Уровень развития человеческого потенциала как важная характеристика социально-экономической безопасности

Кузнецова Е.И.1, Осипова А.Н.1
1 Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Кузнецова Е.И., Осипова А.Н. Уровень развития человеческого потенциала как важная характеристика социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113144.

Аннотация:
Развитие технологий изменило структуру экономики и социальную среду. Вместе с тем, изменились и требования, которые выдвигаются обществом к человеку, как к экономическому ресурсу и двигающей силе. Уровень развития человеческого потенциала влияет на готовность к трансформации и адаптации всех субъектов хозяйствования к условиям и вызовам современного мира. При этом развитие человеческого потенциала является проблемой многокомпонентных систем и лежит в плоскости как экономического, так и социального аспекта. В статье рассматривается уровень развития человеческого потенциала, как характеристика социально-экономической безопасности, через компоненты развития человеческого потенциала и показатели оценки состояния экономической безопасности.

Ключевые слова: человеческий потенциал, экономическая безопасность, социально-экономическая безопасность, стратегия, развитие, компонента, показатель

JEL-классификация: J24, O15, O11



Введение. Актуальность представленной на рассмотрение проблемы определяется тенденциями экономического развития, которые в свою очередь диктуются взаимозависимостью и взаимообусловленностью значимых угроз экономической безопасности с человеческим фактором, как социально активным элементом воспроизводственных процессов. Вопросы развития человеческого потенциала, снижение его качества представляют особую актуальность для разработки направлений их предотвращения в социальной сфере. Наиболее актуальными из них на современном этапе стали: «усиление дифференциации населения по уровню доходов, недостаточность трудовых ресурсов, неравномерность пространственного развития страны, усиление дифференциации регионов по уровню и темпам социально-экономического развития» [15].

Целью представленного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и управлению человеческим потенциалом, как фактором развития в целях обеспечения экономической безопасности. Поднимается проблема пересмотра и разработки концепций управления человеческим потенциалом на основе решения проблемы развития человеческого потенциала через влияние на его, структурных компонентов, которые формируются из наиболее значимых блоков социальной и экономической сферы.

Для достижения поставленной цели исследования были выявлены факторы, влияющие на формирование и развитие человеческого потенциала, определена специфика трансформации их приоритетности в российском обществе; обозначены условия и закономерности между развитием человеческого потенциала и состоянием экономической безопасности; проведена оценка факторов перехода из условий опасной среды в безопасную при формировании человеческого потенциала.

При проведении исследования применялись диалектико-материалистический подход и его основные принципы к изучению экономических процессов (восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие логического историческому, исследование противоположностей и разрешение неантагонистических противоречий); институциональный подход; общенаучные методы исследования, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

В качестве объекта исследования рассматривался человеческий потенциал российского социума как совокупная способность к продуктивной жизнедеятельности и его влияние на уровень экономической безопасности.

Отличием представленного подхода к исследованию степени влияния развития человеческого потенциала на уровень экономической безопасности является исследование вопроса оценки среды развития человеческого потенциала, где в качестве факторов социально-экономического развития являются рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей, повышение здоровья и уровня образования граждан, создание условий для комфортного проживания.

Основная часть. 2020 год стал сложным периодом для России и всего мирового сообщества в экономическом и социальном плане. Этот год высветил новые угрозы и объективно показал способность экономических и социальных систем противостоять вызовам времени. Вопрос адаптации и экономики, и общества в целом к процессам цифровизации в этот период не просто выступил как направление и ориентир, а стал острой необходимостью для выживания хозяйствующего субъекта любого уровня. Готовые к цифровой трансформации организации, а также отдельные люди, не только смогли сэкономить ресурсы и увеличить доход от деятельности, но и оказались способными к дальнейшей экономической и общественной деятельности, несмотря на ограничения, введенные в результате распространения коронавирусной инфекции [11]. Следовательно, развитие технологий изменило структуру экономики и социальной среды, процессы воспроизводства и бизнес-продукты, актуальные профессии и потребности людей. Вместе с тем, изменились и требования, которые выдвигаются обществом и конкретно работодателем к человеку. Это связано с тем, что переход любой организации и в целом экономики к цифровой трансформации – процесс не эфемерный. Он напрямую связан с готовностью к трансформации каждого человека, ведь этот переход осуществляют люди.

