Управление финансовыми рисками в процессе изменения климата в контексте экономической безопасности
Лещенко Ю.Г.1,2, Медведева М.Б.3, Лев М.Ю.4
1 ООО «Первое экономическое издательство», Россия
2 Экономическая безопасность, Россия
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
4 Институт экономики Российской Академии Наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303011
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Актуальность исследования содержится в интерпретации сущности финансовых рисков, связанных с изменением климата. Рассмотрены характерные особенности классификаций климатических рисков. Проанализированы существующие методы оценки финансовых рисков с возможностью интеграции в них климатических рисков. Определены подходы к сценарному анализу и стресс-тестированию.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
– финансовые риски, связанные с изменением климатом, обладают уникальными характеристиками, требующие детализированных и перспективных методологий измерения;
– в настоящее время измерение финансовых рисков, связанных с изменением климата, сосредоточено на сопоставлении краткосрочных факторов переходного риска с рисками контрагента и банковского портфеля;
– ключевые области будущих аналитических исследований связаны с пробелами в данных и методах классификации рисков, требующих оценку долгосрочных климатических явлений.
Сделанные выводы позволили сформулировать предложения по формированию дорожной карты учета финансовых рисков, связанных с климатом.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовые риски, связанные с климатом; физические и переходные риски; ESG-факторы; стресс-тестирование
Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования».
JEL-классификация: G32
Введение. «Изменение климата является одной из самых серьезных глобальных проблем, создающее многочисленные сложности в управлении финансовыми, экономическими, продовольственными и др. системами», влияющие на экономическую безопасность [5; 10]. Негативные последствия изменения климата демонстрируют системный характер, усугубляя существующие и проецируя новые риски. Климатические неопределённости способствуют не только нанесению значительного ущерба устойчивому экономическому развитию, но и то, что механизмы оптимизации и адаптации могут оказаться неэффективными в процессе надлежащего реагирования.
Картирование и измерение подверженности риску являются фундаментальными элементами классической системы управления рисками (СУР) [11], как в банковских учреждениях, так и в компаниях государственного/корпоративного секторов. Интеграция, связанных с климатом финансовых рисков в СУР осуществляется в соответствии с методами оценки рисков, аналогичными тем, которые используются для управления любыми другими рисками [18; 23]. Однако, финансовые риски, связанные с климатом, обладают специфическими признаками, которые бросают вызов традиционному измерению рисков, и требуют новых методологий, учитывающих непредсказуемый и долгосрочный характер климатических трансформаций и их последствий.
Совокупные экономические и финансовые последствия, связанные с изменением климата, приводят к значительным убыткам финансово-банковских учреждений (компаний, предприятий), а также не возможности регулирующих органов осуществлять эффективную надзорную деятельность. В связи с этим принципиально необходимо, чтобы классическая СУР содержала дополнительный комплекс мероприятий, направленный на:
– выявление существенных факторов климатических рисков и каналов их передачи;
– формирование карты рисков и измерение их воздействий, связанных с климатом, а также любой области концентрации подобных рисков;
– преобразование климатических рисков в поддающиеся количественной оценке показателей финансовых рисков в системе индикаторов экономической безопасности [7; 8].
Цель исследования заключается в обосновании оптимального подхода измерения и оценки финансовых рисков, связанных с климатом.
В круг задач входят:
– рассмотреть концептуальные аспекты измерения финансовых рисков, связанных с климатом;
– уточнить характеристики классификаций климатических рисков;
– исследовать методы оценки финансовых рисков, связанных с климатом в аспекте экономической безопасности;
– определить подходы к анализу сценариев и стресс-тестированию;
– сформулировать предложения по формированию дорожной карты по учёту финансовых рисков, связанных с климатом.
Объект исследования – финансовые риски, связанные с климатом.
Предмет исследования – организационно-управленческий процесс измерения финансовых рисков, связанных с климатом в контексте экономической безопасности.
В процессе исследования были применены: методы формально-экономического анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Информационную базу исследования составили работы российских [3; 4; 11; 17] и зарубежных [20; 26; 29] авторов, Банка России [19] и организаций, устанавливающих международные стандарты [22; 25; 27].
Теоретическая значимость работы содержится в развитии концепции измерения финансовых рисков, связанных с климатом. Результаты исследования расширяют методологическую базу для разработки нового финансового инструментария и его адаптацию с учетом приоритетов финансово-банковских учреждений и надзорных органов в контексте экономической безопасности.
Практическая значимость исследования обусловлена потенциалом применения предложенной дорожной карты по учёту финансовых рисков, связанных с климатом при обеспечении трансформации банковских учреждений на этапе декарбонизации мировой экономики.
Концептуальные аспекты измерения финансовых рисков, связанных с климатом. Очевидно, что традиционные инструменты управления рисками можно использовать для измерения финансовых рисков, связанных с изменением климата, в то время как воздействие факторов, определяющих климатические риски, содержат исключительные особенности, ограничивающие интеграцию этих рисков в существующие процессы. Высокая степень детализации воздействия может потребоваться для оценки как физических (геолокационные данные, с учетом меняющихся характеристик климатических воздействий), так и переходных рисков (данные на уровне контрагента/сектора, фиксирующие риск, возникающий в результате перехода от высокоуглеродной к низкоуглеродной экономике). Эта потребность возникает из-за неоднородностей на отраслевом, юрисдикционном и географическом уровнях. Другие, обуславливающие элементы непосредственно связаны с показателями, моделями, а также с ограниченной способностью исторических данных служить ориентиром для перспективных разработок. При этом, эффективная оценка должна учитывать и наличие, и принятие банками любых методов снижения воздействий риска в целях обеспечения их экономической безопасности.
