили Н.Д., Кузнецова Е.И., Соколов А.П., Маилян С.С. Экономическая безопасность. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.Д. Эриашвили, Е.И. Кузнецова, А.П. Соколов, С.С. Маилян [и др.]. 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Юнити-Дана», 2020.
14. Karavaeva, I. V. Ivanov E. A., Lev M. Yu. Modern trends for assessing the maximum permissible indicators of economic security in Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 3(111). – p. 36-53. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.03.01.004 .
15. Lev M. Yu., Medvedeva M. B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E. A. S Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 1(109). – p. 21-34. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002 .

Страница обновлена: 01.12.2024 в 15:01:19