Таким образом, это актуализирует проблему развития потенциала человека, отражающего круг его компетенций и развитость навыков hard и soft skills в сфере обеспечения экономической безопасности, предполагая, что безопасность человека предопределена предоставленной возможностью делать свой выбор свободно, будучи в относительной уверенности, что те возможности, которыми они обладают сегодня, не будут ими утрачены завтра.

По мнению экспертов ООН, безопасность человека не является оборонительной концепцией подобно военной или территориальной безопасности, а представляет собой интегральное понятие, объединяющее в себе универсальность жизненных потребностей, стремление людей к развитию своего потенциала.

«Развитие человеческого потенциала в системе социально-экономической безопасности приобретает вид двустороннего процесса» [12]. С одной стороны, ведется работа по формированию человека и его способностей, умений, навыков. В один ряд встают вопросы трудовой, эмоционально-психологической, физиологической, интеллектуальной, компетентностной состоятельности и устойчивости. С другой стороны, развитый на достаточном уровне потенциал и реализация приобретенных способностей используется для производительных целей во взаимодействии с внешней средой. Так, затрагивается еще одну плоскость пересечения социального и экономического в вопросе развития человеческого потенциала. Взаимодействие социальных и экономических институтов через систему социальных отношений оказывают влияние, преобразуя человеческие ресурсы в соответствии с собственными целями.

В процессе деятельности индивиды воздействуют на социальные и экономические структуры, воспроизводя и изменяя их, при этом претерпевая и собственную трансформацию. Это определяет цикличность процессов и взаимосвязь субъектов и объектов как развития человеческого потенциала, так и социально-экономической безопасности, где среда формирует человеческий потенциал, а реализованный в процессе деятельности потенциал воспроизводит и трансформирует эту среду.

Человек является главным субъектом и объектом социально-экономической безопасности и человеческого потенциала. То есть человек, личность, одновременно выступает и производителем, и потребителем:

- c одной стороны, как субъект создающий, формирующий, развивающий и реализующий потенциал, и при участии в экономической деятельности обеспечивающий такое состояние экономики, при котором будет возможно его сохранение и развитие;

- с другой стороны, как объект, ради которого государством и институтами создаются благоприятные социально-экономические условия и осуществляется экономический процесс.

В тоже время, субъектами, которые обеспечивают и распределяют человеческий потенциал, и объектами, на которые распространяется и влияет человеческий потенциал, кроме самого человека, будет: государство, его социально-экономические институты, организации.

Таким образом, мы видим распределение ролей в вопросе развития человеческого потенциала, ответственные и заинтересованные стороны. Из этого следует вывод, что элементы обладают двойственной природой, одновременно выступая как субъектами, так и объектами человеческого потенциала.

Объекты человеческого потенциала – это то – на что (тот – на кого) распространяется человеческий потенциал, и что (кто) заинтересовано в его развитии. Другими словами, это элементы, на которые распространяется человеческий потенциал, часть материального и нематериального мира, созданная посредством воздействия на субъект человеческого потенциала и направленная субъектом человеческого потенциала в целях воздействия на их состояние и управление этим состоянием.

Объектами человеческого потенциала являются люди – отдельный человек, организации, социально-экономическая сфера, государство и общество в целом. Субъектами или носителями человеческого потенциала являются люди, конкретная личность, организации и предприятия, социально-экономические институты и государство.

Следовательно, предлагается сформировать задачи и цель для механизма развития человеческого потенциала.

С одной стороны, механизм должен обеспечивать условия для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов. С другой стороны, механизм, доложен обеспечивать условия для самореализации человека в процессе социально-экономического потребления.