Обратимся к концептуальным аспектам измерения финансовых рисков, связанных с климатом, наиболее подходящих для банков и их органов надзора.
1. Измерение физического и переходного рисков. Методологии картирования подверженности и измерения финансовых рисков, связанных с климатом, дифференцируются в соответствии с факторами физического и переходного рисков.
Факторы физического риска (физические опасности) могут быть связаны с финансовыми рисками с применением функций ущерба, определяющие воздействие конкретных опасностей на банковские активы и деятельность, генерирующих финансовые потоки [15]. Конкретные функции ущерба, используемые в определённой модели риска зависят от технологических и ресурсных возможностей банка, наличия соответствующих данных и предполагаемой цели оценки. Кроме того, функции ущерба следует идентифицировать по секторам, степени опасностей, факторам временного горизонта и пространственным особенностям. Возможной проблемой при использовании функций ущерба будет являться степень доступности/полноты эмпирических функций для всех секторов, совокупности воздействий и опасностей [6].
Точно так же, переходный риск, можно оценить с помощью моделей, связывающих факторы переходного риска с экономическими факторами, создающими финансовые потоки. Далее, переходные риски, предполагающие нарушения финансовых потоков могут быть интегрированы в стандартные модели измерения финансовых рисков.
2. Степень детализации экспозиции. Банки подвергаются финансовым рискам, связанных с климатом через операционную деятельность: с юридическими и физическими лицами, другими финансовыми учреждениями. «При оценке последствий факторов климатического риска, целесообразно будет определить уровень детализации воздействия, наиболее значимый для соответствующих оценок риска» [3]. На это могут повлиять несколько факторов, включая, но не ограничиваясь:
– конкретные факторы физического/переходного рисков;
– наличие соответствующих показателей;
– сложности с увеличением степени детализации.
Методология, основанная на более высокой степени детализации, может быть использована для андеррайтинга, оценки или ценообразования [16]. И наоборот, менее сложная методология может быть применена для стратегического планирования и распределения активов банковского портфеля.
3. Агрегированный и элементный подходы. Одним из основных концептуальных подходов, применимых как к картированию подверженности, так и к оценке риска, является агрегирование рисковых мер по отношению к составляющим элементам. Например, в упрощённом подходе к картированию воздействия риска можно использовать средние значения по сектору/отрасли, и применять их к отдельным воздействиям риска, предполагая, что показатели сектора в достаточной степени репрезентативны для составляющих его видов деятельности. «При измерении риска методом упрощённого моделирования обычно пытаются оценить риск на консолидированном уровне (консолидированный портфель, консолидированный банк или агрегированная банковская система), и пропорционально распределить его по составным частям» [9]. Однако, при распределении совокупных показателей риска по составным частям можно не учесть, то есть упустить такой важный момент, как вклад отдельных подверженностей риску при наличии взаимодействий между этими частями.
И наоборот, «элементный подход приемлем к измерению риска на уровне компонента, объединяя отдельные меры риска, чтобы обеспечить его консолидированное представление» [9]. Данный подход к картированию позволяет оценить относительную подверженность риску на уровне актива (кредита) или контрагента (по группам активов/контрагентов), и суммировать подверженность риску для получения комбинированной оценки. Элементный подход к моделированию обычно начинается с оценки влияния физических/переходных рисков на уровень актива, контрагента или банковского портфеля, что позволяет сначала дифференцировать финансовые воздействия на основе конкретных характеристик подверженности, а затем агрегировать до консолидированного показателя.
С точки зрения надзорных органов, элементный подход может оценивать финансовые риски, связанные с климатом на уровне отдельного банка, и агрегировать результаты для аппроксимации риска банковской системы.
4. Стратегии снижения и компенсации риска. По мере того как банки находятся в процессе принятия решений о способах измерения финансовых рисков, связанных с климатом, возможно, им потребуется оценить влияние потенциального снижения риска и то, в какой степени определённые меры могут компенсировать его принятие. Например, «методы: упреждающей компенсации финансовых рисков (хеджирование); и подверженность климатическим рискам, которая включает в себя преимущества компенсационных стратегий (страхование, хеджирование погодных производных, «зелёные» облигации)» [22]. Перечисленные методы могут рассматриваться как чистая подверженность риску, в то время как подходы, оценивающие воздействие климатических рисков без включения компенсационных стратегий, демонстрируют валовую подверженность риску. Чёткое разграничение между чистыми и валовыми рисками может способствовать тому, что банки быстрее дезагрегируют их влияние и меры по смягчению последствий.
В дополнение к упреждающим мерам, которые банк может предпринять для снижения подверженности риску, связанного с климатом, финансовые риски также могут быть компенсированы за счет мер контрагента по адаптации или смягчению последствий изменения климата.
5. Неоднородности. Данный аспект играет ключевую роль в выборе подходов к измерению, поскольку каждый банк сталкивается со специфическими финансовыми рисками, связанными с климатом, в рамках своего портфеля в зависимости от географического положения, рынков, секторов, политической среды и технологических контуров своих клиентов/контрагентов. Перечислим основные неоднородности ниже:
– географическая неоднородность: климатические факторы проявляются на региональном/локальном уровнях в зависимости от географического разнообразия;
– секторальная неоднородность: корпоративные контрагенты проявляют общие черты подверженности рискам в соответствии с отраслевой классификацией, однако она может маскировать неоднородность внутри сектора, поскольку отдельные клиенты демонстрируют различную углеродоемкость, структуру энергопотребления и адаптивные способности;
– юрисдикционная неоднородность: поскольку национальные и субнациональные границы определяют пределы правовой юрисдикции, воздействие в пределах этих границ может сталкиваться с различными политическими и регулятивными режимами. Такие режимы содержат разрешения/ограничения, относящиеся к энергетике, препятствующие сопоставимости переходных рисков для аналогичных классифицированных воздействий в разных странах/регионах и вероятности принятия международной углеродной политики на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
6. Источники неопределенности. Измерение финансовых рисков, связанных с климатом, сопряжено с постоянной неопределенностью, приводящей к неадекватной оценке рисков, хотя оценки чувствительности к климату обычно имеют тенденцию к повышению по мере того, как в климатические модели интегрируется новая информация. Учитывая, что финансовые риски, связанные с климатом, отличаются от наблюдаемых закономерностей, обращение к историческим данным при оценке рисков или калибровке моделей будет ограничено (антропогенная и экономическая деятельность вносят значительную неопределенность в оценочный процесс). Потенциальная нелинейность воздействий, возникающая в результате климатических переходных периодов, взаимосвязи между экосистемами также усиливают негативные воздействия и пространственную неоднородность.
