Социальные сети как инструмент социокультурной модернизации образования
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (81), Сентябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034661
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Сегодня никто уже не спорит: надо поддерживать и развивать образовательные сети. Предлагаемый материал содержит данные о социальной сети в сфере образования как одного из инструментов социокультурной модернизации образования. Проанализированы основные характеристики и функциональных возможностей существующих социальных сетей и созданной при участии автора новой социальной сети в сфере образования
Ключевые слова: инновации, информационная экономика, образование, модернизация, социальные сети, сетевое взаимодействие, образовательные сети
Распространение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, развитие средств коммуникаций и формирование новой информационной среды оказали существенное влияние на систему образования [2].
Новая социальная сеть
Социальные сети уже давно захватили умы обычных пользователей Интернета [3]. Сети являются одним из инструментов и одновременно результатом применения социокультурного подхода в образовании. Сеть – не только один из перспективных современных подходов к построению образовательной системы, в равной степени сетевую организацию образования можно назвать направлением и особым типом инновационных процессов, иной управленческой парадигмы, образовательной культурой, предметом, адекватным мотивационному полю обучения.
Дискуссии о применении данного инструмента в образовании и бизнесе велись довольно долго [4, 5], но внедрять подобные инновации никто не решался. Технологии совершенствовались, диалогов становилось все больше, и это привело к появлению первых успешных примеров внедрения корпоративных социальных сетей.
Недавно в России при участии автора была создана новая социальная сеть «UniverСеть». Она имеет все функциональные возможности обычных социальных сетей и в то же время достаточно уникальна, так как многое реализовано впервые и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной практике.
Новые дополнительные впервые реализованные возможности UniverСети:
- однозначная идентификация личности (отсутствует возможность анонимной регистрации и анонимного общения);
- осуществление конфиденциального общения или переписки (100%-я гарантия обеспечивается наличием средств криптографической защиты);
- передача и хранение информации в зашифрованном виде;
- осуществление электронного документооборота с помощью личной электронной цифровой подписи для подписания электронных документов;
- управление правами доступа к информации, документам, сайтам не только с помощью логина и пароля, но и посредством использования секретного ключа электронной цифровой подписи;
- проведение совещаний, заседаний, конференций, съездов и д.р. мероприятий в электронном виде с полной идентификацией личности участников и принятием коллегиального решения путем процедуры голосования в режиме удаленного доступа;
- решение в интерактивном режиме на базе UniverСети и Глобального инновационно-образовательного портала многих профессиональных задач в сфере образования, науки и бизнеса.
UniverСеть - это сеть нового поколения с более широкими возможностями. С этого момента можно говорить о начале новой эры развития социальных сетей. UniverСеть является универсальной и включает функции общих, профессиональных, деловых, корпоративных и других сетей, а также выступает своего рода объединением социальных сетей студентов, выпускников, педагогов, работодателей, предпринимателей, научных работников, общественных деятелей.
Регистрация в социальной сети UniverСети
Существует много определений социальных сетей, но самым простым и понятным является следующее: «Социальная сеть в Интернете - это сервис, объединяющий людей по какому-либо признаку, чаще всего по интересам». Следует обратить внимание на то, что в определении речь идет об объединении конкретных людей, а не их прообразов. Поэтому сети, которые не обеспечивают идентификацию личности, не могут считаться социальными сетями. UniverСеть обладает этими возможностями и бесспорно является таковою.
Чтобы зарегистрироваться в UniverСети, необходимо предоставить администратору сети заявление, заверенное «мокрой» печатью (заверяется принадлежность фотографии данному лицу и соответствие данных, указанных в заявлении, паспортным данным и определенному профессиональному или социальному статусу). Таким образом, человек может быть зарегистрирован только после идентификации личности. При этом полностью исключается возможность регистрации в сети под другим или вымышленным именем. Это один из самых главных принципов UniverСети. Организаторы уверены, что UniverСети не нужны случайные люди, а добросовестные участники не откажутся пройти такую немного усложненную процедуру регистрации.
Каждому зарегистрировавшемуся участнику UniverСети создается интерактивный Web-сайт – виртуальный кабинет. Этот кабинет является универсальным и позволяет работать как в UniverСети, так и в Глобальном инновационно-образовательном портале (ГИОП). По желанию участника этому сайту присваивается домен третьего уровня. Это позволит ему быть полнофункциональным интерактивным сайтом в сети Интернет.
Каждому зарегистрировавшемуся участнику UniverСети предоставляются индивидуальные средства шифрования (криптографии) и средства электронной цифровой подписи (ЭЦП).
В рекламной информации о социальных сетях часто количество зарегистрированных выдают за количество участников. Человек может из любопытства зарегистрироваться в сети и больше там не появляться, в этом случае его нельзя считать участником сети.
В последнее время из-за бурного развития и большого разнообразия сетей появилась еще одна общая проблема: человек регистрируется в нескольких социальных сетях одновременно и нередко несколько раз в одной и той же социальной сети. Таким образом, несколько сетей имеют одну и ту же аудиторию.
Очень часто регистрацию требуют перед входом на сайт, при этом невозможно просмотреть даже структуру сайта. Это делается для того, чтобы увеличить число зарегистрировавшихся. В UniverСети ведется совсем другая политика: просмотреть сайт можно без регистрации, и только после того, как человек поймет, что это ему нужно, он может пройти эту процедуру.
Некоторые сети изначально создавались для удовлетворения человеческой потребности в самовыражении - высшей потребности человека, которая опережает даже признание и общение. А сегодня социальные сети стали своего рода Интернет - пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получает возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети. В UniverСети созданы реальные возможности для самовыражения, для поддержания имиджа, исключена возможность обмана и общения под чужим или вымышленным именем.