«Структурная природа человеческого потенциала отличается своей системностью, внешней обусловленностью и стратегичностью» [7]. Это говорит о том, что структура человеческого потенциала имеет сложное внутреннее устройство, состоящее из взаимосвязанных элементов, имеющее цель, ресурсы, связь с внешней средой и обратную связь. «Для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение имеют внешние условия и факторы, а свойства человеческого потенциала дают возможность человеческого развития в перспективе» [5].

Вопрос оценки среды развития человеческого потенциала на сегодняшний день становится одним из центральных для понимания факторов и перспектив социального и экономического развития. При этом в качестве ориентиров социально-экономического развития считают: рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей, повышение здоровья и уровня образования граждан, создание условий для комфортного проживания, доступности к культурным ценностям и др. [6].

Так, Президент России В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, определил, что: «… мы обсудим ключевые направления развития страны, наших дальнейших действий, а их главная, объединяющая задача – это повышение качества жизни граждан. Ещё раз хочу подчеркнуть: в центре всех наших решений, планов, программ должен находиться человек» [4].

В этой связи национальные цели и стратегические задачи развития России на период до 2024 года обеспечиваются принятыми национальными проектами по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и занятость, наука, цифровая экономика, культура, предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы, и другие. Названные цели коррелируют с идеями, воплощенными в концепции развития человеческого потенциала.

Развитие человеческого потенциала и проблема снижения его качества отмечены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1] в числе основных направлений и значимых угроз экономической безопасности в социальной сфере. Развитие человеческого потенциала зависит от уровня развития каждого элемента социально-экономической сферы, состояния защищенности элементов и способности противостоять внутренним и внешним угрозам, открытости и взаимосвязанности этих элементов, способности к дальнейшему развитию элементов системы, способности развития человека внутри этой системы, как минимальной и основной единицы.

Кроме того, в качестве значимых угроз также признано: усиление дифференциации населения по уровню доходов и недостаточность трудовых ресурсов [13], что также связано с проблемой развития человеческого потенциала.

Оценка факторов перехода из условий опасной среды в безопасную при формировании человеческого потенциала приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Социально-экономическая безопасность и развитие человеческого потенциала

Опасность
Безопасность

Развитие человеческого потенциала
Вызовы
смена парадигмы экономического роста с экстенсивной на интенсивную модель

Направления по обеспечению социально-экономической безопасности
формирование экосистемы цифровой экономики
необходимость развития инновационной экономики
достижение приемлемой устойчивости экономической системы
необходимость всеобщего охвата населения качественным образованием соответствующим актуальным требованиям и компетенциям
доступность переквалификации и обучения на протяжении всей жизни
необходимость оказания качественной и оперативной медицинской помощи любой сложности
доступность качественных продуктов питания и медикаментов
доступность жилья и развитая инфраструктуры
поддержка экологии и социальная ориентированность городской среды
адекватная оплата труда
своевременный оказание социальной поддержки нуждающимся категориям граждан
усиление международной конкуренции за кадры высшей категории
Угрозы
снижение качества и доступности образования и здравоохранения
утечка кадров (как межрегиональная, так и международная, трудовая миграция)
недостаточность качественных трудовых ресурсов
отставание экономики ввиду слабого инновационного развития
неравномерное развитие регионов
растущая дифференциация доходов
Следствие
низкие темпы экономического роста
недостаточность развития человеческого потенциала
Источник: составлена авторами.

В докладе ПРООН [3] о человеческом развитии за 2020 год Российская Федерация заняла 52 место в рейтинге по совокупному индексу и вошла в группу стран с очень высоким уровнем, так как индекс человеческого развития России составил 0,824, заметно превысив среднемировое значение, равное 0,737. Таким образом, введенный ООН индекс, позволяет проводить оценку экономики страны в общемировом разрезе, а степень развития человеческого потенциала стала главным индикатором экономического роста и социально-экономического развития.

Человеческий потенциал имеет сложную природу и состоит из суммы потенциалов. В результате суммирующего эффекта взаимодействия потенциалов формируется потенциал личности, который наиболее эффективно реализуется в процессе взаимного развития отдельных потенциалов и формируется под влиянием внешних и внутренних воздействий различной природы. Развитие человеческого потенциала не только улучшает кадровый потенциал, но и делает его носителя компетентным и конкурентоспособным [8].