Методологические подходы к учету этих и других факторов неопределенности включают в себя оценку ряда сценариев на перспективу. Так, в некоторых исследованиях утверждается, что достижения в области моделирования, данных и технологических альтернатив могут сократить уровень неопределенностей [20], хотя другие авторы считают, что остаточная неопределенность может сохраняться даже при таких достижениях [29].
7. Потребности в новых типах данных. Для оценки финансовых рисков, связанных с климатом, требуются новые и нестандартные типы данных, отличные от тех, которые традиционно используются при анализе финансовых рисков [21], к которым можно отнести:
– данные, описывающие факторы физического и переходного рисков;
– данные, описывающие уязвимость воздействия факторов ESG [1];
– данные для перевода факторов экономического риска с поправкой на климат в финансовый риск.
Рассмотрев ключевые аспекты измерения финансовых рисков, связанных с климатом, обратимся к классификационным характеристикам климатических рисков.
Классификационные характеристики климатических рисков. В 2017 г. инициатива «Группы 20» [2] (G-20) [12] послужила тому, что климатические риски были определены на глобальном уровне и задекларированы в документах Рабочей группы Совета по финансовой стабильности по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата [3] (TCFD FSB) [14; 30].
Рабочая группа TCFD FSB классифицировала климатические риски следующим образом:
– физические риски – риски, связанные с физическими последствиями изменения климата, (вызванные внезапными событиями (лесных пожаров, циклонов, ураганов, наводнений); систематические риски, связанные с долгосрочными изменениями климатического паттерна);
– переходные риски – риски, связанные с переходом к низкоуглеродной экономике (политические; правовые; технологические; рыночные и репутационные риски).
Перечисленные климатические риски обладают следующими характеристиками:
– возрастание: физические климатические риски, как правило, возрастают по всему миру, даже несмотря на то, что некоторые страны могут получать преимущества в контексте высокого уровня урожайности сельскохозяйственных культур. При этом, повышающийся физический риск увеличивает социально-экономический риск;
– пространственность: негативные проявления климата демонстрируют локальный характер, поэтому существуют значительные различия между странами и даже внутри стран. Из чего следует, что последствия физического климатического риска необходимо рассматривать с точки зрения отдельного региона;
– нестационарность: на протяжении веков финансовые рынки, компании, правительства принимали решения в условиях более стабильного климата. Однако будущий физический климатический риск вносит постоянно меняющиеся коррективы и нестационарен. Частая трансформация стабильной среды означает, что принятие решений, основанных на опыте, может оказаться ненадежным;
– нелинейность: социально-экономические воздействия на окружающую среду распространяются нелинейным образом, поскольку опасности/угрозы достигают пороговых уровней, за пределами которых происходят нарушения антропогенных, экологических и других систем;
– системность: несмотря на то, что прямое воздействие изменения климата носит локальный характер, оно может иметь косвенные последствия для регионов и секторов через взаимосвязанные социально-экономические и финансовые системы;
– регрессивность: климатический риск создаёт пространственное неравенство, поскольку он может одновременно приносить пользу одним и наносить ущерб другим регионам;
– сложность к адаптации: в то время как страны/регионы и их экономические субъекты адаптируются к снижению существующих климатических рисков, темпы и масштабы адаптации в перспективе будут значительно увеличиться.
В 2022 г. FSB опубликовал доклад о надзорных и регулятивных мерах, направленных на снижение климатических рисков в финансовом секторе, в котором изложены рекомендации по стандартам классификации рисков во взаимосвязи с нормативной отчётностью для сбора данных, связанных с климатом (табл. 1).
Таблица 1. Рекомендации FSB о надзорных и регулятивных мерах,
направленных на снижение финансовых рисков, связанных с климатом
Рек-ция 1
|
Надзорные
и регулирующие органы должны ускорить процесс определения своих потребностей
в информации для целей надзора и регулирования по снижению финансовых рисков,
связанных с климатом, и работать над выявлением и сбором данных, которые
могут использоваться для оценки и мониторинга климатических рисков
|
Рек-ция 2
|
В
рамках нормативно-правовой базы юрисдикции, надзорные и регулирующие органы
должны учитывать необходимость проверки надежности данных, связанных с
климатом третьей стороной
|
Рек-ция 3
|
Для
обеспечения большей согласованности между юрисдикциями и секторами в
определении рисков, связанных с климатом, следует рассмотреть возможность
использования общих принципов (например, предложенных органами по
стандартизации и международными организациями)
|
Рек-ция 4
|
Для
целей надзора и регулирования требуется более детальная и конкретная
информация, связанная с климатом, помимо публичного раскрытия информации. В
связи с чем, регулирующие органы должны начать с обращения к финансово-банковским
учреждениям с просьбой сообщать им качественную информацию, дополненную
доступной количественной информацией. По мере улучшения доступности/качества
данных и методологий измерения, надзорным органам следует перейти к более
высоким стандартам отчетности и/или обязательным её требованиям
|
Рек-ция 5
|
Национальным
надзорным органам и органам, устанавливающим стандарты на глобальном уровне,
предлагается объединить усилия над общими требованиями к нормативной
отчетности в рамках международной координации и сотрудничества
|
Рекомендации, изложенные в таблице 1 призваны ускорить определение потребностей национальных регулирующих и надзорных органов в данных для целей рационального надзора и регулирования, которые они могут потребовать от финансово-банковских учреждений, тем самым обеспечить эффективные подходы к классификации и стандартизации требований к отчетности по финансовым рискам, связанным с климатом.
Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) [4] является органом, устанавливающим международные стандарты банковской деятельности, который совместно с центральными банками и органами по разработки подходов, касающихся надзора, издает соответствующие правила/положения [13]. В 2022 г. BCBS обнародовал 18 принципов, которые банки и органы их надзора должны учитывать при рассмотрении финансовых рисков, связанных с изменением климата (12 принципов банковского управления (табл. 2), и 6 принципов деятельности органов банковского надзора (табл. 3)).
Таблица 2. Принципы банковского управления рисками,
связанных с изменением климата
Принципы
|
Корпоративное
управление
|
Принцип 1
|
Обеспечить
процесс оценки, связанной с климатическими факторами риска и их воздействиями
на бизнес и операции
|
Принцип 2
|
Четко
делегировать обязанности, и осуществлять эффективный надзор за финансовыми
рисками, связанными с климатом, по всей организационной структуре, чтобы
обеспечить надлежащее рассмотрение рисков в рамках бизнес-стратегии банка и СУР
|
Принцип 3
|
Разработать
и внедрить соответствующие политики, процедуры и средства контроля для
обеспечения эффективного управления финансовыми рисками, связанными с
климатом, во всех бизнес-подразделениях банка
|
Система
внутреннего контроля
| |
Принцип 4
|
Включить
финансовые риски, связанные с климатом в системы внутреннего контроля по трем
линиям защиты, чтобы обеспечить всестороннюю и эффективную идентификацию,
измерение и смягчение финансовых рисков, связанных с климатом
|
Достаточность
капитала и ликвидности
| |
Принцип 5
|
Определить
методы количественной оценки и интегрировать финансовые риски, связанные с
климатом во внутренние процессы оценки достаточности капитала и ликвидности
|
Процесс
управления рисками
| |
Принцип 6
|
Обеспечить,
чтобы подходы к риску и СУР учитывали все существенные финансовые риски,
связанные с климатом, которые могут повлиять на финансовое состояние банка
|
Управленческий
мониторинг и отчетность
| |
Принцип 7
|
Обеспечить,
чтобы внутренние системы отчетности и данных были способны отслеживать
финансовые риски, связанные с климатом, и предоставлять своевременную
информацию для обеспечения эффективного принятия решений
|
Комплексное
управление кредитным риском
| |
Принцип 8
|
Определить
и оценить влияние факторов риска, связанных с климатом на профиль кредитного
риска
|
Комплексное
управление рыночными, операционными и другими рисками
| |
Принцип 9
|
Определить
и оценить влияние факторов риска, связанных с климатом, на позиции рыночных
рисков
|
Принцип 10
|
Определить
и оценить влияние факторов риска, связанных с изменением климата, на профиль
риска ликвидности
|
Принцип 11
|
Определить
и оценить влияние факторов риска, связанных с климатом на операционные риски
|
Анализ сценария
| |
Принцип 12
|
Разработать
и использовать анализ сценариев, включая стресс-тестирование, для оценки
устойчивости бизнес-моделей и стратегий; определить влияние факторов риска,
связанных с климатом на общий профиль риска
|
Как видно из таблицы 2, принципы охватывают аспекты, касающиеся корпоративного управления, внутреннего контроля, управления рисками, мониторинга и отчетности, а также капитала и ликвидности.
Таблица 3. Принципы деятельности органов банковского надзора
Принципы
|
Надзор за
банками
|
Принципы
13-15: надзорные органы должны контролировать банки в контексте управления рисками, связанными с изменением климата |
1. Рационально и
всесторонне включаться в бизнес-стратегии, корпоративное управление и
внутренние системы контроля управления рисками;
2. Обеспечивать адекватную идентификацию, мониторинг и управление; 3. Выявлять и оценивать воздействие факторов риска, связанных с климатом, на профиль банковских рисков |
Обязанности
надзорных органов
| |
Принципы
16-18: при выполнении своих обязанностей надзорные органы должны: |
1. Использовать
соответствующий набор методов и инструментов при осуществлении адекватных
последующих мер;
2. Использовать адекватные ресурсы и потенциал для эффективной оценки управления финансовыми рисками, связанными с климатом; 3. Использовать анализ сценариев рисков, связанных с климатом, включая стресс-тестирование для выявления соответствующих факторов риска, воздействия и пробелов в данных, а также информирования о реально действующих подходах к управлению рисками |
Принципы BCBS, отражённые в таблицах 2; 3 разработаны таким образом, чтобы их можно было адаптировать к различным банковским системам пропорционально, в зависимости от масштаба, сложности и профиля риска банка/банковского сектора в целом.
Далее целесообразно рассмотреть подходы к концептуальному моделированию и измерению рисков, которые можно будет использовать для оценки финансовых рисков, связанных с климатом.