Эксперты утверждают, что не видят перспективы в сетях, ориентированных только на общение. Во всем мире более актуальными становятся универсальные профессиональные сети, поэтому создание UniverСети является своевременным событием.
Корпоративные социальные сети
В настоящее время активно развиваются корпоративные социальные сети, которые помогают формировать сплоченные команды сотрудников. Такие сети позволяют работникам размещать информацию о себе и своих интересах. Таким образом, неформальные связи «могут привязывать» сотрудников друг к другу и к компании. Для вузов создание корпоративных социальных сетей студентов, преподавателей, выпускников является достаточно актуальной задачей, предусматривающей решение многих проблем обучения и воспитания. В UniverСети предусмотрены возможности создания любого количества профессиональных, корпоративных, региональных и муниципальных социальных сетей.
При нынешнем обилии социальных сетей в мире актуальна потребность собрать все в одном месте, из чего появляется тенденция объединения социальных сетей и обмена информацией между ними. Первым в России объединением таких социальных сетей и является UniverСеть.
В нее входят социальные сети:
- сеть студентов (студенческая социальная сеть);
- сеть выпускников;
- сеть педагогов;
- сеть работодателей и предпринимателей (бизнесменов);
- сеть научных работников;
- сеть общественных деятелей.
Таким образом, зарегистрированные участники UniverСети без дополнительной регистрации могут участвовать в более узкопрофильных перечисленных выше социальных сетях, а также работать в Глобальном инновационно-образовательном портале.
Рассмотрим сравнительный анализ функциональных возможностей существующих социальных сетей и UniverСети (табл.1).
Таблица 1
Сравнения основных функциональных возможностей Univer Сети и других существующих сетей
Функциональные возможности существующих социальных сетей
|
Функциональные возможности UniverСети
|
Процедура регистрации достаточно простая и можно быстро зарегистрироваться.
|
Процедура регистрации более сложная, так как требует документальной идентификации личности.
|
Владельцы сети могут организовать определенное количество людей, которые регистрируют вымышленные имена, и тем самым формально увеличить число зарегистрированных.
|
Такого рода деятельность здесь невозможна. Целью UniverСети является не количество, а качество.
|
Не предусмотрено использование средств шифрования (криптографии)
|
Используются средства шифрования (криптографии) и ЭЦП.
|
Можно выдавать себя за кого угодно, регистрируясь под чужим или вымышленным именем.
|
Исключена возможность регистрации в сети под другим или вымышленным именем.
|
Общаясь в сети, невозможно определить, с кем на самом деле происходит общение.
|
Предусмотрена возможность однозначной идентификации собеседника и вообще любого участника сети.
|
Зарегистрировавшись под именем другого конкретного человека, можно навредить его имиджу.
|
Исключена такая возможность |
Зарегистрировавшись под чужим именем, можно заниматься дезинформацией, добывать информацию для противозаконных действий, призывать к экстремизму или проводить антигосударственную пропаганду.
|
Исключена такая возможность
|
Необходимо регистрироваться при входе на сайт, если есть желание просто зайти, чтобы просмотреть функционал сайта.
|
Просмотреть структуру сайта, функциональные возможности и любую открытую информацию можно и без регистрации.
|
Отсутствует такая возможность.
|
Предусмотрена возможность осуществления электронного документооборота путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью и имеющими юридическую силу
|
Отсутствует такая возможность
|
Предусмотрена возможность конфиденциального общения со 100% гарантией обеспечения конфиденциальности (зашифровывая информацию)
|
Отсутствует такая возможность
|
Предусмотрена возможность обеспечения защиты личной и другой информации путем хранения их в зашифрованном виде
|
Отсутствует такая возможность
|
Предусмотрена возможность по мере необходимости определить право доступа к определенным ресурсам не только через логин и пароль, а и по предъявлению закрытого ключа электронной цифровой подписи, что во всем мире считается надежным способом.
|
Отсутствует такая возможность
|
Предусмотрена возможность осуществления электронного документооборота, надежно обеспечивая конфиденциальность.
|
При регистрации ничего этого не требуется и возможна анонимная регистрация.
|
Для того чтобы зарегистрироваться в сети, необходимо предоставить администратору заявление, заверенное «мокрой» печатью (заверяется принадлежность фотографии данному лицу и соответствие данных, указанных в заявлении, паспортным данным)
|
Отсутствует такая возможность
|
Предусмотрена возможность однозначной идентификации личности в Сети.
|
Отсутствует такая возможность
|
Поисковая система позволяет осуществлять поиск не только по ФИО, региону и образовательному учреждению, но и по многим другим параметрам, которые позволяют легко найти коллегу, партнера, единомышленника, контрагента и прочие контакты.
|
Вывод
Предложенный при участии автора подход к формированию социальной сети в сфере образования, обладая определенной иновационностью, открывает новые возможности для этой сферы в современных условиях развития России.
Источники:
2. Gaslikova I.R., Kovalev G.G. The use of information technology in education // Monitoring the economics of education, № 5. Moscow: HSE, 2004.
3. Clark K., Hamilton K. Principles of communication in LANs Cisco - M. Williams, 2003. - 971 p.
4. Remorenko I.M. On ways to network management // The Russian education. Network approach. Moscow, St. Petersburg., 2003.
5. Tsirulnikov A.M. Educational networks // Education. - 2010. - № 2.
6. Yarkovsky V.A. Modern information and communication technologies and their role in education // Russia's economic recovery. - 2010. - № 4 (26). - P.103-106.
7. EC, Benchmarking fcctss and use of ICT in European schools. 2006.
8. Guide to measuring information and communication technologies (ICT) in education / 920,090 UNESCO? Institute for Statistics / 2009
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:02