Образование как составляющая человеческого потенциала: анализ в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа

Хаджалова Х.М.1,2, Савзиханова С.Э.3, Абдулаева З.З.1,3
1 Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук
2 Дагестанский государственный институт народного хозяйства
3 Дагестанский государственный университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446316
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Образование является важнейшей составляющей человеческого потенциала и выступает базовой категорией определяющей развитие территории. Для оценки образовательной составляющей человеческого потенциала использован метод балльной системы оценок. Каждой степени полного общего и профессионального образования присваивается определенный балл. На основании статистической базы – Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) и Микропереписи населения 2015 г. (МПН-2015) – определяется ранг региона по уровню образования. Более высокий уровень образования свидетельствует о высоком ранге. Уровень образования населения Северо-Кавказского федерального округа, согласно результатам исследования, пока сохраняет тенденцию к росту: отмечается повышение среднего уровня образования населения субъектов СКФО в 2015 г. в сравнении с 2010 г. Вместе с тем, имеются негативные моменты, наблюдаемые в образовании молодых возрастов, которые могут активно заявить о себе в ближайшее время.

Ключевые слова: образование, человеческий потенциал, образовательный потенциал, человеческое развитие

JEL-классификация: I21, I26, R19

Источники:

1. Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus. – 2019. – № 2. – С. 146-162. – doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162.
Всероссийская перепись населения – 2010 год. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm ( дата обращения: 16.06.2019 ).
Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info ( дата обращения: 23.06.2019 ).
4. Мигранова Л.А., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал населения российских регионов: уровень и динамика развития (первая часть) // Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – № 2(208). – С. 47-59. – doi: 10.24411/1999-9836-2018-10014.
Микро перепись населения – 2015 год. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html ( дата обращения: 16.06.2019 ).
6. Михалкина Е.В., Косолапова Н.А., Сенькив О.Я. Модель оценки влияния факторов социально-экономического развития регионов России на формирование человеческого потенциала // Terra Economicus. – 2015. – № 2. – С. 57-72.
Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info ( дата обращения: 23.06.2019 ).
8. Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в условиях инновационной экономики // Народонаселение. – 2009. – № 3. – С. 16-29.
9. Римашевская Н.М. Пути повышения качества трудового потенциала в современной России // Народонаселение. – 2011. – № 1. – С. 025-030.
10. Римашевская Н.М., Бочкарева В.К., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал российских регионов // Народонаселение. – 2013. – № 3(61). – С. 084-141.
Система образования в Российской Федерации. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf ( дата обращения: 29.06.2018 ).
Смолин О.Н. Болонский процесс и национальная образовательная политика. / Сб. ст. - М.: Культурная революция, 2009. – 13-23 с.
Соболева И.В. Проблемы воспроизводства человеческого потенциала в трансформационной экономике. / Монография. - М.: ИЭ РАН, 2006. – 236 с.
Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. - М.: Наука, 2007. – 236 с.
Стиглиц Дж. Неравенство тормозит восстановление // Мир перемен, 1. - 2013
16. Хаджалова Х.М. Качество формирует потенциал // Экономика труда. – 2015. – № 1. – С. 39-50. – doi: 10.18334/et.2.1.49.

Страница обновлена: 14.09.2025 в 11:34:13

 

 

Education as a component of human potential: an analysis in the context of subjects of the North Caucasian federal district

Khadzhalova Kh.M., Savzikhanova S.E., Abdulaeva Z.Z.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Abstract:
Education is the most important component of human potential and acts as a basic category determining the development of the territory. To assess the educational component of human potential, the method of the point system of assessments was used. Each degree of complete general and vocational education is assigned a certain score. On the basis of statistics, such as the Russian Census of and a the Microcensus of 2015, the regional rank according to level of education is determined. A higher level of education indicates a high rank. The education level of the population of the North Caucasus federal district, according to the study, yet maintains growth trend: there is an increase in the average level of education of the population of subjects of North Caucasus federal district in 2015 in comparison with 2010, however, there are negative aspects observed in the education of young ages who can actively assert themselves in the near future.

Keywords: education, human development, human potential, educational potential

JEL-classification: I21, I26, R19