Методы оценки финансовых рисков, связанных с изменением климата. На текущий момент российским банкам сложно определить эффективные методы оценки финансовых рисков, связанных с изменением климата. Сложности обусловлены следующими факторами:
– неопределенность будущих климатических сценариев, и то, как изменение климата повлияет на российскую экономику;
– нехватка технических знаний и ресурсов для оценки рисков страховщиками;
– наличие и качество данных в отдельных отраслях национальной экономики;
– текущие категории рисков, используемые банковскими учреждениями (и отраженные в Базельской концепции), достаточны для включения в них риска, связанного с климатом, однако процесс имплементации проходит неравномерно;
– недостаточно внимания уделялось тому, как движущие силы климатических рисков влияют на банковские каналы их передачи, вызывая потенциальные финансовые риски;
– финансовые риски, связанные с климатом, обладают уникальными характеристиками, которые затрудняют их интеграцию в классические методы управления рисками.
Для того, чтобы снизить уровень воздействия перечисленных факторов, банкам предлагается:
– пересмотреть и оптимизировать процедуры управления климатическими рисками;
– определить требования по снижению климатических рисков своих клиентов;
– предлагать своим клиентам консультационные услуги в области управления климатическими рисками;
– разработать и предложить требования к рейтинговым агентствам в отношении учета ими климатических рисков при составлении кредитных рейтингов корпораций и отраслей промышленности;
– способствовать развитию инструментов хеджирования климатических рисков, например, деривативов;
– увеличить финансирование государственных программ по внедрению низкоуглеродных технологий;
– преобразовать традиционные модели для оценки влияния изменения климата на финансовые риски.
Применение преобразованных традиционных моделей для оценки влияния изменения климата на финансовые риски позволит оценить взаимосвязи банковских учреждений с различными экономическими субъектами (агентами) в контексте климатических воздействий. В связи с чем, исследуем некоторые модели на предмет их использования в контексте экономической безопасности.
Модель комплексной оценки сочетает в себе подходы к моделированию энергетики и климата с экономическим ростом. Модель увязывает прогнозы факторов переходного риска и выбросов парниковых газов (ПГ) с воздействием на экономический рост. Несмотря на то, что модель комплексной оценки используются на протяжении многих лет, она не может отразить экономические последствия изменения климата, погодных катаклизмов и возможности адаптации. Кроме того, климатические модели, лежащие в основе прогнозов модели комплексной оценки, могут занижать серьезность будущих последствий, поскольку не учитывают те физические риски, которые еще недостаточно изучены и не поддаются измерению.
Модель «затраты-выпуск» позволяет количественно оценить статические экономические связи между секторами и географическими областями, отслеживая влияние шоков на конкретную отрасль/регион. В экономике климата система учета «затраты-выпуск» «используется для мониторинга последствий изменения политики, например, налога на выбросы парниковых газов, или для оценки воздействия экстремальных климатических явлений на цепочку поставок» [28].
Одним из подходов, который широко используется в исследованиях структурной политики, является модель вычислимого общего равновесия. Модель позволяет проводить эксперименты со сложными взаимосвязями между секторами и экономическими агентами, которые не могут быть решены аналитически из-за их сложности. Хотя некоторые переменные, влияющие на результаты модели можно обосновать, уровень сложности таков, что невозможно оценить важность каждого из множества встроенных правил принятия решений и значений параметров, управляющих экономическими агентами, что приводит к значительному эффекту «черного ящика».
Модели динамического стохастического общего равновесия еще больше усложняют макроэкономическое моделирование, особенно в связи с неопределенностью в принятии решений агентами и эндогенными факторами. Динамические стохастические модели общего равновесия – это «макроэкономические модели, параметры которых основаны на моделировании поведения экономических агентов на микроуровне, предусматривающие также моделирование различных стохастических «шоков» (технологических, монетарных, климатических, ценовых и др.)» [2].
Другие подходы к измерению риска, которые в настоящее время используются банками и органами надзора, включают оценку риска, анализ сценариев, стресс-тестирование и анализ чувствительности:
– оценки климатического риска определяют подверженность банковских активов/портфелей к климатическому риску. Чтобы присвоить оценку качества воздействиям, они объединяют схему классификации рисков с набором критериев оценки;
– сценарный анализ применяется в количественной оценке побочных рисков и выявляет неопределенности, связанные с климатом, путем исследования широкого спектра вероятных сценариев (содержит четыре этапа):
i. определение сценариев физического и переходного риска;
ii. интеграция последствий сценариев с финансовыми рисками;
iii. оценка чувствительности контрагента/сектора к этим рискам;
iv. выявление потенциальных потерь;
– стресс-тестирование представляет собой подмножество сценарного анализа, направленного на оценку краткосрочной устойчивости банка к экономическим шокам, чаще всего с помощью целевого показателя достаточности капитала;
– анализ чувствительности – это еще одна разновидность сценарного анализа, в которой исследуется влияние конкретной переменной на экономические результаты.
Среди новых разработанных подходов в современную практику имплементируются такие как анализ природного капитала и климатическая стоимость под риском [1]:
– анализ природного капитала оценивает негативное влияние деградации на банк; данный подход содержит четыре этапа:
i. определение соответствующих регионов, секторов, заемщиков и/или активов;
ii. выявление активов природного капитала (вода, чистый воздух, леса);
iii. выявление возможных естественных нарушений;
iv. выявление регионов, секторов, заемщиков и активов, подверженных наибольшему риску;
– климатическая стоимость под риском (VaR [5]): этот подход включает в себя оценки с применением классической системы VaR для измерения воздействия изменения климата на балансы банков.
Концептуальные подходы к стресс-тестированию и анализу сценариев. Анализ сценариев климатических рисков представляют собой всесторонние оценки воздействия макроэкономических и финансовых переменных, полученных на основе моделей «климат-экономика». Эта методология направлена на оценку последствий в отношение банковских профилей рисков и бизнес-стратегий. В своем современном использовании анализ сценариев, связанных с климатом, отличается от традиционного макроэкономического стресс-тестирования в контексте масштаба, временных рамок и использования результатов (табл. 4).