Решение проблемы развития человеческого потенциала возможно через влияние на его структурные компоненты, которые формируются из наиболее значимых блоков социальной и экономической сферы. Таким образом, компоненты уровня развития человеческого потенциала включают в себя: трудовую компоненту, компоненту доходов и имущества, компоненту образования и культуры, компоненту здравоохранения, компоненту демографии и миграции, научно-инновационную компоненту, экологическую компоненту [9]. Каждая из выделенных компонент является основным условием существования и равновесия общественных систем, формирующих потенциал человека. Наравне с экономическими аспектами, компоненты человеческого потенциала актуализируют исследование социальных аспектов экономической безопасности. Компоненты не только включают в себя эти аспекты, но и указывают на их синергию, взаимосвязь и равнозначность.

Так, человеческий потенциал и оценка уровня его развития, представляет собой комплексную проблему, вынося на повестку дня вопрос доли «социального блока» в экономической безопасности, расширяя концепцию экономической безопасности до социально-экономической. Это формирует комплексный подход к управлению экономической безопасностью и ее ключевыми направлениями, в частности – по развитию человеческого потенциала.

Следовательно, человеческий потенциал формируются под влиянием экономической и социальной среды и с их взаимодействием, а система развития человеческого потенциала представляет собой многокомпонентную систему, включающую, как экономические, так и социальные факторы. Это формирует дефиницию «социально-экономической безопасности», под которой предлагается понимать – состояние защищенности экономической и социальной сфер деятельности государства, общества и личности, при котором возможно их взаимное сосуществование и сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам, а также обеспечена возможность равномерного развития каждого элемента социально-экономической системы.

Процесс формирования системы потребностей, способностей, умений и навыков имеет сложную структуру. На результаты этого процесса влияет сам индивид – как носитель потенциала, также влияние на результат оказывает его окружение на макро и микроуровнях – среда. Общество и его внутренняя структура на всех уровнях выступает главным заказчиками потенциала и через систему управления оказывает воздействие на его формирование и реализацию.

При проведении анализа показателей состояния экономической безопасности, описывающих среду для развития человеческого потенциала, как части научного исследования, можно сделать вывод о том, что среда оказывает влияние не только на формирование, но и на развитие человеческого потенциала (табл. 2).

Уровень развития социальной и экономической сферы общества отражается на его реальной способности сформировать потенциал внутри себя.

Таблица 2.

Показатели экономической безопасности, описывающие среду

для развития человеческого потенциала

Показатель
2016
2017
2018
2019
ВВП по ППС (доллар США)
24125
26006
28764
29175
Индекс производительности труда, %
102,2
105,3
102,8
103,7
Коэффициент напряженности на рынке труда
3,3
2,7
2,3
2,1
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения, %
57,4
56,7
56,0
55,4
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %
13,2
12,9
12,6
12,3
Распределение числа занятых в экономике по уровню образования (высшее), %
33,5
34,2
34,2
34,2
Децильный коэффициент (соотношение доходов)
15,5
15,4
15,6
15,4
Доля работников с з/п ниже велич.
прожит. минимума трудосп. нас.
-
7,3
-
3,3
Уровень преступности в сфере экономики
108,8
105,1
109,5
104,9
Источник: «Официальные статистические показатели» [10].

Следовательно, развитие человеческого потенциала зависит от:

- уровня развития каждого элемента социально-экономической сферы;

- состояния защищенности элементов и способности противостоять внутренним и внешним угрозам;

- открытости и взаимосвязанности этих элементов;

- способности к дальнейшему развитию элементов системы;

- способности развития человека внутри этой системы, как минимальной и основной единицы.

Среда и компоненты развития должны отличаться высокой степенью согласованности и взаимосвязи между друг другом.