Таблица 4. Основные различия между макроэкономическим стресс-тестированием
и анализом климатических сценариев
Критерии
различия
|
Макроэкономическое
стресс-тестирование |
Анализ
климатических сценариев
|
Показатели
|
Данные
отчета о прибылях и убытках и баланса
|
Большее
внимание уделяется выбранным экспозициям
|
Временные
рамки
|
От
двух до пяти лет
|
В
течение десятилетий
|
Текущее
использование
|
Используется
в контексте регулирования, например, для оценки потребностей в капитале и планирования
управления капиталом
|
Оценка
потенциального влияния риска, связанного с климатом на профиль риска и
стратегию банка
|
Как видно из таблицы 4, макроэкономическое стресс-тестирование и анализ климатических сценариев имеют три критерия различия. Между тем, «техника выполнения стресс-тестирования содержит в себе анализ чувствительности и сценарный анализ» [26], следовательно, климатические сценарии можно интегрировать в макроэкономические стресс-тесты:
– «Top-down» (табл. 5) – стресс-тест проводится мега-регулятором с применением надзорной и публично доступной информации по конкретным банкам по единому сценарию» [19]. После разработки методики стресс-тестирования, его периодическое проведение не требует существенных затрат, так как результаты унифицированы. Высокий уровень детализации показателей не требуется;
– «Bottom-up» (табл. 5) – стресс-тест, реализуемый самими банками с использованием внутренних показателей и моделей, но с одинаковым сценарием, определяемым мега-регулятором» [19]. Срок проведения стресс-тестирования существенно увеличивается по сравнению с подходом «Top-down». «Мега-регуляторы, с одной стороны, перекладывают часть работы на банки и обязаны унифицировать методику, чтобы она была приемлема для большинства, однако с другой стороны – сталкиваются со сложностями сопоставления и агрегирования результатов из-за различий в моделях банков» [4]. Каждый банк осуществляет тестирование на высоком уровне детализации.
Таблица 5. Сравнительный анализ стресс-тестов «Bottom-up» и «Top-down»
Сравнительные
критерии
|
«Bottom-up»
|
«Top-down»
|
Преимущества
|
-
Более детализированные данные и широкий охват рисков и инструментов их минимизации;
- Более технологичные внутренние модели банков; - Предоставляют информацию о способности банка управлять рисками и культуре риск менеджмента; - Могут стимулировать банки подготовиться к реализации возможных негативных сценариев |
-
Обеспечение единообразия методологии и моделей;
- Эффективный инструмент для проверки Bottom-up тестов; - Менее затратный в реализации стресс-тест; - Может быть применен в условиях ограниченных возможностей банков по управлению риском |
Недостатки
|
-
Применение требует существенных затрат;
- Результаты могут сильно зависеть от применяемых внутренних моделей, что затрудняет их сопоставление между различными банками |
-
Результаты могут быть неточными из-за ограничения в показателях;
- Стандартизация не позволяет учитывать стратегии и управленческие решения отдельных банков |
Сравнительный анализ стресс-тестов «Bottom-up» и «Top-down» продемонстрировал очевидные различия подходов, поскольку «Top-down» реализует мега-регулятор, «Bottom-up» применяется на уровне коммерческих банков под контролем мега-регулятора.
Согласно подходу BCBS, к основным видам техник стресс-тестирования относятся (табл. 6): [25].
– «анализ чувствительности» – оценка изменений количественной меры риска по портфелю при изменении одного риск-фактора, при которой не учитываются остальные риск-факторы и обратные эффекты» [17]. При анализе чувствительности, задаются абстрактные (нормированные) значения факторов риска;
– «сценарный анализ» – оценка изменений количественной меры по портфелю, при которой факторы риска соответствуют определенному целостному сценарию» [17].
Таблица 6. Сравнительный анализ техник стресс-тестирования
Сравнительные
критерии
|
Анализ
чувствительности
|
Сценарный анализ
|
Описание
|
Определяет
краткосрочное влияние на результирующий показатель изменения конкретных риск
факторов
|
Определяет
влияние риск факторов на
результирующий показатель при различных комбинациях экстремальных, но возможных событий (шоках). Сценарный анализ может быть, как перспективным, так и ретроспективным |
Результат
|
Изменение
результирующего показателя при изменении одного риск фактора
|
Изменение
результирующего показателя при
реализации сценария изменений риск факторов |
Преимущества
|
-
Более точная оценка отдельных рисков;
- Позволяет проследить четкую связь полученного показателя с риск факторами |
-
Ориентирует банк на неопределенность и анализ возможных вариантов;
- Рассматривает сценарии с различными условиями |
Недостатки
|
-
Учет различных рисков и факторов риска отдельно друг от друга без учета взаимосвязи
между ними; - Невозможно учесть несколько сценариев |
-
Требует большой объем данных: сценарии могут не иметь надежного обоснования,
если данные гипотетические;
- В неопределенной ситуации некоторые сценарии могут быть нереалистичными |
Сравнив техники стресс-тестирования (табл. 6), можно сделать следующий вывод:
– «анализ чувствительности» является важным методом стресс-тестирования, и используется чаще всего в дополнение к другим методам оценки;
– «сценарный анализ» используется как отдельно, так и в дополнение к другим методам оценки.
Исследовав концептуальные аспекты измерения финансовых рисков, связанных с изменением климата, классификационные характеристики климатических рисков, методы оценки и подходы к анализу сценариев и стресс-тестированию, российским банкам предлагается дорожная карта по учету финансовых рисков, связанных с климатом (табл. 7).
Таблица 7. Дорожная карта «Учёт финансовых рисков, связанных с климатом»
Регулирование/
субъекты (Банк России) |
-
Обеспечить приверженность коммерческих банков действиям в отношении климатических
рисков;
- создать межфункциональную рабочую группу по управлению климатическими рисками в контексте мониторинга коммерческих банков; - назначить четкие роли и обязанности для выявления, оценки, мониторинга, управления климатическими рисками и отчетности по ним; - разработать политику в области изменения климата и рассмотреть, какие существующие политики и процедуры необходимо скорректировать или усовершенствовать; - определить процессы отчетности, чтобы коммерческие банки моли информировать о проблемах, стратегиях и оценке рисков, связанных с климатом; - определить потребности в ресурсах на основе обязательств и стратегии коммерческих банков по климатическим рискам; - наращивать внутренний потенциал и понимание климатических рисков на всех уровнях; - установить показатели эффективности управления климатическими рисками |
Стратегия
(Банк России, коммерческие банки) |
-
разработать стратегию учёта климатических рисков;
- используйте стресс-тестирование или анализ сценариев, чтобы определить, какие связанные с климатом риски являются существенными в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе; - выявить сектора, регионы и клиентов, наиболее чувствительных к изменению климата, для определения приоритетов стратегических действий; - разработать стратегический план действий по климатическим рискам; - определить стратегии информирования о действиях по изменению климата |
Риск-менеджмент
(Банк России, коммерческие банки) |
-
включить изменение климата в структуру управления рисками в качестве движущей
силы установленных категорий рисков;
- изучить, как климатические риски могут быть включены в существующие процессы системы управления устойчивостью или экологическими и социальными вопросами; - определить приоритеты клиентов, регионов и секторов для более глубокого анализа чувствительности к климатическим рискам и пробелы в данных, которые необходимо восполнить; - дезагрегировать климатические риски и возможности по секторам и географическим регионам; - провести анализ сценариев климатических рисков для информирования стратегического планирования и определения финансовых рисков, связанных с изменением климата |
Показатели, цели
(Банк России, коммерческие банки) |
-
раскрывать информацию о стратегии, организации и механизмах управления
рисками в отношении изменения климата;
- раскрывать информацию, о связанных с климатом рисков, которые являются существенными с финансовой точки зрения; - установить показатели, цели и поддающиеся проверке ключевые показатели эффективности, связанные с климатическими рисками |
Как видно из таблицы 7, в дорожной карте сгруппированы основные виды деятельности, предлагаемые для российских банков: регулирование, стратегия, управление рисками, показатели и цели.
Цель дорожной карты заключается в том, чтобы каждый банк мог её использовать для разработки плана действий, основанного на его индивидуальной текущей позиции и политики в отношении действий по борьбе с изменением климата. Меры, которые должен предпринять каждый банк, будут зависеть от уровня его зрелости в отношении финансовых рисков, связанных с климатом, характера, масштаба и сложности его операционной и инвестиционной деятельности.
Реализация предложенных мероприятий дорожной карты позволит банкам оптимизировать процесс измерения финансовых рисков, связанных с изменением климата, и ускорит интеграцию климатический моделей в классическую систему управления рисками.
Заключение
Измерение климатических рисков требует адекватной инфраструктуры, соответствующих технологических, финансовых, человеческих и других ресурсов. Чтобы оценить подверженность климатическим рискам в операционной и инвестиционной деятельности, банкам необходимо иметь возможность собирать и управлять не только финансовыми, но и климатическими данными. Способность форматировать и обрабатывать огромные объёмы климатических данных имеет важное значение для большинства финансовых методологий.
Для измерения финансового риска, связанного с климатом, может потребоваться сгруппировать ресурсы из различных функциональных источников, а также развитие компетенций сотрудников в области климата или привлечение внешних экспертов. Масштаб и сложность банка также влияют на выбор методологии измерения риска. Внутренняя гармонизация общих подходов, показателей и методологий оценки рисков может быть затруднена из-за различий между бизнес-направлениями и банковскими структурами. Небольшие банковские группы могут столкнуться с необходимостью компромиссов между сложностью и распределением ресурсов.
В последнее время, проблематика измерения финансовых рисков, связанных с климатом активно освещается на глобальном и национальном уровнях в контексте предпринимаемых мер по обеспечению экономической безопасности. На международном уровне, органы, устанавливающие стандарты для секторов финансового рынка разработали рекомендации и принципы относительно того, как финансово-банковские учреждения должны учитывать климатические риски:
– в 2017 г. «G-20» определила климатические риски на глобальном уровне, и они были задекларированы в документах TCFD FSB по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата;
– в 2022 г. FSB разработал рекомендации о надзорных и регулятивных мерах, направленных на снижение финансовых рисков, связанных с климатом;
– в 2022 г. BCBS разработал принципы банковского управления рисками, связанных с изменением климата и деятельности органов банковского надзора в этом направлении.
Банк России рекомендует коммерческим банкам повышать свою осведомленность в части возможного влияния климатических рисков на их активы и обязательства, использовать существующие подходы с учётом климатических рисков в своей деятельности. Интегрировать климатические и экологические риски в существующие категории рисков. Определять и раскрывать значимую информацию и показатели о рисках и возможностях, связанных с климатом.
Авторами предложена дорожная карта по учёту финансовых рисков, связанных с климатом. Реализация предложенных мер в дорожной карте позволит заложить крепкий фундамент для обеспечения экономической безопасности российских банков в условиях климатических трансформаций.
Принимая во внимание растущее влияние климатических трансформаций на мировую финансовую систему и тот факт, что реакция национальных финансовых органов на климатические риски меняется достаточно быстро, банковским учреждениям рекомендуется постоянно пересматривать свои методы и процедуры идентификации, оценки и управления климатическими рисками. В рамках проводимой работы также следует учитывать и оценивать качество исходной информации и данных.