Такая среда позволяет сформировать и реализовать в человеке потенциал, отличающийся высокими конкурентными и инновационными качествами, управленческими и предпринимательскими способностями, профессионально-значимыми знаниями, умениями и навыками.

Заключение

Таким образом, человек в современных реалиях – это высшая ценность и цель жизни, развития и безопасности. В этом качестве он становится фундаментальной целью социального государства, стратегическим приоритетом динамичной и высокопроизводительной экономики, государственной экономической политики [2].

Названная многокомпонентная структура уровня развития человеческого потенциала дублирует основные блоки социально-экономической безопасности, в плоскости которой лежит проблема управления и оценки уровня развития человеческого потенциала. Через состояние компонент и оценку их показателей возможно определить уровень развития человеческого потенциала, который в свою очередь позволяет дать характеристику состоянию социальной и экономической инфраструктуры.

В этой связи, «изменение экономических условий требует регулярного пересмотра целевых показателей обеспечения экономической безопасности личности» [14]. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» к национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года отнесены: сохранение населения, здоровье и благополучие людей (повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г.); возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни (увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год); достойный труд и успешное предпринимательство (рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.).

В этой связи необходимо отметить, что ожидаемая продолжительность жизни в 2019 г. составила 73,5 года (довести к 2030 г. до 78 лет); уровень бедности в 2017 г. — 19 % (необходимо обеспечить достижение показателя до 9,5 %); объем жилищного строительства в 2019 г. — 82 млн кв. метров в год (довести к 2030 г. не менее чем до 120 млн кв. метров в год).

Таким образом, развитие человеческого потенциала лежит в плоскости многокомпонентных систем, включающих воздействие как экономических, так и социальных факторов. Достижение заявленных параметров экономической безопасности, оценивающих уровень развития среды формирования человеческого потенциала позволит в свою очередь сбалансированно сформировать его компоненты.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ, 15.05.2017 г., № 20, ст. 2902.
2. Городецкий А.Е. Развилки социальной политики государства: от патерналистского к социальному провалу в экономике // Вопросы политической экономии. – 2020. – № 4(24). – c. 82-105. – doi: 10.5281/zenodo.4422731 .
3. Доклад о человеческом развитии за 2020 год. Программа развития ООН. – Доклады о развитии человеческого потенциала. [Электронный ресурс]. URL: https://report.hdr.undp.org/index.html (дата обращения: 12.03.2021).
4. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63635 (дата обращения: 10.06.2021).
5. Казанцев С. В., Колпакова И. А., Лев М. Ю., Соколов М. М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. - Москва, 2021. – 224 c.
6. Караваева И. В., Иванов Е. А., Лев М. Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2179-2198. – doi: 10.18334/epp.10.8.110705.
7. Лев М. Ю., Колпакова И. А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1521-1534. – doi: 10.18334/epp.10.5.110264.
8. Лошаков А.С. Актуальные направления повышения производительности труда в современной России // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2020. – № 2. – c. 75-83.
9. Осипова А.Н. Базовые компоненты человеческого потенциала // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 2. – c. 276-282. – doi: 10.24411/2073-0454-2020-10112 .
10. Официальные статистические показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 20.06.2021).
11. Филатова И.В., Осипова А.Н. Влияние пандемии коронавируса на экономическую безопасность страны // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 1. – c. 281-284.
12. Чубарова Т.В. Эффективное здравоохранение как условие воспроизводства человеческого потенциала: современные вызовы для социальной политики // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112706.
13. Эриашвили Н.Д., Кузнецова Е.И., Соколов А.П., Маилян С.С. Экономическая безопасность. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.Д. Эриашвили, Е.И. Кузнецова, А.П. Соколов, С.С. Маилян [и др.]. 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Юнити-Дана», 2020.
14. Karavaeva, I. V. Ivanov E. A., Lev M. Yu. Modern trends for assessing the maximum permissible indicators of economic security in Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 3(111). – p. 36-53. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.03.01.004 .
15. Lev M. Yu., Medvedeva M. B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E. A. S Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 1(109). – p. 21-34. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002 .

Страница обновлена: 07.08.2021 в 15:34:09