[1] ESG – факторы (экологические, социальные и управленческие) относятся к набору критериев, которые играют значимую роль в процессе принятия инвестиционных решений.
[2] «Группа двадцати» (The Group of Twenty, G-20) – ведущий форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной социально-экономической и финансовой повестки дня. «Группа двадцати» объединяет ведущие развитые и развивающиеся экономики мира, на которые приходится 80% мирового ВВП, а также 2/3 населения планеты.
[3] Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) – международная организация, созданная странами G-20 на Лондонском саммите в апреле 2009 года.
[4] Базельский комитет по банковскому надзору – организация, действующая при содействии Банка международных расчётов, разрабатывающая единые международные стандарты и методы регулирования банковской деятельности.
[5] VaR (Value at Risk) – это оценка величины риска, выраженная в денежной форме. VaR показывает максимальную ожидаемую величину потерь за определенный период при заданной вероятности.
Источники:
2. Балута В.И., Шульц Д.Н. Версия динамической стохастической модели общего равновесия для условий открытой экономики // Математическое моделирование. – 2019. – № 11. – c. 117-131. – doi: 10.1134/S0234087919110091.
3. Лаврушин О.И.,Валенцева Н.И., Красавина Л.Н., Ларионова И.В., Поморина М.А., Травкина Е.В., Соколинская Н.Э., Терновская Е.П., Ковалева Н.А., Авис О.У., Пантелеев И.А. Банковские риски. / Учебник – 4е изд., перераб. и доп. - Москва: ООО «Издательство «КноРус», 2021. – 362 c.
4. Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Мониторинг финансовых инноваций в статистике центральных банков // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – № 2. – doi: 10.18334/ide.4.2.118424.
5. Бракк Д.Г. Продовольственная безопасность в условиях климатических трансформаций // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 367-384. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117557.
6. Караваева И.В., Иванов Е.А., Лев М.Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2179-2198. – doi: 10.18334/epp.10.8.110705.
7. Караваева И.В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
8. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
9. Лаврушин О.И., Васильев И.И., Ушанов А.Е. Модели и технологии банковской деятельности. / Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ООО «Издательство «КноРус», 2022. – 216 c.
10. Лев М.Ю. Влияние продовольственной безопасности на стабильность экономики России // Вестник РАЕН. – 2015. – № 1. – c. 38-45.
11. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка устойчивости коммерческого банка в аспекте экономической и финансовой безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 173-200. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117469.
12. Лещенко Ю.Г. Институциональные ориентиры группы 20 (G-20) в аспекте российской экономики и интересах российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17. – c. 2417-2450. – doi: 10.18334/rp.18.17.38255.
13. Лещенко Ю.Г. Макроэкономическое воздействие соглашений «Базель III» на мировую банковскую систему // Российское предпринимательство. – 2018. – № 9. – c. 2345-2366. – doi: 10.18334/rp.19.9.39350.
14. Лещенко Ю.Г. Совет по финансовой стабильности: перспективы развития механизма глобального регулирования // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 197-222. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39151.
15. Медведева М.Б. Об участии банков в финансировании и поддержке «зеленой» экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 8-1. – c. 126-134. – doi: 10.34670/AR.2021.14.23.017.
16. Сенчагов В.К., Лев М.Ю., Гельвановский М.И., Рубин Б.В., Иванов Е.А., Караваева И.В., Колпакова И.А., Павлов В.И., Рогова О.Л., Вайвер Ю.М., Лев М.Ю., Казанцев С.В. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. / Монография. - Москва: Издательство «Маска», 2017. – 140 c.
17. Панова Г.С. Фонд консолидации банковского сектора как инструмент повышения безопасности на рынке финансовых услуг // Экономическая безопасность. – 2020. – № 1. – c. 41-52. – doi: 10.18334/ecsec.3.1.110120.
18. Караваева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – № 2. – c. 45-65. – doi: 10.24411/2071-6435-2019-10079.
19. Макропруденциальное стресс-тестирование финансового сектора: международный опыт и подходы Банка России. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/23505/analytic_note_170928_dfs.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
20. Barnett M.,Brock W., Hansen L.P. Pricing uncertainty induced by climate change // The Review of Financial Studies. – 2020. – № 3. – p. 1024-1066. – doi: 10.1093/rfs/hhz144.
21. Climate-related financial risks: a survey on current initiatives. Basel Committee on Banking Supervision. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d502.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
22. Climate-related risk drivers and their transmission channels. Basel Committee on Banking Supervision. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d517.pdf (дата обращения: 06.06.2023).
23. Revisions to the Principles for the Sound Management of Operational Risk. Basel Committee on Banking Supervision. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d515.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
24. Principles for the effective management and supervision of climate-related financial risks. Basel Committee on Banking Supervision. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d532.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
25. Stress testing by large financial institutions: current practice and aggregation issues. Bis. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/cgfs14.htm (дата обращения: 20.06.2023).
26. Baudino Patrizia, Svoronos Jean-Philippe FSI Insights on policy implementation № 34. Stress-testing banks for climate change – a comparison of practices. Bis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights34.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
27. Supervisory and Regulatory Approaches to Climate-related Risks Interim Report. Fsb. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsb.org/wp-content/uploads/P290422.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
28. Liu L., Huang G., Baetz B., Cheng G., Pittendrigh S., Pan S. Input-output modeling analysis with a detailed disaggregation of energy sectors for climate change policy-making: a case study of Saskatchewan, Canada // Renewable Energy. – 2020. – p. 1307-1317. – doi: 10.1016/j.renene.2019.11.136.
29. Pindyck R. What we know and don't know about climate change and implications for policy. // NBER Working Papers. - 2020. - № 27304
30. Task Force on Climate-related Financial Disclosures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsb-tcfd.org/ (дата обращения: 30.03.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:09